Бихевиоризм Скиннера: определение теории оперантного обусловливания и основы поведенческой психологии

20 столетие было богатым на научные открытия в области психологии. Разные направления и подходы исследования человека всячески пытались ответить на вопрос, что собой представляет человечество. На волне увлечения позитивизмом и поиска точных методов исследования самой популярной психологической концепцией долгое время считался бихевиоризм, который подразумевал идею того, что человек – это всегда творение окружающих обстоятельств, и полностью исключал важность сознания и внутренних особенностей индивида.

Именно в духе бихевиоризма была сформулирована теория оперантного обусловливания американским психологом Берресом Скиннером, который утверждал: человеческое поведение детерминировано и поэтому предсказуемо.

В этой статье мы более подробно рассмотрим самую выдающуюся концепцию Скиннера, которую неоднократно критиковали за манипулирование человеческим поведением, но в тоже время ее сторонники плодотворно использовали ее для внедрения новых черт характера.

Кто такой Скиннер?

Выдающийся американский психолог, живший в XX веке. Он внес значительный вклад в развитие бихевиоризма. Наибольшую известность приобрел благодаря своей теории оперантного обусловливания. Кроме достижений в психологии, Беррес Скиннер был прекрасным изобретателем. Одним из изобретений ученого является ящик, названный в его честь — ящик Скиннера. Эта конструкция предназначена для изучения принципов оперантного научения.

Скиннер стал первопроходцем в работе функционального анализа. Именно он предложил его в качестве метода исследования поведения.

Известно, что в 1958 году знаменитому психологу была вручена премия «За выдающийся вклад в развитие науки». И вручила эту премию Американская Психологическая Ассоциация. Отмечалось, что мало кто из психологов Америки смог внести такой значительный вклад в развитие психологии.

В 1972 году эта же Ассоциация признала Берреса Фредерика Скиннера самым выдающимся психологом XX века. Вторую строчку в ту пору занял З. Фрейд.

На счету знаменитого психолога сотни статей и несколько десятков научных книг.

Теория бихевиоризма Скиннера — это прорыв в науке психологии. И она будет рассмотрена ниже.

Критика Скиннера и его научный вклад в развитие психологии

Несмотря на широкое одобрение научного вклада Скиннера бихевиористами, с его позицией не соглашались многие известные психологи – Эрих Фромм, Ноам Хомский, Стивен Пинкер. Они критиковали Скиннера за пренебрежение человеческими чувствами, когнитивными способностями и ролью человеческих влечений. Поэтому «психология» Скиннера для Фромма, например, была наукой о манипулировании поведением человека.

Однако невзирая на острую критику, научные результаты Скиннера также принесли и немало плодов. Ведь не зря в 1972 году Американская ассоциация психологов внесла Скиннера в число самых выдающихся психологов ХХ столетия. Его идеи и наблюдения многократно подтверждались в разных областях применения, где самыми успешными сферами стали обучение навыкам общения, тренировка навыков уверенности, самоконтроля, а также лечение тревоги, мигрени, артериальной гипертензии и мышечного напряжения.

Кстати, о формировании полезных привычек. Если вы хотите понять как можно эффективно справляться со стрессом, тревогой и страхами, обратите внимание на нашу онлайн-программу «Психическая саморегуляция». С ее помощью за 6 недель можно освоить эффективные способы сохранять ясность ума и справляться с трудными ситуациями на работе, в университете и личных отношениях.

Что же касается оперентного обусловливания Скиннера, то относиться к нему можно по-разному, и это личный выбор каждого. Но все же хочется верить в то, что человек – это не просто животный материал, руководимый лишь реакциями, а осознанное существо, способное всегда и везде опираться на разум, принимать обдуманные решения и действовать самым лучшим образом.

Желаем вам успехов и ждем на наших уроках!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Метод изучения психологии Вундта
  • Критика позитивизма: коротко о главных антипозитивистских концепциях
  • Ассоциативное обучение
  • Бихевиоризм: основные положения, представители и направления
  • Психолингвистика как инструмент глубинного изучения речи и языка
  • Возникновение позитивизма
  • Прикладной анализ поведения: от стимулов к реакциям
  • Краткая история психологии: от Античности до наших дней
  • Ситуационизм в психологии и поведение человека
  • Эффект Розенталя или как мудро руководить коллективом

Ключевые слова:1Психорегуляция

Оперантное поведение

Оперантный бихевиоризм Скиннера, или оперантное поведение — это какие-либо действия, направленные на достижение определенной цели. Оно находится под действием предшествующих факторов и последствий.

Таким образом, теория оперантного обусловливания следующая: процесс обучения, основанный на действиях предшествующих факторов и последствий.

Последствия формируют оперантное поведение. И следовательно, его частота в будущем увеличивается или уменьшается.

Предшествующие факторы влияют на проявление поведения в настоящем времени.

Кратко о бихевиоризме Скиннера: формирование оперантного поведения происходит в следствие «оперирования последствиями». То есть создаются определенные условия в окружающей среде.

Бихевиоризм: ниша в педагогике

Итак, бихевиоризм за столетие вырос из «безобидной» естественнонаучной дисциплины, исследующей поведение животных, в мощную систему по управлению массовым и индивидуальным сознанием. Его методы, впрочем, применяются не только в интересах политиков и крупных бизнесменов. Анализ поведения и его коррекция сами по себе не несут ничего плохого. Поэтому принципы радикального бихевиоризма нашли своё применение, например, в педагогике. Здесь осуществляется стимулирование школьной успеваемости, побуждение молодёжи к здоровому образу жизни, физическому и интеллектуальному развитию. С помощью приёмов бихевиоризма удаётся лечить ряд психических расстройств, избавляться от психологических проблем.

Впрочем, методы, которыми оперируют бихевиористы для осуществления «благих намерений», время от времени подвергаются критике. Избавляясь от одних проблем, их пациенты зачастую приобретают другие, обусловленные этой самой «промывкой мозгов». Бывает, что человек становится полностью управляемым и не может принимать самостоятельные решения. Поведение пациента привязывается к стимулам и к авторитетам, теряя собственную значимость.

Это можно проиллюстрировать на примере религии, которая тоже является радикальной бихевиористской конструкцией. С помощью известных стимулов (обещание награды на небесах и «божественной помощи» в земных делах, запугивание «карой небесной» и т. д.) у верующего формируются определённые установки и модели поведения, которые тесно связаны с религиозным учением и необходимостью веры в Бога. Если же человек отходит от религии, он чувствует, что теряет смысл жизни, он начинает всё больше деградировать.

Можно также вспомнить, как кардинально изменилось поведение жителей бывшего Советского Союза, как только этот Союз перестал существовать. Миллионы советских людей существовали в своей стране, по сути, в виде управляемых биороботов; они производили впечатление образованных, трудолюбивых и интеллигентных людей, реагируя на создаваемые государством стимулы, причём чаще всего даже нематериальные. Когда исчез источник стимулов, пропало и соответствующее поведение. И когда появились источники других стимулов, изменилось и поведение людей.

Любопытно, что для европейских соцстран (Польша, Чехословакия, Венгрия) это было характерно гораздо меньше: несмотря на то, что после войны там установились коммунистические режимы, направленные на формирование «нового человека», поведением людей продолжали управлять привычные «внутренние» механизмы, унаследованные от капиталистической эпохи, традиционного воспитания и культуры.

Создание условий

Эти условия, согласно бихевиоризму Скиннера, создаются с помощью положительных или отрицательных усилений (подкреплений). Положительное подкрепление усиливает проявление того или иного поведения в дальнейшем. Отрицательное, наоборот, гасит его.

К примеру, ребенок постоянно капризничает в магазине. Мама покупает ему шоколадку или игрушку, малыш прекращает свои капризы. Шоколадка и есть положительное подкрепление в данной ситуации для маленького капризули. У него уже выработался четкий алгоритм поведения, и ребенок знает, что стоит ему начать истерику в магазине, он получит за это своеобразное усиление.

Иной пример. Ребенок закатывает истерику в магазине. Мама игнорирует. Ребенок еще сильнее кричит, пытается упасть на пол и биться в истерике. Мама сильно шлепает его и уводит из магазина, ничего не купив. Во второй раз малыш опять включает такую систему поведения, и опять получает шлепок. Вряд ли на третий раз ему захочется быть отшлепанным. Ребенок начинает вести себя спокойно в магазине, не пытаясь капризничать. А почему? Потому что шлепок — отрицательное подкрепление. И малышу не нравится этот метод, поэтому он будет стараться избежать его в дальнейшем.

Характерные черты необихевиоризма

Нео-бихевиористское движение возглавили такие американские психологи, как Э. Толмен и К. Холл.

Э. Толмен изложил свои основные идеи в книге «Целенаправленное поведение у животных и человека». Как и другие бихевиористы, он проводил свои экспериментальные работы в основном на животных (белых крысах) и считал, что законы поведения одинаковы для всех живых существ и могут быть наиболее четко и подробно прослежены на элементарных уровнях поведения.

Толмен, как и все его предшественники «классические бихевиористы», утверждал, что изучение поведения должно проводиться строго объективным методом, без каких-либо недоступных методу предположений о внутреннем мире сознания. Однако он возражал против того, чтобы ограничивать анализ поведения формулой «стимул — реакция» и игнорировать те факторы, которые играют чрезвычайно важную роль между ними. Он называет эти факторы «промежуточными переменными».

До исследований Толмена считалось, что эти факторы являются чисто внутренними, открытыми только для отдельного субъекта, который способен наблюдать за собственным сознанием. Толмен утверждал, что внутренние процессы можно «вывести наружу» и придать их изучению такую же точность, как и при изучении любого физического объекта. Для этого поведение должно рассматриваться с точки зрения его целостной организации, а не как цепь отдельных реакций. Холистическое поведение было описано Толманом как система, которая связана с окружающей средой сетью когнитивных отношений. Организм ориентируется в ситуациях, к которым он адаптируется, выделяя определенные признаки, которые позволяют ему различать, «что к чему ведет». Он не просто сталкивается со средой, а идет к ней со своими ожиданиями, строит гипотезы и даже проявляет некоторую изобретательность в процессе поиска наилучшего и наиболее целесообразного выхода из проблемной ситуации.

Толмен считал, что поведение нельзя свести к развитию моторных навыков. Это отличало его от других бихевиористов. Его экспериментальные данные показали, что организм в процессе постепенного освоения окружающей среды строит когнитивную («познавательную») карту пути, по которому необходимо следовать для решения той или иной проблемы. Толмен уделял большое внимание процессам обучения и выделил особый тип обучения, который впоследствии был назван латентным (скрытым) обучением. Это скрытое научение играет роль, когда подкрепление отсутствует, и характеризуется способностью изменять поведение.

Теория Толмена привела к пересмотру взглядов прежних бихевиористов на факторы, регулирующие адаптацию организма к окружающей среде. Среди всех этих факторов особенно выделяется целевая регуляция действий живых существ, их способность к активной познавательной деятельности даже в тех случаях, когда речь идет о выработке двигательных навыков.

После экспериментов Э. Толмена стала очевидной неадекватность прежних взглядов на поведение, и потребовался их основательный пересмотр.

Усиление поведения

Принцип усиления поведения — это процесс, который происходит в окружающей среде, после того, как поведение уже образовалось и проявилось.

Усиление происходит сразу после проявления поведения.

Положительное усиление — это проявление стимула после демонстрации поведения. Оно приводит к его усилению в будущем.

Отрицательное усиление — это стимул, который дается сразу после проявления поведения, и снижает его последующую возможность возникновения.

Согласно оперантному бихевиоризму Скиннера, отрицательное усиление — это освобождение. Получив его однажды, человек в дальнейшем будет стремиться освободиться от усиления неприятного стимула.

Виды процессов усиления

Бихевиоризм Б. Скиннера говорит о двух видах данных процессов: непосредственные и опосредственные. Первые являются процессами, при которых задействованы внешние раздражители окружающей среды, имеющие непосредственное влияние на человека. Они, в свою очередь, подразделяются на:

  1. Положительные — внимание, сон, еда.
  2. Отрицательные — избегание неприятного человека.

Непосредственные процессы — автоматические. Они, как и опосредственные подразделяются на положительные и отрицательные.

Наросты

Существуют радикальные бихевиористские школы дрессировка животных, управление, клиническая практика, и образование. Философские взгляды Скиннера оставили свой след в принципах, принятых небольшой горсткой утопических сообществ, таких как Los Horcones и Twin Oaks, а также в постоянных вызовах аверсивным методам контроля поведения людей и животных.

Радикальный бихевиоризм породил множество потомков. Примеры этого включают молярные подходы, связанные с Ричард Хернштейн и Уильям Баум, Говард Рахлин телеологический бихевиоризм, Уильям Тимберлейкс системы поведения подход, и Джон СтаддонТеоретический бихевиоризм. Контекстуальная поведенческая наука, связанная с работами Стивен С. Хейс, также является интерпретацией радикального бихевиоризма.

Теории Скиннера о вербальное поведение нашли широкое применение в терапии детей с аутизм которые основаны на прикладной анализ поведения (ABA).

Процессы ослабления поведения

Бихевиоризм Скиннера включает в себя и процессы ослабления. Что это такое? Это процесс наказания или ослабления, который происходит после того, как поведение проявилось. И приводит он к ослаблению нежелательного поведения в будущем.

Данные процессы подразделяются на положительные и отрицательные.

Положительное ослабление — процесс, при котором после проявления поведения предоставляется неприятный стимул, приводящий к уменьшению и/или сокращению поведения в будущем.

Отрицательное ослабление — процесс ликвидации приятных стимулов после демонстрации нежелательного поведения, для того, чтобы проявление поведения в будущем снизилось или сократилось.

Частные события в радикальном бихевиористском аккаунте

Радикальный бихевиоризм отличается от других форм бихевиоризма тем, что он рассматривает все, что мы делаем, как поведение, включая личные события (такие как мышление и чувства). В самом деле, это одна из причин, почему философия Скиннера считается радикальной. В отличие от Джон Б. ВатсонВ рамках бихевиоризма частные события не отвергаются как «эпифеномены», но рассматриваются как подчиненные тем же принципам обучения и модификации, которые, как было обнаружено, существуют для открытого поведения. Хотя частные события не являются публично наблюдаемым поведением, радикальный бихевиоризм допускает, что каждый из нас является наблюдателем своего личного поведения.

Многие учебники, подчеркивая, что Скиннер считал поведение надлежащим предметом психологии, не проясняют позицию Скиннера и неявно или даже явно утверждают, что Скиннер исключил изучение частных событий как ненаучное.[16] Скиннер прямо отметил, что бихевиористы должны понимать и учитывать частные события, хотя он также считал их выходящими за пределы прямого анализа. [17]

Предшествующие факторы

К одной из стадий бихевиоризма Скиннера относятся различные стимулы и мотивационные операции.

Мотивационные операции увеличивают или уменьшают эффективность того или иного стимула для усиления или ослабления поведения. Подразделяются на побуждающие и подавляющие.

Побуждающие повышают мотивационную ценность. А значит, вероятность возникновения поведения увеличивается.

Подавляющие, в свою очередь, понижают мотивационную ценность стимула, уменьшая вероятность возникновения того или иного поведения.

Стимулы

Они оказывают влияние на поведение вследствие прошлого опыта. Их можно разделить на три варианта.

  1. После поведения произойдет усиливающее последствие.
  2. Усиливающего последствия не произойдет.
  3. Произойдет неприятное последствие, которое приведет к ослаблению поведения в будущем.

То есть, первый вариант — это побуждающее воздействие. Поведение будет происходить с большей вероятностью, так как оно усиливалось в прошлом в присутствии данного стимула.

Второй вариант — подавляющее воздействие. Поведение не будет происходить, так как в прошлом, при воздействии данного стимула, произошел процесс гашения.

Третий вариант — запрещающее воздействие. Поведение не будет происходить потому, что в прошлом в присутствии данного стимула появился неприятный стимул, который ослабил это.

Виды оперантного обусловливания

Фредерик Скиннер разделил механизм подкрепления на три типа:

  1. Закрепление с помощью вознаграждения. Позитивное подкрепление действия увеличивает вероятность его повторения, так как конкретное поведение привело к положительным последствиям.
  2. Закрепление через наказание. Организм будет стараться избегать определенного действия, если оно приносит негативные последствия.
  3. Если действие не несет ни негативных, ни позитивных последствий, оно со временем исчезает.

Позитивное подкрепление стимулирует организм к поведению, закрепленному поощрением. Наказание, наоборот, снижает вероятность использования привитого навыка в будущем.

Радикальный бихевиоризм Скиннера

Чтобы понять, что это такое, нужно знать его отношение к теории З. Фрейда. Скиннер считал, что тот сделал колоссальное открытие относительно того, что человеческое поведение, по большей мере, обусловлено бессознательными причинами. Однако в корне не соглашался с Фрейдом по поводу его изобретения психического аппарата и сопутствующих процессов для объяснения поведения человека.

По мнению Скиннера, процессы поведения не имеют ничего общего с поведением. Психические звенья создают лишь проблему для объяснения поведения.

Скиннер считал, что рефлекс — это понятие соотношения между стимулом и ответом на этот стимул. Таким образом, если организм получает подкрепление за свое поведение, то происходит его усиление. Организм запоминает их, и соответственно, идет заучивание и становление определенного вида поведения. Если же подкрепление отсутствует, то поведенческие акты, ничем не подкрепленные, исчезают из репертуара поведения организма.

Это можно назвать рефлекторным поведением или невольным. Его основное отличие от оперантного в том, что последнее нельзя вызвать. Оно добровольное. А рефлекторное поведение вызывается тем или иным стимулом, неважно, условным или безусловным. Эта теория совпадала с мнением русского ученого И. Павлова.

Что такое бихевиоризм: коротко о главном

Английское слово behavior означает «поведение». Это и дало название упомянутому направлению в психологии. Бихевиоризм ставит своей задачей исследовать поведение человека, его взаимодействие с другими людьми и то, как он реагирует на те или иные обстоятельства.

Каждый день люди встают с постели и начинают что-то делать. И каждую минуту они попадают в определённые ситуации, в которых ведут себя определённым образом. Бывает, что поведение одних людей в данной ситуации отличается от поведения других людей в тех же обстоятельствах. Почему это происходит, и выявляет бихевиоризм. Полученные знания позволяют – ни много ни мало – управлять поведением людей, как по отдельности, так и большими массами, позволяют воздействовать на общество и заставлять его вести себя так, как этого хочет обладатель знаний.

Любопытно, что толчок к развитию бихевиоризма дал Иван Петрович Павлов – великий русский биолог. Он изучал реакции животных на различные стимулы, исследовал условные и безусловные рефлексы, создал целую науку о высшей нервной деятельности.

Определённые идеи в этом направлении были открыты ещё в девятнадцатом столетии: например, американский исследователь Эдвард Торндайк открыл так называемый «закон эффекта». Он проводил эксперименты на животных, помещая их в сложно устроенные ящики и наблюдая, как они находят из них выход. Если животное нашло выход, то оно получало вознаграждение. Постепенно животное приучалось двигаться определённым образом, чтобы находить выход с первого раза, без ошибок.

Впоследствии законы поведения, помимо Павлова, изучали также Джон Б. Уотсон, Б. Ф. Скиннер и другие учёные. Скиннер создал радикальный бихевиоризм, который основывался на утверждении, что внутренние события (в частности, мысли и чувства) контролируются теми же механизмами, что и наблюдаемое со стороны поведение.

Бихевиоризм – это дисциплина, которая совмещает философию, методологию и психологию. Он возник тогда, когда стало ясно, что традиционные направления психологии не всегда могут объяснить изучаемые явления и сделать достоверные предсказания. Кроме того, традиционная психология в то время не была в достаточной степени строгой материалистической наукой и иногда оперировала понятиями, имевшими иррациональный характер или научно не доказанными (например – понятие о бессознательном).

Бихевиоризм стал идеей, которая была призвана объяснить человеческую психологию со строго материалистических позиций. Именно поэтому общественность, в том числе научная, поначалу довольно холодно принимала бихевиоризм: он ей казался слишком циничным, поскольку объяснял сложные и запутанные взаимоотношения между людьми как совокупность простейших «животных» реакций. Бихевиоризм окончательно низводил человека до уровня «просто интеллектуально продвинутого животного» и в этом смысле казался похожим на социальный дарвинизм, поскольку переносил законы дикой природы на человеческое общество.

Другим недостатком бихевиоризма было игнорирование процессов сознания, самоопределения, творчества. Вообще сложная психическая деятельность, присущая человеку, не учитывается этой концепцией. Для неё мысли, мечты, фантазии существуют лишь в человеческом сознании и никак не связаны с реальной действительностью; тем более, что изучение этих внутренних процессов – задача очень трудная.

Управление человеком

Воспитание в концепции бихевиоризма Б. Скиннера основано на том, что личность человека — это совокупность физических реакций, возникающих при наличии предшествующих факторов и последствий.

Человеческое поведение формируется согласно подкреплениям. Чаще всего, на основе положительного. Может формироваться и под воздействием отрицательного подкрепления.

Зная это, поведением человека можно управлять, основываясь на:

  1. Положительном подкреплении верных реакций. Это способствует их закреплению в поведении личности.
  2. Субъективной ценности подкрепления. То есть исходя из того, что является наиболее стимулирующим для данной личности.
  3. Оперантное обусловливание. Личность знает, что за ее поведением может последовать отрицательное подкрепление. Чтобы избежать негативных последствий, человек вполне способен отказаться от конкретного вида поведения.
  4. Субъективная вероятность последствий. Если человек осознает то, что вероятность возникновения отрицательного подкрепления от его действий мала, он готов рисковать.
  5. Подражание. Людям свойственно бессознательное подражание тем, кого они считают своим авторитетом.
  6. Тип личности. Управлять теми, кто склонен перекладывать ответственность за свои поступки и действия на других людей и жизненные обстоятельства, гораздо легче. Такой тип личности называется экстерналами. Интерналы, наоборот, берут всю ответственность за происходящее с ними только на себя.

Рекомендации

  1. Шнайдер, Сьюзан М., и Моррис, Эдвард К. (1987). «История срока Радикальный бихевиоризм
    : От Ватсона до Скиннера «.
    Поведенческий аналитик,
    10 (1), стр. 36.
  2. Кьеза, Мекка (1974). Радикальный бихевиоризм: философия и наука.
    Перепечатано Кооперативом авторов (1994): Бостон, Массачусетс. ISBN 0962331147, ISBN 978-0962331145.
  3. Staats, Финли, Минке, Вольф, 1964, «Переменные подкрепления и контроль чтения ответов»
  4. Статс и Баттерфилд, 1965, «Лечение не читающих несовершеннолетних правонарушителей, лишенных культурных ценностей: применение принципов подкрепления»
  5. Краснер и Ульман, 1965, «Исследование модификации поведения»
  6. Брайан О. Мидгли; Эдвард К. Моррис. «ПРИРОДА И ВОСПИТАНИЕ В ПОВЕДЕНИИ СКИННЕРА». Мексиканский журнал анализа поведения
    .
    24
    — через УНАМ.
  7. Джеймс М. Джонстон; Х. С. Пеннипакер; Джина Грин (2019). Стратегии и тактика поведенческих исследований и практики
    . Рутледж. ISBN 9781138641594 .
  8. Баум, Уильям. «Что такое радикальный бихевиоризм? Обзор концептуальных основ радикального бихевиоризма Джея Мура. … «Radical Behaviorism 95.1 (2011): 119-126. ProQuest. Web. 12 января 2011 г.
  9. Хомский, Н. (1959) «Обзор Б.Ф. Скиннера Вербальное поведение «
    . В Леон А. Якобовиц и Мюррей С. Мирон (ред.),
    Чтения по психологии языка
    , Прентис-Холл, 1967, стр. 142–3.
  10. MacCorquodale, К. (1970). «О рецензии Хомского на книгу Скиннера Вербальное поведение «
    .
    Журнал экспериментального анализа поведения
    , 13, 83–99.
  11. Артур В. Стаатс (2012). Чудесное обучающееся животное
    . Получено 18 апреля, 2022.
  12. Скиннер, Б.Ф. (1974). О бихевиоризме
    . Нью-Йорк: Кнопф.
  13. Моксли, Рой (2003). «Прагматический селекционизм: философия анализа поведения». Поведенческий аналитик сегодня
    , 4(3), 289–314. BAO
  14. Huitt, W. & Hummel, J. (1997). «Введение в оперантное (инструментальное) кондиционирование». Валдоста, Грузия: Государственный университет Валдосты.
  15. Скиннер, Б.Ф. «О стихотворении», в котором он заявляет: «Я не психолог С – Р». Также в О бихевиоризме
    где он снова заявляет эту позицию
  16. Мэлоун, Джон С. и Крушон, Натали М. «Радикальный бихевиоризм и остальная часть психологии: обзор / краткий обзор книги Скиннера« О бихевиоризме »». Поведение и философия. 29.1 (2001): 31-57. Jstor. Интернет. 12 января 2011 г.
  17. Скиннер, Б.Ф. «Оперативный анализ психологических терминов». APA
    . Получено 2020-08-11.
  18. Дворский, Георгий. «Почему Б.Ф. Скиннер, возможно, был самым опасным психологом на свете». io9
    . Получено 2019-10-08.

По ту сторону свободы и достоинства

Говоря о Скиннере, сложно не упомянуть об этой книге. В ней переворачиваются все прежние ценности и идеалы обычного человека. Автор четко и ясно излагает, как можно управлять людьми. Что такое деньги, например. Они благо для людей или способ воздействия на толпу? Или как принудить человека работать? Достаточно платить ему ежемесячную зарплату в таком объеме, чтобы хватило лишь на еду. Этот прием известен еще со времен Древнего Рима, где люди работали за еду. Сейчас в ее роли выступают шуршащие бумажки.

Какова ценность человеческой жизни, а главное — как пересмотреть собственные взгляды и решиться изменить привычный уклад? Беррес Фридерик Скиннер дает конкретные и очень четкие ответы за эти вопросы в своей книге. Для тех, кто хочет что-то изменить в своей жизни, она станет отличным толчком к действиям.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]