Классический бихевиоризм Уотсона — Необихевиоризм Б. Ф. Скиннера


Необихевиоризм Б. Ф. Скиннера

Нео-бихевиоризм основан на том же принципе, что и Уотсон, а именно: психология не имеет права заниматься чувствами, влечениями или другими субъективными состояниями[1]; он отвергает любые попытки говорить о «природе» человека, строить модель личности или подвергать анализу различные страсти, мотивирующие поведение человека. Скиннер отвергает любой анализ поведения в терминах намерения, цели или задачи как донаучный и пустую трату времени. Психология должна заниматься изучением механизмов, которые мотивируют поведение человека, и тем, как их можно использовать для достижения максимальных результатов. «Психология» по Скиннеру — это наука о манипулировании поведением; ее цель — открыть механизмы «стимуляции», которые производят поведение, желаемое «клиентом».

Вместо условных рефлексов павловской модели Скиннер говорит о модели «стимул-реакция». Другими словами, это означает, что безусловно-рефлекторное поведение приветствуется и вознаграждается, потому что оно желательно для экспериментатора. (Скиннер обнаружил, что похвала и вознаграждение являются более сильными и эффективными стимулами, чем наказание). В результате такое поведение закрепляется и становится привычкой для объекта манипуляции. Например, Джонни не любит шпинат, но он все равно его ест, и мама вознаграждает его за это (хвалит, показывает ему взгляд, дружескую улыбку, любимый кусок торта и т.д.), что является положительным «стимулом», согласно Скиннеру. Когда стимулы действуют последовательно и систематически, дело доходит до того, что Джонни начинает нравиться есть шпинат. Скиннер и его коллеги разработали целую серию оперативных методик и проверили их в сотнях экспериментов. Скиннер доказал, что с помощью правильного применения положительных «стимулов» можно в невероятной степени изменить поведение как животных, так и людей — даже несмотря на то, что некоторые слишком нагло называют «врожденными склонностями».

Доказав это экспериментальным путем, Скиннер, несомненно, получил признание и славу. В то же время он подтвердил точку зрения тех американских антропологов, которые ставят социокультурные факторы на первое место в формировании человека. Важно добавить, однако, что Скиннер не полностью отвергал генетические предположения. Однако, чтобы точно охарактеризовать его позицию, следует подчеркнуть следующее: Скиннер считает, что поведение полностью определяется набором «стимулов», не зависящих от генетической обусловленности. Стимул может быть произведен двумя способами: либо в результате нормального культурного процесса, либо по заранее продуманному плану.

Цели и ценности

Эксперименты Скиннера не направлены на выяснение целей воспитания. Подопытному животному или испытуемому в ходе эксперимента создаются такие условия, что они ведут себя совершенно определенным образом. А почему их помещают в такие условия — это дело руководителя проекта, который определяет цели исследования. Практика-экспериментатора в лаборатории, по большому счету, мало волнует, зачем он обучает, воспитывает или тренирует подопытное животное (или человека), его больше интересует процесс демонстрации своих навыков и выбор методов, соответствующих поставленной цели. Когда мы переходим от лабораторных условий к условиям реальной жизни человека и общества, возникают серьезные трудности, связанные именно с вопросами: почему человек подвергается манипуляциям, и кто является заказчиком (кто ставит, преследует такие цели)?

Создается впечатление, что когда Скиннер говорит о культуре, он все еще имеет в виду свою лабораторию, где психолог действует без учета ценностных суждений и не испытывает трудностей, поскольку цель эксперимента не имеет для него значения.

Идея бихевиоризма

Важную нишу бихевиоризма занимает стимул. Он подразумевает данную ситуацию, которая выстраивает подкрепление реакции. В виде этих реакций выступают эмоциональное и устное реагирование окружающего общества. Но при этом личностные переживания не остаются незамеченными, а переносятся в зависимое положение от внешних факторов.

Научный исследователь Джон Уотсон вынес основные пункты, на которых строится бихевиоризм:

Целью наблюдения психологии есть поведение и реакции всех живых существ. Именно такие проявления будут изучены.

Все физиологические и психологические проявления исходят от типа поведения.

Реагирование людей и животных нужно исследовать как единый двигательный показатель на внешние раздражители – стимулы.

Исследовав показатели стимула, можно предугадывать следующий ответ. Основная задача бихевиоризма – научится предсказывать действия личности. Так поведение индивида можно контролировать.

Все виды реакций человека состоят из приобретенных форм (условные рефлексы) или переходят по наследству (безусловные рефлексы)

Повадки человека – это итог обучения. Т.е. многократное повторение ответного реагирования отпечатывается в памяти. Впоследствии этого могут быть воспроизведены. Так формирование навыков происходит через выработку условных рефлексов.

Мышление и речь также входят в список навыков.

Память служит хранением приобретенных умений.

Становление психических реакций происходит на протяжении всей жизни. Такое развитие зависит от условий проживания, социального общества и внешних раздражителей.

Систематизация возрастного развития не присутствует. Общих признаков в процессе формирования детской психики на разных этапах возраста отсутствуют.

Эмоции означают ответ организма на положительные и отрицательные стимуляторы окружающего пространства.

Уотсон предполагал, что человека можно обучить всему. По его мнению генетические, личностные и умственные факторы не помешают обучению.

Если углубится, то суть бихевиоризма в создании лаборатории социума.

О психологических экспериментах

Когда психолог ставит перед собой задачу понять поведение человека, он должен выбрать методы, подходящие для изучения людей в реальной жизни, тогда как бихевиористские исследования практически проводятся in vitro. Может сложиться впечатление, что психология пытается добиться уважения, подражая естественным наукам, заимствуя у них некоторые методы, но оказывается, что это были методы, действовавшие 50 лет назад, а не «научные» методы, используемые сегодня в передовых отраслях науки. В результате недостающая теория часто скрывается за внушительными математическими формулами, которые не имеют ничего общего с фактами и нисколько не повышают их значимость.

Разработка метода наблюдения и анализа поведения человека за пределами лаборатории — задача не из легких, но она является необходимой предпосылкой для понимания человека. По сути, есть только два метода наблюдения, которые работают при изучении человека:

  1. первый метод — это прямое и детальное обследование одного человека другим. Наиболее эффективную версию этого метода демонстрирует «психоаналитическая лаборатория» Фрейда. Здесь пациенту предоставляется возможность выразить свои бессознательные влечения, и в то же время проясняется связь этих влечений с наблюдаемыми «нормальными» и «невротическими» формами поведения. Менее мощным, но все же достаточно продуктивным методом является интервью или серия опросников, к которым следует добавить изучение некоторых сновидений, а также серию проективных тестов. Даже не зная субъекта лично и не имея его писем, дневников или подробной биографии, психолог может использовать этот вид наблюдения как важный источник для понимания психологического профиля личности.
  2. второй метод изучения человека в жизни — вместо того, чтобы «загонять» жизнь в психологическую лабораторию, превратить определенные жизненные ситуации в «естественную лабораторию». Вместо того чтобы конструировать искусственную социальную ситуацию (как это делается в психологической лаборатории), исследователь изучает эксперименты, которые предлагает сама жизнь. Необходимо отобрать такие социальные ситуации, которые можно сравнить, и превратить их в соответствующий эксперимент с помощью специального метода. Если одни факторы принять за константы, а другие изменить, то в такой природной лаборатории есть возможность проверить различные гипотезы. Подобных ситуаций очень много, и можно проверить, соответствует ли та или иная гипотеза всем этим ситуациям — и если нет, то можно выяснить, есть ли убедительное объяснение этому исключению, или нужно изменить гипотезу. Простейшей формой такого «естественного эксперимента» является анкетный опрос (с использованием большого списка открытых вопросов или личных интервью), проводимый среди репрезентативных групп людей разных возрастов и профессий.

Теория и основные направления бихевиоризма

Идеи, сформулированные бихевиористами, дали толчок развитию множества направлений и прикладных дисциплин.

Вот некоторые направления

:

  • Методологический бихевиоризм
    – собственно, самый классический вариант, который полагает, что лишь внешние проявления человеческой деятельности имеют значение, тогда как мысли и чувства не влияют на поведение.
  • Радикальный бихевиоризм
    – был развит Скиннером, который полагал, что внутренние события в организме, в том числе мысли и чувства, имеют не менее важное значение, чем наблюдаемое поведение. Скиннер считал, что внешние стимулы контролируют внутренние события в организме точно так же, как они контролируют внешнее поведение.
  • Теоретический бихевиоризм
    – также уделяет внимание мыслям, чувствам и прочим внутренним процессам в организме, которые стало возможно наблюдать с помощью современных технологий; но он предоставляет больше свободы в выборе методов изучения и контролирования поведения.
  • Психологический бихевиоризм
    – направление, используемое в психологии и психотерапии. Оно применяется в детском воспитании и развитии, в современных методиках преподавания, в исследовании психических и психологических отклонений и нарушений.

Теория фрустрационной агрессивности

Существует множество других бихевиористских исследований агрессии, но единственной общей теорией агрессии и насилия является теория фрустрации Джона Долларда и других, которая пытается объяснить причину всей агрессии. Более конкретно, эта теория утверждает следующее: «Возникновение агрессивного поведения всегда связано с наличием фрустрации, и наоборот — наличие фрустрации всегда влечет за собой ту или иную форму агрессии».

Два года спустя один из авторов этой теории, Н.Е. Миллер, сформулировал вторую половину гипотезы, предположив, что фрустрация может вызывать множество различных реакций и что агрессия является лишь одной из них.

По словам Басса, за редким исключением, эта теория была принята почти всеми психологами. Сам Басс критически подытоживает: «К сожалению, исключительное внимание к фрустрации привело к тому, что целый большой класс предшественников (вредных стимулов) был выброшен вместе с концепцией агрессии как инструментальной реакции. На самом деле, фрустрация является лишь одним из многих предшественников агрессии, но не самым сильным».

Первоначальная простая формулировка теории сильно пострадала от многочисленных интерпретаций термина «фрустрация». Наиболее важными являются два значения: 1) прекращение начатой целенаправленной деятельности (пример мальчика, которого мать бьет, когда он лезет в банку с печеньем) и 2) фрустрация как отказ, желание, страсть, «отрицание», по словам Басса (мальчик, который просит у матери печенье, а она ему отказывает).

Многочисленные интерпретации концепции фрустрации объясняются, во-первых, тем, что Доллард и другие недостаточно четко и ясно сформулировали свои идеи. Вторая причина, вероятно, заключается в том, что в повседневном языке слово «фрустрация» обычно используется во втором значении, к которому можно добавить психоаналитическую интерпретацию.

Каждое значение слова «фрустрация» соответствует двум совершенно разным теориям. Фрустрация в первом смысле кажется довольно редким явлением, поскольку она предполагает ситуацию, в которой сознательная деятельность уже началась. В любом случае, серьезного подтверждения или опровержения этой теории можно ожидать только от новых научных данных в области нейрофизиологии.

Что касается другой теории, основанной на втором значении слова «фрустрация», то у нас сложилось впечатление, что она не выдерживает проверки эмпирическими фактами. Люди, стоящие в очереди за билетами в театр, верующие во время Великого поста, люди на войне, которым приходится мириться с нехваткой качественной еды — эти и сотни подобных случаев не приводят к росту агрессии. Скорее, решающую роль для человека играет психологический смысл фрустрации, который может меняться в зависимости от окружающей среды.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]