21.05.20215 минут чтения 1038
Совсем недавно общество приравнивало развитие человека, его личности к степени образования, уровню дохода, жизни. Считалось, что чем больше богатств, тем выше развитие. Теперь это можно оспорить, так как совсем нет связи между развитием личности и материальным благом. Уровень развития личности определяется через понимание своего бытия, предназначения, осознание себя и своей жизни, формирование сознания и самосознания.
Каждый человек приходит в этот мир «чистым листом» и на протяжении всей жизни учится, развивается и совершенствуется. Развитие происходит в обществе, на это сильно повлияла социализация. Личность развивается только при взаимодействии, контакте с другими людьми.
Наедине с самим собой, без обмена информацией, впечатлениями, эмоциями и чувствами процесс развития попросту невозможен. Вне общества человек живёт в среде «животного мира» и совершенствовать своё сознание, личность, духовные качества, развивать свои таланты попросту незачем, это неинтересно, такой потребности и желания не возникает.
Младенчество
Этот период выделяют Эриксон и Фрейд («Оральная стадия»). На данном этапе закладываются основы личности и отношение к окружающему миру — доверие или недоверие, уверенность или её отсутствие.
Конечно, важную роль в жизни ребёнка играет его мама, которая представляет для младенца целый мир. Ему необходима материнская забота, которая позволяет чувствовать последовательность, узнаваемость в переживаниях. Дальнейшее развитие личности во многом зависит от первых дней жизни.
При наличии доверия ребёнок воспринимает мир в позитивном ключе, как надёжный, предсказуемый, спокойно переносит трудности, даже временное отсутствие матери рядом. При отсутствии материнской заботы в должной мере возникает чувство недоверия, страха и подозрительности. Таким образом, в основе первого периода лежит соотношение: «доверие-недоверие».
Второй этап развития личности
Это – этап социального наркомана – «адаптированного» среднестатистического обывателя, для которого предназначены 90% всех телепрограмм, журналов, игр и новостей СМИ. Здесь я опускаю книги, потому что они в большинстве своем имеют чуть более высокий уровень преподнесения информации.
На этом этапе человек интуитивно чувствует, что физического насилия необходимо избегать. Он может подвести свое логическое обоснование под понимание, почему не стоит вести себя аморально на физическом уровне
Однако логическое объяснение – не так важно. Важен глубинный опыт в его бессознательном
Если вы верите в перерождения, то можно назвать это опытом прошлых жизней, где человек отработал грубую карму. В ином случае, можно говорить о генах, переданных достойными родителями или о подобающем воспитании. До физического насилия обыватель опускается во время регрессии, когда его восприятие временно притупляется.
Однако, физический план – не единственный. И на втором этапе развития человек может быть аморальным в том, что касается его чувств и мыслей.
На втором этапе развития, например, человек редко понимает, что вранье, также является насилием и дисгармонией. Иными словами здесь проблематика переносится на более тонкий – психический уровень. Развитие как таковое связано с устранением грубого непонимания и переносом внимания на более тонкий дисбаланс.
На втором этапе развития инстинкт выживания отходит на второй план, его влияние становится опосредованным, но чревоугодие и похоть по-прежнему остаются центральными потребностями. Разница с первым этапом развития в том, что сознание становится на порядок тоньше и потребности обнажают свои оттенки и качества. Человек начинает играть в искушение и обольщение, чтобы насладиться происходящим более изощренно. В сексе появляются предварительные игры и ласка. В еде помимо мяса и выпивки, может возникнуть интерес к более изысканным блюдам.
Характерная особенность второго этапа развития – это потребность в удовольствии. И раз ментальная сфера уже в какой-то степени развита, человек, помимо секса и еды интересуется усладой своего ума. К этому относятся: игры, развлекательное чтиво, кино, болтовня и всевозможные забавы.
По критерию мудрости и дальновидности человек на втором этапе развития сделал заметный шаг. Сейчас он оперирует памятью, и готов зарабатывать деньги, которые может потратить на получение желаемого. На этом этапе человек склонен к наркомании и алкоголизму, поэтому социальный блок информации, осуждающий эти наклонности не зря работает так активно.
Другой критерий первых двух этапов развития – деградация при отсутствии труда и активной деятельности. Если на человека первых двух этапов сваливается состояние, скорей всего, он вскоре уйдет из жизни. Исключение может быть лишь в случае жесткого контроля со стороны более сильной личности, находящейся рядом с человеком первых двух этапов развития. В таком случае сильная личность огораживает более слабую от потакания своим страстям. Ведь, как известно, наркомания имеет склонность прогрессировать – будь то увлечение играми, ТВ, сексом, алкоголем, или наркотиками. Благо, человек второго уровня лишь в редких случаях способен сам заработать огромные деньги. Обычно он как бы лавирует между пороками и своей способностью их утолить.
Диагностика интеллектуальных способностей
Уровень интеллектуального развития человека предполагает его умение использовать свой ум для мышления, понимания, слушания, принятия решений, наблюдения, восприятия взаимосвязей и других мыслительных операций. Одной из самых широко используемых методик для определения степени развития данного качества являются IQ-тесты, в которых предлагается определенный набор заданий, а на их выполнение отводится фиксированное количество времени. Шкала баллов, которые можно набрать при прохождении данного теста, составляет от 0 до 160 и представляет собой диапазон от дебильности до гениальности. IQ-тесты предназначены для людей любого возраста.
Другая популярная методика — ШТУР — также выявляет способности. Уровень развития способностей интеллектуальных у школьников является целью диагностики данного метода. Включает в себя 6 субтестов, в каждом из которых присутствует от 15 до 25 однотипных заданий. Первые два субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников, а остальные выявляют:
— умение находить аналогии;
— логические классификации;
— логические обобщения;
— нахождение правила построения числового ряда.
Метод предназначен для группового исследования и ограничен во времени. Высокие статистические показатели методики ШТУР позволяют судить о достоверности выявляемых результатов.
Движущие силы развития личности
Любое улучшение подразумевает выход из зоны комфорта. Соответственно условия развития личности, также «выталкивают» человека из привычного окружения, заставляя его мыслить по-другому. К основным механизмам личностного роста относятся:
- Обособление – принятие своей индивидуальности;
- Идентификация – самоотождествление человека, поиск аналогов;
- Самооценка – выбор своей «экологической ниши» в социуме.
Именно эти механизмы развития личности заставляют пересматривать свое отношение к жизни, выходить из зоны комфорта, совершенствоваться в духовном плане.
После вопроса самооценки и удовлетворения своего «эго», человек задумывается по поводу помощи другим людям, своего следа в истории. Далее, отдельные личности переходят на этап духовного просветления, пытаясь осознать вселенскую истину, ощутить гармонию мироздания.
Основным механизмом «вертикальных» переходов является «горизонтальное» накопление опыта и знаний, которые позволяют подняться на качественно высокий уровень личностного развития.
Поскольку человек – явление биосоциальное, то его формирование подчинено целому ряду факторов, включающих животный и духовный компонент. Развитие личности начинается, когда более низкие уровни существования удовлетворены. Не стоит думать, что остальные аспекты жизни менее важны, ведь эмоции, сила и интеллект также формируют личность человека, помогают ему полноценно развиваться в духовном плане.
Фаза 4: от 7 до 12 лет
Этот период характерен всеми приобретаемыми комплексами неполноценности. Мы тщательно впитываем в себя окружающий нас мир, и все мнения (в 99,99% случаев неправильные) о нас, которые слышим со стороны
На этом этапе очень важно правильно оценивать себя и свое положение в социальной среде. Родители должны помочь детям приобрести уверенность и выработать стойкость характера
Обоснование теории Грейвза
Создателем системы спиральной динамики развития был американский психолог Клер Грейвз (1914-1986), который большую часть жизни занимался изучением биопсихосоциальных систем, совмещая методы анализа разных гуманитарных дисциплин.
Грейвз на протяжении почти 30 лет следил за социокультурными условиями, ценностями и моральными ориентирами людей из разных стран и культурных традиций. На основании исследования поведения и мотивов более чем 50 тыс. человек он пришел к заключению, что любая живая система (человек, общество, компания или страна) проходит примерно одни и те же уровни развития. Эта теория эмерджентных циклических уровней существования (The Emergent Cyclical Levels of Existence Theory, ECLET), согласно Грейвзу дает важные ключи к пониманию жизненных целей и приоритетов каждого человека на протяжении его жизни, объясняет ради чего человек живет.
Это исследование разных типов человеческого мышления Грейвз обосновал на предпосылках всем известной пирамиды потребностей Маслоу. Грейвз проводил исследование и наблюдал, какие факторы (ценностные, культурные и психологические) влияют на развитие человека помимо удовлетворения его биологических потребностей.
Исходные допущения этой теории основываются на следующих предпосылках:
- нет ничего статичного, каждый живой организм постоянно развивается;
- мы постоянно адаптируемся под внешние обстоятельства (именно окружение играет главную роль в формировании индивидуального мировоззрения, заставляет идти дальше, или оставаться на достигнутом);
- нет конечного состояния в системе ценностей (каждый человек может как развиваться выше, так и деградировать на низшие ступени).
Самим Клером Грейвзом было сформулировано 8 уровней развития динамики в этой системе, а его взгляды дополнили его приемники – Дон Бек и Крис Кован, поэтому сегодня принято выделять 9 уровней развития спиральной динамики, из которых чаще всего используются на практике только семь (о них мы скажем чуть позже).
Третий этап развития личности
Это – этап начальника
Неважно, является ли этот человек начальником на работе, в семье, или над самим собой, основной его потребностью является власть и контроль. Секс, еда и развлечения отходят на второй план, но интерес к ним не угасает
Основа для удовлетворенности жизнью здесь проявляется, как потребность изменять, манипулировать, управлять, подчинять и владеть. Сексуальное желание на этом этапе развития больше проявлено не на уровне похоти, а чаще как моральная и эмоциональная потребность «владеть». Для этого человека в отношениях, например, важней завоевать и победить. И часто, когда это желание осуществлено, он теряет интерес к отношениям – завоевывать дважды одну и ту же территорию ему неинтересно. Исключением на этом этапе развития может стать тяга к человеку с более тонкого уровня. Мы тянемся к тем, чьи этапы развития выше нашего, кто понимает жизнь чуть тоньше, кто более чутко осознает и реагирует. Как правило, сильней всего мы тянемся к обществу тех людей, кто способен проявляться на один уровень выше нашего. Это связано с нашей собственной перспективой и бессознательной потребностью подняться до следующего этапа.
Если общаются два человека, у которых разница в этапах развития равняется двум и более, взаимного понимания у них не возникает. Точнее, продвинутая личность ясно осознает потребности среднестатистической личности. Все ее желания и движения души у продвинутой личности, как на ладони, и поэтому, если и возникает какой-то интерес к личности с начальных этапов развития, то он скорей носит учебный, или экспериментальный характер. Понять личность с более продвинутого этапа развития человек не способен – понимание будет ограничиваться рамками собственного уровня. В лучшем случае человек честно признает и принимает свою неспособность понять, а чаще всего впадет в самообман, полагая, что рамки его ума – это и есть жизнь.
Человек третьего этапа развития может влиться в общество людей первого и второго этапа развития – либо по делу, либо если у него есть не отработанные программы этих уровней. Однако текущий уровень дальновидной мудрости побуждает его работать со своими слабостями. Такой человек способен бросить курить, или выпивать резко, просто по своему волевому решению – то бишь ясному пониманию последствий. На этом этапе развития его личность в какой-то степени кристаллизована, и способна методично следовать собственным решениям, понимание которых присутствует в силу относительной личностной целостности.
Насилие и грубость на этом этапе развития личности, может проявляться как холодность в чувствах, жадность, утонченная гордыня и развитое до предела чувство собственной важности, принуждающее человека унижаться и переживать за собственную персону. ЧСВ утончается и его интенсивность понижается в разы, начиная с четвертого этапа развития личности
Если у человека нет грубых программ с первых двух этапов развития личности, он может быть честным, разумным и справедливым. Но утонченности его восприятия еще недостаточно, чтобы понять, чего же на самом деле он хочет от жизни. Он чувствует себя защищенным и удовлетворенным, когда ощущает контроль над ситуацией. Однако на деле этот контроль – не более чем шаткая иллюзия, от которой он упорно прячется в своих делах. Жизнь не подчиняется строгим логическим законам. Жизнь – явление спонтанное, и куда более сложное, чем концепции, которые доступны для понимания на третьем этапе развития личности.
Первые три этапа развития личности и сознания составляет социальную сферу жизни. Последующие три этапа, условно, можно назвать духовными этапами развития. О них речь пойдет во второй части статьи.
Игорь Саторин
Этапы развития личности (часть2)
Другие статьи по этой теме:
Ключевые свойства личности
Свойства личности — это набор определённых, устоявшихся и индивидуальных качеств человека, определяющих его взаимодействие с социумом, то есть его деятельность и отношения с окружающими. Главными свойствами личности являются характер, темперамент, воля, способности, мотивация и эмоции.
- Характер
— это приобретённый в определённых условиях способ взаимоотношений с окружающим обществом и миром. Это стиль поведения, реакция на происходящие события. Манера поведения бывает мягкой и деликатной, а может быть бесцеремонной, грубой. Всё это относится к характеру. Когда мы обсуждаем человека, часто употребляются такие слова, как сильная личность, лидер или слабый руководитель, уверенный в себе персонаж или тихоня.
Люди с сильным характером отличаются уверенностью в себе, спокойствием, целенаправленностью и последовательностью, упорством. Слабые, наоборот, славятся хаотичностью поступков, слабоволием, истеричностью, замкнутостью и тревожностью.
Специалисты разделяют черты характера на несколько групп:
- Деловые черты.
К ним относятся все, что связано с трудовой деятельностью, с работой. Это ответственность, упорство, аккуратность, невнимательность, лень и другие.
- Коммуникативные черты
— это взаимодействие человека с обществом: общительность или замкнутость, доброжелательность, недоверие, скрытность.
- Волевые черты.
Стойкость, упорство, сила воли, или её отсутствие.
- Мотивационные черты
— это целеустремлённость, черты, которые поддерживают активность человека.
- Инструментальные
– черты, придающие определённый стиль манере поведения.
- Воля
это способность человека воздействовать и управлять психикой и своими действиями. Благодаря воле возможно контролировать своё поведение, определённые события, человек влияет на процессы в окружающем его мире и вносит важные для него изменения. Чаще всего сила воли связана с принятием важных, правильных и осознанных решений, но для этого необходимо преодолеть определённые трудности и препятствия, приложить много усилий для осуществления задуманного.
Воля всегда подразумевает самоограничение, самоконтроль, то есть человеку необходимо отказаться от чего-то, в пользу более важного и правильного, лишить себя привлекательного ради осознанного, верного и важного.
Главной особенностью воли, является наличие морального удовлетворения в результате осуществления задуманного. Интересен тот факт, что эмоциональной радости в процессе осуществления это не приносит. Весь спектр внутренней силы направлен на то, чтобы победить себя. Чем сильнее воля у человека, тем легче он справляется с трудностями и стремительнее развивается.
- Темперамент
— это совокупность особенностей, психических свойств, которые определяют состояния человека, его поведение и настроение, скорость изменения этих состояний, эмоциональная устойчивость.
- Следующее свойство – эмоции.
Это индивидуальные переживания, они бывают положительными и отрицательными, приятными и неприятными. Есть несколько видов эмоций:
- Настроение — это состояние психики, общий настрой человека в разные моменты жизни.
- Простые эмоции, переживания, связанные с удовлетворением потребностей.
- Чувства — это комплекс переживаний, связанных с определённым объектом или объектами.
- Аффекты — это острые, яркие эмоции, отличающиеся кратковременностью и высокой интенсивностью, реакция на определённый раздражитель.
- Страсть — это яркие эмоции, которые не поддаются управлению.
- Стресс — это комплекс негативных эмоций и физического состояния организма, психологическая, эмоциональная перегрузка.
- Мотивация
— это совокупность причин, определяющих поведение личности. Мотив — это основа, психологический позыв или порыв, отвечающий за целенаправленное активное поведение. Бывает осознанный и неосознанный. Мотивация зависит от потребности человека, желания, нужды в чем-то, намерения и побуждения. Мотивация – это главное и основное «топливо» для человека, благодаря ей, он ставит цели, добивается их, развивается.
- Способности
— высокий уровень умений, навыков, которые необходимы для выполнения каких-то задач, решения дел. Это не относится к знаниям приобретённым, напротив, благодаря способностям были получены и использованы определённые знания и умения.
Пройдите тест на силу воли: Исследование волевой регуляции
Эмоции оказывают огромное влияние на жизнь и её качество. Эмоциональное состояние людей сильно разнится. В особенности скорости реакции на определённые события, эмоциональная возбудимость, длительность переживаний, преобладание положительных или отрицательных эмоций, частота этих переживаний и их направление. Под воздействием своих эмоций человек совершает определённые действия, поступки, принимает решения.
Циата Самое безнадежное дело на свете — пытаться точно определить характер человека. Каждая личность — это клубок противоречий, а тем более личность одаренная.
Теодор Драйзер
Зрелость
Зрелость (26-64 лет), развитие личности проявляется в заботе о подрастающем поколении
Причём, даже при отсутствии детей, при нормальном стечении обстоятельств, больше концентрируют внимание на внешнем мире и помощи другим. В обратном случае возникает «кризис среднего возраста», появляется чувство бессмысленности жизни
Как правило, к этому времени человек уже достиг определённых результатов в жизни и имеет потребность передавать знания и умения другим, помогать своим детям, внукам. Наблюдается и в достаточной степени.
Фаза 6: от 16 до 22 лет
Зигмунд Фрейд и Эрик Эриксон описывают этот период как прыжок во взрослую жизнь. Юношеский максимализм просто зашкаливает и нам кажется, что мы центр Вселенной. То как мы успешно прошли предыдущие периоды формирования личности, обуславливает нам успех или полный провал во взрослой жизни. Как показывает практика, некоторые люди в этот период могут изменить свой характер, чтобы подстроиться к окружающему миру
В этот момент очень важно не попасть под чье-то дурное влияние
Главные условия развития системы
Сами уровни Грейвз назвал «мемами». Каждый уровень или мем характерен набором своих четких ценностных качеств, убеждений и приоритетов, которые преобладают в группе на данном уровне. Они обозначают способ мышления, важные жизненные цели на данный момент, правила поведения в обществе. На формирование каждой системы влияет несколько решающих факторов:
- окружение;
- мотивы;
- самореализация.
Поэтому, понимая, какие черты характера и ценности проявляются в поведении личности, можно определить, как нужно с человеком разговаривать, на чем делать акцент и какие аргументы его смогут переубедить.
Переход на следующий уровень осуществляется после насыщения определенными качествами конкретного уровня и возникновением конфликта собственных эмоций и убеждений на данном этапе, желанием новых достижений. Поэтому человек не столько проходит от одного уровня ко второму, сколько накапливает свойства и опыт каждого уровня (поэтому система и имеет эмерджентный характер, то есть, поглощающий). Так, например, каждый из нас может не замечать, но проявлять четкие свойства третьего или пятого уровня. Они не будут являться главными приоритетами в жизни, но часто бессознательно могут влиять на формирование жизненных целей.
Из всех присущих уровней динамики Грейвза лидерство может проявляться на каждом из этих уровней, и это будут лидеры с разным набором качеств. Поэтому и тип мышления каждого лидера будет колоссально отличаться от других.
Еще одна важная внутренняя особенность развития самой динамики Грейвза – это ее спиральность. На протяжении своего развития, от первого уровня к последнему, которого человек может достичь, развитие происходит по принципу, что сначала нужно наполнить себя, и только потом появляется желание отдавать и помогать другим. И это чередование внутреннего и внешнего развития человека можно четко отследить сквозь всю динамику Грейвза.
Раннее детство
Период от 1-го до 3-х лет, соответствует «Анальной стадии» по Фрейду, ребёнок овладевает способностью контролировать свои выделительные функции. Кроме того, малыш становится более крепким физически и может выполнять более сложные действия — ходить, карабкаться, умываться.
Очень часто проявляются призывы к самостоятельности «Я сам», важным моментом является помощь родителей в самостоятельных действиях. Необходимо предоставить возможность для развития личности, становления автономии ребёнка. Если его постоянно опекают и всё за него делают, то это идёт во вред развитию, наравне с необоснованной требовательностью.
Подобные вещи вызывают в дальнейшем неуверенность, слабоволие. При положительном развитии развивается воля и самоконтроль.
Фаза 2: от 1 года до 3 лет
В тесном симбиозе с развитием нашего сознания, мы приобретаем первые моторные и социальные навыки. Мы стараемся изучить окружающий нас мир с помощью зрения, слуха, обоняния, тактильных ощущений. Базовый фундамент нашей личности и характера закладывается именно на этом промежутке времени
Поэтому родителям очень важно обеспечить комфорт ребенку в этом возрасте
Это интересно: Госпошлина на развод если есть дети — изучаем по порядку
Динамика Грейвза: применение в жизни
Сейчас спиральная теория Грейвза с ее описанием динамики развития общества несомненно пожинает свои плоды: эксперты из разных областей управления, консультирования и образования активно внедряют знания и допущения Грейвза и его учеников в жизнь на разных общественных уровнях. Система динамики особенно популярна среди НЛП-консультантов, которые помогают бизнесу выйти на новый уровень развития, сформулировать основополагающие ценности, образ жизни и миссию нового образца.
Как показывает многолетний опыт – каждый человек проходит те же стадии развития и самореализации в обществе, поэтому, понимая принципы работы функционирования спиральной динамики Грейвза, можно находить способы построения диалога с человеком, определять векторы его развития, а также его роль и место в обществе в целом. И, естественно, понимание системы Грейвза помогает человеку лучше понять самого себя, так что это знание полезно в любом случае.
Если вам интересно узнать об идеях этого человека больше, можете почитать его статью Levels of Existence: An Open System Theory of Values и книгу его последователей Дона Бека и Криса Кована «Спиральная динамика на практике», а если вам хочется лучше узнать себя, советуем обратить внимание на наш курс «Самопознание», с помощью которого за 4 недели вы узнаете свои сильные и слабые стороны, как достичь внутренней гармонии, как строить отношения с окружающими и чего действительно хотите в жизни.
Желаем удачи и до новой встречи!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Теория морального развития Л. Кольберга
- Модель спиральной динамики
- Чего вы могли не знать об интеллекте
- Неопозитивизм и принцип верификации
- Гуманистические теории личности: что взять из истории в современность
- Возникновение позитивизма
- Виды и формы образования: краткий ликбез
- Научное знание: основы
- Ситуационизм в психологии и поведение человека
- Четыре шага для создания персонального плана развития
Ключевые слова:1Психорегуляция, 1Самопознание
Уровни развития личности и личностный рост
Представим себе такую ситуацию
Когда-то, не важно в каком возрасте, у каждого бывает по-разному, мы начинаем задумываться о смысле жизни. Будь то 16 лет, 25 или 30 – неважно, у нас происходит некий инсайт
То есть мы понимаем, что в этом мире есть очень интересные книги, очень интересные знания, которое помогут просветиться и зарабатывать гораздо больше, быть более счастливым.
И мы понимаем, что до этого момента сознания мы жили в неком подвале, у нас были одеты розовые очки или просто-напросто закрыты глаза…
Схема уровней развития личности
Можно нарисовать следующий рисунок, где изображен фундамент и построен многоэтажный дом:
Здесь несколько этажей и эти этажи бесконечны (дом у нас новый современный, поэтому таким конусом
Мы понимаем, что всю жизнь до того времени, когда у нас не произошел инсайт, мы были в подвале. То есть существует только какая-то фиксированная заработная плата, у нас были какие-то ограниченные увлечения и в принципе мы не осознавали, что где-то есть другой мир, другая жизнь.
И когда мы из этого подвала выходим – оказываемся, грубо говоря, на первом этаже. Мы понимаем, что необходимо заниматься личностным ростом, проходить тренинги и какие-то семинары, заниматься более интересными вещами, найти в своей жизни любимое дело и уметь его монетизировать.
На этом уровне мы также обращаем внимание на то, что после этого нам необходимо и дальше развиваться. Когда попали на первый этаж, мы должны четко понимать, что перед нами долгий путь из нескольких сотен, может быть нескольких тысяч этажей
И по мере нашего развития мы оказываемся на определенном уровне знаний и компетенции. Метафорически это можно изобразить в виде дома. То есть когда мы «вылезли» из подвала — мы начинаем жить на первом этаже.
На этом этаже нам необходимо прочитать книжки, посетить некие семинары . После этого мы будем понимать, что нам уже на этом уровне той информации мало – нам необходимо на следующий.
Что здесь я Вам советую прочитать?
Во-первых, на первом уровне читайте книги Мирзакарима Норбекова. Они очень хорошо открывают глаза, позволяют задуматься, позволяют открыть перед собой новые горизонты.
Если Вы хотите именно на первый этаж прочитайте Норбекова и Вы гарантированно на нем окажетесь. И не только на нем, это Вам позволит перейти и на второй этаж, где Вы начнете замечать, что есть такие авторы, как Роберт Кийосаки, который дает более углубленную и интересную литературу, более конкретизированную.
На следующих ступеньках есть такие авторы, как Стивен Р. Кови, Джим Рон. Дальше есть еще более интересные авторы, и еще, и еще…
Развитие личности и личностный рост
К чему это все я рассказываю?
На каждом уровне по мере того, когда Вы начинаете расти, развиваться, Вы с одного этажа переезжаете жить на другой. И Вам необходимо понять, что нужно фильтровать.
То есть если Вы уже на втором этаже и допустим, Вам предлагают почитать книгу Норбекова, потому что она очень крутая и классная, Вы уже должны понимать, что у человека проснулись его внутренние чувства – у него произошел инсайт и он только-только начинает. И поэтому Вам необходимо читать более углубленную литературу, которая предназначена уже для Вашего уровня развития. Дальше есть специальные книги для следующего уровня и т. д.
Необязательно эту литературу разделять категориями именно по авторам, потому что, например, у Роберта Кийосаки есть книги, которые будут актуальны для 2 уровня, также есть произведения, которые будут подходить на 5,6 уровне…
Цель моей статьи рассказать Вам о следующем. Когда у Вас произойдет инсайт, когда Вы начнете смотреть на мир по другому, когда Вы выберите путь личностного развития, Вы должны понимать, что необходимо будет переезжать мысленно, образно, а может быть даже физически, с одного этажа на другой и постоянно расти.
Нет предела совершенству и нет какого-то конечного этажа.
Нам необходимо слушать и идти за теми авторами, кто от нас недалеко ушел. Если мы на первом этаже надо слушать авторов, которые сейчас на втором уровне, после этого слушать тех, кто на третьем этаже… Потому что, например, 4-ый этаж для первого будет несколько непонятен – необходимо сначала пережить 2-ой и 3-ий.
Я надеюсь, сейчас у Вас в голове что-то щелкнуло и Вы должны понять всю глубину этой мысли. Почему нам необходимо следить за этими людьми в интеллектуальном плане, изучать их материалы – потому что с помощью других мы познаем себя. И если мы учимся у других – это только для того, чтобы лучше понять себя.
Учитесь у других, понимайте себя, будьте победителем и все у Вас будет отлично!
Для тех, кто любит формат видео – смотрите видеоверсию:
Рекомендую также ознакомиться с другими популярными на этом блоге статьями по личностному росту.
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Способности
Вспомним определение способностей, данное Б. М. Тепловым и поддержанное многими другими авторами. Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, имеющие отношение к успешности какой-либо деятельности (или многих деятельностей) и не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, которые выработаны у данного человека. В этом определении выделены три критерия способностей. Первый – это то, что способности – индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. В строгом, психологическом смысле слова к способностям не относятся те психические характеристики, которыми обладают все люди вообще и без которых невозможна связь субъекта с объективным миром. Например, чувствительность, способность ощущения и восприятия. Второй – успешность деятельности. Третий – отличие от знаний, умений, навыков. Поскольку проблема взаимосвязи способностей и знаний, умений, навыков обсуждалась ранее, остановимся более подробно на втором критерии. Мы видим, что способного человека от неспособного отличает успешность его деятельности. По этому поводу можно выделить две точки зрения. Первая заключается в том, что практически каждый человек, адаптированный в социуме, способен добиться успеха в каком-либо одном или многих видах деятельности. То есть неспособных людей нет, поэтому главной задачей является поиск соответствующей сферы приложения сил. Эта точка зрения была широко распространена в разные годы среди прогрессивного сообщества, особенно во времена гуманизации и демократизации общества в целом и системы образования, в частности. И в ней заключен определенный воспитательно-образовательный пафос, позволяющий интенсифицировать поиск и развитие талантов каждого ребенка. Однако эта позиция размывает само понятие «способности». Вторая точка зрения заключается в том, что способности – это характеристика не вообще уровня успешности деятельности, а успешности выше среднего, нормативного для данной выборки респондентов, уровня. В таком случае говорить о способностях человека можно лишь тогда, когда результаты его деятельности отличаются от среднестатистических. Там, где мы имеем дело со средним, общечеловеческим уровнем успешности, говорить о способностях не приходится. Таким образом, критерием способностей является успешность деятельности выше среднего, нормативного уровня. То есть способный школьник быстрее учится и глубже усваивает материал, способный концертмейстер лучше играет, быстрее разучивает партии, способный спортсмен показывает более высокие результаты и т. д.
Одаренность
Понятие одаренности рассматривается и как количественная, и как качественная характеристика. С количественной точки зрения одаренность является более высоким уровнем, характеризующим развитие способностей. Это представление об одаренности было достаточно широко распространено как в житейских представлениях о способностях, так и в психологии (А. В. Петровский, 1976). Социологические исследования показали, что одаренные люди составляют сравнительно небольшую часть населения. Эти данные колеблются от 2,5 до 20%. Однако уже в работах С. Л. Рубинштейна (1935) подчеркивалось своеобразие одаренности. Она определялась как комплекс свойств личности. Качественное своеобразие одаренности подчеркивал и Б. М. Теплов (1947), понимая одаренность не как простую сумму способностей, а как совокупность способностей, «качественно своеобразное сочетание способностей», приобретающее «новое качество» по сравнению с качествами входящих в нее способностей. Представление об одаренности как системном качестве совместно работающих функциональных систем находим у В. Д. Шадрикова (1997), как целостной характеристики, объединения способностей в систему – у Б. Б. Косова (1998). В. А. Моляко (1994) пишет об одаренности как системном образовании, которое является координатором, регулятором, стимулятором творческой деятельности, способствует нахождению таких решений, которые дают возможность человеку лучше приспосабливаться к миру, другим людям и самому себе. Интересный подход к пониманию одаренности находим у Б. Г. Ананьева (1962) и Л. А. Венгера (1973), которые рассматривают ее как готовность к развитию в разных направлениях, как потенциал, предвосхищение, опережение будущей деятельности. Представление о детской одаренности как психологической предпосылке формирования профессиональной педагогической деятельности учителя представлено в наших работах при изучении педагогической одаренности школьников начального, среднего и старшего звена (Т. М. Хрусталева, 2003, 2005). Одаренные дети отличаются повышенной чувствительностью, чрезвычайной увлеченностью, предпочтением парадоксальной и противоречивой информации, стремлением к совершенству, высокой познавательной активностью, рефлексивностью, внутренним локусом контроля, способностью к самоорганизации, креативностью (Д. Б. Богоявленская, Ю. З. Гильбух, Н. С. Лейтес, К. Хеллер и др.). К признакам одаренности Е. П. Ильин (2004) относит: • Сочетание яркого воображения с вниманием к деталям при объективной проверке идей. • Способность к нестандартному восприятию. • Интуиция, изобретательность, бессознательный разум. • Дивергентное мышление. • Любознательность. • Мужество. • Воображение. • Конкретность мышления. • Смелость. • Эстетическая чувствительность. «Рабочая концепция одаренности» (2003) исходит из понимания одаренности как системного, развивающегося в течение жизни качества психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. При этом деятельность, ее психологическая структура выступает в качестве объективного основания интеграции отдельных способностей, служит матрицей, формирующей состав способностей, которые необходимы для ее успешной реализации. Одаренность может реализоваться только в том случае, если резервы самых разных способностей человека позволяют скомпенсировать недостающие или недостаточно выраженные компоненты, необходимые для успешной реализации деятельности. Особо яркая одаренность свидетельствует о наличии высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных структурой деятельности, а также об интенсивности интегрированных процессов «внутри» субъекта, вовлекающих его личностную сферу. И вместе с тем, «Рабочая концепция одаренности» отмечает специфические отличия одаренности от способностей, пусть даже очень высокого уровня. Эти отличия связаны с тем, что одаренный получает удовольствие от самого процесса деятельности, а способный всегда стремится к результату. Для способного в большей степени характерна мотивация достижений, для одаренного собственно познавательная активность и повышенный интерес к неопределенным ситуациям. Одаренность рассматривается как динамическое явление ( Ю. Д. Бабаева, 1997), имеющее специфику как в детском, так и во взрослом возрасте. С одной стороны, детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. С другой стороны, далеко не каждый талантливый взрослый проявил себя в детстве как одаренный ребенок. Возможны разные варианты «перехода» детской одаренности в качества взрослого человека. С учетом своеобразия этой трансформации М. А. Холодная (2002) выделяет пять типов взрослых: 1. «Обычные» – признаки детской одаренности полностью угасли. 2. «Способные» – одаренность проявляется в ка ко й -либо конкретной области – человек прекрасно поет, хорошо рисует и т. д. – однако к его ведущей профессиональной деятельности эти способности отношения не имеют. 3. «Талантливые» – профессионалы достаточно высокого уровня, у которых механизмы детской одаренности последовательно трансформировались в механизмы высокоэффективной деятельности в определенной предметной области. 4. «Оригиналы» – неадекватная самореализация на фоне сохранения высокого уровня притязаний. 5. «Деструктивные» – дезадаптивный тип жизнедеятельности, вплоть до проявлений психопатологической симптоматики. Представление об одаренности как сложном, многофакторном явлении характерно и для зарубежных психологов. В частности, К. А. Хеллер, К. Перлет и В. Сиервальд (1997) определяют одаренность как индивидуальный, когнитивный, мотивационный и социальный потенциал, позволяющий достигать высоких результатов в одной (или более) из следующих областей: интеллект, творчество, социальная компетентность, художественные возможности, психомоторные возможности. Рассматривая одаренность с позиций развития, К. А. Хеллер отмечает, что она представляет собой взаимодействие в определенный фиксированный момент внутренних (личностных) характеристик и внешних факторов (социального окружения), приводящее к возникновению потенциала развития в направлении выдающихся достижений. Модель одаренности Дж. Фельдхъюсена (1991) включает интеллектуальные и личностные факторы: выдающиеся общие способности, специальные таланты в какой-либо области, я-концепцию, мотивацию. Примером комплексного подхода к решению вопроса о критериях одаренности является пентагональная имплицитная теория одаренности Р. Стернберга. Индикаторами одаренности ученый считает: 1) критерий превосходства – максимально высокие по сравнению с другими показатели успешности; 2) критерий редкости – высокий уровень выполнения относится к тому виду деятельности, который является относительно редким, не типичным для данной выборки; 3) критерий продуктивности – реальное подтверждение успешности в каком-либо виде деятельности; 4) критерий демонстративности – неоднократное повторение высокого результата в изменяющихся условиях; 5) критерий ценности – высокие показатели оцениваются в соответствии со значимостью данного психологического качества в конкретном социально-культурном контексте. То есть признаки определенного вида одаренности могут быть разными в разных культурах.
Рис Структурная модель одаренности «4 х 4» Р. Милграм
Обобщая современные представления об одаренности, можно выделить ее основные характеристики: 1. Одаренность – это системное образование, не сводимое к простой сумме отдельных способностей. 2. В модель одаренности включаются личностный (мотивационный), когнитивный (интеллектуальный), творческий и специальный компоненты. 3. Одаренность является динамическим образованием, специфическим в зависимости от логики возрастного развития индивида. 4. Одаренность зависит от культурной и социальной среды ребенка. 5. Одаренность может проявляться в актуальном и потенциальном видах, пониматься как определенный наличный уровень достижений и как готовность к развитию. Говоря об одаренности, в современной психологии чаще всего имеют в виду одаренность детей, подростков, юношей. Применительно к взрослым людям используют термин « мастерство». Отличие одаренности и мастерства состоит в том, что под первой понимают возможность развития, а под вторым – возможность, ставшую действительностью. Подлинное мастерство – это проявление одаренности в деятельности, когда готовность к осуществлению сложных операций, новых, творческих задач сочетается со знанием, что нужно делать, и умением это делать. То есть для мастера характерно сочетание осознания сущности новой, творческой задачи и нахождения способов ее решения. Мастерство – это когда «что» и «как» приходит одновременно. По мнению А. В. Петровского (1998), мастерство раскрывается не только в сумме соответствующих готовых умений и навыков, но и в психологической готовности к квалифицированному осуществлению любых трудовых операций, которые окажутся необходимыми для творческого выполнения возникшей задачи.
Талант
Следующим уровнем проявления способностей и одаренности является «талант». Талант (от греч. talanton – вес, мера) – это высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных (музыкальных, математических, литературных и т. д.). О наличии таланта судят по результатам деятельности, которая отличается принципиальной новизной и оригинальностью. Приоритетной мотивацией талантливого человека является потребность в творчестве. В отличие от одаренности, для которой более важен сам процесс творческой деятельности, талант ориентирован как на процесс, так и на результат. Еще одним отличием таланта от одаренности является продуктивность деятельности. В случае одаренности продуктивность является желательным, но не обязательным компонентом. Талант предполагает не просто высокую продуктивность деятельности, но и создание нового, оригинального в рамках данной деятельности. Талант – это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая способность, даже развитая на очень высоком уровне, ярко выраженная, не может называться талантом. Об этом свидетельствуют обследования людей, обладавших феноменальной памятью, но так и не нашедших конкретного, деятельностного применения своих особенностей (за исключением выступлений на эстраде). В отсутствие других развитых способностей человеку, даже обладающему феноменальной памятью, достаточно сложно найти себя в творческой деятельности. Справедливости ради отметим, что многие талантливые люди обладали редкой, выдающейся памятью: А. С. Пушкин, А. Н. Толстой, И. И. Левитан, С. В. Рахманинов, А. В. Суворов, В. А. Моцарт и др. Однако структуру их таланта составлял симптомокомплекс многочисленных выдающихся способностей, обусловливающих успешность их деятельности. И в то же время известно большое количество талантливых людей, не обладающих выдающимися мнемическими способностями. Многие психологи отмечают связь таланта с особенностями личности. Среди этих особенностей достаточно часто называют стремление выйти за пределы нормативной активности и трудоспособность. В своих заметках «Мысли об искусстве» И. Е. Репин писал, что и при огромном таланте только великие труженики могут достигнуть в искусстве абсолютного совершенства форм. Он отмечал, что эта скромная способность к труду составляет основу всякого таланта. Аналогичные мысли находим и у другого художника, Винсента Ван Гога, который в письмах своему брату отмечал, что занятия живописью не такое уж мудреное дело, нужно лишь усердие и некоторое владение ремеслом. Огромная работоспособность большинства известных художников подтверждается их многочисленными произведениями. Например, И. Н. Крамской написал около трех тысяч одних только портретов, не считая картин и набросков. И. К. Айвазовский написал более пяти тысяч картин. Художественное наследие В. В. Верещагина еще больше. Для талантливых людей, впрочем, и как для одаренных, характерны стремление к постоянному развитию, неудовлетворенность результатами своего труда, перфекционизм, творческая неуспокоенность. Пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено. Если общество испытывает необходимость в талантливых людях, если подготовлены условия для их развития, то появление таких людей становится возможным. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед обществом. В период войн бурно развиваются таланты полководцев, во время индустриального скачка – инженерные, конструкторские и т. д.
Гениальность
Гениальность (от лат. genius – дух) – это высший уровень развития способностей. О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в науке, культуре, жизни общества в целом. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, создает новую эпоху в своей области деятельности. Материальные и духовные ценности, созданные гением, являются мировым достоянием и весьма часто опережают время. Об отличии таланта и гениальности писал С. В. Рубинштейн (1989), отмечая, что талант и гений различаются, прежде всего, по объективной значимости и, вместе с тем, оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто. «Гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах» (Рубинштейн С. Л., 1989, с. 132). Как очень верно заметил немецкий врач и естествоиспытатель Юлиус Роберт Майер (1933), талант делает то, о чем многие помышляют, но сделать не могут, гений делает то, о чем никто даже не помышляет. Фантазия талантливого человека воспроизводит уже найденное, фантазия гения – совершенно новое. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. В качестве примера универсализма, часто свойственного гениям, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, М. В. Ломоносова, Г. В. Лейбница. Но и одаренность гения имеет определенный «профиль». В нем также какая-то сторона доминирует, какие-то способности особенно выявлены и оформлены в ведущем направлении творчества гения. Приведем примеры такой универсальности. Гений Леонардо да Винчи (1452–1519 гг.) распространялся не только на изобразительное искусство, но и на многие другие виды искусства и науки. Им были созданы чертежи и проекты летательных снарядов, в общих чертах предвосхитившие современные самолеты и ракеты. Им были разработаны проекты подводных устройств и передвигающихся орудий, напоминающие современные подводные лодки танки, и т. д. Другим признанным гением является М. В. Ломоносов (1711–1765 гг.). Ученый физик-механик, оптик, электрик, химик, геолог и минералог, технолог по металлу, стеклу, фарфору, мозаике, он вместе с тем был крупнейшим филологом, поэтом, создателем русской грамматики, письменного языка, исследователем по теории литературы и истории. Мышление М. В. Ломоносова сочетало величайшее достижение теоретической мысли с величайшей практичностью. Он являлся выдающимся деятелем просвещения, первым начавшим читать популярные научные лекции. М. В. Ломоносов – создатель Московского университета и ряда разделов и лабораторий Российской Академии Наук. Он был разносторонним изобретателем. Обладая способностями живописца, явился не только организатором мозаичного производства в России, но и автором ряда выдающихся художественных мозаик. Мозаики М. В. Ломоносова «Полтавская баталия», «Нерукотворный спас», мозаичные портреты Петра I, Екатерины Великой, графа П. И. Шувалова и др. можно и сегодня увидеть в Государственном Эрмитаже, Историческом музее, Государственном Русском музее.
Выводы по главе:
1. Уровнями развития способностей являются: способности – одаренность – талант – гениальность. 2. К способностям не относятся те психические характеристики, которыми обладают все люди вообще и без которых невозможна связь субъекта с объективным миром. Способности характеризуют индивидуально-психологические качества, отличающие одного человека от другого. 3. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. 4. Мастерство – это проявление одаренности в деятельности, когда готовность к осуществлению сложных операций, новых, творческих задач сочетается со знанием, что нужно делать, и умением это делать. Отличие одаренности и мастерства состоит в том, что одаренность определяет возможность развития, а мастерство – возможность, ставшую действительностью. 5. Талант – это высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных (музыкальных, математических, литературных и т. д.), позволяющий добиваться не просто высокой продуктивности деятельности, но и создания нового, оригинального в рамках данной деятельности. 6. Отличие таланта от одаренности состоит в ориентированности не только на процесс, но и на результат деятельности. 7. Гениальность – это высший уровень развития способностей, позволяющий достигать таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в науке, культуре, жизни общества в целом. 8. Гений и талант различаются по объективной значимости и оригинальности того, что они способны произвести. Гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать новые пути, а талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в рамках того, что уже было достигнуто. Источник: Хрусталева Т. М., Учебное пособие «Психология способностей» составлено в соответствии с требованиями ФГОС по направлениям 030300.62 «Психология», профиль подготовки «Психология», квалификация «Бакалавр психологии» и 030301.65 «Психология», профиль подготовки «Психология», квалификация «Специалист». – ПГГПУ, Пермь, 2013. – 180 с.
Особенности личностного развития
Личностное развитие имеет ряд характерных особенностей. Эти особенности определяют уровень раскрытия настоящих способностей и умений, необходимых для удачной самореализации. Почему они имеют такое большое значение?
Неравномерность
Любое развитие никогда не происходит линейным образом. Личностное развитие отличается крайней неравномерностью и постепенностью. Иногда развитие конкретного индивида окружающим кажется незаметным и многие не замечают, что оно вообще есть. Однако на самом деле человек никогда не стоит на месте. Не бывает такого, чтобы сегодня индивид чего-то не умел, а завтра у него это с лихвой получалось. На все требуется время и приложение определенных усилий. Вот почему зачастую самому человеку не заметны перемены к лучшему. Только спустя весомый промежуток времени можно будет с уверенностью говорить о том, что движение происходит в правильном направлении. Раньше об этом вести речь не только не полезно, но и порой просто бессмысленно. Если все время пытаться подсчитывать свои достижения на начальном этапе, можно окончательно разочароваться.
Переход от отчаяния к надежде
Немаловажной особенностью развития является постоянное сомнение в достигнутом результате. Создается впечатление, что человек периодически анализирует собственные недостатки, пытаясь их исправить
В момент движения к своей мечте у личности неоднократно случаются метания от отчаяния к надежде. Все потому, что уверенность в себе тоже необходимо развивать. На первых же этапах преследует крайняя неуверенность в себе, неумение понять, что же в действительности происходит. Негативные эмоции захлестывают, но они отступают под влиянием положительных впечатлений. Нет ничего плохого в том, чтобы сомневаться в себе. Это характеристика начального уровня развития личности. Если бы каждый человек изначально был столь самоуверенным, чтобы сразу начать двигаться к своей цели, каждый не стал бы проходить через определенные трудности. А любые сложности, как известно, закаляют характер, делают нас сильнее.
Развитие самосознания
Становление самосознания – крайне значительная особенность формирования будущей уверенности в себе. Самосознание подготавливает личность к тому, чтобы иметь возможность с достоинством встретить свой успех. Без этого шага нельзя выйти на более высокий уровень. Личностное развитие требует от человека максимальной сосредоточенности на выполняемой задаче и умения быть честным с самим собой. Без этого невозможно хоть сколько-нибудь сдвинуться с места. Изменить уровень своего самосознания – значит, приблизиться к просветлению, сделаться открытым для новой информации. Это обстоятельство и составляет значимые особенности ищущего человека. Он всегда остается верным самому себе.
Переосмысление
Никакое развитие не может состояться без качественного переосмысления произошедших в прошлом событий. Любые достижения нуждаются в своевременной оценке и анализе. В противном случае нельзя будет выйти на более высокий уровень. Стремление не останавливаться на достигнутом результате составляет особенность развивающейся личности. Только в том случае, когда человек постоянно ставит перед собой цели, он действительно движется вперед. Время от времени необходимо переосмыслять уже имеющиеся достижения, рассматривать возможность выхода на другой уровень.
Развитие человеческого коллектива.
Любой коллектив, так или иначе, проходит следующие этапы (по теории Брюса Уэйна Такмена):
- Проверка (формирование) – «прощупывание» друг друга;
- Конфликт – появление противоречий, их обострение;
- Сплоченность (нормализация) – примирение на основании решения конфликтов;
- Дифференциация (исполнение) – формирование функционально-ролевой структуры.
Эти принципы универсальны в рабочих коллективах и добровольных объединениях людей по интересам. Если говорить о развитии организации, связанной с решением определенной деловой задачи, то можно выделить такую периодизацию:
- Ориентирование на задачу;
- Эмоциональное осмысление задания, поиск несоответствий;
- Информационный обмен, анализ идей и предложений;
- Решение задачи путем принятия конструктивных решений.
Учитывая то, что любая фирма подобна живому организму, принято говорить о жизненном цикле организации:
- Становление – выработка стратегии и плана развития;
- Рост – наращивание оборотов, рост показателей;
- Зрелость – стабилизация структуры;
- Упадок – накопление организационных проблем, стагнация.
В конце жизненного цикла организация может двигаться несколькими путями. Либо она претерпевает ребрендинг, формируя новые задачи и цели, либо закрывается, уступая дорогу другим фирмам, находящимся на более ранних этапах развития.
Далеко не все системы менеджмента пробуют совместить развитие организации и индивидуальное совершенствование ее сотрудников. Показательной в этом плане считается японская философия управления Кайдзен, которая пропагандирует непрерывное развитие компании путем совокупного прогресса всех ее элементов. В первую очередь – каждого из сотрудников. Вообще тема развития и саморазвития очень актуальна в динамически развивающемся мире.
Дошкольный возраст
Дошкольный возраст, 3-6 лет, ещё называют «Возраст игры», по Фрейду — «Фаллическая стадия», период осознания различия полов. Этот период характерен увеличением социальных взаимодействий — игры, общение со сверстниками и взрослыми, интерес к трудовым делам.
Саморазвитие проявляется в умении брать ответственность за тех, кто меньше или слабее, забота о животных. Основной лозунг: «Я то, что я буду. Сейчас формируется Супер — Эго, в результате понимания социальных ограничений. Возможно обучение и воспитание ребёнка, есть все предпосылки для этого.
Дети испытывают радость от самостоятельных действий, начинают ассоциировать себя с особыми, важными людьми, начинают ставить перед собой цели. К тому же, проявляют фантазию в выборе игр и создании собственных развлечений. Стоит поощрять самостоятельные действия ребёнка, что будет основой для развития инициативности, независимости и помогать в развитии творческих способностей.
Как повысить уровень интеллекта
Как уже было сказано, интеллектуальное развитие – величина непостоянная. Умственные способности можно развивать, причём в любом возрасте. Известно много случаев, когда даже глубокие старики сохраняли «здравый рассудок», потому что постоянно тренировали свой мозг.
Тренировка умственных способностей очень напоминает занятия физической культурой. В спортзале мы занимаемся тем, что даём нашему телу искусственную нагрузку, не связанную с практическими задачами, и от этого делаемся сильнее и здоровее. А когда приходит время выполнять какую-то практическую работу, требующую физических усилий, наше тело уже готово к этому.
Так же и мозг. Для развития интеллектуальных способностей необходимо постоянно решать задачи, требующие умственного напряжения, учиться чему-то новому – даже если эти знания и не пригодятся на практике.
В этом отношении становится понятной польза школьного образования. Большинство тех знаний, которые ученик получает в школе, не пригодятся ему в дальнейшей жизни; но это не значит, что необходимо упразднять такие дисциплины, как алгебра, геометрия, физика, химия. Ведь в процессе их изучения в мозгу формируются нейронные связи, которые влияют на общее умственное развитие. Умение думать, полученное, скажем, на уроках физики, обязательно пригодится, даже если в будущем человек будет всего лишь владельцем продуктового магазина.
На уровень интеллектуальных способностей влияют и другие факторы. Например – занятия спортом. Действительно, физическая активность стимулирует и улучшает кровообращение, и кровью гораздо лучше начинает снабжаться мозг. Правильное питание – также необходимое средство повысить свои умственные способности.