«Всё так и было!»: почему мы помним то, чего никогда не происходило

У какого человека нет воспоминаний? Абсолютно у каждого человека есть прошлое, которое с ним случилось, запечатлилось в памяти, и теперь он может его воспроизводить. Одни воспоминания человек может восстановить в памяти, а другие уходят глубоко в подсознание, порой влияя на решения и взгляды человека. Нередко этими «подсознательными» воспоминаниями являются детские образы. О понятии воспоминаний и об их значении в психологии расскажет интернет-журнал psytheater.com.

Воспоминаниями принято называть образные представления о том, что с человеком произошло. То, что человек видел в прошлом, он может восстановить в своей памяти. Однако нередко воспоминаниями являются еще и чувственные ощущения: запахи, вкусы, звуки, которые человек ощущал в определенный промежуток времени.

Следует понимать, что воспоминания человека не всегда являются подлинными, истинными. Человеческая память обладает защитными функциями, которая может приукрашивать или видоизменять события или отношение человеку к произошедшему с целью снижения уровня психического напряжения. Другими словами, человек может неправильно вспоминать определенные события, поскольку его психическая защита их немного видоизменила либо исказила, чтобы он не слишком страдал или боялся.

  • Воспоминания могут быть выборочными: человек не все помнит и помнит лишь, то было ему важно и ценно, на что он обратил свое внимание.
  • Воспоминания нередко формируются на основе того, как человек интерпретирует произошедшие события. Другими словами, человек вспоминает зачастую не картинки окружающего мира, а собственное отношение, внутренние переживания, эмоциональные ощущения и интерпретацию конкретной ситуации, которая с ним произошла. Если, к примеру, попросить двух человек описать одно и то же событие, в котором они принимали участие, то они опишут его разными словами. Может создаться такое ощущение, будто они говорят о разных событиях.

Прошлое есть у каждого человека. Если вы живы, продолжаете жить и уже достигли достаточно зрелого возраста, значит, за вашими плечами остались истории, о которых вы сожалеете, которым радуетесь и некоторые из них даже хотели бы вернуть. У всех есть свое прошлое. Способность иногда возвращаться мыслями в прошлое – естественное явление. Если вы не страдаете амнезией, тогда вы помните то, что с вами происходило.

Но вот вопрос: а что дают вам воспоминания о прошлом? Возвращаясь в те события, которые с вами уже произошли, насколько полезным является такое ваше времяпрепровождение?

Все люди вспоминают о прошлом. Но есть и те, которые большую часть времени посвящают тому, чтобы погрузиться в собственные воспоминания. А когда они живут? Как они строят свое будущее? Логично будет сказать, что, чем больше вы вспоминаете о прошлом, тем меньше времени вы уделяете своей настоящей жизни и созданию будущего. Соответственно, время проходит мимо вас, а ваше будущее становится похожим на настоящее, где вы только вспоминаете и вспоминаете.

В прошлом нет ничего плохого, кроме двух вещей:

  1. Оно уже прошло, то есть вы уделяете время тому, что уже не имеет смысла.
  2. Оно может быть как хорошим, так и плохим.

Мало того, что вы тратите свое время на то, что не вернуть и не имеет смысла, так вы еще можете вспоминать не о хороших событиях, а о плохих. Человек часто портит сам себе настроение только потому, что вспоминает о своем негативном опыте из прошлого. Зачем он это делает? Этот вопрос нужно задать каждому, кто возвращается воспоминания в прошлое.

Вспоминая о том, что уже с вами произошло, о чем конкретно вы вспоминаете? Хороший ли это опыт или плохой? Что полезного вам дает занятие, когда вы вспоминаете о прошлом?

Человек занимается бесполезным занятием, если ничего хорошего для себя не берет из своего прошлого опыта. Можно вспоминать о плохом, но делать выводы и видеть свои ошибки. А можно вспоминать о неприятном, при этом страдать и горевать. В каком случае возвращение к прошлому дает человеку пользу, а в каком – вред?

Если вы вспоминаете о прошлом, то пусть это будет идти вам на пользу. Если вам нечего вспомнить или вы страдаете от своих воспоминаний, то не следует заниматься тем, что только время ваше отнимает.

Почему не стоит безоговорочно полагаться на собственную память

Человеческую память нередко воспринимают как надёжное хранилище данных. Например, с лёгкой руки Артура Конан Дойля, придумавшего Шерлока Холмса, представляют её как чердак, заваленный нужной и ненужной информацией, или чертоги разума в более современной интерпретации. И чтобы добраться до нужного воспоминания, стоит только аккуратно разгрести вокруг него «хлам».

Опросы показываютD. J. Simons, C. F. Chabris. What people believe about how memory works: A representative survey of the U.S. population / PloS One, что большинство людей не сомневаются в точности информации, извлечённой из памяти. Запоминать, по их мнению, — всё равно что фиксировать данные на видеокамеру. Многие считают воспоминания неизменными и постоянными и верят, что эффективнее их извлекать помогает гипноз. А потому, например, 37% опрошенных полагают, что свидетельских показаний одного человека достаточно, чтобы предъявить обвинение в уголовном преступлении.

Однако вот реальный случай. В начале 1980‑х на женщину напали четверо незнакомых ей темнокожих мужчин и изнасиловали её. Позднее полицейские задержали двоих подозреваемых. Одним из них был Майкл Грин. Во время опознания жертва его не узнала. Но когда через некоторое время полицейские показали ей фотографии, среди которых был и снимок Майкла Грина, она отметила его как нападавшего. При повторной демонстрации фото жертва подтвердила, что именно он преступник. Майкла Грина осудили, и он провёл в тюрьме 27 из назначенных ему 75 лет лишения свободы. Доказать его невиновностьCleared, and Pondering the Value of 27 Years / The New York Times удалось только в 2010 году с помощью ДНК‑теста.

К этому делу в целом было много вопросов, они касались не только качества свидетельских показаний — например, свою роль мог сыграть расизм. Но это красноречивая иллюстрация того, что утверждений одного человека явно недостаточно, если есть риск, что невиновный просидит в тюрьме больше половины жизни. Майкла Грина посадили в 18 лет, освободили — в 45.

Галина Соколова, матушка покойного протоиерея Федора Соколова, о своих родителях

Фото Юлии Маковейчук

Моя мама всегда меня учила добру. У нас была большая семья — только детей было 10 человек, жили мы бедно. Но мама всегда делилась даже последним. Бывало, зарежем свинью, мама отрежет кусок сала или мяса и говорит мне: «Неси таким-то людям, они беднее нас, им нужно помогать». Это была слепая пара, которая жила у нас в деревне, в Белоруссии. Мама учила делиться тем, что у тебя есть. Наш дом был всегда открыт — почти каждый вечер к нам приходили гости или соседи, и мама их угощала.

Воспоминания о родителях у меня всегда связаны с добрым отношением к людям. Это был живой пример для подражания, личный пример для детей. Мама всегда говорила, что с соседями нужно жить в мире. Никто ни одного раза с ней не поссорился в округе. Бывало так: в своем огороде мы заканчиваем работу, и, если мама видела, что у соседей еще не все сделано, она посылала нас помочь.

Вера Андреевна и Филипп Минович, родители матушки Галины Соколовой

Папу уважали все мужчины деревни. Всегда приходили к нему за советом по разным хозяйским вопросам. Мужики любили вечером собраться возле магазина, поговорить или выпить. Отец же выходил к ним только один раз в году — на Пасху. И то только для того, чтобы побить крашеные яйца и всех поздравить. И когда он появлялся, все мужчины снимали перед ним головные уборы и только тогда с ним здоровались. Отец никогда не сидел без дела и все время занимался собственным хозяйством, с которого мы и кормились, его за это очень уважали. Когда отца отпевал покойный протоиерей Федор Соколов, то сказал о нем так: «Он сполна исполнил заповедь Господа в поте лица своего добывать хлеб».

Откуда берутся ложные воспоминания

Одна из наиболее известных современных исследовательниц памяти Элизабет Лофтус проверилаE. F. Loftus. Make-believe memories / American Psychologist, насколько точны свидетельства очевидцев и какие факторы будут влиять на их воспоминания. Она показывала людям записи аварий, а потом расспрашивала о деталях ДТП. И выяснилось, что некоторые формулировки вопросов заставляют людей принимать ложные воспоминания за действительные.

Например, если спросить у человека о разбитой фаре, он с большой долей вероятности в будущем станет говорить о ней как о том, что видел. Хотя, разумеется, с фарами всё было в порядке. А если спросить про фургон, припаркованный возле сарая, а не «Видели ли вы сарай?», свидетель при повторном вопросе начнёт вспоминать о постройке. Её тоже, конечно, не было.

Допустим, показания свидетелей происшествий можно считать недостоверными: всё-таки речь обычно идёт о стрессовой ситуации. Но вот другой опытE. F. Loftus, J. E. Pickrell. The formation of false memories / Psychiatric Annals той же Элизабет Лофтус. Она рассылала участникам эксперимента по четыре истории из их детства, которые якобы записаны со слов старших родственников. Три рассказа были правдивыми, а один — нет. В нём в деталях было описано, как человек ребёнком потерялся в магазине.

В итоге четверть участников эксперимента «вспоминали» то, чего не было. В некоторых случаях при повторных опросах люди не просто с уверенностью рассказывали о вымышленных событиях, но и начинали добавлять к ним подробности.

Потеряться в торговом центре тоже стресс. Но в этом случае тревога вроде бы должна сыграть на руку человеку: уж о таком‑то он точно вспомнит, если оно случилось. Однако результаты экспериментов показывают, что столкнуться с ложными воспоминаниями проще, чем кажется.

Помните, что вы — путешественник, а не шахтер


Фрэнсис Денсмор записывает рассказ вождя сиксики для Бюро американской этнологии. 1916 годLibrary of Congress
Скандинавский психолог Стейнар Квале, написав­ший одну из самых полезных книг об исследова­тель­ском интервью, использо­вал в ней метафору шахтера и путешествен­ника. Когда мы беремся записывать устные истории, нам иногда кажется, что самое главное — докопаться до фактов. Подоб­но шахтерам, мы вы­­­­­­би­раем место для до­бы­чи, а потом начинаем копать, отбрасывая ненуж­­ное, стремясь добраться до ценной породы. Такая стратегия не подходит для записи воспо­мина­ний. Гораздо продуктивнее почув­ствовать себя путешествен­ником, который вместе с другим человеком отправляется в путь, полный неожи­дан­ностей и сюрпри­зов. Путешественник не зна­ет наверняка, куда при­ведет его эта дорога, но го­тов следовать по ней, радуясь тому, что откры­вается за поворотом.

Как ложные воспоминания становятся коллективными

Память может подвести не только одного отдельного человека. Бывает, что ложные воспоминания становятся коллективными.

Например, многие знают фразу президента России Бориса Ельцина, которую он произнёс во время знаменитого новогоднего обращения накануне 2000 года. «Дорогие россияне! Я устал, я ухожу», — так заявил политик о своей отставке, верно?

Если вы сразу поняли, что неверно, то, скорее всего, раньше уже специально уточняли этот вопрос. И знаете, что сказалНовогодние обращения Бориса Ельцина и Владимира Путина (1999) / Президентский центр Бориса Ельцина / YouTube Ельцин: «Я принял решение. Долго и мучительно над ним размышлял. Сегодня, в последний день уходящего века, я ухожу в отставку». Слова «я ухожу» в обращении звучат несколько раз, но никогда не соседствуют с утверждением «я устал» — ничего такого в нём просто нет.

Или вот ещё узнаваемые примеры. Львёнок из мультфильма никогда не говорилКак львёнок и черепаха пели песню / Мультфильмы Онлайн / YouTube «Покатай меня, большая черепаха». В фильме «Любовь и голуби» нет— Кака любовь??? — Така любовь!!! «Любовь и голуби» / Нарезка Ok Video / YouTube фразы «Кака така любовь?», а есть словесная «перестрелка»: «Кака любовь? — Така любовь!».

Если бы мы знали эти цитаты со слов других, то могли бы переложить вину на недобросовестного пересказчика. Но часто мы сами пересматриваем источник миллион раз и продолжаем верить, что в нём всё происходит в точности как мы помним. Иногда людям, которые сталкиваются с оригиналом, даже проще поверить, что кто‑то коварный внёс в него исправления, чем в то, что память может дать сбой.

Скриншот: YouTube

Для таких случаев искажения коллективной памяти существует специальный термин «эффект Манделы». Он назван по имени президента ЮАР. Когда в 2013 году стало известно о смерти политика, выяснилось, что многие были уверены, будто бы он умер в тюрьме ещё в 1980‑х годах. Люди даже утверждали, что видели сообщения об этом в новостях. На деле же Нельсон Мандела вышел на свободу в 1990 году и за 23 года успел занять президентский пост, получить Нобелевскую премию мира и сделать много чего ещё.

Термин «эффект Манделы» ввела исследовательница Фиона Брум, которая заинтересовалась феноменом массового заблуждения. Объяснить его она так и не смогла, но и другие исследователи не спешат выносить точный вердикт. Если, конечно, не воспринимать всерьёз теории о путешествиях во времени и альтернативных вселенных.

Воспоминания в психологии.

В психологии обращаются к термину «реминисценция», что обозначает воспроизведение информации, сохраненной в памяти.

Реминисценция — это отсроченное воспоминание воспринятого или заученного материала. Такое явления бывает частым и возникает в любых возрастах.

Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру, реализовать потенциал по максимуму и получить инструкцию индивидуального развития

? Все это можно сделать при помощи системы
Дизайн Человека
. Постройте свою карту и получите базовые расшифровки бесплатно.

Отличить реминисценцию от других явлений трудно, ведь речь идет о способности мозга воспроизводить информацию. Но реминисценция является самым точным и подробным явлением.

Психология приделает много внимания детским воспоминаниям. Процесс запоминания у малышей задействует образную память. В начальные годы своей жизни ребенок запоминает те образы, которые его окружают, но держатся они в сознании достаточно мало.

В период от трех лет воспоминания обретают сильный эмоциональный окрас, крепнут и запоминаются на длительный срок.

В процессе взросления позитивный результат приносят наводящие вопросы родителей, при попытке ребенка что-то вспомнить. Это развивает внимание, общий уровень интеллекта.

В дошкольном и школьном возрастах дети подключают работу воображения, переходят к заучиванию информации. В этот период воспоминания становиться последовательными, непрерывными и напрямую зависят от эмоционального восприятия ребенка.

Польза приятных воспоминаний.

После исследования, проведенного в университете Сан-Франциско, было определено, что качество воспоминаний отображают уровень удовлетворенности жизнью.

Со временем даже негативные воспоминания воспринимаются как опыт и могут стать нейтральными или даже положительными.

Вывод:

  • Нужно меньше сосредотачиваться на негативе и воспринимать все как полученный не зря опыт.
  • События из прошлого, вызывающие улыбку – это работа мозга, а значит элемент, улучшающий память.
  • Приятные воспоминания – это хорошая мотивация. Результаты прошлого толкают на достижения будущие, а негативные уроки всегда подскажут, как делать не стоит.

В ходе некоторых исследований было установлено, что экстраверты склонны больше концентрироваться на положительных моментах из прошлого, в то время как интроверты оставляют в своей памяти более трогательные и печальные события.

Пройти тест: интроверт или экстраверт?

Почему воспоминания нас подводят

Память гибкая

Безусловно, мозг можно представить как хранилище данных. Только не как архивное помещение с кучей ящиков, в которых информация пылится в том виде, в котором её туда положили. Точнее будет сравнение с электронной базой данных, где элементы взаимосвязаны и постоянно обновляютсяThe fiction of memory: Elizabeth Loftus at TEDGlobal 2013 / TED Blog.

Скажем, вы получили новый опыт. Но эта информация отправляется в архив не только на свою полочку. Данные перезаписываются во всех файлах, которые связаны с полученными впечатлениями и переживаниями. А если какие‑то детали выпали или противоречат друг другу, то мозг может заполнить их подходящими логически, но отсутствующими в реальности.

Воспоминания могут меняться под воздействием со стороны

Это доказывают не только эксперименты Элизабет Лофтус. В другом небольшом исследовании учёные показывалиK. A. Wade, M. Garry, et al. A picture is worth a thousand lies: Using false photographs to create false childhood memories / Psychonomic Bulletin & Review участникам фотографии из их детства, причём на снимках были действительно запоминающиеся события вроде полёта на воздушном шаре. И среди трёх реальных изображений затесалось одно фейковое. В итоге к концу серии интервью около половины подопытных «вспомнили» ненастоящие ситуации.

Во время опытов на воспоминания влияли специально, но это может произойти и непреднамеренно. Например, наводящие вопросы о событии способны направить рассказ человека в другое русло.

Память искажается психикой

Наверняка вы слышали о том, как из архивов мозга вытесняются травмирующие события. И человек, например, забывает эпизод жестокого обращения, с которым столкнулся в детстве.

В другую сторону искажения тоже работают, и память выносит на поверхность однобокую «правду». Например, ностальгирующие по временам СССР могут говорить о пломбире за 19 копеек и что якобы всем бесплатно давали квартиры. А вот детали они уже не помнят: не давали, а сдавали, не всем, а только тем, кто стоит в очереди, и так далее.

Что такое воспоминания?

Воспоминания — это способность мозга восстанавливать образы и ситуации, прожитые в прошлом. Лучше всего запоминаются моменты жизни, которые вызывают большее количество эмоций. Их гораздо проще вспомнить даже в мельчайших подробностях. Воспоминания бывают произвольными и непроизвольными.

  • Произвольными называют те, которые мы пытаемся вызвать собственными силами. Например, имена, даты, адреса, номера телефонов и т.д.
  • Непроизвольные являются спонтанными и появляются в момент, когда мы сталкиваемся с образами или запахами, которые наблюдали в прошлом. Непроизвольные связаны с эмоциями и поэтому дольше сохраняются в сознании.

Главное отличие произвольных заключается в том, что они составляют сознательную память, а непроизвольные – бессознательную, неумышленную.

Воспоминания бывают:

  • ностальгические;
  • приятные;
  • тягостные;
  • радостные;
  • обрывочные;
  • печальные;
  • кошмарные;
  • романтические и т.д.

Формируясь в нашем подсознании, они обязательно проходят сквозь осведомленные эмоции, а значит, несут в себе их отпечаток.

Пройти тест на тип личности

Как формируются воспоминания, и для чего они нужны?

Формируются воспоминания посредством восприятия и запоминания информации из прошлого, но процессы их появления зависят от индивидуальных особенностей психики, эмоционального состояния, возможностей памяти.

Они появляются, когда мы готовы их воспринять и меняют отношение к прошлой жизни.

Такие моменты можно сравнить с аудиозаписями. Проигрывая их каждый раз снова и снова, происходит переосмысление с обретением новых деталей и эпизодов.

Как жить, если знаешь, что даже себе нельзя доверять

Память — не самый надёжный источник информации, и в большинстве случаев это не такая уж большая проблема. Но ровно до тех пор, пока нет необходимости точно воспроизвести те или иные события. Поэтому не стоит спешить с выводами на основании свидетельских показаний и чьих‑то воспоминаний, если они представлены в единственном экземпляре.

Если вы озабочены тем, чтобы как можно точнее фиксировать события, лучше использовать для этого более надёжные форматы: листок и ручку, видеокамеру или диктофон. А для подробных жизнеописаний подойдёт старый добрый дневник.

Задумайтесь о своей цели

Прежде чем взять в руки диктофон, попробуйте сформулировать, зачем вам нужно записать во­споминание. Может быть, вы хотите узнать о жиз­ни бабуш­ки и дедушки в сталинских лаге­рях. Или как они пережили блокаду, прошли войну, выжили во время холокоста, учились в позднесоветской школе. А может быть, вы прос­то хотите узнать об истории семьи что-то, чего не найдешь ни в одном архиве.

Кроме того, запись воспоминания — это возмож­ность неторопливого, вдумчи­вого разговора со сво­ими близкими и удобный формат для мед­ленного обще­ния. Интервью позволяет создать атмосферу доверия и хотя бы на время забыть о возможных кон­фликтах и противоречиях.

Литература[ | ]

  • Мемуары // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 524—525 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X.
  • Мемуары // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Мемуарная литература в Литературной энциклопедии (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2064 дня])
  • Колесникова Л. А.
    Историко-революционная мемуаристика (1917—1935 гг.) как массовый источник по истории русских революций. Автореф. дис. … докт. ист. наук. — М., 2005. (недоступная ссылка)

Издания русских мемуаров[ | ]

Осознание исторической ценности мемуаров частных лиц, в том числе описаний повседневной жизни русского дворянства екатерининской и пушкинской эпох, произошло не сразу. Собрание русских мемуаров впервые стал издавать украинец Ф. О. Туманский; затем И. П. Сахаров издавал «Записки русских людей. Сборник времен Петра Великого» (СПб, 1841).

Задаче систематической публикации мемуаров посвятили себя во второй половине XIX века журналы «Русская старина» М. Семевского, «Русский архив» П. Бартенева и «Исторический вестник» С. Шубинского. Семевский лично убедил многих очевидцев исторических событий поверить свои воспоминания бумаге. Основная часть записок, появившихся на страницах этих исторических журналов, в советское время не переиздавалась и стала библиографической редкостью.

Советских читателей с воспоминаниями о классиках русской литературы с 1948 года знакомила специализированная «Серия литературных мемуаров» (издательство «Художественная литература»). Первыми были изданы со вступлением К. Чуковского воспоминания А. Я. Панаевой. В 1959 г. «Воениздат» запустил серию «Военные мемуары». Воспоминания советских деятелей публиковались «Политиздатом» в серии «О жизни и о себе».

Актер Иван Волков о своем отце, актере Николае Николаевиче Волкове

Фото Алексея Никишина.

Удивительно, но с папой было интересно не только говорить, но и молчать.

С ним один из самых ценных и запоминающихся моментов — это тишина, периоды совместного молчания.

Пара-тройка фраз, короткая усмешка, уход в себя и увлекательнейший мыслительный процесс. Это располагало думать о чем-то. Размышлять. Наблюдать его, думающего — это было всегда заразительно, «вкусно».

Большая чашка кофе, старая вязаная папина кофта, насмешливый взгляд из-под бровей. А потом, может быть, короткое и очень весомое слово, которое запускало новый ход мыслей.

Николай Николаевич, отец Ивана Волкова

Русские мемуары XVIII—XIX веков[ | ]

С распространением в Российской империи моды на всё французское русские дворяне, выйдя в отставку, стали поверять свои воспоминания бумаге, зачастую по-французски. Первые дворянские записки предназначались исключительно для чтения в домашнем кругу. Среди авторов мемуаров конца XVIII и начала XIX вв. велика доля женщин. Вслед за Екатериной II придворные дамы Е. Р. Дашкова, В. Н. Головина, Р. С. Эдлинг и др. оставили записки на французском. Среди записок XVIII века, составленных на русском языке, Д. С. Мирский отдаёт пальму первенства короткому, непосредственному мемуару Н. Б. Долгоруковой, одной из первых писательниц в России.

Записки Н. И. Греча с цензурными пропусками

Из государственных деятелей XVIII века записки о своей карьере оставили кабинет-секретари Я. П. Шаховской, А. В. Храповицкий и А. М. Грибовский. В своих многотомных записках долгожитель А. Т. Болотов (1738—1833) представил подлинную энциклопедию жизни русского дворянства, как столичного, так и провинциального. И. М. Долгоруков, И. И. Дмитриев и другие литераторы, тяготевшие к сентиментализму, ностальгически воспевали в мемуарах «сердца сладкие обманы».

Наибольший литературный интерес среди произведений конца XVIII века представляют близкие к мемуарным путевые записки Д. И. Фонвизина и Н. М. Карамзина. Они преподносились читателям как непосредственные письма с чужбины, хотя на деле представляют собой плод кропотливого литературного труда. Ещё одна специфическая форма русской мемуарной литературы, — семейные хроники М. В. Данилова, Е. А. Сабанеевой, Л. А. Ростопчиной, в которых прослеживается жизнь нескольких поколений одной семьи (часто провинциальной).

Обособленный массив мемуарной литературы образуют записки о событиях 1812 года (Д. В. Давыдов, С. Н. Глинка, Н. А. Дурова и др.). Богатый материал по общественной жизни пушкинской эпохи дают мемуары Н. И. Греча и Ф. В. Булгарина, записные книжки С. П. Жихарева и П. А. Вяземского. Вся первая треть XIX века освещена в записках Е. Ф. Комаровского, А. М. Тургенева и Ф. Ф. Вигеля. Последние по изяществу слога и остроте характеристик некогда признавались за лучший образец мемуарной литературы своего времени. П. А. Плетнёв аттестовал их следующим образом:

Записки, очень интересные, исполненные остроты, желчи, насмешливости и себялюбия. Всё описано очень колко и умно. Это так занимательно, что и пересказать трудно. Он остроумен, желчен, знающ и умён до чрезвычайности. У него можно поучиться писать.

В конце XIX века вся Россия зачитывалась мемуарами
Светские салоны середины XIX века описаны многочисленными мемуаристками, среди которых А. О. Смирнова, Е. А. Сушкова, А. Ф. Тютчева. Более сухим языком пишут государственные деятели из высшего чиновничества (М. А. Корф, К. И. Фишер). Панорама литературной жизни 1840-х гг. развёрнута в воспоминаниях В. А. Соллогуба, А. В. Никитенко, П. В. Анненкова, Д. В. Григоровича, А. А. Григорьева, А. А. Фета, Т. П. Пассек, П. А. Каратыгина, А. Я. Панаевой и её мужа И. И. Панаева.

О событиях в России конца XIX века оставили весьма обстоятельные записки многочисленные писатели и общественные деятели (П. А. Кропоткин, П. Д. Боборыкин, Б. Н. Чичерин, А. Ф. Кони), представители художественной интеллигенции (И. Е. Репин, К. С. Станиславский, А. Н. Бенуа, М. К. Тенишева), высшего чиновничества (В. П. Мещерский, С. Д. Урусов, В. Ф. Джунковский, С. Ю. Витте, А. И. Дельвиг). Жизнь при дворе последнего царя охарактеризована в мемуарах, составленных уже в эмиграции Ф. Юсуповым и А. Вырубовой, а также перешедшим на советскую службу А. А. Игнатьевым.

Русские мемуары допетровского времени[ | ]

См. также: Пётр I в мемуарах

В русской литературе ряд записок начинается «Историей князя великого Московского о делах, яже слышахом у достоверных мужей и яже видехом очима нашими» за авторством князя Курбского. Она носит характер скорее памфлета, чем объективного исторического сочинения.

Записки о пребывании в России XVI—XVII вв. оставили многие иностранцы, в особенности участники польского осадного сидения 1611-12 гг. Предвзятость с налётом публицистики не чужда двум крупнейшим повествованиям о Смутном времени — «Временнику» Ивана Тимофеева и «Сказанию о Троицкой осаде» Авраамия Палицына. В обоих трудах заметно желание обличить пороки общества и ими объяснить происхождение Смуты; этой задачей объясняется обилие отвлечённых рассуждений и нравоучений.

Позднейшие труды очевидцев Смуты, появившиеся при первых Романовых, отличаются от ранних большей объективностью и более фактическим изображением эпохи («Словеса» кн. И. А. Хворостинина, повесть кн. И. М. Катырёва-Ростовского, внесённая в хронограф Сергея Кубасова), но и в них изложение часто бывает подчинено условным риторическим приемам (записки кн. Семёна Шаховского, относящиеся к 1601—1649 гг.).

В правление Алексея Михайловича и его сыновей в русской литературе появляются собственно личные воспоминания, отступающие от литературного шаблона, — сочинения Котошихина и Шушерина, старообрядцев Семёна Денисова и Аввакума Петрова. «Житие протопопа Аввакума» — общепризнанная вершина русской литературы XVII века. Авторы этих записок — учёные люди допетровского времени: дьяки либо представители духовенства.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]