Память человека устроена интересным образом. Ты можешь помнить совершенно ненужную информацию, а что-то важное забывать. В этом плане память напрямую служит мотивам и потребностям человека. При этом в голове человека как будто много ящичков – для длительного хранения, для быстрого использования и так далее.
Всё, как в советском фильме «Джентельмены удачи»: «тут помню, тут не помню». Случаются по определённым причинам и такие «провалы памяти», как в этом смешном кино. А бывают такие чудеса запоминания, как феноменальная память. Или особенности работы памяти в престарелом возрасте у людей – когда они помнят до мелочей своё детство, запахи и звуки, а вот принимали ли они свои лекарства сегодня утром – не помнят.
В этой статье:
Как происходит запись информации?Уровни памятиТипы памятиВиды памяти
Как происходит запись информации?
Image by Gerd Altmann from Pixabay
Как устроен этот чудо-механизм? Просто события, просто ощущения, эмоции. А от них меняется структура мозга! Нейрофизиологи подскажут, как. Одной из распространенных химических теорий памяти является гипотеза Хидена о белковой природе памяти. Он пришел к выводу, что РНК клеток мозга связана с памятью, т.е. механизм памяти — это изменение структуры РНК.
Вся информация, которую воспринимает мозг человека, кодируется. Происходит химическая реакция, изменяется структура молекул РНК. Формируются базовые нейронные связи. Это «дорожки», по которым потом привычно будет «ездить» нервный импульс.
Важную роль в этом процессе играет белок. Именно поэтому память здорового человека лучше, чем пожилого ли ослабленного болезнями. Профилактика отличной памяти – тренировка мозга и хорошее питание. О том, как тренировать память, мы расскажем в статье.
Нарушения зрительной памяти
При нарушениях зрительной памяти сокращается время и количество визуальных образов, которые могут в ней удерживаться.
Те или иные нарушения памяти бывают при следующих заболеваниях:
- болезнь Альцгеймера;
- сосудистые патологии (гипертоническая болезнь, атеросклероз),
- энцефалит и другие инфекции;
- дислексия (невозможность овладеть навыками чтения);
- наркомания;
- инсульт;
- травмы головы;
- алкоголизм;
- стресс;
- переутомление;
- опухоли головного мозга;
- некоторые соматические заболевания;
- нарушение нуклеинового обмена, прежде всего РНК;
- недостаточная зрелость определенных нервных структур головного мозга либо зрительных анализаторов или нарушения в их работе.
В сложных случаях для диагностики зрительной памяти может потребоваться консультация невролога, офтальмолога, психолога, логопеда, дефектолога.
Уровни памяти
В классификации памяти выделяют виды, типы и уровни. Об уровнях памяти писал П.П. Блонский. Он назвал их генетическими уровнями памяти.
Процессы и виды памяти
- Первый уровень – моторная память. Она формируется первая. Это память движений и телесных ощущений.
- Второй уровень – аффективная память. Это уровень эмоций, чувств. Это первые переживания человека. Они тесно связаны с телесными ощущениями. Это чувственный опыт человека.
- Третий уровень – образная (по преимуществу зрительная) память. По мере развития мозга и нервной деятельности человек становится способен запоминать информацию, передаваемую зрительным каналом. Это первые образы в памяти человека.
- Четвёртый уровень – вербальная память. Этот уровень формируется вместе с появлением речи и её развитием.
Разделение на эти уровни довольно условно, но примерно так устроено развитие памяти человека – от самых простых структур до самых сложных. Впоследствии эти уровни накладываются друг на друга и существуют вместе. Они продолжают своё развитие: человек способен запоминать всё более сложные двигательные комбинации, аффекты развиваются в эмоции и более сложные чувства, развивается зрительная и вербальная память.
Постепенно ребёнок учится переворачиваться, садиться, ползать. Его тело запоминает новые связки движений и его поведение становится более разнообразным, чем рефлекторные действия. Так же ребёнок учится различать эмоции мамы, учится гримасничать сам, в его плаче можно услышать разные эмоциональные оттенки: когда он голоден, или когда испугался, а когда радуется.
Зрительная память позволяет ребёнку научиться запоминать предметы, окружающую обстановку. Он запоминает своих близких и различает чужих людей. Развитие вербальной памяти помогает малышу освоить звуки и новые слова. Он запоминает речь и пытается воспроизвести её.
Образная память
Образная память – это хранилище звуков, запахов, зрительных представлений. Наглядно-образная память сохраняет материал в форме зрительных, слуховых и других образов. Поэтому выделяют несколько отдельных видов образной памяти, таких как слуховая (попробуйте вспомнить мурчание котёнка или потрескивание хвороста в костре), зрительная образная память (лицо близкого человека или любимая ваза – помните?), обонятельная (запах знакомого парфюма или просто свежесрезанной травы), тактильная (прикосновение тёплой руки или боль от укола), вкусовая (кислота ломтика лимона или сладость банана). Наглядно-образная память особенно важна в творческой деятельности.
Наш мозг предпочитает воспринимать мир, обрабатывая информацию обоими полушариями: правое воспринимает образ, а левое подбирает для него слова. Развивая образную память, мы восполняем пробел, вызванный дефицитом образов: в современном мире много информации, но основной её массив не задействует в работу правое полушарие, возникает дисбаланс, в результате которого нам все труднее запоминать, удерживать внимание, концентрироваться. Развитие образной памяти помогает включить в работу правое полушарие, задействуя воображение. Воображая, мы легко запоминаем. Поняв материал, мы создаём образ, закрепляющий понимание, и получаем знание.
Различают зрительную, слуховую, моторно-слуховую память, зрительно-моторно-слуховую память. Это виды так называемой сенсорной памяти, которая играет наиболее важную роль в обучении. Зная, какой тип памяти преобладает у ученика, можно дифференцированно подходить к процессу его обучения, достигая лучших результатов запоминания. Преподаватель должен позаботиться о том, чтобы в процессе усвоения материала принимало участие как можно больше органов чувств. В своё время на это обращал внимание известный педагог К.Д. Ушинский.
Типы памяти
Дифференциация типов памяти связана с тем, как сенсорная область служит наилучшей основой для воспроизведения. Одни люди лучше запоминают зрительные, другие — слуховые, третьи — двигательные данные. Один человек, для того чтобы запомнить, должен сам прочесть текст, и в воспоминании у него восстанавливается преимущественно зрительный образ; у другого — такую же преобладающую роль играют слуховые восприятия и представления; у третьего — двигательные: текст закрепляется у него лучше всего посредством записи.
Чистые типы встречаются редко, а обычно наблюдаются смешанные: зрительно-двигательный, двигательно-слуховой и зрительно-слуховой типы памяти. Самый распространённый тип памяти – зрительный. Например, на сдаче экзамена. Некоторые студенты запоминают чётко страницы из учебников. Когда они вспоминают нужный текст, у них перед глазами образ этой страницы, они могут даже назвать абзац и номер страницы. А кто-то запомнит, что на полях учебника был рисунок.
Giphy
Пример развитой зрительно-двигательной памяти – студент, который всю ночь пишет шпаргалки, но никогда не использует их. Здесь работают два канала – пока он пишет текст, руки «запоминают» движение, информация сохраняется благодаря действию. И в то же время он зрительно запоминает текст, который пишет. Этого становится достаточно, чтобы воспроизвести нужную информацию.
При развитой двигательно-слуховой памяти человеку необходимо читать вслух текст и при этом, например, ходить. Или делать какие-то краткие записи, пометки. Либо слушать аудиозапись текста и делать пометки. Самый яркий пример – когда человеку комфортнее слушать аудиокнигу, при этом прогуливаясь или делая дома уборку.
Память дифференцируется и по характеру наилучше запоминаемого материала. Хорошая память на цвет может соединяться с плохой памятью на числа и наоборот. Память на наглядно-образные и абстрактные содержания, на математические формулы и на эмоциональные переживания может быть различна. Все особенности восприятия и мышления, сенсорной и эмоциональной сферы проявляются внутри памяти.
Развитие зрительной памяти
Зрительная память тренируется и развивается во время ее активного использования. Она формируется в детстве, но развивать и тренировать ее можно в течение всей жизни.
Для развития зрительной памяти можно использовать короткие тренировки или свои хобби:
- Чтение. Развивает навыки запоминания информации, обогащает словарный запас и улучшает интеллектуальные способности.
- Рисование. Помимо развития воображения, усидчивости, творческих способностей, это занятие поможет развить зрительную память, если воспроизводить на бумаге знакомый предмет или место, стараясь добиться фотографической точности. Изображение сложных узоров, например, прожилок на мраморе, является очень эффективным способом развития зрительной памяти.
- Новизна. Суть этого метода тренировки состоит в том, чтобы регулярно делать что-то непривычное, отходить от знакомых способов, методов выполнения действий и маршрутов. Это могут быть просто новые места, люди, маршруты в родном городе, выполнение привычных действий по-новому.·
- Воспоминания. Перед сном нужно детально вспомнить все события прошедшего дня в хронологическом порядке.
- Портрет. Нужно вспомнить, как именно выглядит конкретный человек. Упражнение лучше применять сначала на знакомых людях, а по мере тренировки можно перейти к незнакомцам.
- Рассматривание предмета. Несколько минут нужно внимательно рассматривать предмет, с которым вы редко контактируете в повседневной жизни. После этого с закрытыми глазами мысленно представить увиденный предмет с максимальной точностью и правильностью.
- Решение задач на внимательность. Поиск отличий на картинках развивает внимание к деталям, формирует навыки запоминания композиции.
- Развитие синестезии. Этим термином обозначают прием запоминания, при котором зрительные элементы связываются со звуковыми, вкусовыми, обонятельными, осязательными. Синестезия стимулирует нервные структуры одной сенсорной системы активировать структуры другой (например, этот принцип запоминания положен в основу называния веток метро по цветам, а не названиям крайних станций).
- Использование словесного описания объекта для облегчения его зрительного запоминания, то есть необходимо запомнить изображение как последовательности слов. Проговаривание сохраняет в зрительной памяти детали увиденного образа.
Виды памяти
Разделение памяти на виды перекликается с уровнями памяти. Виды памяти дифференцируются в зависимости от того, что запоминается или воспроизводится. Так, выделяют:
Image by Here and now, unfortunately, ends my journey on Pixabay from Pixabay
- Память движений и действий (моторная). Когда ты воспроизводишь какие-то привычные действия, навыки;
- Образная память: зрительную, слуховую, осязательную и т. д.
- Логическая (память на мысли);
- Аффективная (память на чувства).
Каждый вид памяти – это как отдельная полочка для своего вида информации. Какие-то виды памяти могут быть развиты сильнее. Это зависит от предрасположенности, и от образа жизни. Если у тебя сидячая, умственная работа, то двигательная память будет развита хуже, чем логическая или образная. Тренировать можно любые виды памяти, подбирая нужную «программу тренировок»: запоминание текста, или ощущений, движений танца, или картинок и образов.
Так же различают долговременную и краткосрочную память. Для того, чтобы тот или иной материал закрепился в памяти, он должен быть соответствующим образом переработан человеком. Такая переработка требует определенного времени, которое называют временем консолидации следов.
Это ощущается как отзвук только что происшедшего события: на какое-то мгновение ты как бы продолжаешь видеть, слышать и т.д., что уже непосредственно не воспринимаешь (стоит перед глазами, звучит в ушах и т.д.). Эти процессы неустойчивы и обратимы, но они настолько специфичны и их роль в функционировании механизмов накопления опыта столь значительна, что их рассматривают в качестве особого вида запоминания, сохранения и воспроизведения информации, который получил название кратковременной памяти.
Фото взято из открытых источников
В отличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением. Так же выделяют оперативную память. Это тот объём памяти, который необходим для переработки информации в режиме «здесь и сейчас».
А так же можно выделить произвольную память – то, что ты запоминаешь осознанно, прилагая усилия. И непроизвольную память – когда что-то запомнилось «само» потому, что было особенным, ярким, актуальным для тебя.
Зная возможности своего мозга и такого мощного инструмента, как память, ты можешь развить свои ментальные способности.
Запоминание 10 картинок
Картинки предъявляются по одной (приблизительно одна картинка в секунду). Обследуемый должен воспроизвести весь набор картинок на вербальном уровне (назвать то, что нарисовано на картинках). Порядок воспроизведения не имеет значения. В протоколе фиксируется количество правильно воспроизведенных картинок. Потом эту игру на развитие зрительно предметной памяти нужно расширить до 16-20 картинок.
Кто из великих обладал эйдетической памятью?
Многие великие люди обладали даром эйдетической памяти. Это помогало им держать в голове, комбинировать и анализировать огромное множество различной информации в тех сферах деятельности, которыми они занимались. Такое качество было чрезвычайно полезно в эпоху, когда еще не существовало персональных компьютеров. Вот лишь некоторые из таких людей:
Сергей Рахманинов, русский композитор и пианист. Единожды взглянув на незнакомые ноты, мог абсолютно точно сразу сыграть любую сложнейшую музыкальную композицию.
Никола Тесла, физик-электротехник. Никогда не пользовался записями, поскольку все держал в памяти.
Иоанн Павел II, Папа Римский. Свободно владел 21 языком.
Сенека, римский философ. В точной последовательности называл по памяти две тысячи прочитанных слов, часто даже не связанных по смыслу.
Уинстон Черчилль, британский политик. Наизусть знал всего Шекспира.
Генрих Шлиман, археолог. За полтора месяца изучал любой иностранный язык.
Пол Морфи, шахматист. Помнил все ходы сыгранных им партий.
Дэниел Таммет. Способен назвать более 22 тысяч знаков числа π после запятой.
Александр Суворов, русский полководец. Знал в лицо и по именам каждого солдата своей армии, состоявшей из 24 тысяч человек.
Долговременная, кратковременная и оперативная память
По времени сохранения информации различают мгновенную, кратковременную, оперативную и долговременную память. Кратковременная память способна хранить информацию совсем недолго, около 40 секунд, и объём её невелик, он составляет 7 плюс-минус 2 единицы информации. Этот объём можно увеличить путём объединения информации в блоки.
Большая часть информации из кратковременной памяти затем стирается, а меньшая переходит в так называемую оперативную память. Этому способствуют некоторые факторы, такие как эмоциональность подачи, яркость, неожиданность, необычность материала, многократность повторения, важность для конкретного человека. В оперативной памяти информация сохраняется до суток (максимум), затем менее важная её часть стирается, а более важная переходит в долговременную память. Здесь информация сберегается в течение всей жизни, и для этого организмом задействуются специальные нуклеиновые кислоты и белки памяти.
Интересно, что в фазе медленного сна происходит логическая обработка информации, а в фазе быстрого – перевод отобранной информации в долговременную память. Более подробно об этих процессах и о развитии долговременной памяти, а также о развитии кратковременной памяти Вы можете прочитать в нашем блоге.
История исследований
Первые изучения памяти начались еще в древности и связывались с процессом обучения. В Древней Греции, например, принято было считать, что информация проникает в голову человека в виде конкретных материальных частиц, оставляя отпечатки на мягком веществе головного мозга, подобно глине или воску.
Впоследствии автор «гидравлической» модели нервной системы, Р. Декарт, формулирует идею о том, что регулярное применение одних и тех же нервных волокон (пустотелых трубок, по Декарту) снижает их сопротивление движению «жизненных духов» (за счет растяжения). Это, в свою очередь, приводит к формированию запоминания.
В 80-е гг. 19-го века Г. Эббингауз предлагает собственный метод изучения законов так называемой чистой памяти. Прием заключался в запоминании бессмысленных слогов. Итогом стали кривые запоминания, а также определенные закономерности действия механизмов ассоциаций. Так, например, было установлено, что особенно прочно запоминаются те события, которые произвели на человека сильное впечатление. Подобная информация запоминается сразу и надолго. Напротив, менее значимые для человека данные (даже если они более сложны по своему содержанию) в памяти, как правило, надолго не сохраняются.
Таким образом, Г. Эббингауз первый применяет к изучению памяти экспериментальный метод.
Начиная с конца 19-го века и далее процесс памяти пытаются интерпретировать по аналогии с функционированием таких механических приборов, как телефон, магнитофон, электронно-вычислительная машина и др. Если же проводить аналогии с современными технологиями, то здесь имеет место классификация памяти компьютера.
В современной научной школе при анализе механизмов запоминания используются биологические аналогии. Так, например, некоторым видам памяти приписывается молекулярная основа: процесс запечатления информации сопровождается увеличением содержания в нейронах головного мозга нуклеиновых кислот.
Классификация памяти
Психология опирается на следующие критерии в выделении видов памяти:
1. Характер преобладающей психической активности:
- двигательная,
- образная,
- эмоциональная,
- словесно-логическая.
2. Характер целей деятельности:
- произвольная,
- непроизвольная.
3. Продолжительность закрепления/сохранения материала:
- кратковременная,
- долговременная,
- оперативная.
4. Использование мнемотехнических средств:
- непосредственная,
- опосредованная.
Это интересно
Джордж Сперлинг в 1960 году экспериментально установил, что слуховая память является одним из базовых условий для сохранения вербальной информации и ее легкого воспроизведения.
Входные данные для слуховой памяти – это единицы внутриречевой реакции, удерживающиеся в слуховой оперативной памяти всего несколько мгновений. Далее происходит ответная речевая реакция, которая помогает вернуть речевые звуки в память. Именно эта связь играет очень важную роль при кратковременном запоминании.
Учеников в школе, которые лучше обрабатывают устную информацию на слух, называют аудиалами, обычно они имеют очень хорошие оценки и способны отлично запоминать все, что было сказано на уроке, не подглядывая в записи или учебники. Однако абсолютных аудиалов в мире всего 5-7 %, другие люди воспринимают информацию через визуальные, кинестетические или дискретные источники.
Вспомните, как Шурик в фильме «Приключения Шурика» оказался настоящим аудиалом, он не помнил, что находился рядом с девушкой при подготовке к экзамену, но вспомнил, что был уже в этой комнате, как только услышал звук вентилятора и настенных часов.
У кого сильнее развита
Считается, что девочки обладают лучшей зрительной памятью, чем мальчики. Но есть и другие факторы, которые обуславливают лучшие условия для развития способностей. Обобщая, можно сказать, что больший объем и качество памяти имеют те люди, которые постоянно ее эксплуатируют.
Например, жители Крайнего Севера живут в очень суровых условиях и со всех сторон окружены однообразным, монотонным пейзажем. Но их визуальное восприятие зачастую спасает их в критических ситуациях, мгновенно отмечая малейшие отклонения от привычной картины. Например, мелькнувшая вдали тень может означать, что рядом находится медведь или голодная волчья стая, а изменение цвета льда подскажет, что наступать на него не стоит – там формируется трещина и есть риск провалиться в ледяную воду.
То же самое касается людей, которые постоянно имеют дело с различной визуальной информацией. Например, ученый моментально узнает знакомую ему формулу, а автомеханик «вычислит» причину поломки по внешнему состоянию двигателя, ведь такую картину он уже видел неоднократно.
Диагностика
Тест на отличную зрительную память способен пройти и взрослый человек, если у него возникнет такое желание. Но диагностика у младших школьников и дошкольников выявляет нарушения в процессах восприятия и усвоения информации.
Дети дошкольного возраста проходят такие исследования для того, чтобы понять, насколько они готовы к школе или получить оценку успеваемости. Младшие школьники тестируются для определения усвоения подаваемой в начальных классах информации. Хорошо развитая память позволяет ребенку лучше учиться и намного эффективнее усваивать знания.
Словесно-логическая память
Словесно-логический вид памяти хранит информацию в виде словесных понятий и чисел. Он отвечает за смысл, логику, взаимодействие между элементами словесной информации. В процессе обучения широко задействуются и образная, и словесно-логическая память. Образная память неразрывно связана с воображением и востребована во многих областях человеческой жизни.
Словесно-логический вид памяти мы используем постоянно. Когда мы изучаем новый материал, работает преимущественно именно она. От развития словесно-логической памяти зависит и развитие всех других видов памяти у человека: она опирается на них и играет ведущую роль в усвоении новых знаний.
Очень важно развивать словесно-логическую память младших школьников, ведь, как показывает практика, если ребёнок не овладеет приемами мыслительной деятельности и не научится учиться (простите за тавтологию) в младших классах, то он будет неуспевающим в средних и старших, отставая в обучении.
Развитие словесно-логической памяти способствует улучшению эрудиции, повышению образованности. Особенность словесно-логической памяти заключается в том, что мысли не существуют без участия языка, без слов, и их воспроизведение – тоже. Мы всегда работаем с мыслями, выраженными в словах, отсюда и название – словесно-логическая память.