Социальный интеллект и его роль в профессиональном и личностном развитии


Иногда способность человека понимать окружающих его людей очень помогает ему в жизни. Он может предсказать поведение других и свое собственное в различных обстоятельствах и распознать эмоции и намерения в зависимости от вербального и невербального общения. Все эти дарования и определяют так называемый социальный интеллект человека.

Понятие

Социальный интеллект (СИ) – способность различать и понимать действия всех людей. Также понятие включает в себя навык коммуникации с окружающими, установку долгосрочных контактов с отдельными личностями, легкое нахождение общего языка со всеми людьми. Нормальный уровень его развития позволяет человеку быстро адаптироваться в обществе, правильно взаимодействовать с людьми, достигать поставленных целей. Поэтому очень важно поддерживать его на достойном уровне всегда.


Зачастую понятие тесно связывают с эмоциональным интеллектом, позволяющим легко распознавать эмоции, намерения или мотивацию окружающих. Многие склонны объединять оба интеллекта в один. Тем не менее понятие социального типа, как правило, представляют в одном из трех вариантов:

  • Отдельный вид разума. Одна из составляющих познавательного навыка. Напрямую связана с математическим и вербальным интеллектами.
  • Навыки, знания, взгляды. Все, что было приобретено человеком при социализации в обществе.
  • Личная черта. Особенность человеческого характера, от которой зависит будущее, включая навыки общения.

Любой из трех взглядов на понятие является правильным. Они могут даже объединяться, что позволяет составить более ясную картину в понимании явления.

От уровня развития такого интеллекта зависит будущая самореализация.

Составляющие

Важно. Все люди делают что-то, рассчитывая на успех деятельности, это во многом определяет смысл и количество затрачиваемых сил. Все действия в социуме находятся в зависимости от других людей, с которыми необходимо взаимодействие при движении к достижению цели.

Для этого и нужен SQ, так как решение задач основано на понимании поведения людей и способности влиять на него.

Выделено несколько групп способностей, составляющих социального интеллекта:

  • познавательные;
  • эмоциональные;
  • поведенческие.

Они, в свою очередь, тоже включают в себя несколько компонентов:

  1. Познавательные. Это знания, память, интуиция, прогнозирование:
      Социальные знания. Знания о людях, правилах общения, эффективном взаимодействии.
  2. Социальная память. Запоминание имен, событий, лиц, сделанного и сказанного людьми.
  3. Социальная интуиция. Неосознанное понимание чувств, настроения, мотивов и всех остальных аспектов поведения людей.
  4. Социальное прогнозирование. Осознанное прогнозирование всего, что связано с поведением людей.
  5. Эмоциональные. Это выразительность, сопереживание, саморегуляция:
      Социальная выразительность. Речь идет о степени и способах проявления эмоций и чувств, эмоциональной чувствительности.
  6. Сопереживание. Способность к эмпатии, умение ставить себя на место другого.
  7. Способность к саморегуляции. Способность к самоконтролю, регуляции эмоций.
  8. Поведенческие. Это восприятие, взаимодействие, адаптация:
      Социальное восприятие. Умение слышать, видеть чувствовать и распознавать иные проявления поведения.
  9. Социальное взаимодействие. Различная степень способности коммуницировать с людьми в социуме.
  10. Социальная адаптация. Навык или дар адаптироваться к обстоятельствам и людям.

Понятие в психологии

Само понятие было введено Эдвардом Ли Торндайком еще в 1920 году. Именно его определение, как правило, считают главным и включают в словарь психологических терминов. Под социальным интеллектом он понимал мудрость, проявляющуюся в отношениях между людьми. Немного позднее на явление обратили внимание другие ученые из сферы психологии.

Генри Олпорт

Американец Г. Олпорт описывал явление несколько иначе. По его мнению, оно представляет собой одно из 8-ми личностных качеств, которые требуются для понимания других людей. Главной определяющей такого интеллекта, как считал Генри, является навык быстрого суждения об окружающих.

М. И. Бобнева

Первым советским психологом, описавшим СИ, стала М. И. Бобнева. По ее мнению, связи между социальным и общим уровнем интеллекта нет. При этом даже высокоразвитые умственные способности не являются гарантией легкой и успешной адаптации в обществе, как и наличие способности полноценно общаться с людьми и вести себя достойным образом.

Г. Айзенк

Ученый Г. Айзенк пошел дальше. Его интерпретация подразумевает, что под социальным интеллектом следует понимать навыки рассуждения, качество памяти, способность к обучению, стратегическое мышление, адаптацию к окружающему миру, легкость решения разнообразных задач. При этом он представлял, что это понятие тесно связано с биологическим и психометрическим интеллектами. Поэтому он объединил их в одну схему, согласно которой последние два вида интеллекта являются частью социального.

Д. Гилфорд

Психолог Д. Гилфорд считал, что главной составляющей СИ является познание. При этом понятие включает в себя следующие факторы и навыки:

  • выделение вида выражения мыслей из контекста;
  • восприятие свойств объектов при получении информации;
  • прогнозирование последствий любых действий;
  • понимание связи между частичками данных и различия одинаковых значений в восприятии (касается также взаимодействия людей) и причин определенного поведения людей.

Но главным стало не то, как представлял себе ученый это понятие. Гораздо важнее разработанная им модель в виде куба, которая показывает структуру интеллекта человека.

Г. Гарднер

Психолог Г. Гарднер выделил два дополнительных вида интеллекта, которые оказывают прямое влияние на социальный. Внутриличностный, под которым он подразумевал навык обращения к собственным психологическим процессам, понимание своих мыслей, действий, оценка возможностей, мотивации и чувств. Межличностный, отвечающий за способность понимания чувств, мыслей, желаний окружающих людей.

Общий взгляд психологов

Если обобщать взгляд большинства известных психологов, то под социальным интеллектом можно смело подразумевать именно навыки понимания людей и общения с ними. Многие другие ученые придерживаются того же мнения, что описанные выше.

Что это такое: определение

Важно. SQ представляет собой совокупность способностей, влияющих на успешность социального взаимодействия.

Состоит из способности понимать себя и поведение других людей, а также из умения действовать по ситуации, и является очень важным качеством, так как необходим для эффективного межличностного взаимодействия.
Термин введен для обозначения способности успешно действовать в социуме, вести себя наиболее эффективно в какой-либо ситуации. Это умение понимать настроение других и их черты личности, способность к самопрезентации в обществе и различным взаимодействиям, своего рода талант, позволяющий ладить с людьми, приспосабливаться к поведению других в социуме.
Это глобальная способность, основанная на совокупности других черт личности (интеллектуальных, поведенческих, коммуникативных и т.д.), обуславливает понимание сказанного и сделанного людьми, способность к:

  • социальному взаимодействию;
  • принятию решений;
  • прогнозированию развития событий в межличностном общении.

Личностная составляющая социального интеллекта достаточно велика, однако его можно подкорректировать извне (специальные методики и максимум тренировочного взаимодействия).

О том, в каком году Торндайк ввел термин социальный интеллект и какова история понятия SQ, также определения этого понятия и подходы к его пониманию, актуальность исследования в наши дни, методы изучения и измерения, исследования SQ, вы узнаете тут.

Уровни

Сразу после того, как научное сообщество смогло дать описание социальному интеллекту, оно решило заняться разработкой шкалы его деления по уровням. Для этого Д. Гилфородом был создан психологический специальный тест. Он проверял скорость и оригинальность решения задач разной сложности. Это позволило дать точный ответ, насколько подкован испытуемый в социальной сфере. По результатам удалось выделить три уровня, каждый из которых описывает развитие разного социального интеллекта.

В России распространение получила методика на базе теста Гилфорда, созданная Е. С. Михайловой.

Низкий

Люди, обладающие низким уровнем социального интеллекта, постоянно испытывают различные трудности. Как правило, они вызваны поведением человека, причем сам он того не понимает. Такие люди имеют девиантный характер поведения и всегда руководствуются инстинктами, а большинство их действий вызвано порывами. У них не получается сойтись с другими людьми, т.к. даже при хорошем развитии отношений любого плана в определенный момент проявляются их особенности, что полностью исключает продолжение общения с человеком и приводит к недопониманию или ссорам.

Самостоятельно решать такие проблемы у них не получается, из-за чего часто люди вынуждены прибегать к помощи близких.

Средний

Те, кто облает средним уровнем СИ, действуют шаблонным образом. В повседневных делах они практически всегда достигают поставленных целей. Общение с людьми не вызывает трудностей. Однако с непривычными или сложными задачами справиться такому человеку трудно, из-за чего он может просто отказаться от той или иной затеи и продолжить жить по привычному ему шаблону.

Высокий

Интеллектуальный в социальном плане человек легко справляется с самыми трудными задачами. Они практически всегда выходят из неразрешимых ситуаций победителями. Им очень легко заводить знакомства, общаться с людьми и манипулировать ими, меняя их мысли, взгляды, желания. Такие люди – лидеры.

Как развивать навыки?

Важно. Развитие навыков начинается с первого года жизни и продолжается до периода взрослости.

Затем время от времени происходит корректировка сформированного социального интеллекта, связанная с происходящими событиями.

Формирование SQ

Первоначальное формирование происходит в семье, затем добавляется влияние знакомых, родственников, дошкольных учреждений, школы, затем – учебных заведений плюс окружения, сопровождающего каждый из этапов.

Периоды развития

Существует пять этапов развития. На нулевой стадии (досоциальной) ребенок не осознает различий, но постепенно он начинает отделять эмоции, чувства других и собственные:

  • на первой стадии происходит становление умения анализировать слова и поведение;
  • на второй – эмпатических способностей, происходят попытки влиять на людей и ситуации;
  • на третьей – происходит понимание противоречивости поведения людей;
  • на четвертой – представление о взаимодействии людей структурируется;
  • на пятой – производится оттачивание навыков.

О формировании, особенностях развития, способах диагностики и исследования и адаптации детей с нарушениями мы рассказывали тут.

Уровни

Выделяют три уровня: высокий, средний, низкий.

  • В первом случае это означает, что у человека есть высокое мастерство общения и управления людьми, контроль ситуаций.
  • Во втором – шаблонное поведение, средний уровень навыков и знаний, необходимых для успешного взаимодействия в социуме.
  • В третьем – деструктивное поведение, низкая эффективность, плохое распознавание поведения людей.

Проблемы измерения SQ

Первый тест для измерения SQ создан Т. Ханом. Позднее появился тест Д. Гилфорда, который используется до сих пор.

Внимание. Надо сказать, что тесты не являются точной оценкой этого вида интеллекта, способов, позволяющих полноценно «измерить» его, сегодня не существует.

Методики

В рекомендации по развитию SQ включают специальные методики. К наиболее эффективным методам того, как повысить уровень SQ, относят:

  • тренировка эмпатии;
  • анализ поведения людей в видеосюжетах/фильмах;
  • проигрывание ситуаций;
  • развитие невербалики;
  • сюжетно-ролевые игры.

Необходимо развивать способности, такие как:

  • память;
  • ораторство;
  • внимание;
  • аналитику и др.

Общее саморазвитие автоматически благоприятно повлияет на уровень SQ.

Условия

На досоциальной стадии нужно помочь ребенку достичь успехов в плане сепарации мыслей и чувств других людей и своих, и формировании интереса к социальному взаимодействию.

  • На первой стадии необходимо обратить внимание на развитие субъективизма, научить понимать, прежде всего, себя, а уже потом окружающих.
  • На второй и третьей стадии следует обратить внимание на способность к рефлексии, аналитику поведения и слов окружающих, умение занять позицию другого, сотрудничество.
  • На четвертой стадии нужно продолжать совершенствовать навыки и начать тренировки, позволяющие успешно взаимодействовать в социуме (больше практики).

Возрастные особенности

Одним из важнейших факторов, который влияет на особенности социального интеллекта, является возрастной период. Ребенок требует одного подхода, а юноша – совсем другого. Очень важно учитывать онтогенез и давать человеку возможность получать развитие интеллекта естественным путем.

Развитие СИ продолжается всю жизнь.

Дети

Дошкольный или младший школьный возраст требуют регулярного участия в сюжетно-ролевых играх. Это позволит стимулировать рост уровня социального интеллекта. Не менее важно в этот период позволять ребенку проводить время со сверстниками. Если у него будет хотя бы несколько друзей, это полностью исключит социальную отсталость в будущем.

Большое значение имеет и то, какой педагог занимается с ребенком в детсаде или школе. В первом случае необходимо, чтобы он стимулировал детей играть в те игры, которые требуют активного общения. Во втором же важно, чтобы он не ограничивал поведение детей на переменах и позволял бегать, общаться и максимально взаимодействовать друг с другом. Его компетентность – важнейший фактор развития ребенка. При неправильном подходе к воспитанию развитие СИ может быть очень низким. Проблемы в таком возрасте – главная причина асоциального поведения во взрослой жизни.

Подростки

Подростковый – самый тяжелый из возрастов. Родителям трудно справляться с детьми, начавшими взрослеть. Важно все не испортить, т.к. в этот период формируются склонность к общению, самосознание, понимание окружающих людей. Чтобы все прошло максимально благополучно, родители обязаны понять, что подросток должен самостоятельно решать, как и с кем общаться. Нарушение его личного пространства или желаний может привести к падению социального интеллекта. Если регулярно так поступать, то он будет невысоким.

Юноши

В юношеский период происходит формирование способности предвосхищения результатов своих действий и навыка предугадывания чужого поведения в различных ситуациях. В таком возрасте большое значение имеют гендерные различия между людьми.

У юношей намного быстрее появляются навыки словесного общения, а у девушек развиваются чувствительность к взаимоотношениям с хорошим восприятием невербального общения, отчего вторые намного легче оценивают тон и окрас слов собеседника. Вызывать проблемы с коммуникацией в таком возрасте может неправильное воспитание в детстве, когда преподаватель ребенка излишне ограничивал его и лишал возможности улучшать интеллект как умственный, так и социальный. Неправильное влияние на детей старшего возраста редко приводит к серьезным отклонениям социального плана.

Зрелые

Взрослый человек продолжает развиваться в социальной сфере всегда. Он начинает осознавать свои ошибки, анализировать их, делать необходимые выводы. Лучшая характеристика такого возраста – мудрость. Именно она появляется у человека со зрелостью. При правильном социальном развитии особь понимает ограниченность знаний, а также учится своевременно выявлять всевозможные проблемы. Люди с развитой социальной мудростью гораздо более успешны на фоне остальных.

Функции

  • Коммуникативно-ценностная связана со способностью к коммуникации, пониманию (не только окружающих, но и себя), усваиванием норм взаимоотношений.
  • Познавательно-оценочная заключается в умении достигать цели с помощью полученной информации посредством познания и оценки ситуаций и поведения людей.
  • Рефлексивно-коррекционная обеспечивает внесение изменений в процесс взаимодействия с целью получения желаемого результата, помогает понять восприятие другими.

Развитие

Совершенствоваться никогда не поздно. Поэтому каждому следует знать, как повысить качество социального интеллекта. Если хотя бы иногда выполнять упражнения и стараться повышать социальное развитие, то постепенно оно достигнет высокого уровня. Для этого требуется воздействовать положительным образом на все составляющие СИ:

  • самопознание;
  • саморегуляция;
  • социальность;
  • эмпатия;
  • мотивация.

Существует множество способов, которыми можно развивать СИ. Применять их на практике следует регулярно, чтобы достичь максимального эффекта.

Существуют и простые способы повышения социального интеллекта. Например, банальное участие в настольных играх с друзьями.

Невербальное взаимодействие

Всегда нужно обращать внимание на действия собеседника. Особенно это касается его невербальных сигналов. Любые движения несут в себе огромный смысл. Чтобы научиться хорошо разбираться в них, стоит прочесть специализированную книгу. Хорошим тренингом будет просмотр фильма без звука с самостоятельным определением значения движений героев. Так же важно управлять собственной невербаликой для более точной передачи своих эмоций.

Уверенность в себе, общение

Во многом повышение навыков социального интеллекта зависит от уверенности и способности общаться. Важно почувствовать крепкую осанку, собственные силы, забыть обо всем негативе. Для этого можно заняться спортом, купить дорогую одежду и т.д. Также эффективное воздействие на уверенность оказывает регулярное общение с людьми, если оно представляется человеку с трудом. Поэтому следует стараться общаться с большим количеством людей, а также регулярно заводить новые знакомства. При этом нужно учиться слушать, правильно разговаривать, наблюдать за собеседниками.

Если человек не умеет отказывать, то это тоже может стать отличным способом для тренировки. Каждый отказ – вклад в развитие.

Мышление

Правильное мышление – еще один способ, как развить социальный интеллект. Не нужно зацикливаться на проблемах и собственных ошибках. Важно помнить, что прошлое не изменить. Если можно исправить ситуацию сейчас, то нужно это сделать. В остальных случаях думать об этом нет необходимости, т.к. это вызывает исключительно негатив, отрицательно сказывающийся на коммуникативных навыках и общем качестве жизни.

Эмоциональная составляющая

Контроль собственных эмоций, наблюдение за собой, тщательный анализ – хороший метод поспособствовать повышению социального интеллекта. Для этого нужно понять, что и какие эмоции вызывает, обдумать причины, а также научиться контролировать их. Если не получается ими управлять, то не стоит расстраиваться, ведь все методы требуют хорошей тренировки. При этом нужно постараться сократить количество негативных эмоций, повысив до максимума позитивные.

Но еще важнее умение читать чужие эмоции. Причем не просто читать их, а при этом сопереживать людям, проявляя эмпатию. Выслушивать их, стараться проявить поддержку. Это позволит улучшить не только навыки социального интеллекта, но и отношения с людьми. Хорошие понимающие люди всегда ценятся окружающими.

Как развить социальный интеллект?

Многих людей заботит развитие социального интеллекта, как возможность повысить свой статус в обществе. Для этого необходимо понять, что включает в себя модель данного явления. Структура социального интеллекта многомерна и содержит такие компоненты, как:

  • потенциал личности – контактность, совместимость с другими людьми;
  • самосознание, отсутствие барьеров и запущенных комплексов;
  • моделирование соц. явлений;
  • понимания мотивов людей и их поведения.

Чтобы поднять планку social intelligence, необходимо улучшить одни знания и избавиться от других привычек, которые мешают контактированию в обществе. Самое первое – выйти за рамки эгоизма и обратить свое внимание на других людей, то есть повысить восприимчивость. Было бы полезно научиться делать следующие вещи:

  • понимать язык тела;
  • читать эмоции;
  • улавливать настроение собеседника;
  • слушать и слышать;
  • управлять собственными эмоциями;
  • выступать на публике без стеснения.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]