Сущность и общая характеристика ценностей и ценностных ориентаций личности
Определение 1
Ценностные ориентации личности – это одно из фундаментальных структурных образований сформировавшейся зрелой личности, в рамках которого сходятся ее разнообразные психологические характеристики.
Ценностные ориентации человека представляют собой одну из важнейших характеристик его личности. Связано это с тем, что именно ценностные ориентации определяют отношение человека к окружающим людям и установлению взаимодействия с окружающей действительностью. Кроме того, именно ценностные ориентации оказывают регулирующее и детерминирующее воздействие на поведение, поступки и действия человека.
Замечание 1
Понимая и осознавая свои ценностные ориентации, человек осуществляет поиск собственного места в мире, размышляет над целью и смыслом своей жизнедеятельности.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
В структуру ценностных ориентаций личности человека входят три основных интегративных компонента:
- Познавательный компонент.
- Эмоциональный компонент.
- Поведенческий компонент.
Каждый из данных компонентов принимает активное участие в формировании ценностных ориентаций личности человека, а совокупность компонентов обуславливает их особенности, содержание, степень проявления и эмпирическую верификацию.
Таким образом, исследование особенностей психологического формирования ценностных ориентаций осуществляется в рамках системного подхода, который позволяет рассмотреть их как результат освоения человеком окружающей действительности и успешной социализации в обществе.
Определение 2
Ценности – это обособленные духовные, нравственные и личные интересы человека.
Ценности принято изучать на основании двух подходов, каждый из которых рассматривает их как многоуровневую психологическую систему человека:
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности 460 ₽ Реферат Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности 220 ₽ Контрольная работа Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности 230 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
- Нормативный подход изучения ценностей личности человека направлен на описание модели системы ценностей в рамках конкретной психологической теории.
- Дескриптивный подход изучения ценностей личности человека направлен на выявление иерархии системы ценностей отдельного человека.
Таким образом, в психологии ценности рассматриваются как определенные объекты или явления, их свойства и особенности, которые включают в себя ряд общественных идеалов, значимых для конкретного человека и являющихся его эталоном должного.
Виды направленности
Направленность личности может иметь различные стороны своего проявления.
Психологи выделяют три основных вида направленности: к людям как к членам коллектива, к труду и его результатам и к собственной личности
:
- Направленность на взаимодействие проявляется тогда, когда исполнитель работы нацелен на общение, улучшение отношений с коллегами, начальством. Потребности в общении диктуют работнику определённые особенности поведения: он, как правило, уступает мнению коллектива, не желает брать на себя руководство. Его интересует прежде всего сама совместная деятельность, даже если это не гарантирует успешность выполнения работы и его личное участие в этом процессе минимальное.
- Деловая направленность проявляется тогда, когда у личности существует потребность достичь поставленной цели. Человек, имеющий такую направленность, желает брать руководство на себя и стремится доказать остальным членам группы свою точку зрения; но делает он это обоснованно, с искренним желанием добиться пользы для всех участников процесса. Такой работник стремится добиться максимальной продуктивности от себя и от коллектива, он проявляет активность в овладении новыми знаниями и навыками.
- Личная направленность имеет место у людей, у которых есть потребность обеспечить собственное благополучие, добиться первенства и престижа. Такой человек в первую очередь интересуется самим собой, своими чувствами, взглядами и переживаниями, он обращает мало внимания на потребности окружающих. Он может игнорировать сотрудников, подчинённых или начальников, халатно относиться к выполнению самой работы, если она не связана с достижением его собственного материального или духовного благополучия.
Формирование ценностей и ценностных ориентаций личности
Процесс формирования ценностей и ценностных ориентаций личности осуществляется постепенно, включая в себя ряд компонентов.
Компоненты поэтапного формирования ценностей и ценностных ориентаций личности:
- Мировоззрение – это система взглядов человека на окружающий мир, свое место в обществе, отношение к самому себе, окружающим людям и действительности, а также взгляд на основные убеждения, принципы, идеалы и жизненные позиции людей.
Мировоззрение человека представляет собой общую совокупность взглядов на окружающую действительность, основанную на системе убеждений, человеческого бытия и жизненной философии.
- Рефлексия – это критическая переоценка личных ценностей, в соответствии с общим представление о смысле жизни.
Рефлексия проявляется в виде паузы в ходе деятельности человека или его отношений с другими людьми, в процессе которой он психологически оценивает ситуацию, своё поведение и роль.
- Направленность – это совокупность достаточно устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельности личности в соответствии с происходящей вокруг человека ситуацией.
Направленность личности во многом зависит от интересов, склонностей, идеалов и убеждений человека. Именно поэтому по своей природе направленность является многогранным качеством личности.
- Ориентация – это процесс личностного роста и развития, в котором выделяют изменение, формирование и интеграцию всех компонентов личности.
Ориентация представляет собой процесс поэтапного развития личности и ее постепенного роста в психическом и моральном соотношении.
Особую роль в формировании ценностей и ценностных ориентаций играет зрелость личность. То есть, процесс «созревания» личности оказывает прямое воздействие на формирование ценностей и ценностных ориентаций. Именно поэтому они рассматриваются как важнейшая характеристика зрелой и сформировавшейся личности.
Общие характеристики регуляторов поведения
Чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, человек должен оценивать свою деятельность и поведение с точки зрения соответствия требованиям социальной среды. Соответствие жизни и действий человека социально принятым нормам и правилам создает ощущение общественной значимости. Эта ценность является условием нормального социального благополучия, а наоборот, чувство несоответствия поведения требованиям общества погружает человека в состояние дискомфорта, а также может стать причиной тяжелых чувств. Поэтому человек нуждается в постоянном контроле и регулировании своего поведения. Внешний контроль за степенью социальной завершенности осуществляется институтом общественного мнения, правовыми органами и т.д. Внутренний контроль и регулирование осуществляется самим человеком с позиции норм и требований общества, которые он усваивает в процессе социализации.
Социальный регулятор поведения — это точка отсчета, воспринимаемая индивидом (рациональная или привлекательная), согласно которой он действует. Поэтому необходимо обнаружить такие поведенческие черты, которые выполняют функцию социальных регуляторов поведения. Соответственно, такие регуляторы встречаются только в типичных поведенческих признаках.
Регуляторы поведения человека выступают в качестве внутренних познавательных процессов и внешних явлений окружающей социальной среды. Поведенческим регуляторам могут быть присвоены следующие понятия:
Таможня. Обычаи в обществе формируются в результате многократного повторения одних и тех же действий членами общества, которые способствуют формированию устойчивых социальных отношений. На основе этих устойчивых социальных отношений формируются правила поведения, которые становятся привычкой и обычаем. Они порождаются образом жизни того или иного социального класса или социальной группы.
Традиции. По способу регулирования общественных отношений традиции схожи с обычаями, но, в отличие от последних, детально не регламентируют общественное отношение, а лишь определяют общую линию поведения. Обычаи и традиции имеют ряд общих черт: преемственность, стабильность, защита от нарушений со стороны общественного мнения.
Моральные нормы. Среди регуляторов социотипического поведения большую роль играют моральные нормы, т.е. системы представлений о правильном и неправильном поведении, требующие выполнения одних действий и запрещающие другие [11].
Отношение. Понятие отношения впервые появилось в книге Герберта Спенсера «Первые принципы», изданной в 1862 году. Этот термин был введен в русскую психологию известным представителем грузинской (советской) психологической школы Д.Н. Узнадзе. По его словам, отношение — это готовность перед любым психологическим или поведенческим действием вести себя в соответствии с данной ситуацией. Он утверждал, что реакции человека на ситуацию (оценочную или поведенческую) обусловлены не только самой ситуацией, но и внутренней, неосознанной склонностью к определенной реакции. Благодаря установке человеку не нужно каждый раз заново определять, какие потребности он испытывает в данный момент, и выбирать наилучшие способы их удовлетворения. Все это уже определено в установке на основе опыта. Помимо собственного социального опыта, отношение может быть продуктом спонтанной или целенаправленной коммуникации, особенно тех видов массовой коммуникации, которые предполагают высокую степень эмпатии к происходящим событиям.
Большинство установок приобретается из социального опыта и культуры.
Стереотипы. Термин «стереотип» был впервые введен в социальные науки в США в 1920-х годах, когда возникла необходимость изучать и объяснять законы функционирования массового сознания. Г. Тейфель подвел итоги основных результатов исследований в области социальных стереотипов:
- Люди с готовностью демонстрируют готовность характеризовать широкие человеческие группы (или социальные категории) недифференцированным, грубым и предвзятым образом;
- Такая категоризация характеризуется высокой стабильностью на протяжении очень длительного периода времени;
- социальные стереотипы могут в определенной степени меняться в ответ на социальные, политические или экономические изменения, но этот процесс идет очень медленно
- социальные стереотипы становятся более явными («выраженными») и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами.
- они изучаются очень рано и используются детьми задолго до того, как у них появляется четкое представление о группах, к которым они принадлежат.
- Социальные стереотипы не являются большой проблемой, когда нет явной враждебности между группами, но их крайне сложно модифицировать и управлять, когда есть значительная напряженность и конфликт.
Ценности. Под ценностями часто понимают те установки, которые определяют структуру личности, а под установками особого рода — те, которые воспринимаются как «стандарты», нормы, которые являются основой для решений, принимаемых человеком. В то же время «выбор» рассматривается как ядро личной организации. Ценности той или иной культуры вместе составляют идеал этой культуры. В социальной психологии ценности ассоциируются с отношениями, с одной стороны, и нормами — с другой.
В.Б. Ольшанский сравнивает ценности с особыми маячками, которые помогают «заметить в потоке информации то, что наиболее важно (в позитивном или негативном смысле) для жизнедеятельности человека; это такие ориентиры, к которым у человека есть уверенность, внутренняя согласованность его поведения».
Поведенческие регуляторы являются неотъемлемой частью нормального сознания. Социальные регуляторы формируются относительно легко, потому что наше собственное воспитание и культура создают в нас набор ожиданий о поведении и характеристиках других людей. Источником регуляторов поведения являются личный опыт и нормы, разработанные обществом, которые люди узнают через образование, средства массовой информации и непосредственный контакт со значимыми и авторитетными людьми.
Какие могут быть жизненные ценности
Общечеловеческие. Иначе они называются культурными. На основе этих представлений социумом формируются понятия о том, как надо поступать следует, а как — нет. В мироощущении индивида они образуются в процессе воспитания в семье.
К ним относят:
- здоровье;
- образование;
- социальный статус;
- любовь;
- семейные узы;
- детей;
- развитие;
- самореализацию.
Индивидуальные. Возникают с течением жизни. Это не просто убеждения, которые транслирует общественное сознания, а личные установки каждого человека.
Основные ценностные ориентиры
Классифицирую их по двум направлениям:
- Материальное. Сюда входит все, что касается комфортной жизни, жилища, финансовой состоятельности.
- Духовное. То, что нельзя ощутить с помощью органов чувств, но имеющее большой вес на уровне ментальном. Семья, друзья, карьера, любимое дело, образование, здоровье, красота и прочее.
Однако строго отделить одну категорию от другой практически невозможно. Так или иначе, они тесно переплетены и не могут существовать в отрыве.
Какие бывают личные жизненные ценности в жизни у человека:
- Активность.
- Безмятежность.
- Беспристрастность.
- Благодарность.
- Воодушевленность.
- Жизнерадостность.
- Гибкость.
- Духовность.
- Зрелищность.
- Мечтательность.
- Мудрость.
- Надежность.
- Независимость.
- Обеспеченность.
- Определенность.
- Организованность.
- Осознанность.
- Откровенность.
- Открытость.
- Преданность.
- Привлекательность.
- Принадлежность.
- Проактивность.
- Решительность.
- Скромность.
- Стабильность.
- Смелость.
- Твердость.
- Точность.
- Умеренность.
- Уникальность.
- Финансовая независимость.
- Хозяйственность.
- Чувственность.
- Щедрость.
- Яркость.
- Альтруизм.
- Героизм.
- Оптимизм.
- Прагматизм.
- Практицизм.
- Профессионализм.
- Реализм.
- Баланс.
- Богатство.
- Гостеприимство.
- Доброжелательство.
- Любопытство.
- Постоянство.
- Совершенство.
- Творчество.
- Упорство.
- Вера.
- Власть.
- Воображение.
- Достижение.
- Знание.
- Исследование.
- Наслаждение.
- Образование.
- Понимание.
- Приключение.
- Доверие.
- Обилие.
- Остроумие.
- Открытие.
- Правосудие.
- Приятие.
- Развитие.
- Разнообразие.
- Сочувствие.
- Трудолюбие.
- Удовольствие.
- Хладнокровие.
- Гигиена.
- Глубина.
- Дисциплина.
- Самодисциплина.
- Дружба.
- Здоровье.
- Комфорт.
- Красота.
- Логика.
- Любовь.
- Мир.
- Надежда.
- Опыт.
- Победа.
- Поддержка.
- Покой.
- Польза.
- Правда.
- Простота.
- Рост.
- Самоконтроль.
- Свобода.
- Семья.
- Слава.
- Страсть.
- Счастье.
- Традиция.
- Энергия.
- Синергия.
- Успех.
- Чистота.
- Юмор.
Это далеко не полный перечень существующих в мире ценностных ориентиров. Исходя из него вы можете составить собственную иерархию, добавив другие понятия.
Пирамида ценностей
Знаменитая схема А. Маслоу, описывающая человеческие потребности, может охарактеризовать и систему, по которой выстраиваются жизненные приоритеты. Фундаментом существования человека в целом является его биологическая составляющая. Есть мотивы, которые нам диктует физиология: иначе говоря, сложно рассуждать о вечном, когда ты голоден, замерз или испытываешь боль.
Следующая ступень формирования приоритетов – стремление к безопасности. К нему относится желание организовать
Уже после этого возникают социальные потребности, необходимость уважения и признания, жажда познания и творчества, эстетические и духовные ценности.
Составляющие личности
Формирование ценностных установок – обязательная часть процесса социализации и личностного становления. В идеальных условиях они должны быть упорядочены, структурированы в сознании, а их владельцу следует четко представлять, что имеет для него первостепенную значимость на данном этапе жизни. Но далеко не все умеют работать со своими убеждениями и приоритезировать их.
Взаимоотношения между людьми во многом строятся на совпадении или несовпадении внутренних ориентиров, приоритетов. Совместимость и схожесть их ценностей укрепляет отношения и связи, а расхождение становится причиной конфликтных ситуаций. Новые ценностные установки формируются при условии естественного вовлечения индивида в незнакомую ему среду, где и обнаруживается его потребность в чем-либо, о чем он ранее не задумывался.
Профессиональная направленность по типу личности
Психолог Дж. Голланд выделил несколько типов профессиональной направленности личности.
Они зависят от того, к какому типу относится личность
:
- Реалистичный тип
. Такие люди предпочитают работать с реальными предметами. Они ориентированы на практический труд и хотят добиваться быстрых результатов. У них хорошо развито практическое мышление; при этом они предпочитают профессии, основанные на ручной работе. Это водители, пчеловоды, связисты, радиомонтажники и др. Здесь, как правило, не требуются коммуникативные умения. - Интеллектуальный тип
. Такие люди наблюдательны, хорошо соображают, при этом они независимы и имеют оригинальное мышление. Люди этого типа предпочитают научные профессии. - Социальный тип
. Его представители активны, чувствительны, эмоциональны, нуждаются в постоянном общении с другими людьми. Содержанием профессий таких людей является взаимодействие с людьми. Предпочтительные профессии – преподавание, обслуживание, информационная деятельность. - Конвенциональный тип
. Такие люди обладают высокой усидчивостью, они дисциплинированны и аккуратны. Они могут хорошо выполнять свою работу, когда имеют чёткие и ясные предписания. Лучше всего им даётся выполнение типичных задач, а с нестандартными могут возникать трудности. Предпочтительные профессии для таких людей – канцелярские: бухгалтер, нотариус, экономист и др. - Предпринимательский тип
. Его представители активны, подвижны, имеют нестандартное мышление, склонны к риску. Они стремятся проявлять инициативу и захватывать лидерство. Люди такого типа предпочитают задачи, где нужно быстро принимать решения, и не любят работу, предполагающую усидчивость и внимательность. Любит и умеет вступать в контакты с другими людьми. Профессии таких личностей – политики, предприниматели, журналисты и др. - Артистический тип
. Такие люди обладают образным мышлением и творческим воображением, они весьма чувствительны и эмоциональны. Общение с людьми они строят на основании своей интуиции, личных ощущений. Представители этого типа личности – художники, музыканты, дизайнеры, актёры, переводчики и др.
Данная классификация может применяться в тестах на определение профпригодности, выбор профессии, учебного заведения.
Что ещё даёт нам понимание механизмов направленности личности? Благодаря их изучению нам становится понятно, что основы всей нашей цивилизованной жизни коренятся во врождённых качествах и установках, сформированных в ранние годы жизни. В дальнейшем они могут многократно изменяться и корректироваться, но они не появляются «из ниоткуда».
Подходы к определению стоимости
В различных науках используется категория стоимости, поэтому существует множество ее определений. Широкое применение вызвало общее и очень широкое значение термина, который даже часто сводится к одному из феноменов мотивационного процесса. Е. Толман определил значение как привлекательность целевого объекта. Он считал, что ценность, наряду с потребностью, предопределяет необходимость цели.
В контексте более общих определений термину «стоимость» придается несколько значений. В зависимости от рассматриваемого аспекта, значение может быть:
- Социальный идеал, развитый через общественное сознание;
- Абстрактная концепция собственных качеств в различных сферах общественной жизни (конкретно-исторические и общечеловеческие ценности);
- Объективная форма как продукт материальной и духовной культуры (действия человека);
- Социальная ценность преломлялась через призму индивидуальной жизнедеятельности и входила в психологическую структуру личности как личностная ценность.
Факторы, влияющие на переосмысление жизненных ценностей
Как правило, в человеческой жизни возникают такие ситуации, которые влекут за собой переосмысление жизненных ценностей.
Все они связаны с положительными или отрицательными эмоциональными потрясениями.
Перечень их бесконечен, но психологи выделяют самые важные факторы, которые заставляют задумываться над переоценкой приоритетов:
- Смерть близкого человека;
- Вступление в брак и рождение ребенка;
- Опасное заболевание;
- Финансовые затруднения;
- Безответная любовь;
- Наступление старости;
- Крах карьеры.
Ярким примером переосмысления приоритетов считается ситуация, когда у человека, привыкшего жить в одиночестве, появляется семья. У него начинается новая жизнь, главным становится не карьера, а гармоничные семейные отношения, любовь к супругу, детям.
Неблагоприятные события жизни иногда бывают полезны для человека, у которого возникают проблемы в расстановке приоритетов в жизни. Они помогают найти истинные ценности и смысл жизни
Другой пример – финансовые трудности, которые заставляют человека посмотреть на мир другими глазами, искать варианты выхода из критической ситуации. Психологи приводят множество примеров, когда индивид полностью пересматривает свои взгляды на деньги, материальный достаток, свое окружение.
Болезнь, особенно, если она считается опасной, также заставляет пересмотреть свои взгляды на ценности жизни. Главными для больного становятся здоровье, возможность радоваться каждому прожитому дню, все остальное неважно.
Можно привести много примеров, когда на первый план выдвигаются те ценности, которые когда-то считались второстепенными, и, наоборот, основные оказываются не столь значимыми.
Важно! К некоторым событиям, даже негативным, надо отнестись очень внимательно, так как они могут дать толчок к переосмыслению жизненных идеалов. Даже возникающие ощущения от каких-либо событий могут нести за собой желание пересмотреть их и расставить новые приоритеты.
Недовольство жизнью
Бывают случаи, когда человек испытывает неудовлетворенность по поводу своей деятельности. Замечено, когда работа становится обузой, недовольство начинает распространяться на другие сферы жизни, например, семью.
Вся эта неудовлетворенность порождает сомнения в правильности любых действий. Окружающие могут убеждать человека игнорировать недовольство, считать его временным.
Если обратиться за психологической помощью в этот период, любой специалист скажет, что лучше всего пересмотреть убеждения и принципы.
Перебор с самокритичностью
В момент переоценки жизненных приоритетов, что случается практически с каждым в тот или иной период жизни, психологи предупреждают об излишней самокритичности.
Критика в некоторых случаях даже полезна, но она не должна выходить за рамки, так как перебор может подорвать самооценку и веру в успех.
Излишняя самокритичность – признак внутренних противоречий, которые следует выявлять, и бороться с ними.
На определенном жизненном этапе у человека возникает необходимость пересмотреть свои жизненные ценности, чтобы вернуться в комфортное существование. В большей степени этому способствует сложное психологическое состояние
Пессимистический настрой ко всему происходящему
Часто неуверенность в себе или отсутствие перспектив мешает правильно расставить приоритеты. У неуверенных в себе людей психологи выделяют главное отличие от окружающих – нерешительность.
В итоге человек совершает действия, которые противоречат его внутренним убеждениям, но «так делают все». Пессимизм приводит к тому, кто в один момент человек делает вывод: приоритеты, расставленные под влиянием общества, совсем не совпадают с истинными, главными для него.
Такое озарение может привести к пессимистическому настрою, а может стать толчком к изменению своих взглядов на мир.
Всеобъемлющая скука
Иногда к пересмотру жизненных ценностей приводит, как это ни странно, скучное существование. Человек не проявляет инициативу по отношению к своей жизни и начинает плыть по течению. По мнению психологов, чаще всего такое состояние появляется, когда неправильно расставляются приоритеты, и на первый план выходят ложные ценности.
Например, человек всю жизнь стремился к материальному благополучию и, действительно, добился больших успехов на данном поприще: квартира, дача, машина, должность (всего добился, чего хотел). Но приходит осознание, что самое главное он пропустил.
Любой специалист скажет, что необходимо осознать приоритетные ценности и определиться с целью, тогда появится интерес к жизни.
Решение жизненных задач требует системы координат, в которой эти задачи будут решенными.
Два класса ценностей
В ходе своего научного исследования ценностей Милтон Рокич решил, что удобнее будет разделить ценности на два класса. Первый класс – терминальные ценности. Второй класс – инструментальные ценности. Давайте разберём их подробнее.
Терминальные ценности определяются им как неоспоримые убеждения в том, что любая конечная цель личного/индивидуального существования (например, спокойная и размеренная личная жизнь или мир во всем мире) с личной и общественной позиции стоит того, чтобы проявлять к ней интерес и стараться добиться каких-то положительных результатов.
А вот инструментальные ценности – это убеждение в том, что какой-то определённый образ действий (например, аккуратность, нетерпимость к недостаткам) с общественной и личной точек зрения является предпочтительным абсолютно в любых, даже абсурдных ситуациях.
Собственно, эти разделения ценностей помогли разделить между собой «Цели» и «Средства».
Роль жизненных ценностей
Каждому человеку следует четко разбираться в своей внутренней системе координат. Это понимание поможет при решении непростых вопросов, в момент, когда необходимо сделать выбор. Осознание того, что для вас на самом деле первично в данный момент времени, позволит избежать глобальных ошибок и сожалений.
Иерархия значимых установок индивидуальна. Опираясь на нее, индивид выстраивает свою жизнь. Очень часто приходится выбирать между двумя важными вещами, остановить внутренние терзания и сомнения как раз и помогает анализ собственных ориентиров и приоритетов. В вопросе о том, какими должны быть основные базовые ценности для человека, нет однозначного, правильного или неправильного ответа. Все зависит от мироощущения конкретного индивида.