Психологические проблемы: симптомы, профилактика развития

02 сентября 2022 г.

Откуда и каким образом возникают различные проблемы психологического характера? На этот вопрос я хотел бы ответить опираясь на свой опыт и простым языком описать основные причины возникновения психологических проблем. Я специально буду писать максимально просто и понятно, потому как моей задачей является осветить данную проблематику не специалистам в области психического здоровья, а простым гражданам у которых эти самые проблемы возникают. Начну я с самого раннего детства и расскажу о возможных событиях, благодаря которым психологические проблемы – далее «психические травмы», могут формироваться.

Проблемы с мамой. Согласно психоаналитической традиции и теории, самыми первыми событиями травмирующего характера являются детско-родительские отношения. Психологические проблемы берут свое начало с самого раннего детства и до окончания пубертата, когда подросток становится условно взрослым человеком. Однако, не всем подросткам, так же как и физиологически зрелым людям получается стать взрослыми и зрелыми. Здесь я имею ввиду психическую незрелость личности. То есть, человеку может быть и 30-ть и 40-к и более лет, а психика и поведение у него могут быть как у подростка. Почему так происходит и каковы причины таких явлений я постараюсь дать на этот вопрос ответ в этой статье.

Суть психологических проблем

Суть трудностей в том, что они ощущаются, но не осознаются. Внутренние конфликты выливаются в нежелательные эмоциональные реакции и поведение, которое расстраивает самого человека. Он не доволен собой и не понимает, почему реагирует на какие-то жизненные ситуации именно так, как реагирует.

В некоторых случаях человеку кажется, что он понимает причину. Однако работа подсознания настолько сложная, что часто оказывается, что на самом деле проблема кроется совсем в другом. Например, вызывающее поведение подростков на самом деле отражает неудовлетворенную потребность во внимании.

Другой пример. Женщине кажется, что ее переедание – это результат стресса, ненормированного рабочего графика, слабой силы воли. На самом деле всему виной неудовлетворенная потребность в любви, женщина испытывает эмоциональный голод. А бывает такое, что человек и питается правильно, и спортом занимается, но похудеть не получается. Причина – неудовлетворенная потребность в безопасности (вес защищает). Впрочем, это уже имеет отношение к психосоматике.

Актуальные проблемы современной психологии: возрастной аспект и педагогика

Проблем, рассматриваемых современной психологией, достаточно много, но не все из них и не всегда занимают отдельно взятых людей. Только некоторые аспекты психологической науки всерьез затрагивают умы львиной доли жителей планеты. Один из них — воспитание нового поколения, прививание его представителям морально-этических и прочих норм без стирания ценных индивидуальных особенностей, личностных различий между отдельными людьми.

Возраст и кризисные явления

Если затрагивать проблемы возрастной психологии, здесь особую важность обретает специфика психического развития на каждом из этапов жизни, метаморфозы с приоритетами и жизненными установками, происходящие в это время. Психологи обычно поднимают тему кризисов определенного возраста, которые при создании благоприятных условий способны сыграть созидательную роль в личностном формировании. Подобное кризисное явление направлено на усвоение новых навыков или социальных ролей: определению границ свободы, понятию долга, умению критически мыслить, внедрению в социум, подведению итогов уже достигнутого.

Воспитательные меры и развитие

С предыдущими факторами, оказывающими влияние на становление личности, взаимосвязаны основные проблемы педагогической психологии. Психологи и педагоги осознают важность обучения юных членов общества новым знаниям с учетом особенностей психического развития. Подгадать применение определенных воспитательных и образовательных мер стремятся под сенситивные периоды, когда организм обретает особенную чувствительность к конкретным видам внешнего воздействия: визуального, слухового, кинестетического и др. В расчет специалистами принимается разная степень одаренности ребят, их готовности к обучению, включая школьное образование.

Назад Далее

Психосоматика

Психосоматика – направление медицинской психологии, которое изучает связь болезней и стресса. Согласно этой теории, любой внутренний конфликт, подавленные эмоции и потребности выливаются в телесные заболевания. Заподозрить связь психологического и соматического можно при помощи анализа речи человека:

  • «Вздохнуть не дает спокойно» – ас – заболевания ЖКТ;
  • «Я это не перевариваю» – расстройство стула;
  • «У меня скоро хребет уже сломается» – усталость из-за обилия обязанностей, гиперответственности.

На первый взгляд, кажется, что психика и физиология никак не связаны, но это не так. Болезнь – последняя отчаянная попытка подсознания указать на проблему. Например, больничный позволяет отдохнуть от работы. А еще болезнь разрешает человеку перестать заботиться о других и самому получить хоть немного внимания. Детские болезни могут быть еще и попыткой примирить родителей.

Принцип развития психосоматики такой: внутренний конфликт превращается в хронический стресс, что приводит к гормональному сбою и истощению основных систем организма. Слабеет общий иммунитет, возникают различные заболевания. А бывает такое, что физических нарушений нет, но симптомы ощущаются – это тоже психосоматика.

Ускоренный ритм жизни

Люди стали преодолевать большие расстояния за небольшое время, это значит, что они чаще занимаются каким-либо видом деятельности. Научное развитие позволило экономить время на одних вещах, но при этом оно же даровало возможность потратить сэкономленное время на других. В современном мире все больше растет зависимость от компьютерных игр и от социальных сетей. И таким образом люди только увеличивают нагрузки на психику вместо того, чтобы отдыхать, мозг все больше перегружен. Это подтверждается множеством психологических исследований. Психологические проблемы, вызванные быстрым темпом жизни общества, – настоящий бич современности, считают психологи.

Не стоит игнорировать болезненные сигналы нашей психики и заниматься профилактикой психологических расстройств. Если из проблемной ситуации нет выхода, то оптимально будет просто переключиться на что-то отвлекающее и более полезное. Иногда прекрасным решением психологических проблем будет посещение психолога.

Виды психологических проблем

Существуют десятки видов неврозов, синдромов, расстройств. Перечислить их все не представляется возможным. Обратим внимание на основные социально-психологические проблемы личности, актуальность которых отмечают современные специалисты (актуальные запросы в кабинете психолога):

  • комплексы;
  • заниженная самооценка;
  • неуверенность в себе;
  • фобии;
  • нерешительность;
  • импульсивность и непредсказуемость;
  • усталость от жизни;
  • повышенная тревожность;
  • одиночество;
  • измены и конфликты в семье;
  • зависимость от чужого мнения;
  • патологическая привязанность, влюбленность;
  • зависимости;
  • депрессия;
  • кризисы;
  • деструкции (саморазрушающее поведение);
  • дисморфофобия (непринятие своей внешности).

В широком смысле можно выделить такие группы конфликтов:

  • трудности в сфере коммуникаций;
  • семейные неурядицы и кризисы семьи;
  • возрастные кризисы, например, во время подросткового кризиса возрастает риск поведенческих расстройств;
  • неудачи в трудовой сфере;
  • трудности во взаимодействии с противоположным полом;
  • сложности развития и становления личности.

В психологии не существует общепринятой классификации видов психологических проблем. Рассмотрим некоторые из них. Какие бывают психологические проблемы и трудности:

  1. По уровню проявления: когнитивные, эмоциональные, поведенческие.
  2. По своей природе: первичные (выступают причиной других расстройств) и вторичные (следствие других трудностей).
  3. По времени проявления: старые, новые и хронические.

По характеру трудности бывают очевидными и неочевидными. О наличии первых субъект догадывается. Если речь идет о скрытых конфликтах, то человек, как правило, не замечает их. Например, мало кто понимает, что запрограммирован на саморазрушение. В этом случае конфликта как бы нет, потому что сам человек не осознает его, но на самом деле противоречие есть.

Специфическая разновидность – надуманные трудности. Это похоже на ипохондрию: человек надумывает сам себе симптомы, ставит диагнозы и верит в это.

Интересно! В 2019-2020 годы феномен надумывания диагнозов стал особенно популярным. В кругах молодежи считается модным и крутым иметь психологические расстройства, у каждого второго панические атаки, депрессия, биполярка или прочее. Конечно, в реальности это не так, но некоторые люди искренне верят в это. Самовнушение может спровоцировать развитие реального заболевания.

Также я работаю с такими проблемами как:

  • Тяжелые жизненные ситуации;
  • кризисные ситуации, в которые могут входить потеря близких людей, расставания, разводы, потеря любимых животных и чего-то ценного для вас;
  • семейные конфликты;
  • ощущение апатии;
  • депрессивные состояния;
  • повышенная тревожность;
  • потеря смысла жизни;
  • страхи и фобии;
  • панические атаки;
  • неадекватная самооценка (низкая самооценка или слишком высокая, оторванная от реальности);
  • проблемы в профессиональной реализации (конфликты на работе, непонимание что делать дальше и чем заниматься, остаться на старом месте или искать новое место работы, вопрос самоопределения, вопрос личностного развития);
  • неуверенность в себе и постоянное избегание ответственности.

Если Вам при прочтении текста что-то откликнулось и Вам кажется, что ситуация и симптомы, описанные в статье, похожи на Ваш случай, и Вы хотели бы решить эту проблему, обращайтесь ко мне – психологу, психоаналитическому терапевту Андрею Филиппову. Я буду рад быть Вам полезным.

Я всегда рядом.

Структура психологических проблем

Встречаются разные по структуре социально-психологические проблемы. Психолог Н.Д. Линде выделил такие структуры проблем:

  1. Чувства человека направлены на достижение цели, но что-то мешает этому. При этом цель и препятствие могут быть как реальными, так и выдуманными.
  2. Чувство направлено на избавление от препятствия. При этом препятствие может быть реальным или выдуманным, внутренним или внешним.
  3. Очевидных препятствий на пути к цели нет, но сам человек не может определиться, нужно ему это или нет, он испытывает противоречивые чувства (не может решиться).
  4. Человек испытывает два одинаково сильных чувства по отношению к двум противоречивым и несовместимым объектам (не может выбрать).
  5. Чувство направлено на избавление от препятствия, но для этого придется взаимодействовать с другим нежелательным объектом (субъектом, условиями). Человеку приходится выбирать меньшее из зол, уйти от выбора нельзя.

Таким образом, в структуру психологической проблемы входит человек, цель, чувства и препятствие. Чтобы определить психологический характер проблемы, нужно ориентироваться на ее истоки, они всегда связаны с внутренним миром личности (убеждениями, представлениями, потребностями). Например, если в своих мечтах человек успешный, а в реальной жизни это не так, то у него возникает разочарование, недовольство собой, злость.

Понятие и суть

В психологии понятие «проблема» имеет несколько значений. Чтобы выделить трудности, имеющие психологический характер, нужно ориентироваться на корень их возникновения. У психологической проблемы он внутренний: связан с представлением человека о мире, самом себе, межличностных взаимодействиях.
Психологические проблемы часто имеют неявные симптомы и мешают реализации в нескольких жизненных сферах. Можно выделить 4 основные зоны, которые затрагивают психологические проблемы:

  1. Индивидные трудности. Тесно связаны с телесностью. Человек, имеющий расстройства в этой сфере, часто имеет проблемы с физическим здоровьем. У него есть явные или мнимые изъяны во внешности, сексуальная дисфункция, возможна инвалидность или хроническое заболевание.
  2. Субъектные трудности. Связаны с выполнением целенаправленных действий. Люди, имеющие проблемы в этой сфере, имеют слабую волю, низкий уровень интеллекта, у них недостаточно мотивации для саморазвития. Субъектные проблемы не только ограничивают возможности, но и мешают искать пути выхода из сложных ситуаций.
  3. Личностные трудности. Препятствуют человеку быть полноценным членом общества, участвовать в социальной жизни. У таких людей заниженная самооценка, они не чувствуют себя частью группы.
  4. Индивидуальные трудности. Связаны с самореализацией. Самый сложноосознаваемый тип проблем, поскольку тяжело поддается описанию и классификации. К таким проблемам относятся страхи, связанные с жизненными потерями: внезапная смерть близких, заболевания, ощущение пустоты, потеря смысла жизни.

Психологические проблемы есть практически у каждого человека, но уровень психологической грамотности остается низким. Часто человек проживает с проблемой всю жизнь, не догадываясь, что от нее можно избавиться. Поэтому важно уметь замечать симптомы и вовремя от них избавляться.


Потеря смысла жизни

Причины возникновения сложностей

Трудности имеют психологические, социальные и физиологические предпосылки.

К психологическим причинам относятся:

  • неудовлетворенные потребности;
  • жизнь против своей природы;
  • систематическое подавление чувств, эмоций, желаний.

Говоря простыми словами, человек или переживает из-за того, что ему чего-то не хватает, или страдает от того, что не может от чего-то избавиться. Так или иначе, речь идет о самоподавлении. Это и делает индивида несчастным.

Интересно! У большинства людей привычка подавлять эмоции, чувства и желания появляется еще в детстве, когда родители то и дело твердят: «Не кричи», «Не реви», «Обойдешься», «Это нельзя», «Я тоже много чего не хочу, но надо».

Вторая группа психологических предпосылок – сильные эмоциональные потрясения или множество мелких переживаний. Например, к сильному потрясению относится смерть кого-то из близких. Пример частых мелких потрясений – систематические унижения, оскорбления, побои.

К социально-психологическим причинам относятся:

  • бедность или нестабильный заработок, задержки выплат, смутные перспективы;
  • безработица;
  • нестабильная обстановка в обществе;
  • резкие изменения в жизни (развод, переезд, смена работы, увольнение, свадьба, выход на пенсию).

Кроме этого, можно выделить физиологические причины психологических проблем. Затяжная или тяжелая болезнь, травмы головы, опухоли, интоксикации, гормональный сбой тоже могут вызвать нарушения. Аномальная работа нейромедиаторов приводит к депрессии, тревожным расстройствам, апатии, раздражительности и прочим проблемам.

Заниженная самооценка

Основная проблема психологического плана, по мнению большинства психологов, – низкая самооценка огромного количества людей.

Низкая самооценка может влиять на различные аспекты жизни человека. Люди с низкой самооценкой обычно могут говорить много негативных вещей о себе. Они могут критиковать себя, свои действия и способности или шутить о себе с сарказмом. Люди с заниженной самооценкой обычно сомневаются в себе или винят себя, когда встречают какие-либо препятствия на своем пути. Также они могут не признавать свои положительные качества. Когда человеку с низкой самооценкой делают комплименты, он может просто подумать, что ему льстят или преувеличивают его положительные качества.

Такие люди не ценят свои способности и сосредоточиваются на том, чего они не сделали, или на ошибках, которые они совершили. Люди с низкой самооценкой могут ожидать, что у них ничего не получится. Они часто чувствуют себя подавленными и тревожными. Низкая самооценка может повлиять на производительность на работе или в школе. Люди с низкой уверенностью достигают меньшего по сравнению с людьми с адекватной самооценкой, потому что они считают, что они менее достойны и способны, чем другие.

Такая категория людей стремится избегать проблем, опасаясь, что они не справятся. Люди, не ценящие себя, могут трудиться очень много и заставлять себя перерабатывать, потому что они считают, что им нужно скрыть мнимые недостатки. Они с трудом верят в любые положительные результаты, полученные ими. Заниженная самооценка делает человека стеснительным и очень застенчивым, не верящим в свои силы.

Симптомы

Заподозрить наличие психологических проблем можно по психическим и соматическим реакциям организма:

  • головная боль и головокружения;
  • тошнота;
  • нарушение аппетита (переедание или отказ от еды);
  • диспепсия;
  • онемение и оледенение конечностей;
  • периодические покалывания или боли в разных частях тела;
  • расстройство ЖКТ;
  • проблемы со сном (бессонница, частые пробуждения, проблемное засыпание);
  • апатия и вялость, особенно по утрам;
  • хроническая усталость;
  • частые простуды;
  • обострение хронических заболеваний;
  • озноб и тремор;
  • расстройство сексуальной сферы (снижение влечения, импотенция, неспособность получить удовольствие и прочее).

Межличностные конфликты

Еще одна отрасль, которую исследует как практическая, так и научная (теоретическая) психология — это различного рода конфликты.

Открытые и неочевидные конфликты с другими людьми приносят вред для психической деятельности человека и представляют собой серьезную проблему социально-психологического характера. Данные конфликты можно классифицировать:

  • Семейные конфликты (разные ценностные ориентиры, проблемные отношения с детьми, сексуальная неудовлетворенность, ощущение недопонимания и обид, измена, разводы).
  • Конфликты на рабочем месте (конфликтные ситуации, эмоциональные стрессы, синдром хронической усталости, стрессы, неудовлетворенность, агрессия, ощущение, что это препятствует взаимному пониманию, работе и карьерному продвижению).
  • Конфликты с друзьями и родными людьми (психологическое раздражение, зависть, болезненная ревность, обида).
  • Конфликты с посторонними людьми (уличные конфликты, в автотранспорте, в помещении с незнакомыми людьми).

Диагностика состояния психики

Наилучший метод диагностики – консультация у психолога. В процессе беседы, наблюдая за реакциями клиента и анализируя его ответы, специалист выявляет истинную причину. Для подтверждения диагноза используются вспомогательные тесты. К слову, провести тестирование можно и в домашних условиях. Однако важно помнить, что по итогам одного тестирования диагноз не ставится никогда.

Важно! В некоторых случаях проблема бывает спрятана так глубоко в подсознании, что выявить ее можно только при помощи гипноза.

Как и способы диагностики, технология решения психологических проблем подбирается в индивидуальном порядке. В целом, чтобы решить проблему, психолог выстраивает взаимодействие с клиентом по такому алгоритму:

  1. Установка контакта, построение доверительных отношений.
  2. Исповедь клиента. Детальный рассказ о том, что его беспокоит, описание проблем и чувств.
  3. Уточняющий диалог. Психолог задает вопросы, уточняет сказанное клиентом, подсказывает, направляет к решению проблемы и помогает человеку разобраться в себе.
  4. Решение проблемы. Сам клиент осознает и находит выход из сложившейся ситуации.

Таким образом, во время психотерапии клиент получает следующее:

  • осознание истинных проблем, причинно-следственных связей;
  • выход эмоций;
  • поиск и принятие адекватного решения;
  • принятие того, что нельзя изменить, и адаптация к этому;
  • личностный рост и способность лучше понимать себя и других.

Конкретный план реабилитации зависит от характера ситуации и индивидуальных особенностей клиента. В арсенале психолога есть сотни различных способов.

РАННЯЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЫБОР

Осознанно сделанный выбор – важное приобретение взрослеющего человека. Таким образом можно облегчить наши переживания в той или иной ситуации. Однако выбор своей будущей профессии, выбор предметов, которые придется сдавать на экзаменах школьнику, часто является очень сложным. Можно ли эту ситуацию изменить?

Ситуация № 6: «Куда пойти учиться»

Яне 15 лет, она ученица 9-го класса. В начале года классный руководитель сообщила, что теперь все ученики – взрослые люди, а потому им нужно сделать самостоятельный выбор тех предметов, которые они будут сдавать на итоговых экзаменах и которые позволят им определиться с профессией в дальнейшем.

Для Яны данный вопрос оказался сложным. Ее родители никогда не говорили с ней о будущей жизни и не интересовались, кем она хочет быть. Общение с родителями всегда сводилось к бытовым проблемам. А тут выбор… Яна обратилась за помощью к классному руководителю, но услышала в ответ: «С твоими знаниями ты пойдешь в дворники, ты бездарная девчонка». Круг замкнулся.

При анализе результатов психологической диагностики выяснилось, что девочка не может выбрать ни предметы для экзаменов, ни будущую профессию. Сама Яна отметила, что очень боится окончания учебного года и предстоящих экзаменов, а советоваться более не станет ни с кем, кроме психолога.

Почему так случилось?

Родители проявили пассивное участие в данной работе. По их мнению, Яна сама решит, кем быть и какой стать, и выберет учебное заведение.

Что делать?

Я вызвала родителей. Пришлось немного надавить на их чувства и переживания в данном возрасте – и это сработало!

Мама девочки вдруг раскрылась и сказала, что у нее только потому нет образования, что родители никогда с ней об этом не разговаривали. Тактика ее поведения изменилась. Она начала разговаривать с дочерью о разных профессиях, даже съездила с ней в некоторые учебные заведения, чтобы Яна смогла сама посмотреть, что такое студенческая жизнь, и понять, что учиться не страшно, а даже интересно!

Совместные просмотры тематических передач, чтение книг и обсуждение различных ситуаций, связанных с формированием самостоятельного выбора, привело к тому, что Яна определилась с профессией медицинской сестры.

Как сделать самостоятельный выбор вашему ребенку? Ответ прост. Помогайте школьнику выбрать ту сферу деятельности, которая ему по душе. Разговаривайте с ребенком о будущем, т.к. ваша пассивность отрицательно скажется на дальнейшей его жизни, а так быть не должно.

Профилактика развития психологических проблем

В качестве профилактики развития психологических проблем нужно повышать осознанность, учиться понимать свои истинные потребности и удовлетворять их, учиться понимать и выражать свои чувства и эмоции, адаптироваться к тем обстоятельствам, которые нельзя изменить.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]