В статье рассказывается:
- Понятие взаимодействия людей
- На чем строятся процессы взаимодействия людей
- 6 уровней социального взаимодействия
- Формы социального взаимодействия
- 10 способов улучшить личные навыки взаимодействия с людьми
Каждый из нас с детства состоит в разных социальных группах (семья, друзья и пр.). По мере взросления какие-то мы покидаем, в другие же, наоборот, вступаем.
В каждой из групп мы регулярно взаимодействуем с другими участниками. В них человек приобретает социальные навыки, которые способствуют укреплению его статуса. При этом сами отношения могут быть как непосредственными, так и опосредованными.
Подробнее про эти процессы взаимодействия людей, а также о том, как социальный капитал помогает получать реальную выгоду, поговорим далее.
Понятие взаимодействия людей
Под взаимодействием понимается процесс влияния объектов друг на друга с последующим формированием между ними связи и обоюдной обусловленности. Данное влияние может быть прямым либо опосредованным.
Важной особенностью процесса взаимодействие людей является его причинная обусловленность. То есть, объекты и структуры развиваются под влиянием друг друга, этим определяются и причины их прямых действий, и обратные реакции.
Возникающие при взаимодействии противоречия становятся толчком для самостоятельного движения и развития процессов.
Люди в процессе взаимодействия рассматриваются как самостоятельные субъекты, каждый из которых наделен своим собственным внутренним миром. То есть, по сути, происходит взаимодействие этих миров, пересечение идей, образов, мыслей с последующим вынесением оценок для других индивидов, выявлением их потребностей, влиянием на эмоциональном уровне.
Кроме того, социальная психология рассматривает взаимодействие еще и как инструмент организации совместной групповой деятельности людей (а не только как способ оказывать друг на друга влияние). Тогда взаимодействие представляет собой выверенную последовательность постоянных действий, выполняемых специально для того, чтобы заставить реагировать участников противоположной стороны.
Проявления активности либо пассивности участников общения имеет более строгие формы и дополняется рядом ограничений, когда речь идет о совместной жизни или деятельности (по сравнению с индивидуальным общением). Тут приходится выстраивать параллели и рассредоточивать усилия между понятиями «Я» и «Он», «Мы» и «Они». При этом у людей формируются более точные оценочные представления не только о других, но и о самих себе. Таким образом, процессы взаимодействия помогают в установке адекватной самооценки и учат умению вести себя в обществе.
Виды, типы, стили
Взаимодействие в психологии – это интерактивное действие индивидуумов в социальной среде, которое определяется множеством форм, видов и стилей. Социальное взаимодействие получило название — интеракция.
Под этим понятием подразумевается такие действия отдельных личностей, которые тесно влияют на действия и поступки других. Интерактивное взаимодействие проявляется в различных формах.
В современной психологии чаще всего для классификации видов, типов и стилей социального сотрудничества используется классификация П.А. Сорокина, американского социального психолога русского происхождения.
Он рассматривал интеракцию, как обмен и классифицировал ее по следующим типам:
Тип взаимодействия | Форма | Сферы использования |
Императивное | Авторитарная. Устанавливает контроль над действиями партнера. Предусматривает принуждение к определенным действиям. Отношения: Начальник-подчиненный. | Уставные военные отношения, работа в экстремальных условиях. |
Манипулятивное | Скрытное использование партнера в достижении индивидуальных целей. Стремление достичь контроля над действиями другого человека. | Бизнес, политика, реклама, пропаганда. |
Диалогическое | Равноправное воздействие с целью взаимопознания и самосовершенствования. | Широкая сфера |
Отечественный психолог С. Братченко добавил эту классификацию еще тремя стилями:
- Альтруистический – действия для других в ущерб себе, развитие партнера за свой счет. Такое взаимодействие подразумевает игнорирование своих проблем одним из участников.
- Комфортный – индивидуум полностью присоединяется к мнению других участников, соглашаясь со всеми действиями. При таком положении отсутствуют возможности для саморазвития.
- Индефферентный – позиция прагматика, при которой игнорируются психологические проблемы общения. Отсутствует возможность развития партнера.
Выделяют следующие виды взаимодействия, в зависимости от образа осуществления контакта внешнего свойства:
- декларативный (словесный);
- физический;
- сенсомоторный (жестовый).
Взаимодействие внутреннего свойства – мысленное.
Все виды обладают общими свойствами – осмысленной ориентированностью на другого человека и мотивацией.
Распространенным в психологии является деление на два основных противоположных типа: кооперацию и конкуренцию.
- Кооперация – взаимосотрудничество, основанное на достижении взаимного соглашения о средствах достижения цели, которое не нарушается до получения необходимого результата.
- Конкуренция – взаимодействие личных или коллективных интересов в условиях противоборства между сторонами.
На чем строятся процессы взаимодействия людей
Основа процессов взаимодействия людей в обществе – общение. Оно формируется на базе рефлекторных нейронных реакций (с задействием зеркальных нейронов). Нельзя, к примеру, готовиться к выступлению и не думать о том, как слушатель или зритель вас воспримет.
Под межличностным взаимодействием понимают обоюдное стремление участников к совместному сотрудничеству. Общения не получится, если кто-то один имеет неблаговидные мысли в отношении другой стороны и не считает допустимыми компромиссы.
На основе каких процессов строится межличностное общение? По сути это всегда обмен некой символикой, знаками. Любая транзакция предполагает наличие двух участников, того, кто начал общение, и его адресата. Первый процесс – это отправка знаков инициатором, а второй – получение информации адресатом.
И тут очень важно отсутствие барьеров в коммуникации, иначе послания не поддадутся корректной расшифровке. Кроме того, имеет большое значение принадлежность сторон к одинаковому социальному слою и наличие общих культурных точек соприкосновения. Между разными культурными слоями осуществлять передачу информации крайне трудно.
Характеристики и принципы
Осознание законов взаимоотношений помогает саморазвитию и успешному достижению целей.
Любое социальное действие обладает такими основным характеристиками:
- Всегда имеет внешнюю причину или цель.
- Выражено и доступно для наблюдения со стороны.
- Привязано к определенной ситуации.
- Выражает непосредственные намерения всех участников.
Взаимодействие в обществе, успех коллективного или индивидуального предприятия – эти темы во все времена являются актуальными для социологов. Над принципами продуктивного сотрудничества работают многие специалисты в области психологии и социологии. Психосоциальный теоретик Милтон Эриксон настаивал на тесной взаимосвязи физиологических, психических и социальных действий индивидуума.
Его основные принципы сводятся к следующему:
- Все люди уникальны и имеют право быть самим собой. Для создания атмосферы доверия необходимо принимать человека со всеми его взглядами и убеждениями. Осознание того, что каждый в своей природе индивидуален, приводит к осознанию своей индивидуальности и внутреннему комфорту.
- Каждый имеет свои внутренние ресурсы для достижения личной цели. Их реализация зависит от силы желания. Начиная сотрудничество с человеком с подобными целями не нужно судить первоначально о его возможностях, главное найти правильную общую стратегию.
- Каждый выбор человека в данной ситуации является единственно правильным и необходимым под влиянием внешних обстоятельств. Поэтому не стоит переживать за прошлые неудачи, лучше сконцентрироваться на текущем моменте.
- На любое негативное действие следует посмотреть со стороны человека, совершившего его. За всеми совершаемыми поступками, даже плохими, стоит первоначальное намерение позитивного действия по отношению к себе лично или другому лицу. Это говорит о том, что нет полностью негативных людей. Есть те, кто свои позитивные намерения пытается достичь способом, негативно влияющим на окружающих. Если посмотреть на ситуацию с его стороны, возможно, удастся направить партнера или конкурента в нужное русло.
- Ничто не остается неизменным. Новые опыт, новые технологии, новое окружение приводят к постоянным изменениям. Меняется и система ценностей внутри самого человека с возрастом и под действием новых знаний. Смена целей и путей их достижения не является трагедией, а только новой ступеней на пути.
Формы социального взаимодействия
Человеку как существу социальному общение жизненно необходимо. Даже уединившегося от всех писателя (в поиске вдохновения для написания книги) все равно можно считать примером процесса взаимодействия людей, потому что тут подразумевается общение автора с будущими читателями.
Существуют следующие формы общения:
- Дружба. Подразумевает достаточно плотное взаимодействие психологически близких людей. Оба при этом испытывают радость, удовольствие.
- Любовь. Очень близкое взаимодействие интимного характера. Дает толчок к обоюдному личностному росту.
- Общение студентов группе либо в каких-то кружках.
- Взаимодействие между сотрудниками рабочего коллектива.
- Пересечение и общение в группах психологической помощи.
Психология разграничивает процессы взаимодействия людей на официальные и неофициальные, деловые и межличностные. Вообще, выстраивание взаимоотношений – процесс достаточно сложный, требующий тонкого подхода. Тут влияют многие факторы, и главное, что нужно при этом уметь – это налаживать социальные контакты.
Установить хорошее межличностное общение в группе не очень-то просто. Тут нужен человек с сильными лидерскими качествами, который сумеет сгладить острые углы и правильно настроить команду на работу. Без этого группа может попросту распасться.
В деловых кругах тоже встречаются люди, легко налаживающие приятельские взаимоотношения с окружающими. Такие индивидуумы, как правило, отличаются развитым эмоциональным интеллектом и обладают хорошими коммуникативными навыками. В них природой заложено социальное лидерство, и из них получаются отличные менеджеры (если целенаправленно проработать определенные качества).
Функции и роль
Взаимодействие в психологии – это многофункциональный процесс, который определяют различные критерии. Чаще всего роль взаимодействия рассматривают в модели: индивидуум – деятельность – социум.
Наиболее важными является такие функции межличностного общения:
- Прагматическая – проявляется, как самое важное условие в объединении личностей для совместного выполнения общей работы.
- Формирующая – реализуется в процессе формирования личности человека.
- Функция подтверждения осуществляется в процессе познания и утверждения личностных установок во время взаимодействия с другими людьми.
- Межличностная – имеет различные уровни, от сферы дружбы и любви до деловых отношений.
- Внутриличностная – проявляется в общении индивидуума со своим внутренним «я», в построении диалогов внутренней и внешней речи.
Методы управления
Управление взаимодействием возможно с помощью разнообразных тренингов и психологических упражнений. Их цель – снять внутренние барьеры и развить навыки коммуникативного общения.
Над созданием специальных упражнений работают многие команды тренеров. Упражнения учат управлять ходом беседы, уметь представлять себя. Далее приведены несколько примеров упражнений, которые используют на тренингах управления взаимодействием.
Упражнения от тренингового :
«Расскажи о…»
Это упражнение используют для более глубоко личностного раскрытия и для знакомства.
Проводится в группе. Каждый из участников тренинга выбирает любой личный предмет и характеризует себя от лица этого предмета. Другие предметы могут задавать ему вопросы о его обладателе.
«Другими словами»
Во время этого занятия тренируется речевая гибкость, умение передавать своими словами одну и ту же мысль.
Все участники игры разделяются на команды по 4 человека. Цель игры: передать по цепочки несложную фразу выданную ведущим, не меняя ее смысла, но не употребляя ни одного слова в точном виде. В конечном итоге должны образоваться 4 новые фразы, точные по смыслу, но из разных слов. Побеждает та команда, которая выполнила это задание быстрее.
Упражнения от Клауса Фопеля:
«Кто кого напоминает»
Часто бывает так, что общение новой группе затруднено с кем-либо по причине того, что личность по каким-то признакам напоминает уже знакомого человека из близкого окружения. Подсознательно отношение к нему складывается по вызванной ассоциации. Упражнение проводят в начале знакомства членом группы.
Каждому участнику дается 3 минуты для выявления человека, похожего на кого-то из значимых для него людей. Этому человеку нужно передать карточку, на которой указать, кого он напоминает и основные черты значимой личности. Во время обсуждения происходит более тесное знакомство, выявляются совпадения и несовпадения реального с представляемым.
«Самораскрытие»
Взаимодействие в группе зависит еще и от того, как отдельный из ее членов способен раскрыть себя в коллективе. Во время тренинга каждый самостоятельно оценивает свою способность к раскрытию. Проводится обсуждение полученных результатов, их сравнение с мнением других членов группы о данной личности.
В психологии и социологии науке взаимодействия уделена большая роль. Эффективное общение – это основа различных сфер человеческой жизни, от личных отношений до взаимодействия в целях карьерного роста.
Психологические теории и школы
Различные психологические школы представляют свои теории развития взаимоотношений.
Основными, принятыми в распространенной практике, являются:
Теория | Основатели | Основные принципы |
Теория действия | М.Вебер, П.Сорокин, Т.Парсонс. | Социальное действие определено по структуре: Деятель – объект направленного действия-нормы взаимодействия – цели – ситуация. Схема пригодна лишь для экспериментального анализа. |
Социального обмена | Дж. Хоманс | Социальное взаимодействие сформулировано, как система обменов, основанная на уравновешивании трат и вознаграждений. Сформулированы 4 принципа взаимоотношений. |
Социальной связи | Я.Щепанский | Основным является понятие социальной связи, которая представляется путем поэтапного осуществления:
|
Психоаналитическая | З.Фрейд, К.Хорни, Г. Салливан | Теория доказывает, что взаимодействие сторон основывается на впечатлениях, полученных в детстве. Отношения в семье являются подсознательными прототипами взаимоотношений с внешним миром в зрелом возрасте. Соответственно определяется три стратегии отношений:
|
Трансактного анализа | Э. Берн | Трансакция – взаимодействие актуальных состояний субъекта. Выделено три состояния: родитель-взрослый-ребенок. В зависимости от состояний отдельного субъекта устанавливаются взаимоотношения. «Родитель» в отношениях требует соответствия нормам, законам, установленным правилам. «Взрослый» стремится реально оценивать ситуацию и находить решение вопроса. «Ребенок» — на первом плане эмоциональные переживания. |
Широкое распространение имеют также теории:
- символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер);
- теория мотивации (А.Маслоу);
- теория управления впечатлением (Э. Гофман);
- схема регистрации взаимодействий (Р. Бейлз).
Что может спровоцировать конфликт в коллективе?
Психология коллектива не зря считается одним из самых сложных разделов психологии, ведь между людьми всегда может возникнуть непонимание.
Конфликт в коллективе может случиться, если кто-то из сотрудников:
- имеет необщительный характер, не желает контактировать с другими;
- жалуется или доносит на коллег руководству;
- сомневается в профессиональных компетенциях другого человека;
- сплетничает;
- не умеет скрывать плохое настроение;
- прямолинеен;
- боится переутомиться на работе;
- излишне уверен в своей правоте;
- не воспринимает конструктивную критику;
- сравнивает предыдущее место работы с нынешним;
- любопытен;
- разговаривает (по телефону или в офисе) на повышенных тонах;
- пользуется специфическим парфюмом;
- стремится качественно выполнить свою работу (что может восприниматься коллегами как желание выделиться, обособиться от коллектива или выслужиться перед руководящим составом).
Вышеуказанные ситуации и проблемы могут произойти в любом коллективе, но их возможно предотвратить при помощи психологических методов. Освоив наш дистанционный курс по организационной психологии, вы сможете создать в коллективе гармоничную деловую атмосферу, контролировать процесс управления персоналом, мотивировать и дисциплинировать сотрудников трудового коллектива.
Правила общения в коллективе
Зачастую гармоничные отношения с другими сотрудниками на работе легко построить, если соблюдать простые правила.
- Во-первых, будьте вежливы и приветливы – это расположит коллег к вам. Не грубите и не хамите окружающим людям, даже если у вас не самое лучшее настроение.
- Исключите неформальное общение там, где это неуместно, чтобы не утратить уважение коллег.
- Не делитесь с сослуживцами личной информацией. Ваше доверие может спровоцировать сплетни или зависть.
- Не пытайтесь переучить коллег выполнять свою работу, такие действия могут быть восприняты как вызов и спровоцировать ссору.
- Не игнорируйте сложившиеся в коллективе традиции.
- Старайтесь одеваться на работу максимально сдержанно.
Диагностика
Взаимодействие в психологии – это широкая область исследований в области межличностных отношений в различных сферах человеческой деятельности. С помощью тестовой диагностики психологи помогают определить личностные характеристики индивида, его наиболее сильные стороны и сформировать пути достижения целей.
Исследования в области межличностных отношений и коммуникаций позволяют оптимально построить выгодное взаимодействие в любой из сфер деятельности.
- Опросник Тимоти Лири — диагностика межличностных отношений, позволяющая определить представление человека о самом себе, так и для оценки его со стороны окружающих. Тест состоит их 128 суждений. Из них нужно в первом круге выбрать те, которые соответствуют представлению человека о самом себе, во втором – его представлениям об идеальном образе. Результат предоставляется в графическом виде.
- Тест поведения в конфликтных ситуациях Томаса – Килмана предназначен для стиля взаимодействия личности и также выявления предрасположенности к созданию или разрешению конфликтов. В тесте 30 пар ситуаций, из которых нужно выбрать наиболее свойственную для индивидуума.
- Тесты Виктора Бойко определяют наличие и степень негативных коммуникативных установок, которые формируются в результате негативного опыта взаимодействий или ярко выраженной негативной эмоциональности. 25 вопросов теста предполагают искренние ответы «да» или «нет».
- Тест Р. Гиршфильда диагностирует зависимость в межличностном взаимодействии в различных сферах: партнерской, любовной, семейной. Тест состоит из 48 вопросов, на которые даны 4 варианта возможных ответов.
- Шкала Берри и Дженей Уайнхолд разработана для оценки взаимозависимости в отношениях. Тест состоит из 20 вопросов.
- Шкала манипулятивного отношения Т. Банта позволяет выявить отношение к партнеру по взаимодействию, как к средству достижения личных целей, без учета его воли и желания. Тест состоит из 20 вопросов на суждения об окружающих людях.
Эти и другие тесты используются практикующими психологами. Многие предоставлены на сайтах, пройти их можно индивидуально бесплатно. В этом случае предоставляется упрощенная трактовка результата. При серьезном подходе к ситуации стоит получить консультации и более подробные разъяснения у практикующих специалистов.
Пройти психологическую диагностику можно в центрах психологической помощи. Услуги оказываются как по индивидуальному запросу, так и для коллективных исследований в рамках компании. Цены на услуги разные, в зависимости от запросов. Приблизительно минимальная стоимость консультации – в пределах 1200-1500 р.