Групповая, массовая и межличностная коммуникации
Прежде чем перейти к терминологии основного понятия, предлагаем ознакомиться с другими видами коммуникации:
- Массовая коммуникация является процессом распространения информации и влияния на окружающих при помощи радио, телевидения, печати, кино и др., в результате чего сообщения такого рода охватывают большую массу людей.
- Межличностная коммуникация — это процесс взаимодействия и передачи информации от одного человека другому, предполагающий информационный обмен. Главной целью этого вида является взаимопонимание двух или группы людей.
- Групповая коммуникация подразумевает общение внутри группы людей, число которых достигает, как правило, до двадцати человек. Стоит отметить, что межличностные и групповые коммуникации имеют некоторые сходства, так как в обоих вариантах взаимодействие людей происходит посредством речи. Возвращаясь к групповым коммуникациям, следует добавить, что совокупность коммуникационных взаимодействий позволяет как укрепить группу, так и повысить конфликтность среди участников. Если понятие межличностной коммуникации предполагает информационный обмен, главной целью которого является взаимопонимание двух людей, то целью групповой коммуникации является осуществление взаимозависимых действий и решение совместных задач.
Устранение барьеров
Совершенствованию организационных коммуникаций и ликвидации преград в организациях способствуют:
- Рационализация коммуникационного процесса.
- Эффективное применение графических средств.
- Наиболее эффективным методом совершенствования коммуникаций является фильтрация информации.
- Барьеры, обусловленные восприятием информации. Чтобы устранить этот барьер, к передаче информации следует выяснить и скорректировать позицию (установку) получателя.
- Для устранения семантических барьеров, обусловленных различным пониманием символов, которыми обмениваются отправитель и получатель информации, сотрудникам необходимо избегать узкопрофессионального жаргона, приобретать культуры речи.
- Для ликвидации невербальных преград, которые возникают вследствие неправильной трактовки участниками коммуникативного процесса выражения глаз, мимики, жестов, интонации, модуляции голоса и др. необходимо уметь «читать» людей по их невербальным сигналам.
- Научиться слушать и передавать информацию участников коммуникативного процесса.
- Нужно обеспечить достаточным объемом информации.
- Неправильная психологическая установка. Чтобы преодолеть стереотип мышления, нужно, формируя сообщение, помнить, во-первых, что сообщение надо обдумывать и иметь уверенность в том, что оно не искажено стереотипом, а во-вторых, определять, какой стереотип есть у получателя и как построить сообщение, чтобы получатель не был под действием стереотипа.
- Совершенствование обратных связей.
- Повышение эффективности информационного учета.
В пределах каждой системы управления необходимо выбирать такие методы совершенствования коммуникаций, которые будут соответствовать культуре организации, ее техническому потенциалу, степени важности задач на определенном этапе развития. Постоянная модификация коммуникативных связей необходима для укрепления взаимопонимания между работниками организации и формирования ее позитивного имиджа в окружающей среде.
Немного подробнее
Межличностная коммуникация заключается в непосредственном контакте с людьми тет-а-тет, то есть лицом к лицу. Межличностной коммуникации характерна психологическая близость собеседников, наличие сопереживания, понимания и сочувствия. Этот вид коммуникаций содержит в себе три взаимосвязанные стороны:
- коммуникативная — заключается в обмене информационных устных сообщений между собеседниками, передаче и приеме чувств и мнений;
- перцептивная — затрагивает процесс понимания и восприятия взаимодействующих сторон, что способствует формированию определенных межличностных отношений;
- интерактивная — состоит в обмене действиями между партнерами по общению (например, просьба — согласие или отказ).
Межличностная коммуникация — это одна из важнейших категорий психологической науки, так как общение играет главную роль при взаимодействии людей. В данном виде коммуникаций существует два вида общения: невербальное и вербальное. Первый вариант имеет свое начало еще с древних времен, а вербальная появилась значительно позже, но является универсальным способом общения на сегодняшний день. Иными словами, межличностная коммуникация — это общение по крайней мере двух лиц, которое направлено на взаимное установление, познание и развитие взаимоотношений, предполагающее взаимовлияние на поведение, настроение, взгляды, состояние участников этого процесса. Также она наиболее свободна от формальных, регламентирующих стиль и форму сообщения рамок, что позволяет сделать ее более доходчивой и доступной. Помимо этого, в процессе личного общения эффект восприятия может быть усилен за счет интонации собеседника, его жестов, тембра голоса, мимики, обаяния, ориентированные исключительно на определенно человека. Стоит отметить, что в межличностной коммуникации открываются большие неограниченные возможности для применения эффекта обратной связи.
Особенности вербального и невербального общения в межличностной коммуникации
Межличностная речевая коммуникация всегда представляет собой социальное взаимодействие, диалог. Участвуя в речевой коммуникации, человек высказывает суждения и воспринимает слова, высказанные другими людьми. Информация, выраженная в языке одним человеком, присваивается другим, и таким образом происходит понимание в диалоге. В диалоге, как коммуникативном процессе, люди взаимодействуют посредством выражения в словах смысловых позиций. В диалоге мысль оценивается и осваивается в соответствии с деловыми, политическими, этическими, эстетическими и другими критериями. Таким образом, диалог является непременной составляющей языкового общения. В межличностном общении в качестве невербальных коммуникативных средств используется поза, жесты, мимика, выражение лица, взгляд и пр. Невербальные средства коммуникации, несмотря на богатство вербального языка общения, в межличностном общении используются весьма широко. В отличие от слова (предложения) невербальные средства воспринимаются человеком непосредственно и действуют сильно, передают тончайшие нюансы отношения.
Невербальные средства коммуникации (так же как и вербальные) выполняют базовые функции коммуникации (информационную, прагматическую и экспрессивную).
Невербальные знаки (например, жесты, мимика) чаще всего являются немотивированными индексированными знаками и раскрывают чувства, эмоции, оценочное отношение. Прагматическая функция включает в себя установление контакта, обратной связи, социальную ориентацию, побудительные и регулирующие мотивы. Экспрессивные функции включают адаптивные, эмоциативные (вызывающие эмоции) и эмфатические (эмоциональное выделение определенного фрагмента).
Невербальная коммуникация осуществляется всегда при личном контакте. Эти средства, как известно, могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от вербальных средств. Невербальные знаки могут быть разделены на три основные группы: язык тела, паралингвистические средства, одежда и украшения. Язык тела может многое рассказать о чувствах и намерениях коммуникантов. Биологические корни языка тела лежат в различных позах животных, изучаемых этологией (поза устрашения, примирения, любовных намерений и т.п.).
Значения позы, положения конечностей, пальцев рук и т.п. не всегда точно определены изначально, они зависят от контекста. Более того, человеческое тело достаточно подвижно, чтобы принимать почти любое положение. Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет переводится как ‘проезд закрыт’, ‘остановитесь’; поднятый вверх палец, прикрытый ладонью другой руки, как ‘прошу дополнительную минуту перерыва’ в спортивных состязаниях и т.п. Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.).
Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Говоря с другими, мы выбираем из обширного инвентаря (в современной лингвистике иногда говорят: поля) возможных средств речевой и неречевой коммуникации те средства, которые нам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в данной ситуации. речь является частью коммуникативной культуры и культуры вообще.
Барьеры в межличностной коммуникации можно классифицировать по характеру действующих помех:
1. Технические помехи Источником таких помех является сам канал коммуникации (факс, телефон) когда в канале коммуникации появляются препятствия проходящему сигналу. Помехи могут полностью перекрывать канал коммуникации или же частично, искажая информацию или же усекая ее.
2. Психологические помехи связаны с отношениями между коммуникатором и реципиентом, их установками к каналу информации, способам, содержанию и форме сообщения
3. Психофизиологические ПОМЕХИ возникают из-за сенсорных способностей, особенностей человеческого восприятия, способности человеческого мозга к запоминанию и переработке информации.
4. Социальные помехи выражены в принадлежности коммуникантов к разным социальным группам, они обусловлены социальными нормами, запретами, ограничениями в получении информации. 5. Культурно-национальные причины. Особенности в межнациональных коммуникациях обусловлены различиями в традициях, нормах, ценностях, оценке различных форм коммуникаций, реакции на полученную информацию.
Формы
В зависимости от канала передачи, межличностную коммуникацию принято подразделять на устные и письменные. К письменной форме межличностных коммуникаций в общении относится информация в виде отчетов, докладов, приказов и пр., где символом кодирования является письменное слово. Выделяют следующие преимущества данной формы коммуникаций:
- возможность хранения информации;
- наибольшая точность и тщательность при создании сообщения.
К недостаткам можно отнести:
- требуется больше времени на формирование сообщения, в отличии от устной формы коммуникации;
- отсутствует возможность установления обратной связи и обмена информации.
Выбирая форму коммуникаций, следует придерживаться правил:
- устная форма предпочтительней в тех случаях, когда до собеседника необходимо донести персональное, новое, двусмысленное, эмоциональное сообщение (телефонный разговор, личная встреча);
- письменная форма наиболее эффективна при передачи рутинного, обезличенного, простого и длинного послания (электронная почта, официальное письмо).
Для эффективности межличностной коммуникации рекомендуется комбинировать обе формы. Например, с помощью телефонного звонка можно предупредить о важной встрече и получить незамедлительный ответ от собеседника, а напоминающее сообщение в письменной форме с указанным временем и датой, гарантирует что получатель не забудет об этом. На сегодняшний день существует масса различных планшетов, мобильных телефонов, факсов, компьютерных сетей, которые стирают границы между письменной и устной формами коммуникаций и делают каждую из них наиболее эффективной.
Устная форма заключается в виде диалога, беседы, обсуждений, телефонного разговора, где символом кодирования выступает слово. Помимо устной речи, огромную роль в межличностную коммуникацию вносит невербальное общение: интонация, улыбка, мимика, жесты, выражение лица и прочее. Такая информация способна передать ощущения и мысли наиболее эффективным способом, чем любые слова, подобранные тщательным образом. У устных коммуникаций существуют и недостатки. Как правило, к ним относят следующее:
- сложность в хранении информации из-за того, что такой вид не оставляет заметок, записей и документов;
- возникновение некоторых барьеров межличностных коммуникаций, которые в последующем могут привести к ошибкам и непониманию, обычно к барьерам относят: неумение слушать, стереотипы, разное восприятие и другое.
Рассмотрим их более подробно.
Виды барьеров в коммуникациях
Коммуникативный барьер
Это психологическое препятствие различного происхождения, которое реципиент устанавливает на пути нежелательной или опасной информации.
Барьеры в общении могут возникать через индивидуальные психологические особенности тех, кто общается.
Чаще всего встречаются следующие барьеры межличностной коммуникации:
- избегание (избегание контактов с нежелательными лицами, забывание;
- авторитет (обесценивание информации за счет снижения авторитета коммуникатора);
- семантический барьер, жаргон, сленги;
- стилистический барьер;
- логический барьер. Коммуникатор должен выбирать адекватную для данного момента систему доказательств.
Восприятие
Восприятие — процесс получения и преобразования информации, благодаря которому индивид получает понимание реальности. Стоит отметить, что оно носит субъективный характер, так как каждому человеку свойственно интерпретировать ту или иную ситуацию по-разному. С помощью звуковых, зрительных и осязательных каналов получения информации человек воспринимает только то, что для него имеет значение. Таким образом, от восприятия зависит, насколько точно получит человек информацию, которую хотел донести до него отправитель.
Неумение слушать
Отсутствие концентрации на собеседнике и неумение слушать является серьезным барьером межличностной социальной коммуникации. Чтобы корректно принять устное сообщение, его нужно слышать. В процессе разговора важно принимать информацию от собеседника, правильно ее интерпретировать и дать адекватный ответ, если того требует ситуация.
Специалисты приводят несколько советов для повышения эффективности межличностной коммуникации в процессе слушания:
- не рекомендуется говорить и перебивать своего собеседника;
- во время разговора задавайте вопросы, поддерживая тем самым интерес партнера;
- создайте собеседнику благоприятную атмосферу, найдите интересные и общие темы;
- во время разговора не критикуйте и не спорьте с говорящим, старайтесь оценивать суть, а не слова.
- дайте понять собеседнику, что вы его слушаете.
Вопросы эффективности межличностной коммуникации
По мнению специалистов, эффективность межличностной коммуникации зависит прежде всего от того, как реализуются свойственные ей функции взаимодействия и воздействия, каковы их результаты. В свою очередь, эти результаты зависят от трех основных условий, определяющих характер речевого общения:
а) типа коммуникативных личностей,
6) восприятия смысловой и оценочной информации и
в) целенаправленного воздействия друг, на друга.
Для эффективности межличностной коммуникации наилучшим вариантами этих условий являются следующие:
- совместимость партнеров как коммуникативных личностей,
- адекватное восприятие смысловой и оценочной информации,
- воздействие через убеждение.
Совместимость партнеров как коммуникативных личностей предполагает совместимость по всем трем параметрам. Наличие коммуникативных потребностей, даже при различии коммуникативных установок, способствует установлению контакта, что важно для начального этапа коммуникации. Сигналом для контакта могут служить как вербальные, так и невербальные средства. Здесь очень важно, чтобы их актуализация соответствовала принятым социальным нормам речевого поведения. Это в значительной степени облегчает речевое взаимодействие.
12 стр., 5941 слов
Модели массовой коммуникации и коммуникативной деятельности.
… 3) Антологический Информационные технологии: интернет, радио, телевидение. Лекция 2. Способы производства информации. 1. Самонаблюдение – коммуникация Я – я Я – они Основой этой способа является … с деятельностью как лидеров общественного мнения, так и средств массовой коммуникации и информации. Например главенствующее место за интернетом, телевидением, персонами. Современные проблемы: 1) …
Отмечено, что уже на начальном этапе межличностной коммуникации оба партнера, опираясь на свой познавательный опыт, решают одновременно несколько задач:
1) Что я думаю о себе — кто я такой?
2) Что я думаю о партнере — кто он такой?
3) Что я думаю о том, как партнер думает обо мне?
4) Что думает партнер о себе?
5) Что думает партнер обо мне?
6) Что думает партнер о том, как я его себе представляю.
Здесь задействованы блоки идентификации, самопознания, рефлексии, прогнозирования развития образа партнера — все, что помогает настроиться на межличностное общение.
Восприятие в контексте социально-психологических исследований трактуется как понимание и оценка человека человеком; причем не только и не столько его качеств, сколько его взаимоотношений с другими людьми. Наиболее изученными механизмами межличностного восприятия являются:
- идентификация — понимание другого человека путем отождествления себя с ним;
- рефлексия — понимание другого через размышление за него;
- эмпатия — понимание другого человека через эмоциональное сопереживание;
- стереотипизация — восприятие и оценка другого путем перенесения на него общепринятых характеристик какой-либо социальной группы или ее представителя.
Необходимым условием и важнейшим фактором эффективности межличностной коммуникации является восприятие. Это сложный процесс приема и переработки смысловой и оценочной информации. Эффективность межличностной коммуникации зависит от степени адекватности смыслового восприятия, так как с этим связана правильность интерпретации информации, коммуникативной установки партнера и прогнозирование последующих этапов коммуникации.
Среди объективных факторов, обусловливающих восприятие, отмечаются особенности речевого сообщения (высказывания, дискурса), которое может отличаться по своему типу (описание, повествование, аргументация и др.), по структуре (последовательности высказываний — уточняющих, обобщающих и т.п.) или по композиции дискурса (вступление, основная часть, заключение).
Имеет значение и постоянство восприятия — его относительная независимость от сопутствующих ситуативных факторов.
К субъективным факторам относят функциональные особенности процесса восприятия, обусловленные когнитивными характеристиками человека: осмысленность восприятия, дискретность этого процесса, обусловленность восприятия прошлым опытом человека, опережающий характер восприятия. Способность предвосхищения, как показали исследования отечественных психологов, носит вероятностный характер и является одной из важнейших характеристик процесса восприятия.
Некоторые субъективные факторы, которые затрудняют адекватное восприятие, связаны с недооценкой или незнанием собственного Я. К таким факторам, в частности, относятся:
5 стр., 2041 слов
Основные виды коммуникаций
… коммуникации: учет познавательных возможностей конкретных деловых партнеров, их индивидуальных установок на получение новой информации и интеллектуальных возможностей для ее переработки, понимания и восприятия. Коммуникативные … проявляются на разных уровнях межличностной коммуникации: социально-ролевом, деловом и интимно-личностном. Социально-ролевой уровень коммуникации связан с выполнением …
- неумение отделить главное от второстепенного;
- склонность обращать внимание на внешние детали речевого поведения;
- зависимость от стереотипных представлений и предубеждений;
- ошибочное представление о том, что данное поведение партнера является его постоянной характеристикой;
- незнание обстоятельств, которые определяют речевое поведение партнера (в том числе и эмоциональное состояние);
- концентрация в первую очередь на негативных показателях;
- зависимость правильной оценки от личностных отношений с партнером;
- отсутствие чувства юмора.
Поэтому не лишены ценности конкретные рекомендации по совершенствованию способности к восприятию, включающие задачи:
- научиться наблюдать, замечать даже незначительные детали;
- научиться слушать своего партнера;
- определить, что для вас является лучшим индикатором понимания — взгляд, жест, выражение лица, одежда, акцент, тон или слова, речевые формулы;
- фиксировать свои неточности в восприятии;
- осознавать, как вас воспринимают;
- развивать ориентацию на собеседника — проявлять со переживание, заинтересованность в партнере как в личности
Ряд условий, способствующих воздействию методом убеждения, является общим для межличностной и массовой коммуникации, например:
- привлекательность и коммуникативная компетентность убеждающего: в данном случае происходит своеобразный перенос оценки личности как источника информации на оценку самой информации в плане ее истинности, достоверности (первичное восприятие, как доказано, более устойчиво);
- внушение доверия, которое определяется моральным обликом убеждающего, его профессиональной компетентностью, доброжелательным отношением к реципиенту;
- — использование стереотипа, что связано со стремлением индивида к идентификации собственного Я;
- — ссылка на личный опыт других как наглядное свидетельство; при этом рассказ-повествование должен отвечать двум критериям — вероятности (вполне может быть) и достоверности (это же так и было);
- — использование в речи повторений, сравнений, контрастов и аналогий, поскольку это создает у реципиента перспективу для рассуждений.
Для эффективности убеждения в межличностной коммуникации особую важность приобретает этический аспект, но это отдельный вопрос.
В конечном счете успешность межличностной коммуникации будет определяться параметрами индивидов как коммуникативных личностей. Воодушевляет и то, что коммуникативные сферы, в которых актуализируется межличностная коммуникация, расширяются (в том числе и при помощи технических средств).
Это очень динамичный тип коммуникации, ориентированный на разговорную речь, в которой индивид наиболее полно раскрывается как коммуникативная личность.
Плохая обратная связь
Успешная деятельность посредством межличностных коммуникаций определяется эффективностью или, напротив, неэффективностью обратной связи. В любом разговоре всегда подразумевается двусторонняя направленность. Проще говоря, в процессе беседы для повышения эффективности обмена устных сообщений от собеседника необходима обратная связь. Не стоит забывать о ее важности, так как она позволяет оценить, насколько корректно собеседник понял информацию. Преградой на пути эффективных коммуникаций может быть не только плохо налаженная обратная связь, но и полное ее отсутствие.
Принципы в межличностном общении
Наверное, многие замечали, что одни испытывают трудности в общении с людьми, а другие, напротив, очень быстро находят общий язык. Секрет прост — для успешного и продуктивного информационного обмена каждому стоит знать процессы и принципы межличностной коммуникации. Ежедневно мы сталкиваемся с большим потоком людей и, порой, социальные контакты неизбежны. Сами того не замечая, при общении человек оказывает определенное воздействие на своих собеседников, и тем самым вырабатывает свою индивидуальную линию поведения. Предлагаем ознакомиться с простыми правилами межличностных коммуникаций:
- В общении с собеседником важно соблюдать спокойствие, ведь чрезмерная эмоциональность способна помешать восприятию информации. После того как оппонент закончил свою речь, обязательно покажите, что вы его поняли и услышали.
- Не стоит забывать и про внешний вид, так как это позволяет создать первое впечатление о собеседнике. Во время разговора человеку свойственно непроизвольно наблюдать за своим оппонентом и составлять о нем собственное мнение не только исходя из его слов, но и внешнего облика. Поэтому так важно следить за походкой, манерой разговора, прической, одеждой.
- Как ранее говорилось, межличностная коммуникация — это процесс взаимодействия двух и более лиц, поэтому для успешной взаимосвязи необходимо внимательно слушать своего собеседника. В процессе разговора постарайтесь сконцентрироваться исключительно на участнике диалога и не отвлекаться на составление вопросов, которые планируете задать.
- Не стоит забывать тот факт, что понадобится лишь около пяти минут разговора, чтобы сформировать первое впечатление о своем собеседнике. В первые минуты общения все органы чувств направлены на то, чтобы как можно лучше узнать оппонента. Как правило, уже через четыре минуты человек готов сделать выбор о том, стоит ли продолжать вести беседу. Поэтому, если вы хотите завоевать доверие и добиться успеха в общении с собеседником, с самого начала необходимо следить за своей мимикой, жестами и тоном.
- Специалисты советуют в начале беседы затрагивать нейтральные темы. В процессе коммуникации стоит проявлять доброжелательность, вежливость и тактичность. Одним из проверенных и простых способов расположить к себе оппонента является открытая и искренняя улыбка.
- Во время беседы важно следить за своей мимикой и выражением лица. Яркое выражение эмоций (как отрицательных, так и положительных) может стать преградой для построения конструктивного разговора.
Коммуникативная стратегия, комм.тактика, комм.навыки
Коммуникативная стратегия – это часть коммуникативного поведения или коммуникативного взаимодействия, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной цели, как пишет Е.В.Клюев, “стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт”. Стратегия – общая рамка, канва поведения, которая может включать и отступления от цели в отдельных шагах. Продавцов, в частности, учат стратегии продажи товара через коммуникацию с покупателем. Иногда продавец может высказаться плохо о том или ином товаре. Но при этом он неявно рекламирует другой имеющийся товар! Продавец (в особенности уличный распространитель) может использовать невербальные приемы (предложение вместе посмотреть брошюру с иллюстрациями – проникновение в личное пространство потенциального покупателя).
Мы каждый день используем определенную стратегию приветствия для разных людей и для разных целей коммуникации с этими людьми. Многие стратегии ритуализируются, превращаются в речевые конвенции и теряют ‘рематичность’, информативность. Нарушение конвенций, напротив, может рассматриваться как ‘сообщение’ Если вы часто опаздываете, и оправдываете свое опоздание, например, плохой работой транспорта, то вам перестают верить. Когда же это на самом деле происходит, то вашей правде не верят. В этом случае можно даже придумать парадоксальный принцип: соври, чтобы поверили
Коммуникативное намерение (задача)
– тактический ход, являющийся практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели. Вспомните предыдущий пример с ‘временной откровенностью’ перед покупателем. Такая же ‘временная откровенность’ содержится в риторических фигурах политиков, признающихся: “Мы не ангелы, мы простые люди”, хотя коммуникативной целью является убедить избирателя именно почти в ‘божественной’ исключительности потенциального избранника. Для этого могут использоваться также невербальные элементы коммуникации (простая одежда, президент в домашней обстановке и свитере и другие приемы имиджмейкерства).
Намерение и цель здесь разные, но в конечном итоге, в рамках стратегии намерение способствует осуществлению общей цели: — уметь эффективно формировать коммуникативную стратегию; — уметь эффективно пользоваться разнообразными тактическими приемами коммуникации; — уметь эффективно представлять себя (или свою компанию) как участника коммуникативного процесса. Под эффективностью здесь подразумевается соотнесение вербальных и невербальных приемов с целями и задачами коммуникации коммуникативной интенцией и перспективой, системная спаянность элементов коммуникативной стратегии, практическая целесообразность отдельных тактических ходов.
Особенности
Предлагаем рассмотреть отличительные черты межличностной коммуникации:
- Необратимость заключается в отсутствии возможности вернуть высказанные слова.
- Отношения являются определяющим фактором в поэтапности процесса межличностной коммуникации, которые складываются в результате творческих и деловых контактов, а также способности людей эмоционально воспринимать друг друга — эмпатии.
- Неизбежность и неотвратимость объясняется тем, что человек — социальный феномен, существование которого без общения невозможно.
Таким образом, говоря об особенностях межличностной коммуникации, следует выделить следующие аспекты:
- Активность партнеров по общению. Направляя информационные сообщения, один участник предполагает активность другого, которому в свою очередь также нужно ориентироваться на цели, мотивы и установки своего собеседника.
- Активный обмен мыслями участников разговора способствует налаживанию межличностной коммуникации.
- В процессе словесного взаимодействия происходит взаимопонимание или же недоразумение, которое получается при наличии обратной связи.
- Суть межличностной коммуникации заключается в том, чтобы информация была не только принята собеседником, но проанализирована и осмыслена.
- Информация, которая поступила собеседнику и вернулась обратно, организует участников межличностных отношений в общее информационное поле.
Виды, уровни, функции межличностного общения
Одна из возможных классификаций основана на зависимости межличностного общения от различных мотивов и целей
его участников. Если целью общения выступают психологический контакт, психологические взаимоотношения собеседников, то говорят о
мотивах общения, лежащих в пределах самого общения,
или о
модальном общении:
люди получают удовольствие от самого процесса общения или занимаются «выяснением отношений». Если же цели общения иные – передача информации, побуждение партнера по общению к какому-либо действию, желание изменить его взгляды, стремление оказать эмоциональную поддержку – в этих случаях говорят о
мотивах общения, лежащих за его пределами.
Это характерно для так называемого
дикталъного
общения, то есть общения, связанного с тем или иным предметным взаимодействием (Леонтьев, 1997).
Характер цели и, как следствие, возникающая между партнерами психологическая дистанция позволяют выделить различные уровни общения.
Среди них:
- ритуальный,
или
социально-ролевой
уровень; целью общения на этом уровне является выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды. Общение при этом носит, как правило, анонимный характер, независимо от того, происходит оно между незнакомыми, знакомыми или близкими людьми; - деловой,
или
манипулятивный,
уровень; целью такого общения является организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Партнеры при этом оцениваются не как уникальные, неповторимые личности, а с точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнить поставленные перед ними задачи, то есть оцениваются их функциональные качества. Соответственно, общение является психологически отстраненным – доминирует Я-Вы контакт; - интимно-личностный
уровень; цель – удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании. Для общения на этом уровне характерны психологическая близость, эмпатия, доверительность – доминирует Я-Ты контакт (Головаха, Панина, 1989; Петровская, 1989).
В соответствии с целями можно выделить функции межличностного общения.
Приведем одну из наиболее полных классификаций функций общения, выделяемых по критерию цели:
1) контактная функция –
установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;
2) информационная функция –
обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями;
3) побудительная функция –
стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;
4) координационная функция –
взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;
5) функция понимания –
адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание – намерений, установок, переживаний, состояний;
6) эмотивная функция –
возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;
7) функция установления отношений
– осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором действует индивид;
функция оказания влияния
– изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера.
Структурный анализ общения
Получившая широкое признание аналитическая модель, в соответствии с которой структура любого акта общения включает перцептивную, коммуникативную и интерактивную стороны, по существу направлена на конкретизацию предметной области межличностного общения в соответствии с функциональным разнообразием протекающих в его рамках процессов.
Перцептивная сторона –
процесс восприятия партнерами друг друга, их взаимного познания как основа для взаимопонимания. Перцептивные навыки проявляются в умениях определять контекст встречи; понимать настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению; учитывать «психологические эффекты» восприятия при анализе коммуникативной ситуации.
Коммуникативная сторона
– использование средств общения, подразделяемых на вербальные и невербальные. Хороший коммуникатор – это человек, обладающий богатым репертуаром коммуникативных техник, используемых на разных уровнях общения.
Интерактивная сторона
– взаимодействие людей, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности (согласие, приспособление или конкуренция, конфликт). Среди возможных позиций, которые занимают партнеры при организации и осуществлении общения, можно о к партнеру «свысока», «на равных», «снизу» либо отстраненную позицию. Ни одна из них не является однозначно хорошей или плохой. О продуктивности пристройки можно судить лишь в контексте конкретной ситуации. Так, «пристройка снизу», уместная в некоторых случаях (например, при необходимости извиниться перед партнером), может трансформироваться в неискреннюю угодливость; отстраненная позиция, невмешательство, может в крайнем своем выражении стать отчуждением. Умение человека использовать всю палитру возможных позиций в общении – один из возможных показателей психологической зрелости личности.
Количественная характеристика межличностного общения получила развитие в понятии «круг общения».
Последнее обозначает число людей, общение с которыми осуществляется на том или ином уровне. Большинству из нас по личному опыту хорошо известно, что глубоко знать и понимать можно в лучшем случае двух-трех человек, более или менее успешно ориентироваться в поведении – примерно десяти; по отношению к другим в действие вступают эталоны и стереотипы. Отечественный психолог Я. Коломинский предложил в зависимости от степени психологической близости и значимости выделять два круга желаемого общения: первый (наиболее близкий) включает от одного до четырех человек, второй – от шести до восьми. Проведенные исследования позволили сравнить, насколько круг людей, которые нам симпатичны, совпадает с кругом тех, с кем нам приходится общаться большую часть времени. Оказалось, что у взрослых он достигает 40%, а у детей – всего 19-24% (Коломинский, 1986).
УМЕСТНАЯ ЦИТАТА
Писатель Т. Уайлдер ввел выражение «созвездие значимых»:
каждый человек должен иметь 2×9 духовно близких ему людей (мужчин и женщин), среди которых старше его по возрасту, его ровесники и младше его по возрасту. Редко, а может и никогда, эти 18 вакантных мест бывают заняты одновременно: остаются незаполненные места – у некоторых многие годы, у некоторых всю жизнь есть лишь старший и младший друг, а бывает – ни одного. Чем больше вакантных мест в этом созвездии, тем сильнее испытывает человек чувство одиночества, тем больше страдает от непонимания.
(Цит. по: Швалб Ю. М., Данчева О. В.
Одиночество: социально-психологические проблемы. – Киев, 1991.)
Структурный анализ процесса межличностного общения можно обнаружить в работах не только психологов-теоретиков, но и психологов-практиков. Так, специалист в области семейной психотерапии Вирджиния Сатир выделяет четыре важнейшие составляющие взаимодействия между членами семьи (Сатир, 1992).
- Во-первых, это чувства и мысли человека по отношению к самому себе, или самооценка.
- Во-вторых, это способы, с помощью которых люди передают друг другу различную информацию, делятся переживаниями и соображениями, или способы коммуникации.
- В-третьих, это совокупность правил, которых придерживаются и которым следуют люди в своей жизни, или семейная система.
- В-четвертых, это методы, с помощью которых семья осуществляет свои связи с другими социальными институтами, или социальные связи.
При всем разнообразии проблем семья, испытывающая боль (в терминах В. Сатир), всегда характеризуется:
- низкой самооценкой;
- ненаправленными, спутанными, неясными, в значительной степени нереалистичными и нечестными коммуникациями;
- ригидными, инертными, стереотипными, негуманными, не направленными на помощь другим и чрезмерно ограничивающими жизнь правилами поведения;
- социальными связями, либо обеспечивающими покой в семье, либо наполненными страхом и угрозой.
Для зрелых семей характерны высокая самооценка, непосредственные, прямые, четкие и честные коммуникации; правила в этих семьях подвижны, гуманны, ориентированы на приятие. Члены этих семей способны к изменениям; социальные связи открыты и полны позитивных установок и надежд.
Таким образом, с учетом как обыденных представлений, так и суждений специалистов к предметной области
межличностного общения можно отнести:
- психические процессы и состояния, обеспечивающие трансакцию (межличностное восприятие, потребности и мотивации, эмоции и чувства, самооценки, психологические защиты и т. д.);
- коммуникативные практики, опосредующие взаимодействие между людьми (речь, невербальные сообщения);
- нормы и правила, делающие возможной совместную деятельность, часто неосознаваемые, вырабатываемые в рамках определенной социокультурной группы.
Разумеется, реальный процесс общения представляет собой функциональное единство всех перечисленных элементов. Вместе с тем, в аналитических целях выделение относительно самостоятельных блоков оказывается целесообразным.
Аналитические модели
Психологические, информационно-коммуникативные и социально-нормативные процессы, составляющие предметную область теории межличностного общения, изучаются различными дисциплинами гуманитарного знания. Среди них – психология личности и социальная психология, лингвистика (особенно психо- и социолингвистика), социология (в первую очередь, такие направления микросоциологии, как символический интеракционизм и драматургическая социология). Таким образом, теория межличностного общения принципиально оказывается сферой междисциплинарного знания. Более того, ее развитие стимулируют междисциплинарные связи.
Научное изучение феномена общения происходило в несколько этапов. Наиболее ранние работы касались коммуникативных процессов. Использование (радио) телефонной метафоры подсказывало термины для описания процессов переработки и передачи информации между партнерами по общению. Успехи в области кибернетики вдохновляли на широкое использование понятий «обратная связь» и «коррекция» для объяснения процессов, с помощью которых партнеры согласовывают свои усилия и достигают взаимопонимания.
Вслед за исследованием коммуникативного процесса и почти параллельно с ними проводились исследования межличностного восприятия. Было выявлено значительное количество шаблонов восприятия, которым можно было придать значение структурных элементов в общении. Появилась возможность предсказывать поведение.
По мере того как обнаружилось, что социальное восприятие зависит от переменных более высокого порядка, развернулись исследования межличностного взаимодействия. Акцент сместился с анализа информационных потоков на анализ процессов и результатов, которые коммуникация обеспечивала или стремилась достигнуть. Важнейшими понятиями стали «воздействие», «дистанция», «персональная территория», «сценарии» и пр.
Далее исследование общения продолжилось уже как исследование межличностных отношений: изучение долгосрочных феноменов (знакомство, становление отношений, преодоление затруднений, распад и пр.), приближенность к реальным жизненным задачам (семья, рабочие отношения), камерность акцентов (любовь, дружба, близость). Значимость приобрели такие проблемы, как обсуждение содержания общения, фиксация стабильных структурных характеристик (например, вражда, симпатия, взаимные подозрения, доминирование, борьба, манипуляция).
Межличностная коммуникация
взаимный обмен субъективным опытом людей, находящихся в пространственной близости, имеющих возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь.
Модели коммуникации
схемы, представляющие процесс коммуникации.
Следует подчеркнуть, что анализ межличностного общения может допускать как объективные
методы (позиция внешнего наблюдателя), так и
субъективные
методы (позиция включенного в общение субъекта). В первом случае исследование направлено на получение схематичного среза процесса общения (статичный аспект), во втором – целью является изучение живого общения (динамический аспект).
Межличностная коммуникация –
взаимный обмен субъективным опытом людей, находящихся в пространственной близости, имеющих возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь.
Известные модели межличностной коммуникации отражают данное различие исследовательских интересов.
Линейная модель
(рис. 1.1) изображает коммуникацию как действие, в рамках которого отправитель кодирует идеи и чувства в определенный вид сообщения и затем отправляет его получателю, используя какой-либо канал (речь, письменное сообщение и т. п.). Если сообщение достигло получателя, преодолев разного рода «шумы», или помехи, то коммуникация считается успешной. Данная модель привлекает внимание к ряду важных моментов в процессе коммуникации – в частности, каким образом различные каналы могут влиять на способ, которым получатель реагирует на сообщение. Например, одинаково ли будет воспринята фраза «Я вас люблю», если произнести ее во время личной встречи? По телефону? На дискотеке во время танца? Передать по телеграфу? Линейная модель показывает также и то, как «шум», помехи различного рода могут исказить сообщение.
Рис. 1.1.Линейная коммуникационная модель
Можно выделить два типа «шумов», блокирующих коммуникацию: физический
и
психологический.
В первом случае речь идет о физических помехах – например, шумное, наполненное сигаретным дымом помещение, в котором трудно сосредоточиться, быстро наступает утомление. Примерами помех второго типа могут быть сильное эмоциональное возбуждение или крайне заниженная самооценка, что не позволяет человеку быть достаточно точным при восприятии отправленного ему сообщения.
Линейная модель позволяет рассматривать коммуникацию как однонаправленный процесс – от отправителя к получателю. Однако подобный способ передачи сообщений характерен в большей мере для письменной коммуникации, средств массовой информации либо для общения, в котором партнер воспринимается как объект воздействия. Таким образом, можно сделать вывод о том, что линейная модель лишь частично охватывает особенности процесса межличностного общения.
Интерактивная модель
(рис. 1.2) в качестве обязательного элемента коммуникативного процесса вводит обратную связь, наглядно демонстрируя кругообразный характер коммуникации: отправитель и получатель сообщения последовательно меняются местами.
Рис. 1.2.Интерактивная модель
Если первые две модели изображают коммуникацию как ряд дискретных актов, имеющих начало и конец, в которых отправитель по существу детерминирует действия получателя, то трансакционная модель
(рис. 1.3) представляет коммуникацию как процесс одновременного отправления и получения сообщений коммуникаторами. В каждый конкретный момент мы способны получать и декодировать сообщения другого человека, реагировать на его поведение, и в то же самое время другой человек получает наши сообщения и отвечает на них. Эта модель позволяет увидеть, что дискретный акт коммуникации трудно отделить от событий, которые ему предшествуют и следуют за ним. Таким образом, коммуникация представляет собой процесс, в котором люди формируют отношения, взаимодействуя друг с другом.
Рис. 1.3.Транзакционная коммуникативная модель
Теоретические направления
Все известные теоретические направления, в рамках которых проводятся социально-психологические исследования – бихевиоризм, когнитивизм, психоанализ, ролевая теория, гуманистическая психология, – внесли свой вклад в разработку проблем межличностного общения.
Как известно, каждый из названных подходов выделяет ключевую детерминанту, определяющую социальное поведение. Для бихевиоризма это внешние стимулы, для когнитивных теорий это внутренние психологические мотивации, для психоаналитического направления – неосознаваемые, вытесненные в подсознание влечения, для ролевой парадигмы – структура ролевых предписаний. Рассмотрим основные идеи и концепции, выработанные в рамках указанных направлений и во многом определившие теоретическое осмысление межличностного общения.
Бихевиоризм
Среди социально-психологических теорий, следующих бихевиористской парадигме и повлиявших на разработку предметной области межличностного общения, можно назвать теории социального научения
и
социального обмена.
При этом ключевое значение имеет идея о том, что навыки человека в межличностном общении приобретены им в ходе жизненного опыта и могут сохраняться или изменяться с помощью какого-либо подкрепления или наблюдения.
Само понятие «научение» означает систематическую модификацию поведения индивида при повторении одинаковой ситуации. Выделяются следующие виды научения:
- реактивное или респондентное.
Выработка условного рефлекса на основе ассоциативных связей: подобно тому как можно выработать рефлекторное выделение слюны у собаки на свет или на звонок (даже при отсутствии пищи), у человека можно выработать, например, реакцию отвращения на слова «нацист» или «коммунист», а также на людей, относимых к данной группе); - инструментальное,
или
оперантное.
Закрепление необходимого поведения с помощью поддержки или подкрепления. Люди научаются действовать определенным образом потому, что за этим следует что-то приятное, или для того, чтобы избежать чего-либо неприятного; - научение на основе наблюдения.
Люди часто обучаются взглядам и действиям, просто наблюдая за моделью. При этом выделяют
имитацию, идентификацию
и
ролевое обучение.
Имитация может иметь место и без внешнего подкрепления. При идентификации одна модель предпочитается другой. В качестве объекта имитации и идентификации могут выступать родители, братья и сестры, другие родственники, друзья, соседи, учителя, герои художественных произведений и т. д. Ролевое обучение означает, что моделируются специальные ситуации с целью отработки определенных навыков поведения. Большинство речевых и коммуникативных курсов используют как живые, так и символические модели обучения коммуникативным навыкам. Например, студенты наблюдают, как их товарищ произносит речь, и затем обсуждают его выступление, смотрят видеозаписи выступлений ораторов и оценивают их в классе.
Вкладом теории обмена
в изучение межличностного взаимодействия можно считать анализ взаимосвязи между людьми как обмен ресурсами определенного рода. Согласно основным положениям данной теории:
1) человеческое поведение мотивировано прежде всего стремлением к удовольствию и избежанию страдания;
2) действия других людей являются основным источником удовольствия и страдания;
3) действия других можно использовать для того, чтобы увеличить получаемое от них удовольствие;
4) люди стремятся получить максимум удовольствия при минимуме затрат.
Обмен предполагает наличие ресурсов, которые могут быть переданы в процессе межличностного взаимодействия. В качестве ресурсов принято рассматривать любовь, статус, услуги, товары, информацию и деньги. Очевидно, что разные типы ресурсов предполагают разные правила обмена. Люди предпочитают одни ресурсы другим. Эти предпочитаемые, желаемые ресурсы воспринимаются как вознаграждения. Вознаграждения выступают как положительное подкрепление и увеличивают вероятность поведения, которое ассоциируется с этим подкреплением. Разумеется, не все вознаграждения имеют равную ценность. Чем больше у человека накопленный ресурс, тем менее ценным он становится для него.
Утрата желаемого ресурса или неполучение его определяются как затраты. Выделяют три типа затрат: 1) вложенные (вкладываемые) затраты – время и усилия, затраченные человеком для приобретения ресурса (например, человек может вложить значительное количество денег и времени для получения диплома об образовании или такого ресурса, как информация); 2) прямые затраты – те ресурсы, которые отдаются по условиям обмена (деньги в обмен на что-то другое); видами таких затрат могут быть скука, неодобрение окружающих, непонимание, потерянное время; 3) случайные (предваряющие) затраты – вложение ресурсов в ожидании возможных в будущем вознаграждений.
Одни люди стремятся к выгодному обмену при максимальной для себя выгоде и минимальных затратах, не считаясь с интересами других. Для других характерно стремление к честному обмену, когда делается попытка взаимного учета интересов сторон.
Когнитивизм
Различные теории когнитивистского направления также содержат немало идей, объясняющих различные процессы межличностного общения.
Основная идея когнитивного подхода – поведение человека зависит от того, как он воспринимает социальное окружение. Насколько бы ни была хаотична или противоречива ситуация, люди привносят в нее определенный порядок. Когнитивные схемы, организующие восприятие и интерпретацию социального мира, влияют на поведение человека. Таким образом, в центре внимания когнитивистов оказываются процессы восприятия, интерпретации, запоминания, формирования образов и их последующее влияние на поведение человека. При этом поведение понимается как направленная активность; источником активности и направленности поведения является мотивация.
Большой вклад в осмысление особенностей межличностного общения внесли теория структурного баланса, теория коммуникативных актов, теория конгруэнтности,теория каузальной атрибуции.
Основная идея, которая разрабатывается в первых трех теориях (Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Ч. Осгуд, П. Танненбаум и др.), в самом общем виде может быть сформулирована следующим образом: когнитивная структура воспринимающего субъекта будет сбалансированной, если она подчиняется обыденному житейскому правилу: «мы любим то, что любят наши друзья», «мы не любим то, что нравится нашим врагам». По мнению Ф. Хайдера, одного из авторов теории структурного баланса, в этих суждениях выражены представления наивной психологии о стремлении человека к сбалансированной когнитивной структуре. Именно потому, что аналитическая модель названных теорий включает три обязательных элемента, а именно – познающего субъекта, другого субъекта, к которому первый относится определенным образом, и наконец, объекта, по поводу которого и воспринимающий, и его партнер имеют какое-то мнение, – то исследовательские ситуации по существу оказываются ситуациями межличностного взаимодействия. Задача исследователя – определить, какой тип отношений между тремя обозначенными элементами дает устойчивую сбалансированную структуру, а какой – вызывает ситуацию дискомфорта. Так, в соответствии с теорией коммуникативных актов Т. Ньюкома, сходство отношений А и Б к объекту будет порождать привязанность между ними и, напротив, расхождение этих отношений будет порождать между ними неприязнь. Чтобы привести систему в ситуацию баланса, необходимо вести переговоры, цель которых – сблизить позиции А и Б по отношению к предмету разногласий. Модель Ньюкома нашла практическое применение при исследовании процессов массовой коммуникации, а именно – при выяснении условий эффективности убеждающего речевого воздействия на потребителя информации.
Важным вкладом когнитивизма в изучение социального поведения людей является исследование такого явления, как каузальная атрибуция,
т. е. каким образом люди интерпретируют причины поведения других в условиях недостаточности информации об этих причинах (Э. Джонс и К. Дэвис, Дж. Келли, Р. Нисбет, Л. Росс и др). Хотя процесс атрибуции имеет место при анализе человеком самых различных социальных явлений, в теории межличностного общения особое значение придается атрибуции относительно поведения партнера по взаимодействию.
Серьезное воздействие на развитие теории межличностного общения оказала так называемая «вторая когнитивная революция». Она связана со становлением дискурсивной психологии (Р. Харре) и теории социального конструктивизма (К. Герген). На оформление данного направления повлияли идеи Л. С. Выготского, в частности, его психологическая теория социализации, рассматривающая язык как основной культурный посредник мышления и деятельности, включенный в систему социальной жизни общества.
Основным полем исследования становится язык, дискурс, то есть изучение устной и письменной языковой коммуникации, протекающей в нормальных, естественных условиях. Основным объектом исследования, соответственно, становятся участники разговора, «сообщества собеседников», при этом утверждается, что речь не просто обслуживает человеческую деятельность, но конституирует как виды деятельности, так и межличностные отношения.
В основных положениях социальный конструктивизм и дискурсивная психология тесно переплетаются с идеями так называемой ролевой парадигмы.
Ролевая парадигма
Ролевая парадигма корнями своими уходит в социологию. Если для бихевиоризма и когнитивизма исходными условиями анализа являются психические свойства и способности индивида, то ролевая парадигма акцентирует внимание на отношениях между людьми, определении правил и ролей и их связи с социальным поведением. Исследование поведения человека в социальной среде имеет своим предметом смысловой, знаковый аспект общения, то есть символическую природу человеческой деятельности. Ключевая детерминанта поведения – роль, которая предписана человеку социальными обстоятельствами и его социальным положением.
Согласно теории символического интеракционизма
(Дж. Мид), общество следует понимать не как объективную структуру, но как постоянно происходящее взаимодействие между действующими индивидами, которые встречаются в рамках различных ситуаций. То, как люди обращаются друг с другом, реагируют на других, зависит от того, как они интерпретируют социальную ситуацию. Важнейший фактор, задающий рамку и структуру социальной интеракции, – определение ситуации. Собираясь вместе, скажем, на праздничный обед, люди должны выработать согласие относительно того, как это произойдет. Конечным результатом является понимание всеми присутствующими смысла происходящего. Если событие состоялось и взаимное типологическое понимание достигнуто, значит, повседневные версии социальных структур, содержащиеся в сознании участников, совпали, образовав тем самым основу для дальнейшей совместной деятельности. Это разделенное понимание существенно для социальной жизни. Данный процесс становится основной исследовательской проблемой интеракционистов.
Если Дж. Мид рассматривал способность человека к ролевой игре в его воображении, то представитель драматургического подхода Э.
Гофман предлагает рассматривать не воображаемые ролевые игры, но реальное поведение людей как актерскую игру. Исходный принцип его анализа: поступки человека, да и сама его личность определяются ситуацией, социальной игрой, которую он ведет вместе с другими людьми. Этот принцип направлен против психологии личности, согласно которой личностные качества человека определяют исход его общения с другими. То, как мы будем воспринимать себя самих, по Гофману, определяют не наш характер, внутренний мотивационный профиль или другие внутренние личностные качества, но наши действия и реакции «другого» на эти действия.
Психоанализ
Для представителей психоаналитического направления основной детерминантой поведения людей являются неосознаваемые, вытесненные в подсознание влечения. Вкладом психоанализа в развитие теории межличностного общения можно считать исследование отношений в семье как ключевого фактора формирования личности, а также отношений между терапевтом и клиентом (проблема переноса). Каждый человек может представить свои ранние отношения как темы собственной межличностной жизни, а все последующие отношения – в виде развития и повторения этих тем.
В формулировке Г. С. Салливана (Салливан, 1999) эта идея звучит следующим образом: люди неотделимы от своего окружения, личность формируется только в рамках межличностного общения, личность и характер находятся не внутри человека, а проявляются в отношениях с другими людьми, при этом с разными людьми – по-разному. Личность – это сравнительно прочный стереотип повторяющихся жизненных межличностных ситуаций, которые и являются особенностью ее жизни. Личность формируется с учетом исходной специфики ее ниши в межличностном общении (прежде всего в общении с родителями), поэтому в процессе сколько-нибудь серьезного исследования любого пациента нельзя не учитывать историю и специфику его межличностных контактов.
Согласно психоаналитикам, с самого раннего детства мы устанавливаем шаблоны, или паттерны, поведения, под которые склонны подгонять все наши будущие отношения или, по крайней мере, все важные последующие отношения. Если у ребенка поддерживались теплые отношения с отцом, то, возможно, что он будет стремиться рассматривать мужскую авторитетную фигуру в положительном свете. Если же, наоборот, отец был очень строгим по отношению к ребенку, то, возможно, тот будет рассматривать авторитетных мужчин как угрожающих и относиться к ним соответствующим образом. Если ребенку приходилось бороться за родительское внимание со своими братьями и сестрами, то, скорее всего, равных себе он будет считать соперниками в борьбе за ограниченные ресурсы и т. д.
Вынужденное повторение или навязчивое побуждение к повторению означают потребность раз за разом проигрывать такие ситуации и отношения, которые были особенно затруднительными или проблематичными в ранние годы нашей жизни.
Стремление клиента перенести на терапевта свои старые паттерны Фрейд назвал переносом.
Разработки Фрейда в этой области касаются не только клиентов и терапевтов, они имеют отношение ко всем нам в любых взаимоотношениях. Везде, где бы мы ни были, мы непрерывно повторяем те или иные аспекты нашей ранней жизни в отношениях с властью, в любовных связях, дружбе, в деловых отношениях.
Среди психоаналитических концепций важнейшее значение для развития теории межличностного общения имеет трансакционный анализ
Э. Берна. Выделив в поведении каждого человека три типа состояний Я, названных им «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок», Берн полагал, что цель простого трансакционного анализа – выяснить, какое именно состояние «Я» ответственно за трансакционный стимул и какое состояние человека осуществило трансакционную реакцию и тем самым определяет характер взаимоотношений между людьми (Берн, 1988). Согласно Берну, первое правило коммуникации гласит: пока трансакции дополнительны, то есть стимул влечет за собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию, процесс коммуникации будет протекать гладко и может продолжаться сколь угодно долго.
Обратное правило состоит в том, что процесс коммуникации прерывается, если происходит то, что можно назвать пересекающейся трансакцией, то есть стимул вызывает несоответствующую реакцию. Например, стимул рассчитан на взаимоотношения «Взрослый–Взрослый» («Ты не знаешь, где мои запонки?»). Однако собеседник может вдруг вспылить («Вечно я у тебя во всем виновата!»), что соответствует схеме «Ребенок–Родитель», или ответить: «Почему ты никогда сам не знаешь, где твои вещи? Ты ведь, кажется, уже не ребенок?» – что соответствует схеме «Родитель-Ребенок». При подобных обстоятельствах решение проблемы придется отложить до тех пор, пока векторы не будут приведены в порядок. Игрок должен стать либо «Родителем», дополняя неожиданно проснувшегося в собеседнике «Ребенка», либо активизировать в нем «Взрослого».
Гуманистическая психология
Основная идея гуманистической психологии – человек от природы способен к самосовершенствованию, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности.
Существенное влияние на развитие теории межличностного общения оказали идеи одного из основателей гуманистической психологии К. Роджерса, выделившего три основных условия диалогического общения:
1) естественность и спонтанность в выражении чувств и ощущений, которые возникают между партнерами в каждый конкретный момент взаимодействия;
2) безусловно положительное отношение к другим людям и к самому себе, забота о другом и принятие его как равноправного партнера по общению;
3) эмпатическое понимание, умение тонко и адекватно сопереживать чувствам, настроениям, мыслям Другого в ходе контактов с ним.
В данном пособии при обращении к различным аспектам, сторонам и проблемам межличностного общения мы будем использовать идеи, объяснения и обоснования, предложенные исследователями всех теоретических направлений.
Выводы
1. Предметная область теории межличностного общения задается как количественными, так и качественными параметрами. Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано как межличностное, если оно удовлетворяет следующим критериям: это взаимодействие между небольшим числом людей; это непосредственное взаимодействие: его участники находятся в пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь; это так называемое личностно-ориентированное общение, то есть предполагается, что каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик.
2. С учетом как обыденных представлений, так и суждений специалистов, к предметной области межличностного общения можно отнести: а) психические процессы и состояния, обеспечивающие трансакцию (межличностное восприятие, потребности и мотивации, эмоции и чувства, самооценки, психологические защиты и т. д.); б) коммуникативные практики, опосредующие взаимодействие между людьми (речь, невербальные сообщения); в) нормы и правила, делающие возможной совместную деятельность, часто неосознаваемые, вырабатываемые в рамках определенной социокультурной группы.
Реальный процесс общения представляет собой функциональное единство всех перечисленных элементов. Вместе с тем в аналитических целях подобное выделение относительно самостоятельных блоков оказывается целесообразным.
3. Теория межличностного общения принципиально является сферой междисциплинарного знания. Психологические, информационно-коммуникативные и социально-нормативные процессы, составляющие предметную область теории межличностного общения, изучаются различными дисциплинами гуманитарного знания: психологией личности и социальной психологией, лингвистикой (особенно психо- и социолингвистикой), социологией (в первую очередь такими направлениями микросоциологии, как символический интеракционизм и драматургическая социология).
4. Все известные теоретические направления, в рамках которых проводятся социально-психологические исследования – бихевиоризм, когнитивизм, психоанализ, ролевая теория, гуманистическая психология, – внесли свой вклад в разрабо
Невербальная коммуникация
Психологи уделяют большое внимание языку тела, так как он может многое рассказать о намерениях и чувствах любого человека. Движения и позы людей нельзя считать полностью врожденными: как правило, их приобретают в процессе общения. Язык тела включает такие составляющие, как:
- мимика — является способом использования выражения лица;
- жесты — передача информации происходит при помощи рук;
- проксемика — метод применения пространства, где при общении учитывается расстояние между собеседниками;
- положение тела — подразумевает управление своим телом;
- тактильная коммуникация — говорит о статусе, степени близости или дружбы между партнерами по общению.
Пути совершенствования межличностных коммуникаций
Любое общение подразумевает взаимодействие людей друг с другом. Для того чтобы каждая беседа проходила успешно, психологи уделяют много внимания развитию межличностных коммуникаций. Придерживаясь следующих правил во время контакта с оппонентом, можно значительно улучшить межличностные коммуникации:
- Учитесь абстрагироваться от психологических барьеров, которые являются весомым препятствием в плодотворном общении. Внутренние барьеры достаточно часто могут возникать в процессе разговора. Избежать их можно с помощью концентрации на важных моментах в процессе беседы.
- Не забывайте про хорошие манеры и обаяние. Многим людям доступна такая «сверхспособность», как харизма, благодаря которой можно получить от общения все необходимое без особых проблем. Данная черта не является исключительно врожденным качеством, а это значит, что его можно развивать.
- Скажите «нет» психофизическим зажимам. Развязные или слишком скованные телодвижения станут сигналом для собеседника о наличии психологических и физических отклонений. Возможно, оппонент не сможет дать четкого определения этому состоянию, однако сразу почувствует неладное. В связи с этим успешность вашего разговора будет под большим вопросом. Во избежании таких случаев важно уметь расслабляться во время разговора и, конечно же, тренироваться.
- Станьте протеже. Если среди ваших друзей или знакомых имеются такие люди, которые превосходны в общении, то стоит попробовать понаблюдать за ними и подражать. Перенимая уже проверенную модель поведения можно добиться значительных успехов.
- Говорите как можно больше, особенно это касается очень стеснительных людей. Спасти от чувства стеснения помогут беседы на отвлеченные темы, высказать свое мнение по поводу которых сможет каждый: о погоде, о ценах на бензин или пробках на дорогах. Такой простой секрет поможет улучшить межличностные отношения.
- Коммуникация подразумевает активное взаимодействие индивидов, но не стоит забывать, что все люди разные, и подход к каждому должен быть сугубо индивидуальным. Ежедневно общаясь на разнообразные темы с теми, кто вас окружает, будь это коллега по работе или продавец из супермаркета, вы получите бесценный опыт в коммуникации в разных стилях и увеличите свою уверенность в себе.
- Овладейте искусством задавать вопросы. Научные исследования показали, что правильно заданный вопрос — это наполовину решение проблемы. В процессе беседы корректным и точным вопросом станет тот, на который оппонент захочет ответить и задуматься над ним. Для того чтобы разговорить партнера по общению, стоит использовать вопросы открытого типа, которые обычно начинаются со слов «зачем», почему», «каким образом» и т.п. Помимо этого, в процессе разговора важно смягчать вопросы, чтобы не задеть собеседника.
Коммуникативная личность
понимается как одно из проявлений личности , обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией — умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации. Параметры коммуникативной личности.
Определяющими для коммуникативной личности являются характеристики, которые составляют три основных параметра — мотивационный, когнитивный и функциональный. Общение осуществляют индивиды, они используют свою коммуникативную компетенцию, определяют стратегию и тактику коммуникативного поведения, накапливают определенный опыт. Разумеется каждый из них делает это индивидуально, что и позволяет говорить о коммуникативной личности
Мотивационный параметр определяется коммуникационными потребностями и занимает центральное место в структуре коммуникативной личности. Если потребности нет, то нет и коммуникации, либо есть псевдокоммуникация, определяемая скорее всего психологической потребностью в процессе коммуникации как таковом, а не в передаче сообщения (одиночество, игровая социализация и т.п.).На основе коммуникативной потребности формируется коммуникативная установка, которая преследуется коммуникативной личностью на протяжении определенного отрезка коммуникативной деятельности (варьируются средства коммуникация и тактика). Когнитивный параметр включает в себя множество характеристик, формирующих в процессе накопления познавательного опыта индивида его внутренний мир: знание коммуникативных кодов, умение осуществлять интроспекцию и ауторефлексию, то есть, самонаблюдение и самоосознание, метакоммуникативные навыки, способность адекватной оценки когнитивного и коммуникативного горизонта партнера-коммуниканта, мифы и предрассудки, стереотипы и верования. Успешность коммуникации, воздействие на собеседника в значительной мере зависят от совместимости когнитивных характеристик коммуникантов.
Функциональный параметр включает три характеристики , определяющие коммуникативную компетентность индивида: практическое владение вербальными и невербальными средствами для осуществления коммуникативных функций ; умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения; построение дискурса в соответствии с нормами кода и правилами этикета
ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я – ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только “внешних” сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей.
Коммуникативная компетенция складывается из способностей:
Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации
Исходя из того, что в состав компетенции включают некоторую совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативного процесса, выделяют следующую стратегию построения системы диагностики: инвентаризация компонентов компетентности (знаний, умений и навыков) и подбор или создание для оценки каждого из компонентов соответствующей психологической процедуры. Однако на практике такой подход не может быть эффективно реализован – по мере расширения и углубления исследований коммуникации рост числа выявляемых компонентов превышает темпы создания диагностических средств, отвечающих элементарным критерием надёжности. Фактически же при диагностике компетентности ограничиваются оценкой весьма узкого набора её составляющих. Поскольку всесторонняя диагностика затруднительна, желательно определить критерии отбора основных компонентов компетентности для оценки. Решение вопроса о выборе средств, пригодных для совершенствования компетентности в общении, зависит прежде всего от того, каким образом интегрируется, понимается само общение. В социальной психологии в структуре общения выделяются три основных компонента: коммуникативный обмен, взаимодействие и восприятие человека человеком. Из данного представления о структуре общения следует, что компетентность в общении – это сложное образование. В самом широком смысле коммуникативная компетентность определяется как компетентность в межличностном восприятии, межличностном взаимодействии
умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;
умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему.
Типы коммуникантов:
А) Доминантный (стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие). Б) Мобильный (легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения).
В) Ригидный (испытывает трудности при начальной фазе установления контакта, затем четок и логичен). Г) Интровертный (не стремиться владеть инициативой)
Примеры похожих учебных работ
Пластическое интонирование как средство художественно-невербальной коммуникации на …
… наук Е.П. Ильин пишет: «Эффективность взаимодействия людей зависит от коммуникативной компетентности (компетентности в общении)», поскольку «любое общение является частным видом коммуникации» [12, c.17-18]. Такого же мнения придерживается …
Практические аспекты формирования межкультурной коммуникации средствами невербального …
… темпом, тембром голоса и другими невербальными средствами коммуникации. Поэтому в процессе общения с людьми разных культур необходимым является знание элементов культурно-специфической невербальной коммуникации — обладание межкультурной компетенцией. …
Просодические и экстралингвистические средства в невербальной коммуникации
… моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека. Из всех невербальных средств коммуникации наибольшую роль в нашем общении играют первичные, естественные невербальные языки – жесты, мимика – язык тела, различные сигнальные …
1.Информационно – коммуникативная функция
… процессе их общения 3.Эмоционально – коммуникативная функция Оказывает большое воздействие на эмоциональное состояние человека. 4. интегративная … предприятием. 5 6.Символы и значения в коммуникации Символ представляет собой концентрированное выражение …
Особенности формирования коммуникативной функции речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием …
… в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция (КФР) — назначение речи быть средством общения. Но само общение полифункционально. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен интеллектуальной …