Понятие о чувствах и эмоциях, формы переживания чувств


Понятие о чувствах и эмоциях, формы переживания чувств

В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний: чувственный тон, собственно эмоции, аффект, страсть, настроение.

  1. Чувственный, или эмоциональный, тон — это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающее отдельные жизненно важные воздействия и побуждающее субъекта к их устра­нению или сохранению. Нередко подобные переживания в силу их слабой дифференцированности невозможно выразить вербально (например, «здесь чувствуешь себя как-то не так»). Чувственный тон осознается как эмоцио­нальная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия и т. п. (например, «прият­ный собеседник», «скучная книга»).
  2. Собственно эмоции — психическое отражение в форме не­посредственного пристрастного переживания жизненно­го смысла явлений и ситуаций, обусловленного отноше­нием их объективных свойств к потребностям субъекта. Это предметные специфические психические процессы и состояния, возникающие в конкретной обстановке и имеющие узконаправленный характер. Эмоции возникают при избыточной мотивации по отношению к реальным приспособительным возможностям индивида.

Эмоции возникают вследствие того, что субъект не может или не умеет дать адекватный ответ на стимуляцию (ситуации, отли­чающиеся новизной, необычностью или внезапностью).

Традиционным считается деление эмоций на положительные и отрицательные. Однако такие эмоции, как гнев, страх, стыд, не могут быть безоговорочно отнесены к категории отрицательных, негативных. Гнев иногда прямо соотносим с приспособитель­ным поведением и еще чаще — с защитой и утверждением лич­ностной целостности. Страх также связан с выживанием и наря­ду со стыдом способствует регуляции разрешительной агрессив­ности и утверждению социального порядка.

Популярными являются классификация эмоций по отноше­нию к деятельности и соответственно их деление на стенические

(побуждающие к действию, вызывающие напряжение) и асте­нические (тормозящие действие, угнетающие). Также известны классификации эмоций: по происхождению от групп потребно­стей — биологические, социальные и идеальные эмоции; по ха­рактеру действий, от которых зависит вероятность удовлетворе­ния потребности, — контактные и дистантные.

  1. Аффект — стремительно и бурно протекающий эмоцио­нальный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Основное в аффекте — это неожи­данно наступающее, резко испытываемое человеком по­трясение, характеризующееся изменением сознания, на­рушением волевого контроля за действиями. В аффекте резко изменяются параметры внимания: снижается его переключаемость, нарушаются концентрация, память — вплоть до частичной или полной амнезии. Аффект оказы­вает дезорганизующее влияние на деятельность, последо­вательность и качество выполнения, при максимальной дезинтеграции — ступор или хаотичные нецеленаправ­ленные двигательные реакции. Различают нормальные и патологические аффекты. Главные признаки патологи­ческого аффекта: измененность сознания (дезориентация во времени и пространстве); неадекватность интенсив­ности реагирования раздражителя, вызвавшего реакцию; наличие постаффектационной амнезии.
  2. Страсть — интенсивное, обобщенное и продолжитель­ное переживание, доминирующее над другими побужде­ниями человека и приводящее к сосредоточению на пред­мете страсти. Причины, вызывающие страсть, могут быть различны — начиная от телесных влечений и до осознан­ных идейных убеждений. Страсть может быть принята, санкционирована личностью, а может переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Характерными чертами страсти являются сила чувства, выражающаяся в соот­ветствующей направленности всех помыслов личности, устойчивость, единство эмоциональных и волевых-момен-тов, своеобразное сочетание активности и пассивности.
  3. Настроение — сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивно­сти. Причины, вызывающие настроение, многочисленны — от органического самочувствия (тонуса жизнедеятельности) до нюансов взаимоотношений с окружающими. Настрое­ние имеет субъектную направленность, по сравнению с чувственным тоном оно осознается не как свойство объекта, но как свойство субъекта (например, по поводу музыкального произведения эмоциональное сопровож­дение в форме чувственного фона будет звучать как «прекрасная музыка», а в форме настроения — «у меня пре­красное настроение» (от музыки)). Определенную роль играют индивидуально-личностные особенности (напри­мер, гипертимия — склонность к повышенному настрое­нию, дистимия — склонность к пониженному настроению). Многообразие проявлений эмоциональной жизни человека ста­вит психологию перед необходимостью их более четкой дифферен­циации. Существуют ли качественные различия эмоций и чувств? Согласно традиции отечественной психологии принято выделять чувства как особый подкласс эмоциональных процессов. Чувство переживается и обнаруживается в конкретных эмоциях. Однако в отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкрет­ными ситуациями, чувства выделяют в окружающей действитель­ности явления, имеющие стабильную потребностно-мотивационную значимость. В содержании доминирующих чувств человека выражаются его установки, идеалы, интересы и т. д.

Итак, чувства — это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как известная «захваченность» ими. В процессе регуляции поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности.

Функции чувств

Чувства в психологии – это неотъемлемая часть жизни каждого человека.

Они помогают формировать собственное представление о мире, оценивать приоритеты и эффективно поддерживать коммуникацию с другими людьми.

Мотивационная

Мотивационная функция чувств выполняют основополагающую роль стимулирования человека к действию и поддержания его активности.

Мобилизуя все переживания и цели, чувство желания является важным побуждающим фактором к любому действию:

  • концентрации над заданием;
  • планированию;
  • формированию необходимого психоэмоционального настроя;
  • быстрому восстановлению после стресса или тревоги.

Сигнальная

Сигнальная функция является способностью человека реагировать на разные сигналы из окружающей среды и собственного внутреннего состояния.

Благодаря этой функции человек воспринимает любую информацию (эмоции, чувства, невербальную коммуникацию), а его мозг может идентифицировать и придать значимости тем или иным сигналам, на основании которых формируется оценочное суждение и ответная реакция.

Оценочная

Главное задание оценочной функции человека – понять, что происходит вокруг, интерпретировать любое восприятие информации (вербальной и невербальной) с субъективной точки зрения как желаемое или вредное воздействие на собственное состояние.

Оценочная функция формируется на основании жизненного опыта и неосознанно придает некой значимости предмету или ситуации в положительном или негативном ключе.

Функция, синтезирующая основы образа

Чувства в психологии – это множество разных чувственных раздражителей, которые воспринимают информацию по-разному.

Поэтому цель синтезирующей функции состоит в создании целостной и понятной картины восприятия из разных кусочков информации (например, целостное восприятие торта с его формой, запахом, вкусом и эстетикой). Эта функция создает возможность гармонического существования мыслей, чувств и эмоций.

Экспрессивная функция

Экспрессивная функция чувств является важной частью коммуникации каждого человека. Она помогает не только воспринимать невербальную информацию во время общения с другими, но и обеспечивает собственное синхронное выражение чувств и мыслей с целью создания более полной картины экспрессии.

Теория Ф.Е. Василюка

Василюк рассматривает процесс не как созерцание, а как деятельность. Устойчивые эмоциональные переживания возникают вследствие критической ситуации. В ходе этой ситуации человек может реализовать свои мотивы, ценности.

Согласно Василюку, переживание это не психическая функция, а самостоятельный процесс, деятельность. Оно ведет к восстановлению психологической возможности. Существует четыре типа критических ситуаций:

  • Фрустрация;
  • Стресс;
  • Конфликт;
  • Кризис.

Положительные события увеличивают способность человека, они реализуют одну жизненную необходимость, но нарушают реализацию других.

Итак, рассматриваемая тема в психологии еще требует дополнительных исследований и изучений. Жизнь наполняется смыслом через чувствование эмоций, этот психический процесс влияет на формирование личностных качеств.

Немного об аффекте

Это наиболее сильная разрушительная сила, бурная вспышка чувств. Часто человек описывает это состояние как неподвластную ему лавину.

Во время аффекта теряется контроль над действиями, часто забываются поступки и действия. За слова и поступки может быть очень стыдно. К тому же иногда действия наносят непоправимый вред окружающим людям и предметам.

После аффекта ощущается разбитость, усталость, безразличие ко всему, иногда сонливость.

Откуда берется это состояние? Оно возникает в ситуациях, которые человек не может разрешить, они очень для него болезненны. В этом случае он убегает в аффект.

Аффекты могут накапливаться, а затем происходит срыв. Да, аффект помогает избавиться от обид и раздражения. Но последствия бывают очень плачевны.

Тема чувств в экзистенциональной психологии

Экзистенциальная психология рассматривает уникальность любого человека, его опыта и истории. Важное внимание уделяется вопросам жизни и смерти, свободе, ответственности выбора, общению, проблеме любви и одиночества, а также поиску смысла.

Экзистенциальные переживания бывают отрицательные и положительные. К отрицательным относятся:

  1. Ужас. Непонимание того, что его ждет.
  2. Скука. Обесценивание для себя сущего.
  3. Отчаяние. Человеку не на что опереться, он ищет опору только в себе.
  4. Одиночество. Человек может понимать, что он любим, у него есть люди его поддерживающие. Он чувствует себя тотально одиноким, его никто не понимает до конца.
  5. Смерть. Она или обесценивает Сущее или инициирует переоценку происходящего.

Положительные внутренние переживания наполняют смыслом жизненный мир. К ним относятся любовь, катарсис и творчество.

Как рассматривают в психологии

В психологической литературе имеются различные трактовки и взгляды на чувства переживания. Выделяют два взгляда на эмоциональные переживания как психологического феномена:

  1. Изучение чувствования на основе эмоциональной сферы.
  2. Переживание позволяет человеку преодолевать различные ситуации, в ходе которых меняется внутренний мир.

Для одних авторов чувствование тесно связано с эмоциями. Любое эмоциональное переживание связано с событиями жизни и имеет яркую психологическую окраску.

Другие авторы различают эмоции и переживания, для них второе состояние — это отдельный процесс, связанный с рефлексивной частью человека. Самый известный труд на эту тему представил Ф. Е. Василюк в своей книге «Психология переживаний».

Рассмотрим разные аспекты этого непростого психического явления.

Типы эмоциональных переживаний

  1. Классифицируют астенические переживания и стенические. Астенические переживания подавляют жизненные процессы организма. Стенические эмоции, наоборот, повышают жизнедеятельность. Астенические переживания описываются как состояние робости, пассивности, у человека преобладает чувство уныние и стыда. Стенические эмоции характеризуются высокой энергией, побуждают человека к деятельности.
  2. Эмоции разделяют также на простые и сложные проявления. Простые эмоции связаны с удовлетворением первичных потребностей. Такие чувства делятся на приятные и неприятные. Сложные эмоции связаны с пониманием различных объектов, жизненного устройства. Субъективное переживание эмоции – это личное внутреннее чувство.

Исследования

Согласно исследованиям некоторых психологов переживание и эмоции относятся к различным классам психических явлений. Как же можно представить рассматриваемый процесс без включения эмоций? Эксперименты показывают, что часто чувствование протекает без эмоциональной сферы, что связано с действиями психологических защит.

К примеру, можно встретить случаи, когда человек на празднике веселится, улыбается, а в глубине его души протекают антивитальные переживания (размышления о бессмысленности собственной жизни). Люди очень удивляются, когда узнают о попытке суицида такого человека на следующий день. Уход от мучительных эмоций происходит с использованием психологических защит, они приводят к уходу от реальности. Надо отметить, что антивитальные переживания не всегда обладают суицидальной направленностью, часто это размышления о бессмысленности жизни.

Снятие психологических защит приводит к сильным изменениям индивида, они сопровождаются эмоциональными, телесными, когнитивными процессами. На такой схеме основана практика психотерапии. Для развития клиента его освобождают от гнета защитных механизмов, за счет чего происходит его личностный рост. Видео: 10 фактов об эмоциональных переживаниях

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]