Эмоции — это скорость. Глаголы или прилагательные
Скорость, с которой мы говорим, тоже передаёт эмоции. Мы можем говорить взволновано, с чувством, беспокойно, громко. А можем — медленно, смущённо, вяло, затыкаясь на каждом слове. Как же передать это в тексте?
Прилагательные тормозят текст, поэтому передавая эмоции с помощью этих частей речи, главное не затормозить повествование.
Глаголы — ускоряют. Мы пишем в социальных сетях, поэтому скорость важна. Читатели проносятся по нашим текстам со скоростью лидеров гонок Формулы 1. Если мы будем медленны — отстанем от них.
Конечно, всё это не означает, что писать нужно только глаголами, а о прилагательных забыть. Всё хорошо в меру и, главное, понимать, где поправить, когда вы чувствуете, что в текст топчется на месте.
Страх
Не всегда новое вызывает интерес. Иногда адекватная эмоция – страх. Возникает он, когда ты переживаешь за свою безопасность, не имеешь достаточной информации о происходящем, теряешь контроль над ситуацией.
Если интерес, радость, даже печаль забывается быстро, то страх настолько сильно пронзает сердце, что ты будешь помнить о своих эмоциях и вызвавших их событиях очень долго.
Часто страх путают с фобией и тревогой, однако, все это разные феномены. У страха всегда есть конкретный объект – ты можешь бояться диких собак или высоты. Тревога – ощущение, возникающее, когда ты ощущаешь непонятную опасность, находишься в неизвестности, например, ждешь результатов анализов.
Фобия связана с неконтролируемым состоянием, которое не дает двигаться, адекватно себя вести. Как правило, в основе фобии лежит сильный стресс, а не непосредственно опасность, исходящая от объекта.
Признаки страха:
- Хаотические движения или, напротив, заторможенность, невозможность сдвинуться с места;
- Ощущение, что человек съеживается, старается стать меньше;
- Расширенные глаза;
- Настороженный взгляд;
- Брови приподняты;
- Бледная кожа;
- Появление морщин на лбу.
Как передавать эмоции определёнными словами
1.Если всё-таки используете прилагательные, не пишите их со словом «очень», например, «очень красивый». Используйте сразу более сильное слово, в данном случае, «великолепный». Однако следите, чтобы слово это несло нужный смысл, рисовало картинку.
Очень красивый — великолепный
Очень страшный — ужасный
2.Пользуйтесь синонимами. Слов гораздо больше, чем те, которые приходят нам в голову в первый момент. В Интернете можно найти целые словари. Вот один из них, которым пользуюсь я сама: https://synonymonline.ru.
Красивый — нарядный, изящный, прелестный, обворожительный, эффектный, яркий, хороший, живописный, блестящий, видный, художественный и.т.д.
Страшный — грозный, коварный, дьявольский, уродливый пугающий, трагический, убийственный, катастрофический, бедственный, лихой, непривлекательный и т.д.
Кстати, вы заметили, что, просто читая эти слова, у вас уже появляются определённые чувства?
Ну вот, для восстановления баланса прочтите ещё и эти строки:
Надежда — перспектива, ожидание, вера, шанс, упование чаяние, предчувствие, мечта, перспектива, иллюзия, предвкушение, предчувствие.
3.Есть волшебные обороты, с помощью которых можно достучаться до сердца читателя. Об этом образно пишет Саша Карепина в своей книге «Пишем убедительно». Я приведу несколько примеров.
Добавят эмоций | Испортят ваш текст |
Личные местоимения Я прошу вас вносить оплату в срок. Мы просим вас простить нас. Мы вели себя недостойно. | Обезличенные существительные Администрация не несёт ответственности за оставленные вещи. Компания приносит вам свои искренние извинения. |
Просьба, прямое обращение Пожалуйста, указывайте точный адрес, куда отправлять посылку. | Констатация фактов Почтовый адрес необходимо указывать полностью и без ошибок. |
Оценочные выражения Я провалила работу Мы выиграли этот конкурс | Объективный анализ фактов Результат, к которому я стремилась, не был достигнут. Был получен положительный результат |
Активные обороты Выполняем… Предлагаю… | Пассивные обороты Выполняется… Хотелось бы предложить… |
Простые слова Объяснение Сейчас Использовать Пользоваться | Книжные конструкции Интерпретация В настоящее время Применять Эксплуатировать |
Действительный залог Наша мастерская предлагает художественные товары. | Страдательный залог Художественные товары предлагаются нашей мастерской. |
Упоминание чувств Я с огорчением узнала, что… Мы обрадовались, когда услышали… | Канцелярские клише Вследствие проведённой работы… Выставка имеет своей целью… |
Как заставить читателей чувствовать то же, что ваш герой?
Вчера я делала разбор текста одной из читательниц этого блога, и мы говорили с ней о том, как важно, чтобы автор изображал, а не называл чувства и действия героев. А еще — чтобы давал читателю самому оценивать происходящее.
Например, описывая город, выбранный для действия, молодому автору часто хочется написать “великолепный” или “прекрасный”. В черновике это допустимо, ведь это помогает вам осознать, какое впечатление вы хотите создать. Но если написать в чистовике, что персонаж, к примеру, жил в прекрасном Киеве, то слово прекрасный окажется пустым. Оно в лучшем случае не вызовет эмоций у читателя, а в худшем — вызовет протест. Почему он должен верить оценке автора на слово?
Действительно, автор должен изобразить этот город так (не обязательно посвящать его описанию абзацы, можно и несколькими фразами добиться этого эффекта), чтобы читатель подумал, а главное — почувствовал: “Какой прекрасный!” Это то, чего он ждет от литературы.
Когда это правило может быть нарушено? Когда ваш рассказчик говорит не нейтрально, а пристрастно, например — в сказе. То есть когда само повествование эмоционально окрашено.
Но и тогда нельзя обойтись одним словом “прекрасный”. Его нужно подкрепить доказательством.
Вот как делает это Булгаков в “Белой гвардии”:
“Как многоярусные соты, дымился и шумел и жил Город. Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром. Целыми днями винтами шел из бесчисленных труб дым к небу. Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый гигантский снег. И в пять, и в шесть, и в семь этажей громоздились дома. Днем их окна были черны, а ночью горели рядами в темно-синей выси. Цепочками, сколько хватало глаз, как драгоценные камни, сияли электрические шары, высоко подвешенные на закорючках серых длинных столбов. Днем с приятным ровным гудением бегали трамваи с желтыми соломенными пухлыми сиденьями, по образцу заграничных. Со ската на скат, покрикивая, ехали извозчики, и темные воротники — мех серебристый и черный — делали женские лица загадочными и красивыми…”
Как видите, слово прекрасный подкреплено описанием, и запоминаются нам скорее желтые соломенные сиденья трамваев и меховые воротники, а не эта оценка.
Это же правило работает и для описания чувств персонажей. Чаще всего текст выглядит неубедительно, если автор просто сообщает, какое чувство овладело героем. Не пишите “ей стало грустно” или “он стеснялся”. Найдите, как грустит или стесняется именно этот человек. Как это проявляется в его действиях? Словах? Представьте, что вы снимаете кино (ведь вы, на самом деле, это и делаете). В кино вы не можете сказать за актера “он был взволнован”. Но вы можете выразить это в его поведении. Мать и дочь, готовящиеся ко сну, ссорятся, но одна из них пытается сдержать эмоции — и с двойной силой втирает крем в лицо. Нужно ли писать, что она сдерживает раздражение? Лучше опишите, как она втирает крем.
“Не говорите: “Женщина закричала”. Доведите её и пусть она сама закричит”, — настаивал Марк Твен.
Насколько проиграл бы рассказ “Когда же пойдет снег”, если бы Дина Рубина написала о состоянии ее героини “Я была смущена и казалась себе некрасивой в больничном халате”. Но вместо этого она пишет: “Мы шли по обе стороны забора, и я мучительно, всем телом чувствовала на себе ужасный халат. В нем у меня не было ни груди, ни талии, а все только подразумевалось”.
В этих двух предложениях слышен голос героини, чувствуется ее характер и отношение к спутнику. Мы и сами начинаем чувствовать себя некомфортно и переживать, что это — о нет! — последняя встреча.
(Похожий совет давал молодым писателям Чак Паланик — о нем я писала в заметке “Литература — это кино”).
Читая, мы хотим прожить чью-то жизнь, побывать в шкуре другого человека. Поэтому пишите правдоподобно: изображая, а не пересказывая историю. И вам поверят. И захотят перечитать. Точнее — еще раз пережить.
Как передавать эмоции, рисуя картинку
Да, эмоции — мы можем передавать с помощью различных прилагательных, но, если их не наполнить смыслом, который понятен для читателя, они будут пусты. Например,
Каждого гостя ждёт изысканный завтрак. Мы предлагаем качественные блюда европейской кухни с тонким вкусом и неповторимым ароматом.
А если так?
Когда вы проснётесь, можете спуститься к нам в ресторан. Мы приготовим для вас чашечку кофе, свежеиспечённый багет и мягкое сливочное масло. При желании, вместо масла вы можете заказать джем или шоколадную пасту. За дополнительную плату мы приготовим для вас яичницу с беконом или овсяную кашу на молоке. Масло, яйца и молоко поставляются на нашу кухню каждое утро из собственного подсобного хозяйства.
Картинка наполняется чувствами, читая, мы представляем запах кофе и жареного бекона, а во рту уже тает хрустящий хлеб со сливочным маслом.
Чем чувства отличаются от эмоций
Ощущения — это наши переживания, которые мы испытываем через органы чувств, а их у нас пять. Ощущения бывают зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и ощущения запахов (наше обоняние). С ощущениями все просто: раздражитель — рецептор — ощущение.
В эмоции и чувства вмешивается наше сознание — наши мысли, установки, наше мышление. На эмоции влияют наши мысли. И наоборот — эмоции влияют на наши мысли. Об этих взаимосвязях подробнее поговорим обязательно чуть позже. Но сейчас давайте вспомним еще раз один из критериев психологического здоровья, а именно пункт 10: мы в ответе за свои чувства, от нас зависит какими они будут. Это важно.
Где можно использовать эмоциональные описания?
Поверьте – везде. Ведь мы уже поняли, что речь идёт не о кричащих тремя восклицательными знаками и БОЛЬШИМИ буквами предложениях:
КУПИТЕ!!!
Получите НЕПРЕВЗОЙДЕННЫЙ результат и НЕПОВТОРИМУЮ АТМОСФЕРУ В ДОМЕ!!!
Эмоциональные, а значит человеческие описания, можно использовать даже рассказывая об условиях оплаты и доставки или о правилах группы. Ведь вам важно, что чувствует человек, читающий ваши строки? Что общаться с вами просто и приятно, либо сложно и муторно.
Сравните два варианта. Вам какой больше нравится?
«Оплата товара может осуществляться с использованием платёжных терминалов, электронных платёжных систем или с помощью банковского перевода.»
«Вы можете оплатить товар электронными деньгами, воспользоваться карточкой вашего банка и сделать онлайн-платёж, либо перевести деньги в ближайшим платёжном терминале.»
Гнев
Человек часто ощущает гнев, когда испытывает разочарование, не может добиться цели, встречает на пути препятствия. Эмоция связана с осознанием несправедливости, обмана, ненависти, унижения, ограничений. Мало кто может контролировать гнев. Завладев тобой, он заставляет совершать необдуманные поступки, вступать в конфликты, проявлять агрессию. Из-за огромного количества негативных последствий гнев ребенка, подростка в процессе воспитания пытаются унять, перенаправить энергию в более спокойное русло.
Однако в некоторых случаях гнев может играть положительную роль – он мобилизует силы, заставляет идти вперед, помогает собраться, защитить себя и близких.
То, что человек гневается, легко обнаружить по невербальным признакам:
- Суженные глаза, в них горит огонь;
- Брови нависают над глазами, иногда соединены в одной точке;
- На переносице появляется утолщение;
- Тело напряжено;
- Ладони часто сжаты в кулак;
- Шумное дыхание;
- Человек переходит на крик;
- Голос плохо контролируется, срывается, наполнен злобой.
Человек ежедневно испытывает самые разные эмоции. Радость связана с успехом, ощущением счастья. При невозможности добиться цели, разочаровании появляется гнев, печаль. Новизна вызывает интерес, а потеря безопасности – страх.
Классификация чувств
Чтобы разобраться с тем, какие бывают чувства, нужно понять по каким критериям их можно оценить. Критерии – еще одно основание для классификации.
Критерии служат для того, чтобы переживания можно было измерить, охарактеризовать и назвать словом, то есть определить.
Выделяют три критерия чувств:
- валентность (тон);
- интенсивность (сила);
- стеничность (активность или пассивность).
Таблица чувств №1 позволяет охарактеризовать любое сложное переживание:
КРИТЕРИИ | ВИДЫ | ||
Валентность | Положительные | Отрицательные | Нейтральные (амбивалентные) |
Интенсивность | Сильные | Слабые | Средние по силе |
Стеничность | Стенические (побуждающие к активности) | Астенические (пассивные, расслабляющие) |
Например, человек может испытывать положительное сильное стеническое переживание. Это может быть любовь. Если интенсивность ощущений слабая, это просто симпатия.
Таблица чувств, характеризуя переживания, не позволяет назвать их словом. Название можно только предположить. У человека не всегда достаточно знаний и опыта, чтобы определиться как правильно назвать испытываемое душевное волнение. Это не удивительно, так как их очень много. Однако некоторые люди не могут назвать даже десяти чувств, а ведь столько, в среднем, испытывает человек ежедневно.
Третье основание для классификации социально обусловленных переживаний – в зависимости от базовой эмоции.
Американский психолог Пол Экман выделил семь базовых эмоций:
- радость;
- печаль;
- гнев;
- страх;
- удивление;
- отвращение;
- презрение.
Таблица чувств №2 предполагает поиск названия испытываемого душевного переживания, отталкиваясь от первых четырех базовых эмоций:
БАЗОВАЯ ЭМОЦИЯ | ПРОИЗВОДНЫЕ |
Страх | Беспокойство, замешательство, паника, нервозность, недоверие, неопределенность, неуверенность, опасение, смущение, тревога, сомнение и другие. |
Грусть | Апатия, отчаяние, вина, обида, озабоченность, печаль, подавленность, разбитость, стыд, скука, тоска, угнетенность, усталость и другие. |
Злость | Агрессия, ярость, брезгливость, бешенство, гнев, зависть, ненависть, недовольство, омерзение, нетерпимость, отвращение, презрение, пренебрежение, ревность, досада, циничность и другие. |
Радость | Бодрость, блаженство, восторг, достоинство, доверие, любопытство, облегчение, оживление, оптимизм, покой, счастье, умиротворенность, уверенность, удовлетворение, любовь, нежность, сочувствие, эйфория, экстаз и другие. |
Вторая таблица чувств дополняет первую. Воспользовавшись ими двумя, можно понять, что за сила овладела разумом и сердцем, как ее описать и назвать. А это первый верный шаг к осознанности.
Список моральных, интеллектуальных, эстетических чувств
На вопрос: «какие бывают чувства», каждый человек может дать свой ответ. Кто-то чаще испытывает сильные и глубокие переживания, а у кого-то они легкие и непродолжительные. Способность чувствовать зависит от темперамента, характера, принципов, приоритетов и жизненного опыта личности.
Чаще всего чувства классифицируют в зависимости от сферы, в которой находится объект переживаний:
- Моральные
Это симпатия и антипатия, уважение и презрение, привязанность и отчужденность, любовь и ненависть, а также чувства благодарности, коллективизма, дружбы и совести. Они возникают по отношению к действиям других людей или собственным.
Обусловлены нравственными нормами, принятыми в обществе и усвоенными личностью в процессе социализации, а также его взглядами, убеждениями, мировоззрением. Если чужие или свои поступки соответствуют моральным нормам, возникает удовлетворение, если нет – негодование.
- Интеллектуальные
У человека есть и такие переживания, которые возникают в процессе умственной деятельности или в связи с ее результатом: радость, удовлетворение от процесса и результата работы, открытия, изобретения. Это также и вдохновение, и горечь от неудач.
- Эстетические
Душевные волнения возникают при восприятии или создании чего-либо красивого. Невероятные ощущения человек испытывает, когда видит красоты Земли или мощь природных явлений.
Человек ощущает чувство прекрасного глядя на маленького ребенка или на взрослого гармонично сложенного человека. Прекрасные произведения искусства и другие творения рук человека способны вызвать восторг и душевный подъем.
Так как эта классификация не раскрывает всю палитру чувств, их принято классифицировать еще по нескольким основаниям.
Признание негативного опыта
Многие психологические установки возникли в детстве и подростковом возрасте. Одна из самых неприятных, но при этом распространенных: «Зачем мне выражать свои чувства, их никто не воспринимает всерьёз». Чаще всего это закладывается родителями, но может «вырасти» и в школе.
В детской среде нередко прививается ещё одно убеждение: «Если я буду вести себя искренне, надо мной все будут смеяться».
Giphy
Эти психологические ловушки могут преследовать всю жизнь. Возникает уверенность, что эмоции – это опасно. Но, если осмотреться, то станет ясно: такие мысли больше не актуальны.