Что такое коммуникабельность – признаки, для чего нужна, отличия от коммуникативности, плюсы

Бывает, смотришь на человека – и умен, и симпатичен, а не может похвастаться особыми успехами в карьере или общественным признанием. При более близком знакомстве становится ясно, что ему просто недостает навыков общения, то есть не помешало бы узнать, что такое коммуникабельность. Узнаем и мы об этой суперспособности чуть больше.

Коммуникабельность – что это?

В процессе поиска работы каждый из нас сталкивался с таким требованием к кандидату, как развитая коммуникабельность – это что значит? Каждый второй работодатель ждет этого от соискателя. Все очень просто: быть коммуникабельным – означает уметь находить общий язык с любым человеком, независимо от его статуса, настроения, пола и возраста. Не путайте с излишней болтливостью, ведь способность к непринужденному общению и установлению социальных связей требует определенного уровня интеллекта, чувствительности к эмоциям собеседника и личного очарования.

Формула успеха

Книга Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» в доступной и увлекательной форме раскрывает главный принцип коммуникативности – умение не только говорить, но и слушать. Формула успеха, продиктованная известным автором, основана на сопереживании и внимательности к чужим потребностям. Такая тактика помогает быстро расположить к себе оппонента.

Большинство из нас с упоением и подолгу готовы рассказывать о себе, в потоке слов забывая обо всем. Карнеги же предлагает строить диалог так, чтобы закрепить главную роль за собеседником, искренней заинтересованностью подчеркнуть ценность его суждений и чувств. Правильно выстроенная коммуникативность – это прежде всего обоюдно приятная связь.

Признаки коммуникабельности

Обаятельный и коммуникабельный человек виден издалека: он выделяется в любой компании, да и сам по себе нет-нет да и притягивает взгляд. Что же отличает его от других:

  1. Открытость и харизма
    . Такие люди запросто завязывают разговор даже с незнакомцами, не стесняются быть инициаторами общения. Завораживающая манера их общения никого не оставит равнодушным.
  2. Широкий кругозор и уверенность в себе
    . Чтобы поддерживать беседы на любые темы с людьми разных возрастов, нужно быть любознательным, уделять время саморазвитию и уверенно использовать свой интеллект.
  3. Адаптивность и умение слушать
    . Такое качество личности, как адаптивность, позволяет подстроиться под текущее настроение собеседника и окружающий контекст с тем, чтобы задать беседе нужный тон и получить от нее желаемый результат. Вовремя замолчать и дать высказаться оппоненту – тоже крайне важный навык.

Для чего нужна коммуникабельность?

Человек является частью социума, ниточкой в бесконечной паутине контактов, и общение с людьми – такая же неотъемлемая часть нашей повседневности, как мытье рук или обед. Вместе с тем, качество этого общения и характер установленных связей играют огромную роль в становлении отдельной личности. Удачно завязанные деловые знакомства способствуют продвижению по карьерной лестнице. Умение находить общий язык с кем угодно придает уверенности в путешествиях и помогает находить интересных друзей. Правильно подобранные слова открывают любые двери и удивительные возможности.

Коммуникативность и коммуникабельность – отличия

Такие понятия, как коммуникативность и коммуникабельность часто путают, ведь оба они касаются межличностного общения. Однако считать их синонимами неправильно, потому что их значения сильно отличаются. Коммуникативность – это способность оформить мысль, эмоцию или чувство в понятные слова и воспроизвести их, и кроме того – воспринять и осознать чужие слова, уловив вложенные в них смыслы. То есть, этот термин обозначает некую дешифровочную функцию, которую учится выполнять человеческий мозг с детства, но которой можно обучить и технические средства.

Развитие коммуникабельности же, предполагает не только умение выполнять коммуникативные функции, но и делать это эффективно, так, чтобы в процессе устанавливались крепкие социальные связи и достигались определенные цели общения. Коммуникабельным может быть только человек, развить ее у искусственных механизмов пока не представляется возможным.

Профессии и сферы, если вы коммуникабельны

Коммуникативный человек будет успешен в следующих профессиях и видах деятельности:

  1. Сотрудник контактного центра, оператор, телемаркетолог. Такая работа даст возможность проявить доброжелательность, дружелюбие, желание помогать. Натренирует человека быть стрессоустойчивым и невозмутимым в любой ситуации.
  2. Сотрудник службы технической поддержки. Если человек имеет технические знания, например, как настроить смартфон или личный кабинет в онлайн-банке, то ему стоит попробовать себя в профессии удаленного сотрудника технической поддержки.
  3. Организатор праздников, мероприятий, свадеб. Тем, кто любит находиться в центре событий, предпочитает хорошо выглядеть и нести всем хорошее настроение, стоит устроиться в агентство по организации праздников.
  4. Гид, экскурсовод. Профессия, которая требует высокой эрудиции, лидерских качеств, умения быстро ориентироваться в сложных ситуациях.
  5. Журналист. Коммуникабельность важна для журналиста, чтобы расположить к себе собеседника, задать только правильные и деликатные вопросы.
  6. Блогер. Умение интересно рассказывать, четкая жизненная позиция и свой собственный взгляд на многие вещи помогут человеку стать успешным блогером и вещать на большую аудиторию.
  7. Продавец-консультант. Чем общительнее и обаятельнее продавец-консультант, тем выше будут продажи в его отделе.
  8. Менеджер по продажам. Это тот самый человек, который может настолько заболтать и обаять клиента, что тот купит у него снег зимой.

Благодарим за прочтение статьи. А вы считаете себя коммуникабельным человеком? Как долго работали над этим качеством, что помогло развить его? Поделитесь своими историями в комментариях, будем рады пообщаться.

Отправляйте статью друзьям, делайте репосты, сохраняйте ее себе в закладки, чтобы не потерять и возвращаться к упражнениям и методикам по развитию коммуникабельности.

Плюсы коммуникабельности

Умение живо, непринужденно вести разговор выгодно выделяет человека в любой компании, на вечеринках и даже в рабочей среде. Люди же замкнутые и молчаливые – напротив, малозаметны и никому не запоминаются. Из-за этого общительность смело можно рассматривать, как неоспоримое преимущество, которое имеет массу плюсов:

  1. Коммуникабельные люди легче и счастливее устраивают свою личную жизнь, потому что смело знакомятся, с удовольствием узнают окружающих ближе и лучше понимают, как строить отношения.
  2. Людей приятных и общительных, которые знают, что такое коммуникабельность, охотнее берут на работу, а умение поддерживать позитивный климат в коллективе и грамотно доносить свои мысли – характеристики по-настоящему ценных сотрудников, которым достается и повышение по службе, и материальное вознаграждение.
  3. Коммуникабельность – это ключ к активной общественной жизни, а чувство принадлежности к социуму во многом влияет на самоидентификацию и личностную целостность.

Примеры коммуникабельного поведения

Простые примеры проявления коммуникабельности в современном социуме:

  • Непринужденное заведение знакомства с противоположенным полом. Коммуникабельный мужчина знает, как всего парой предложений сделать себя заметным для определенной женщины. С веселой и общительной он сразу пустит в ход шутки или сделает ненавязчивый комплимент. Со скромной и молчаливой девушкой сначала просто сядет рядом, спросит сколько времени и задаст еще какой-нибудь пустяковый вопрос;
  • Проявление лидерства в рабочем коллективе. Некоторые люди с приходом на новую работу легко знакомятся сразу со всеми и не стесняются рассказывать о своей жизни. Уже через пару месяцев такие личности становятся душой компании. При необходимости они выручат или прикроют коллегу, но при этом не позволяют садиться себе на шею. Всеобщие любимчики в рабочих коллективах с высокой вероятностью быстрее сделают карьеру;
  • Уверенное взаимодействие с незнакомыми людьми. Бывают ситуации, когда коммуникабельному человеку требуется получить выгоду и при этом доказать собеседнику, что это также будет полезно и ему. Ярким примером является попытка сбить цену на рынке. В этом случае проявлением коммуникабельности будет торг. Покупатель говорит, что готов купить сразу две вещи, но по более доступной цене. Такое предложение выгодно продавцу и он соглашается.

Типы коммуникативных навыков

Мастерство общения не является врожденным, оно приобретается и развивается нами по мере взросления. В зависимости от уровня его развития и от функции, которую преследует общение, выделяют три типа коммуникативных навыков:

  1. Информационно-коммуникативные
    . Это первичные навыки, благодаря которым возможно взаимодействие с окружающими. Они включают в себя умения: соблюдать общепринятые правила вежливости, озвучивать просьбы, адекватно формулировать свои и воспринимать чужие мысли.
  2. Регуляционно-коммуникативные
    . Такие навыки позволяют коллективное взаимодействие. Ими являются: умение руководить и ставить задачи, формулировать проблемы и совместно находить их решение, прислушиваться к советам, выражать одобрение и неодобрение.
  3. Аффективно-коммуникативные
    . Лежат в эмоциональной плоскости. Обладающий этими навыками общительный человек эмпатичен, восприимчив к чужим чувствам и способен понимать чужие и озвучивать свои эмоции.

Коммуникативность как фактор эффективности общения

Любое общение, в том числе и деловое — это прежде всего коммуникация, т. е. обмен информацией, значимой для участников общения. Само понятие «коммуникация» (от лат. communicatio — сообщение, связь, путь сообщения, а это слово, в свою очередь, произошло от communico — делаю общим, связываю, общаюсь) обозначает смысловой аспект социального взаимодействия.

Коммуникативность и ее виды – иногда рассматривается как процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. п.

Говоря о таком явлении как коммуникативность личности, следует иметь в виду, что это явление необходимо рассматривать не только как совокупность некоторых характерологических свойств и качеств, позволяющих осуществлять процесс общения, но и то, что коммуникативность личности является компонентом мотивационно-потребностной сферы. Это подразумевает собой то, что коммуникативность требует наличия соответствующей направленности личности, определяющей социальный и нравственный вес личности, ее потребности, интересы, убеждения, идеалы и соответствующих ценностных ориентаций, как правило, не непосредственно мотивирующих поведение, а выполняющих координирующую функцию, в том числе и «фильтрующую».

Коммуникативность

личности
в целом определяется такими компонентами, как коммуникативная активность, эмоциональная реактивность в общении, коммуникативная уверенность, коммуникативный объект.
Понятие коммуникативности необходимо дополнить элементами, относящимися к осознанию деятельностной среды (социальной и физической), окружающей человека и способностью воздействия на нее для достижения своих целей, а в условиях совместной работы делать свои действия понятными для других

Коммуникативность

— способность к общению. Общение как уже было выявлено — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Эффективная коммуникация

— коммуникация, способствующая достижению целей участников общения. Она предполагает выяснение следующих вопросов: каковы средства коммуникации и как правильно ими пользоваться в процессе общения; как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания и сделать коммуникацию успешной.

Основные функции коммуникации:

· информативная – передача истинных или ложных сведений;

· интерактивная (побудительная) – организация взаимодействия между людьми, например, согласование действий, распределение функций, влияние на настроения, убеждения, поведение собеседника путем использования различных форм воздействия: внушение, приказ, просьба, убеждение;

· перцептивная функция – восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;

· экспрессивная – возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Вербальный (от лат. vеrbalis — словесный, устный) – в психологии этот термин служит для обозначения информации, выраженной знаковой, а именно словесной, языковой системой. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7 %, звуки и интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 55%.

Вербальное общение (вербальная коммуникация) использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Значение речи для человека очень велико: оно делает достоянием индивидуального сознания опыт всего человечества, выводит наше сознание за пределы чувственного опыта. На основе исходной формы непосредственного общения в процессе исторического

развития человечества возникли и развились формы опосредствованного общения. Решающую роль в их формировании сыграло возникновение письменности, благодаря которой появилась возможность преодоления «единства места и времени действия», необходимого для непосредственного общения.
Опосредованное общение– это коммуникация, в которую вклиниваются промежуточные звенья в виде третьего лица, механизма, вещи. Если например два человека разговаривают по телефону, то опосредованность можно считать минимальной: они слышат друг друга, но не могут друг к другу прикоснуться. В том случае, когда один другому посылает письмо или передает сообщение через третьих лиц, опосредованность значительная.
Отличительные особенности устной и письменной речиДля человека, овладевшего письменной речью, сфера общения, а следовательно источники, из которых он может «черпать опыт», значительно расширяются. Но вместе с тем в общении, опосредованном письменностью, утратили свое значение мимические и пантомимические средства. Да и сама письменная речь лишена многих особенностей, которые свойственны речи устной (например, тесно связанных с выражением эмоциональных состояний интонационных характеристик). Ломов Б. Ф., 1984, с. 265.

Непосредственное вербальное общение чаще всего принимает форму разговора

В структуру речевого общения

входят:

1)Значение и смысл слов, фраз. Важную роль также играет точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2) Выразительные качества голоса (паралингвистическая система): темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм, тембр, интонация, дикция речи.

3) Речевые звуковые явления (экстралингвистическая система): характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки – это кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – «хм-хм», «мг-мг» и др. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, то есть происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации».

Разговор, ставший для людей обычным делом, подчиняется определенным правилам, имеет определенный порядок и структуру. Н. И. Семечкин (2004) дает следующее описание разговора.

Выделяют три типа разговора:

1) формализованный, где разговор следует строгой, заранее оговоренной регламентации (например, переговоры, совещания, конференции и т. д.);

2) полуформализованный, где отсутствует предварительно заданная регламентация, но все же какие-то каноны соблюдаются (светские беседы, официальные приемы);

3) неформализованный, где также существуют правила, которые, однако, регулируют не внешнюю, а внутреннюю, сущностную сторону разговора. Эти правила довольно гибкие, изменяемые в зависимости от ситуации (например, повседневные разговоры с близкими, знакомыми, случайными собеседниками).

Вне зависимости от типа все разговоры подчинены единой логике, базирующейся на риторических принципах речевого воздействия.

В деловой риторике используются следующие принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, сенсорность, экспрессивность, интенсивность.

Доступность предполагает взвешенность содержания речи, учет культурно-образовательного уровня слушателей, их жизненного и производственного опыта. Многие люди слышат то, что хотят слышать. Поэтому следует принимать во внимание социальный состав аудитории (пенсионеры, молодежь, женщины, научные работники и т. д.). Эффективен прием актуализации содержания, использования малоизвестной информации (новизна и оригинальность), сочетания разнохарактерных сведений, их достоверность.

Ассоциативность означает вызов сопереживаний и соразмышлений, который достигается обращением к эмоциональной и рациональной памяти слушающих. Для этого используются такие приемы, как аналогии, ссылки на прецеденты, образность высказывания. Специальный ряд приемов связан с привлечением стихов, музыки, живописи, видеофильмов и т. п.

Сенсорность предусматривает широкое использование цвета, света, звука, рисунков, моделей в коммуникационном общении. Чем основательнее и разностороннее задействованы человеческие ощущения, тем эффективнее проникает информация в психику людей и процесс ее освоения идет в ней активнее.

Экспрессивность предполагает эмоциональную напряженность речи, ее эмоциональный подтекст, выразительность мимики, жестов, позы выступающего. Такая изнутри идущая раскрытость выступающего свидетельствует о его полной самоотдаче. Страстность, неподдельная радость или грусть, сострадание — все это конкретные формы экспрессивности.

Интенсивность характеризует темп подачи информации, степень подвижности выступающего во время общения. Разная информация и различные люди нуждаются в дифференцированном темпе изложения и усвоения услышанного. Нужно учитывать темперамент людей, их подготовленность к принятию конкретного вида информации личную заинтересованность в ней. Например, выступления на совете организации и на уличном митинге, естественно, подаются в разном темпе. В этой связи важны ориентация выступающего в настроении аудитории, умение предложить ей приемлемый скоростной режим усвоения информации. Эти принципы коммуникационного общения обретают наибольшую выразительность при умелом использовании риторического инструментария.

Его практическое назначение — придать коммуникационному общению воздействие на мысли и чувства людей.

Коммуникативные эффекты.Данный риторический инструментарий выступает в виде следующего набора коммуникативных эффектов: визуального имиджа, первых фраз, аргументации, квантового выброса информации, интонации и паузы, художественной выразительности, релаксации, дисперсии.

Эффект визуального имиджа рассчитан на впечатление от внешнего вида выступающего, который вызывает симпатию или антипатию еще до того, как выступающий начал говорить. Привлекательный внешний вид, элегантная манера общения, доброжелательный, открытый взгляд — все это оказывает на людей положительное воздействие до начала речи выступающего.

• Эффект первых фраз, как правило, закрепляет или корректирует первоначальное впечатление от выступающего. Главным критерием эффекта первоначальных фраз является заключенная в них привлекательная информация. Она может быть известной, но поданной в новой интерпретации, сопровождаемой оригинальными примерами. Очень важно при подготовке к выступлению определить основные социальные группы аудитории, настроение и ожидания, особенности эмоционального склада. Поэтому надо располагать набором начальных фраз, ориентированных на социальные группы, преобладающие в аудитории.

• Эффект аргументации основан на логике выступления, которая придает ему обоснованность и убедительность. Если логика — это внутренняя организация речи, то ее внешней стороной является теоретическая и практическая аргументация. К теоретической аргументации

относятся научные положения, концепции, к
практической —
конкретные факты, цифры, статистические данные.

• Эффект квантового выброса информацииявляется одним из действенных риторических приемов для поддержания внимания аудитории. Он основан на заранее продуманном размещении по всей речи новых мыслей и аргументов. Таким образом, выступающий активизирует внимание, выбрасывая через определенные временные интервалы кванты свежей информации.

• Эффект интонации и паузы весьма доступный и продуктивный по результату риторический инструмент. Специалисты утверждают, что интонация и паузы способствуют 10— 15%-ному приращению информации. Такова особенность человеческого восприятия. Придание слову или фразе определенной голосовой тональности, как правило, вызывает у слушающих людей определенные ассоциации. В итоге происходит информативное приращение к тому, что говорит выступающий. Деликатным риторическим инструментарием является пауза. Ее применение эффективно тогда, когда есть уверенность

у выступающего, что его слушатели активно включились в коммуникационный процесс, что их мышление, память и воображение интенсивно соучаствуют в нем. Вот тогда для самостоятельного осмысления слушателями получаемой информации, подключения к ней собственных знаний и полезна пауза.

• Эффект художественной выразительности связан с умением превращать мысли в соответствующие слова, грамотно строить предложения, соблюдать правила словоударений. Логика речи подсказывает, какие фразы достойны занять место в речи. Не любая фраза может быть вставлена в выступление. Это могут быть лишь фразы, которые не нарушают смысл изложения, обеспечивают его речевое воплощение, доступное для осмысления.

• Эффект релаксации используется оратором в помощь слушателям. Важное значение имеет умение слушать. Чем сложнее выступление, тем большие усилия приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. Цель эффекта релаксации снять эмоциональную напряженность. Классическим примером этого является юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха и появляется возможность для восстановления эмоциональной энергии.

• Эффект дисперсии. Приведем такие данные: если за 100% обозначить замысел выступления, то его словесную форму обретает 90%, из которых 80%i получили устное звучание, при этом 70%iбыли услышаны аудиторией, из объема услышанной информации поняты были 60%, а в памяти осталось около 25%).

Таким образом, коммуникационный процесс — это не переливание информации из одного сосуда в другой. Ему свойственны непрерывная утеря информации и субъективное искажение. На это есть масса причин. Одна из них в риторике обозначается понятием «дисперсионные потери». Под ними подразумевается рассеивание информации по мере получения от выступающего.
Особенности и значение невербального канала общения. В процессе коммуникации, наряду с взаимоинформированием, осуществляется также и взаимовлияние людей друг на друга. Важную роль при анализе данной стороны общения играют мотивы общающихся, их цели, установки и пр. Для их более полного рассмотрения необходимо обратиться невербальному каналу общения, к тем знаковым системам, которые включены в общение помимо речи. С каждым годом все большим становится убеждение ученых в том, насколько значимым оказываются невербальные средства в ходе взаимодействия людей. Отметим, что данное обстоятельство находит подтверждение в экспериментах, проводимых, в основном, психологами .
В частности, Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию) на 38% и за счет невербальных средств – на 55%. Профессор Бердвистелл, проделав аналогичные исследования, выявил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, в то время как более 65% информации передается с помощью невербальных средств.

Эти данные красноречиво говорят об определяющем значении невербалики для психологии общения и взаимопонимания людей, обращают особое внимание на значение жестов и мимики человека.

Касаясь особенностей языка телодвижений, отметим также, что егопроявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет доверять этому языку больше, чем обычному вербальному каналу общения. «Язык телодвижений более правдив, чем язык слов» — справедливо замечает по этому поводу Хорст Рюкле.

Большинство исследователей разделяет мнение, что словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для обсуждения межличностных отношений, передачи эмоций, а в некоторых случаях используется и вместо словесных сообщений. Невербальное общение, по утверждению Н.Н.Обозова, как бы наполняет общение живым человеческим содержанием и особенно важно при передаче эмоциональных состояний, выступая своеобразной формой обращения друг к другу.

Невербальное общение (невербальная коммуникация) включает следующие основные знаковые системы (совокупность визуальных, акустических, тактильных, кинесических, проксемических, акустических, паралингвистических и экстралингвистических средств общения): 1) оптико-кинетическую (жестикуляция, мимика, пантомимика – движение и позы, направление взгляда, визуальный контакт, покраснение и побледнение кожи, стереотипы моторики); 2) пара- и экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса (проксемика), 4) предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывания, толчки, поглаживания, касания, пощечины, удары); 5) ольфакторные (связанные с запахом).

Совокупность этих средств необходима для реализации следующих функций общения:

· дополнение речи и замещение речи;

· репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу, обнаружение намерений собеседника;

· создание и поддержка психологического контакта, его регулирование в процессе общения;

· придание новых смысловых оттенков сообщаемой информации, направление процесса истолкования слов и выражений в нужную сторону;

· выражение принятой роли, смысла ситуации;

· усиление вербального воздействия и др.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что с помощью слов передается в основном информация, а с помощью жестов – различное отношение к этой информации, а иногда жесты могут заменять и слова.

Оптико-кинетическая система знаков

включает в себя:

· жесты – движения, передающие психическое состояние говорящего или думающего про себя человека;

· мимику – движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние;

· пантомимику — динамическое состояние позы в конкретный момент общения;

· контакт глаз – интенсивность, длительность, частота обмена взглядами со стороны собеседников.

Пространственно-временная организация общения

. Наука, исследующая расположение людей в пространстве при общении, называется проксемикой. Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка.

Проксемика

– специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения; располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики – Э. Холл называет ее «пространственной психологией». Он исследовал первые формы пространственной организации общения у животных; предложил особую методику оценки интимности человеческого общения на основе изучения организации его пространства; зафиксировал, например, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0 — 45 см); персональное расстояние (45 — 120 см), социальное расстояние (120 — 400 см); публичное расстояние (400 — 750 см).

Интимная зона (0 — 45 см). В эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.

Личная или персональная зона (45 — 120 см) предназначена для обыденной беседы с друзьями и коллегами и предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.

Социальная зона (120 — 400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми людьми, которых не очень хорошо знают.

Публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей (в лекционной аудитории, на митинге и пр.).

Эти данные имеют большое прикладное значение, прежде всего при анализе успешности деятельности различных дискуссионных групп.

Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

  1. стереотипы — упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате чего нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;
  2. «предвзятые представления» — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно. Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;
  3. плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то его трудно убедить в справедливости вашего взгляда;
  4. отсутствие внимания и интереса собеседника, — а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;
  5. пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы-заключения при отсутствий достаточного числа фактов;
  6. ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и. т.п.;
  7. неверный выбор стратегии и тактики общения. Стратегии общения: 1) открытое — закрытое общение; 2) монологическое — диалогическое; 3)ролевое (исходя из социальной роли) — личностное (общение «по душам»).

Модели коммуникабельности

Разные характеры, воспитание, типы темпераментов – из-за всех этих особенностей каждый человек проявляет общительность по-своему. Исходя из общих сходств, психологи выделили несколько основных моделей коммуникабельности:

  1. Доминантную
    . Это шумная, почти агрессивная манера коммуникации, которая имеет целью продемонстрировать свое превосходство в любых ситуациях и коллективах.
  2. Интровертную
    . Такая способность к общению выглядит очень неуверенной, для нее характерны приглушенность голоса и чрезмерная уступчивость.
  3. Ригидную
    . Коммуникация такой модели отличается заметной неторопливостью, тщательным подбором слов и долгими паузами.
  4. Мобильную
    . В противовес предыдущей манере общения, мобильный характер коммуникации нетерпелив, характеризуется быстротой внедрения в беседу со скорой потерей к ней интереса.

Проблемы с коммуникабельностью

Недостаточно развитое умение находить общий язык в большинстве случаев является следствием неуверенности в себе. Страх сказать что-то не то, быть не понятым и не принятым, вызвать насмешки – все это тормозит коммуникабельность. Вместе с тем, люди самодостаточные мало зависят от мнения или оценок окружающих и смело несут в массы свое обаяние, а оконфузившись – весело посмеются над ситуацией вместе со всеми, не изменив своей самооценки.

Чем отличается от коммуникативности?

Обычно коммуникабельные люди владеют коммуникативностью в совершенстве. Они могут развернуть диалог в нужное русло и склонить слушателей к своему мнению. Коммуникативная личность всегда выражает мысли ясно и чётко. Разница состоит в том, что с коммуникативным человеком общение может вызывать скуку, а коммуникабельной личности свойственно умение расположить к себе собеседника, создать интересную атмосферу в ходе беседы. Речь просто коммуникативного субъекта нередко характеризуется сухостью и скупостью, коммуникабельного индивида — яркостью и выразительностью.

Отличия двух понятий заключаются в том, что коммуникабельность — это навык умелого налаживания контакта с окружающими и лёгкость в общении, а коммуникативность — доходчивость при передаче необходимых сведений слушателю. Коммуникативность означает умение донести информацию, чувства, умозаключения до другого субъекта в корректной и доступной форме. Иными словами, коммуникативность обеспечивает качество передачи информации, а коммуникабельность отвечает за эмоциональный план общения. Первое понятие выражается в том, насколько полно и точно переданы сведения, второе представляет собой способность заинтересовать слушателей своим рассказом. Человек может владеть обоими этими навыками или одним из них.

Коммуникативность не является врождённым качеством. Она включает в себя активное слушание, невербальное общение, понимание чувств собеседника, управление своим гневом и эмоциями, умение выразить и отстоять своё мнение. Эти свойства можно совершенствовать на протяжении всей жизни. Письменная коммуникативность выражается в полном владении приёмами составления различных деловых и личных писем, заполнения официальной документации.

Умение чётко выразить свои мысли обычно присуще руководителям и их секретарям.

Коммуникабельность детей

Что такое детская коммуникабельность, генерируемая маленьким любознательным мозгом, знает каждый родитель. Бесконечные вопросы, жажда внимания – такой период переживали все в раннем детстве. Важно научить ребенка проявлять эту общительность не только по отношению к родне, но и не бояться социального взаимодействия вне дома. Чем раньше получится овладеть искусством коммуникации, тем легче маленькому человеку дастся становление полноценной зрелой личностью.

Правильнее всего развивать детские коммуникативные навыки, обучая общению на своем примере: пусть ребенок посещает мероприятия вместе с вами, наблюдает за манерой общения и перенимает ее. Поощряйте его инициативу в знакомствах на детской площадке, мягко подталкивайте его к взаимодействию. Что самое важное – обеспечьте ему развитие здоровой самооценки, которая послужит устойчивым внутренним стержнем уверенности в себе, такой необходимой для высокой коммуникабельности.

Как развить коммуникабельность?

Все советы о том, как повысить коммуникабельность, сводятся к одному простому правилу: постарайтесь не избегать общения. Любое умение оттачивается опытом, поэтому посещайте людные мероприятия, заводите разговоры, будьте искренними и получайте удовольствие от коммуникации, улучшайте навык на практике, отшлифуйте его упражнениями, и читайте книги, расширяя кругозор.

Упражнения на развитие коммуникабельности

Очень позитивно на развитие коммуникативных навыков влияют индивидуальные или групповые упражнения в игровой форме, например:

  1. «Выступление перед зеркалом»
    . Поставьте перед собой зеркало, выберите любую идею, что пришла в голову, и вслух развивайте ее самому себе. Так вы тренируетесь связно доносить мысли и можете понаблюдать за своей манерой разговора, скорректировать мимику и жесты.
  2. «Чтение лекции»
    . Это упражнение лучше практиковать в паре: по очереди с партнером выбираете любой предмет и максимально полно описываете друг другу его внешний вид, историю и предназначение.
  3. «Продолжи тему»
    . Находясь в компании около 4-5-ти человек, вместе создайте целую историю: кто-нибудь начинает повествование на любую тему, и по команде ведущего его должен продолжить следующий участник. Этим тренируется способность разговаривать о чем угодно.

Книги для развития коммуникабельности

Учиться можно и нужно не только на своем опыте, но и прислушиваясь к полезным советам, которых в избытке в хороших книгах. Вот некоторые из тех, что помогут повысить уровень коммуникабельности:

  1. «Психология влияния»
    Р. Чалдини. В этой книге собраны советы американского психолога по тренировке умения убеждать и влиять своими словами на поведение окружающих. Также он делится знаниями о том, как распознавать и не поддаваться манипуляциям.
  2. «Язык телодвижений»
    А. и Б. Пиз. Эта книга даст ответ, на вопрос, что такое невербальная коммуникабельность, научит улавливать и расшифровывать неосознанные сигналы тела собеседника.
  3. «TED TALKS. Слова меняют мир: первое официальное руководство по публичным выступлениям»
    К. Андерсон. Основанная на анализе поведения самых интересных спикеров, книга расскажет, как подготовить и провести захватывающее публичное выступление. Немало советов из нее применимы и к повседневному общению.

Вы стеснительны и не можете это преодолеть?

Начните работать над своим имиджем. Решитесь однажды, и всегда идите по намеченному пути к своей цели.

Поделитесь своими мыслями с коллегами по работе, пообщайтесь с ними в неформальной обстановке. Пригласите их в кафе или на какое-то мероприятие. Наведите мосты, начните общаться и продолжайте это делать постоянно. Вы сразу увидите, как люди реагируют на позитивные перемены в вас. Как они отвечают взаимностью. Вам будет сопутствовать успех, потому что вы сумели показать свою значимость.

От уровня коммуникабельности часто зависит профессиональная карьера человека. Многие профессии просто ассоциируются с этим понятием. Представьте себе журналиста, ведущего, менеджера или стилиста, да еще много профессий можно привести в пример. До какой степени им важно быть коммуникабельными! Это их хлеб, можно сказать и так.

Чем более человек коммуникабелен, тем лучше он контактирует с окружающими. Он гораздо быстрее добивается поставленной цели. Он умеет производить приятное впечатление. К нему тянутся люди. Он всегда в центре внимания. Ему сопутствует удача. Его ждет успех!
Tweet Pin It

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]