Дети в условиях современного общества обременены чрезмерными физическими и психологическими нагрузками. Огромное количество информации, которую они вынуждены усваивать ежедневно, раннее развитие, высокие требования образовательной программы ведут к тому, что их психика не выдерживает постоянных стрессов и перегрузок. Что и приводит к развитию неврозов и нервно-фобических расстройств. Дидаскалейнофобия – типичное заболевание среди школьников. Что же это за фобия? Каковы причины ее развития, и как с ней бороться?
Причины дидаскалейнофобии
Боязнь школы редко развивается из-за одной психотравмы. Чаще влияние оказывает хронический стресс, систематическое воздействие одного или нескольких негативных факторов.
Что относится к негативным факторам (предпосылки боязни идти в школу):
- издевательства одноклассников (буллинг);
- конфликты с учителями;
- частые конфликты с одноклассниками;
- позиция изгоя;
- повышенные физические и интеллектуальные нагрузки;
- строгость и давление учителей;
- строгость и наказания со стороны родителей (из-за проблем в школе);
- другой дискомфорт в стенах школы или по дороге к ней (холод, плохое питание, участок дороги со злыми собаками и прочее).
К нестандартным причинам относится страх за близких, чаще встречается в неблагополучных семьях. Ребенок переживает, что пока он находится в школе, дома случится что-то плохое с членами семьи или с домашними животными.
Это важно! За дидаскалейнофобией могут скрываться другие школьные страхи, например, страх оценки или страх публичного выступления. Или страх общения, социального взаимодействия. Иногда школьнику передаются страхи родителей перед школой.
Как справиться с дидаскалейнофобией
Ребенок не всегда может исчерпывающе объяснить причины, вызвавшие боязнь школы. В большинстве случаев он и сам плохо понимает источник своих страхов. Поэтому без помощи квалифицированного специалиста здесь не обойтись.
Детский психолог в регулярных беседах поможет осознать школьнику, какие именно факторы породили дидаскалейнофобию. Он объяснит, как можно справиться с нападками сверстников, психологическим давлением и прочими вещами, с которыми сталкивается подросток.
Психолог поможет сформировать правильное отношение ко всему происходящему. Если же причиной фобии стал страх за здоровье и благосостояние родителей, то детский специалист обучит нескольким приемам, используя которые школьник научится комфортно чувствовать себя вне дома, без присмотра родителей.
Наряду с психологической терапией в некоторых случаях назначается прием легких антидепрессантов, применение ЛФК или других физиотерапевтических мер.
Проявление боязни школы
Можно заметить психосоматические проявления фобии:
- чувство удушья;
- проблемы с дыханием;
- тахикардия и аритмия;
- повышенная потливость;
- дрожь;
- головокружение и головная боль;
- слабость в ногах;
- боль и напряжение в мышцах;
- боль в груди;
- обморок;
- диспепсия;
- оцепенение или гиперактивность (в момент приступа);
- синдром рассеянного внимания и другие когнитивные ухудшения;
- неадекватные реакции (плач или крики, агрессия);
- нервозность, хаотичные движения руками или нервная ходьба из стороны в сторону, покачивания.
Основной психологический симптом – страх перед повторением приступа. Чем старше ребенок и чем чаще случаются приступы, тем выше страх сойти с ума, опозориться, оказаться высмеянным.
Как избавиться, перестать бояться школы
Дети не всегда могут назвать точную причину своего страха. Чем младше ребенок, тем сложнее ему выражать свои чувства. Потому для диагностики и выписки лечения рекомендуется обратиться к психологу.
Помощь психолога
В ходе бесед психолог выясняет причины страха, составляет план коррекции, помогает ребенку изменить отношения к проблемам и выработать новую стратегию поведения. В лечении детей используется арт-терапия, когнитивно-поведенческая психотерапия и помощь родителей.
Арт-терапия
Арт-терапия помогает как выяснить причину фобии, так и избавиться от страха. Проведение диагностики лучше доверить психологу. Только специалист сможет правильно истолковать свободный рисунок школьника. А вот лечение страха можно провести самостоятельно. Для этого нужно предложить ученику изобразить его страх перед школой. После этого предложите высмеять страх. Можно добавить ярких красок, забавных элементов. Или можно нарисовать героев (самого ребенка), который побеждает страх перед школой.
Это важно! Методы арт-терапии (рисование, лепка, пение, танцы, театр) рекомендуется использовать при работе с детьми младшего школьного возраста. При работе с подростками лучше использовать беседу и когнитивно-поведенческую психотерапию.
Когнитивно-поведенческая терапия
Конитивно-поведенческая психотерапия помогает найти негативные установки и изменить отношение к ним. Психолог задает школьнику ряд вопросов:
- Что произойдет, если ты пойдешь в школу?
- Почему ты боишься одноклассников?
- Что будет, если ты плохо подготовишься к урокам?
- Что будет, если ты получишь плохую оценку?
- Кто сказал тебе, или с чего ты решил, что школа – опасное место?
- Почему ты беспокоишься за родителей, пока находишься в школе?
Когнитивно-поведенческая психотерапия предполагает индивидуальные сеансы (беседы) с психологом и выполнение домашних заданий, которые потом тоже обсуждаются на сеансах.
Примеры домашних заданий:
- познакомиться на неделе с двумя сверстниками;
- самостоятельно подготовиться к урокам и получить пять баллов;
- сделать что-либо, чтобы заслужить уважение одноклассников;
- поучаствовать в школьном мероприятии;
- придумать вместе с родителями позитивный утренний ритуал.
Задания не должны быть в тягость, школьник должен воспринимать их как игру. Нельзя принуждать юного клиента, нужно заинтересовывать его.
Помощь родителей
В спокойном тоне без принуждения постарайтесь выяснить, что именно пугает и тревожит ребенка. Поинтересуйтесь отношениями ребенка со сверстниками и учителями. Нельзя высмеивать страхи ребенка, нужно принять их со всей серьезностью, вместе с ребенком обсудить это.
Что еще должны сделать родители:
- Расскажите ребенку о преимуществах школы, о важности образования. Вспомните свои школьные годы, расскажите о том, как вы весело проводили время со сверстниками, какой предмет вам нравился. Но не забудьте рассказать и о трудностях, о своем опыте их преодоления. Скажите, что вы всегда готовы помочь.
- Ежедневно интересуйтесь успехами ребенка. Притом говорите не только об успеваемости, но и об отношениях в стенах школы.
- Отвечайте на все вопросы ребенка, всегда уделяйте ему внимание.
Проблемы обучения ребенка: трудности с чтением и письмом. Дислексия и дисграфия
Причина трудностей в обучении письму и чтению может лежать в разных областях. При обследовании можно обнаружить нарушение слуха (ребенку трудно связать букву со звуком), сложности с пониманием визуальной информации, утомляемость, снижение способности концентрировать внимание, повышенный уровень тревоги, повышенное внутричерепное давление и т.д. Поэтому и путь решения проблемы дислексии и дисграфии в каждом случае индивидуален. И начинается коррекция дислексии и дисграфии с выяснения их первопричины. Если проблема лежит в области нейропсихологических причин, то после проведения исследований и тестов, мы подберем наиболее действенные подходы для обучения ребенка. Если же корни нарушений лежат в медицинской сфере – порекомендуем подходящее в данной ситуации лечение.
каждого человека функция речи обеспечивается несколькими отделами головного мозга, и правильная речь есть результат одновременной, правильной и совместной работой этих отделов. Связи между разными отделами мозга развиваются у ребенка с момента рождения, и наиболее активно – в первые месяцы жизни.
У ребенка, по мере формирования двигательных навыков, появляются и другие: ребенок следит глазами, держит голову, потом начинает ползать, лопотать, проговаривает какие-то звуки, буквы, все более ловко работает руками, формирует навыки ходьбы. И все эти навыки приводят к тому, что формируются связи внутри полушарий между разными полями коры головного мозга и связи между правым и левым полушариями мозга. И на эти простые связи ложатся все более и более сложные. Таким образом, в конце концов, формируется и речь.
Дислексия чаще всего бывает связана с несогласованной работой или дефицитом связей между отделами мозга, которые обеспечивают речь и способность к узнаванию и запоминанию символов и звуков.
Например, у ребенка были нарушения раннего развития, и не сформировался один из вариантов ползания, скажем, по-пластунски. Или ребенок не ползал на четвереньках, а сразу пошел. Соответственно, связи в мозгу сформировались с некоторым дефицитом, ребенку недостает связей между затылочными отделами мозга, которые обеспечивают восприятие зрительной информации, и лобными, которые формируют речь, как таковую. При этом, у ребенка не связывается визуальный образ буквы с ее смыслом и звуком.
Или другой частый пример: ребенок должен быть правшой, но из-за гипоксического поражения мозга речевые в левое и в правое полушария головного мозга. Ребенок получился амбидекстром (правшой и левшой одновременно). Для формирования речи и письма ребенку приходится «перегонять» информацию между полушариями мозга, а это далеко, сложно и утомительно. Могут сформироваться нарушения речи, письма, запоминания и понимания формата числа.
Типовой пример с повышенным уровнем тревоги. Ребенок «зависающий» в стрессорной реакции любого рода физически не в состоянии полноценно усваивать информацию. Поэтому детские неврозы, страхи, длительное нервное напряжение не дают правильно сформироваться речи.
Очень часто дислексия и речевые нарушения у ребенка могут быть связаны с повышенной возбудимостью. То есть ребенок настолько эмоционально возбудим, что он плохо концентрирует внимание и, соответственно, плохо запоминает и понимает буквенный или числовой формат, отчего речь не формируется нормально.
Тест на наличие у ребенка дислексии:
- Жалуется на головную боль после чтения из-за сильного напряжения
- Часто трет глаза, может косить
- С трудом узнает, запоминает и воспроизводит основные геометрические фигуры
- Может держать книгу очень близко к глазам или прикрывать при чтении один глаз
- Поворачивает голову при чтении так, чтобы не видеть текст одним глазом
- Довольно быстро устает от занятий чтения или письма
- Избегает именно этих занятий
- Пропускает при чтении буквы и целые слова
- В начале обучения правописанию может писать слова задом наперед
- Чтение дается ребенку очень трудно
- Имеет плохой почерк, слова «скачут» и наползают друг на друга
С чего начать? В первую очередь, рекомендуем обратиться к детскому психологу или нейропсихологу, который проведет несколько тестов. Тесты первого уровня это:
- Психологическое обследование навыков чтения и письма у ребенка, слуха и уровня развития его речи.
- Уровень и особенности познавательных способностей, таких как интеллект, внимание, память, воображение.
- Тесты на право- и леворукость, особенности раннего развития, фонематический слух.
Постепенно выясняются все возможности и способности ребенка, на основании чего мы предложим подходящую именно для него форму обучения. Например, ребенок кинестетик (лучше воспринимает информацию через суставно-мышечное и тактильные ощущения) и ему сложно обучаться, ориентируясь только на слух или смотря на текст в учебнике. И стоит только поменять стиль обучения на удобный ребенку, можно добиться потрясающих результатов за довольно короткий срок.
Если это будет целесообразно, психолог привлечет детского невролога или психоневролога, чтобы проверить неврологический статус ребенка, найти, либо исключить неврологические нарушения и какие-либо заболевания, которые могут оказаться причиной возникших проблем.
Не будет лишним сопутствующая проверка слуха и зрения ребенка. Если ребенок плохо слышит звуки, то, соответственно, плохо и говорит. Если плохо видит буквы – плохо их запоминает. Зрение и слух могут проверить ЛОР врач и офтальмолог. Например, в основе дислексии могут быть проблемы со слухом, вызванные увеличением аденоидов.
Профилактика страха перед школой
Начинать профилактику нужно в дошкольном возрасте. Перед тем как отдать ребенка в школу нужно убедиться, что он готов к обучению. Существует такое понятие как психологическая готовность ребенка к школе. Она состоит из морфофизиологической, предметной и психологической готовности. Психологическая готовность предполагает интеллектуальную и личностную готовностью, произвольную регуляцию поведения и деятельности. В личностную готовность входит эмоциональная, мотивационная и коммуникативная готовность, а также учитывается сформированность Я-концепции и самооценки. Все это диагностируется психологом, существуют специальные тесты и методики на определение готовности ребенка к школе.
Второй важный элемент профилактики – благоприятный психологический климат в семье. Важно, чтобы родители поддерживали ребенка. Недопустимо чтобы в семье были конфликты, скандалы, ссоры. Старайтесь войти в положение ребенка, прислушивайтесь к его мнению, не кричите на него и не критикуйте.
Это важно! От психологической готовности ребенка к школе зависит школьная адаптация и социализация. Неподготовленный ребенок страдает от дезадаптации и нередко болеет дидаскалейнофобией.
Низкая самооценка у ребенка
Мы рекомендуем корректировать проблемы самооценки в детстве или подростковом возрасте, пока низкая самооценка не закрепилась и не “пустила корни” во все сферы жизни человека. В большинстве случаев проблема вполне решаема.
Как известно, любой человек нуждается во внешней оценке. Она может быть как позитивной – восхищение, гордость за успехи, любовь, уважение, так и негативной – упреки, презрение, обвинения в неудачах, грубость, равнодушие. В основном, на оценке внешней и строится своя внутренняя оценка, как результат анализа нескольких мнений. В случае с маленьким человеком проблема пониженной самооценки, однажды возникнув и беспрепятственно продолжаясь, может существенно повлиять на психологическое развитие, наложив негативный отпечаток на личность как таковую. Устранение же психологических проблем, комплексов, фобий, индивидуальных негативных аспектов поведения – берущих начало в раннем возрасте – у взрослого является более трудным и продолжительным процессом, если они не были диагностированы и устранены в детстве.
ети с низкой самооценкой, как правило, робеют при общении и говорят тихим, неуверенным голосом. Низкая самооценка у ребенка формируется, как правило, под влиянием социального окружения. Семья, круг друзей во дворе, детском саду или в школе. Причем это формирование самооценки может произойти под влиянием всего лишь одного человека, если этот человек – единственный из всего круга общения – каким-то образом оказал доминирующее воздействие на формирование самооценки у ребенка. Например: в большой семье агрессивно доминирующая бабушка может создать низкую самооценку у ребенка, которого обожают и боготворят родители. Или неадекватный воспитатель в детском саду может существенно подорвать самооценку ребенка, любимого и всеми уважаемого в семье. Либо сосед, проходя мимо ребенка в неудачный для того психологический момент сказать что-то неприятное и таким образом повлиять на самооценку ребенка. Большинство детей не готовы или не имеют желания делиться своими переживаниями с кем либо. Ребенок остается один на один с проблемами, с переоценкой своих мыслей и поступков, и в данном случае его самоанализ искажен чужим мнением. Последствия подобного самоанализа с течением времени могут быть непредсказуемы.
Самооценка может снизиться ненадолго, например, в результате негативного мнения со стороны. При этом важно и то, кто высказывает мнение. Разумеется, что на длительную, системную, низкую самооценку ребенка влияют, в основном, люди, с которыми у него есть долговременные связи. От воспитателя детского сада до членов семьи, включая детей (старших или даже младших), а не только взрослых. Продолжительные эмоциональные связи создают авторитеты, учитываемые ребенком при самооценке.