Ребёнку 13 лет: проходим экватор переходного возраста


Переходной возраст начинается примерно в 11 лет, а заканчивается в 17, поэтому большинство подростков 13-14 лет как раз переживают его «экватор». К этому времени уже успевают проявиться почти все прелести пубертатного периода. Но не стоит терять бдительность и считать, что вы уже изучили своего сына или дочь в новой роли. Дети продолжают меняться, взрослеют, встречаются с новыми вызовами. Прежним остаётся только одно: чем больше доверия останется между вами и ребёнком, тем легче будет пройти этот сложный отрезок пути.

Содержание:

  • Возрастные особенности детей в 13-14 лет Развитие девочек
  • Особенности развития мальчиков
  • Сколько должен спать и есть ребёнок в тринадцать лет?
  • Что должен знать и уметь делать тринадцатилетний ребёнок?
  • Обязанности в семье и права ребёнка в 13 лет
  • Психология ребёнка в 13 лет
      Эмоциональное развитие
  • Отношение с окружающими
  • Половое развитие
  • Когнитивное развитие: память, внимание, речь
  • Воспитание тринадцатилеток: возможные проблемы
  • Возрастные особенности детей в 13-14 лет

    Основные изменения в организме детей среднего школьного возраста связаны с половым созреванием:

    1. Активное проявление вторичных половых признаков (рост волос на теле, формирование характерной для пола фигуры, изменение голоса, увеличение груди у девочек и наружных половых органов у мальчиков). Перестройки гормонального фона.
    2. Рост мышц и скелета (особенно позвонков и трубчатых костей конечностей).
    3. Нарушение координации (нервная система не успевает адаптироваться к изменениям в организме).
    4. Усиление аппетита.

    Нормальный пульс у тринадцатилетних подростков составляет 75 уд/мин (границы нормы — от 55 до 95), артериальное давление — от 110/70 до 120/80 мм рт. ст.

    Развитие девочек

    У девочек развитие в 13 лет примерно на 2 года опережает развитие мальчиков того же возраста. Несмотря на это, рост тела, как правило, замедляется. Увеличивается грудь, возникает необходимость использования топов и бюстгальтеров. У многих уже начались месячные и установился менструальный цикл. Родители должны обратить внимание на его регулярность и самочувствие девочки во время менструаций. Если цикл длится менее 21 дня или более 35 дней, выделения очень скудные или обильные, сопровождаются сильными болями, обмороками, нужно обратиться к гинекологу для консультации.

    Необходимо продолжать следить за набором веса и темпами роста.

    Таблица роста и веса девочек в 13 лет

    Ниже нормыНизкийНижняя граница нормыНормаВерхняя граница нормыВысокийВыше нормы
    Рост (см)˂143,0143,0-148,3148,3-151,8151,8-159,8159,8-163,7163,7-168,0˃168,0
    Вес (кг)˂32,032,0-38,738,7-43,043,0-52,552,5-59,059,0-69,0˃69,0

    Особенности развития мальчиков

    Прирост размеров тела у мальчиков начинает опережать девочек. На лице становятся более заметными пушковые волосы в районе усов (борода проявляется позже). Продолжает меняться и «ломаться» голос. У некоторых подростков уже происходят поллюции.

    Таблица роста и веса мальчиков в 13 лет

    Ниже нормыНизкийНижняя граница нормыНормаВерхняя граница нормыВысокийВыше нормы
    Рост (см)˂141,8141,8-145,7145,7-149,8149,8-160,6160,6-166,0166,0-170,7˃170,7
    Вес (кг)˂30,930,9-33,833,8-38,038,0-50,650,6-56,856,8-66,0˃66,0

    ⠀⠀

    Сколько должен спать и есть ребёнок в тринадцать лет?

    Тринадцатилетний подросток должен спать 8-9 часов в сутки. Родителям нужно следить, чтобы учёба, прогулки с друзьями, компьютерные игры и прочие занятия не нарушали это правило. Нерегулярный режим сна и бодрствования вызывает хроническую усталость, которая может отразиться и на здоровье, и на успеваемости в школе.

    Детский организм активно растёт и перестраивается, поэтому ему необходимо полноценное регулярное питание. В течение дня подросток должен есть 4-5 раз (три основных приёма пищи и 1-2 перекуса). Самые калорийные блюда желательно употреблять в первой половине дня, а ужин, наоборот, должен быть лёгким и легко усвояемым.

    Суточная физиологическая потребность в энергии и пищевых веществах у тринадцатилетних детей:

    • у мальчиков: примерно 2750 ккал (зависит от уровня физической активности), 93 г белка (в т. ч. 56 г белка животного происхождения), 93 г жиров, 370 г углеводов;
    • у девочек: около 2500 ккал (зависит от уровня физической активности), 85 г белка (в т. ч. 51 г белка животного происхождения), 85 г жиров, 340 г углеводов.

    Родителям девочек стоит обратить внимание на изменения пищевого поведения, связанные с менструальным циклом. Перед наступлением менструации и во время месячных у многих девушек увеличивается тяга к сладостям или другой определённой пище. Если ваша дочь с удовольствием съедает шоколадку за один присест, нужно напомнить ей о последствиях (например, о наборе веса, который и так прибавляется у многих женщин перед началом менструации). Замените вредные продукты полезными (свежими и сушеными фруктами, молокопродуктами).

    Слово от mentalar

    Пора убедиться, что у вашего ребенка есть навыки, которые понадобятся ему для развития в подростковом возрасте. Если им не хватает социальных навыков , их борьба может стать особенно проблематичной, когда они пойдут в среднюю школу.

    Активно ищите области, в которых вашему ребенку может понадобиться помощь в оттачивании навыков. Обеспечьте дополнительную поддержку, обучая, направляя и практикуя вместе. Если ваша поддержка не оказывает никакого влияния, подумайте о том, чтобы обратиться за профессиональной помощью.

    Что должен знать и уметь делать тринадцатилетний ребёнок?

    В 13 лет подросток умеет:

    1. Следить за порядком в доме, своей комнате без напоминаний.
    2. Самостоятельно заботиться о своём внешнем виде, соблюдать гигиену.
    3. Помогать взрослым (домашние дела, уход за младшими детьми в семье).
    4. Обращаться с деньгами.
    5. Готовить простые блюда.
    6. Культурно общаться с ровесниками и старшими.
    7. Правильно действовать в чрезвычайных ситуациях.
    8. Ориентироваться на местности в своём городе (районе).

    Обязанности в семье и права ребёнка в 13 лет

    Дети в этом возрасте обязаны получать образование. Со своей стороны родители должны создать все необходимые для этого условия, а также благоприятную обстановку для развития, обеспечения интересов, активного участия в жизни общества.

    Несовершеннолетние обязаны:

    • слушаться родителей (при отсутствии признаков нарушения правил обращения с детьми), беречь семейное имущество, выполнять просьбы, убирать за собой;
    • соблюдать правила поведения в школе и других заведениях.

    В тринадцать лет дети ещё не подлежат уголовной ответственности (ответственность за преступления возлагается на родителей или усыновителей, опекунов).

    Дети имеют право на защиту, уважение, выражение собственного мнения, а также право:

    • знать своих родителей, общаться с ними и другими родственниками;
    • жить и воспитываться в семье;
    • иметь фамилию, имя, отчество.

    Укрощение строптивой девочки

    Девочки, не имеющие дома права на свое личное «нет», начинают активно протестовать на людях.

    К сожалению, лучше выяснение отношений в стенах дома, чем вынесение проблемы на всеобщее обозрение. А родителям нужно запастись терпением в этот период, это нужно пройти, это первый ощутимый сигнал взросления. А послушные папины и мамины дочки остаются инфантильными на всю оставшуюся жизнь.


    Подростковый кризис часто приводит к девиантному поведению

    Подростковый период у детей существует с целью выработки необходимого жизненного иммунитета – попробовать многое, чтобы сделать правильный выбор. Это период, когда у детей наблюдается разочарование в их родителях, присутствует непонимание. Именно тогда и создаются основные жизненные ценности, которые сопровождают человека всю жизнь.

    Подростки стараются сделать все наперекор родительской воле, активно выражая свою надуманную независимость.


    Подросткам надо набраться терпения на пубертатный период
    Родителям на этот период придется запастись терпением. Подросток в этот период испытывает скрытую потребность в одобрении и поддержке со стороны родителей. Именно в этот период у подростков наблюдаются пониженная самооценка, принятие и оценивание самих себя, низкая значимость для самих себя.

    Психология ребёнка в 13 лет

    Родителям нужно учитывать, что в 13 лет подростки:

    • вспыльчивые;
    • мнительные, восприимчивые (к словам, взглядам, поступкам);
    • неуверенные в себе (и поэтому пытаются самоутвердиться);

    Юноши и девушки в этом возрасте выбирают себе примеры для подражания, которых нередко воспринимают как кумиров. Важная задача родителей — знать о том, кому стремятся подражать их дети, поскольку этот пример может быть как положительным, так и отрицательным, и даже опасным.

    У большинства современных подростков предпочтения, вкусы и круг общения почти полностью отражаются на их поведении в интернете.

    Эмоциональное развитие

    Эмоциональная неустойчивость, резкие перепады настроения — верный спутник переходного возраста. Справляться с такими всплесками помогут:

    1. Смена обстановки.
    2. Прогулка.
    3. Физические упражнения.
    4. Источники позитивных эмоций (весёлый фильм, посиделки с друзьями, отдых на природе).
    5. Творчество.
    6. Устранение раздражителей.

    Если ребёнок долго находится в подавленном состоянии, часто плачет, замыкается в себе, нужно обязательно (но ненавязчиво!) выяснить проблему, побеседовать о ней и постараться отвлечь (сходить в парк, кино, устроить семейный отдых на природе). Не игнорируйте негативные эмоции подростка и не осуждайте — непонимание заставит его всё переживать «в себе», а это может привести к опасным последствиям.

    Другие вехи

    Многие 12-летние дети начинают изучать нравы своей группы сверстников. Поэтому не удивляйтесь, если ваш 12-летний ребенок объявит, что хочет перейти к новому образу жизни, чтобы жить как семья своего друга, или что он хочет изучить новую религию.

    Изучение нравственности — нормальная часть процесса развития. 3 Поэтому, хотя важно объяснять свою мораль и устанавливать правила, способствующие нравственности в вашем доме, не беспокойтесь слишком сильно, когда ваш ребенок говорит, что он не согласен с вашими убеждениями.

    Когда следует беспокоиться

    Физическое и эмоциональное развитие не всегда идет рука об руку, когда ребенок превращается в подростка. Не беспокойтесь, если ваш ребенок не кажется эмоционально готовым к занятиям, которые делают другие его сверстники, или наоборот.

    Оставайтесь на связи с эмоциональным состоянием вашего подростка, чтобы знать о проблемах психического здоровья, таких как депрессия, которые могут возникнуть в это время. 4 Хотя некоторая капризность является нормальным явлением, опасения по поводу здоровья и психического благополучия 12-летнего ребенка следует обсудить с педиатром или поставщиком психиатрических услуг.

    Если вас беспокоит академическая жизнь подростка, например, его неспособность успевать в классе, назначьте встречу с учителем. У них часто есть ресурсы, которые могут вам помочь, и они могут предложить идеи, которые вы могли не учитывать.

    Когнитивное развитие: память, внимание, речь

    Речь тринадцатилеток практически не отличается от взрослой. Если к этому возрасту не исчезли проблемы с произношением звуков, нужно обратиться к логопеду. Дети уже отлично оперируют абстрактными понятиями, анализируют, выявляют и объясняют причинно-следственные связи.

    В компаниях подростков зачастую активно используются нецензурные слова и сленг, поэтому родителям необходимо следить за культурой общения в семье, подавая хороший пример.

    Хорошая память и концентрация внимания необходимы для успешной учёбы и гармоничного развития подростка. Ежедневно ему приходится воспринимать и обрабатывать большой объём информации. Активизировать умственное развитие ребёнку помогут:

    1. Чтение (помимо школьной программы).
    2. Интеллектуальные игры.
    3. Активный отдых.
    4. Хобби.
    5. Участие в конкурсах, соревнованиях.

    Первые проявления личности

    Здесь самое главное зависит не от того, как подросток учится в школе, а от того, какими способами он сможет утвердиться в собственном дворе. Подросток начинает активно отстаивать свои позиции в классе и во дворе. Основной деятельностью в этот период является общение. От того, как он утвердится среди сверстников, зависит его дальнейшее положение в обществе. Он все больше времени проводит со сверстниками. Начинается перераспределение ролей в обществе, заучки не пользуются должным уважением, в обществе начинается распределение ролей на лидеров, козлов отпущения, нейтральных лиц. Ими движет желание получить признание своих сверстников, быть похожими на них, но в то же время они хотят выделяться среди них.

    У детей этого возраста проявляется конфронтация во время сотрудничества со взрослыми, что приводит ко многим инцидентам во время взаимодействия. Мнение остальных ребят о подростке является главной мотивирующей силой для дальнейшей работы над собой. Мальчишки начинают самоутверждение за счет дружбы с более взрослыми подростками, употребления жаргонов, курения, вызывающей одежды, проявления грубости, дурашества либо чрезмерной услужливости более сильному.


    Подростки начинают купить, чтобы казаться взрослее

    Совет родителям: для вас очень важно в это время перестроить отношения со своими повзрослевшими детьми от родительского авторитета, всеобщего послушания, к дружественным, партнерским отношениям.

    Иначе от своих детей ничего, кроме вечного противостояния и войны ожидать не стоит. Взрослые должны проявить чуткость и предупредительность в своих действиях, нужно избегать необдуманных срывов гнева и агрессии на своего ребенка, даже если он сам раздул конфликт из-за расхождения во взглядах. Помогая ребенку справиться с трудностями, не ругайте обидчиков, а постарайтесь выяснить, почему он в такой ситуации оказался.


    Главное – наладись с подростком доверительные отношения

    Наибольший комфорт в этот период будет ощущаться у детей, выросших в семьях, где дети избавлены от чрезмерной родительской опеки, в отношениях ощущается тепло и понимание вместе с ясными, совместно прорабатываемыми правилами, строгим контролем над их выполнением. Родители имеют право контролировать выбор профессии и дополнительных занятий их ребенка, а эстетические предпочтения могут исходить от сверстников. Предоставьте это им. И ни в коем случае не ставьте себя выше своего ребенка, избегайте высокомерия при общении с ним, тогда и пережить этот период будет намного легче.
    Оставить комментарий

    Воспитание тринадцатилеток: возможные проблемы

    Детей в 13 лет всё больше интересует взрослая жизнь. Если вы смогли к этому моменту сохранить доверительные отношения, дочь или сын будут чаще задавать вопросы о работе, семье, различных явлениях в обществе. Обязательно развивайте беседу, приводите примеры, объясняйте.

    Не игнорируйте вопросы, даже неудобные — ребёнок всё равно будет искать ответы на них, и вне семьи может получить такую информацию, которая ему навредит.

    Более того, если в разговоре вы указываете, что правильно, а что — нет, нужно обязательно аргументировать свою точку зрения (а не просто сказать «потому что это должно быть так»). Иначе подросток просто не воспримет сказанное вами всерьёз.

    Подростки склонны делить всё на «чёрное» и «белое», без промежуточных вариантов: «Учитель ругал меня сегодня, поэтому он плохой». Ребёнок вешает «ярлыки» на окружающих на волне своих эмоций. В обсуждении каждой ситуации нужно показывать сыну или дочери, что у всех событий есть свои причины и последствия. И что причиной неблагосклонного отношения людей к нему часто бывает его собственное поведение (те же невыученные домашние задания и сорванные уроки). Если с кем-то из взрослых конфликты случаются систематически, обязательно разберитесь в ситуации — виноват ли ребёнок на самом деле или к нему отнеслись предвзято и без понимания.

    Подросток старается создать свой стиль общения, пытается шутить и быть остроумным. Если его шутки не очень смешные, не стоит резко критиковать, это может обидеть ребёнка и усилить неуверенность в себе.

    Поддерживайте любой энтузиазм своего сына или дочери, направленный на полезные и хорошие дела. Если ребёнок захотел устроить семейный праздник — помогите организовать. Хочет заняться новым видом хобби или спортом — запишите его на занятия, если нет веских причин для отказа.

    Ребёнок продолжает знакомиться с миром профессий, и вам нужно помочь в этом. Напоминайте ему о ценности знаний, навыков и самого стремления к саморазвитию. Не забывайте хвалить успехи в учёбе и сдержанно реагируйте на ошибки.

    Многим взрослым сложно подобрать правильный подход к капризному и дерзкому подростку. Категорические запреты и ограничения часто оказывают совершенно противоположный эффект. Поэтому в это время понимание и сдержанность эмоций при разрешении конфликтов важны как никогда. Если проблемы принимают угрожающий характер (подросток пытается сбежать из дома, причинить себе вред, полностью игнорирует семью и учёбу), стоит обратиться за помощью к компетентному психологу.

    Полезные советы родителям

    1. Не противиться проявлениям их эмоций. Чтобы не потерять контакта с детьми в момент эмоциональной нестабильности, когда они на всё реагируют чрезмерно бурно и вызывающе, а на запреты могут устраивать истерики, надо не противиться проявлениям их эмоций. После всплеска, который не находит преград, дети оказываются готовы к конструктивной беседе, так как не ощущают противодействия со стороны взрослых и необходимости биться за интересы. Они осознают, что спокойный разговор с аргументированными доводами даёт намного больше.
    2. Место свободе. Контроль за жизнью детей в ряде направлений должен ослабевать. Не следует строго диктовать, какую одежду носить (можно только высказать своё мнение, но не используя вызывающих чувство вины слов: «ну», «твоё дело», «как хочешь» и «мне не нравится»). Например, если хочется убедить подрастающую дочь, что платье, которое она выбрала, ей не подходит, лучше сделать это, объяснив, что оно скрывает её сильные стороны и создаёт эффект несуществующих недостатков.
    3. Адекватная оценка внешности. Родители не должны занижать или переоценивать внешние данные детей. И то и другое вызовет комплексы. Надо не тыкать на недостатки, а следует в мягкой форме показывать подростку, какие слабые стороны во внешности у него есть, и как их можно скрыть или даже превратить в достоинства, характеризуя их как индивидуальную особенность.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]