Кто Такой Интеллигент: Для Чего Нужна Интеллигентность?


Интеллигентность и благородство – те качества человека, которые воспеваются мыслителями и деятелями искусства на протяжении практически всей истории Человечества.

Интеллигентности, как, собственно, и самому благородству, даются различные описания, трактовки и правила поведения, однако сама суть остаётся неизменной.

Современное общество, делающее упор на гармоничном существовании нравственности с полной вседозволенностью, восхищается эрудированными и эстетически воспитанными людьми.

Именно поэтому многие так стремятся к саморазвитию – в конце концов интеллигенция никогда не выйдет из моды.

Что такое интеллигентность?

Интеллигентность – это приобретённое качество личности, черта характера. Она показывает, что человек изначально готов к общению в рамках приличного. Такой индивид достаточно образован и культурен.

Можно обладать несколькими дипломами и оставаться неинтеллигентным человеком. Это значит, что интеллигентность не всегда определяется уровнем образования. Но и без него стать интеллигентным, трудно.

Как правило, современные люди, особенно молодёжь, умаляют значимость интеллигентности. Они считают, её ненужной. Молодые люди уверены: данное качество мешает пробиться в жизни. Но это ошибочное мнение.

Человек работает над собой и своими недостатками, устраняет пробелы в знаниях, повышает культурный уровень, изучает правила этикета. Только тогда он может считаться интеллигентным.

Интеллигентный человек уважает общество и каждого человека в отдельности. Он не нарушает порядок, не привлекает к себе внимания. Но именно ему удаётся добиться уважения большинства. Он создаёт себе репутацию тактичного, воспитанного и деликатного человека.

Интеллигентом не рождаются, им становятся. Поэтому каждый может повысить свой уровень интеллигентности.

Стоит также отметить, что интеллигентность не показатель положения в обществе. Человек из низших социальных кругов может быть интеллигентом, а вот личность со статусом далеко не всегда показывает свою интеллигентность.

Как слова-паразиты засоряют речь

Их вредоносность заключается не только в том, что употребление этих бессмысленных частиц речи делает ее нелепо звучащей. Еще они могут сказаться на доверии к вам и таким образом, рассеять внимание слушателя. Но, определенно, вы можете избавиться от этих надоедливых речевых привычек. Начать можно с простого осведомления о них. Это то, что вам под силу сделать уже прямо сейчас, поскольку не требует временных и материальных затрат.

Самые распространенные слова-паразиты

Происхождение слова интеллигент

Выясним, откуда пошло слово «интеллигент». Этимология слова связана с латинским языком. Изначально термином «intellegens» обозначали человека сведущего, понимающего. Именно таково прямое значение слова.

Интересно то, что русские люди довольно долгое время не были знакомы с ним. В лингвистических словарях Даля не встречается толкование понятия вплоть до 1869-го года.

Последующие толковые словари уже объясняют значение термина. Интеллигенция – это в истории образованная часть населения, которая разбирается в культуре. Прилагательное от него ещё не образовано.

Филолог В. Виноградов находит в масонской литературе 18-го века тексты с употреблением понятия. Это значит, что западные деятели уже использовали лексическую единицу. В русский язык слово проникло до начала 20-го века. Об этом говорят высказывания В. Ленина. Он далеко не лестно характеризует носителей данного качества.

Политик и революционер говорит: «Интеллигенты – подленькие натуры. В их речах звучит призыв к действию, но на деле они безвольны, бесполезны».

В советское время интеллигентам выказывалось презрение. Они считались физически слабыми, неготовыми к борьбе, людьми. Но вот образованными и умными их всё же признавали. Но в те времена больше ценился труд рабочих и крестьян. А уж они-то точно интеллигентами не были.

Сейчас под словом интеллигент подразумевают человека образованного, умного, воспитанного, знакомого с нормами этикета. У него правильная речь, он обучен манерам, знает, как пользоваться столовыми приборами, разбирается в искусстве, то есть, это утончённая натура. Тактичность и деликатность свойственны каждому интеллигентному человеку.

Современная российская интеллигенция.

Оппозиционные настроения, широко распространенные среди советских интеллигентов, нашли выход в конце 1980-х – начале 1990-х, когда именно интеллигенция возглавила тотальную критику советского строя, предопределив его моральное осуждение и гибель. В России 1990-х интеллигенция получила свободу самовыражения, однако многие лица умственного труда столкнулись с резким понижением своего уровня жизни, что вызвало их разочарование в либеральных реформах и усиление критических настроений. С другой стороны, многие выдающиеся интеллектуалы смогли сделать карьеру и продолжали поддерживать либеральную идеологию и либеральных политиков. Таким образом, постсоветская интеллигенция оказалась расколота на группы с различными, во многом полярными позициями.

В связи с этим есть точка зрения, согласно которой интеллигенции в собственном смысле в современной России уже нет. Сторонники этой позиции выделяют три периода эволюции отечественной интеллигенции. На первом (от петровских реформ до реформы 1861) интеллигенция только формировалась, претендуя на роль ученого советчика официальных властей. Второй период (1860-е – 1920-е) – это время реального существования интеллигенции. Именно в этот период возникает противостояние «власть – интеллигенция – народ» и формируются основные характеристики интеллигенции (служение народу, критика существующей власти). После этого периода следует и продолжается до сих пор «фантомное» существование интеллигенции: какого-либо морального единства среди образованных людей больше нет, но часть российских интеллектуалов все еще стремится выполнять миссию просвещения власти.

В современной России популярны оба подхода к определению понятия «интеллигенция» – как нравственно-этическое (в философских и культурологических исследованиях), так и социально-профессиональное (в социологии). Сложность использования понятия «интеллигенция» в его этической трактовке связана с неопределенностью тех критериев, по которым можно судить о принадлежности людей к этой социальной группе. Многие прежние критерии – например, оппозиционность к правительству – отчасти потеряли смысл, а этические признаки слишком абстрактны, чтобы их можно было использовать для эмпирических исследований. Все более частое употребление понятия «интеллигенция» в значении «лица умственного труда» показывает, что происходит сближение российской интеллигенции с западными интеллектуалами.

В конце 1990-х в российской науке возникло «интеллигентоведение» как особое направление межнаучных гуманитарных исследований. На базе Ивановского государственного университета действует Центр интеллигентоведения, изучающий интеллигенцию как феномен российской культуры.

Наталия Латова

Кто относится к интеллигенции?

Интересно то, что объяснение, кто такой интеллигент, менялось со временем. В советские времена так могли назвать человека неспособного к физическому труду. Оно обозначало, что личность образованна, занимается умственной деятельностью. Если говорить о том, какого человека можно назвать интеллигентным именно в эпоху СССР, то к ним приравнивались учителя, врачи, библиотекари, работники культуры, то есть все те, кто не трудился на заводах, фабриках, в колхозах.

А вот у продавцов признаки интеллигентного человека не находили. Эта профессия даже была антонимом слова интеллигент.

Можно было встретить такое выражение: «Ведёшь себя, как базарная торговка». Оно подразумевало шумную, порой вульгарную личность.

Трудовая интеллигенция – это учителя, музыканты, художники, врачи. Они были примером. Им могли и хотели подражать.

Интеллигентный человек – это тот, кто был немногословен, выбирал выражения, умел вести себя в обществе. Отлично, если он также был образован.

Интеллигентный человек должен был служить образцом для подрастающих детей. Это эталон поведения и нравственности.

Чтобы сказать человеку, что его поведение недостойно, укорить его, ему говорили: «Как же тебе не стыдно! Ты же интеллигентный человек!». Но в советские времена интеллигентность служила признаком неприспособленности к жизни.

Например, никого не удивляла учительница, не умевшая топить печь и колоть дрова. Ей были простительно её неумение. Она была интеллигенткой, белоручкой.

В это время даже появилось такое понятие, как интеллигентные профессии. Родители наставляли своих детей и мечтали о том, чтобы они выбрали специальность интеллигентную.

Стоит обозначить и современные черты интеллигентного человека. В принципе, презрение к интеллигенту сохранилось и сейчас в определённых кругах. Но оно уже не так резко проявляется.

Итак, назовём признаки интеллигента:

  • тактичность;
  • деликатность;
  • воспитанность;
  • знание правил этикета;
  • умение вести себя в обществе;
  • образование.

Интеллигент уважает интересы других людей, он не вмешивается в чужие дела, понимает, где нужно промолчать и не заметить очевидное.

Если говорить простым языком, то интеллигентный – значит, воспитанный в соответствии с эпохой и временем. А так как правила этикета изменяются со временем, то и значение понятия тоже меняется.

Кроме того, интеллигент умеет держать себя в руках. Он не поддаётся эмоциям, кажется хладнокровным. Он не позволяет себе разражаться матерными словами, когда негодует или ему больно. Он сохраняет уравновешенность и не устраивает сцен ревности, не закатывает истерик.

Многие при разрыве со второй половинкой употребляют такое выражение, как: «Давай разойдёмся, как интеллигентные люди». Это значит, что инициатор разрыва ждёт: ссор, конфликтов, упрёков, подлостей, но истерик не последует. В этом случае говорят об эмоциональной интеллигентности. Эмоциональный интеллигент не позволяет себе дебоширить. Он держит свои чувства и эмоции в узде.

Возможно, он сильно переживает, возмущается, огорчается или радуется, но понять, что происходит в его душе трудно. Он не показывает никому, что испытывает, и кажется холодным и неэмоциональным.

Интеллигенция и интеллектуалы в зарубежных странах.

В современных развитых странах понятие «интеллигенция» употребляется довольно редко. На Западе более популярен термин «интеллектуалы» (intellectuals), которым обозначают людей, профессионально занимающихся интеллектуальной (умственной) деятельностью, не претендуя, как правило, на роль носителей «высших идеалов». Основой для выделения такой группы является разделение труда между работниками умственного и физического труда.

Люди, профессионально занимающиеся интеллектуальными видами деятельности (учителя, артисты, врачи и т.д.), существовали уже в античности и в средневековье. Но крупной социальной группой они стали только в эпоху нового времени, когда резко возросло количество людей, занятых умственном трудом. Только с этого времени можно говорить о социокультурной общности, представители которой своей профессиональной интеллектуальной деятельностью (наука, образование, искусство, право и т.д.) генерируют, воспроизводят и развивают культурные ценности, способствуя просвещению и прогрессу общества.

Поскольку творческая деятельность обязательно предполагает критическое отношение к господствующим мнениям, лица умственного труда всегда выступают носителями «критического потенциала». Именно интеллектуалы создавали новые идеологические доктрины (республиканизма, национализма, социализма) и пропагандировали их, обеспечивая тем самым постоянное обновление системы общественных ценностей.

Поскольку в эпоху НТР резко повышается ценность знаний и креативного мышления, то в современном мире растет и число лиц умственного труда, и их значение в жизни общества. В постиндустриальном обществе интеллектуалы станут, по мнению некоторых социологов, «новым господствующим классом».

В странах, отставших в своем развитии, социальная группа лиц интеллектуального труда приобретает особые черты. Лучше других понимая отсталость своей страны, интеллектуалы становятся главными проповедниками ценностей модернизации. В результате у них развивается чувство собственной исключительности, претензии на «высшее знание», которого лишены все остальные. Подобные мессианские черты характерны для интеллектуалов всех стран догоняющего развития, но наиболее сильное развитие они получили в России. Именно этот особый вид интеллектуалов и называют интеллигенцией.

Примеры интеллигентности в жизни

Интеллигентное общество духовно и морально развито. В нём нет места конфликтам, провокациям, интригам и сплетням. Образованность и интеллигентность тесно связаны. Грамотный и начитанный человек на примере литературных героев стремится повысить свой уровень интеллигентности.

Повторим утверждение: «Интеллигентными людьми не рождаются, ими становятся». Важно посвящать время своему саморазвитию, образованию. Всестороннее развитие повышает шансы стать интеллигентом.

В нашей жизни мы встречаемся со множеством интеллигентов. С ними приятно общаться. Они не оставляют после себя неприятного осадка.

Трудовая интеллигенция представлена педагогами, людьми культуры, врачами, журналистами, телеведущими и дикторами. Конечно, здесь не стоит говорить о том, что каждый из них интеллигентен. Случаются сбои системы. Но качества интеллигентного человека видны сразу. Он не позволяет себе повышать голос, кричать на того, кто ниже его по статусу и социальному положению. Интеллигентка-учительница относится к своим ученикам с уважением. Как правило, дети любят и ценят её.

Часто интеллигентным людям живётся непросто. Кажется, что их просто обидеть. Они ранимы и не умеют постоять за себя. Но общество должно ценить таких индивидов и равняться на них.

Интеллигент умеет входить в положение человека. Он старается понять мотивы поступка, он не позволит себе судить, а тем более, делать это за его спиной.

Представители русской интеллигенции известны нам со школьных лет. Это выдающиеся деятели науки, литературы, искусства. В качестве примера можно привести А. Чайковского, А. Солженицына, М. Лермонтова.

Конечно, я не призываю вас стать писателем или музыкантом. Но ваше поведение и поступки должны оставлять о вас приятное впечатление. Тогда окружающие скажут: «какой интеллигентнейший человек!».

Определение понятия

Интеллигентность (в переводе с латинского означает мыслящий, понимающий) – это совокупность качеств индивида, которая отвечает ожиданиям культурного общества. Также имеются и другие определения этого понятия.

  1. Способность мыслить, умение выносить самостоятельные суждения о мироздании, о проявлениях человеческих действий.
  2. Терпимый характер, благородство, интеллект и надежность слов.
  3. Сочетание трудоспособного ума, благородной души и правдивого сердца.
  4. Способность понимать, принимать все новое, всегда уважительно относиться к мнению других людей, демонстрировать свои эмоции, не допускать вмешательство в личное пространство другого человека.
  5. Умение со стойкостью переносить грубость, бескультурное поведение, давать отпор несправедливости. У такого индивида высокие моральные ценности, развитое чувство благородства.

Нужно знать, какие преимущества у интеллигентности:

  • позволяет проявлять эмоции, обретать новые знания;
  • дарит свободу, позволяя выражать свои мысли;
  • интеллигентная особа может понимать значение общего блага;
  • награждает силами, позволяющими противостоять злой несправедливости и грубой цивилизованности;
  • уверенность в своих силах и возможностях, вера в себя;
  • интеллигентный мужчина или женщина имеет возможность проявлять интерес к жизни, являться доброжелательным к окружающим людям.

Нужна ли интеллигентность в современном мире?

Давайте подведём итог и установим, для чего нужна интеллигентность современным людям. Прежде всего, нам удастся избежать конфликтов, стычек, зависти, сплетен.

Мы научимся уважать друг друга, будем снисходительными к небольшим недостаткам окружающих, а значит, станем терпимее и добрее.

Интеллигентное общение даёт великолепные результаты. Необязательно кричать и толкаться в очереди, стоит следить за своей речью, учиться просить и отвечать на просьбы.

Многим детям, подросткам не достаёт интеллигентности. Они не считают нужным здороваться, грубят учителям, родителям, опускаются до выяснения отношений между собой при помощи кулаков. Они не воспитаны, и вряд ли станут интеллигентами.

Родителям своим примером нужно учить подрастающее поколение обходиться без грубостей, не снимать на телефон человека, который нуждается в помощи, а помогать ему.

К сожалению, примеров интеллигентности очень мало. Блогеры, снимающиеся на фоне святынь, подшучивающие над стариками, не служат образцом для подражания.

Если вы считаете себя неинтеллигентным человеком, то значит, пора им становиться. Возьмитесь за себя и измените своё поведение и отношение к жизни.

Как стать интеллигентом?

Как вести себя интеллигентно? Прежде всего, нужно изучить правила поведения в обществе. Уделите время своему воспитанию и саморазвитию. Недаром говорят, что интеллигентность надо в себе развивать. Это качество, приобретённое с годами.

Следуйте следующим правилам:

1. Интеллигентный человек стремится понять мотив чужого поступка. Он не опускается до осуждения и сплетен.

2. Он требователен к своим недостаткам, стремится их устранить, но проявляет терпимость к недостаткам других людей.

3. Интеллигент скромен. Он не ведёт себя вызывающе, агрессивно, провокационно. Он ненавязчив, пунктуален, вежлив.

4. Интеллигент толерантен. Он понимает, что люди равны, независимо от цвета кожи, сексуальной ориентации, статуса, социального и материального положения. Он уважительно относится как к ребёнку и своему сверстнику, так и к старшему, пожилому человеку.

5. Интеллигент поддерживает интернациональные взгляды. Национальность никак не влияет на его отношение к тому или иному человеку.

Читайте классическую литературу, наблюдайте за поведением уважаемых людей, перенимайте их привычки, будьте терпимы к людям, но не переходите к самолюбованию, не становитесь гордецом. Тогда о вас и скажут, что вы интеллигентный человек.

Как распознать интеллигентного человека?

Признаки интеллигентности вполне конкретны. Так, с первых произнесенных человеком слов вы услышите логическую грамотную речь, украшенную афоризмами. Его образование — преимущественно высшее. Поведение сдержанно, но искренне, прекрасное чувство юмора.

Хорошие манеры — обязательная примета интеллигентной личности. При этом он воздерживается от осуждения поведения окружающих, пока не узнает их мотивов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]