Что такое интеллигентность: определение, примеры. Образованный, культурный и интеллигентный человек

В восемнадцатом веке писателем П. Бобрыкиным было введено в обиход слово «интеллигент». Корни самого слова происходят от латинского «интеллект», что значит ум. Тогда к интеллигенции причисляли людей, которые занимались умственным трудом: писатели, ученые, учителя, инженеры и художники. Если точнее, то это были все те, кто не работал на полях, в цехах и шахтах. Люди, занятые в умственном труде отличались образованностью, и считались «белой костью» в массе себе подобных. Уместно ли сегодня смешивать понятие «образованность» и «интеллигентность»? Означает ли, что каждая образованная личность обязательно интеллигентна, и наоборот?

Этимология слова

«Интеллигентность» — слово, пришедшее из латыни. Intelligentia – познавательная сила, способность восприятия, которое, в свою очередь, произошло от латинского intellectus — понимание, мышление. Несмотря на латинское происхождение слова, понятие «интеллигент» считается исконно русским и в подавляющем большинстве случаев используется только на территории бывшего СССР и среди русскоязычных слоев населения.

Отцом термина «интеллигенция» считают русского писателя – либералиста Петра Бобрыкина (1836-1921), который многократно употреблял его в своих критических статьях, эссе и романах. Изначально так звались люди умственного труда: писатели, художники и учителя, инженеры и врачи. В те времена таких профессий было очень мало и люди группировались по общим интересам.

Ссылки

30px В Викицитатнике есть страница по темеИнтеллигенция

  • Иванов-Разумник
    . [https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/intell/ivan_chtotak.php Что такое интеллигенция?] // gumer.info
  • [https://vikent.ru/enc/3557 Возникновение термина «интеллигенция» в русском языке]
  • Грамши А. [https://www.revkom.com/index.htm?/biblioteka/levie/gramshi/gr-ogl.htm Формирование интеллигенции]
  • Троцкий Л.
    [https://www.magister.msk.ru/library/trotsky/trotl491.htm Об интеллигенции]
  • Г.Федотов
    [https://gondola.zamok.net/154/154fedotov_1.html Трагедия интеллигенции]
  • Уваров Павел Борисович
    [https://www.cspu.ru/uchenomu/nauchnoe_obshestvo/nauchnie_raboti.html Дети Хаоса: исторический феномен интеллигенции]
  • Реферат статьи А. Полларда. [https://modernproblems.org.ru/inlellig/pollard Происхождение слова «интеллигенция» и его производных].
  • [https://www.ng.ru/ideas/2008-01-22/10_socialism.html Беседа И. Сталина и Л. Фейхтвангера] //НГ
  • И. С. Кон.
    [https://scepsis.ru/library/id_1199.html Размышления об американской интеллигенции] // «Новый мир», 1968, № 1. — С. 173—197
  • [https://ec-dejavu.ru/i/intelligentia_2.html Русская интеллигенция и западный интеллектуализм. Материалы международной конференции. Составитель Б. А. Успенский].
  • Кормер В.
    Двойное сознание интеллигенции и псевдо-культура (, опубл. в под псевдонимом
    Алтаев
    ). — В кн.:
    Кормер В.
    Крот истории. — М.: Время, 2009. — С. 211−252. — ISBN 978-5-9691-0427-3 ([https://antology.igrunov.ru/70-s/periodicals/rshd/altaev.html эл.вариант]).
  • Алекс Тарн. [https://www.alekstarn.com/stru.html Портрет П. Б. Струве в сумерках интеллигенции.]
  • Померанц Г. [https://www.pomeranz.ru/p/lect_intell.htm Интеллигенция, интеллигенты и интеллигентность] — лекция, 21 июня 2001 г.
  • Биткина С.
    Дело не только в шляпе. Каким должен быть настоящий интеллигент // Российская газета. 2014. № 58.
  • Слюсар В. H.
    [https://eprints.zu.edu.ua/10452/1/Slyusar_intellig1.pdf Интеллигенция как объект насилия в период трансформации общества] // Современная интеллигенция: проблемы социальной идентификации: сборник научных трудов: в 3 т. / отв. ред. И. И. Осинский. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2012. — Т. 1. — С. 181—189.
  • [https://echo.msk.ru/programs/speakrus/504436-echo Передача-игра о слове «интеллигенция»] в «Говорим по-русски» на Эхо Москвы (30 марта 2008)
  • Филатова А.
    [https://www.ruthenia.ru/logos/number/51/11.pdf Концепт
    интеллигенция
    в смысловом пространстве современной русской культуры] // Логос, 2005, № 6. — С. 206—217.

Словари и энциклопедии

  • Интеллигенция // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  • Интеллигенция // Энциклопедия «Кругосвет».
  • Интеллигенция // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : ГИ «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : ГИНС (т. 2—4), 1935—1940.
  • Интеллигенция
    — статья из Большой советской энциклопедии.
  • Меметов В. С., Расторгуев В. Н.
    [https://bigenc.ru/domestic_history/text/2013995 Интеллигенция] // Большая российская энциклопедия. М., 2008. Т. 11.
  • Интеллигенция // словарь по общественным наукам
  • Интеллигенция // энциклопедия социологии

Кто же такой интеллигентный человек?

«Культурный и не ругающийся матом», — скажут многие. Некоторые добавят: «Умный». А потом еще прибавят что-нибудь об образованности, начитанности. Но разве все доктора наук и великие умы мира сего – интеллигенты?

В мире достаточно людей с огромным багажом знаний, прочитавших тысячи книг, полиглотов и истинных мастеров своего дела. Неужели это их автоматически делает причастными к интеллигенции, социальному пласту?

Что значит интеллигенция?

Словом «интеллигенция» называют общность людей, которые занимаются интеллектуальным трудом, стремятся к накоплению знаний и их передаче другим людям. Интересно, что хоть об этом явно и не говорится, к интеллигенции относят преимущественно представителей гуманитарных профессий: писателей, поэтов, художников, литературных критиков, историков.

Представителям интеллигенции свойственен высокий уровень нравственности и морально-этических качеств. При этом они, независимо от масштаба личности и степени известности, стремятся сделать мир лучше, передавая знания и убеждения, поэтому часто занимаются просветительской и преподавательской деятельностью.

В качестве наиболее известных представителей русской интеллигенции можно назвать таких выдающихся деятелей науки и искусства как Михаил Ломоносов, Дмитрий Менделеев, Михаил Лермонтов, Лев Толстой, Михаил Глинка и Пётр Чайковский. Каждый из них оказал колоссальное влияние на науку, литературу или культуру своего времени. При этом к интеллигенции их принято относить не благодаря образованности или эрудиции, а благодаря их особому взгляду на мир и упорному стремлению сделать его лучше.

Самое простое определение интеллигентности

Один из величайших умов Серебряного века дал очень короткое, но емкое определение понятию интеллигентности: «Это высшая культура духа человека, направленная на сохранение достоинства ближнего».

Такая интеллигентность – что ежедневная работа, это постоянное самосовершенствование, результат громадного воспитательного процесса над собой, своей личностью, который в первую очередь взращивает в человеке умение быть внимательным и сопереживающим по отношению к другому живому существу. Интеллигент, даже если совершит бесчестный поступок под волей обстоятельств, будет от этого очень страдать и мучиться угрызениями совести. Он, скорее, поступит во вред себе, но не будет запятнан низкими вещами.

Общечеловеческие ценности, присущие интеллигенту

По результатам социального опроса, большинство людей указало на важность образования и хороших манер. Но великая Фаина Раневская говорила: «Лучше слыть хорошим, но ругающимся матом, чем воспитанной сволочью». Поэтому высшее образование и знание этикета еще не значит, что перед вами интеллигент старой закалки. Важнее наличие таких факторов:

  • Сострадательность к чужой боли, неважно, человек это или животное.
  • Патриотизм, выражающийся в поступках, а не криках на митингах с трибуны.
  • Уважение к чужой собственности: поэтому истинный интеллигент всегда платит долги, но берет их крайне редко, в самых критических случаях.
  • Вежливость, уступчивость и мягкость характера обязательны – они являются первой визитной карточкой интеллигенции. Тактичность стоит на верхней ступени их отношения к людям: он никогда не поставит в неудобное положение другого человека.
  • Умение прощать.
  • Отсутствие грубости по отношению к кому-либо: даже если нахал толкнет интеллигента – тот извинится первым за причиненное неудобство. Только не нужно путать это с трусостью: трус боится, а интеллигент уважает всех людей, какими они бы ни были.
  • Отсутствие навязчивости: из уважения к посторонним они чаще молчат, чем откровенничают с кем попало.
  • Чистосердечность и нежелание лгать: опять-таки из-за порядочности и любви к окружающим людям, но больше из уважения к себе.
  • Интеллигент настолько уважает себя, что не позволит себе быть необразованным, непросвещенным.
  • Тяга к прекрасному: дыра в полу или книга, брошенная в грязь, будоражат их душу сильнее, чем отсутствие ужина.

Из всего этого становится очевидно, что образованность и интеллигентность – это не родственные понятия, хотя и взаимодействующие. Интеллигент — это достаточно сложно структурированная личность, поэтому так и не любимая низшими слоями общества: на фоне тонко чувствующего мир эстета они чувствуют себя ущербными и ничего не понимающими, от этого и проявляется злоба, ведущая к насилию.

статья Вячеслава Иванова под названием: «Лик и личины России»

Личины России

Личин у России – две. Я их перечислила выше. Это всё их псевдонимы. А настоящие имена у них – вот какие. Сейчас познакомимся.

Люцифер и Ариман

Вячеслав Иванов сразу говорит, что вводит эти имена не затем, чтобы «убеждать просвещённых современников в их реальном бытии». А потому что эти яркие характеры и их идеи отпечатались в разных обличьях по всей Руси и составляют главную суть нашей национальной пустопорожней дискуссии – кто прав: кто ругает народ или кто ругает интеллигенцию, ругающую народ.

Люцифер и Ариман – это два богоборческих начала, которые оба занимаются борьбой с Богом. Но они – одно целое. Это «два разных лица единой силы, имя которой – Сатана».

Идея эта – есть наследие старинной гностической традиции Запада и Востока, Иванов её не изобрёл сам.

Люцифер – дух возмущения, дух революции, дух самости.

Ариман – дух растления, дух окостенелости, дух «всё равно».

Блаженный Августин ещё называл их обоих:

  • «мироправителями тьмы века сего»
  • и «военачальниками Земного Града».

Достоевский ещё называл беса Аримана – «бесом пошлости и плоскости», Сологуб – «мелким бесом», «недотыкомкой».

Но лучше всего нам понять, что такое Ариман, поможет сам Вячеслав Иванов. Ариман там, где человек намеренно развращается и распыляется на мелочи, где человека намеренно унижают, «опускают в самую грязь», представляют мелким, незначительным. Где царит беззаконие. Полная программа Аримана (говорит Иванов) – завлечение души в Хаос, в косную материю – грубыми чувственными приманками. И тогда свет будет «объят тьмою», истлеет и угаснет в ней.

Программа и идеология Люцифера как будто – совсем противоположная. Люцифер – там, где человека возвеличивают, где всё рафинированно, где произносится фраза «будете как боги» и «На что вам боги, когда вы сами как боги?»…

Ариман – это заплёванная с рождения душа, грязный кабак, казарма, пьяные хари, убийство за три рубля и сапоги, снятые с покойника, растление малолетних, отсутствие асфальтированных дорог, побои и матерная брань над колыбелью ребёнка. Это отсутствие законов.

Люцифер – это гордость и индивидуализм, это «любовь к себе до ненависти к Богу», это прогресс и наука, устройство общества на «разумных началах», энергичность, воля и самоутверждение, это – жажда бессмертия на земле. Это торжество Закона. (Над Совестью).

Трезвый брат Люцифер традиционно ненавидит своего пьяного брата Аримана, брезгует им, упрекает за грязь и «расхристанный вид», за антисанитарию, за безобразие его грязного лица.

Ариман тоже ненавидит Люцифера, упрекает его за снобизм и гордыню, за стерильность и за безобразие слишком – чистого, слишком отмытого мылом, как полные щёки Чичикова – лица.

Но оба они, повторю – одно. В этом и секрет. Милые бранятся только тешатся.

Нетрудно догадаться, что родоначальником люциферической России является Пётр Первый. Вслед за ним родилась в России и «партия Люцифера».

Их главная заслуга и труд состоят в том, что они неустанно говорили и говорят о проделках Аримана в России, обличают строителей :

  • «Руси тления», противоположной «Руси воскресения»,
  • высвечивают Русь самоуправства, насильничества и угнетательства,
  • не замалчивают Русь зверства, пьянства, нравственного отупения и одичания,
  • Русь гнилой пошлости,
  • Русь «надругательства над святынею человеческого лика»,
  • неистовства и злорадного разрушительства.

Эта часть народа, которая всё это видела, попыталась создать новую Россию, не Ариманову. На люциферических культурных началах.

Закваска люциферической культуры – это идеи французской революции, атеизм, демократия, гражданственность и индивидуализм. Будете как боги.

К людям, остро возненавидевшим «Русь Ариманову» с тараканами в щах, можно предъявить только одну претензию, вот она.

Эти люди видели своими очами только Ариманову Русь. Это хорошо. Но «Руси святой» они уже не видели и более того – в возможность её существования – в прошлом ли, в настоящем ли, в будущем — или же в какой-то параллельной реальности, как у Даниила Андреева – не верили.

И научили своему видению и своей вере (отсутствию веры в возможность святой Руси) других.

Современный интеллигент

Что такое интеллигентность в нынешнее время? Возможно ли вообще быть таким на арене тотальной деградации и отупения от средств массмедиа, социальных сетей и телевизионных шоу?

Все это так, но общечеловеческие ценности не меняются от эпохи к эпохе: в любые времена важны толерантность и уважение к другим, сострадание и умение поставить себя на место другого. Честь, внутренняя свобода и глубина души в совокупности с острым разумом и тягой к прекрасному всегда имели и будут иметь первостепенную значимость для эволюции. И нынешние интеллигенты мало чем отличаются от своих братьев по духу позапрошлого века, когда человек – это действительно звучало гордо. Они скромны, честны с собой и окружающими и обязательно добры от души, а не ради пиара. Наоборот, духовно развитый человек никогда не будет кичиться своими поступками, достижениями и действиями, но при этом будет стараться делать все возможное, чтобы стать хоть чуточку лучше, зная, что, изменяя себя, он меняет к лучшему весь окружающий мир.

[править] В литературе

Объёмные цитаты:
« Интеллигент не любит риска И красен в меру, как редиска. »— Маяковский Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр. Я верю в отдельных людей, я вижу спасение в отдельных личностях, разбросанных по всей России там и сям — интеллигенты они или мужики, — в них сила, хотя их и мало. Несть праведен пророк в отечестве своем; и отдельные личности, о которых я говорю, играют незаметную роль в обществе, они не доминируют, но работа их видна; что бы там ни было, наука все подвигается вперед и вперед, общественное самосознание нарастает, нравственные вопросы начинают приобретать беспокойный характер и т. д. и т. д. — и все это делается помимо прокуроров, инженеров, гувернеров, помимо интеллигенции en masse и несмотря ни на что. Антон Павлович Чехов: Письмо Н. И. Орлову, 22 февраля 1899 г. Сферический интеллигент в вакууме описан Ильфом и Петровым в романе «Золотой телёнок» Сам Васисуалий никогда и нигде не служил. Служба помешала бы ему думать о значении русской интеллигенции, к каковой социальной прослойке он причислял и себя. Таким образом, продолжительные думы Лоханкина сводились к приятной и близкой теме: «Васисуалий Лоханкин и его значение», «Лоханкин и трагедия русского Либерализма», «Лоханкин и его роль в русской революции». Обо всем этом было легко и покойно думать, разгуливая по комнате в фетровых сапожках, купленных на Варварины деньги, и поглядывая на любимый шкаф, где мерцали церковным золотом корешки брокгаузовского энциклопедического словаря. Подолгу стаивал Васисуалий перед шкафом, переводя взоры с корешка на корешок. По ранжиру вытянулись там дивные образцы переплетного искусства: Большая медицинская энциклопедия, «Жизнь животных», пудовый том «Мужчина и женщина», а также «Земля и люди» Элизе Реклю. «Рядом с этой сокровищницей мысли, — неторопливо думал Васисуалий, — делаешься чище, как-то духовно растешь». Придя к такому заключению, он радостно вздыхал, вытаскивал из-под шкафа «Родину» за 1899 год в переплете цвета морской волны с пеной и брызгами, рассматривал картинки англо-бурской войны, объявление неизвестной дамы, под названием: «Вот как я увеличила свой бюст на шесть дюймов», и прочие интересные штучки. Алсо, у тех же авторов в «12 стульях» есть и «» Полесов, чья деятельность чуть менее, чем полностью состоит из былинных отказов и .

Нужны ли интеллигенты современному обществу?

Образованность и интеллигентность сейчас – это такой же важный аспект, как глобальное потепление или жестокое обращение с животными. Жажда денег и всеобщего обожания настолько захватила общество, что скромные попытки отдельных индивидов поднять уровень человеческой осознанности напоминают мучительные потуги рожающей женщины, которая, несмотря на всю боль, свято верит в благополучный исход.

Необходимо верить, что интеллигентность — такая культура души. Это не количество знаний, а действия соответственно моральным принципам. Возможно, тогда наш погрязший в грязи искаженного ума мир будет спасен. Человечеству необходимы светлые душой личности, интеллигенты духа, которые будут пропагандировать чистоту отношений без меркантильной подоплеки, важность духовного роста и необходимость знаний как начальной базы для последующего развития.

Когда происходит формирование нравственных качеств?

Чтобы быть, а точнее, чувствовать себя интеллигентом и не тяготиться этим бременем, необходимо впитать в себя задатки еще с молоком матери, воспитываться в соответствующей среде и окружении, тогда высокоморальное поведение будет, как часть существа, как рука или глаз.

Именно по этой причине важно не просто воспитывать ребенка в нужном направлении, а и самому подавать наглядный пример рациональными поступками, правильными действиями, а не только словами.

Примечания

  1. ↑ [https://linguaeterna.com/vocabula/index.php Словарь] И. Х. Дворецкого
  2. Кисельникова Т. В.
    [https://elibrary.ru/item.asp?id=12157895 Из истории социалистической мысли. Социализм и мещанство в дискуссиях российских социалистов рубежа XIX-XX вв] // Вестник Томского государственного университета. — Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2005. — № 288. — С. 133. — ISSN [https://www.sigla.ru/table.jsp?f=8&t=3&v0=1561-7793&f=1003&t=1&v1=&f=4&t=2&v2=&f=21&t=3&v3=&f=1016&t=3&v4=&f=1016&t=3&v5=&bf=4&b=&d=0&ys=&ye=&lng=&ft=&mt=&dt=&vol=&pt=&iss=&ps=&pe=&tr=&tro=&cc=UNION&i=1&v=tagged&s=0&ss=0&st=0&i18n=ru&rlf=&psz=20&bs=20&ce=hJfuypee8JzzufeGmImYYIpZKRJeeOeeWGJIZRrRRrdmtdeee88NJJJJpeeefTJ3peKJJ3UWWPtzzzzzzzzzzzzzzzzzbzzvzzpy5zzjzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzztzzzzzzzbzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzvzzzzzzyeyTjkDnyHzTuueKZePz9decyzzLzzzL*.c8.NzrGJJvufeeeeeJheeyzjeeeeJh*peeeeKJJJJJJJJJJmjHvOJJJJJJJJJfeeeieeeeSJJJJJSJJJ3TeIJJJJ3..E.UEAcyhxD.eeeeeuzzzLJJJJ5.e8JJJheeeeeeeeeeeeyeeK3JJJJJJJJ*s7defeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeSJJJJJJJJZIJJzzz1..6LJJJJJJtJJZ4….EK*&debug=false 1561-7793].
  3. [https://avtonom.org/old/lib/theory/gramshi_ttetradi.html?q=lib/theory/gramshi_ttetradi.html Тюремные тетради. Возникновение интеллигенции]
  4. Ленин В. И.
    Полное собрание сочинений. — М.: Издательство политической литературы, 1970. — Т. 51. — С. 134-135.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]