Почему дети воруют: тревога, принуждение и не только


В сложном переходном возрасте подросток сталкивается со многими трудностями. Иногда его желание отделиться от родителей и обрести самостоятельность приводит к серьезным проступкам и неадекватному поведению. О том, почему подросток решается на воровство и как поступать в такую ​​ситуацию родителям, рассказывает детский и семейный психолог медицинского исследовательского Центра здоровья детей Минздрава России Мария Афонина.

За относительно короткий период отрочества подросток проходит путь в своем развитии. По словам известного отечественного психолога В.С. Мухиной, «через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности».

Корни всех проблем — в семье

Главная проблема, с которой сталкиваются практически все родители: когда дети взрослеют, им хочется как-то выделить себя, проявить в обществе. Как ребёнок это будет делать, будут ли эти попытки сопряжены с жестокостью или преступными действиями — зависит от семьи. Самые большие проблемы возникают там, где родители уделяют детям мало времени и внимания. Мама и папа могут быть состоятельными, хорошо зарабатывать и много всего покупать ребёнку, водить по репетиторам, возить на отдых, обеспечить множеством современных гаджетов, но в плане воспитания не делать ничего. Это большая беда, ведь всё перечисленное должно быть на втором, а то и десятом плане. На первом месте в жизни каждого ребёнка должна быть доступность родителей, с которыми можно общаться и обсуждать свои проблемы.

Воспитание — это не когда спросил раз в день: «Как дела, как в школе?», — это вовлечённость в жизнь детей, это когда маме и папе интересны все стороны их жизни. Если этого не происходит, то у ребёнка возникает ощущение, что он не важен в окружающем его мире. Отсюда у него появляется желание стать в нём на первое место любым способом.

Если подросток совершает какие-то плохие поступки, очень важно выяснить, что происходит в его семье. Если он видит, что отец обижает маму, говорит ей оскорбительные слова, а мама не остаётся в долгу и отвечает тем же, то что удивительного, если он тоже будет проявлять жестокость и неуважение ко взрослым! Если папа пришёл с работы и рассказывает, какой он ловкий — сумел мимо мастера дяди Васи незаметно мешок гвоздей пронести, — то ребенок это увидит и поймёт, что красть можно, более того, это хорошо, так надо. Дело в том, что для каждого ребёнка его родители — это образец, как надо жить и поступать. Пока дети не научились ценить мнение своих друзей (что обязательно происходит в подростковом возрасте), семья для них — главный авторитет, на который они обязательно будут ориентироваться. Если ребёнок склонен к воровству, то прежде всего надо обратить внимание на семью и разбираться, почему он так поступил.

Воровство подростковметодическая разработка по психологии на тему

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «

Профилактика подросткового воровства для родителей

(Методический материал для родителей)

г. Биробиджан

2018

Воровство — это присвоение или потребление, не принадлежащих человеку материальных или духовных ценностей без предварительного разрешения или уведомления обладателя этих ценностей.

Подростковое воровство действительно одна из самых серьёзных проблем, с которыми сталкиваются и родители и педагоги. Случаи подросткового воровства происходят не так уж редко. Практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. Большую роль в решении данной проблемы играет реакция взрослых, потому что от того, какую позицию они займут, во многом зависит, повторится ли подобная ситуация.

Факторы подросткового воровства

1. наследственные (биологические) — врождённые нарушения психики и интеллекта ребёнка, не позволяющие ему осознать и реализовать в поведении нравственные нормы и ценности, представления о своей и чужой собственности;

2. средовые:

— негативный пример родителей, сверстников;

— социальные условия, побуждающие подростка к воровству (трудное материальное положение семьи, чрезмерная занятость родителей);

— употребление алкоголя и наркотиков в семье;

— утверждение родителями словесно и своим поведением антисоциальных образцов поведения;

— утрата положительного влияния семьи и сближение подростка с негативной группой сверстников;

— равнодушная или попустительская реакция ближайшего социального окружения на факты подросткового воровства.

3. педагогические:

— непродуктивные стратегии воспитания в семье и школе (недостаток внимания и любви к подростку со стороны родителей);

— нарушение материнской или отцовской привязанности, игнорирование потребностей подростка в эмоциональном контакте;

— трудности в общении с родителями; унижение подростка, игнорирование первичных проявлений нарушений нравственных норм; неадекватные требования к подростку со стороны педагогов или родителей;

-непонимание коммуникативных «посланий», содержащихся в поведении подростка.

Перечисленные факторы (причины) при соответствующих благоприятных условиях запускают следующий механизм возникновения склонности подростка к воровству:

  • искажение в системе ценностей подростка,
  • неадекватные представления,
  • первичное проявление неадекватных моделей поведения,
  • закрепление неадекватных моделей поведения, формирование привычки к воровству,
  • противоправные действия.

Психологический портрет «воришки»

Последние исследования психологов показали, что для всех ворующих детей характерны определенные личностные особенности, кроме того, похожими также оказываются те взаимоотношения, та обстановка, что царит в их семьях, в их ближайшем окружении.

В большинстве случаев оказывается, что кража, воровство — это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства жизни.

Часто в семьях ворующих детей наблюдается эмоциональная холодность, отчужденность, даже враждебность между родителями, родственниками. Ребенок из такой семьи либо чувствует, что его не любят, либо в раннем детстве пережил какую-то психологическую травму, связанную со взаимоотношениями близких родственников.

Если попытаться составить психологический портрет ворующего ребенка, то можно отметить, что его характерными чертами являются доброжелательность, открытость, но при этом не умение наладить отношения с окружающими. Часто эти дети производят впечатление несамостоятельных, инфантильных. Как правило, они неуверенны в себе, уязвимы, им необходима поддержка и эмоциональное принятие со стороны близких. Также часто воришек отличает недостаточное развитие воли.

Причины подросткового воровства и пути преодоления

Обычно исследователи данной проблемы выделяют три основные, глобальные причины подросткового воровства:

  • Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.
  • Серьезная психологическая неудовлетворенность подростка.
  • Недостаток развития нравственных представлений и воли.

Но в реальной жизни спектр причин подросткового воровства гораздо шире. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Подросток может подражать взрослым, копировать их поведение. Это конечно не означает буквально, что родители воруют сами либо учат детей это делать. Зачастую родители просто не задумываются о том, какие последствия могут иметь их слова и поступки. Возможно, родители дома обсуждают других людей, получающих средства к существованию нечестным путем, при этом выказывают свою зависть или говорят, что с таких людей нужно брать пример. А если еще нечто подобное происходит неоднократно, то что же тогда требовать от ребенка. Вот и получается, что родители сами научили ребенка воровать.
  2. Халатное отношение к деньгам в семье также может подтолкнуть подростка к воровству. В обеспеченной семье обычно никто из взрослых деньги особо не считает, они всегда доступны. У подростка всегда есть карманные деньги. Но случается такое, что деньги закончились, а попросить их в данный момент у родителей по неким причинам невозможно (их нет дома или поссорился). Подросток оправдывает себя тем, что родители и так бы ему дали, так зачем же спрашивать.
  3. Одна из возможных причин — неблагополучие в семейной сфере, нехватка родительской любви, желание привлечь к себе внимание. Если родители слишком сосредоточены на своих делах, или есть неблагополучие в супружеских отношениях, или в семье недавно родился малыш, ребенок может почувствовать себя одиноким и заброшенным, ему может показаться, что родители уделяют ему меньше внимания, или даже что его не любят, или что к нему несправедливы. И тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны. Воровство, в данном случае, средство обратить на себя внимание родителей, крик о помощи. Таким образом, с помощью воровства дети неосознанно пытаются восстановить утраченную связь с родителями. Совершив кражу, подросток привлекает к себе внимание, пусть и негативное: когда наказывают, это все же лучше, чем когда вообще не замечают. Иногда подростку удается наладить, пусть и временно, отношения между родителями: обычно родители сплачиваются для решения общей проблемы. Тех детей, которые с помощью воровства добиваются внимания родителей, шумные скандалы и строгие наказания лишь убеждают в правильности избранной ими стратегии. В таких случаях рекомендуется игнорировать факт воровства или отнестись к нему как к рядовому событию. Родителям необходимо побольше общаться с подростком, обязательно одобрять его действия, хвалить по любому, даже незначительному поводу. Необходимо у него выработать чувство собственной значимости, признания, принятия в семье и понимания, дать понять, что лучше делать одобряемые родителями и обществом поступки, чем негативные.
  4. Поводом к совершению кражи может стать скупость родителей либо протест подростка против авторитарности родителей. Не правы те родители, которые утверждают, что у их ребенка «все есть». На самом деле есть множество мелочей, так нужных ребенку для сиюминутного счастья, которые родители дать не могут или не хотят. Важно, чтобы устойчивое желание ребенка хотя бы частично удовлетворялось, а не вызывало сильное напряжение или тревожность. Усугубляется ситуация, если на вопрос ребенка «Можно..?» взрослые, не объясняя причин, отвечают «Нельзя!». Ребенок тут же начинает самостоятельно искать ответ на вопрос: «Почему нельзя?» И вполне может решить, что родители могут дать ему деньги, но не хотят. Поэтому важно, чтобы подросток знал, почему нельзя порой получить то, что очень хочется. Или другой вариант. Ребенок хочет сделать подарок кому-то из близких и просит родителей дать ему денег на карманные расходы, не объясняя, на что их потратит. Но родители отказывают: «Тебе не нужны карманные деньги, все, что тебе нужно мы тебе купим сами!». Ребенок в свою очередь решает: «Они не понимают, как мне это необходимо! Они никогда меня не понимают. Придется самому искать выход, возможность.». Родители сами того не замечая тормозят взросление ребенка, лишая его самостоятельности. Виной всему недопонимание в семье, неправильно выбранный и применяемый стиль воспитания ребенка, и, главное, отсутствие доверия между ребенком и родителями.
  5. К воровству подростка может подтолкнуть желание отомстить кому-либо. Поводы могут быть самые разные. Также это может быть стремление доставить неприятности близким за отказ выполнить какую-либо его просьбу. Иногда факт воровства объясняется подростком как желание восстановить справедливость.
  6. Воровство может быть способом самоутверждения, что является свидетельством психологического неблагополучия подростка в среде сверстников: таким образом он хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо. Например, подросток, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздает их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Подросток повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом. В подростковом возрасте могут иметь место «кражи престижа», кражи «на спор» из-за желания утвердится в группе. Причина здесь в низкой самооценке, в несформированности навыков общения.
  7. Еще одной серьезной причиной воровства может стать вымогательство со стороны более старших детей. В этом случае родители должны защитить своего ребенка, пресекая любые попытки запугивания, шантажа. Важно объяснить ребенку, что он может в таких случаях обратиться к родителям, учителям за помощью.

Другие провоцирующие воровство факторы:

Неумение контролировать свои эмоции и порывы. Это достаточно редкие случаи. В основном данным проявлением страдают подростки, отстающие в психическом или интеллектуальном развитии. Если ребенку довольно трудно себя контролировать, то необходимо обратиться к врачу-специалисту.

Клептомания. Клептоманией называется психическое заболевание, при котором больным движет лишь одно желание – украсть, не важно, что, и не важно, где. Украсть даже совсем ненужную ему вещь. Такое отклонение считается очень редким видом, как среди взрослых, так и среди детей. Реагируйте сразу, если вдруг поймете, что ваш ребенок что – то украл. Пусть это даже будет непреднамеренно, нельзя молчать. Приучать детей к ответственности за любые свои действия и поступки – вот основная задача родителей.

Плохое воспитание. Для такого подростка нет ничего не возможного. Он живет в своем беспредельном мире, в полном безразличии к близким людям, и делает все, что только захочет. Ворует деньги, потому что они ему нужны. У такого ребенка все предельно просто, но это только в его понимании. Он никого не любит, родители не являются для него авторитетом и значимыми людьми.

Наиболее частые ошибки в воспитании, провоцирующие подростковое воровство

К основным ошибкам в воспитании, способствующим подростковому воровству можно отнести следующие:

  • отсутствие последовательности в воспитании: в одной ситуации ребёнка наказывают, а в другой — «закрывают глаза» на проступок, либо грозятся наказать, но не наказывают;
  • несогласованность требований взрослых: папа разрешает, а мама запрещает;
  • «двойная мораль»: действия родителей расходятся с делом. Например, родители внушают ребёнку, «что брать чужое нельзя», а сами приносят с работы то, что «плохо лежит». Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа;
  • ситуация вседозволенности: воспитание ребёнка в стиле «кумир семьи»: ребёнок растёт с мыслью «я самый лучший», он не научается считаться с мнением других людей, ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив, продолжают вести себя так же, как и в семье, искренне не понимая, почему брать то, что им хочется, нельзя;

• тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка: одни дети при этом занимают активную оборонительную позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. Другие «уходят в подполье», продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.

Итак, когда вы поняли, почему ваш подросток ворует, четко представляете себе причины воровства, теперь самое время поговорить с подростком по душам соблюдая следующие правила:

■ Если подросток «не пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения не спешите его обвинять. Помните о презумпции невиновности.

■ Будьте предельно осторожны, проявляйте чуткость, ведь перед вами не вор-рецидивист, а ребенок. От вас зависит, каким он вырастет. Поспешив, дать волю своему негодованию, вы можете испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.

■ Дайте подростку понять, как вас огорчает то, что происходит, но старайтесь не называть происшествие «воровством», «кражей», «преступлением». Спокойная беседа, обсуждение ваших чувств, совместный поиск решения любой проблемы лучше выяснения отношений.

■ Разделите с ребенком ответственность, помогите ему исправить положение, а о таких радикальных мерах, как наказание пусть он узнает из книг и радуется, что его-то родители в беде не бросят.

■ Постарайтесь понять причины такого поступка. Возможно, за фактом кражи кроется какая-то серьезная проблема. Например, ребенок взял дома деньги, потому что с него требуют «долг», а ему стыдно в этом признаться, или он потерял чью-то вещь, и эту потерю требуется возместить…

■ Попробуйте вместе с подростком найти выход из сложившейся ситуации. Помните — это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.

■ Украденную вещь необходимо вернуть владельцу, но необязательно заставлять ребенка делать это самостоятельно, можно пойти вместе с ним. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку.

■ Вообще, оставляйте ребенку пути к отступлению. «Я могу представить, как сильно тебе захотелось иметь эту вещь, если ты действительно поверил, что тебе ее подарили».

Доверительная беседа — лучшая профилактика возможных сложностей. Обсудите проблемы подростка, расскажите о своих. Особенно хорошо будет, если вы поделитесь собственными переживаниями, расскажете, какие чувства вы испытывали в подобной ситуации. Ребенок почувствует ваше искреннее желание понять его, дружеское живое участие.

И еще несколько правил вашего поведения:

● Не обсуждайте негативные поступки своего ребенка в присутствии посторонних.

● Не возвращайтесь к обсуждению кражи через некоторое время, после того, как ситуация уже разобрана и пережита.

● Не провоцируйте детей на воровство. Деньги, драгоценности не должны находиться на видном месте.

● Четко осуждайте конкретный поступок, а не личность ребенка.

Как правильно действовать, в случае обнаружения факта подросткового воровства

  1. Услышав, что ваш подросток, что-то украл, постарайтесь сдержать эмоции, особенно, если он находится рядом. Знайте: ребенок наблюдает за вашей реакцией. Держите себя в руках, сохраняйте спокойствие и холодную рассудительность.
  2. Как только успокоитесь, соберите как можно больше объективной информации о случившемся.
  3. Не делайте вид, что ничего не случилось. Скажите подростку, что знаете о его поступке и хотели бы все обсудить. Ни в коем случае не давите на него. По возможности попросите, чтобы он сам, когда будет готов, все рассказал. Дайте ему на обдумывание пару дней.
  4. Не устраивайте истерик и скандалов. Силовая кара – самая соблазнительная и самая неэффективная, поскольку не решает возникшей проблемы, а чаще усугубляет ее.
  5. Важно поговорить доброжелательно и без посторонних с ребенком: выяснить, откуда вещь, как он далее хотел украденным распорядиться. Какие отношения у ребенка с владельцем вещи. Так можно понять мотивацию ребенка.
  6. Нужно дать ребенку понять, как огорчает родителей то, что происходит, но лучше не называть происшествие «воровством», «кражей», «преступлением». Спокойная беседа, обсуждение чувств, совместный поиск решения лучше выяснения отношений.
  7. Стоит обратить внимание, как ребенок сам относится к своему поступку – ему стыдно, он раскаивается, или считает, что все произошедшее — в порядке вещей. Если чувство вины отсутствует вообще, оценка родителей должна быть чёткой и определенной: подросток должен почувствовать, что такое поведение неприемлемо и осуждаемо.
  8. Не надо стремиться вызвать у подростка открытое чувство вины, не разрушать его психологические защиты. Необходимо, чтобы он понял, что воровство осуждается всеми и приводит к ухудшению отношений, а результаты воровства не приводят к достижению поставленной цели.
  9. Можно высказать отрицательную оценку действиям ребёнка, но не личности, с конкретным осуждением такого поведения.
  10. Необходимо рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи, денег.
  11. Нельзя допускать, чтобы ребенка судили публично.
  12. По возможности, организовать возврат украденной вещи. Разделить с ребенком ответственность, помочь ему исправить положение.
  13. Если украдены деньги у родителей, нужно выразить свое огорчение по поводу их отсутствия, рассказать, для чего они предназначались.
  14. Обсуждая случившееся, нужно помнить, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что подросток будет скрывать все поступки, которые сочтёт стыдными, плохими.
  15. Помогите ребенку справиться с последствиями пережитого им стресса. Скажите, что вы гордитесь его мужеством, потому что признать открыто себя виноватым – это поступок.
  16. И главное, очень важно дать понять своему ребенку, что всегда можно рассчитывать на помощь родителей в трудной ситуации.

Профилактика подросткового воровства

Лучшей профилактикой подросткового воровства является полное взаимное доверие между родителями и подростком. В семье, где родители не лгут, дети отвечают им тем же, а воровство встречается редко.

Бывает, что у ребенка нет своей личной территории, своих личных вещей, которыми он может полностью распоряжаться по своему усмотрению. У него не формируется понятие «свое – чужое». Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Именно отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи.

Активность подростка хорошо направить «в мирное русло»: нужно выяснить, что на самом деле интересует его: занятия спортом, искусством, собирание какой-нибудь коллекции, какие-то книги, фотографирование и т.д. Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным.

Подростка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.

Подростку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье – за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и т.д. Нужно постепенно передавать ему дела, делиться с ним ответственностью.

Самая простая мера профилактики подросткового воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать. Например, не разбрасывать деньги по квартире, а хранить в недоступном для него месте. Иногда одного этого оказывается вполне достаточно.

Эффективным способом профилактики воровства является выделение карманных денег. Это не должны быть деньги на завтраки в школе, это должны быть личные карманные деньги, выдаваемые регулярно, которые подросток может потратить по своему усмотрению. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Очень помогают уйти от домашних краж семейные советы, на которых члены семьи распределяют бюджет. Определяют общий доход и распределяют его на различные нужды: питание, квартплату, транспорт, крупные покупки, отпуск. На совете делаются отчисления на личные расходы как детям, так и родителям. Ребенок становится участником расходования средств и даже имеет право голоса, что поднимает его в собственных глазах и делает его более ответственным за дела семьи. Подросток, также, видит пределы семейного бюджета, он узнает, что почем в этом мире. Он учится планировать. Кражу в этих условиях совершить труднее.

Каждый родитель выстраивает взаимодействие с подростком по-своему, исходя из собственных ценностей, своего жизненного опыта и представлений.

Но если вам интересны такие вопросы, как:

— устанавливать жесткую дисциплину или стать другом своему ребенку,

— оберегать его или дать возможность учиться на своих ошибках,

— направлять развитие ребенка или позволить ему идти собственной дорогой и многие другие, тогда предложенный материал вам будет интересен и полезен.

В заключение можно сказать, что общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения подростка, выяснение которых дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража или воровство свидетельствует о психологическом неблагополучии ребёнка — это крик о помощи!

Помните: какая бы беда ни случилась с ребенком, главное – не отворачивайтесь от него, а дайте ему шанс остаться Человеком. А если потребуется – дайте такой шанс еще раз. Именно вера в ребенка, в то, что он хочет и может быть лучше, спасёт его, остановит от рокового шага.

Литература

  1. Кравцова М.М. Если ребенок берет чужие вещи. М.: Эксмо, 2002.
  2. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейберг. – М., 2004.
  3. Давыдова Э.Х. Истоки детского домашнего воровства // Детский практический психолог. Июль, 1995.
  4. Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками. – Белгород, 1995.
  5. Рудакова И.А. Девиантное поведение. – Ростов-н/Д, 2005.
  6. Мазниченко М., Нескоромных Н. Подростковое воровство // Народное образование. – 2015. — № 4.

Педагог-психолог Зяблицка О.В.

Почему крадут дети, у которых всё есть?

Нередко кражи совершают дети из состоятельных семей, которые ни в чём не нуждаются. Почему так происходит? Ребёнок хочет занять в жизненной иерархии особое место, хочет выбиться из общего ряда, показать, что он значим, что он может быть лидером. Если кража удалась и вора не нашли, ребёнок ощущает себя могущественным, «крутым» — он всех обманул, он умнее всех.

Надо ещё учитывать, что у нас сейчас преступный мир очень романтизируется в массовой культуре. Хотя, если обратиться к прошлому, то можно и там найти отношение к преступлениям как к чему-то доблестному. Вспомним того же Робина Гуда — он ведь самый обыкновенный разбойник, для которого нормально прийти и отобрать чужое добро. Удобно потом раздать его и прослыть щедрым! Но он не заработал всё это потом и кровью, не приложил никакого труда — так какое право он имел распоряжаться?

Что говорить о современной культуре, где нарушители закона очень часто становятся героями! Ребёнок не имеет ещё критического взгляда, он верит тому, что ему рассказывают, и полагает, что добро ценой преступления — это нормально. Тем более — подросток, которому нужно найти оправдание своим некрасивым поступкам, объяснить себе и окружающим, что он — не плохой, не преступник, а герой. В преступном мире вообще есть такая черта: романтизировать то, что по сути романтизироваться не должно.

План

Если ваш ребенок украл из магазина или у другого человека, запланируйте то, как вы вернете эту вещь или заплатите за нее. Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок был вовлечен в процесс. В дополнении к последствиям, которые обозначит другая сторона, добавьте свои последствия, которые будут относиться к воровству (например, работа по дому за небольшую плату, пока ребенок не заработает стоимость вещи, которую украл, а затем пожертвует заработанные деньги на благотворительность), чтобы ваш ребенок понимал, насколько серьезно вы воспринимаете эту ситуацию.

Воровство как наркотик

Сталкиваясь с романтизацией преступников в массовой культуре, подросток верит, что нет ничего плохого в том, чтобы легко достигнуть своих целей. Не получается добыть айфон честным путём — значит, можно отобрать у другого. Если в первый раз всё получается и кража сходит с рук, у него начинается эйфория, он ощущает вседозволенность.

Сейчас есть много людей, которые, чтобы пощекотать себе нервы и ощутить всплеск адреналина, прыгают с парашютом, лезут на крутые скалы, занимаются экстремальными видами спорта. Воровство сродни всему этому. Постепенно оно становится своеобразной зависимостью, болезнью. Профессиональный вор может быть очень состоятельным человеком, которому нет нужды воровать, но он всё равно идёт и крадёт — не потому, что ему нужны деньги, а чтобы ощутить опасность, пощекотать нервы. Это для него как наркотик, он не может без этого. Ребёнок, если его не остановить вовремя, может тоже прийти к такой зависимости. С одной стороны, он самоутверждается, показывает, насколько крут, с другой — ощущает эйфорию от пережитого всплеска адреналина. Именно поэтому так опасно, если ребёнок крадёт безнаказанно. В таких ситуациях надо бить во все колокола, потому что человек пропадает.

Выясняем его мотивацию

По статистике, подростковое воровство является очень распространенным явлением. Причины у него могут быть самыми разными: от желания любой ценой получить понравившуюся вещь до потребности во внимании и банальной скуке. Поэтому вашей первой и основной задачей является выяснение мотивов такого поведения.

Возможно, узнав, что ваше драгоценное чадо таскает мелочь из кармана или, того хуже, прикарманивает вещи в магазинах, вы придете в ужас и негодование. Это вполне естественная реакция, однако психологи рекомендуют не накидываться на ребенка с обвинениями. Спокойно и доброжелательно побеседуйте с ним и постарайтесь узнать, что заставляет его так поступать.

Подросток крадёт: что делать?

Если вы обнаружили, что какой-то подросток крадёт, прежде всего надо обратиться к его семье. Родители могут даже не подозревать, что у них под боком случилась такая беда. Раньше окружающие не были так равнодушны к чужим детям. Родители не защищали личные границы своих чад так рьяно, как сейчас, и каждый сосед за проступок мог наказать точно так же, как и родители. Сейчас никто не хочет связываться с чужими детьми, потому что можно от родителей не то что поддержки не получить, но, наоборот, попасть в очень неприятный конфликт. Родители же, всячески выгораживая и защищая своих детей, нередко просто губят их, потому что преступления оказываются безнаказанными, что ведёт к усугублению преступных наклонностей ребёнка.

Если родители не реагируют, нужно обращаться в правоохранительные органы, потому что если из подростка вырастет профессиональный вор, ничего хорошего в этом не будет. А если эти кражи приведут к необходимости защищаться, и он нанесёт травму другому человеку? Это уже другая статья, другое наказание, после которого судьба подростка может пойти по очень печальному сценарию.

Что делать родителям, если ребенок ворует. Как отучить ребенка воровать?

Во-первых, нужно быть на стороне ребенка, потому что вы его опора и поддержка в любом случае. Будьте рядом, чтобы он это чувствовал.

Не стоит кричать, ставить клеймо и обзываться («воровка!»). Лучше разобраться в ситуации: какие мотивы были у ребенка? Можно обратиться к психологу, который поможет посмотреть на ситуацию со стороны, подскажет, что делать дальше.

Не нужно пытаться «замять» ситуацию, скрыть. Ребенку должно быть стыдно, он должен понять последствия своего поступка, чтобы такое больше не повторилось и не привело к еще худшим последствиям. Иногда одних разговоров и увещеваний мало, ребенок должен «прожить» ситуацию, испытать на себе весь этот гнев, осуждение, чувство вины и стыда.

Родители девочки тоже побеседовали с психологом. Когда они узнали о группе подростков в школе, они перевели девочку в другую школу. Мама поняла, что слишком идеализировала дочку, поведение девочки могло быть протестным, потому что ребенку сложно быть все время идеальным. Родители поняли, что их стиль воспитания был слишком опекающим, они многое решали за ребенка. Они не видели за созданным образом личность, с ее желаниями, ее потребностями.

С девочкой мы обсуждали ценности, самооценку, дружбу и любовь. Придумывали разные способы, как можно стать интересной для сверстников более экологичными способами.

Реагировать и выяснять причины

Что делать родителям-христианам, если они столкнулись с тем, что их подрастающий ребёнок ворует? Прежде всего — ни в коем случае не закрывать глаза на произошедшее и выяснять, почему так случилось. Вообще, я бы рекомендовал обязательно реагировать на детское воровство, в каком бы возрасте оно не случилось. Даже если ребёнок просто взял без спроса игрушку в детском саду, нужно с ним разговаривать и объяснять, что так не делают. Надо проводить беседы с детьми до того, как они совершают что-то плохое.

Второе: надо найти причину, по которой подросток крадёт. Ведь дети сейчас видят у своих сверстников много того, что им по каким-то причинам недоступно. Потому важно не доводить детей до воровства. Не надо требовать, чтобы ваши православные дети смирялись и носили что похуже. Не надо одевать девочку в юбки до пят, а мальчиков рядить в чёрный цвет и старомодные брюки. Ребёнок не должен чувствовать себя ущербным. Если воровство стало реакцией на это, то родителям нужно уделить внимание его одежде и вещам.

Возможно, ребёнку не хватает внимания в его компании, он хочет произвести впечатление или занять место крутого парня. Нередко такое желание тоже имеет корни в семье: ему там не хватало похвал, ощущения собственной значимости — вот он и стал искать их за пределами своего дома, в кругу приятелей.

Ребёнок может не понимать значимости того, что имеет, не осознавать ценности денег. У меня был недавно случай: мальчик стащил деньги у родителей. Оказалось, ему нужны были карманные деньги. Родители пришли ко мне с этой проблемой, и я предложил дать ему заработать у меня при храме. У нас идёт стройка, и мы придумали ему дело — перенести кирпичи. Мальчишка работал долго, очень устал, по окончании дела он получил от меня свою первую зарплату. Мы поговорили, и с тех пор проблема ушла: он понял, что деньги даром не достаются, что заработать по-настоящему — это совсем не то, что получить сумму от родителей.

Не наказывайте вора

Нет, это вовсе не значит, что нужно закрывать глаза на проступок! Но и физическое наказание не имеет смысла. Правило наказания просто: нельзя направлять воздействие от личности родителя к личности ребенка.

Наказывать должна сама ситуация. А объект наказания – неправильное поведение, а сам ребенок остается любимым. Второе – последовательность. Никаких двойных стандартов: папе можно, а тебе нет; вчера было можно, а сегодня нельзя; вчера наказывали, а завтра махнули рукой.

На месте преступления

Малыша можно окликнуть из другой комнаты, переключить его внимание, а затем расспросить, что он делал там, где был замечен. Если воришке от 3 до 6 лет, то диалог с ним можно вести вполне открыто, сказав: «Я видел(а), как ты сделал(а) это

Ты знаешь, мне стало очень обидно за обладателя этой вещи. Я сразу подумал(а), как сильно он(а) расстроится…»

От застигнутого врасплох подростка можно ожидать реакции гнева или откровенной лжи.

В обоих случаях не нужно повышать голос и использовать повелительное наклонение.

Лучше тихо полушутливо спросить: «Тебе нужна моя помощь? Я тут собиралась дать тебе несколько сотен на кино, но вижу ты справляешься сам(а). Только ты берешь не из того кошелька (кармана, сумки). Для тебя я отложил(а) деньги в копилку (шкатулку, баночку). Сколько тебе нужно?» Вопрос задается для того, чтобы втянуть ребенка в диалог.

Продолжив разговор, обязательно выясните, для чего нужна сумма. Для ряда приобретений нужно вместе запланировать бюджет и срок покупки, для других – объяснять, что такие расходы нерациональны или непозволительны для семьи сейчас. Завершить диалог обязательно нужно компромиссом, договором.

За давностью лет

Наказание неэффективно, если оно последовало не вовремя. За события давно минувших дней детей не наказывают – это совсем не улучшает положение завтра, зато вредит контакту и психологическому комфорту сегодня.

Если о факте воровства стало известно постфактум, то с ребенком можно разве что побеседовать о том, осознает ли он свою вину

Важно, чтобы в этом разговоре прозвучала фраза: «Молодец, что не побоялся рассказать об этом»

Карманные деньги и возможность зарабатывать

У детей, особенно у подростков, должны быть карманные деньги. Им важно иметь возможность что-то купить, угостить друзей — у них так принято. Не каждый может попросить их у родителей, многим просто неловко. Отсутствие карманных денег может подтолкнуть на воровство. Как этого избежать? Либо давать ребёнку какую-то небольшую сумму, либо придумать, как он может эти деньги заработать. Во все времена желающий найти работу её находил. Моя семья жила скромно, и я пошёл подрабатывать на рынок грузчиком, чтобы иметь собственные деньги. Сейчас есть возможность зарабатывать с помощью интернета.

Найти подработку могут помочь и родители. Один мой знакомый поручил дочке за определённую плату делать в интернете рассылку объявлений о приёме на работу для большого круга лиц. Она с удовольствием этим занималась, в итоге и отцу помогала, и зарабатывала. Такая практика кажется мне очень верной: ребёнок приучается к мысли, что прежде чем что-то получить, надо потрудиться. Если же подросток получает деньги от родителей просто так, ему будет казаться, что они ничего не стоят — и такое отношение сложится не только в отношении своих денег, но и в отношении чужих.

Черно-белый экран и папка на пароле

— У вас есть какие-то идеи, как можно снизить уровень залипания в телефоне?

— Например, покупать игры вместо того, чтобы ребенок играл в бесплатные.

— Неожиданно. Мы против этого боремся, а теперь еще покупать?

— В бесплатном контенте будет реклама, ребенка будут постоянно куда-то затаскивать, он будет кликать. А если вы купили, то производитель получил то, что хотел.

Потом снижать яркость пятна внимания. Вот у вас черно-белый экран, почему?

— Я борюсь с собственной зависимостью от телефона. С таким экраном я реже захожу в соцсети, даже фотографии делать неохота.

— Вот. Хотите дать ребенку посмотреть мультфильм, пусть смотрит в черно-белом варианте. Чтобы не было этого эффекта «Ах, как красиво!» Смартфон слишком яркое пятно в окружающем фоне. Можно сделать пониженную контрастность цветов.

Как сохранить безопасность детей в интернете во время пандемии

Ставьте сразу режим родительской безопасности. Если уж совсем жаба давит, жалко денег на родительский контроль, поставьте папку с паролями в телефоне. Туда складывайте все, что ребенку не нужно для учебы, и снимайте пароль в оговоренное время. Мне на это родители иногда говорят: «Как все это сделать, я даже не знаю пароль от телефона».

Если вы не можете договориться с ребенком о таких мерах, значит, есть серьезные проблемы и, возможно, на некоторое время нужно вообще забрать у ребенка телефон. Но нельзя просто забрать. Нужно провести разъяснительную беседу, объяснить мотивы своих действий, может быть, тогда ребенок согласится на установку ограничений.

— Понятно. То есть образовываться все же родителям придется.

— Да, нужно учиться, требуются специальные навыки. Это повышенной сложности среда, она требует культуры ее использования. Родитель — самое уязвимое и некомпетентное звено в системе игровой индустрии.

Например, чтобы разобраться и потом помогать другим, я прошел программу повышения квалификации на психфаке МГУ «Современные подходы к психотерапии зависимостей». Теперь у меня есть курс для родителей о детской гаджетомании и группа в фейсбуке.

— Если ребенок под видом уроков сидит за компьютером семь часов и непонятно, играет он или программирует — что родителю делать?

— Значит, какая-то ерунда происходит. Ставьте родительский контроль, он позволяет сделать настрой на ряд сайтов, на которые не нужно заходить, также вы будете знать, что делает ребенок.

— И тут, мне кажется, может всплыть вторая проблема после компьютерной беспомощности. Родитель в ситуации зависимости может опасаться что-то ребенку запретить или ограничить его.

— Значит, в семье созависимые, нездоровые отношения. Если ничего не делать, то однажды перед вами может встать непростой выбор — либо вы будете обслуживать зависимость, либо вы должны будете сдать своего ребенка в органы соцопеки.

Если вы чувствуете, что вы не справляетесь, то я рекомендую обращаться за социальной помощью, обращаться к психологам, ходить на группы созависимых.

Не решая проблему, вы обслуживаете зависимость ребенка, не влияете на ребенка, не умеете обеспечить здоровый контроль и выстроить границы, не умеете обсуждать сложные и болезненные темы.

— А какая, по-вашему, главная ошибка родителей?

— Если ты что-то сделал, то получи взамен час игры. Если ты что-то не сделал, я у тебя их отберу. Это неправильно. Формируется сверхценность предмета зависимости. Очень скоро это поведение выйдет из-под контроля, ребенок начнет обманывать, хитрить, юлить и так далее. И это, кстати, неплохой сценарий.

Плохой сценарий, если он будет следовать всем этим инструкциям и будет просто послушно делать то, что вы ему говорите, ради гаджета — так вы делаете из ребенка раба, лишаете его субъектности. Лучше, когда есть степень свободы, сопротивление и бунт, чем когда есть слепое подчинение.

— Бунт тоже может плохо закончиться. Я знаю истории, где дети бросаются на родителей.

— Я знаю, что есть такие эпизоды, когда дети даже бьют родителей, как правило, мам, которые не могут им противостоять. 14–15 лет — это уже крупные подростки, при неконтролируемой агрессии они могут быть опасными. Тут уже надо обращаться за помощью профессиональной.

Работа с зависимостью требует для начала расписаться в своей собственной некомпетентности. Первый шаг: «Я не могу с этим справиться, у меня нет сил, ресурсов и возможностей. Мне нужна внешняя помощь». Внешняя помощь может быть в виде сообщества, книг, группы поддержки, психологов и так далее, органов соцопеки. Есть бесплатные методы работы.

Это не шутки. Психика зависимого человека может начать формироваться в шесть лет. И какое-то время это будет почти незаметно. Но к 10 годам проблемы нарастают как снежный ком. Что будет дальше, во многом зависит от родителей.

Обеспечить занятость

Нередко преступления совершают подростки, у которых много свободного времени. Раньше все мы были заняты целый день: школа, дополнительные занятия или тренировки, потом ещё уроки надо успеть сделать. Сейчас всё платно, у родителей не всегда есть возможность пристроить детей куда-то, но это нужно сделать. Даже если подростки не будут ходить в секции или кружки, надо обеспечить им занятость в течение дня. Это могут быть какие-то обязанности по хозяйству, помощь соседям, знакомым. Главное — не допускать безделья и приучать ребёнка к труду. Без этого трудно воспитать истинного христианина. Ведь настоящий христианин — это не тот, кто целый день лежит на диване и говорит: «Господи, помилуй и дай мне что-нибудь поесть!», — а тот, кто вкалывает целый день. К чему был призван Адам? — возделывать и хранить райский сад. Вот и наша задача сейчас возделывать то, что нас окружает.

Плохая компания

Многие подростки начинают воровать и совершать другие подобные проступки в компании друзей, без которых они даже не подумали бы о таких действиях. Если ваш ребенок ворует в присутствии друзей, вам стоит обсудить с ним эту проблему. Вы можете подумать о том, чтобы запретить вашему ребенку водиться с этими друзьями, но нужно оставаться реалистами – подобная стратегия обычно действует противоположным образом и делает этих друзей еще более привлекательными для подростка. Вместо этого вам стоит вместе с ребенком поработать над умением отказываться. Научите его говорить: «Вы можете делать то, что вам захочется, но я больше не хочу неприятностей, поэтому я подожду снаружи».

Без перемен в семье специалисты не помогут

Если родители выяснили, что ребёнок крадёт, чтобы занять определённое место в подростковом сообществе, можно обращаться за помощью к психологу. Я не вижу в этом ничего плохого, ведь если у человека болит зуб, он идёт к стоматологу, если нога — то к травматологу. Проблемы поведения требуют помощи специалиста, это нормально. Возможно, в более тяжёлых случаях потребуется обратиться к психотерапевту.

Не скажу, что сразу нужно обращаться к врачам. Порой родителям нужно начать уделять своему ребёнку больше времени, и даже если они его в чём-то упустили, есть шанс эту связь восстановить. Не надо ругать и сразу хвататься за ремень — это не поможет построить доверительные отношения. Многие дети ведь у нас просто запущены из-за родительской занятости. Большинство пап и мам дают им возможность сидеть сколько угодно в гаджетах или гулять с кем угодно, лишь бы не мешали, лишь бы дали отдохнуть. Это приводит к утрате связи между ними. Как бы доверительно такие родители не разговаривали с проштрафившимся подростком, разговоры ничего не изменят. Нужно менять формы общения, нередко нужно менять даже место жительства — потому что, если ребёнок будет общаться в той же компании, которая довела его до преступления, толку от вразумлений будет мало. Если же в семье ничего вообще не меняется, то не помогут даже специалисты, какими бы хорошими они ни были.

Как предотвратить воровство денег подростка у родителей: советы психолога

Любую проблему легче предотвратить, чем потом решать. На какие моменты стоит обратить внимание, чтобы в последующем не плакать горькими слезами? Психологи советуют:

  • строить общение на доверии и воспитывать на личных примерах, делиться собственным опытом;
  • постараться определить склонности малыша и подобрать ему хобби, которое увлечет и займет значительную часть времени;
  • доверять ему домашние дела и определить круг ежедневных обязанностей: например, поливать цветы, ухаживать за домашними питомцами, ходить за продуктами;
  • научить уважительно относится к окружающим и их чувствам, чтобы маленький человек понимал, что неосторожным поступком способен причинить боль другому;
  • чадо должно понимать, что в семье у каждого есть личные и любимые вещи и четко отличать «мое-чужое»;
  • продумать место, где будут храниться деньги, чтобы они не лежали на видном месте, провоцируя кражу;
  • при желании ребенка купить ему вещь, которая действительно является необходимой и давать средства на небольшие расходы, чтобы определять ценность своих покупок.

Предложенные меры не всегда предотвращают кражи, но значительно снижают риск их возникновения. Если же проблема воровства «не обошла стороной» семью и ребенок начал воровать у домашних и посторонних людей, у сверстников, в магазинах, то нужна помощь специалиста, иначе последствия могут оказаться крайне печальными.

Психологи советуют, что если подросток ворует и врет, то необходимо найти контакт со своим ребенком, что является сложным моментом, выяснить исходный момент, чего не хватает подростку и что спровоцировало ступить «на скользкий путь».

Если подросшее дитя раскаивается, то родители найдут варианты и решить вопрос с минимальными потерями. Не нужно упрекать и наказывать, нужно отработать «пути отступления». Например, вернуть украденное или частично возместить нанесенный ущерб. Если стыдно, то достаточно положить сворованную вещь на место, где ее найдет хозяин.

Но игнорировать кражу, даже совершенную единожды, нельзя. Возможно, этот поступок не повторится, но чаще ситуация безнаказанности приводит к систематическому воровству. Ее сложно предугадать и остановить, трудно бороться, но изменить положение можно. Главное, найти подход к своему ребенку.

Исправительные учреждения не исправляют

В колонию для несовершеннолетних ребёнок сейчас может попасть с четырнадцати лет. В колонию для взрослых попадают преступники, которым исполнилось восемнадцать. Нужно рассказывать детям о том, какие действия приводят к таким печальным последствиям. Можно смотреть с ними фильмы — художественные и документальные, — в которых честно рассказывается о зоне, жизни за решёткой, судьбах заключённых. Например, мне всегда нравился фильм «Пацаны» — рекомендую посмотреть его с вашим ребёнком. Не надо запугивать, надо обсуждать.

К сожалению, не зная реального положения вещей, представляя жизнь в колониях по кино и сериалам, подростки склонны заблуждаться о том, что их там ждёт. Им кажется, они будут похожи на какого-нибудь героя, который попал в тюрьму по недоразумению и обрёл там авторитет благодаря своим особым качествам характера. Но в тюрьмах царят свои законы, и в колонии для малолетних тоже. Там есть свои авторитеты, требующие неукоснительного подчинения, которые будут добиваться этого подчинения любыми способами, самыми жестокими, извращёнными и отвратительными — такими, о которых и говорить не хочется. Да, там будут совсем молодые преступники, почти дети, но не надо забывать, что очень часто дети бывают намного более жестокими, чем взрослые. Они ещё не умеют жить, и потому им кажется, что насилие — это самый лучший и самый действенный способ добиваться желаемого.

Насилие будет окружать подростка в колонии днём и ночью. У него вряд ли получится выйти оттуда нормальным человеком. Ни одна колония человека не исправила. Там только ломают и калечат. У нас вся система устроена так, что исправительные учреждения не исправляют. Если у человека есть внутренний стержень, своё кредо, через которое он не согласен переступать — тогда, возможно, шанс у него есть. В конце концов, не все попадают в колонию из-за умышленных преступлений, можно ведь, например, на машине человека сбить и там оказаться.

Если человек не хочет стать на преступную стезю — у него есть шанс, если же он выбрал путь преступника, то уже не вернётся на путь честного человека, потому что у него свои правила, своя честь, свои способы утверждаться. Если подростка привлечёт вся эта романтика, он пойдёт дальше, во взрослую тюрьму, где его научат, как «правильно» жить, как зарабатывать. Конечно, это путь тупиковый. Если говорят, что ничего страшного в том, чтобы попасть в колонию, нет — не верьте, это неправда. Там очень страшно. Помню наш визит к ребятам, которые после суда ждали распределения по колониям. Не могу забыть взгляд одного парня, который понял, насколько страшно место, в которое он попал. Это очень тяжело было видеть.

Как привлекаются несовершеннолетние?

К несовершеннолетним, которые совершили мелкую или крупную кражу, в общем случае применяются такие административные меры:

  1. требование публично извиниться перед потерпевшим;
  2. вынесение предупреждения;
  3. объявление обычного или строгого выговора;
  4. передача ребенка под надзор родителей или опекунов, воспитателей, под наблюдение труд коллектива или общественной организации, если они согласны;
  5. передача виновного на перевоспитание гражданскому объединению или рабочему коллективу по их желанию;
  6. помещение ребенка в специальное лечебно-воспитательное заведение (за исключением профилакториев для наркоманов);
  7. помещение ребенка (если он совершил особо опасные деяния или злостно нарушает общественные правила) в специальное учебно-воспитательное заведение. Малолетний от одиннадцати до четырнадцати лет может попасть в спецшколу, а с 14 до 18 лет — в специфическое ПТУ. Комиссия по делам несовершеннолетних может назначить такую меру с испытательным периодом до года.

Городские и районные комиссии могут предлагать ограничение или лишение ребенка в возрасте 15-18 лет возможности пользоваться своими заработанными деньгами или стипендией, если такие начисления имеют место.

Ответственность для 14-летнего

Согласно ст. 90 УК РФ ребенок, который совершил незначительную кражу, может не нести уголовную ответственность, если будет доказано, что его исправление может произойти при помощи принудительного административного влияния.

Так, 14-летнему могут быть назначены следующие виды санкций:

  • предупреждение;
  • надзор со стороны родителей, опекунов или специального органа;
  • обязательство загладить вред;
  • установление определенных правил к поведению подростка, ограничение его досуга.

Если ребенок систематически не придерживается назначенных мер или продолжает совершать кражи на крупные суммы, по заявлению специализированного органа эта мера отменяется, информация направляется для повторного рассмотрения и привлечения подростка уже к уголовной ответственности.

Наказание для 15-летнего

К пятнадцатилетним подросткам, которые совершили кражу, применяются все вышеописанные административные меры, также их могут обязать возместить материальный ущерб, если у ребенка есть свой заработок. При этом размер урона не должен превышать половины суммы минимальной заработной платы в стране.

Что грозит 16-летнему подростку за кражу?

16-летний подросток за обычную мелкую кражу получит административную меру пресечения, указанную выше, а также будет должен выплатить штраф. Однако это возможно лишь в том случае, если ребенок имеет свой заработок.

Если преступное деяние совершается не в первый раз или относится к тяжкой категории, 16-летнему подростку может грозить уголовное наказание вплоть до лишения свободы.

Другие опасности

Невозможно защитить детей от всех бед на свете. Опасность может прийти откуда не ждёшь. Чтобы предупредить неприятности, нужно знать круг общения детей. Однако в современном мире и этого мало: сейчас дети общаются в соцсетях, на различных сайтах, и следить за таким общением намного сложнее. Мы все помним шумиху вокруг сообщества «Синий кит», которое призывало подростков совершать самоубийства. Люди на расстоянии влияли на детей, причём нередко — детей благополучных.

Подростки управляемы, и умелые психологи знают, как заставить их либо постоять «на стрёме» во время совершения ограбления, либо сделать закладку наркотиков в нужное место. Наша задача — не быть равнодушными. Мы должны рассказывать об опасностях, отслеживать, с кем общается ребёнок, вновь и вновь делать всё, чтобы не разорвалась ниточка доверия. Я имею в виду не выпытывание тайн, а нормальное общение. Конечно, оно не обезопасит от всего, но даст возможность не растеряться в неожиданной ситуации.

Нам нужно быть бдительными. Есть слепая любовь к детям, которая не задумывается о том, что ребёнок не может расти без ограничений и рамок. Но без контроля и ограничений жизнь ребёнка превратится в хаос, и наша задача эти рамки создать. Ну и, конечно, надо за детей молиться — это главное оружие родителей-христиан.

Протоиерей Георгий Цыганов

Золотая середина

Когда речь идет о вашем ребенке и материальных благах, постарайтесь найти золотую середину. Поймите, что такие вещи, как одежда или техника, играют очень важную роль для подростка, так как они выступают в качестве способа демонстрации как индивидуальности, так и принадлежности к определенной группе, которая является для него важной. Не выдавайте подростку всего, о чем он попросит, так как это может создать у него ощущения вседозволенности и отсутствие уважения к собственности других. Вместо этого позвольте подростку заработать материальные блага на их выбор с помощью длительных периодов хорошего поведения, также вы можете помочь им найти способ зарабатывать деньги самостоятельно.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Найдите ребенку дополнительные занятия

Поощряйте саморазвитие, пусть подросток расходует свою энергию на то, чтобы оттачивать свои навыки и способности продуктивно, к примеру, с помощью занятий каким-то спортом или участия в кружке по интересам. Это поможет ребенку наладить общение со сверстниками, у которых есть какие-то другие интересы кроме материальных ценностей и последних модных новинок.

Урожайное кольцо: сосед научил, как правильно «будить» картошку

Сын Шепелева и Жанны Фриске получил первый кубок в турнире по теннису

18% поедут по России, 7% — за границу: россияне рассказали о планах на лето

«Четыре возраста» детского воровства

  1. Неосознанное (0-3 года) Пример: маленький Ванечка видит интересную безделушку. Она ему нравится, и ребенок кладет вещь себе в карман, чтобы иметь возможность подарить ее одному из родителей на день рождения.
  2. Детское (4-11 лет)
    Пример: Таня приносит в школу ручку, в которой много разных цветов. Родители купили ее в подарок за прилежную учебу. У Светочки такой нет, поэтому она забирает ручку себе и сворачивает вину на третью их подружку.
  3. Мелкое подростковое (12-17 лет)
    Пример: «Продвинутые» подруги Даши крадут в супермаркете «Киндеры» и предлагают ей присоединиться. Ну как тут откажешься?
  4. Настоящее осознанное воровство (подростки и 18+)
    Примеров тут миллион, но самое главное то, что это уголовно наказуемо.

Конечно, кража в детском возрасте может показаться мелочью. Но если упустить этот момент в детстве, потом будет сложнее справиться с проблемой! Украсть – это очень личный и стыдный проступок. Но сколько человек во всем воровали! Каждый, наверное, хоть раз, да хотел бы присвоить себе что-нибудь чужое, а скорее всего даже делал это. Родители, вспомните своё детство – случалось ли такое, что Вы или кто-то из Ваших друзей воровал? Что из этого вышло? Какие чувства вы испытывали при этом? Ваш ребенок вряд ли Вам об этом расскажет, а родителям часто неудобно поднимать такую тему в разговоре с ребенком.

Родители, вспомните своё детство – случалось ли такое, что Вы или кто-то из Ваших друзей воровал? Что из этого вышло? Какие чувства вы испытывали при этом? Ваш ребенок вряд ли Вам об этом расскажет, а родителям часто неудобно поднимать такую тему в разговоре с ребенком.

Поймали ребенка на лжи — не устраивайте скандал

Способность к вранью проявляется у ребенка одновременно с умением правильно и связно говорить, к 3-м — 4-м годам. При этом следует помнить, в этом возрасте ложь малыша связана с проверкой границ дозволенного и познанием окружающего мира. В дошкольном и подростковом возрасте дети прибегают к неправде осознанно, если хотят выделиться на фоне одноклассников, избежать насмешек со стороны сверстников, уйти от заслуженной кары. Если подростка поймали на лжи, прежде всего, следует сохранять спокойствие духа. Необходимо понять, какие причины и обстоятельства им двигали, какие страхи и проблемы он испытывает. Не торопитесь с наказанием, проведите ревизию своих отношений с отпрыском.

  • Доверительные отношения с ребенком — залог успеха и самый эффективный путь для исправления ситуации. Здесь поможет введение практики бесед и активного слушания.
  • Если подросток не хочет делиться личными секретами, уважайте его выбор, не давите. Придет время, он это оценит и, возможно, поделится своими секретами.
  • Не провоцируйте ложь вопросами с заранее известными ответами, например: «Ты подготовил реферат?», «Ты закончил домашнюю работу?». Подросток начнет выкручиваться, что почти все сделал, или еще есть время для этого, или просто соврет. Замените такие вопросы фразами, начиная их словами «Я заметила…» и предложите помощь. Скажите: «Я заметила, что ты не окончил реферат. Тебе помочь?»
  • Снизьте гиперопеку ребенка. Тотальный контроль может привести к утаиванию от родителей реальной картины жизни, дабы избежать разбирательств и обвинений со стороны взрослых. Установите для каждого действия правила, которые должны соблюдать все члены семьи. Если подросток, например, задерживается и не успевает вернуться к определенному часу, то установите правило — обязательно звонить домой. Никто не выполнит домашние обязанности, если ребенок, на которого они возложены, поленился или не нашел время. Не жалейте его, иначе он придумает тысячу причин для отказа от работы, зная, что его заменят. Зная строгость установленных правил, отпрыску не придется прибегать ко лжи, ведь это не поможет. Естественно, это не касается случая недомогания или болезни.
  • Низкая самооценка ребенка также может быть причиной лжи. Объясните, что любовь родителей к нему является безусловной, не зависящей от его достижений и успехов. И примите меры для повышения его самооценки. Подростковый возраст лучше переживается при наличии увлечений и хобби.
  • Сами не лицемерьте и не лгите дома, постарайтесь подавать личный пример правдивости. Помните, ребенок копирует образ жизни родителей. И если уж он стал свидетелем неправды из ваших уст, то объясните, почему в данном случае говорите неправду.

Эти стеклянные глаза знакомы многим родителям

— Было ли для вас все это неожиданностью? Я часто вижу мнение: «Надо заниматься ребенком, читать книги, водить в походы, и тогда он не будет зависим от компьютера». Вы можете сказать, что не занимались сыном?

— Мы занимались, у нас хорошая компания. Создавали обогащенную среду, у ребенка была культурная нагрузка. Накануне этих событий катались на великах, купили шашлык, устроили пикник в лесу, болтали. Все признаки нормального контакта были. При этом со школьной программой он справлялся легко, и время оставалось. Эти два пласта реальности вполне между собой сосуществовали — были тревожные сигналы, и были сигналы здоровые.

Тревожные сигналы я почему-то прозевал. Например, я многое списывал на подростковый период, все эти выплески агрессивные. Это сейчас я знаю, что в 11 лет этого быть еще не должно.

«Меня дважды выгоняли из школы, но я играл по 16 часов в день». Можно ли бросить видеоигры раз и навсегда

Мы по итогам достижений сына даже собрали игровой компьютер. Думал, может, я чего-то не понимаю, может, киберспорт — это будущее моего сына. Пусть тогда это будет сложноорганизованная деятельность. Я пригласил профессионального геймера, чтобы он помог со стратегией и командой. Но сына в это время интересовала уже не столько игра, сколько азартная деятельность. Он уже вляпался в зависимость от игры на деньги, был втянут в более серьезные вещи.

— То есть вы пошли по пути не запретить, а возглавить революцию?

— Конечно. Дети сейчас мечтают о киберспорте. Но это очень сложная работа. Я хотел, чтобы он прочувствовал, что это реальные нагрузки, целеполагание, лидерские качества, это определенный режим работы внимания.

Был еще сигнал. У него был простенький комп в комнате. Вроде бы мы следили, чтобы он за ним не сидел. Оказалось, что он ночами смотрел там фильмы, переписывался. А мы потом утром почему-то не могли разбудить ребенка. В школе он начал спать на уроках.

Должен быть режим, потому что формируется организм, сложные нейронные структуры, нейронные ансамбли — это все очень влияет на формирование функций внимания.

— Вы писали, что стали общаться с родителями других детей. И они вам рассказывали про игровую зависимость. Что именно?

— Например, когда старший брат говорит: «Если вы мне не будете давать играть, я буду бить младшую сестру». Рассказывали, как дети обзываются и матерятся: «Вы самые плохие родители». Постоянные порывы агрессии. Отсутствие контроля времени. Ребенок ничего не хочет, кроме игр.

Иногда говорят: «Пусть играет, наиграется». Не наиграется. Зависимость ненасыщаема — сколько бы ни играл, все мало. Родители понимают, что постоянно возвращаются к разговорам про телефон, к скандалам про телефон, к попытке ограничить, проконтролировать.

Отец и мать по большому счету имеют право на благодарность от ребенка, на «спасибо», на хорошо проведенное время. Когда что бы ты ни сделал, ты всегда виноват — это ненормально.

Ты стараешься сделать одно, другое, третье, создать обогащенную среду, а ребенку ничего не нравится. «Мне ничего не нравится, дайте телефон, и все», — это уже признак зависимости. Возникают проблемы с мотивацией, контактом, доверием. Все фокусируется вокруг одной темы.

Обычно если увлечение ребенка созидательное, то улучшается дисциплина, он больше успевает в других местах, появляется собранность, зрелость. А тут — отрешенное лицо. Эти стеклянные глаза знакомы многим родителям: «Ты меня не пробьешь, ты ничего обо мне не знаешь, ты меня не понимаешь».

— Примерно сколько детей, по вашим оценкам, находятся сейчас в таком состоянии?

— По моим ощущениям, не менее 60%.

— Вам известны какие-то креативные попытки родителей бороться с этим? Я, например, знаю историю папы, который тайком платил деньги друзьям-геймерам сына, чтобы они рушили его игру. Ему в конце концов стало неинтересно, перестал играть.

— Да, это в Китае было.

Мама одной девочки, которая очень увлеклась YouTube, предложила дочке не мыть посуду, а снимать ролик, как Маша моет посуду. И девочка включилась: «Сейчас я расскажу своим подписчикам, как мы моем посуду». Вполне себе креативный подход.

Вообще, обычно пытаются просто запретить. Один мальчик сидел в телефоне, увлекся в 12 лет ставками в букмекерских конторах. Папа даже вдохновился: «Это развивает интеллект». После того, как через месяц этой деятельности сын обругал папу матом и закатил ему истерику, тот отобрал телефон и больше не дает.

Мы как родители сталкиваемся с новым явлением, а отношение у нас еще не сформировалось. Гаджет — это не просто игрушка, это как бензопила, условно, это и полезная вещь и опасная. Чтобы ею пользоваться, нужно сначала сформировать определенные навыки. Ребенок их развить самостоятельно пока не может, нужен компетентный взрослый.

Покажите последствия воровства

Еще один метод – не рассказывать, а показать конкретные примеры того, что может случиться, если ребенок будет пойман на воровстве. Если ваш подросток взял у вас деньги или какие-то вещи, некоторые родители рекомендуют вызвать полицию и устроить «притворный» арест, чтобы полицейский объяснил ребенку, какие могут быть последствия и как изменится вся его жизнь. Эта тактика может показаться экстремальной, кроме того, она подойдет только тогда, когда кража коснулась непосредственно вас, ведь тогда именно вы решаете, обращаться ли в полицию. Тем не менее есть и плюс – данный способ может настолько испугать подростка, что он никогда больше не захочет воровать. Обдумайте, уместен ли такой подход в вашей конкретной ситуации.

Проводите с подростком больше времени

Если воровство – это попытка привлечь внимание, игнорировать ситуацию ни в коем случае нельзя. Постарайтесь на регулярной основе проводить время вместе с подростком, продемонстрируйте, что он вам не безразличен. Предложите ему заняться чем-нибудь вместе – выбирайте то, что действительно его заинтересует, к примеру, сходите на концерт его любимой группы. Вы можете обсудить в такой ситуации неловкие вопросы и темы, которые вызывают дискомфорт. Убедите подростка, что стесняться нет никаких причин и что воровство не выход. Объясните, что к вам всегда можно обратиться за помощью и что презервативы и другие виды контрацепции это не то, из-за чего стоит начинать воровать.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]