Второе препятствие: когнитивная перегрузка во время реакции «бей или беги». Пытаясь кого-то обмануть, лжецы думают одновременно о многом. Приходится контролировать вербальные и невербальные признаки, помнить о том, что они уже сказали и чего не сказали раньше, следить за тем, чтобы сочиненная ими история звучала логично и правдоподобно.
Кроме того, лжецам приходится постоянно держать в голове, какие слова, жесты или выражения лица могут их выдать. Другими словами, когда человек говорит неправду, его мозг полностью включен. Когнитивная перегрузка создает трудности для мыслительного процесса и речи, что, соответственно, мешает успешно обманывать, объясняет Джон Шафер.
Первый совет: для того, чтобы лгать более эффективно, нужно определять и осознавать самое начало реакции «бей или беги» и предпринять усилия, чтобы устранить или скрыть ее проявления. Это даст дополнительные ресурсы для убедительного обмана.
Когнитивная нагрузка
Когнитивная нагрузка возникает, когда задействуются такие процессы, как мышление, внимание, память. То есть человек излишне умственно перенапрягается. Но как во время разговора можно понять, что собеседник лжет? Психологи доказали, что лгать значительно сложнее, чем говорить правду. Мозг напрягается, и человек излишне нервничает.
Честность – принятие себя
Зигмунд Фрейд утверждал, что потребность говорить правду в людях очень сильна. Причина этого в том, что человек хочет, чтобы его поняли окружающие. Но часто он сам не понимает и не принимает себя. Он надевает одну маску, меняет ее на другую, но даже представить себе не может, что можно жить без них.
Чем лучше человек понимает сам себя, тем сложнее ему врать себе и окружающим.
Люди врут, чтобы предстать перед другим в выгодном свете, но внутренний голос говорит им о том, что смысл нашего существования заключается совсем в другом. Чем человек лучше понимает и принимает себя, тем честнее становится.
Хорошие лжецы — общительные люди
По части способности говорить неправду у экстравертов неотъемлемое преимущество перед интровертами, потому что в глазах окружающих они выглядят более уверенными и приятными. Уверенность в себе и способность нравиться «разоружают» подозрительность. А внешняя привлекательность и умение общаться повышают шансы любого обманщика. Люди склонны гораздо меньше замечать несоответствия и больше верить в невиновность тех, кто им нравится.
Третий совет: если вы интроверт, понаблюдайте за экстравертами, за их мимикой и поведением с целью повысить свои шансы стать хорошим лжецом.
Ложь во спасение
Однако в жизни бывают ситуации, когда ложь необходима. Иногда приходится говорить неправду, чтобы не обидеть человека. Если платье подруги, на наш взгляд, безвкусно, чаще всего мы его похвалим. Не хочется портить настроение человеку, и к тому же, это его выбор, который нужно уважать.
Но случаются ситуации, когда правда может больно ранить человека, или навредить ему. Прежде чем сообщить человеку о тяжелой болезни, измене, нужно десять раз подумать, не будет ли правда для него слишком тяжелым ударом.
Как начать говорить правду в глаза и не бояться этого?
Чтобы человек осознал необходимость быть всегда правдивым, нужна неоспоримая мотивация. Он должен задуматься над тем, сколько друзей было потеряно из-за лжи, сколько раз его личный авторитет страдал из-за неправды? Для верующих могут сыграть свою роль религиозные мотивы, в соответствии с которыми ложь — это грех.
Чтобы начать говорить правду, следует научиться себя контролировать. В те моменты, когда хочется сказать небольшую ложь или слегка приукрасить действительность, нужно просто произнести правду. Очень часто произведенное этим впечатление зависит от того, как это преподнесено.
Проще всего избавиться от повседневной лжи, которая безобидна и ничем не грозит. Очень часто в ответ на любое сообщение собеседника люди делают вид, что уже знакомы с этой информацией. Не менее часто при этом они начинают приукрашивать и сочинять. Напоминаем еще раз, что зная за собой такую привычку, важно уметь контролировать себя.
Чтобы избежать соблазна наврать с три короба, используйте «правило любопытства» — сделайте вид, что заинтересованы и попросите собеседника рассказать о данном факте подробнее.
Самая большая ложь — это неверно понятая правда. Уильям Джонс
Гораздо сложнее, когда ложь жизненно важна для кого-то. Например, сотруднику, забывшему о важном поручении руководителя, очень хочется соврать, что не выполнил задание потому, что был болен. Но это неправда, которая может быть обнаружена. Поэтому, в данном случае лучше поступить следующим образом:
- честно признайтесь в своей оплошности сразу же, как вспомните о забытом поручении;
- целиком признайте свою вину и выразите готовность исправиться;
- смотрите при этом в глаза начальнику;
- следите за интонацией своего голоса — он должен быть виноватым, но уверенным.
Часто бывает, что неприязнь начальства, как и любого другого человека, нейтрализуется от одного только честного признания и искреннего раскаяния.
Следи за тембром
Мозг ужасно честный, он врать не любит, он от этого расстраивается. Для тела ложь – это чрезмерное напряжение. Поэтому и мужчины, и женщины при вранье говорят более высоким голосом, чем обычно – это неосознанная реакция на стресс. Мы всегда пищим, когда нервничаем. Так что подпускай в голос джазовой глубины и бархата, а то спалят.
Православная Жизнь
Если бы передо мной стояла задача одной фразой сформулировать главный принцип нормального человеческого общения, я бы сказал: «Бойтесь своей правоты».
Конечно, с одной стороны, человеку важно ощущать, что он прав. Тогда он убедителен и интересен. Честен, в конце концов. В то же время отсутствие такого ощущения нередко бывает причиной неуверенности. Всем ведь известно, что неуверенный и нерешительный человек (проще говоря – мямля) раздражает, как никто другой.
Однако есть и другая сторона. И отличается она изрядной неприглядностью. Так как сознание собственной правоты вселяет в человека, помимо уверенности, ещё и апломб, чувство превосходства и высокомерие. Тот, кто прав, нередко позволяет себе грубость, бывает жесток, циничен и безжалостен. Давайте пристально всмотримся в свои грехи, неблаговидные поступки и скверные деяния. За какие из них более всего мучит совесть? Какие закончились наиболее драматичными конфликтами? Какие повлекли за собой глубокие обиды и спровоцировали в конечном итоге, ссору и даже вражду? Правильно. Те, совершая которые мы были абсолютно уверены в собственной правоте. Ощущение правоты развязывает руки, санкционирует крайности, оправдывает грех. Поэтому к нему необходимо относиться так же осторожно, как и к любому другому чувству, понимая, что даже лучшее в нас не чуждо порочности.
И начинаться эта осторожность должна далеко не в процессе спора или конфликта. О ней поздно вспоминать в пылу ссоры или в запале дискуссии. Чтобы ощущение правоты не портило жизнь ни нам, ни нашим ближним, следует научиться как минимум говорить правду без вреда для ближнего и ущерба для себя.
Начнём с того, что не всякая правда на самом деле правда. Правда в чистом виде всегда одна – это правда Божия. Человеческих же правд в мире никак не меньше, чем людей. Очевидно, что каждый верит в свою правду и в этом отношении он полностью честен с самим собой. Однако столь же очевидно, что отдельно взятая личная правда остаётся правдой только для того, кто ей верит. С других же и спрос другой. Что мне с чужой правды, когда у меня есть своя? И что в итоге толку от того, чтобы раздувать, как писал Ходасевич, «мелких правд пустую прю»?
Отсюда правило: помнить, что то, что я считаю правдой, составляет мою, так сказать, личную правду. Она может быть действительно правдой, во всяком случае в моих глазах. В ней может быть «правды на ломаный грош». Но независимо от этого моя личная правда ближнему, как правило, не нужна и не интересна. Так зачем её говорить? Если кто-то нашей правдой заинтересуется, о ней не грех рассказать, но если не просят, то без её озвучивания вполне можно обойтись.
Впрочем, нередко простая человеческая правда оказывается объективной. Значит ли это, что её непременно нужно говорить? Что ж, очень даже может быть, что и нужно. Но перед этим нелишним будет проверить на правдивость себя самого. Для начала отметим, что насчёт правды приятной и лёгкой сомнения появляются редко: такая правда не приводит ни к обидам, ни к конфликтам и если человек не гадок по натуре и, как следствие, не склонен к размышлениям вроде «не буду хвалить, чтобы не возгордился» или привычке не замечать хорошего и концентрироваться на плохом, то для него не составит труда сказать ближнему позитивную правду.
Итак, желающий говорить правду другому и сам должен быть правдив. Вам, наверное, не раз приходилось слышать такие сетования, как «я ему замечание сделал, а он…», «я им добра хочу, а они…», «я ей говорю: тебе никто не скажет правду, кроме меня, а она…». Этими и похожими фразами обычно жалуются на то, как человек реагирует на критику. Справедливо, надо сказать, реагирует. Ведь если не брать во внимание ситуации, когда начальник критикует подчинённого, мастер – ученика, а преподаватель – студента, то мы придём к тому, что к критике, пусть даже и справедливой, склонны, как правило, те люди, которые никакого морального права на неё не имеют и критикуют только «из лучших побуждений». Что же это за побуждения? Чтобы разобраться, давайте спросим себя, хочется ли нам критиковать людей, к которым мы искренне хорошо относимся? Или тех, кого мы любим? Мне, например, крайне сложно представить, чтобы нормальный муж критиковал любимую жену. Или вот критику между друзьями мне тоже представить нелегко. А к своему ребёнку нормальные родители станут относиться критически? Нет, каждый, конечно, не без порока. Но недостатки супругов в нормальных семьях покрываются любовью, плохие поступки детей исправляются воспитанием, а для дружбы так и вовсе нормальным является принимать человека таким, каков он есть. Критика всегда замешана на страсти. На злости, на гневе, на зависти, на гордости… Поэтому желание критиковать правильнее будет назвать желанием наговорить гадостей. И справедливая критика от несправедливой будет отличаться только одним: в ней не будет лжи. Однако ложь и не нужна, ведь и правда может быть злобной, а справедливость – безжалостной. В конце концов, злобному, жестокому человеку гораздо удобнее пользоваться правдой, так как она придаёт его критике вид объективности и оправдывает его в собственных глазах.
Такова правда. Только теперь она касается не ближнего, которому мы хотели сказать правду, а нас самих. Наших намерений и методов. Кто-то всё ещё видит за собой моральное право говорить кому-то неприятную правду?
И что же теперь, спросите вы? Не говорить правду? Лгать? Лицемерить? Ни в коем случае. Христианин должен быть правдивым и честным. Только сперва – с самим собой и по отношению к себе. А в жизни необходимо научиться говорить правду в первую очередь тогда, когда ложь может принести нам выгоду или покрыть наш грех. Или тогда, когда правдой можно воспрепятствовать клевете, когда посредством правды можно защитить слабого и беззащитного, не допустить подлости и не дать совершиться несправедливости. В общем, всегда, когда правда даётся с трудом и требует мужества, когда конечным результатом правды становится праведность, а не самодовольное ощущение собственной правоты.
Протоиерей Владимир Пучков
Используйте отвлечение и переключение
Настоящий мастер обмана, как испанский матадор, достаёт свою шпагу только в решающий момент и наносит всего один удар. Всё остальное время он умело отвлекает внимание жертвы с помощью умелых движений красным плащом. В искусстве вранья используются похожие приёмы, и иногда умелое переключение внимания собеседника на другой объект или перемена темы разговора вообще избавляет вас от необходимости врать. Заранее продумайте линию своего поведения таким образом, чтобы говорить неправду вам вообще не пришлось. Смотрите только не переусердствуйте, ведь неумелое владение мулетой может стоить матадору жизни!
Человек в маске
Если уж говорить себе правду, то любой из нас должен признаться: «Я лгу». Причем мы начинаем изменять правде с самого детства, постепенно усваивая от старших правила поведения.
«Социализация не оставляет нам свободы выбора, — размышляет клиент-центрированный психотерапевт Александр Орлов. — Например, родители внушают сыну, что мальчики не плачут. Никаких слез, никаких соплей! И он учится скрывать свои подлинные чувства. Так мы надеваем на себя одну маску за другой, и за ними уже не различить лица. В этом смысле мы все участники одного гигантского маскарада».
Нам страшно открыться, показать себя такими, какие мы есть на самом деле. Ведь снимая маску, открываясь другому, мы рискуем, потому что становимся уязвимыми. В ответ мы можем получить болезненный удар, нас могут не понять, осудить, отвергнуть. Более того, мы — в той или иной степени — скрываем правду о своих чувствах и желаниях даже от себя. И это уже другая маска — так сказать, «для внутреннего употребления». Иногда она помогает нам примириться с собой, объясняет клинический психолог и этолог Борис Цирюльник (Boris Cyrulnik): «Самообман просто необходим нам для защиты чувства собственного достоинства вопреки обстоятельствам. В то же время постоянное пребывание в мире грез лишает нас возможности преодолевать жизненные преграды».
Неожиданные вопросы
Конечно, человек может хорошо подготовиться к лжи и заранее продумать ответы. Поэтому преднамеренное вранье обнаружить достаточно сложно. Однако если человек хорошо подготовился и продумал ответы, то стоит задавать совершенно неожиданные вопросы. Кто говорит правду, тот сориентируется и последовательно поведет рассказ дальше. Кто врет, не сможет связать концы с концами.
Хорошие лжецы быстро соображают
Искусство обмана требует способности быстро соображать. Говоря неправду, человек нередко сталкивается с неожиданными вопросами, и его ответ определяет, поверят ему или нет. Говорящего может выдать неуместная пауза или неосознанное прикосновение к лицу.
Четвертый совет: умение быстро соображать можно тренировать. Встаньте перед большим зеркалом в полный рост и скажите неправду, затем задайте себе неожиданный вопрос и понаблюдайте, как будете отвечать. Замечайте вербальные и невербальные проявления и другие возможные подсказки. Чтобы представить, как себя почувствует тот, кому вы собираетесь соврать, скажите: «Свет мой зеркальце, скажи, кто не знает слова лжи, кто на свете всех честнее, искреннее и вернее?»
«Как видите, — подводит итог Шафер, — стать хорошим лжецом возможно, если потренироваться в простых техниках и избегать демонстрации типичных признаков обмана. Ваша жизнь может стать комфортнее без этих постыдных моментов, когда вас ловят на вранье». «Конечно, иногда будет просыпаться совесть и вы проведете много бессонных ночей — но разве это большая цена за то, чтобы стать настоящим непревзойденным лжецом?» — с сарказмом спрашивает он.
Никогда не оправдывайтесь и не признавайтесь
Если вас заподозрили во лжи, то самое худшее, что вы можете сделать, это начать для своего оправдания сочинять всё новую и новую ложь. Если здание зашаталось, то из него необходимо бежать, а не срочно достраивать новые этажи. Поэтому на все обвинения отвечайте гордым оскорблённым молчанием или переходом на другую тему.
Что касается «добровольной явки с повинной», то это равнозначно прямому выстрелу в висок. Часто бывают ситуации, когда правда одинаково вредна для обеих сторон и обвиняющая вас сторона точно так же, как и вы, несмотря на все домогательства, не хотела бы её слышать. Никогда не сдавайтесь, даже когда вас прижали к стенке. Стойте на своём вопреки логике, доказательствам и здравому смыслу.
Хорошие лжецы остаются собой
При обычных обстоятельствах поведение человека остается довольно постоянным и предсказуемым. Внутренние ограничения определяют, какие поступки для него характерны, а какие нет. Людей часто ловят на вранье именно потому, что они говорят или делают то, что им не свойственно. Родители выводят детей на чистую воду, когда те в попытке обмануть меняют свои поведенческие паттерны. Мужья и жены определяют ложь по «странным» поступкам партнеров. Непривычное поведение порождает подозрения.
Второй совет: для того, чтобы уменьшить шансы быть пойманным на лжи, необходимо оставаться собой. Говорите и ведите себя так, как всегда. Это особенно важно, если вы обманываете тех, кто хорошо вас знает. Они могут быстро почувствовать, что вы вышли за рамки привычного.