Психологическое строение и мозговая организация речи.


Психологическая характеристика речи

Понятие о речи

Язык – это система знаков и символов. Речь – это процесс пользования языком. Таким образом, речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.

Речь – сложившаяся исторически в ходе материальной преобразую-щей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.

Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – фактор психического развития человека, формирования его как личности. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Речь – явление психическое, она индивидуальна и носит отпечаток субъективного отражения и выражения данным индивидом объективной реальности и отношения к ней.

Рис. 34. Функции речи[30]

Соответственно множеству своих функций (рис. 34) речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах (рис. 35, 36).

Рис. 35. Формы речи

Внешняя речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Она бывает устной и письменной.

Рис. 36. Виды речи

Устная речь

– общение вербальное (словесное) посредством языковых средств, воспринимаемых на слух.

Монологическая речь – это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний. Для монологической речи характерны последовательность и доказательность, которые обеспечиваются связностью мысли, грамматически правильным оформлением и выразительностью голосовых средств. При подготовке такая речь неоднократно проговаривается, отбираются нужные слова и предложения, и часто письменно фиксируется план речи. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.

Диалогическая речь – это речь, при которой активны в равной степени все ее участники. Диалогическая речь – психологически наиболее простая и естественная форма речи. Она возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников. Для нее характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения.

Письменная речь

– это речь посредством письменных знаков (письмо, конспект, научный трактат). Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Внутренняя речь – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Внутренняя речь – это разговор человека с самим собой, который выражает мышление, мотивы поведения, планирование деятельности и управление ею.

Выделяют такие свойства речи, как содержательность, понятность, выразительность, действенность (рис. 37).

Рис. 37. Свойства речи

Основы нейропсихологии

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ.
1. Предмет, задачи и методы нейропсихологии. Направления современной нейропсихологии. Значение нейропсихологии для медицинской практики. 2
2. Лурия А.Р. – основоположник отечественной нейропсихологии. История изучения локализации высших психических функций. 23. Определение нейропсихологических симптома, синдрома, фактора. 34. Теория системной динамической локализации функций. 35. Понятие высших психических функций, их специфические признаки. 36. Горизонтальная и вертикальная организация мозга. 47. Концепция А.Р. Лурии о трех основных структурно-функциональных блоках. 8. Специфика вклада структурно-функциональных блоков в осуществление высших психических функций. 49. Функциональные особенности первичных, вторичных и третичных корковых полей задних и передних отделов мозга. 510. Функциональная асимметрия мозга. 511. Межполушарное взаимодействие. Межполушарные связи. Синдром «расщепленного мозга». 712. Латеральные особенности нарушений гностических процессов, произвольных движений и действий. 913. Принципы строения зрительного анализатора и сенсорные нарушения его работы. 914. Нарушения зрительного гнозиса при поражениях вторичных корковых полей. Виды зрительных агнозий. 1115. Нарушения зрительного восприятия при поражении левого и правого полушарий мозга (у правшей). 1216. Основные принципы строения кожно-кинестетического анализатора. 1217. Виды общей чувствительности, их рецепторные аппараты, проводящие пути. Сенсорные нарушения работы кожно-кинестетической системы. 1218. Нарушения тактильного гнозиса при поражении вторичных полей коры. Виды тактильной агнозии. 1319. Основные принципы строения слухового анализатора и сенсорные нарушения работы слуховой системы. 1320. Гностические слуховые нарушения при поражении вторичных корковых полей. 1421. Нарушение речевого фонематического слуха. 1422. Афферентные и эфферентные механизмы произвольного двигательного акта. 1523. Концепция Н.А. Бернштейна об уровневой организации мозговых механизмов двигательной системы. 1524. Пирамидная система. Основные принципы строения. Нарушения двигательных актов при поражении разных уровней пирамидной системы. 1625. Экстрапирамидная система. Основные принципы строения. Нарушение движений при поражении разных уровней экстрапирамидной системы. 1726. Апраксии. Классификация апраксий по А.Р. Лурия. 1927. Третий структурно – функциональный блок мозга. Агранулярная и гранулярная кора. 1928. Проявление нарушений произвольной регуляции различных форм психической деятельности и поведения в целом. 1929. Психологическая структура речи. Экспрессивная и импрессивная речь. 2230. Виды речевой деятельности. Речевые функции. Периферические и центральные механизмы речи. 2331. Афазия. Определение. Афазия как системный дефект. Классификация афазий (по А.Р. Лурия). 2332. Нарушения афферентных звеньев речевой функциональной системы (эфферентные афазии). 2433. Нарушения парадигматической и синтагматической организации речи при поражении задних и передних отделов коры левого полушария. 2434. Роль правого полушария в организации речевой деятельности. 2535. Психологическая организация процессов памяти. Виды, формы памяти. 36. Нарушения памяти. Теории забывания. Ретроактивное и проактивное торможение. 2637. Модально–неспецифические нарушения памяти. Модально-специфические нарушения памяти. 2738. Нарушения памяти как мнестической деятельности. 2739. Психологическая структура внимания. Формы внимания. 2840. Модально-неспецифические нарушения внимания. Модально-специфические нарушения внимания. Симптомы «игнорирования» раздражителей. 2841. Психологическая структура мышления. Виды мышления. 42. Нарушения мышления при поражении лобных долей мозга. 43. Нарушения мышления при поражении задних отделов мозга. 44. Нарушения мышления при поражении височных и премоторных отделов мозга. 2945. Нарушения эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга. 31

Предмет, задачи и методы нейропсихологии. Направления современной нейропсихологии. Значение нейропсихологии для медицинской практики.

Нейропсихология
– отрасль клинической психологии, которая изучает мозговые механизмы ВПФ и эмоционально-личностной сферы на материале локальных поражений мозга и других моделей.

Общая задача для всех направлений: изучение мозговых механизмов психической процессов.
Направления нейропсихологии:
1. Клиническая нейропсихология (при локальных поражениях мозга). Задача: изучение нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга, и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания.

2. Реабилитационное направление – реабилитация после локального поражения мозга. Задача: восстановление ВПФ, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга.

3. Экспериментальная нейропсихология – изучает нарушения ВПФ с помощью экспериментов. Задача: экспериментальное (клиническое и аппаратурное) изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга и других заболеваниях ЦНС.

4. Нейропсихология детского возраста. Специфика нарушений психических функций у детей при локальных мозговых поражениях.

5. Нейропсихология старческого возраста (с 45 лет).

6. Нейропсихология индивидуальных различий – исследуется профилелотеральная организация. Задача: изучение мозговой организации психических процессов и состояний у здоровых лиц. Ответ на вопрос: возможно ли в принципе распространение общих нейропсихологических представлений о мозговой организации психики, сложившихся при изучении последствий локальных поражений головного мозга, на изучение мозговых механизмов психики здоровых лиц. Психодиагностика с применением нейропсихологических зна-ний в целях профотбора, профориентации и т.п.

7. Нейропсихология пограничных состояний. Анализ изменений ВПФ под влиянием психофармакологических препаратов.

8. Психофизиологическое направление – изучаются ВПФ психофизиологическими методами. Предметом нейропсихологии

является изучение мозговой организации психических процессов, эмоциональных состояний и Личности на материале патологии и прежде всего – на материале локальных поражений головного мозга.

Каталог:

ld -> Передовая статья Социальный стресс, трудовая мотивация и здоровье ld -> Учебно-методическое пособие по аспекту «Устная речь» для студентов III курса факультета английского языка ld -> Составители: канд психол наук, доц. Габдреева Г. Ш ld -> Английская литературная автобиография: трансформация жанра в XX веке ld -> Программа предназначена для создания психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся первого, пятого и десятого классов к особенностям образовательной среды школы, сохранения психологического здоровья школьников ld -> Гольдфарб Ольга Сергеевна канд психол наук, доцент ld -> 1 Семья как фактор формирования агрессивного поведения ребенка… ld -> Особенности личностного адаптационного потенциала военнослужащих по призыву ld -> Консультация для родителей «Идем в детский сад»

1.66 Mb.
Поделитесь с Вашими друзьями:

Литература:

1. Ахутина Т.В. Порождение речи. М., 1989.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2. М., 1982.

3. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.

4. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. М., 1965.

5. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.

6. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. М., 1994.

7. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.

8. Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972.

9. Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. М., 1989.

Функции речи

Существует большое количество функции, за которые несет ответственность человеческая речь:

  • коммуникативная функция
  • мнистичекая функция
  • экспрессивная функция
  • интеллектуальная функция
  • регулятивная функция

Под коммуникативной функцией принимается прием и передача между индивидуумами информационного кода. Коммуникативная функция является сомой главной и основной.

Мнистичекая функция означает, что информация, полученная в результате общения, переносится мозгом в память человека при вербализации.

Экспрессивная функция речевой деятельности дает человеку возможность демонстрировать его отношение к другим предметам, явлениям, событиям, действиями, оценивать эти события со своей субъективной токи зрения, и своё эмоциональное состояние.

Интеллектуальная функция речи дает человеку возможность мыслить. Речь имеет связь не только с мышлением, но и с сознанием человека. Эта функция выражается в том, что человек способен с помощью компактных формулировок описывать сложившуюся ситуацию, и наоборот, может быстро понять, о чем говорит собеседник, когда он емко выражает свою мысль.

Регулятивная функция выражается в том, что человек способен проявлять свое произвольное, волевое поведение.

Психологические функции и свойства речи

Существует четыре основные функции речи:

  • Выражение

    Именно через речь люди могут показать свое отношение к любому объекту, ситуации или индивиду.

  • Сообщение

    Именно через слова люди обмениваются информацией.

  • Обозначение

    Эта функция выражается в определении названия объекта или явления.

  • Влияние

    Через речь человек может влиять на эмоциональное состояние, мысли, предположения и поведение окружающих людей.

Свойства речи включают в себя:

  1. Содержательность

    Важна глубина и объем речи, что отражается на ее информативности.

  2. Понятность

    Человек должен уметь правильно и четко выражать то, что он хочет донести до собеседника.

  3. Выразительность

    Важна эмоциональная окраска речи при общении с другими людьми.

  4. Влияние

    Это свойство речи отражает способность человека влиять на других людей.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Психологический анализ речи 400 ₽ Реферат Психологический анализ речи 250 ₽ Контрольная работа Психологический анализ речи 240 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Все функции и свойства речи очень важны для человека. Они играют очень важную роль в формировании личности. Если какое-то свойство речи у человека нарушено, то это может привести к плохим последствиям. Чтобы их избежать, надо знать все функции и свойства речи и работать над их освоением. Также важен и вид речи, используемый человеком. Ведь все виды по-своему важны и необходимы человеку в процессе его жизнедеятельности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]