Ж. Пиаже, говоря об общих тенденциях в развитии языковых возможностей детей, высказал идею о том, что сначала у ребенка формируется «речь для себя», а затем под давлением взрослых происходит формирование специализированной «речи для других». А отечественный психолог Выготский считает наоборот – развитие речи ребенка происходит от мыслей вслух к мысли для себя. Таким образом, многообразная речь человека имеет различные формы.
В развитии речевой функции различается сенсорная речь или понимание, которое у ребенка проявляется во втором полугодии, и экспрессивная речь, т.е. способность говорить. С точки зрения сигнального значения развитие экспрессивной речи идет параллельно. Во втором полугодии жизни лепет ребенка уже отчетливо приближается к звукам речи, дети всех национальностей до этого гулят совершенно одинаково.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Специалисты выделяют виды речи с точки зрения её генеза и других психических процессов. В этом плане можно говорить о целой цепи тесно взаимосвязанных этапов речеобразования:
- Внешняя речь, обращенная к субъекту при установлении коммуникации;
- Внешняя речь, не имеющая конкретного субъекта, но, предполагающая его. Она в принципе ни к кому не обращена;
- Шепотная речь, переходящая в бормотание;
- Внутренняя речь – «произношение про себя» полной фразы с сохранением полного словесного содержания и синтаксической формы;
- Сжатая внутренняя речь, она короче по длительности и с сохранением смысла. Такую «спрессованную» речь можно представить как процесс мышления.
Психологи различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю.
Виды речи. Внешняя речь
Различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь обращена к другим людям. Посредством ее человек передает и воспринимает мысли. Внутренняя речь — речь «про себя», речь, в форме которой человек думает. Оба вида речи взаимно связаны.
Внешняя речь в свою очередь делится на два вида: на устную и письменную. Каждый из этих видов внешней речи имеет свои психологические особенности, которые необходимо знать с тем, чтобы правильно использовать их в процессе общения.
Функции речи
Выделяют 4 основные функции речи:
- Коммуникативная. Связана с общением между людьми, передачей информации. Имеет внутреннее деление, представленное ниже.
- Познавательная. Является основным механизмом накопления человеческих знаний и передачи их новым поколениям.
- Психодиагностическая. Наблюдая за процессом говорения, собеседник понимает состояние говорящего, может составить портрет его личности.
- Психотерапевтическая. Подразумевает возможность словесно поддержать другого человека.
Коммуникативная функция имеет 4 аспекта (что это?):
- Организационный. Разговор используется для согласования общих действий.
- Экспрессивный. Выражается асоциальное состояние, реакция, ставятся акценты.
- Побудительный. Подразумевает просьбу, приказ, убеждение.
- Маркировочный. Характеризация человеком всего, что его окружает, для ориентации в пространстве, для передачи опыта или своей оценки другим.
Устная речь
Устная речь — речь, непосредственно обращенная к кому-либо. Она выражается в звуках и воспринимается другими людьми с помощью слуха. Устная речь — самая древняя по происхождению. Дети обучаются речи также сначала устной, позже — письменной. Устная речь проявляется в монологической и диалогической формах.
Диалогическая речь означает разговор между двумя или несколькими лицами, которые то слушают, когда другие говорят, то сами говорят, когда их слушают. Тот, кто говорит в данный момент, выступает лицом активным, а тот, кто слушает, — пассивным по отношению к говорящему.
Однако пассивность в диалоге относительна, так как и восприятие речи — процесс активный, требующий от слушателя иногда далеко не легкой мыслительной деятельности. В процессе речевого общения собеседники меняются ролями, поддерживают друг друга в разговоре, отчего диалогическую речь иногда называют речью поддержанной. Обмен ролями дает возможность собеседникам лучше понимать друг друга.
Характерной особенностью диалогической речи является непосредственное общение: собеседники слышат и чаще всего видят друг друга. Это обстоятельство позволяет говорящим использовать выразительные средства языка: интонацию голоса, мимику, жесты.
Вместе с тем говорящий может наблюдать (в условиях взаимного видения) реакции слушателей на свою речь, внимание или невнимание к ней, степень понимания, согласие или несогласие и пр. Эти наблюдения позволяют говорящему корректировать свою речь, повторять некоторые мысли, развертывать или, наоборот, свертывать рассуждения, усиливать или ослаблять выразительные средства речи.
Так, учитель, ведущий беседу с учащимися на уроке, не только своими вопросами направляет ход мыслей и высказываний детей, но постоянно меняет и характер своей речи в зависимости от реакции на нее учащихся.
Диалогическая речь
Диалогическая речь происходит в конкретных условиях, и предмет разговора знаком собеседникам. Это позволяет им в некоторых случаях понимать друг друга с полуслова. Поэтому в свободном диалоге (в обычном разговоре двух или нескольких людей) собеседники не всегда придерживаются языковых правил, сокращают предложения, дополняют сказанное мимикой, жестами, своеобразием интонаций.
Монологическая речь
Монологическая речь — это речь одного человека. Он говорит, а другие слушают. К этому виду речи относятся разнообразные выступления одного лица перед аудиторией: лекция, отчет, сообщение, речь депутата, монолог актера и т. п. Монолог — речь непрерывная и неподдерживаемая слушателями.
В этом смысле она труднее диалога. Говорящий до выступления должен продумать содержание речи, план изложения мыслей, форму изложения, принимая во внимание аудиторию, ее подготовку, опыт и знания. Он заранее предполагает, что может оказаться сложным и малопонятным, какие вопросы могут возникнуть у слушателей, как будут реагировать они на его выступление.
Все это вызывает у автора чувство высокой ответственности за содержание, форму и композицию выступления. Монологическая речь требует соблюдения законов логики и правил грамматики. Сила ее воздействия достигается убедительностью доказательств (научная и деловая речь), образностью и выразительностью, влиянием на чувства слушателей (речь оратора, артиста).
Речь учителя должна содержать все эти средства. Монологическая речь требует не только обязательной предварительной подготовки, но также непрерывного внимания к собственной речи (к ее содержательности, убедительности, языковой безупречности и пр.) и к реакциям слушателей. Другими словами, монологическая речь требует от говорящего высокой культуры мышления, речи и психологической наблюдательности.
Монолог труден не только для говорящего, но и для слушателей, внимание которых должно быть устойчивым и сосредоточенным в течение длительного времени. Восприятие монологической речи особенно затрудняет детей, и чем они младше, тем в большей степени. Причина этого не только в недостаточной устойчивости внимания детей, но и в своеобразии объекта внимания: внимание к словам, к содержанию речи и тем более к последовательности рассуждений говорящего всегда труднее, чем внимание к реальным вещам и явлениям.
Монологическая речь по своей структуре ближе стоит к письменной речи, чем речь диалогическая.
Письменная речь
Письменная речь выражается графическими знаками и воспринимается зрением. Она представляет собой вид речи, с помощью которой возможно общение людей, разъединенных большими расстояниями и временем. Психологический анализ письменной речи показывает, что она труднее устной речи как для тех, кто передает с ее помощью мысли, так и для тех, кто эти мысли воспринимает.
Пишущий передает содержание речи без использования таких вспомогательных средств языка, как интонация, мимика, жесты, которые облегчают понимание мыслей. Пишущий не всегда может учесть реакцию читателей на свою речь, потому что не видит, не слышит и часто не знает их.
Круг читателей книг, газет, журналов весьма широк и разнообразен. Читатели тоже лишены возможности непосредственно выразить свое мнение о содержании и форме написанного. Чтобы стать доступной широкому кругу читателей, письменная речь должна строиться как развернутая, полностью соответствующая правилам логики и грамматики.
Письменная речь предъявляет большие требования к человеку, который ею пользуется. Письменная речь может быть диалогической и монологической.
Внутренняя речь — это речь „про себя», с помощью которой происходит логическая переработка чувственных данных, их осознание и понимание в определенной системе понятий и суждений. Непосредственно с ней человек не обращается к другим людям, но посредством ее формируется и существует мысль.
Внутренняя речь трудна для изучения, поэтому психологи по разному понимали и понимают ее сущность. И. Мюллер называл ее «речью минус звук», а бихевиористы—-скрытым речевым навыком. Л. С. Выготский считал внутреннюю речь центральным звеном на пути перехода мысли в слово и слова в мысль, особым внутренним планом речевого мышления. А. Н. Соколов определяет ее как речевой механизм умственной деятельности (виды деятельности человека).
Советский психолог Б. Ф. Баев в своем исследовании природы внутренней речи ‘ указывает на существенный ее признак — зависимость от потребностей, которым она служит. Внутренняя речь не только формирует мысль, она входит обязательным компонентом во все познавательные процессы человека.
Ощущение и восприятие опосредуются речью: ощущая свойства окружающих нас предметов (цвета, звуки, запахи), мы называем их «про себя»; речь помогает нам осмыслить и уточнить все, что мы воспринимаем. Без нее невозможны наблюдение, осмысленное запоминание и припоминание, произвольное внимание, воображение и т. д.
Особенно велика роль внутренней речи в мышлении: она органически участвует во всех мыслительных процессах, как сложных, так и простых.
Внутренняя речь—средство эмоционально-волевой регуляции и условие самовоспитания. В учебной деятельности школьников внутренняя речь выступает прежде всего в рецептивной форме (слушание объяснений учителя, понимание их) и в форме продуктивной, подготавливающей внешнюю речь учащихся.
С помощью этого вида речи образуются сложные речевые формы. «Являясь «лабораторией мысли», внутренняя речь является вместе с тем и «лабораторией языка» (Б. Ф. Баев). Она не только продукт развития речи, но и важнейшее ее средство.
Речь — это…
В научном мире редко есть унифицированное значение столь объемных понятий, как речь. Однако трактование Нины Давидовны Арутюновой – одного из наиболее известных языковедов нашего времени – признано большинством лингвистов. Звучит оно так:
Речь – это конкретное говорение, происходящее в звуковой (включая внутреннее проговаривание) или письменной форме.
В Толковом словаре Ушакова же первым значением подается такое:
Речь – это способность пользоваться языком слов. Речь – один из признаков, отличающий человека от животных.
То и другое справедливо. Но с точки зрения науки о языке (и логики нейминга), первичным будет определение Н.Д.Арутюновой. В словарной статье она указывает, что под речью нужно понимать:
- речевую деятельность как процесс говорения;
- речевые произведения (запомненные или записанные) как результат этого процесса.
Другие значения термина производны. К примеру, существует понимание речи как стиля языка (художественная, деловая), как публичного выступления (приветственная), как характера произношения (невнятная).
Внутренняя речь
Внутренняя речь – это стержень мышления человека, его сознательной деятельности. Другими словами, это речь человека, которую, кроме него, никто не слышит. Иногда во время данного процесса наружу вырываются различные междометия или другие возгласы. Можно определить, что человек чем-то озадачен и внутри него ведется красноречивый диалог (монолог).
Примеры речей этого типа встречаются часто. Многие люди ведут внутренние диалоги, убеждая себя в чем-то, доказывая что-либо самому себе или просто поощряя за те или иные поступки.
Кинетическая речь
Речь посредством движений у людей сохранилась с давних времен. Изначально это был чуть ли не единственный способ общения и передачи важной информации. С тех пор многое изменилось. Теперь кинетический вид речи используют для усиления эффекта. Жесты придают общению выразительность, настраивают слушателей на нужный лад.
Но в наши дни все же сохранилась группа людей, которые используют кинетическую речь в качестве основного средства общения. Это глухонемые люди, которым язык жестов необходим для жизнедеятельности. Стоит отметить, что со времен древнего человека кинетическая речь преобразовалась, модернизировалась и обогатилась.
Разговорная речь
Основной исходный вид устной речи – это та, которая протекает в форме разговора, беседы. Имена она называется разговорной. В психологическом плане это наиболее простая форма речи. Она не нуждается в развернутом изложении, зачастую собеседник в процессе понимает своего оппонента. В разговорной речи важную роль играет контекст. Поскольку благодаря ему беседующие могут заменять слова, сокращая произносимые фразы.
Этот тип речи допускает употребление нелитературного языка. Здесь часто встречаются жаргонизмы, неологизмы, профессионализмы, диалекты и даже нецензурная брань.
Диалог
Особенности речи в данном случае заключаются в том, что говорящих людей двое, если больше, то это явление называется полилог. Главное, что все реплики объединены одной темой и идеей. Диалог – это способ обмена мнениями. Каждая реплика вытекает из предыдущей и является ее логическим продолжением. Характер диалога зависит от кодекса взаимоотношений коммуникантов. Существует три основных типа такого взаимодействия: зависимость, равенство и сотрудничество.
Каждому диалогу свойственна своя структура:
- зачин;
- основная часть;
- концовка.
С теоретической точки зрения диалоги безграничны, поскольку их последняя часть всегда остается открытой, однако на практике любой диалог имеет конец.
Выступая в роли первичной формы коммуникации, он представляет собой спонтанную речь. Даже в подготовке научной дискуссии оратор не может продумать каждую реплику, потому что реакция слушателей не всегда очевидна.
Для того чтобы диалог состоялся, необходима информационная база его участников, а также незначительный разрыв в знаниях говорящих. Неинформативность отрицательно сказывается на продуктивности речи.
В зависимости от целей, задач, роли собеседников выделяют такие типы диалога:
- бытовой;
- интервью;
- деловая беседа и др.
Активная речь
В зависимости от роли слушателя может быть выделена активная и пассивная речь. Классификация речи в данном случае зависит от того, как ведет себя оппонент выступающего.
Тот, кто слушает, также прикладывает усилия, чтобы понять то, что ему говорят и какую мысль пытаются донести до него. Интересный факт: когда человек слушает, он дополнительно прокручивает все услышанное в голове. Благодаря этому сказанные слова циркулируют в сознании. Внешне это никак не проявляется. Причем слушатель может быть как активным, так и абсолютно равнодушным. На основании чего и проводится упомянутая классификация видов речи, выделяются ее активная и пассивная формы.
Активная речь бывает весьма спонтанной, она идет изнутри. В этом случае человек произносит вслух то, что ему приходит в голову.
Прямая речь
Практически любой грамотный разговор предполагает отсылки к первоисточникам мыслей. Так, чтобы доказать свою правоту, говорящий опирается на мнения великих людей, профессионалов в какой-либо области или любых других авторитетов. Чтобы подтвердить подлинность упомянутых слов, нередко используют цитаты или прямую речь.
Любая научная работа, выступление перед публикой, лекция, интервью и т. п. нуждается в цитировании авторитетных источников. Прямая речь – это наилучший способ включить в текст такие источники.
В устной речи границы цитаты обозначаются специальными словами и подчеркиваются интонацией, в письменной для этого существуют знаки препинания.
Монолог
Этим термином называют развернутое высказывание только одного человека. Монолог представляет собой целенаправленное сообщение, которое нужно донести до группы лиц. Это еще и сознательное обращение к слушателям или читателям, в зависимости от формы подачи.
Встречаются также монологи, которые не направлены на определенного человека, а происходят наедине с самим собой. В таком случае они не вызывают никакой ответной реакции.
Распространены такие виды книжного монолога:
- художественная речь;
- судебная;
- научная.
Монологи могут быть неподготовленными и заранее продуманными.
Публичное выступление одного человека – это речь. Классификация речи в этом случае выглядит так:
- Информационная. Монолог служит инструментом для передачи знаний. В таком случае говорящим учитываются интеллектуальные возможности его слушателей. К этому типу относятся лекции, доклады, отчеты, сообщения.
- Убеждающая. Речь, которая обращена к эмоциям. В данном случае выступающий учитывает восприимчивость своей аудитории. Сюда относятся поздравления, напутствия и другие торжественные речи.
- Побуждающая. Выступление, которое направлено на то, чтобы побудить слушателей к действиям. Сюда относятся политические высказывания, призывы или протесты.
Самым распространенным видом публичного выступления является монологическая речь. Классификация речи по степени подготовленности выглядит так:
- официальная;
- неофициальная.
Монолог с точки зрения психологии несколько сложнее диалога, особенно для говорящего. Чтобы выступление было ясным, понятным и нескучным, существует ряд требований:
- связное изложение мыслей;
- последовательная и доходчивая речь;
- соблюдение норм языка;
- ориентировка на интеллектуальные и другие особенности аудитории;
- необходимость учитывать психическое состояние слушателей;
- полный контроль над собой.
Письменная речь
Главное отличие письменной речи от устной – носитель. В первом случае это лист бумаги, компьютер, во втором – воздушные волны, по которым идет звук. Однако психологическая составляющая разнится гораздо значительнее.
Устная речь представляет собой цепочку, в которой одно слово следует строго за предыдущим. Здесь есть особенность: когда звучит следующая мысль, то, что было сказано ранее, уже забывается и говорящим и слушающим. В письменной же речи читатель может в любой момент вернуться назад и даже заглянуть в будущие строки сообщения. Единственным исключением здесь выступает материал, который дается частями (книга, состоящая из нескольких томов, или колонка в газете, где одна статья следует из предыдущей).
Данная особенность предоставляет определенные преимущества письменной речи перед устной. Кроме того, визуализация текста помогает усвоить материал полностью, останавливаясь и разбираясь в каждом его абзаце.
Для пишущего тоже есть свои плюсы. В любой момент автор может отредактировать и откорректировать свой материал, придать ему четкую структуру, не переживая об утрате важной информации. У него есть возможность добавить эстетики своему тексту, перечитать его и подумать о том, как данная работа повлияет на читателя, какое впечатление на него произведет. В то время как оратор, выступающий с трибуны, не может быть уверен, что 100 % информации будет усвоено аудиторией.
Но, с другой стороны, письменная речь человека – это более сложный процесс, требующий специального грамотного подхода. Еще одна сложность заключается в том, что единственным средством выразительности на письме являются знаки препинания, в то время как в устном варианте это интонации, жесты, мимика, артикуляция.
Основные примеры речей на письме – это книги, герои в которых общаются посредством диалогов/полилогов, а также содержательных монологов.