Есть ли что-нибудь общее между здравым патриотизмом и уранополитизмом?
По большому счёту учение об уранополитезме строится на положении о необходимости предпочтения верующими Небесного Отечества земному.
В наиболее крайних формах уранополитизм сводится к тому, что поскольку христианин стремится в Царство Небесное, постольку не должен и даже не вправе предпочитать прочим народам и государствам свой народ, свою родную страну. При этом, подразумевается, что данное требование носит безусловный характер, покрывает все обстоятельства, распространяется на все времена.
Как умеренный, так и крайне выраженный уранополитизм опирается на слова Иисуса Христа, запрещавшего служить двум Господам (Мф.6:24), и Его же призыв собирать сокровища на небесах (Мф.6:19-21). Кроме сильным доводом в пользу уранополитизма считается предупреждение апостола Иакова, что «Человек с двоящимися мыслями нетверд во всех путях своих» (Иак.1:8), а также прямое указание апостола Павла о том, что верующие суть странники и пришельцы на земле (Евр.11:13). (см.: Царство Божие (Небесное)).
Что можно на это возразить? Христианин и действительно должен думать о Царствии Божьем, и предпочитать его всем царствам мира сего. Он не должен служить «двум богам» (см.: Идолопоклонство). Однако это не означает, что живя на земле, человек не вправе испытывать особое чувство к своему народу, родному Отечеству. Речь, главным образом, здесь идёт о другом: об опасности и губительности стремления человека к земным благам в ущерб Небесным. Ведь блага мира сего часто служат для человека препятствием на пути восхождения к Богу, носят временный характер, а стремление к Небу есть стремление к вечной жизни в союзе с Богом и Его святыми, к непрестанной радости и блаженству.
Примеры заботы о близких, о родственниках, наконец, о своём народе встречаются в Священном Писании и Предании Церкви неоднократно.
Со времен Ветхого Завета Бог учил представителей израильского народа относиться друг к другу как к братьям. И это было связано не только с тем, что всех их объединяла общая вера. Ведь по закону особые отношения связывали людей даже и внутри каждого из двенадцати колен, хотя все они были призваны исповедовать одну и ту же веру.
Господь Иисус Христос показал в притче о блудном сыне, насколько трудно жить человеку, оторванному от корней, от родного дома. Здравый патриотизм как раз и подразумевает любовь к Родине как к своему дому, разве что понимаемому шире.
Любовь к своему народу, конечно же, не должна трактоваться как нелюбовь или, что хуже, ненависть к другим нациям. Кроме того патриотизм не должен сопровождаться горделивым превозношением какой-либо нации над другой. Такое превозношение способно привести к национализму или даже нацизму. В этом отношении апостол Павел дал совершенно ясную установку, сказав, что для облекшихся во Христа: «нет ни Еллина, ни Иудея» (Кол.3:11).
Православная Церковь канонизировала множество воинов, защищавших Отечество с оружием в руках (разумеется не за факт участия в боевых действиях как таковой). Кроме того, у народов есть и свои покровители на Небесах, например, ангелы. Если Бог не только не запрещает, но и благоволит, чтобы тот или иной ангел покровительствовал тому или иному народу, то почему служить той или иной Отчизне (стране, государству, народу) не может человек, христианин?
Как любовь к своей семье, к своим близким родственникам не исключает любви к Богу и к прочим людям, так, по-видимому, и здравый патриотизм не исключает любви к Богу и представителям неродных народов. Вопрос — в мере понимания патриотизма и мере понимания любви.
***
Многокомпонентное явление
Патриотизм – это слово, имеющее корни в греческом языке. На языке греков оно звучало как «патрис». Именно отсюда пошло современное слово, скрывающее под собой преданностью, любовь к Отчизне и родному народу. Патриотом считается тот, кто верит в духовные перспективы своих соотечественников и готов служить общественным целям, интересам. Слово «патриотизм» в разных ситуациях можно применять по-разному. Оно подразумевает способность заботиться об исторической судьбе родных краев, их интересах. Человек может считаться патриотом, если готов к самопожертвованию во имя мест, которые считается родными для себя.
Хорошее определение патриотизма – верность Отчизне. Одновременно это способность гордиться присущими социуму достижениями, культурным прогрессом и историческими вехами. Патриот сострадает своим соотечественникам, негативно воспринимает общественные пороки и прикладывает усилия для их искоренения. Одновременно патриотизм предполагает привязанность к месту обитания, населенному пункту и державе, а также уважение к прошлому этих краев, к традициям, полученным в наследство от прежних поколений.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви:
II.3. Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам.
Патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание. Когда нация, гражданская или этническая, является полностью или по преимуществу моноконфессиональным православным сообществом, она в некотором смысле может восприниматься как единая община веры – православный народ.
П.4. В то же время национальные чувства могут стать причиной греховных явлений, таких как агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность, межэтническая вражда. В своем крайнем выражении эти явления нередко приводят к ограничению прав личностей и народов, войнам и иным проявлениям насилия.
Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации. Тем более несогласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания.
Противостоя таким греховным явлениям, Православная Церковь осуществляет миссию примирения между вовлеченными во вражду нациями и их представителями. Так, в ходе межэтнических конфликтов она не выступает на чьей-либо стороне, за исключением случаев явной агрессии или несправедливости, проявляемой одной из сторон.
***
«Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом – это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек. Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней. <�…>Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть. И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны». патриарх Алексий II
Для меня патриотизм — это не только любовь к той земле, где ты родился, к народу, в котором рос и был воспитан. Ведь, как хорошо показала наша история, народ может предать и землю, и свою собственную душу. Патриотизм — это прежде всего верность Божественному замыслу о твоей земле и о твоем народе. Ради этого не жаль и душу положить, потому что тем самым утверждается правда Божия на земле. А вот для того, чтобы понять этот замысел, действительно нужно очень сильно любить свой народ — но по-честному, непредвзято; любить и знать свою историю, жить ценностями, определяющими дух народа. патриарх Кирилл
«Человек, который любит свою страну за её мощь, всегда подобен ненадёжному поклоннику, мужчине, который любит женщину за её деньги». Гилберт Кийт Честертон
«Худой гражданин земного отечества и небесного недостоин». святитель Филарет Московский
«Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить». святой праведный Иоанн Кронштадтский
Активная позиция: восемнадцатый век
Хотя основы патриотизма заложены в давние времена, в качестве политически и социально значимого явления, знакомого современному человеку, эта позиция в большей степени сформировалась в 20-х годах восемнадцатого столетия. Именно в этот период в риторике, связанной с политикой, у англичан наблюдалось восприятие патриотизма как общего блага. С самого начала термин был неоднозначным, поскольку общее благо в нем противопоставлялось правительственному строю и централизованной власти. Во второй половине того же столетия радикальные политические деятели, консерваторы, работавшие в парламенте, сражались за право пользоваться новой идеологией как основой своей позиции. Патриот – термин, который быстро получил выраженный политический подтекст, который, однако, столь же ярко трансформировался в кратчайшие сроки. Вместе с этим корректировалось общественное понимание слова.
В 74-м году этого столетия Джонсон, один из тех, чьи работы были фундаментом формирования основ патриотизма, критиковал политические партии, пользовавшиеся новым термином. Особенно любопытна программная консерваторская статья, появившаяся как раз в этом году. Сам Джонсон – известный публицист того времени.
Литература
- Кольцова В.А., Соснин В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе // Психологический журнал. 2005. Т. 26. №4. С. 89–98.
- Лебедев А.Н., Булыгина О.А. Проблема и методы изучения долга и долгового поведения в отечественной психологии // Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика: Сборник научных статей. Выпуск третий. М.: Спутник+, 2015. С. 36–39.
- Лебедев А.Н., Гордякова О.В. Психология патриотизма и экономическая целесообразность: к проблеме глобализации и выбора стратегии общественного развития // Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее. Вып. 3. Материалы Второй международной научно-практической конференции 24–28 мая 2016 г. / Под ред. А.Н. Неверова, А.В. Латкова: В 2-х ч. Саратов: ЦПЭИ СНЦ РАН; Буква, 2016. Ч. 2. С. 103–111. (а)
- Лебедев А.Н., Гордякова О.В. Теоретические и методологические вопросы изучения патриотизма как социального чувства и социально ориентированного поведения // www.soc-econom-psychology.ru. 2016. Т. 1. №1. (б)
- Ленин В.И. Государство и революция. Петроград: Жизнь и Знание, 1918.
- Ленин В.И. О национальной гордости великороссов // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Изд. 5-е. Т. 26. М.: Издательство политической литературы, 1973.
- Толстой Л.Н. Патриотизм или мир. — Patriotism or Peace? // Daily Chronicle. 17.03.1896. az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0750-1.shtml (25.02.2016).
- Юревич А.В. Психологические аспекты патриотизма // Прикладная юридическая психология. 2016. № 1 (34). С. 5–20.
- Moscovici S., Zavalloni M. The group as a polarizer of attitudes // Journal of Personality and Social Psychology. 1969. June. V. 12(2). P. 125–135.
- Vinokur A., Burnstein E. Effects of partially shared persuasive arguments on group induced shifts: A group problem-solving approach // Journal of Personality and Social Psychology. 1974. 29: 305–315.
Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ (грант № 15-06-10406а «Влияние массовой культуры и рекламы на чувство патриотизма молодых граждан России»).
Источник: Гордякова О.В., Лебедев А.Н. Чувство патриотизма и типы патриотического поведения молодых граждан России // Психологические и психоаналитические исследования. Ежегодник 2017. М., 2022. С. 307–327.
Зачем нужен патриотизм?
Почему важен патриотизм? Специалисты считают, что это – естественное психическое состояние, которое выражается в готовности защищать свое от чужого, распознавать его под другой маской. Без патриотизма тяжело выжить, ведь у каждой личности должны быть главные ценности, ради которых реально преодолевать страх и даже идти на смерть. Только благодаря огромнейшему патриотизму, советские люди смогли выиграть Вторую мировую войну, остановить полчища врагов ценой миллионов жизней.
Патриот – это личность, для которого судьба государства – всегда на первом месте. Но подобное отношение появляется лишь, когда человек будет уверен: его страна защитит в тяжелую минуту, окажет помощь семье. Потому нельзя заставить быть патриотами тех, кто выживает в нищете, люди должны иметь, чем гордиться, и что конкретно защищать: свое благополучие, тыл, достижения.
База: окончательная формулировка
Понимание патриотизма и сути бытия патриотом у англичан сформировались к 1770 г. Было решено сформулировать трактовку термина как деятеля в сфере политики, журналистики, посвящающего себя демократическим изменениям текущего строя. Такой человек борется против тирании. В силу контекста патриотами называли тех, кто стремился дать колониям державы независимость. Во многом формулировка понятия реализована за счет изречений Уилкса, активно пользовавшегося в своих риторических изречениях отсылками к любви к родным краям.
Современное понимание
Политологи, ученые, философы наших дней предлагают разделять риторику, идеологию. Первое представляет собой метод речевого формирования, направленный для достижения конкретной задачи. Второе включает принципиальный набор аспектов, способных мотивировать человека на некоторый поступок. Патриотическая риторика была актуальна в период революции во Франции. Это понятно уже из того, что ключевым лозунгом того времени был: «Отчество в опасности!».
В нашей стране, как считают исследователи, патриотизм не был общепризнанным и используемым термином до девятнадцатого столетия. Первое время такими словами пользовались лишь лица, заинтересованные просветительскими изданиями. Декабристами патриотизм расценивался как аспект националистического дискурса. Считалось, что элита, процветающая при дворе, предает самобытность народа.
Воспитание патриотизма
Развитие патриотизма во все времена было главной задачей идеологов любой страны. Разрабатывались мероприятия с акцентом на примеры героизма, сочинялись песни, корректировались события прошлого. Ребенок должен был расти с мыслью, что его страна – самая лучшая, потому что оберегает, обеспечивает веселое детство, поддерживает в выборе профессии в юности и защищает от невзгод в зрелом возрасте.
Потому большое значение уделяется изучению символики, правовой системы, знакомству с поступками выдающихся людей. Но в стране, где отдачи от государства нет, и личность не видит, что получает взамен на свою готовность жертвовать личным, проблема патриотизма становится особенно острой. Иногда проявляются попытки власть имущих вырастить его искусственно.
Прогресс понимания
Суть патриотизма рассматривал в своих трудах Хью Каннингэм. Он детально проанализировал изменение смысла слова за восемнадцатое столетие, при этом ограничился только протекавшими в английской полемике и риторике процессами. В 25-м году того века у Вигов появилась оппозиция – партия патриотов, впоследствии привлекшая внимание консерваторов и либералов. Основной идеей нового объединения стала борьба с коррумпированностью правящих чинов. Участники партии обозначали себя как патриотов, тем самым демонстрируя стремление к общему благу и желание заботиться о социуме. Как они считали, это делало их легитимной оппозицией.
В тот момент общественности было еще не слишком понятно, что значат «патриотизм», «быть патриотом». Что такое понимается под этими терминами политическими активистами, интересовало далеко не каждого, поскольку обыватели смирились с придворными ставленниками, заправлявшими парламентскими решениями. Оппозиционеры считали их угрозой для простого люда и стремились сместить акцент на министерства как заслуживающие большего доверия. Болингброк стал автором новой идеологии. Его труды опубликовали в 20-30-х годах того столетия. Среди особенно любопытных – направленное в адрес Принца Уэльского письмо о королевской власти и патриотизме.
Патриотизм — книги
Примеров из жизни героев, которые проявляли настоящий патриотизм насчитывается в тысячи не только в советской литературе. О подобных проявлениях писали многие российские поэты и прозаики, их же излагали в былинах. Самые яркие произведения, посвященные патриотизму:
- А. Фадеев. «Молодая гвардия»
. Роман о героях-подпольщиках Краснодона в годы Великой Отечественной войны, на нем выросло не одно поколение советских детей. - «Слово о полку Игореве»
. Древнее сказание, повествующее о защитниках родной земли во времена враждебных набегов. - Л. Толстой. «Война и мир»
. Важные исторические эпизоды 19 века — Отечественной войны 1812 года, с примерами героизма главных героев. - Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке»
. Роман о безногом летчике Маресьеве, который сумел вернуться в авиацию, чтобы снова бороться с гитлеровцами.