Что такое патриотизм и почему мы должны любить нашу Родину

Есть ли что-нибудь общее между здра­вым пат­ри­о­тиз­мом и ура­но­по­ли­тиз­мом?

По боль­шому счёту учение об ура­но­по­ли­тезме стро­ится на поло­же­нии о необ­хо­ди­мо­сти пред­по­чте­ния веру­ю­щими Небес­ного Оте­че­ства зем­ному.

В наи­бо­лее край­них формах ура­но­по­ли­тизм сво­дится к тому, что поскольку хри­сти­а­нин стре­мится в Цар­ство Небес­ное, постольку не должен и даже не вправе пред­по­чи­тать прочим наро­дам и госу­дар­ствам свой народ, свою родную страну. При этом, под­ра­зу­ме­ва­ется, что данное тре­бо­ва­ние носит без­услов­ный харак­тер, покры­вает все обсто­я­тель­ства, рас­про­стра­ня­ется на все вре­мена.

Как уме­рен­ный, так и крайне выра­жен­ный ура­но­по­ли­тизм опи­ра­ется на слова Иисуса Христа, запре­щав­шего слу­жить двум Гос­по­дам (Мф.6:24), и Его же призыв соби­рать сокро­вища на небе­сах (Мф.6:19-21). Кроме силь­ным дово­дом в пользу ура­но­по­ли­тизма счи­та­ется пре­ду­пре­жде­ние апо­стола Иакова, что «Чело­век с дво­я­щи­мися мыс­лями нетверд во всех путях своих» (Иак.1:8), а также прямое ука­за­ние апо­стола Павла о том, что веру­ю­щие суть стран­ники и при­шельцы на земле (Евр.11:13). (см.: Цар­ство Божие (Небес­ное)).

Что можно на это воз­ра­зить? Хри­сти­а­нин и дей­стви­тельно должен думать о Цар­ствии Божьем, и пред­по­чи­тать его всем цар­ствам мира сего. Он не должен слу­жить «двум богам» (см.: Идо­ло­по­клон­ство). Однако это не озна­чает, что живя на земле, чело­век не вправе испы­ты­вать особое чув­ство к своему народу, род­ному Оте­че­ству. Речь, глав­ным обра­зом, здесь идёт о другом: об опас­но­сти и губи­тель­но­сти стрем­ле­ния чело­века к земным благам в ущерб Небес­ным. Ведь блага мира сего часто служат для чело­века пре­пят­ствием на пути вос­хож­де­ния к Богу, носят вре­мен­ный харак­тер, а стрем­ле­ние к Небу есть стрем­ле­ние к вечной жизни в союзе с Богом и Его свя­тыми, к непре­стан­ной радо­сти и бла­жен­ству.

При­меры заботы о близ­ких, о род­ствен­ни­ках, нако­нец, о своём народе встре­ча­ются в Свя­щен­ном Писа­нии и Пре­да­нии Церкви неод­но­кратно.

Со времен Вет­хого Завета Бог учил пред­ста­ви­те­лей изра­иль­ского народа отно­ситься друг к другу как к бра­тьям. И это было свя­зано не только с тем, что всех их объ­еди­няла общая вера. Ведь по закону особые отно­ше­ния свя­зы­вали людей даже и внутри каж­дого из две­на­дцати колен, хотя все они были при­званы испо­ве­до­вать одну и ту же веру.

Гос­подь Иисус Хри­стос пока­зал в притче о блуд­ном сыне, насколько трудно жить чело­веку, ото­рван­ному от корней, от род­ного дома. Здра­вый пат­ри­о­тизм как раз и под­ра­зу­ме­вает любовь к Родине как к своему дому, разве что пони­ма­е­мому шире.

Любовь к своему народу, конечно же, не должна трак­то­ваться как нелю­бовь или, что хуже, нена­висть к другим нациям. Кроме того пат­ри­о­тизм не должен сопро­вож­даться гор­де­ли­вым пре­воз­но­ше­нием какой-либо нации над другой. Такое пре­воз­но­ше­ние спо­собно при­ве­сти к наци­о­на­лизму или даже нацизму. В этом отно­ше­нии апо­стол Павел дал совер­шенно ясную уста­новку, сказав, что для облек­шихся во Христа: «нет ни Еллина, ни Иудея» (Кол.3:11).

Пра­во­слав­ная Цер­ковь кано­ни­зи­ро­вала мно­же­ство воинов, защи­щав­ших Оте­че­ство с ору­жием в руках (разу­ме­ется не за факт уча­стия в боевых дей­ствиях как тако­вой). Кроме того, у наро­дов есть и свои покро­ви­тели на Небе­сах, напри­мер, ангелы. Если Бог не только не запре­щает, но и бла­го­во­лит, чтобы тот или иной ангел покро­ви­тель­ство­вал тому или иному народу, то почему слу­жить той или иной Отчизне (стране, госу­дар­ству, народу) не может чело­век, хри­сти­а­нин?

Как любовь к своей семье, к своим близ­ким род­ствен­ни­кам не исклю­чает любви к Богу и к прочим людям, так, по-види­мому, и здра­вый пат­ри­о­тизм не исклю­чает любви к Богу и пред­ста­ви­те­лям нерод­ных наро­дов. Вопрос — в мере пони­ма­ния пат­ри­о­тизма и мере пони­ма­ния любви.

***

Многокомпонентное явление

Патриотизм – это слово, имеющее корни в греческом языке. На языке греков оно звучало как «патрис». Именно отсюда пошло современное слово, скрывающее под собой преданностью, любовь к Отчизне и родному народу. Патриотом считается тот, кто верит в духовные перспективы своих соотечественников и готов служить общественным целям, интересам. Слово «патриотизм» в разных ситуациях можно применять по-разному. Оно подразумевает способность заботиться об исторической судьбе родных краев, их интересах. Человек может считаться патриотом, если готов к самопожертвованию во имя мест, которые считается родными для себя.

Хорошее определение патриотизма – верность Отчизне. Одновременно это способность гордиться присущими социуму достижениями, культурным прогрессом и историческими вехами. Патриот сострадает своим соотечественникам, негативно воспринимает общественные пороки и прикладывает усилия для их искоренения. Одновременно патриотизм предполагает привязанность к месту обитания, населенному пункту и державе, а также уважение к прошлому этих краев, к традициям, полученным в наследство от прежних поколений.

Основы соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви:

II.3. Хри­сти­ан­ский пат­ри­о­тизм одно­вре­менно про­яв­ля­ется по отно­ше­нию к нации как этни­че­ской общ­но­сти и как общ­но­сти граж­дан госу­дар­ства. Пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин при­зван любить свое оте­че­ство, име­ю­щее тер­ри­то­ри­аль­ное изме­ре­ние, и своих бра­тьев по крови, живу­щих по всему миру. Такая любовь явля­ется одним из спо­со­бов испол­не­ния запо­веди Божией о любви к ближ­нему, что вклю­чает любовь к своей семье, сопле­мен­ни­кам и сограж­да­нам.

Пат­ри­о­тизм пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина должен быть дей­ствен­ным. Он про­яв­ля­ется в защите оте­че­ства от непри­я­теля, труде на благо отчизны, заботе об устро­е­нии народ­ной жизни, в том числе путем уча­стия в делах госу­дар­ствен­ного управ­ле­ния. Хри­сти­а­нин при­зван сохра­нять и раз­ви­вать наци­о­наль­ную куль­туру, народ­ное само­со­зна­ние. Когда нация, граж­дан­ская или этни­че­ская, явля­ется пол­но­стью или по пре­иму­ще­ству моно­кон­фес­си­о­наль­ным пра­во­слав­ным сооб­ще­ством, она в неко­то­ром смысле может вос­при­ни­маться как единая община веры – пра­во­слав­ный народ.

П.4. В то же время наци­о­наль­ные чув­ства могут стать при­чи­ной гре­хов­ных явле­ний, таких как агрес­сив­ный наци­о­на­лизм, ксе­но­фо­бия, наци­о­наль­ная исклю­чи­тель­ность, меж­эт­ни­че­ская вражда. В своем край­нем выра­же­нии эти явле­ния нередко при­во­дят к огра­ни­че­нию прав лич­но­стей и наро­дов, войнам и иным про­яв­ле­ниям наси­лия.

Пра­во­слав­ной этике про­ти­во­ре­чит деле­ние наро­дов на лучшие и худшие, при­ни­же­ние какой-либо этни­че­ской или граж­дан­ской нации. Тем более несо­гласны с Пра­во­сла­вием учения, кото­рые ставят нацию на место Бога или низ­во­дят веру до одного из аспек­тов наци­о­наль­ного само­со­зна­ния.

Про­ти­во­стоя таким гре­хов­ным явле­ниям, Пра­во­слав­ная Цер­ковь осу­ществ­ляет миссию при­ми­ре­ния между вовле­чен­ными во вражду наци­ями и их пред­ста­ви­те­лями. Так, в ходе меж­эт­ни­че­ских кон­флик­тов она не высту­пает на чьей-либо сто­роне, за исклю­че­нием слу­чаев явной агрес­сии или неспра­вед­ли­во­сти, про­яв­ля­е­мой одной из сторон.

***

«Пат­ри­о­тизм, несо­мненно, актуа­лен. Это чув­ство, кото­рое делает народ и каж­дого чело­века ответ­ствен­ным за жизнь страны. Без пат­ри­о­тизма нет такой ответ­ствен­но­сти. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом – это не только ком­форт, это ещё и ответ­ствен­ность за поря­док в нем, это ответ­ствен­ность за детей, кото­рые живут в этом доме. Чело­век без пат­ри­о­тизма, по сути, не имеет своей страны. А «чело­век мира» это то же самое, что без­дом­ный чело­век. Вспом­ним еван­гель­скую притчу о блуд­ном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вер­нулся, и отец его про­стил, принял с любо­вью. Обычно в этой притче обра­щают вни­ма­ние на то, как посту­пил отец, при­няв­ший блуд­ного сына. Но нельзя забы­вать и о том, что сын, поски­тав­шись по миру, вер­нулся в свой дом, потому что для чело­века невоз­можно жить без своих устоев и корней. <�…>Мне кажется, что чув­ство любви к соб­ствен­ному народу столь же есте­ственно для чело­века, как и чув­ство любви к Богу. Его можно иска­зить. И чело­ве­че­ство на про­тя­же­нии своей исто­рии не раз иска­жало чув­ство, вло­жен­ное Богом. Но оно есть. И здесь ещё одно очень важно. Чув­ство пат­ри­о­тизма ни в коем случае нельзя сме­ши­вать с чув­ством враж­деб­но­сти к другим наро­дам. Пат­ри­о­тизм в этом смысле созву­чен Пра­во­сла­вию. Одна из самых глав­ных запо­ве­дей хри­сти­ан­ства: не делай дру­гому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в пра­во­слав­ном веро­уче­нии сло­вами Сера­фима Саров­ского: спа­сись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спа­сутся. То же самое пат­ри­о­тизм. Не раз­ру­шай у других, а сози­дай у себя. Тогда и другие будут отно­ситься к тебе с ува­же­нием. Я думаю, что сего­дня у нас это основ­ная задача пат­ри­о­тов: сози­да­ние соб­ствен­ной страны». пат­ри­арх Алек­сий II

Для меня пат­ри­о­тизм — это не только любовь к той земле, где ты родился, к народу, в кото­ром рос и был вос­пи­тан. Ведь, как хорошо пока­зала наша исто­рия, народ может пре­дать и землю, и свою соб­ствен­ную душу. Пат­ри­о­тизм — это прежде всего вер­ность Боже­ствен­ному замыслу о твоей земле и о твоем народе. Ради этого не жаль и душу поло­жить, потому что тем самым утвер­жда­ется правда Божия на земле. А вот для того, чтобы понять этот замы­сел, дей­стви­тельно нужно очень сильно любить свой народ — но по-чест­ному, непред­взято; любить и знать свою исто­рию, жить цен­но­стями, опре­де­ля­ю­щими дух народа. пат­ри­арх Кирилл

«Чело­век, кото­рый любит свою страну за её мощь, всегда подо­бен нена­дёж­ному поклон­нику, муж­чине, кото­рый любит жен­щину за её деньги». Гил­берт Кийт Честер­тон

«Худой граж­да­нин зем­ного оте­че­ства и небес­ного недо­стоин». свя­ти­тель Фила­рет Мос­ков­ский

«Помните, что Оте­че­ство земное с его Цер­ко­вью есть пред­две­рие Оте­че­ства небес­ного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него поло­жить». святой пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский

Активная позиция: восемнадцатый век

Хотя основы патриотизма заложены в давние времена, в качестве политически и социально значимого явления, знакомого современному человеку, эта позиция в большей степени сформировалась в 20-х годах восемнадцатого столетия. Именно в этот период в риторике, связанной с политикой, у англичан наблюдалось восприятие патриотизма как общего блага. С самого начала термин был неоднозначным, поскольку общее благо в нем противопоставлялось правительственному строю и централизованной власти. Во второй половине того же столетия радикальные политические деятели, консерваторы, работавшие в парламенте, сражались за право пользоваться новой идеологией как основой своей позиции. Патриот – термин, который быстро получил выраженный политический подтекст, который, однако, столь же ярко трансформировался в кратчайшие сроки. Вместе с этим корректировалось общественное понимание слова.

В 74-м году этого столетия Джонсон, один из тех, чьи работы были фундаментом формирования основ патриотизма, критиковал политические партии, пользовавшиеся новым термином. Особенно любопытна программная консерваторская статья, появившаяся как раз в этом году. Сам Джонсон – известный публицист того времени.

Литература

  1. Кольцова В.А., Соснин В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе // Психологический журнал. 2005. Т. 26. №4. С. 89–98.
  2. Лебедев А.Н., Булыгина О.А. Проблема и методы изучения долга и долгового поведения в отечественной психологии // Актуальные проблемы социальной и экономической психологии: методология, теория, практика: Сборник научных статей. Выпуск третий. М.: Спутник+, 2015. С. 36–39.
  3. Лебедев А.Н., Гордякова О.В. Психология патриотизма и экономическая целесообразность: к проблеме глобализации и выбора стратегии общественного развития // Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее. Вып. 3. Материалы Второй международной научно-практической конференции 24–28 мая 2016 г. / Под ред. А.Н. Неверова, А.В. Латкова: В 2-х ч. Саратов: ЦПЭИ СНЦ РАН; Буква, 2016. Ч. 2. С. 103–111. (а)
  4. Лебедев А.Н., Гордякова О.В. Теоретические и методологические вопросы изучения патриотизма как социального чувства и социально ориентированного поведения // www.soc-econom-psychology.ru. 2016. Т. 1. №1. (б)
  5. Ленин В.И. Государство и революция. Петроград: Жизнь и Знание, 1918.
  6. Ленин В.И. О национальной гордости великороссов // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Изд. 5-е. Т. 26. М.: Издательство политической литературы, 1973.
  7. Толстой Л.Н. Патриотизм или мир. — Patriotism or Peace? // Daily Chronicle. 17.03.1896. az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0750-1.shtml (25.02.2016).
  8. Юревич А.В. Психологические аспекты патриотизма // Прикладная юридическая психология. 2016. № 1 (34). С. 5–20.
  9. Moscovici S., Zavalloni M. The group as a polarizer of attitudes // Journal of Personality and Social Psychology. 1969. June. V. 12(2). P. 125–135.
  10. Vinokur A., Burnstein E. Effects of partially shared persuasive arguments on group induced shifts: A group problem-solving approach // Journal of Personality and Social Psychology. 1974. 29: 305–315.

Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ (грант № 15-06-10406а «Влияние массовой культуры и рекламы на чувство патриотизма молодых граждан России»).

Источник: Гордякова О.В., Лебедев А.Н. Чувство патриотизма и типы патриотического поведения молодых граждан России // Психологические и психоаналитические исследования. Ежегодник 2017. М., 2022. С. 307–327.

Зачем нужен патриотизм?

Почему важен патриотизм? Специалисты считают, что это – естественное психическое состояние, которое выражается в готовности защищать свое от чужого, распознавать его под другой маской. Без патриотизма тяжело выжить, ведь у каждой личности должны быть главные ценности, ради которых реально преодолевать страх и даже идти на смерть. Только благодаря огромнейшему патриотизму, советские люди смогли выиграть Вторую мировую войну, остановить полчища врагов ценой миллионов жизней.

Патриот – это личность, для которого судьба государства – всегда на первом месте. Но подобное отношение появляется лишь, когда человек будет уверен: его страна защитит в тяжелую минуту, окажет помощь семье. Потому нельзя заставить быть патриотами тех, кто выживает в нищете, люди должны иметь, чем гордиться, и что конкретно защищать: свое благополучие, тыл, достижения.

База: окончательная формулировка

Понимание патриотизма и сути бытия патриотом у англичан сформировались к 1770 г. Было решено сформулировать трактовку термина как деятеля в сфере политики, журналистики, посвящающего себя демократическим изменениям текущего строя. Такой человек борется против тирании. В силу контекста патриотами называли тех, кто стремился дать колониям державы независимость. Во многом формулировка понятия реализована за счет изречений Уилкса, активно пользовавшегося в своих риторических изречениях отсылками к любви к родным краям.

Современное понимание

Политологи, ученые, философы наших дней предлагают разделять риторику, идеологию. Первое представляет собой метод речевого формирования, направленный для достижения конкретной задачи. Второе включает принципиальный набор аспектов, способных мотивировать человека на некоторый поступок. Патриотическая риторика была актуальна в период революции во Франции. Это понятно уже из того, что ключевым лозунгом того времени был: «Отчество в опасности!».

В нашей стране, как считают исследователи, патриотизм не был общепризнанным и используемым термином до девятнадцатого столетия. Первое время такими словами пользовались лишь лица, заинтересованные просветительскими изданиями. Декабристами патриотизм расценивался как аспект националистического дискурса. Считалось, что элита, процветающая при дворе, предает самобытность народа.

Воспитание патриотизма

Развитие патриотизма во все времена было главной задачей идеологов любой страны. Разрабатывались мероприятия с акцентом на примеры героизма, сочинялись песни, корректировались события прошлого. Ребенок должен был расти с мыслью, что его страна – самая лучшая, потому что оберегает, обеспечивает веселое детство, поддерживает в выборе профессии в юности и защищает от невзгод в зрелом возрасте.

Потому большое значение уделяется изучению символики, правовой системы, знакомству с поступками выдающихся людей. Но в стране, где отдачи от государства нет, и личность не видит, что получает взамен на свою готовность жертвовать личным, проблема патриотизма становится особенно острой. Иногда проявляются попытки власть имущих вырастить его искусственно.

Прогресс понимания

Суть патриотизма рассматривал в своих трудах Хью Каннингэм. Он детально проанализировал изменение смысла слова за восемнадцатое столетие, при этом ограничился только протекавшими в английской полемике и риторике процессами. В 25-м году того века у Вигов появилась оппозиция – партия патриотов, впоследствии привлекшая внимание консерваторов и либералов. Основной идеей нового объединения стала борьба с коррумпированностью правящих чинов. Участники партии обозначали себя как патриотов, тем самым демонстрируя стремление к общему благу и желание заботиться о социуме. Как они считали, это делало их легитимной оппозицией.

В тот момент общественности было еще не слишком понятно, что значат «патриотизм», «быть патриотом». Что такое понимается под этими терминами политическими активистами, интересовало далеко не каждого, поскольку обыватели смирились с придворными ставленниками, заправлявшими парламентскими решениями. Оппозиционеры считали их угрозой для простого люда и стремились сместить акцент на министерства как заслуживающие большего доверия. Болингброк стал автором новой идеологии. Его труды опубликовали в 20-30-х годах того столетия. Среди особенно любопытных – направленное в адрес Принца Уэльского письмо о королевской власти и патриотизме.

Патриотизм — книги

Примеров из жизни героев, которые проявляли настоящий патриотизм насчитывается в тысячи не только в советской литературе. О подобных проявлениях писали многие российские поэты и прозаики, их же излагали в былинах. Самые яркие произведения, посвященные патриотизму:

  1. А. Фадеев. «Молодая гвардия»
    . Роман о героях-подпольщиках Краснодона в годы Великой Отечественной войны, на нем выросло не одно поколение советских детей.
  2. «Слово о полку Игореве»
    . Древнее сказание, повествующее о защитниках родной земли во времена враждебных набегов.
  3. Л. Толстой. «Война и мир»
    . Важные исторические эпизоды 19 века — Отечественной войны 1812 года, с примерами героизма главных героев.
  4. Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке»
    . Роман о безногом летчике Маресьеве, который сумел вернуться в авиацию, чтобы снова бороться с гитлеровцами.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]