Импринт и импринтинг в психологии: что полезно об этом знать?

Приветствую Вас, друзья!

Импринтинг – это интересное психофизиологическое явление, которое наблюдается как у животных, так и у человека. Заключается оно в том, что в определенные моменты память живого существа срабатывает особым образом, навсегда запечатлевая определенные чувства или действия.

У большинства видов этот механизм используется для того, чтобы обеспечить выживание особи и воспроизведение потомства, но для человека он превратился в нечто большее. Сегодня мы подробно разберём, что такое импринтинг, каким он бывает и как работает с точки зрения психологии.

Определение

Импринтинг (от англ. Imprint – запечатление) – вид памяти для приобретения опыта или навыков. Занимает промежуточную ступень между врожденными инстинктами и обучением. Этот термин относится к механизму психофизиологии, с помощью которого мозг фиксирует впечатления, воспринимающиеся организмом на определенном возрастном этапе. Запечатление происходит в течение одного мгновения и его практически нельзя изменить.

Импринтинг в психологии

В психологию термин импринтинг пришел из зоопсихологии. Австрийский ученый в области биологии К.Лоренц, на основе анализа поведения представителей фауны, изучил запечатление и дальнейшие повадки человека. Вначале предполагалось, что механизм импринтинга работает только в начальный период после рождения, т.к. адаптация к окружающей среде у детенышей животных происходит быстрее, чем у человека. У зверей в основе импринтинга находится инстинкт, который необходим для выживания.

Для людей он имеет более глубокое назначение. Он возникает без четких рамок по возрасту: в период взросления, становления личности, в результате психотравмирующих ситуаций и адаптации в социальной сфере. Все это является успехом выживания человека.

Возникновение импринтинга в молодом возрасте происходит чаще и интенсивнее, особенно в такие важные моменты, как:

  • поступление в учебное заведение;
  • начало или смена работы;
  • переезд на другое место жительства;
  • смена социального статуса.

Подобных ситуаций очень много, и чем сильнее стрессовый момент, тем быстрее происходит подкорковое запечатление. Иногда человек не помнит, при каких обстоятельствах произошел стресс, поэтому опыт проявляется в поведении автоматически.

Признаки

Импринтинг в психологии – это процесс, который обычно происходит в раннем детстве. Однако, известны случаи и более позднего запечатления. Результаты этого процесса носят необратимый характер и с большим трудом поддаются дальнейшему изменению.

Импринтинг характеризуется следующими признаками:

  • происходит быстро, после единственного соприкосновения с объектом;
  • не требует какого-либо вида подкрепления;
  • случается в ограниченный (часто кризисный) временной промежуток;
  • является необратимым;
  • связан с культурными явлениями;
  • влияет на всю последующую жизнь.

Геномный импринтинг

Американский генетик Х.Кроуз на основании исследований о генетике дал понятие геномного импринтинга. Он проявляется как у людей, так и у животных.

Импринтинг гена – это эпигенетический механизм, при котором осуществляется передача потомству одной части генов от отца, второй – от матери.

Но существуют и другой геномный импринтинг. Примеры могут быть разными: у ребенка могут проявиться иные наследственные способности, которых нет у родителей, но ими обладали ранние поколения родственников. То же самое, и с внешними данными.

Такой импринтинг иногда влечет за собой отрицательную генетику. От предыдущих поколений ребенок может унаследовать риск возникновения патологий и нежелательных синдромов.

По данным статистики, люди с оптимистическим настроем имеют более крепкое здоровье и живут дольше пессимистов. Поэтому больного человека стараются приободрить и поднять настроение, т.к. от позитивных эмоций быстрее выздоравливают.

Импринтинг используется и в медицине. Исследование фрагментов генетического материала позволяет выявить наследственные заболевания. Диагностика проводится на любом возрастном этапе, в том числе в пренатальном.

Работа с импритинговыми фобиями

Фобия – это боязнь чего-либо. Она отличается от страха практически неконтролируемым поведением. Если человек просто боится пауков, то показатели его здоровья не изменятся при встрече с членистоногим, но если у человека фобия, то может возникнуть паническая атака.

Работа с запечатлениями по типу фобии может строиться следующим образом:


Фото автора Markus Distelrath: Pexels

  • необходимо создать наглядный образ паука в своей квартире. Выбери фотографию, которая, на твой взгляд, наиболее полно отображает вид фобии. Это может быть большой и ядовитый паук яркой окраски;
  • распечатай данную фотографию и размести ее на холодильнике или рабочем столе. Также поставь изображение паука на заставку телефона и рабочего стола на компьютере. Этот легкий шаг позволит твоему подсознанию постоянно быть в тонусе и считывать безопасность наглядного образа;
  • почитай книжку о пауках, но обязательно с картинками. Посети выставку пауков и попробуй погладить представителя неядовитого вида (конечно под присмотром владельца).

Данные рекомендации нужно выполнять систематически, чтобы подсознание начало срабатывать в безопасном режиме. На это требуется много времени, поскольку фобия наверняка у тебя уже много лет. При этом, она может быть любой – боязнь предметов, животных, явлений и даже боязнь фантомных событий.

В психологии есть правило переработки: все, что есть в нашем подсознании поддается долгой коррекции — ровно в половину такого срока, за который у тебя сформировалось психологическое явление. Если ты боишься пауков более 10 лет, то переработка фобий в подсознании займет около 5 лет. На самом деле, при целенаправленной работе, сроки значительно сокращаются. Также здесь большое значение имеет и сила воли конкретного человека.


Фото автора Anna Shvets: Pexels

Импринтинг – примеры у человека

Общие знания о сознании человека дают ответ на вопрос об этапе готовности нервно-психической системы к импринтингу. Исследования данного феномена в первую очередь сконцентрированы на пренатальной психологии и периоде после рождения.

Австрийский психолог З.Фрейд утверждал, что рождение является первой психологической травмой. Это определение имеет название – катарсис. Термин внесен в медицинский Энциклопедический словарь.

Оральный

Первичный импринтинг называется оральным, т.к. для новорожденного молоко матери является единственным источником для выживания. Материнская грудь и объятия дают малышу зону уюта и ощущение безопасности. Это считается отправной точкой, от которой начинается расширение безопасной зоны в будущем.

Территориально-эмоциональный

Человек нуждается в личном пространстве и освоении своего статуса с самого раннего детства. Это выражается в выборе места для игр. Разброс игрушек малышом – своеобразная «метка» своей территории.

Во взрослом состоянии человек осваивает территорию в виде переезда на другое место жительства, оформляя в собственность землю и дом. От уровня обучения зависит, какую роль он будет играть в обществе: доминанта или подчиненного.

Вербальный

От данного вида импринтинга зависит речь и ее распознавание среди других звуков, а также мышление и узнавание символов. Вербальный импринтинг является способом коммуникации человека.

Социальный

Формирование разных видов запечатлений на основе главных ценностей и межвидовых взаимоотношений. Запечатление в результате общения с человеком может быть и положительным, и отрицательным. Происходит невольное впитывание информации и в дальнейшем происходит подражание в поведении или деятельности.

Социальные запечатления имеют огромное значение в отношении религии, семьи, выбора супружеского партнера, а также влияют на способности и увлечения.

Проблемы и расстройства в сексуальной сфере напрямую зависят от социальных импринтов.

Для какого возраста характерен

Психологи не имеют единого мнения о том, в каком именно возрасте происходит первое запечатление. Исследователи новорожденных детей Ж. Цареградская, М.Оден, Г. Дик-Рид считали, что существует период в несколько часов, когда ребенок открыт к импринтингу. Это мнение критикуется рядом других ученых, так как полагается на знания зоопсихологии, тем самым отождествляя человека и животных.

Гипотеза психоаналитика Дж. Боулби, исследовавшего теорию привязанности, гласит, что критический период длится не несколько часов. По его мнению, этот промежуток продолжается до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно передвигаться и идти за значимым взрослым.

Боулби выделяет несколько фаз, когда человек подвержен импринтингу:

  1. С рождения до 3 месяцев. Младенцы в этом возрасте неразборчиво реагируют на людей одними и теми же способами. Они любят слушать человеческую речь, рассматривать лица людей с близкого расстояния. Позитивным откликом ребенка считается гуление, лепет, социальная улыбка. Вначале они распространяются на всех контактирующих с малышом, а позже ребенок реагирует уже на конкретный знакомый объект.
  2. С 3 до 6 месяцев. В этот период младенцы становятся избирательны в контактах и фокусируют внимание на знакомых лицах. Так дети перестают улыбаться незнакомцам, а просто наблюдают за ними. Гуление, плач и другие виды невербального общения ребенок проявляет только в присутствии тех, кого он знает. Кроме того, с 5 месяцев дети начинают тянуться к знакомым людям, хватать их.
  3. С 6 месяцев до 3 лет. С полугода у ребенка проявляется привязанность к определенному взрослому, родителю. В то же время наблюдается страх незнакомцев и страх разлучения с матерью, на который дети реагируют громким плачем. Также в это время ребенок начинает активно ползать и ходить – осваивать окружающий мир, наблюдая за взрослым, не упуская его из поля зрения. Именно так выражается импринтинг на определенного человека.
  4. С 3 лет до окончания детства. После 3 лет влияние объекта запечатления на ребенка снижается. Родитель перестает быть объектом следования и постепенно становится партнером в отношениях.


Следовательно, младенцы и дети раннего возраста подвержены импринтингу с того момента, когда выделили значимого знакомого взрослого из всего множества контактирующих с ним людей. Именно этот человек становится объектом следования и влияет на возможные запечатления ребенка.
В школьном и подростковом возрасте дети выходят за границы семьи, поэтому персон для запечатления становится больше. Так примером для подражания становятся сверстники и другие взрослые.

Теория Т.Лири (семь контуров)

Модель контуров была истолкована Т.Лири, как связь с определенным этапом биологического или социального развития. Контуры – это система уровней сознания, сконцентрированных на одном из этапов. Американский психолог отметил семь импринтов и сконструировал модель сознания.

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.

Биовыживательный

Этап выживания определяется в раннем возрасте. Человек выделяет для себя безопасные и враждебные места.

Все, что происходит на данной стадии, отражается на следующих чертах характера:

  • уверенность или беспокойство;
  • жажда к исследованиям;
  • независимость или полная подчиненность.

В опасной ситуации биовыживание овладевает мозгом человека и действует как безусловный рефлекс. Например, на человеку угрожают оружием. Убежать или обезвредить преступника – решит биовыживание. По прошествии времени человек не помнит, когда случился момент принятия данного решения.

Эмоционально-двигательный

Возникает на этапе, когда малыш встает на ноги и начинает ходить. Начинается борьба за главенство в рамках семьи. Запечатленный уровень статуса автоматически работает в будущем.

Важность импринтинга в первую очередь должны осознать родители, которые воспитывают ребенка. Импринтинг у маленьких детей происходит на подсознательном уровне, и отрицательные стрессовые ситуации могут негативно повлиять на их поведение в будущем.

На этой стадии в человеке определяются следующие качества:

  • главенство или подчинение;
  • уверенность в себе или сомнения;
  • сильное или слабое эго;
  • уровень статуса.

Импринт неудачника в системе эмоционально-двигательного контура будет чувствовать неуверенность, злость и беспокойство. Если он случайно станет хозяином положения, чувства будут те же.

Ментально-манипуляционный

Во время данного контура у ребенка происходит осмысление языка и речи. Этот импринт отвечает за мышление и создание карт реальности. По мере возрастания объема информации, мыслительные процессы действуют быстрее. Новые карты реальности в будущем влияют на создание технологий, которые непредсказуемо меняют психологические, экономические и политические отношения.

Ментально-манипуляционный контур воздействует на такие факторы, как:

  • качество речи;
  • ловкость движений;
  • быстрота соображения.

Этот импринт представляет собой систему, отвечающую за коэффициент непредсказуемости. Данная ступень отодвигает эволюционные нормы и работает в качестве революционного фактора.

Сексуально-социальный

В подростковом периоде у ребенка формируется сексуальная личность. В первую очередь устанавливается мораль, которая обеспечивает процесс цивилизации. Из этого складывается отношение к семье, нации, государству.

На данном этапе возникает взрослая личность с такими качествами, как:

  • нравственность;
  • покорность;
  • добропорядочность;
  • родительство.

Сексуально-социальный контур отвечает за установление моральных норм, продолжение рода и воспитание детей.

Контур наслаждения

Уровень сознания, который открывает тело человека как способ наслаждения. Он представлен в виде йоги, гипноза, шаманизма. Контролирует наслаждение, блаженство, реакцию «кайфа», исцеление верой.

Контур экстаза

Этот импринт вступает в силу, когда нервная система осознает свой контроль над телом. Человек впадает в экстаз, наслаждаясь ее интенсивным функционированием.

Нейрогенетический

Система является коллективной, т.к. объединяет все этапы эволюции. Активирует работу всего необычного и феноменального в нервной системе человека. К типу нейрогенетического контура относятся мифические герои, которые управляют сознанием людей.

Механизм

Импринтинг в психологии – это переходный механизм между условным рефлексом и инстинктом Исследователь Г. Хорн проводил эксперименты над животными, в результате которых выяснил, что у каждого вида в нервной системе имеется врожденная склонность к запечатлению.

В действие ее приводят зрительные, обонятельные или другие чувственные раздражители. После введения особи определенного вещества на радиографах прослеживали участок мозга, ответственный за формирование импринтинга. Оказалось, что эта область — медио-вентральный гиперстриатум.

Чем меньше генетически сформированных программ, тем сильнее запечатление влияет на жизнь. У человека, в отличие от животных, практически нет встроенных генетических программ. Поэтому в начале жизни импринтинг имеет большое влияние на последующее развитии основ поведения, восприятия действительности.

Запечатление в прошлом использовалось для демонстрации подрастающему поколению ценностей, социальных норм. Обычно это происходило в процессе инициаций – ритуалов посвящения, которые сопровождались стрессовым состоянием участников. Так в ходе посвящения транслировались эмоциональные образы, которые содержали смысловые и культурные нормы конкретного коллектива.

По мере взросления происходит наложение запечатлений, они начинают влиять друг на друга. Под воздействием свершившегося импринтинга развивается способ восприятия окружающего мира, людей, на который человек опирается в жизни.

Отличие импринтинга от условных и безусловных рефлексов

Импринтинг – система приобретенного поведения. Он характеризуется автоматизмом действий и является лишь маленьким шагом в сравнении с врожденными и приобретенными инстинктами.

Безусловные рефлексы (врожденные) предусматривают определенность и установленную структуру поведения. С ними человек рождается и этому нельзя научиться. Врожденный рефлекс не допускает ошибок в тех или иных ситуациях. Например, чихание, одергивание руки от горячего утюга, зажмуривание в случае приближения предметов. Такие действия выполняет каждый человек с рождения.

Условные рефлексы (приобретенные) – более рискованные. При неправильной постановке учебного процесса, необходимый паттерн в поведении может не возникнуть. Эта модель компенсируется гибкостью в приспособлении к меняющимся ситуациям.

Интересные факты

Мы постоянно сталкиваемся с ощущениями, которые нам кажутся необычными и абсурдными, но в итоге они оказываются правдивыми. Например:

  • Организм девушек имеет в несколько раз больше рецепторов боли, чем организм парней. Вследствие этого, природа создала защитную систему для увеличения болевого порога. Поэтому представители мужского рода хуже переносят боль, чем женщины.
  • Люди с высокими показателями IQ видят сны и запоминают их. Во время неожиданного пробуждения они пребывают в ясном уме.
  • Когда человек хмурит лицо, организм сжигает калории. Исходя из этого, можно извлечь пользу: если на всех смотреть ненавидящим взглядом, то появится бесплатная возможность похудеть к лету.

Существует много непонятного и непредвиденного в жизни и поведении людей. Многие факты выглядят тайнами, раскрыть которые помогает теория импринтинга.

Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья.

несколько конкретных примеров (или сценариев) того, как проявляется импринт в жизни человека.

Пример (сценарий) Первый: «Обалдеть! Дайте — два!»

В детстве отец занимался рукоприкладством (или просто был груб) по отношению к своей дочери или к её матери — к своей жене.

Какой импринт получает дочь, когда вырастает и для неё становится актуальным — поиск партнёра?

У этой молодой женщины будут складываться самые хорошие отношения только с теми мужчинами, которые будут грубо с ней обращаться, проявлять по отношению к ней сильную агрессию.

Она будет «высматривать» из толпы мужчин только тех, кто (по её мнению) способен на агрессию по отношению к ней.

Не агрессивного же партнёра своим настойчивым провоцирующим поведением эта молодая женщина будет «разводить» на агрессию — и если добьётся своего — испытает удовольствие и, возможно, «полюбит» его, открыв в нём «мужчину»…

Невероятно точно женщину с подобным импринтом описала в своей песне поэт-бард Елена Бушуева:

Видно мне судьба – прыгнуть льву на спину И таскать за хвост и трепать за гриву И смотреть в глаза и чесать за ушком Вам-то всё -игра. Хороши игрушки!

Где уж тут играть – когда полный выдох Когда каждый день на сплошных обидах Когда небо вдруг перестало сниться Ах не дай-то бог вам на мне жениться.
Вам пришлось бы стать флибустьером страшным Доставать меня из забытых башен Выручать меня с кораблей попутных Уводить меня от друзей минутных.
Отучать меня от дешёвой скуки Получать меня с чьих-то рук на руки И искать меня по большим отелям Доставать меня из чужих постелей
И хлестать меня по щекам бесстыжим По глазам моим неподдельно рыжим И пугать меня флибустьерским словом И любить меня с каждым часом — снова…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]