Социализация индивида – освоение человеком базовых общественных норм, ценностей, культуры, эталонов моделей взаимоотношения в социуме, куда относится индивид. Заключается в принятии и освоении ценностей, морали, норм поведения, знаний, господствующих в обществе. Социализация содержит в себе агентов, институты, которые специализируются на процессах приобщения индивида к обществу.
Социализация разделяется
:
- Первичная – овладение базовым комплексом ценностей и моделями поведения в социуме ребёнком;
- Вторичная – овладение новой ценностно-нормативной базой взрослым индивидом.
Процесс социализации: что это?
Определение 1
Социализация выступает в качестве одного из процессов освоения человеком определенной системы норм и ценностей, а также знаний. Именно эта система позволяет ему в дальнейшем осуществлять успешную жизнедеятельность, а также функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает в себя целенаправленное воздействие на личность, то есть это в первую очередь воспитательный процесс.
Этапы социализации совпадают с возрастными характеристиками и особенностями человека. Сегодня исследователи выделяют два ключевых этапа социализации:
- Первичная социализация индивида;
- Вторичная социализация индивида.
Первичная социализация индивида связана с приобретением самых элементарных, первоначальных знаний о культуре и окружающем мире. Индивид осваивает начальные представления о мире, а также о характере его взаимоотношений с другими людьми. В особой степени важным периодом первичной социализации индивида является подростковый возраст. Человек в этом возрасте особо конфликтен, и с этим связана активность человека, возможности и способности ребенка, которые превышают предписанные рамки поведения.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Что касается вторичной социализации, то она протекает в условиях нескольких аспектов жизни человека. Во-первых, это его профессиональная социализация. Она напрямую связана с овладением специальными навыками и знаниями, которые необходимы индивиду для трудоустройства и организации своей карьеры. Также очень важно приобщение к определенному типу субкультуры, при которой индивид приобретает новый культурный опыт, начинает воспринимать нормы и ценностную систему совершенно иного порядка. Благодаря этому профессиональная социализация расширяет контакты индивида, помогая ему примерять как можно большее количество социальных ролей.
Во-вторых, упомянем о включении индивида в систему общественного разделения труда как о втором уровне вторичной социализации. Уровень предполагает адаптацию в профессиональных кругах, а также реализацию себя в иных социальных институтах, например, в институте семьи. Скорость социальных изменений в современных обществах может привести к тому, что возникает необходимость так называемой ресоциализации. Человеку приходится полностью менять свою картину мира, отказываться от своего мировоззрения, усваивать новые знания и ценности вместо тех, что уже приелись, устарели.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Средства социализации 410 ₽ Реферат Средства социализации 250 ₽ Контрольная работа Средства социализации 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Последний этап социализации – пенсионный возраст. Здесь индивид теряет свои профессиональные навыки, он более не может быть так активен в трудовой или любой другой деятельности. Усложняется и его переобучаемость. Период характерен изменениями в образе жизни и мышлении человека.
Деятельностно-компетентностный подход
Современная школа отдает предпочтение деятельностно-компетентностному подходу. Ученику отведена роль главного действующего лица, в то время как учитель ассоциируется с ключевой фигурой. При оценивании получаемого на данном этапе образования учитываются социальные результаты.
Рубинштейн С.Л. не ставил знака равенства между развитием, воспитанием и обучением. Он был убежден, что развитие ребенка осуществляется в процессе обучения и воспитания. Более того, обучение и воспитание психолог воспринимал в качестве вспомогательных элементов процесса развития ребенка. О вынесении их за пределы этого процесса речь вообще не шла. Проявления и формирование черт характера, личностных психических свойств и присущих детям способностей возможны исключительно в рамках осуществляемой ребятней деятельности. Данная особенность натолкнула ученых на мысль о необходимости формулирования отдельного психологического тезиса, согласно которому школьники нуждаются в специфической организации учебного процесса. Деятельность, осуществляемая детьми в пределах данного процесса, была обозначена как учебная.
Общество нуждается в людях, отвечающих определенным критериям. Последние представляют собой четко сформулированные культурные, этические, социальные и религиозные идеалы, характерные для социальной общности или группы. Присущие идеалам особенности обусловлены принадлежностью к конкретному политическому и общественному строю, культурным и социально-экономическим развитием, сложившимися на протяжении веков традициями.
Основная цель социализации — формирование человека в соответствии с требованиями, выдвигаемыми обществом. Каждый индивид, являющийся членом общества, должен соответствовать приемлемым для общества критериям. В этом заключается главная задача социализации, успешное выполнение которой невозможно без составления перечня общественно значимых и в некоторой степени обязательных качеств, присущих преобладающей части граждан, проживающих на территории государства. Эти качества могут быть задействованы для оценивания школьников в части готовности к жизни в обществе и определения уровня их социального развития.
Похожие работы
- Социализация как фактор развития личности: стадии, способы и средства
- Социализация как фактор развития личности: социальная динамика
- Социализация как фактор развития личности: стадии, способы
- Социализация как фактор развития личности: социальная среда
- Социализация как фактор развития личности: становление личности
- Личность и политика: факторы политического поведения
- Социализация как фактор развития личности: определение понятия
- Социализация как фактор развития личности: понятие и сущность
- Социализация как фактор развития личности: личность и социальная среда
- Социализация как фактор развития личности: способы и средства
- Социализация как фактор развития личности: процессы социализации
- Социализация как фактор развития личности: сущность и содержание
- Социализация как фактор развития личности: понятие личность
- Социализация как фактор развития личности
- Социализация как фактор развития личности
- Социализация как фактор развития личности: средства социализации
- Социализация как фактор развития личности: институты социализации
- Социализация как фактор развития личности: процесс формирования
- Социализация как фактор развития личности: стадия и способы
- Личность и политика: типы личностей в политике
Функции и роль
Социализация в психологии – это явление, выполняющее следующие функции:
- нормативно-регулятивная функция. Она формирует деятельность человека с помощью определенных воздействий на него со стороны социальных институтов, которые регулируют общественный образ жизни;
- личностно-преобразовательная функция. Заключается в индивидуализации человек с помощью формирования у него потребностно-мотивационной сферы, а также системы ценностей и идеалов;
- творческая функция. На этапе ее выполнения у человека появляется потребность в самореализации с помощью творческой деятельности, решения ситуаций нестандартными способами;
- коммуникативно-информационная функция. Она обеспечивает взаимоотношения человека с обществом, дает личности информацию об особенностях взаимодействия и желательном образе жизни;
- прокреативная функция. Заключается в порождении готовности действовать определенным образом;
- ценностно-ориентационная функция. Она формирует систему ценностей, которые определяют образ жизни человека;
- компенсаторная функция. Восполняет дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека.
Роль социализации заключается в:
- самораскрытии личности (социум дан опосредованно, через совокупность индивидуальных жизненных программ);
- адаптации личности к социальной среде (индивидуальность приспосабливается к внешним условиям, сохраняя изначально заданные сущностные параметры);
- освоение определенного набора паттернов (личность готова воспринять некоторые предложенные образцы поведения);
- построение личности по заданному прототипу (индивид полностью подчинен социуму, созидающему его по определенному плану).
Формы проявлений
Социализация в психологии – это процесс, во время которого человек воспринимает и осваивает социальный опыт в зависимости от своих субъективных особенностей.
Социализация может проявляться по следующим признакам:
- личность легко адаптируется к социальным условиям;
- личность усваивает ценности, установки и нормы поведения в обществе;
- личность воспроизводит социально одобряемые модели поведения в обществе;
- деятельность человека направлена на морально-нравственное поведение, освоение гуманистических ценностей;
- в жизни человек постоянно развивает свои личностные качества;
- личность идентифицирует себя с социальными ролями;
- человек в процессе развития становится интеллектуально зрелым, обретает способность анализировать;
- личность несет ответственность за свои поступки перед коллективом;
- личность развивает самосознание и учится рефлексировать.
Список литературы:
1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник, 2003.
2. Социализация личности в обществе [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://www.grandars.ru/college/sociologiya/socializaciya-lichnosti.html
3. Этапы и механизмы социализации [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://www.grandars.ru/college/sociologiya/mehanizmy-socializacii.html
4.Структура направленности личности [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://studopedia.net/10_49037_struktura-napravlennosti-lichnosti.html
5.Социализация личности. Этапы социализации личности [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://www.edu-psycho.ru/socializaciya-lichnosti.html
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Бесплатная оценка
0
Размер: 31.28K
Скачано: 135
02.04.15 в 17:58 Автор:semina1996
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно
, а нам
приятно
).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Добавить работу
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Стадии социализации личности
Замечено, что одна из главных целей социализации – преодоление своего эгоцентризма. Вхождение в любую социальную группу требует понимания того, что «ты не один». Это и считается одним из признаков взросления. Известно, что ребёнок до определённого возраста воспринимает себя как центр вселенной, и это его естественное состояние. В дальнейшем мы наблюдаем то, что называется юношеским максимализмом: подросток продолжает считать себя «самым-самым», единственным и неповторимым, однако сталкивается с обилием таких же «единственных и неповторимых» вокруг себя. Это приводит к конфликтам, нередко серьёзным.
Индивиды, не прошедшие социализацию по каким-либо причинам, надолго сохраняют признаки, присущие детям или «новичкам». Окружающие воспринимают их как инфантильных и недалёких людей, но в действительности всё сложнее. Если во взрослом состоянии сохраняется присущая подросткам страсть к познанию нового, активному общению, освоению новых умений и навыков, то это можно только приветствовать. В то же время эгоцентризм и тяжёлое переживание своих неудач – явно нежелательные признаки для зрелой личности.
Примером недостаточной социализации во взрослом состоянии является вера в «альтернативные истории» — писания Носовского и Фоменко, Чудинова и прочих псевдонаучных фриков. Дело здесь не только в политических, «патриотических» и корыстных мотивах. Просто ребёнок, только начинающий изучать мир и открывающий для себя что-то новое, стремится поделиться своим открытием с окружающими; родители и другие более старшие члены общества, чтобы подыграть ему, разделяют его радость.
В школьные годы подросток сталкивается с невозможностью быть первооткрывателем в современном мире: всё, о чём он узнаёт, уже когда-то кем-то открыто, и его «открытие» уже не представляет большой ценности для окружающих. Психически полноценная личность постепенно свыкается с этой ситуацией и находит неисследованные области, где можно проявить свои умения и дать обществу что-то новое. А личность умственно неполноценная испытывает отторжение этой ситуации; вместо поиска неисследованных областей он горит желанием «переоткрыть» то, что уже открыто, произвести сенсацию и удостоиться лавров первооткрывателя, которые, как он уверен, просто обязаны принадлежать именно ему.
Биография Анатолия Фоменко, автора знаменитой псевдонаучной «Новой хронологии», очень ярко представляет нам именно такого человека – несоциализованного интеллигента, который ради чести быть первооткрывателем готов пойти на любую ложь и добиться своего любыми средствами. Долгое время он влачил жизнь «заштатного» математика, составлял стандартные учебники по геометрии для студентов и довольствовался скромной платой. В конце концов это ему надоело, он понял, что скромный и рутинный преподавательский труд счастья не приносит, и решил совершить нечто громкое и сенсационное. В его родной области, геометрии, стать первооткрывателем очень трудно, а вот история – другое дело. Написанная в соавторстве с таким же несоциализованным интеллигентом Глебом Носовским «Новая хронология» вмиг стала бестселлером; многие необразованные читатели сего труда всерьёз называют Фоменко «пророком».
Выше было сказано, что важной средой при первичной социализации становится школа. Действительно, задача школы – не только дать какие-то знания по различным предметам, но и научить жить в обществе. Во многих странах для этой цели используются особые приёмы. К примеру, в США в школах отсутствуют устойчивые классы; ученик, записываясь в школу, выбирает, какие предметы он будет изучать, и на каждом уроке оказывается в новой аудитории, в совершенно новом коллективе. Такая социализация весьма полезна, особенно в США, ведь значительная часть населения этой страны живёт в совсем маленьких поселениях, где «все друг друга знают», но излишняя привязанность к «своему углу» может создать проблемы в будущем, когда потребуется менять место жительства (в связи с учёбой, работой и т. д.).
Большинство россиян живёт в городах и посёлках со значительно большим населением, поэтому острой нужды в таком типе школ в нашей стране не испытывают. Вместе с тем необходим другой тип социализации – умение работать в устойчивом коллективе, с чем вполне справляется школа российского типа.
Диагностика
Диагностика социализации — это один из инструментов познания явления, который также рассматривается как метод создания условий для дальнейшего обретения навыков социализации.
Функции диагностики социализации:
- информационно-прогностическая. Заключается в анализе данных, показывающих уровень социализации человека. Они также являются исходными для формирования условий для дальнейшей социализации;
- оценочно-результативная. Заключается в оценке результатов работы, поиске эффективных путей в решении социальных и педагогических задач;
- коррекционно-формирующая. Заключается в предоставлении возможности одновременно выявить недостатки и отклонения деятельности и своевременно ее скорректировать для наиболее результативной социализации.
Критерии социализации личности при диагностике явления включают в себя:
- Когнитивные компоненты (знание человека о проблемах в социальной сфере, темпы успеваемости в социализации).
- Эмоционально-волевые компоненты (отношение человека к своей и чужой национальности, обществу и трудовой деятельности).
- Поведенческие компоненты (склонность к коллективизму, степень активности, вовлеченность в отношениях с людьми).
Существует множество психологических тестов для разных возрастных групп, позволяющих определить уровень социализации личности, выявить наличие травмирующих факторов в процессе ее развития.
Например, тест «Уровни социализации личности», размещенный в учебном пособии, который разработан кандидатом философских наук Р.И. Мокшанцевым и доработан кандидатом психологических наук Т. А. Бондаренко.
Тест позволяет оценить уровни социализации личности и выявить психологические травмы, которые могли быть получены при взрослении. Тест включает в себя вопросы от первого лица о внутреннем состоянии человека и его отношении к жизненным ситуациям; варианты ответа отражают согласие или несогласие человека.
Что касается оценки социализации учащихся школ, можно о, разработанный М. И Рожковым, доктором педагогических наук.
Цель мониторинга — выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся. Сущность тестирования заключается в прослушивании участниками 20 высказываний, по которым необходимо отметить свое согласие или несогласие с утверждениями.