Что такое потребности?
У каждого человека есть необходимость что-то иметь. То есть у него возникает потребность, которая требует удовлетворения. Если он не получит того, что хочет, то будет чувствовать себя дискомфортно в физиологическом и психологическом плане.
Если вам хочется есть, то вы будете не только испытывать чувство голода. Мысли начинают вертеться вокруг пищи, ухудшается физическое и психологическое состояние, могут появиться злость и раздражение. Но настроение сразу улучшается после приема пищи. Потребность удовлетворена и жизнь кажется намного лучше.
Синонимы к слову «потребность» – необходимость, нужда, спрос. То есть потребность представляет собой спрос на предметы, функции, людей. Неудовлетворенные потребности — это внутренние возбудители активности. В разных ситуациях они проявляют себя по-разному.
Любой человек имеет определенный набор потребностей. Причем базовые потребности у всех индивидуумов похожи. Различие состоит только в их силе и количестве.
Количество потребностей зависит от той среды, в которой вырос человек. Если, к примеру, он воспитывался в семье музыкантов, то музыка будет для него неотъемлемой частью жизни. Если же человек вырос в проблемной семье, где даже не всегда был сыт, для него важное значение будут иметь самые основные потребности: в пище, сне, отдыхе, сексе.
Когда человек испытывает потребность в чем-либо, то он начинает искать возможность избавиться от этой необходимости. Когда же получает желаемое, испытывает удовлетворение и удовольствие.
Голод заставит идти в магазин или кафе, покупать еду. Но вот потребность удовлетворена, и уже хочется совсем другого, например, вздремнуть. После возникнет потребность, поболтать с друзьями, заняться творчеством и т.п. Конца потребностям не будет. Они появляются у новорожденного малыша и заканчиваются только в момент смерти.
Духовные потребности личности
Духовные потребности личности – это направленное устремление к самореализации, выражается через творчество или посредством другой деятельности.
Выделяют 3 аспекта термина духовные потребности личности:
- К первому аспекту относится стремление к овладению результатами духовной производительности. К нему относятся приобщение к искусству, культуре, науке.
- Второй аспект заключается в формах выражения потребностей в материальном порядке и социальных отношениях в нынешнем обществе.
- Третий аспект – это гармоническое развитие индивида.
Любые духовные нужды представлены внутренними побуждениями человека к его духовному проявлению, творчеству, созиданию, творению духовных ценностей и к их потреблению, к духовным коммуникациям (общению). Они обусловлены внутренним миром индивида, стремлением уйти в себя, сосредоточиться на том, что не связано с социальными и физиологическими потребностями. Эти потребности побуждают людей к занятием искусством, религией, культурой не для того, чтобы удовлетворить свои физиологические и социальные нужды, а для того, чтобы понять смысл существования. Их отличительной чертой является ненасыщаемость. Так как чем больше удовлетворяются внутренние нужды, тем более напряженными и устойчивыми они становятся.
Пределов прогрессивного роста духовных нужд не существует. Ограничением такого роста и развития могут выступать только количество накопленных ранее человечеством богатств духовного характера, силы желаний индивида участвовать в их произведении и его возможностей. Основные признаки, отличающие духовные потребности от материальных:
- потребности духовного характера возникают в сознании индивида;
- потребностям духовного характера присуща необходимость, а уровень свободы в выборе способов и средств удовлетворения таких потребностей значительно выше, чем у материальных;
- удовлетворение большинства нужд духовного характера связано в основном с количеством свободного времени;
- в таких потребностях связь между объектом нужды и субъектом характеризуется определенной степенью бескорыстия;
- процесс удовлетворения нужд духовного характера не имеет границ.
По своему содержанию духовные нужды объективны. Они определены совокупностью условий жизнедеятельности индивидов и выказывают объективную надобность духовного изучения ими социального и природного мира, который их окружает.
Ю. Шаров выделил развернутую классификацию духовных нужд: необходимость трудовой деятельности; надобность общения; эстетические и нравственные нужды; научно-познавательные нужды; надобность в оздоровлении; нужда воинского долга. Одной важнейшей духовной надобностью личности является познание. Будущее любого общества зависит от духовного фундамента, который будет выработан у современной молодежи.
Виды потребностей человека
Потребности можно разделить на два вида: врожденные и приобретенные.
Врожденными являются те, с которыми человек пришел в этот мир. Малыш не может обходиться без пищи, воды, воздуха. Ему нужно чувствовать, что рядом есть мама и заботится о нем. Необходимо, чтобы в комнате было тепло, иначе он замерзнет. Без базовых потребностей не может обойтись и взрослый человек. Ему тоже необходимо питаться, спать, дышать.
Приобретенными являются те, которые появились в результате взаимодействия с социальной средой. Например, они будут отличаться, если человек вырос в бедной и богатой семье. Одни будут рады, если вместо овсяной каши им на завтрак подадут бутерброды с колбасой, а другие обидятся, если им вместо таунхауса подарят двухкомнатную квартиру. Если вдруг жизненные реалии изменятся, и привыкший к роскоши человек останется без привычных больших денег, то он будет испытывать сильный дискомфорт, даже если у него будет возможность удовлетворять основные потребности.
Подлинные и мнимые
Различают также такие виды потребностей как подлинные и мнимые. Подлинные потребности – это те потребности, к которым человек приходит самостоятельно. Если у человека возникает желание заняться музыкой – это подлинная потребность. В случае если он начинает музицировать после того, как на него повлияли из вне – родственники, друзья, общество, такая потребность переходит в разряд мнимых.
Все потребности человека должны быть разумными, так как не все потребности человека могут быть удовлетворены в краткие сроки, а также они не должны противостоять моральным и нравственным устоям общества.
Потребности людей и психология
Если потребности существуют, то их надо удовлетворять, а для этого совершать целенаправленные действия. Когда у человека появляется потребность, он направляет в свои силы на ее удовлетворение. Захотелось есть – покупает продукты, и готовит какое-то блюдо. Есть желание создать семью – ищет партнера.
Но, к сожалению, не всегда человек способен удовлетворить свои желания. Более того, он не всегда может понять, чего именно он хочет. А ведь именно от этого зависит его душевное равновесие и счастье. Поэтому психология много внимания уделяет изучению потребностей людей. Психологи подметили несколько интересных особенностей, касающихся потребностей и их удовлетворения.
Человек не всегда осознает свои потребности. Порой люди не понимают, чего они хотят на самом деле. Это порождает душевные страдания, которые часто переходят в психосоматические заболевания.
Желание и влечение
Если человек не осознает к чему тянется, психологи используют термин «влечение». То есть он не может достичь комфортного состояния поскольку его мучит потребность, которой он не осознает и не понимает. Когда он начинает понимать, что ему надо на самом деле, это называется желанием. Когда появляется желание, возникает мотивация.
Мотивы, цели, потребности
Что такое мотивация? Это движение человека к цели. Он осознал, чего хочет, и к этому стремиться, у него появляется мотив. Например, у девушки есть цель – похудение. Она начинает совершать определенные действия: садится на диету, бегает по утрам и т.п. У нее появляется мотив – чтобы на нее больше обращали внимания парни. Тогда она начнет чувствовать себя востребованной, то есть реализует свою потребность.
Потребности и эмоции
Сильные потребности влекут за собой сильные эмоции. Если человек испытывает сильное раздражение, следовательно, какая-то из его потребностей не удовлетворена, и он жаждет получить что-то. Поэтому важно понять, чего именно хочется: хорошего мужа, славы, денег, возникает желание купить большой дом или поехать в Париж. В принципе, ничего невозможного нет. Главное понять, чего вы хотите на самом деле. Может быть просто, чтобы на вас обратил внимание симпатичный сосед.
Мотивация и потребности личности
Мотивационные процессы индивида имеют в себе направленность достижения или, наоборот, избегания поставленных целей, реализовать определенную деятельность или нет. Сопровождаются такие процессы различными эмоциями как положительного, так и отрицательного характера, например, радость, страх. Также во время таких процессов появляется некоторое психофизиологическое напряжение. Это означает, что мотивационные процессы сопровождаются состоянием возбуждения или взволнованности, также может появляться ощущение упадка или прилива сил.
С одной стороны регуляция психических процессов, которые влияют на направленность деятельности и численность энергии, нужной для выполнения этой самой деятельности называется мотивацией. А с другой стороны мотивация – это все-таки определенная совокупность мотивов, которая придает направленность деятельности и самому внутреннему процессу побуждения. Мотивационными процессами объясняется непосредственно выбор между разными вариантами действий, но которые имеют равно притягательные цели. Именно мотивация влияет на упорство и настойчивость, с помощью которых индивид добивается поставленных целей, преодолевает препятствия.
Логическим объяснением причин действий или поведения называют мотивировкой. Мотивировка может иметь отличия от реальных мотивов или осознанно применяться для того, чтобы их замаскировать.
Мотивация достаточно тесно связана с нуждами и потребностями индивида, потому что появляется при возникновении желаний (нужд) или недостатка чего-либо. Мотивация является начальным этапом физической и психической активности индивида. Т.е. она представляет собой некое побуждение к произведению действий определенным мотивом или процессом выбора причин для конкретного направления деятельности.
Следует всегда учитывать, что за совершенно аналогичными, с первого взгляда, поступками или действиями субъекта могут стоять абсолютно разные причины, т.е. мотивация у них может быть совсем разной.
Мотивация бывает внешней (экстринсивной) или внутренняя (интринсивной). Первая не связана с содержанием конкретной деятельности, но обусловлена внешними условиями относительно субъекта. Вторая связана непосредственно с содержанием процесса деятельности. Также различают отрицательную и положительную мотивацию. Мотивация, основой которой являются на позитивные посылы, называется положительной. А мотивация, основой которой являются отрицательные посылы, называется соответственно отрицательной. Например, положительной мотивацией будет – «если я хорошо себя буду вести, то мне купят мороженое», отрицательной – «если я хорошо себя буду вести, то меня не будут наказывать».
Мотивация может быть индивидуальной, т.е. устремленной на поддержание постоянства внутренней среды своего организма. Например, избегание болевых ощущений, жажда, стремление к поддержанию оптимальной температуры, голод и др. Также может быть групповой. К ней относится забота о детях, поиск и выбор своего места в социальной иерархии и др. К познавательным мотивационным процессам относят различную игровую деятельность и исследовательскую.
Пирамида потребностей Маслоу
К классификации потребностей прибегали многие ученые и исследователи. Но наибольших успехов добился Абрахам Маслоу. Он смог все потребности распределить по семи ступеням, от низших (базовых) к высшим.
Преимущество такой классификации потребностей человека заключаются в следующем. Человек должен пройти низшие уровни, чтобы у него появились потребности в высших. Если же они не удовлетворены или удовлетворены частично, он никогда не достигнет 6 или 7 уровня, и у него не возникнет иных потребностей.
Что же это за пирамида?
- В ее основании лежат физиологические потребности: еда сон, секс и т.п. Чтобы нормально жить и хорошо себя чувствовать человек должен нормально питаться, дышать, спать и т.п.
- На второй ступени стоит безопасность. У человека существует необходимость в защищенности и комфорте. Например, если человека гонит голод, то он может пойти на преступление – грабеж, воровство. На вторую ступень, то есть безопасность, при этом ему наплевать. Если же базовые потребности удовлетворены, он больше будет думать о своей безопасности, а не о еде.
- На третьей ступени располагаются социальные потребности. Когда удовлетворены базовые потребности, индивид чувствует себя в безопасности, начинает выстраивать социальные связи, с кем-то вместе работает, о ком-то заботится.
- На четвертой стоит потребность в признании и престиже. То есть человек хочет иметь вес в социуме, уважение других людей, достигать определенных результатов, чтобы получить высокую оценку людей.
- Пятая ступень – это духовные потребности. Если человек удовлетворил предыдущие потребности, он способен раскрыть свой творческий потенциал, понять себя и идентифицировать.
Но есть еще два уровня, которые Маслоу добавил позже. Поэтому сейчас пирамида выглядит примерно так.
- Первая ступень – физиологические потребности.
- Вторая ступень – потребность в безопасности.
- Третья ступень – потребность в любви, чтобы любить самому и быть любимым.
- Четвертая ступень – потребность в уважении, признании в социуме.
- Пятая ступень – потребности в познании и получении новой информации.
- Шестая ступень – эстетические потребности, поиск гармонии, красоты.
- Седьмая ступень – потребность в самоактуализации, когда человеку важно воплотить свои идеи и ответить на вопрос: кто я и зачем живу?
Достижение цели по этапам
Человек ставит перед собой цель и стремится её достигнуть, реализацией жизненного плана.
Для этого:
- обозначается конкретное желание;
- ведется поиск методов и инструментов для удовлетворения потребности;
- приобретается предмет, осваивается, используется;
- гасится активность.
Когда личность развивается, постепенно формируется структура её внешних и внутренних стремлений для приобретения:
- самосохранения, питания, отдыха, сексуального удовлетворения;
- квартиры, одежды, бытовых предметов;
- общения, должности, специальности, образования;
- счастья, духовной красоты, добра.
Каждый индивидуум по-своему выстраивает приоритет необходимых предметов, которые в зрелом возрасте трудно изменить.
Другие классификации потребностей человека
Интересно, что на протяжении истории человечества философы и ученые выдвигали разные классификации потребностей.
Так древнегреческий философ Эпикур подразделяет их на три вида:
- Потребности без которых жить невозможно, назвав их естественными и обязательными.
- Потребности естественные, но необязательные. Например, если семья из пяти человек ютится в однокомнатной квартире, у нее есть потребность в расширении жилья, но в сущности она в состоянии выжить и в таких условиях.
- Потребности неестественные и необязательные. В этом случае можно рассматривать прихоти, которые не являются естественными. К примеру «хочу жить в лесу, подальше от всех», «Хочу, чтобы моим мужем стал конь» и т.п.
Еще одна интересная классификация потребностей принадлежит психоаналитику Эриху Фромму.
- На первое место он ставил любовь и дружбу, относя их к основным, в которых нуждается человек.
- На втором месте находится самоутверждение и ощущение собственной с значимости.
- На третьем – необходимость в принадлежности к какой-либо социальной группе, религии, культуре.
- Четвертое место по Фромму занимает творчество и желание человека что-то создавать.
- И, наконец, пятое – познание мира, который окружает человека.
Интересы человека
Потребности выступают основой интересов каждого человека и его способностей. Интерес представляет собой целенаправленную позицию человека, касаемо объекта его потребности. Интересы людей на самом деле направлены не на предмет его потребности, а на процесс, который делает его доступным. Интересы зависят от того, к какой социальной группе принадлежит индивид, и какой статус занимает в обществе.
Существует такая классификация интересов человека: 1. В зависимости от их носителя — общественные, групповые, индивидуальные 2. В зависимости от направленности – духовные, социальные, политические.
Каждому человеку необходимо осознавать свои интересы, и при их реализации учитывать интересы других людей. Интересы не должны носить стратегический характер их достижения. Не разобравшись в том, подлинный или мнимый интерес, человек часто достигает своей цели путем пренебрежения интересов других индивидов, что противоречит всем человеческим нормам гуманности.
Материальные и нематериальные блага и услуги
Основные факторы производства. Блага, потребности, ресурсы. Экономический выбор. Производственные возможности экономики.
В экономической теории выделяют четыре фактора производства
:
1) труд
– способности и навыки человека, которые можно использовать при производстве благ и услуг. Если говорить точнее, то здесь речь идет о рабочей силекак совокупности физических и духовных сил человека, его способности к труду. Рабочая сила в каждой конкретной стране (регионе) ограничена количеством взрослого трудоспособного населения. Снижение рождаемости и связанное с ним старение населения ставят проблему эффективного использования рабочей силы очень остро;
2) капитал
– созданные людьми производственные ресурсы – здания, сооружения, оборудование, инструменты, транспортные средства, полуфабрикаты, используемые в производстве. Их количество в экономике не безгранично. Кроме того, они имеют свойство изнашиваться в процессе функционирования, поэтому периодически требуют замены;
3) земля
– естественные блага, которые используются при создании товаров и услуг (полезные ископаемые, лес, вода, воздух, участки территории);
4) предпринимательские способности (предпринимательство)
– это особый вид человеческой деятельности, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать другие факторы производства.
Необходимо обратить внимание на то, что деньги не являются производственным фактором. Из денег ничего нельзя сделать, но они являются условием приобретения ресурсов. Денежные средства привлекаются для покупки факторов производства у их владельцев, и тем самым обеспечивается реальная возможность соединить ресурсы в едином производственном процессе.
.
Материальные и нематериальные блага и услуги.
Во всех развитых странах экономика состоит из двух взаимосвязанных и дополняющих друг друга сфер производства, направленных на получение благ:
• материального, где создается продукт в материально-вещественной форме, например, обувь, станки, цемент, уголь;
• нематериального, где создаются духовные, нравственные и иные ценности – произведения культуры, искусства, науки и т.п.
Блага
– средства удовлетворения потребностей людей.
Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные виды благ (рис. 2.2). Блага можно классифицировать на:
1) материальные
, включающие естественные дары природы (землю, воздух, воду, климат); продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты);
2) нематериальные,
имеющие форму полезной людям деятельности и воздействующие на развитие способностей человека. Они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, культура и др. К ним относятся внутренние блага, данные человеку природой – способности к науке, голос, музыкальный слух и т.п., а также внешние блага – то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.).
Жизнедеятельность человека в процессе хозяйствования проявляется, с одной стороны, в трате энергии, ресурсов и т.д., а с другой – в соответствующем пополнении жизненного расхода. При этом экономический субъект (т.е. человек в хозяйственной деятельности) стремится действовать рационально – путем сопоставления затрат и выгод. Объясняется такое поведение следующим.
Существенной чертой человеческой жизни и деятельности является зависимость от материального мира. Часть материальных благ имеется в изобилии и поэтому они всегда доступны для людей (воздух, солнечные лучи, энергия ветра). Такие блага в экономической теории называются свободными или неэкономическими. Пока сохраняются данные условия, эти блага и потребности в них не являются заботами и расчетами человека, следовательно, они в экономике не изучаются.
Другие материальные блага имеются в ограниченном количестве (разного рода “редкости”). Чтобы удовлетворить имеющиеся в них потребности и иметь их в доступном количестве, необходимы усилия человека, направленные на их добывание, приспособление к потребностям.
Эти блага называются экономическими (или хозяйственными). От обладания этими благами зависит благосостояние людей, поэтому они обращаются с ними бережно, экономно, расчетливо.
Специфической формой экономического блага является товар, т.е. благо, произведенное для обмена. Само название науки – “экономика” – подразумевает экономию или максимизацию: все участники хозяйственной деятельности стремятся, в конечном счете, повысить свое благосостояние при минимальных затратах ресурсов. Экономика является специфической наукой, которая исследует поступки человека, когда он выступает в роли производителя или потребителя, решает вопрос удовлетворения своих потребностей или потребностей других людей.
Потребности
– это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.
Потребности человека многообразны. Американский ученый А. Маслоу расположил все потребности по принципу иерархии в следующем восходящем порядке от “низших” – материальных до “высших” – духовных:
1) физиологические потребности (в еде, питье, тепле, воспроизводстве рода);
2) потребности безопасности и самосохранения (защищенность от внешних врагов, преступников, болезней);
3) потребность в социальных связях (любви, дружбе, общении с людьми, причастности к какой-либо группе и т. д.);
4) потребности в уважении (признание человека как личности, самоуважение, приобретение определенного статуса, авторитета);
5) потребности в саморазвитии (совершенствование всех способностей и возможностей человека).
Эти потребности принято представлять в виде пирамиды, в основании которой лежат биологические потребности людей, над которыми возвышаются духовные потребности человека как социальной личности (рис. 3.1).
До тех пор пока у человека не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка.
Однако эту классификацию можно дополнить и другими потребностями: материальными и духовными, рациональными и иррациональными, осознанными и неосознанными и др.
Экономические ресурсы
– источники, средства обеспечения производства, совокупность ресурсов, используемых в хозяйственной деятельности. Ресурсы делятся на: природные, трудовые, капитальные, финансовые, информационные.
Если бы ресурсы не были ограниченными, каждый индивид и общество в целом имели бы все, что пожелают: прекрасные квартиры, любые марки автомобилей, модную одежду и т.д. Понятно, что в реальной жизни такое невозможно. Общество не в состоянии создать полное изобилие, удовлетворить все потребности всех людей. Оно может сделать другое: удовлетворить все потребности лишь отдельных людей. Но это означает, что все другие люди будут вынуждены отказаться от более высокого уровня потребления.
Таким образом, общество сталкивается с фундаментальной экономической проблемой – с противоречием между растущими человеческими потребностями в разнообразных благах и ограниченными ресурсами для удовлетворения этих потребностей. Из этого универсального противоречия выводится предмет экономической науки, который, как мы уже отмечали, состоит в исследовании проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения материальных потребностей людей.
Экономический выбор
– способ распределения ограниченных ресурсов, который позволяет добиться максимума благ.
Но выбор – всего лишь волевой акт. Необходима еще материальная сила, которая смогла бы реализовать, осуществить этот выбор. Такой материальной силой является производство. Экономика – это производство, реализующее свободный выбор каждого его участника. Итак, выбор очередности удовлетворения потребностей превращает абсолютную ограниченность ресурсов в относительную, а производство – в экономику.
Любое общество должно решать тем или иным путем три коренные взаимосвязанные экономические проблемы (три главных вопроса),
— что? Какие из возможных товаров и услуг должны производиться в данной экономической системе в определенный период времени?
-как? При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги?
-для кого? Кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу?
Эти три вопроса – основные и общие для всех экономических систем, но способы их решения в каждой экономической системе разные..
Рыночная экономика в своем чистом виде предполагает наличие ответственных и самостоятельных производителей и потребителей. Производители производят те товары, от продажи которых они рассчитывают получить прибыль. Следовательно, еще до начала производственной деятельности они должны знать, для кого производят продукцию, какими потребительскими свойствами она должна обладать, когда ее нужно произвести и сколько. При этом производители используют те средства производства, которые позволяют максимально сэкономить затраты, ибо их они покрывают из собственного кармана. Понятно, что уровень потребления будет зависеть от полученных доходов. Иначе говоря, производитель будет производить для того, кто заплатит.
Таким образом, рыночная экономика – это такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством рынка, отвечая на вопросы: что, как, для кого производить – с помощью системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения.
Производственные возможности
– это возможности производства экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов и данном уровне развития НТП. Ограниченность ресурсов ставит предел возможностям производства. Использование ресурсов для создания одного продукта означает отказ от производства другого. Это заставляет делать выбор; какие продукты производить, какие потребности удовлетворять в первую очередь.
Суть проблемы выбора в условиях ограниченности ресурсов можно понять, использовав кривую производственных возможностей (КПВ). Кривая производственных возможностей – график, показывающий все множество вариантов использования имеющихся ресурсов для производства альтернативных (альтернативный –
допускающий одну из двух или нескольких возможностей) видов продуктов (товаров).
Разберем хрестоматийный пример. Предположим, что общество нуждается в производстве двух продуктов – масла и пушек. Возможные объемы производства двух продуктов при полном использовании ограниченных ресурсов представлены в табл. 1.1. Отложив на осях координат два продукта и соединив точки, отражающие разные сочетания объемов производства этих продуктов, мы получим кривую производственных возможностей (рис. 4).
Таблица 1.1
Альтернативные возможности производства масла и пушек
Вариант | Масло, млн. т | Пушки, тыс. шт. |
А | ||
В | ||
С | ||
D | ||
Е |
Рис. 4. Кривая производственных возможностей
Точки на кривой производственных возможностей показывают все возможные варианты сочетания производства двух продуктов при полном использовании имеющихся ресурсов и неизменной технологии.
Анализ приведенной кривой производственных возможностей позволяет сформулировать ряд важнейших экономических положений.
1. Закон замещения, который гласит, что при полном использовании ресурсов и неизменной технологии увеличение производства одного продукта приводит к сокращению другого. Двигаясь по кривой производственных возможностей, действительно, мы видим, что с увеличением производства масла выпуск пушек сокращается, и наоборот.
2. Если экономика находится в точке N,
это значит, что имеющиеся ресурсы используются неполностью: есть возможность увеличить производство и пушек, и масла. Точка
N
свидетельствует о недопроизводстве и неэффективном использовании ресурсов.
3. Точка М
при
данных
ресурсах и имеющейся технологии для производства недостижима. Но это совсем не означает, что производственные возможности не могут увеличиться. Существуют два способа расширения производственных возможностей:
экстенсивный –
осуществляемый за счет вовлечения дополнительных ресурсов (увеличение численности занятых, вовлечение в переработку новых запасов природного сырья, рост капиталовложений без изменения технической основы производства);
интенсивный –
достигаемый за счет лучшего использования имеющихся ресурсов (ускорение НТП и на этой основе повышение производительности труда и оборудования, улучшение организации производства и т.п.).
4. Любое производство является эффективным,
если оно обеспечивает полное использование ресурсов, т.е. если увеличение производства одного продукта приводит к сокращению производства другого продукта. Поэтому любая точка, лежащая
на
кривой производственных возможностей, является эффективной.
Предположим, что фирма располагает определенным станочным парком и определенным количеством работников и выпускает два продукта. Если станочный парк используется полностью, все работники загружены, то чтобы увеличить производство одного продукта, придется сократить производство другого. Если можно увеличить производство одного продукта, не сократив производства другого, это значит, что имеющиеся ресурсы недоиспользуются, т.е. производство неэффективно.
5. Поскольку увеличение производства одного продукта ведет к сокращению производства другого, то издержки производства одного продукта могут быть выражены в количестве другого продукта, от производства которого приходится отказаться в связи с производством первого. Так, увеличение производства масла с нуля до 2 млн. т «обошлось» в 3 тыс. пушек, от производства которых пришлось отказаться. Можно сказать, что дополнительные
2 млн. т масла стоят 3 тыс. пушек. В экономике такая стоимость или такие издержки производства называются альтернативными или вмененными.
Роль человека в организации управления
В рыночных условиях человеческий ресурс играет ключевую роль в любой организации, обеспечивая ее конкурентоспособность и перспективы стратегического развития. Современная организация – это единый организм, созданный для достижения определенных целей. Применяя антропоморфный подход, можно наделить организацию в целом и ее структурные элементы чертами человеческого организма: голова – это цель организации, туловище – структура, правая рука – персонал, левая рука – технологии, опирается организм на ресурсы, а его жизнедеятельность обеспечивается системой управления как нервной системой организма7.
Современная организация как любой живой организм развивается, каким-то образом «выглядит» (имидж организации), «ведет себя» (стратегия поведения на рынке) и как-то «чувствует себя» (социально-психологический климат организации). Организация как живой организм состоит из «клеток» – отдельных сотрудников, каждый из которых имеет собственные потребности и устремления.
В организации главное – труд и его результаты, которые обеспечиваются сотрудниками. Люди в организации выступают, с одной стороны, как объекты труда – носители профессиональных навыков и умений, а с другой стороны, как субъекты труда – уникальные личности.
В концепции «человеческих отношений» персонал организации рассматривается с точки зрения реализации трудового потенциала сотрудников (в этом случае учитываются объективные характеристики – содержание, специфика и условия труда), и с точки зрения их личностных особенностей – потребностей, мотивов, ценностей. Соответственно внутренняя среда организации, от которой зависит или чувство благополучия, комфорта человека на работе или чувство неудовлетворенности, способное привести к уходу из организации, определяется не одним параметром, а многими составляющими. При этом для разных людей приоритетность факторов, обеспечивающих удовлетворенность трудом и его условиями, значительно отличается8.
Удовлетворенность трудом отражает отношение человека к различным аспектам или областям его профессиональной деятельности, а именно: к работе, организации-нанимателю, профессиональной и должностной карьере и т.д. Выделяются следующие характеристики работы, от которых зависит степень удовлетворенности трудом в целом.
Сама работа. Люди предпочитают выполнять работу, дающую им возможность в наибольшей степени использовать свои умения и способности, предоставляющую свободу действий. Наличие элементов «вызова» в работе, таких как творческое начало, возможность использования индивидом своих оригинальных или уникальных способностей, сложность заданий и т.п., приводят к повышению удовлетворенности трудом.
Чувство социальной значимости. Для человека важно осознавать, что его труд не только способ заработка, что он востребован в обществе, приносит пользу людям.
Уважение к организации-работодателю. Для многих людей очень важна престижность места работы, принадлежность к известной и уважаемой в обществе организации.
Оплата труда. Если работники видят, что система оплаты справедливо связана с их индивидуальным уровнем профессиональных умений и навыков, то, скорее всего, они будут удовлетворены. Ключевым моментом, способствующим удовлетворенности работой, является не абсолютное количество денег, а чувство справедливости. Удовлетворенность оплатой труда зависит не только от связи уровня оплаты с результатами и достижениями, но и от того, как это воспринимает сам человек.
Внезарплатные виды дохода. Выбирая организацию, люди ориентируются не только на заработную плату, но и на наличие и полноту так называемого «социального пакета», то есть дополнительные виды льгот и услуг, которые организация предоставляет своим работникам. В подобный пакет могут входить приобретение жилья или выделение ссуд, дополнительное медицинское страхование, оплата обучения и повышения квалификации, бесплатное питание, компенсация транспортных расходов при проезде на работу и с работы, дотации на оплату жилья и коммунальных услуг, предоставление современных средств связи (мобильный телефон, Интернет), предоставление путевок на санаторно-курортное лечение сотрудникам и их детям и др.
Перспективы роста и развития. Стремление к должностному росту для человека естественно, но в данном случае речь идет не только о карьере как перспективе занять более высокую должность и зарабатывать больше. Человеку в профессиональной деятельности свойственно желание решать более масштабные задачи, обладать большими полномочиями и нести ответственность, иметь неограниченные возможности к самореализации.
Отношения с непосредственным руководителем. Для многих людей руководитель олицетворяет организацию, уважение или неуважение к своему начальнику, благополучие отношений с ним – существенный морально-психологический фактор.
Коллеги. Для большинства сотрудников работа заполняет потребность в социальных контактах. Наличие дружественных взаимоотношений в коллективе ведет к увеличению удовлетворенности трудом.
Неудовлетворенность сотрудников работой может выражаться через различные способы организационного поведения: лояльность, пренебрежение, борьба и уход.
Уход – поведение, связанное тем, что работник понимает полное несоответствие своих ожиданий и ресурсов организации и принимает решение об увольнении. В этом случае его не останавливает необходимость поиска другого места работы.
Модель взаимодействия человека и организации
Системное поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций:
1. С позиции взаимодействия человека с организационным окружением. В этом случае человек находится в центре модели.
2. С позиции организации, включающей в себя индивидов. В этом случае организация как целое является исходной точкой рассмотрения.
В случае если исходным в рассмотрении взаимодействия человека и организационного окружения выступает человек, модель этого взаимодействия может быть описана следующим образом:
Человек, взаимодействуя с организационным окружением, получает от него побуждающие к действию стимулирующие воздействия.
Человек под воздействием стимулирующих сигналов со стороны организационного окружения осуществляет определенные действия.
Действия, осуществляемые человеком, приводят к выполнению им определенных работ и одновременно оказывают определенное воздействие на организационное окружение.
В данной модели организационное окружение включает те элементы организационной среды, которые взаимодействуют с человеком. Стимулирующие воздействия охватывают весь спектр возможных стимулов, которые могут включать в себя речевые и письменные сигналы, действия других людей, световые сигналы и т.п. В модели человек предстает как биологическое и социальное существо с определенными физиологическими и другого рода потребностями, опытом, знанием, навыками, моралью, ценностями и т.п. Реакция на стимулирующие воздействия охватывает восприятие этих воздействий человеком, их оценку и осознанное или неосознанное принятие решения об ответных действиях. Действия и поведение включают в себя мышление, телодвижения, речь, мимику, возгласы, жесты и т.п. Результаты работы состоят из двух частей. Первая – это то, чего человек добился для себя, реагируя на стимулы, какие собственные проблемы, вызванные стимулирующими воздействиями, он решил. Вторая – что он сделал для организационного окружения, для организации в ответ на стимулирующие воздействия, которые организация применила по отношению к человеку5.
В случае рассмотрения взаимодействия человека с организационным окружением с позиции организации в целом системная модель этого взаимодействия имеет следующий вид:
Организация как единый организм, имеющий вход, преобразователь и выход, взаимодействуя с внешним окружением, определенным образом, соответствующим характеру и содержанию этого взаимодействия, включает человека как элемент организации в процесс организационного и материального обмена между организацией и средой. В данной модели человек рассматривается как составная часть входа и выступает в роли ресурса организации, который она, наряду с другими ресурсами, использует в своей деятельности.
Возможности включения человека в организационное окружение, называемые социализацией, зависят не только от характеристик того окружения, но и в равной мере от характеристик человека. Каждый человек имеет многоплановую структуру личности, и во взаимодействие с организацией он вступает не как механизм, выполняющий конкретные действия и операции, а как разумное и сознательное существо, обладающее устремлениями, желаниями, эмоциями, настроением, имеющее воображение, разделяющее определенные верования и следующее определенной морали.
Как бы человек и организация ни стремились свести свое взаимодействие только к выполнению определенных работ на определенном рабочем месте, у них этого никогда не получится. Взаимодействие человека с организацией всегда шире, так как человек не может быть низведен до состояния машины, а организационное окружение – до рабочего места.
В каждой конкретной ситуации возникновения трудностей и проблем взаимодействия человека с организационным окружением могут быть найдены конкретные, соответствующие данной ситуации причины, породившие эти проблемы. Однако, несмотря на ситуационность этих проблем, можно указать на два основополагающих момента, лежащих в основе большинства причин, вызывающих непонимание, противодействия и конфликты во взаимодействии человека с организационным окружением. Данными моментами являются:
- ожидания и представления индивида об организационном окружении и его месте в нем;
- ожидания организации в отношении индивида и его роли в ней.