Введение
Межличностные отношения — это отношения с близкими нам людьми; это отношения между родителями и детьми, мужем и женой, братом и сестрой. Конечно, близкие личные отношения не ограничиваются кругом семьи; в такие отношения часто вступают люди, живущие вместе под влиянием различных обстоятельств.
Общим фактором этих отношений являются различные чувства привязанности, любви и преданности, а также желание сохранить отношения. Если ваш начальник усложняет вам жизнь, вы можете попрощаться с ним; если продавец в магазине не уделяет вам должного внимания, вы больше туда не пойдете; если сотрудник ведет себя нелояльно по отношению к вам, вы предпочтете по возможности не общаться с ним и т. д.
Но если между нами и самыми близкими нам людьми возникают проблемы, это обычно приобретает для нас первостепенное значение.
Сколько людей обращаются к психологу из-за плохих отношений с парикмахером? С другой стороны, мы видим так много людей, обращающихся за консультацией и помощью в связи с домашними, семейными и коллективными неурядицами.
Актуальность темы исследования. Проблемы, касающиеся межличностных отношений, не только не потеряли своей актуальности на протяжении нескольких веков, но и становятся все более значимыми для многих социальных и гуманитарных наук. Анализируя межличностные отношения и возможность достижения в них взаимопонимания, можно объяснить многие социальные проблемы развития общества, семьи и отдельной личности. Являясь неотъемлемым атрибутом человеческой жизни, межличностные отношения играют важную роль во всех сферах жизнедеятельности. При этом качество межличностных отношений зависит от общения, от достигнутого уровня взаимопонимания.
Роль коммуникации в межличностных отношениях, несмотря на повышенный интерес к ней со стороны ряда социально-гуманитарных наук, все еще недостаточно изучена. Поэтому выбор темы курсовой работы обусловлен следующими моментами:
- Необходимостью четкого выделения категории общения из области взаимосвязанных категорий отношения;
- Попыткой структурировать межличностное отношение в соответствии с уровнями общения.
- Потребность общества в разрешении межличностных и внутриличностных конфликтов, связанных с непониманием.
Целью данной курсовой работы является осмысление роли общения в межличностных отношениях, а также в попытке структурировать межличностные отношения в соответствии с уровнями общения.
В соответствии с этой целью я поставила перед собой следующие задачи :
- Провести теоретический анализ литературы по теме «Межличностные отношения и общение»;
- Раскрыть социальную природу и сущность межличностных отношений;
- Проанализировать различные подходы к изучению процесса общения, выявить основные формы, уровни, функции этого процесса;
- Изучить и проанализировать способы урегулирования отношений посредством общения.
- Интерпретация и формулировка выводов.
Объектом исследования являются межличностные отношения.
Предмет исследования — роль общения в межличностных отношениях.
Гипотеза исследования: коммуникативный тренинг повышает социальный статус личности.
Методологической и теоретической основой курсовой работы является реляционный подход, который позволяет достаточно полно раскрыть сущностные основы межличностного отношения и общения.
Для изучения данной темы я исследовала следующие методы: на теоретическом уровне — анализ психологической, социологической, методической литературы, обобщение, сравнение; на эмпирическом уровне — проведение тренинговых занятий. Метод социометрии, шкала самооценки Спилберга-Ханина, методика критериев G-знака.
Место и характер межличностных отношений
В социально-психологической литературе высказывались различные точки зрения на вопрос о том, где «располагаются» межличностные отношения, прежде всего по отношению к системе социальных отношений. Природу межличностных отношений можно правильно понять, если не ставить их в один ряд с социальными отношениями, а рассматривать их как особый ряд отношений, возникающих внутри каждого типа социальных отношений, а не вне их.
Природа межличностных отношений существенно отличается от природы социальных отношений: их важнейшей специфической чертой является эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и развиваются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Отечественная школа психологии выделяет три типа, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает в себя все типы этих эмоциональных проявлений.
Отношения между людьми формируются не только на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии является одновременный анализ двух рядов отношений в группе — как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т.е. в конечном счете стоящих за ними социальных отношений.
Все это ставит вопрос о методологических средствах такого анализа. Традиционная социальная психология уделяла внимание в основном межличностным отношениям, поэтому для их изучения гораздо раньше и полнее был разработан арсенал методологических средств. Основным из этих средств является широко известный в социальной психологии метод социометрии, предложенный американским исследователем Дж. Морено, для которого он является приложением к его конкретной теоретической позиции. Хотя несостоятельность этой концепции давно подвергается критике, методика, разработанная в рамках этой теоретической схемы, оказалась очень популярной.
Таким образом, можно сказать, что межличностные отношения рассматриваются как фактор психологического «климата» группы. Но для диагностики межличностных и межгрупповых отношений с целью их изменения, улучшения и совершенствования используется социометрическая методика, основателем которой является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено.
Взаимодействие, общественные и психологические отношения
Все социально-психологические явления возникают, функционируют, изменяются и проявляются как в процессе, так и в результате положительного или отрицательного взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей. Однако их содержание определяется не только этим взаимодействием, но и объективными условиями, в которых развертывается жизнедеятельность данной общности.
Отечественные философы, социологи и историки даже считают, что в процессе развития человечества взаимодействие стало изначальной формой зарождения и последующего совершенствования людей как высокоорганизованных живых существ с разветвленной системой различных связей между ними и окружающей действительностью.
В свою очередь психологическая наука рассматривает взаимодействие как процесс влияния людей друг на друга, порождающий их взаимные связи, отношения, общение и совместные переживания.
Из этого закономерно следует, что взаимодействие должно приниматься за единицу анализа в социальной психологии (Обозов Н.Н., 1979).
Кроме того, в процессе производства и потребления материальных благ люди вступают друг с другом в различного рода связи, в основе которых, как уже говорилось, лежит взаимодействие людей.
Так формируются общественные отношения. Их характер и содержание во многом обусловлены спецификой и обстоятельствами самого взаимодействия индивидов, целями, преследуемыми конкретными людьми, а также местом и ролью, которые они занимают в обществе.
Существует определенная система общественных отношений. В их основе лежат отношения материальные, над ними надстраивается еще целый ряд: социальные, политические, идеологические и др., в совокупности составляющие целую систему общественных отношений.
Общественные отношения можно классифицировать на основе разных критериев:
- 1) по форме проявления они делятся на экономические (производственные), правовые, идеологические, политические, моральные, религиозные, эстетические и т.д.;
- 2) с точки зрения принадлежности к различным субъектам различают национальные (межнациональные), классовые и конфессиональные и т.п. отношения;
- 3) исходя из анализа функционирования связей между людьми в обществе, можно говорить об отношениях по вертикали и горизонтали;
- 4) по характеру регламентированности общественные отношения бывают официальными и неофициальными (Бодалев А.А., 1995).
Все виды общественных отношений пронизывают в свою очередь психологические отношения людей, т.е.субъективные связи, возникающие в результате их фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями индивидов, в них участвующих. Психологические отношения — живая «человеческая ткань» любых общественных отношений (Обозов Н.Н., 1979).
Таким образом, сначала возникает взаимодействие между людьми, а потом уже как следствие — их общественные и психологические отношения.
Разница между общественными и психологическими отношениями состоит в том, что первые по своей природе, если так можно выразиться, «материальны», являются следствием определенного имущественного, социального и другого распределения ролей в обществе и в большинстве случаев воспринимаются как должное, носят в известном смысле обезличенный характер.
В общественных отношениях вскрываются прежде всего существенные особенности социальных связей между сферами жизнедеятельности людей, видами труда и общностей.
Сущность межличностных отношений
Межличностные отношения — это совокупность связей, образующихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.
Межличностные отношения включают в себя:
- восприятие и понимание людьми друг друга;
- межличностное притяжение (влечение и симпатия);
- взаимодействие и поведение (особенно ролевое).
Компоненты межличностных отношений:
1) когнитивный компонент — включает в себя все познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:
- адекватность — точность психического отражения воспринимаемой личности;
- идентификация — отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;
2) эмоциональный компонент — включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека в процессе межличностного общения с другими людьми:
- симпатия или антипатия;
- удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д;
- эмпатия — эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться как сочувствие (переживание тех чувств, которые испытывает другой), симпатия (личное отношение к переживаниям другого) и соучастие (сочувствие, сопровождаемое помощью);
3) поведенческий компонент включает мимику, жесты, пантомимику, речь и действия, которые выражают отношение человека к другим людям и к группе в целом. Он играет ведущую роль в регуляции отношений. Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности — неудовлетворенности группы и ее членов.
Виды межличностных отношений:
1) производственные отношения — складываются между работниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и т.п. проблем и предполагают фиксированные правила поведения работников по отношению друг к другу. Они делятся на отношения
- по вертикали — между руководителями и подчиненными;
- по горизонтали — отношения между работниками с одинаковым статусом;
- по диагонали — отношения между руководителями одного производственного подразделения и рядовыми работниками другого подразделения;
2) повседневные отношения — отношения, складывающиеся вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;
3) формальные (официальные) отношения — нормативно закрепленные отношения, зафиксированные в официальных документах;
4) неформальные (неофициальные) отношения — отношения, которые реально складываются в процессе взаимоотношений между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т.д.
На характер межличностных отношений влияют такие личностные характеристики, как пол, национальность, возраст, темперамент, здоровье, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др. Стадии развития межличностных отношений:
- стадия знакомства — первый этап — возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки друг друга, что во многом определяет характер отношений между ними;
- стадия приятельских отношений — возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т.д.)
- товарищество — совпадение взглядов и поддержка друг друга; характеризуется доверием.
Межличностное общение в молодежной среде
Подростковый и юношеский возраст — это критический период в процессе межличностной эволюции. С 14 лет идет формирование межличностных отношений, в которых разную роль играют отношение к субъектам действительности: к пожилым людям, к родителям, к одногруппникам, к преподавателям, к друзьям, к собственной личности, к представителям другой религии и национальности, к больным и наркоманам.
Психологический мир подростка зачастую обращен к внутренней жизни, молодой человек часто задумчив, фантазирует. Этот же период отмечается нетерпимостью, раздражительностью, склонностью к агрессии. К 16 годам наступает этап самопознания и самоутверждения, что отмечается в повышенной наблюдательности. Постепенно у молодых людей степень неприемлемого, а также непринимаемого принимает тенденцию к увеличению. Это происходит от того, что молодежь становится очень критичной в отношении реальности.
Проблемы межличностного общения в молодежной среде проявляются в виде конфликтов среди студентов, которые дестабилизируют эмоциональный фон в коллективе, в группе. Зачастую конфликты, ссоры в молодежной среде происходят из-за неумения или из-за отсутствия сострадания и нежелания уважать окружающих. Нередко протесты происходят из-за отсутствия степени воспитанности, а также нарушения культуры поведения. Зачастую протест носит адресный характер, т.е. направлен против виновника конфликтной ситуации. Как только конфликт разрешается, молодой человек успокаивается.
Для того чтобы избежать подобных ситуаций, взрослым рекомендуется придерживаться спокойного, вежливого тона в общении. Следует отказаться от категорических суждений в адрес подростка, особенно это касается вопросов моды и музыки.
Взрослым необходимо стараться идти на компромисс, уступать в споре, избегая синдрома красной тряпки. Особенно болезненно, если скандал будут наблюдать друзья или сверстники молодого человека, поэтому взрослым следует уступать и не язвить, ведь только добрые отношения способствуют налаживанию отношений.
Сущность общения
Межличностное общение является необходимым условием существования человека, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Именно поэтому изучение этого сложного психического явления как системного образования, имеющего многоуровневую структуру и присущие ему характеристики, является актуальным для психологической науки.
Сущность межличностного общения заключается во взаимодействии человека с человеком. Именно это отличает его от других видов деятельности, когда происходит взаимодействие человека с каким-либо объектом или вещью.
Взаимодействующие лица при этом удовлетворяют свою потребность в общении друг с другом, в обмене информацией и т.д. Например, обсуждение двумя прохожими конфликтной ситуации, свидетелями которой они только что стали, или общение, когда молодые люди знакомятся друг с другом.
В подавляющем большинстве случаев межличностное общение почти всегда вплетено в деятельность и выступает как условие ее выполнения.
Межличностное общение является не только необходимым компонентом деятельности людей, осуществление которой предполагает их сотрудничество, но и условием нормального функционирования их общностей (например, школьного класса или производственного коллектива рабочих). При сравнении характера межличностного общения в этих объединениях обращают на себя внимание как сходства, так и различия между ними.
Сходство заключается в том, что общение в них выступает как необходимое условие бытия, этих объединений, фактор, от которого зависит успешность решения стоящих перед ними задач.
На общение влияет не только основной вид деятельности для данного сообщества, но и то, что представляет собой само это сообщество. Например, если это школьный класс, то важно знать, как он формируется как коллектив, какие оценочные нормы в нем преобладают, если это коллектив, то какова степень развития трудовой деятельности, уровень производственной квалификации каждого работника и т.д.
Особенности межличностного взаимодействия в любом сообществе во многом определяются тем, как его члены воспринимают и понимают друг друга, какой эмоциональный отклик они в основном вызывают друг у друга и какой стиль поведения выбирают.
Сообщества, к которым принадлежит человек, формируют стандарты общения, задают образцы поведения, которым человек учится следовать ежедневно при взаимодействии с другими людьми. Эти сообщества оказывают непосредственное влияние на формирование его оценок, которые определяют его восприятие других людей, отношения и стиль общения с ними. И чем сильнее это влияние, тем авторитетнее сообщество в глазах человека.
Взаимодействуя с другими людьми, человек может выступать и как субъект, и как объект общения. В качестве субъекта он изучает своего партнера, определяет свое отношение к нему (это может быть интерес, безразличие или неприязнь), воздействует на него для решения какой-то конкретной задачи. В свою очередь, он сам является объектом познания для того, с кем общается. Партнер адресует ему свои чувства и пытается воздействовать на него. Следует подчеркнуть, что нахождение одновременно в двух «ипостасях» — объекта и субъекта — характерно для любого вида непосредственного человеческого общения, будь то общение одного ученика с другим или ученика и учителя.
Общение, являясь одним из основных видов человеческой деятельности, не только постоянно раскрывает сущностные характеристики личности как объекта и субъекта общения, но и влияет на весь ход ее дальнейшего формирования, прежде всего на такие блоки свойств, в которых выражается отношение человека к другим людям и к самому себе. В свою очередь, изменения, происходящие в людях под давлением разворачивающегося общения, влияют в большей или меньшей степени на такие основные свойства личности, в которых проявляется ее отношение к различным социальным институтам и общностям людей, природе, общественной и личной собственности, труду.
Тема 2.Общение в системе отношений человека.
Общение- это межличностный или групповой процесс (субъект – субъект) в основе которого обмен м/у людьми опред.инф-цией, мыслями, установками,чув-ми и др. рез-ми психической деятельности. В рез-те кот. Осущ-ся восприятие и поним. людьми др.друга, взаимная регуляция поведения и д-ти. (Бехтерев (родонач. исслед. Психологии общения),Лазурский. Выготский. Мясищев, Леонтьв, Ломов).Общению как процессу присущие следпар-ры: 1- процессуальность; 2- динамичность; 3- непрерывность; 4- индивидуализированность.
Общение как объект соц.-псих. исследования. Если исходить из того, что социальная психология прежде всего анализирует те закономерности человеческого поведения и деятельности, которые обусловлены фактом включения людей в реальные социальные группы, то первый эмпирический факт, с которым сталкивается эта наука, есть факт общения и взаимодействия людей.
Главная задача, которая стоит перед социальной психологией, — раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности. Это необходимо, если мы хотим понять, каков результат воздействия социальных условий на деятельность личности. Но вся сложность заключается в том, что этот результат не может быть интерпретирован так, что сначала существует какое-то «несоциальное» поведение, а затем на него накладывается нечто «социальное». Нельзя сначала изучить личность, а лишь потом вписать ее в систему социальных связей. Сама личность, с одной стороны, уже «продукт» этих социальных связей, а с другой — их созидатель, активный творец. Взаимодействие личности и системы социальных связей(как макроструктуры — общества в целом, так и микроструктуры — непосредственного окружения) не есть взаимодействие двух изолированных самостоятельных сущностей, находящихся одна вне другой. Исследование личности есть всегда другая сторона исследования общества.
Значит, важно с самого начала рассмотреть личность в общей системе общественных отношений, каковую и представляет собой общество, т.е. в некотором «социальном контексте». Этот «контекст» представлен системой реальных отношений личности с внешним миром. Проблема отношений занимает в психологии большое место, у нас в стране она в значительной степени разработана в работах В.Н. Мясищева (Мясищев, 1949). Фиксация отношений означает реализацию более общего методологического принципа — изучения объектов природы в их связи с окружающей средой. Для человека эта связь становится отношением, поскольку человек дан в этой связи как субъект, как деятель, и, следовательно, в его связи с миром, роли объектов связи, по словам Мясищева, строго распределены. Связь с внешним миром существует и у животного, но животное, по известному выражению Маркса, не «относится» ни к чему и вообще «не относится». Там, где существует какое-нибудь отношение, оно существует «для меня», т.е. оно задано как именно человеческое отношение, оно направлено в силу активности субъекта.
Но все дело в том, что содержание, уровень этих отношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо прежде всего различать два основных вида отношений: общественные отношения и то, что Мясищев называет «психологические» отношения личности.
Структура общественных отношений исследуется социологией. В социологической теории раскрыта определенная субординация различных видов общественных отношений, где выделены экономические, социальные, политические, идеологические и другие виды отношений. Все это в совокупности представляет собой систему общественных отношений. Специфика их заключается в том, что в них не просто «встречаются» индивид с индивидом и «относятся» друг к другу, но индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий или других групп, сложившихся в сфере разделения труда, а также групп, сложившихся в сфере политической жизни, например, политических партий и т.д.). Такие отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Поэтому такие отношения обусловлены объективно, они есть отношения между социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп. Это означает, что общественные отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей.
Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Более конкретно под ролью понимается «функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию» (Кон, 1967. С. 12—42). Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. К такому пониманию социальной роли следует еще добавить, что существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей (что выражается термином «ожидание»), сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности личности. Можно поэтому сказать, что социальная роль есть «общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности». Кроме этого, социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (например, не одобряется такая социальная роль, как «преступник»), иногда это одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы. Важно подчеркнуть, что при этом одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а прежде всего определенный вид социальной деятельности. Таким образом, указывая на роль, мы «относим» человека к определенной социальной группе, идентифицируем его с группой.
В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сборной по футболу и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной), другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности, в своем конкретном проявлении приобретают определенную «личностную окраску». Хотя на некоторых уровнях анализа, например в социологии и политической экономии, можно абстрагироваться от этой «личностной окраски», она существует как реальность, и поэтому в специальных областях знания, в частности в социальной психологии, должна быть подробно исследована. Оставаясь личностями в системе безличных общественных отношений, люди неизбежно вступают во взаимодействие, общение, где их индивидуальные характеристики неизбежно проявляются. Поэтому каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определенным «стилем исполнения роли». Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы безличных общественных отношений второго ряда отношений — межличностных (или, как их иногда называют, например, у Мясищева, психологических).
Общение в системе межличностных и общественных отношений.Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Однако прежде необходимо сказать несколько слов о проблеме общения в целом. Решение этой проблемы является весьма специфичным в рамках отечественной социальной психологии. Сам термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину «коммуникация», но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности.
Оба ряда отношений человека — и общественные, и межличностные, раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения — в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. «В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу» т.е. включены в общение. Здесь особенно важно подчеркнуть ту мысль, что в реальном общении даны не только межличностные отношения людей, т.е. выявляются не только их эмоциональные привязанности, неприязнь и прочее, но в ткань общения воплощаются и общественные, т.е. безличные по своей природе, отношения. Многообразные отношения человека не охватываются только межличностным контактом: положение человека за узкими рамками межличностных связей, в более широкой социальной системе, где его место определяется не ожиданиями взаимодействующих с ним индивидов, также требует определенного построения системы его связей, а этот процесс может быть реализован тоже только в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество.
Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в специфических формах общения. Общение как реализация межличностных отношений — процесс, более изученный в социальной психологии, в то время как общение между группами скорее исследуется в социологии. Общение, в том числе в системе межличностных отношений, вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, т.е. дано и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому. Тип межличностных отношений не безразличен к тому, как будет построено общение, но оно существует в специфических формах, даже когда отношения крайне обострены. То же относится и к характеристике общения на макроуровне как реализации общественных отношений. И в этом случае, общаются ли между собой группы или индивиды как представители социальных групп, акт общения неизбежно должен состояться, вынужден состояться, даже если группы антагонистичны. Такое двойственное понимание общения — в широком и узком смысле слова — вытекает из самой логики понимания связи межличностных и общественных отношений. В данном случае уместно апеллировать к идее Маркса о том, что общение — безусловный спутник человеческой истории (в этом смысле можно говорить о значении общения в «филогенезе» общества) и вместе с тем безусловный спутник в повседневной деятельности, в повседневных контактах людей (см. А.А. Леонтьев, 1973). В первом плане можно проследить историческое изменение форм общения, т.е. изменение их по мере развития общества вместе с развитием экономических, социальных и прочих общественных отношений. Здесь решается труднейший методологический вопрос: каким образом в системе безличных отношений фигурирует процесс, по своей природе требующий участия личностей? Выступая представителем некоторой социальной группы, человек общается с другим представителем другой социальной группы и одновременно реализует два рода отношений: и безличные, и личностные. Крестьянин, продавая товар на рынке, получает за него определенную сумму денег, и деньги здесь выступают важнейшим средством общения в системе общественных отношений. Вместе с тем этот же крестьянин торгуется с покупателем и тем самым «личностно» общается с ним, причем средством этого общения выступает человеческая речь. На поверхности явлений дана форма непосредственного общения — коммуникация, но за ней стоит общение, вынуждаемое самой системой общественных отношений, в данном случае отношениями товарного производства. При социально-психологическом анализе можно абстрагироваться от «второго плана», но в реальной жизни этот «второй план» общения всегда присутствует. Хотя сам по себе он и является предметом исследования главным образом социологии, и в социально-психологическом подходе он так же должен быть принят в соображение.
Соц.роль- это положение чел-ка в с-ме межлич. Групповых связей (не в с-ме обществ-х отнош.) на основе индивид-х психич.особ-тей лич-ти.т.е.соц.роль-некое выраж-е соц.и психич.отношений.
Единство общения и деятельности.Однако при любом подходе принципиальным является вопрос о связи общения с деятельностью. В ряде психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Так, например, к такой постановке проблемы в конечном счете пришел Э.Дюркгейм, когда, полемизируя с Г.Тардом, он обращал особое внимание не на динамику общественных явлений, а на их статику. Общество выглядело у него не как динамическая система действующих групп и индивидов, но как совокупность находящихся в статике форм общения. Фактор общения в детерминации поведения был подчеркнут, но при этом была недооценена роль преобразовательной деятельности: сам общественный процесс сводился к процессу духовного речевого общения. Это дало основание А.Н. Леонтьеву заметить, что при таком подходе индивид предстает скорее, «как общающееся, чем практически действующее общественное существо» .
В противовес этому в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод логически вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, предполагающего, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее. Таким образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает определенные отношения деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям. Именно общение формирует общность индивидов, выполняющих совместную деятельность. Таким образом, факт связи общения с деятельностью констатируется так или иначе всеми исследователями.
Однако характер этой связи понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека; его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения. Наконец, общение мож-но интерпретировать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидности: в одной из них общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на опре-деленном этапе онтогенеза, например, у дошкольников и особенно в подростковом возрасте (Эльконин, 1991). В другой — общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду прежде всего речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр..
Вряд ли очень существенно выяснять достоинства и сравнительные недостатки каждой из этих точек зрения: ни одна из них не отрицает самого главного — несомненной связи между деятельностью и общением, все признают недопустимость их отрыва друг от друга при анализе. Тем более что расхождение позиций гораздо более очевидно на уровне теоретического и общеметодологического анализа. Что касается экспериментальной практики, то в ней у всех исследователей гораздо больше общего, чем различного. Этим общим и являются признание факта единства общения и деятельности и попытки зафиксировать это единство. На наш взгляд, целесообразно наиболее широкое понимание связи деятельности и общения, когда общение рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериват. Такое широкое понимание связи общения и деятельности соответствует широкому же пониманию самого общения: как важнейшего условия присвоения индивидом достижений исторического развития человечества, будь то на микроуровне, в непосредственном окружении, или на макроуровне, во всей системе социальных связей.
Если общение понимается как сторона деятельности, как своеобразный способ ее организации, то анализа одной лишь формы этого процесса недостаточно. Здесь может быть проведена аналогия с исследованием самой деятельности. Сущность принципа деятельности в том и состоит, что она тоже рассматривается не просто со стороны формы (т.е. не просто констатируется активность индивида), но со стороны ее содержания (т.е. выявляется именно предмет, на который эта активность направлена). Деятельность, понятая как предметная деятельность, не может быть изучена вне характеристики ее предмета. Подобно этому суть общения раскрывается лишь в том случае, когда констатируется не просто сам факт общения и даже не способ общения, но его содержание .
Идея «вплетенности» общения в деятельность позволяет также детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности может «конституировать» общение. В самом общем виде ответ может быть сформулирован так, что посредством общения деятельность организуется и обогащается. Построение плана совместной деятельности требует от каждого ее участника оптимального понимания ее целей, задач, уяснения специфики ее объекта и даже возможностей каждого из участников. Включение общения в этот процесс позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельностей индивидуальных участников.
Структура общения.К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Мы предлагаем характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, т.е. в условиях непосредственного контакта между людьми
Мясищев В.Н. предл.след.стр-ру О..Этапы:1- отражение инф-ции о партнере,от партнера; 2- оценка этой инф. И выработка отношения к партнеру;3- способ реагирования,СП.обращения с др.человеком,кот.явл.следствием выработанного к этому ч-ку отношений,т.е способом проявлений.
Второй уровень анализа ф-ций О. предполагает выд-е локальных ф-ций. Подход наз. – целевой.: 1ф.- контактная, соотв-т установление контактов как состояние обоюдной готовности к приему передачи инф-ции; 2ф.- информационная, цель-обмен мнениями, сообщениями, решениями, ющих партнере на выполн-е к-л действий; 4ф.- координационная, цель- взаимное ориентирование и согласований действий.; 5ф.- понимание,связ.с восприятием и пониманием не только смысла сообщения,но и понимание партнера по общению,как лич-ти.;6ф.- установление отношений,целью кот. Осознание и фиксирование своего места в с-ме полевых,статусных,деловых и др.связей;7ф.- оказание влияний,целью явл. Изменение состояний,повед-я.личностно-смысловых образований партнеров по взаимодействию,т.е.его установок,убеждений и тд.
Теоретические подходы к изучению коммуникации
Информационные подходы базируются на трех основных положениях:
- содержание информации может быть преобразовано в различные символы;
- человек является своеобразным экраном, на который «проецируется» передаваемая информация после ее восприятия и обработки;
- существует определенное пространство, в котором взаимодействуют дискретные организмы и объекты ограниченного объема. В рамках информационного подхода были разработаны две основные модели:
- модель К. Шеннона и У. Уивера, представляющая изменение сообщений в различные образы, знаки, сигналы, символы, языки или коды и их последующее декодирование. Модель включала пять элементов, организованных в линейном порядке: источник информации — передатчик информации (кодер) — канал для передачи сигналов — приемник информации (декодер) — получатель информации. Позже она была дополнена такими понятиями, как «обратная связь» (реакция приемника информации), «шум» (искажения и помехи в сообщении при прохождении его через канал), «фильтры» (преобразователи сообщения, когда оно достигает кодера или выходит из декодера) и т.д. Основным недостатком этой модели была недооценка других подходов в изучении проблемы коммуникации;
- модель коммуникационного обмена, которая включала: условия коммуникации;
- коммуникативное поведение;
- коммуникативные ограничения на выбор коммуникативной стратегии;
- критерии интерпретации, определяющие и направляющие способ восприятия и оценки людьми своего поведения по отношению друг к другу.
Интерактивные подходы — рассматривают коммуникацию как ситуацию совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми посредством различных форм поведения и внешних атрибутов (внешний вид, предметы, обстановка и т.д.). В рамках интерактивных подходов разработано пять моделей организации общения:
1) лингвистическая модель, согласно которой все взаимодействия формируются и комбинируются из 50-60 элементарных движений и поз человеческого тела, а формируемые из этих единиц поведенческие акты организуются по принципу организации звуков в слова;
2) модель социальных навыков основана на идее обучения общению в самом общении;
3) равновесная модель предполагает, что любое изменение в поведении обычно компенсируется другим изменением, и наоборот (например, диалог — монолог, сочетание вопросов и ответов);
4) Программная модель социального взаимодействия постулирует, что общая структура межличностного взаимодействия формируется в результате действия по крайней мере трех типов программ:
- программа, имеющая дело с простой координацией движений;
- программа, контролирующая изменения в деятельности индивидов при возникновении тревог или неопределенности;
- программа, управляющая сложной задачей мета-коммуникации.
Эти программы усваиваются индивидами по мере обучения и позволяют им организовывать разнородный поведенческий материал. Они «запускаются» в зависимости от содержательного контекста конкретной ситуации, задачи и социальной организации;
5) системная модель рассматривает взаимодействие как конфигурацию поведенческих систем, регулирующих обмен речевыми высказываниями и использование пространства и территории взаимодействия.
Реляционный подход основан на том, что коммуникация — это система отношений, которые люди устанавливают друг с другом, с обществом и средой, в которой они живут. Информация, с другой стороны, относится к любому изменению в любой части этой системы, которое вызывает изменение других частей. Люди, животные или другие организмы являются неотъемлемой частью процесса коммуникации с момента рождения до момента смерти.