Являясь самостоятельным существом, наделенным свободой выбора, творческим потенциалом, личность не может развиваться вне социальной среды, вне взаимодействия с другими индивидуумами.
Определение 1
В современной научной литературе под взаимодействием понимают действия индивидуумов, направленные друг на друга; совокупность способов, которые применяет личность в процессе достижения определенных целей, решения практических задач.
В основе понимания межличностного взаимодействия лежит категория социальной связи.
Определение 2
Социальная связь представляет собой зависимость индивидуумов, которая реализуется через социальные действия, осуществляемые с ориентацией на другого человека с ожиданием соответствующей реакции со стороны участника взаимодействия.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Содержание
1. Понятие, виды и функции общения 3
2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия 8
3. Практикум
Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:
а) стереотип;
б) предубеждение;
1) односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов;
2) личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать 13
Литература 15
Понятие «межличностные отношения»
Каждый из нас имеет свои принципы, жизненные ценности, моральные устои, приоритеты и взгляды на жизнь. Взаимодействие одной личности с окружающими её людьми, способность устанавливать связь с ними называют межличностными отношениями.
Существует понятие «число Донбара», которое обозначает максимальное комфортное количество связей человека. Его значение колеблется от 100 до 230, в среднем – 150 контактов.
Жизнь в обществе бывает разной, поэтому и взаимоотношения разнообразны. Их разновидность зависит от многих факторов и классифицируется на такие типы
- неформальные\формальные;
- деловые\личные;
- практичные\эмоциональные;
- субординационные\паритетные.
Рассмотрим каждый тип межличностных отношений подробно далее.
Понятие личности, общения и межличностных отношений
В контексте психологии личность – это индивид, который выступает в роли субъекта отношений в социуме, а также в роли субъекта в собственной сознательной деятельности. Под личностью также понимается система свойств индивида, которая проявляется в деятельности человека.
По мнению Р. Кэттелла, личность – это понятие, которое характеризует поведение человека в той или иной ситуации.
Г. Олпорт считает, что «личность — это нечто, и она что-то делает. Личность — то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивида».
Замечание
Как известно, человеку как социальному существу присуще общение. Без последнего не может протекать ни одно взаимодействие с другими членами общества.
Так, общение является определенным процессом, в котором протекает межличностное взаимодействие. Данный процесс детерминируется потребностями субъектов, которые вступают во взаимодействие, и направлен на удовлетворение этих потребностей.
Общение как никогда актуально в современном мире, так как увеличивается количество информации. Кроме того, стремительно растет число профессий по типу «человек-человек».
Определение 1
Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.
Замечание 1
Межличностные отношения базируются на общении. Как известно, самой первой ведущей деятельностью индивида (младенческий возраст) является эмоционально-личностное общение. Именно с помощью него идет стремительное развитие психики. Общение проходит через все развитие ребенка, и в следующий раз появляется в виде ведущей деятельности в подростковом возрасте в качестве интимно-личностного общения.
Выделяют несколько этапов развития межличностных отношений.
- Знакомство. Данный этап связан с возникновением взаимного контакта и оцениванием индивидами друг друга.
- Приятельские отношения. Возникновение межличностных отношений и формирование базового уровня доверия.
- Товарищеские отношения. На данном этапе происходит сближение взглядов.
Выделяют несколько основных видов межличностных отношений:
- Производственные межличностные отношения.
- Бытовые межличностные отношения.
- Формальные межличностные отношения.
- Неформальные межличностные отношения.
Способы взаимодействия человека с социумом
Психологи описывают 4 возможных способа взаимодействия личности с коллективом:
- Инициативный тип поведения. Действующий человек сам влияет на среду. Он способен изменять условия взаимодействия в своем коллективе, как ему нужно.
- Реагирующий тип. Человек способен адаптироваться к условиям среды. Но сам на нее не влияет.
- Интерпретирующий.
- Оценивающий — социальная среда влияет на него, он сам остается пассивен, лишь рефлекторно оценивает, что именно с ним происходит.
Естественно, что более успешны в социуме те, кто выбирают активную позицию, а не пассивную.
Системы межличностных отношений
Помимо приведенных выше разновидностей взаимоотношений, существуют еще и систематическое разделение на рациональные и эмоциональные отношения, а также паритетные и субординационные. Рассмотрим их более подробно:
- Рациональные отношения. Логически следует, что основой и целью данного вида взаимоотношений является намерение получить пользу. Рациональная система отношений подразумевает некую взаимную выгоду для всех участников связи.
- Эмоциональные социальные связи – базируются на личных предпочтениях, основываются на почве чувственных контактов, которые не всегда могут быть положительными. Вместе с дружбой и любовью к эмоциональным отношениям относятся и вражда, и антипатия, и ненависть.
- Паритетные контакты – общение пары или группы людей данной категории основано на равноправии. Основой этих межличностных отношения является полная свобода выбора.
- Субординационные отношения, которые обладают четкой иерархией. Например, это может быть общение начальника с подчиненными.
Коммуникативные цели
Целью является стратегический результат, к которому стремится каждый участник взаимодействия. По сути, межличностные отношения — это стремление обеих сторон к заранее продуманному результату. Цели могут быть абсолютно различными
- Получение помощи.
- Самовыражение.
- Поиск партнера для развлечений.
- Стремление получить эмоциональную поддержку.
- Обучение или воспитание.
- Приобщение к культурным принципам.
- Стремление доминировать над более слабым партнером.
Наиболее популярная цель общения для молодых девушек — просто делиться переживаниями. Для юношей студентов это обмен мыслями и общность интересов.
Межличностные отношения и взаимодействия выстроятся только тогда, когда оба найдут это общение взаимовыгодным и отвечающим их моральным ценностям и целям.
Пути совершенствования межличностных коммуникаций
Любое общение подразумевает взаимодействие людей друг с другом. Для того чтобы каждая беседа проходила успешно, психологи уделяют много внимания развитию межличностных коммуникаций. Придерживаясь следующих правил во время контакта с оппонентом, можно значительно улучшить межличностные коммуникации:
Учитесь абстрагироваться от психологических барьеров, которые являются весомым препятствием в плодотворном общении. Внутренние барьеры достаточно часто могут возникать в процессе разговора. Избежать их можно с помощью концентрации на важных моментах в процессе беседы. Не забывайте про хорошие манеры и обаяние. Многим людям доступна такая «сверхспособность», как харизма, благодаря которой можно получить от общения все необходимое без особых проблем. Данная черта не является исключительно врожденным качеством, а это значит, что его можно развивать. Скажите «нет» психофизическим зажимам. Развязные или слишком скованные телодвижения станут сигналом для собеседника о наличии психологических и физических отклонений. Возможно, оппонент не сможет дать четкого определения этому состоянию, однако сразу почувствует неладное. В связи с этим успешность вашего разговора будет под большим вопросом
Во избежании таких случаев важно уметь расслабляться во время разговора и, конечно же, тренироваться. Станьте протеже. Если среди ваших друзей или знакомых имеются такие люди, которые превосходны в общении, то стоит попробовать понаблюдать за ними и подражать
Перенимая уже проверенную модель поведения можно добиться значительных успехов. Говорите как можно больше, особенно это касается очень стеснительных людей. Спасти от чувства стеснения помогут беседы на отвлеченные темы, высказать свое мнение по поводу которых сможет каждый: о погоде, о ценах на бензин или пробках на дорогах. Такой простой секрет поможет улучшить межличностные отношения. Коммуникация подразумевает активное взаимодействие индивидов, но не стоит забывать, что все люди разные, и подход к каждому должен быть сугубо индивидуальным. Ежедневно общаясь на разнообразные темы с теми, кто вас окружает, будь это коллега по работе или продавец из супермаркета, вы получите бесценный опыт в коммуникации в разных стилях и увеличите свою уверенность в себе. Овладейте искусством задавать вопросы. Научные исследования показали, что правильно заданный вопрос — это наполовину решение проблемы. В процессе беседы корректным и точным вопросом станет тот, на который оппонент захочет ответить и задуматься над ним. Для того чтобы разговорить партнера по общению, стоит использовать вопросы открытого типа, которые обычно начинаются со слов «зачем», почему», «каким образом» и т. п. Помимо этого, в процессе разговора важно смягчать вопросы, чтобы не задеть собеседника.
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Общение как восприятие людьми друг друга |
Общение как взаимодействие |
Виды межличностного взаимодействия |
Манера общения и Я-высказывания |
Механизмы психологического воздействия: внушение, заражение, убеждение |
Средства и приемы психологического воздействия |
Этика делового общения |
Все страницы |
Страница 5 из 9
1.7. Виды межличностного взаимодействия
Э. Берн выделяет разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие и другие. Они характеризуются специфическими позициями. Одна из распространенных форм — ритуальное взаимодействие, которое строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в группе и обществе. Ритуал выступает как специальная форма взаимодействия, придуманная людьми для удовлетворения потребности в признании. В этом случае доминируют отношения Родитель — Родитель. Благодаря такому взаимодействию обнаруживается ценность группы, люди выражают то, что их наиболее затрагивает, составляет их социальные ценностные ориентации. Английский ученый Виктор Тэрнер, рассматривая ритуалы и обряды, понимает их как предписанное формальное поведение, как «систему верований и действий, исполняемых особой культовой ассоциацией». Они важны для поддержания преемственности между различными поколениями в той или иной организации, для сохранения традиций и передачи накопленного опыта через символы. Ритуальное взаимодействие — это и своеобразный праздник, оказывающий глубокое эмоциональное воздействие на людей, и мощное средство, поддерживающее стабильность, прочность, преемственность социальных связей, механизм сплочения людей, повышающий их солидарность. Ритуалы, обряды, обычаи способны запечатлеваться на подсознательном уровне, обеспечивая глубокое проникновение определенных ценностей в групповое и индивидуальное сознание, в родовую и личную память Человечество выработало множество обычаев: религиозные обряды, дворцовые церемонии, дипломатические приемы, военные ритуалы, светские рауты, праздники и похороны. К ритуалам относятся многочисленные нормы поведения: прием гостей, приветствие знакомых, обращение к незнакомым и прочее. Ритуал — это жестко фиксированная последовательность трансакций, причем они производятся с позиции Родителя и обращены к такой же позиции, позволяя людям почувствовать себя признанными. Если потребность человека в признании не реализуется, то начинает развиваться агрессивное поведение. Ритуал как раз и призван снять эту агрессию, удовлетворить надобность быть признанным хотя бы минимально. При другом виде взаимодействий — операциях — трансакция осуществляется с позиции Взрослый — Взрослый. С ними мы встречаемся ежедневно: на работе, учебе, когда готовим пищу, ремонтируем квартиру и т.д. Успешно проведя операцию, человек утверждается в своей компетентности и получает подтверждение окружающих. Трудовое взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных. семейных функций, умелое и эффективное осуществление этих обязанностей — вот те операции, которые заполняют жизнь людей. Соревнование — форма социального взаимодействия, когда имеется четкая цель, которую необходимо достичь, а все действия различных людей соотнесены с учетом этой цели так, что они не конфликтуют. При этом и человек не вступает в конфликт с самим собой, придерживаясь установки другого игрока команды, хотя ему присуще желание добиться лучших результатов. чем у других членов команды. Поскольку человек принимает установки других людей и позволяет определять, что он совершит в соответствии с какой-то общей целью, постольку он становится органическим членом своей группы, общества, принимая его мораль и становясь значимым его членом. В ряде случаев, находясь с другими людьми в одном помещении и выполняя вроде бы совместную деятельность, человек мысленно пребывает в совершенно ином месте, беседует с воображаемыми собеседниками, мечтает о своем. Такое специфическое взаимодействие называют уходом. Это обычная и естественная форма взаимодействия, но все же чаще к ней прибегают люди, имеющие проблемы с межличностными потребностями. Если у человека не остается других форм взаимодействия, кроме ухода, то это уже патология — психоз. Следующий тип одобряемых фиксированных взаимодействий — времяпрепровождение, обеспечивающее хотя бы минимум приятных ощущений, знаков внимания со стороны партнеров. Времяпрепровождение — фиксированная форма трансакций, призванная удовлетворять потребность люден в признании. Если эта форма реализуется с позиции Родитель — Родитель, то чаще всего она выражается так: обсуждается и осуждается все отклоняющееся от нормы (дети, женщины, мужчины, власть, телевидение и прочее). Или таковым бывает обсуждение тем «Вещи» (сравнение имеющихся во владении автомашин, телевизоров и т. д.), «Кто вчера выиграл» (футбольные и другие спортивные результаты) — это времяпрепровождение мужчин; «Кухня», «Магазин», «Платье», «Дети», «Сколько стоит?», «Вы знаете, что она…» — темы для женщин. В процессе этого происходит оценивание партнеров и перспектив развития отношений с ними. Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловлено появлением взаимной симпатии, аттракции. Тесные взаимоотношения. обеспечивающие поддержку и дружеское чувство (то есть мы чувствуем, что нас любят, одобряют и поощряют друзья и близкие), связаны с ощущением счастья. Исследования показали, что такие положительные взаимоотношения улучшают здоровье, уменьшают вероятность преждевременной смерти. «Дружба — сильнейшее противоядие от всех напастей», — говорил Сенека. Такие формы взаимодействия, как дружба и любовь, удовлетворяют потребность людей в приятии. Они внешне похожи на препровождение времени, но партнер в этих случаях фиксирован, по отношению к нему и возникает симпатия. Дружба включает симпатию и уважение, любовь отличается от нее усиленным сексуальным компонентом, то есть она равняется: сексуальное влечение + симпатия + уважение. В случае с влюбленностью существует лишь сочетание сексуального влечения и симпатии. Эти формы взаимодействия отличаются от всех остальных тем, что в них обязательно присутствуют скрытые трансакции Дитя — Дитя, выражающие взаимное признание и симпатию. Люди могут обсуждать какие угодно проблемы, даже на вполне взрослом и серьезном уровне, но в каждом их слове и жесте будет учитываться: «Ты мне нравишься». Некоторые черты характерны дтя всех дружеских и любовных привязанностей: взаимопонимание, самоотдача, удовольствие от пребывания с любимым, забота, ответственность, интимная доверительность, самораскрытие (обнаружение сокровенных мыслей и переживаний перед другим человеком). «Что такое друг? Это человек, с которым вы осмеливаетесь быть самим собой», — заметил Ф. Крэйн.
1.8. Синтоническая модель общения
Название «синтоническая» образовано от слова «синтония», что означает: «Быть в гармонии с собой и другими». Синтоническая модель общения разработана в рамках нейролингвистического программирования (НЛП). Нейролингвистическое программирование — это результат слияния психологии, лингвистики, математики; приемы НЛП успешно используются в педагогике, менеджменте, психотерапии, бизнесе. Синтоническая модель выделяет основные умения общения (определение желаемых целей, сенсорная острота, гибкость, конгруэнтность, раппорт, ресурсное состояние) и делит процесс овладения им на части, или шаги. Если вы хотите успешно взаимодействовать с людьми, необходимо овладеть техникой этих шагов с помощью специальных практических упражнений. Синтоническая модель общения рассматривает общение как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления (восприятие + мышление = общение). Процесс общения начинается с восприятия, именно с его помощью человек устанавливает контакт с миром и людьми. Наши органы чувств похожи на пять дверей, которые мы распахиваем, чтобы собрать информацию об окружающей действительности. Наше сознание открывает эти «двери» по очереди: у одного человека сначала для картинок, потом для запахов, у другого — сначала для звуков, потом для прикосновений. Это очень быстрая последовательность. но. тем не менее, последовательность. Наше подсознание воспринимает информацию по всем пяти каналам одновременно и получает гораздо больше информации, чем сознание. Синтоническая модель общения строится на идее о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» — та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Например, если ваша любимая система визуальна (зрительная), то вы воспринимаете и храните в памяти мир в «картинках». Установлено, что ведущая репрезентативная система внешне проявляется в движениях глаз, выборе слов, используемых в общениях, в особенностях дыхания и даже позы. Если вы знаете, какую репрезентативную систему предпочитает ваш партнер по общению, вы можете использовать слова, соответствующие его «любимой» модели восприятия. Люди с визуальной моделью восприятия легко понимают одни слова, с аудиальной (слуховой) и кинестетической — другие. Если вы будете правильно выбирать и использовать слова, в соответствии с ведущей репрезентативной системой собеседника, вас сочтут человеком, с которым приятно общаться, с которым легко установить контакт и взаимопонимание. Как узнать, какую репрезентативную систему предпочитает человек? Для этого надо внимательно понаблюдать за ним. Многое скажут слова, которые он использует. Еще красноречивее будет его невербальное поведение: движение глаз, темп и тембр голоса, дыхание, поза. Эту важную информацию нельзя подделать, она поступает прямо из подсознания, важно только научиться ее распознавать и использовать. Человек с визуальной репрезентативной системой, собираясь что-то сказать, перебирает и просматривает в памяти картинки, чтобы определить, что происходит в настоящий момент. Это совершается очень быстро и его глаза при этом расфокусированы на пятне на расстоянии около 60 см от носа. Если вы станете прямо на это место, вы можете помешать такому человеку думать: он даже может рассердиться. В речи людей-визуалов преобладают слова визуального смысла: «видеть», «ясно», «красочный». «я вижу, что вы имеете в виду» и т. п. Темп речи у них выше, чем у людей с аудиальной и кинестетической репрезентативными системами. Человек с аудиальной репрезентативной системой, собираясь что-то сказать, прислушивается к своему внутреннему голосу. Ему трудно сделать выбор: внутренний голос постоянно ведет дискуссию, не зная, чему отдать предпочтение. Стаза человека в это время смотрят вправо или влево, двигаясь по средней линии или идут вниз и влево. В речи людей-аудиалов преобладают слова: «я слушаю вас», «давайте обсудим», «какой тон», «интонация», «крики» и т. п. Люди с кинестетической репрезентативной системой прежде чем сказать, прислушиваются к своим внутренним чувствам, и их глаза при этом непроизвольно смотрят вниз вправо. В речи кинестетиков преобладают слова: «касаться», «трогать», «ощутимый», «болезненный», «тяжелый», «чувствую проблему», «тяжко на душе» и т. п. К классической триаде людей добавляют еще один тип — «рассудочных людей», или «компьютеров», — это те, которые реагируют не на свои ощущения, а на обозначения, наименования, слова, «ярлыки», которыми обозначают все свои ощущения и образы. Их движения глаз трудно уловить, они предпочитают пользоваться словами: «надо разобраться», «проанализируем», «систематизировать» и т. п. Основные умения общения Определение желаемых результатов. Общение без результата как путешествие без цели. Результат — это то, что вы хотите увидеть, услышать и почувствовать. В НЛП предлагается четыре способа уточнения целей и превращения их в результату 1) уточнение результата (точно определите желаемый результат); 2) формулировка результата в положительной форме, например: «Хочу быть богатым» — позитивная положительная форма, «Не хочу быть бедным» или «Не хочу выглядеть смешным» — это результаты, сформулированные в отрицательной форме. И это непродуктивный способ общения. В самом деле, человеку незачем стремиться к тому, чего он не хочет. Он скорее добьется успеха, если будет стремиться к тому, чего хочет. Поэтому и формулировать лучше в положительной форме; 3) вычленение сенсорных показателей результата; для этого нужно ответить на вопросы: «Что я увижу, когда достигну результата?», «Что я услышу?»; 4) согласование результатов с партнером по общению: большинство людей помогут вам в достижении ваших результатов, если они одновременно будут достигать и своих. Если вы добиваетесь результатов во вред интересам других, вы манипулируете, и люди будут препятствовать вашему успеху открыто или тайно. Тех, кто манипулирует другими, обычно ждет встреча с четырьмя «драконами»: обидой, обвинением, угрызениями совести и местью. Итак, общение начинается с уточнения результатов. И сразу подумайте, как вы будете согласовывать свои желания с совершенно справедливыми притязаниями вашего партнера по общению. Сенсорная острота. У каждого человека есть сенсорное чутье, которое помогает ему видеть, слышать, чувствовать изменения в поведении партнера по общению. Сенсорное чутье необходимо, чтобы контролировать процесс общения, обеспечивая успешное продвижение к результату. Некоторые сигналы в поведении собеседника могут подсказать, что сделан неправильный шаг или что надо немного отступить, чтобы достигнуть цели. Умение сознательно лавировать особенно необходимо в запутанных ситуациях. Сенсорная острота помогает заметить мельчайшие изменения в поведении собеседника: ведь внутренние мысли и эмоции человека проявляются через внешнее поведение (позы тела, покачивания, наклоны головы, движения плеч, жестикуляция рук). Есть и более тонкие изменения: в окраске кожи, в тонусе мышц, в скорости дыхания, сиюминутном дрожании нижней губы. Эти тонкие бессознательные видимые реакции в НЛП делят на четыре группы: изменения цвета кожи, изменения вдыхании, изменения нижней губы, моментальные изменения мускулов. Бессознательные видимые реакции ценны, так как они не подвластны сознательному контролю человека и поэтому содержат истинную информацию. Эти тонкие изменения трудно заметить без должной тренировки. Обучаясь сенсорной работе, надо освоить три шага. 1. Фиксация изменений в поведении человека (тренируйтесь каждый день в наблюдении за людьми, но помните правило: «Остановиться, послушать, посмотреть, включить свою интуицию, но не спешить с интерпретацией»). 2. Различение паттернов, т. е. повторяющихся моментов в поведении человека. Посмотрите внимательно на того, кто нервничает: одни переминаются с ноги на ногу, бледнеют, другие — стремительно расхаживают по комнате, сжимают кулаки, покусывают губы. И так бывает каждый раз в минуты нервных переживаний. Такие повторяющиеся специфические изменения в позе тела, в движениях головы, рук, ног, окраске лица, в ритме дыхания, темпе голоса и называют паттернами. 3. Калибровка, т. е. узнавание определенного состояния человека по его невербальным сигналам, установление связи между внешним паттерном поведения человека и его внутренним состоянием. (Вначале, пока опыта мало, это можно уточнять у собеседника. Вы нервничали, когда сказали: «Не надо сахару?» А про себя можете добавить: «И у вас были бледные пятна на лице, вы переминались и прислушивались к чему-то».) Специалисты по НЛП предупреждают, что вы можете угодить в опасную западню, если будете трактовать изменения во внешнем поведении собеседника, исходя из своего опыта. Одна и та же внешняя реакция может иметь совершенно разное значение у разных людей. Каждый человек индивидуален, и необходимо избегать обобщений. Гибкость. Процесс общения во многом зависит от гибкости собеседников — способности изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств, реагировать на поведение партнера. Научиться гибкости — значит обрести способность видеть в по- * ведении партнера особенности его восприятия, мышления и, варьируя свое поведение, добиться взаимопонимания и достижения своих целей. Правило НЛП гласит: «Если то, что вы делаете, не срабатывает, попробуйте сделать что-нибудь другое». В общении важно быть гибким в словах, мышлении, восприятии и поведении. Сенсорная острота позволяет быть гибким в восприятии. У гибкого поведения есть преимущества: новое поведение вызывает и новую ответную реакцию, и. возможно, вы добьетесь желаемого результата, используя разные новые способы поведения. Чтобы приобрести гибкость, надо освоить три шага: 1 — прерывание старых паттернов поведения (например, поезжайте на работу другой дорогой, или в ситуациях, в которых исключен риск, прекратите делать то. что вы делаете, и подумайте о трех новых возможных способах достижения того же самого результата, или. например, не разговаривайте в течение одной недели, пишите записки, предупредив семью и друзей, что проводите эксперимент); 2 — изобретение и использование новых возможностей и новых способов поведения. (Например, посмотрите на мир сквозь новые очки, вообразив на часок, что вы — совсем не вы, а ваш сосед по лестничной площадке. Как выглядит мир с его точки зрения? Представьте возраст — 17 и 39 лет. Какой вам кажется жизнь в 17 лет? А в 39?); 3 — быстрая последовательность прерывания старых паттернов поведения и использования новых выборов (например, когда вы заметите, что внутренний голос вам приказывает: «Ты должен!» — измените свое поведение, сыграйте другую роль, хотя бы в течение трех минут побудьте кем-то иным. Или еще упражнение: в середине спора отступите и скажите собеседнику: «Вы полностью правы. Что вы хотите теперь?»). Конгруэнтность. Слово «конгруэнтность» произошло от латинского «congruens», что означает «встретиться и прийти к соглашению». В каждом из нас много разных «частей»: делового человека, начальника, родителя, критика, игрока, честолюбца, весельчака, покорителя сердец и т. п. Если все части личности действуют согласованно, объединяются, направляя свои усилия на достижение результата, важного для всех, выбирая при этом единый способ взаимодействия, — вы конгруэнтны. Если мы говорим одно, делаем другое, а желаем совсем третьего, то мы неконгруэнтны и наше состояние заметно для окружающих людей. Если части нашей личности не решили еще, что нам действительно нужно, если есть какие-либо противоречия и несогласия по поводу способов достижения результатов, мы можем сказать «да», но при этом непроизвольно отрицательно качнем головой, а серьезная фраза может неожиданно закончиться коротким смешком. Все это видят люди, с которыми мы общаемся, и такое поведение вызывает замешательство, сомнение, недоверие к нам. В итоге шансы на успешное достижение результата уменьшаются. Быть конгруэнтным — значит сделать важный шаг к достижению внутренней целостности. Синтоническая модель не только подчеркивает важность и необходимость конгруэнтности, но и предлагает шесть шагов по ее освоению: 1 — различение состояний конгруэнтности и неконгруэнтности, чтобы узнавать свое состояние конгруэнтности (состояние 100% вовлеченности, сосредоточенности всех сил на выполняемой задаче) и неконгруэнтности (состояние внутренней конфронтации, конфликта с самим собой, противоречия желаний, слов, мыслей и дел); 2 — знакомство с различными частями своей личности. Этот шаг чрезвычайно важен, так как самые сложные проблемы возникают у человека тогда, когда некоторые части его личности не знакомы друг с другом и даже не знают, что они в конфликте. Для того чтобы избежать подобных неприятностей, специалисты в НЛП предлагают человеку осознать и записать, какие роли он играет в своей жизни, какие желания у него возникают, какие части личности ему свойственны, и дать им название (имя): например, жена, мать, честолюбивая часть, творческая часть, кухарка, производственно-деловая часть, кокетка, обольстительница, оберегающая честь, авантюрист, игривая часть и т. п. Затем полезно провести «общее собрание» главных частей своей личности, при этом важно «увидеть», «услышать», «почувствовать» каждую часть. Как она обычно заявляет о своем существовании? Как вы чувствуете ее своим телом? Где она живет — в голове, в руках, в ногах? Как она могла бы выглядеть? 3 — определение целей, намерений и желаний каждой части личности — очень важный шаг к конгруэнтности. Мы можем быть конгруэнтными только тогда, когда точно знаем, чего хотим. к каким результатам стремимся. При этом необходимо помнить, что все наши части так или иначе хотят нам блага и выражают наши желания. Мы чаше всего не осознаем всей сложности нашей внутренней жизни, и поэтому надо дать слово каждой части с тем, чтобы они аргументированно заявляли о своих желаниях и какую цель они при этом преследуют; 4 — определение приоритетных целей, т. е. следует определить, чего вам необходимо достичь прежде всего, какая цель может быть самой главной изданное время и в перспективе; 5 —достижение согласия между различными частями личности о том, что они признают установленный приоритет целей — только тогда вы будете конгруэнтны в своих действиях, жестах, интонациях, в выборе слов и ваше общение будет максимально способствовать достижению желаемых результатов; 6 — заключение «контракта» по принятому соглашению (заключение контракта закрепляет достигнутое соглашение, проявляет уважение к частям личности и является гарантией того, что переговоры и потраченное на них время — не просто развлечение, а серьезная работа). Итак, прежде чем приступить к какому-то ответственному делу, проверьте, в каком состоянии вы находитесь. И если вы узнаете сигналы неконгруэнтности, проведите переговоры с самим собой, со своими частями личности, постарайтесь достичь согласия между ними, составьте письменное соглашение по обсуждаемому вопросу и дайте задание сознательной части осуществлять контроль за принятым решением. Если вы научитесь достигать согласия между частями вашей личности, вы заметите, насколько более эффективным станет ваше общение, ваша деятельность и в целом ваша жизнь.
<< Предыдущая — Следующая >>
Формы межличностного взаимодействия
Как социальное существо человек не может не общаться. Даже когда писатель в уединении создает книгу, то и в этом случае предполагается общение между ним и читателем.
Формы общение выделяют такие:
Дружеское взаимодействие — общение на близкой психологической дистанции, которое приносит взаимное удовольствие и радость. Любовь — интимное взаимодействие двух людей, приводящее к развитию обоих партнеров как личностей. Взаимодействие в студенческой группе или кружках по интересам. Взаимоотношения внутри рабочего коллектива. Общение в группе психологической поддержки.
Отношения делят в психологии на официальные и неофициальные, личностные и деловые. Установление взаимоотношений и их развитие — тонкий процесс, зависящий от многих факторов; и в первую очередь от умения выстраивать социальные контакты.
Межличностное взаимодействие в группе сложно организовать. Здесь велика возможность распада группы; без хорошего лидера, способного сгладить противоречия и дать команде настрой на качественную совместную работу, взаимодействия не будет.
Некоторые люди могут и в деловой среде поддерживать хорошие приятельские взаимоотношения со всеми. Это люди с высоким эмоциональным интеллектом и опытом в сфере коммуникаций. Они являются социальными лидерами по своей природе и при развитии определенных качеств могут стать хорошими менеджерами.
Особенности
Каждое понятие в науке имеет характерные особенности, которые нужно изучить, чтобы можно было подробнее проанализировать объект изучения.
Какие особенности межличностного взаимодействия описывают специалисты в области социальной психологии?
- Многоканальность. Взаимодействие происходит и на вербальном, и на невербальном уровнях.
- Этапность установления отношений.
- Результативность.
- Необратимость. Эмоциональное воздействие на человека в действительности необратимо.
Еще одна важная особенность для установления взаимоотношений — наличие достаточного коммуникативного опыта. Опыт в общении— это набор представлений об успешных тактиках установления и поддержания необходимой дистанции в общении. Таким опытом должны обладать те, кто работает в системе «человек-человек».
Основы правильного общения
Основной проблемой межличностных отношений является нарушение коммуникативной функции. Если человек не умеет правильно общаться, боится налаживать контакты с людьми, то любые виды межличностных отношений вряд ли будут развиваться успешно.
Полезные советы
Существуют несколько эффективных советов, как научится общению с людьми:
- Интересуйтесь тем, что говорит собеседник. Учитесь слушать.
- Следите за мимикой. Чаще улыбайтесь.
- Чаще называйте собеседника по имени. По многочисленным психологическим исследованиям звук собственного имени – один из наиболее приятных для человеческого слуха.
- Избавьтесь от слов-паразитов. Они делают вашу речь вульгарной и некомфортной для восприятия.
- Развивайте культуру речи. Когда человек правильно и красиво говорит, его не только приятно слушать, но и гораздо понятнее. Ведь умение четко и ясно формулировать свои мысли дает гарантии того, что собеседнику они тоже будут понятны.
Случаются ситуации, когда во время общения люди не могут подобрать нужных слов, не знают, о чем говорить и как построить конструктивный диалог. Вследствие этого возникает недопонимание в отношениях.
Ошибки при общении
Каких ошибок общения нужно стараться избежать, чтобы виды межличностных отношений не оказались под угрозой неблагоприятного развития?
- Следите за своим тоном, мимикой и жестикуляцией. Избегайте равнодушного тона, скучающего взгляда, скептических оценок – подобные проявления отбивают желания продолжать общение.
- Языковой барьер. Это не только проблема людей, говорящих на разных языках. Также языковой барьер может возникнуть между людьми, обладающими разными уровнями развития, возрастными особенностями и культурой речи. Например, с детьми не получится разговаривать так, как со взрослыми людьми, хотя бы потому, что большинство слов и терминов, которыми оперируют в разговоре взрослые люди, детям могут быть неизвестны.
- Проявления социофобии. Бывает так, что человек по необъяснимым причинам чувствует страх общения с людьми. Именно поэтому возникают неловкие ситуации и паузы при попытках наладить контакт с собеседником. Если вы столкнулись с подобной проблемой, то необходимо проявить внутреннюю силу воли и стойкость, чтобы работать над улучшением своих коммуникативных функций.
Каждый человек рождается и живет в социуме на протяжении всей своей жизни. Полная изоляция совершенно невозможна. Существуют варианты урезать и сократить виды межличностных отношений, оставив лишь наиболее необходимые области социальных связей. Но без удачного построения социальных коммуникативных связей невозможен гармоничный личностный рост и развитие.
Межличностное общение, его психология
Процедура, при которой осуществляется взаимодействие индивидуумов с целью обоюдного познания, развития взаимосвязей, в результате чего проявляются взаимные влияния на поведение и взгляды участников таких связей, расценивается как психология межличностного общения.
Ведь коммуникации (общение) оказываются одной из ключевых категорий психологии и рассматриваются ею на равных условиях с такими категориями, как:
- Поведение
- Мышление
- Личность
- Отношения
Что же понимается под общением в психологии? Прежде всего – человеческие отношения, подразумевающие различные конфигурации общей деятельности индивидов. Чаще всего общение и деятельность распознаются как разные стороны социального человеческого бытия, либо общение разбирается как отдельный элемент той или иной деятельности, рассматриваемой в свою очередь как условие общения. Общаясь, люди обмениваются сформировавшимися у них взглядами, возникающими идеями, чувствами.
Сложности межличностного общения и взаимодействия проявляются через возникновение мотивационных и операциональных затруднений, соотносящихся с интерактивной и коммуникативной сторонами общения. Характерными признаками оказываются недостаток желания осмыслить особенности личности собеседника, его интересы и внутреннее состояние. Как следствие – проявление проблем общения со стремлением извлечь выгоду от коммуникации с собеседником через его обман, запугивание или демонстрирования чрезвычайной о нем заботливости.
Что изучает социальная психология?
Проблемы межличностного социального взаимодействия оцениваются специалистами в разрезе таких вопросов:
- Изучение когнитивных (познавательных) процессов каждого участника взаимодействия.
- Исследование составляющих характеристик среды: пространственные, социальное, физические характеристики. И также учитывается аспект социальной группы — ученическая среда, собрание городского совета или другое объединение индивидуумов.
- Изучение как системы отдельной личности и влияния на нее среды.
Многие ученые участвовали в развитии этой социальной науки — Л. В. Смолина, Ясвина, Панова, др.
Формирование межличностных отношений
Развитие межличностных отношений возможно только при одном условии – если индивид имеет способности устанавливать контакты с людьми, находить с ними общий язык. Этому способствуют легкость и контактность, доверие и понимание, эмоциональное притяжение и принятие, а также отсутствие жесткой программы манипуляции и корысти.
Межличностные отношения в идеале стремятся к доверию, это включает в себя ожидание поддержки и уверенность, что партнер не предаст и не использует ситуацию во вред.
В процессе доверительного межличностного общения происходит углубление отношений, сокращение психологической дистанции. Однако доверие нередко перерастает в доверчивость, что выражается в том, что индивид необоснованно верит на слово, не смотря на подвохи и разочарования.
Аналитические модели
Психологические, информационно-коммуникативные и социально-нормативные процессы, составляющие предметную область теории межличностного общения, изучаются различными дисциплинами гуманитарного знания. Среди них — психология личности и социальная психология, лингвистика (особенно психо — и социолингвистика), социология (в первую очередь, такие направления микросоциологии, как символический интеракционизм и драматургическая социология). Таким образом, теория межличностного общения принципиально оказывается сферой междисциплинарного знания. Более того, ее развитие стимулируют междисциплинарные связи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций – 3-е изд. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с; табл., илл. — (Библиотека высшей школы.).
2. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов. – 4-изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 415 с.
3. Морозов А.В. Деловая психология: Курс лекций. – СПб.: Издательство СОЮЗ, 2000 – 576 с.
4. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 416 с.
5. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для нач. проф. образования. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский , 2007. — 160 с.
Уровни межличностных отношений
Определение 4
Уровень межличностных отношений – это глубина вовлеченности человека во взаимодействие с другими людьми (человеком).
Выделяют следующие уровни межличностных отношений:
- Перцептивный уровень межличностных отношений – это уровень понимания и восприятия партнерами друг друга, осознание индивидуальности личности, черт характера, поведения и особенностей (гендерных, расовых, внешних, национальных и т.д.). На данном уровне межличностные отношения между людьми только зарождаются и развиваются. Люди узнают друг друга, начинают испытывать первую эмоциональную реакцию.
- Взаимное притяжение или отторжение – это уровень, на котором партнеры испытывают первые чувства друг к другу (симпатия, антипатия, неприязнь и т.д.). То есть, происходит более глубокое ознакомление с человеком.
- Интерактивный уровень – это уровень, характеризующийся наличием эмоциональных реакций, требующих постоянной подпитки через взаимодействие между людьми. Так, если люди испытывают друг к другу симпатию, то они стремятся как можно больше взаимодействовать, сотрудничать, общаться. Если же напротив, испытывают по отношению друг к другу негативные чувства, то стараются избегать контактов, чтобы не доводить ситуацию до конфликта.
Практические все виды межличностных отношений проходят все три уровня развития. После достижения третьего уровня межличностные отношения перестают развиваться, так как они достигли своего максимума. В дальнейшем отношения могут остаться на заключительном этапе, то есть люди будут испытывать по ношению друг к другу установившиеся чувства и их межличностные отношения будут относительно «ровными». Может быть и так, что отношения будут меняться, на основании спада эмоциональности и снижения накала чувств к партнеру. Например, некогда пылкая любовь и страсть со временем могут перейти в привычку или привязанность, а сильная ненависть в обычную неприязнь.
Зачастую, люди стремятся сохранить свои отношения на высоком уровне, с этой целью они прибегают к различными ухищрениям. Не всегда это приносит ожидаемый результат, ситуация может выйти кардинально противоположным образом. Например, с целью оживить прежнее чувство любви один из партнеров может обвинить другого в «холодности», что в результате приводит не к возрождению любви и страсти, а напротив, к возникновению конфликта.
Выводы
Итак, межличностное взаимодействие — это общение в группе, имеющее какую-то цель. Общение строится или на эмоциональной основе, или на рациональной, деловой.
Успех во взаимодействии зависит от первичного впечатления. Если подсознательно партнеры в бизнесе чувствуют антипатию по отношению друг к другу, они не могут договориться. В общении будут возникать конфликты и трения. Для координации группового общения нужен смелый и опытный руководитель, имеющий приличный опыт в решении конфликтов.
Типы отношений в обществе: социальные и межличностные
В многочисленных статьях на сайтах интернета под межличностными отношениями, как правило, понимаются любые отношения между людьми, в том числе профессиональные. Однако признанные специалисты в области социальной психологии, как отечественные (Г. М. Андреева, В. Н. Дружинин, Н. Н. Обозов, Е. В. Андриенко и др.), так и зарубежные (Т. Шибутани, Дж. Морено, Э. Берн и др.) придерживаются иной позиции. Мне она кажется более правильной. Суть этой точки зрения в следующем.
Все разнообразие человеческих отношений можно разделить на две большие группы: социальные и межличностные, и они принципиально отличаются друг от друга.
Социальные отношения
Они носят ролевой характер и складываются между социальными ролями, а не между конкретными личностями, наделенными индивидуальными характеристиками и особенностями эмоциональной сферы. Роль – это функциональная единица общества, и она безличностна. То есть совокупность поведенческих паттернов роли никак не связана с конкретной личностью. Роль человек примеряет на себя, как костюм. Например, в трудовом коллективе могут быть такие роли: директор, замдиректора, менеджер по продажам, секретарь, системный администратор и т. д. И отношения между ними определяются должностными обязанностями и стереотипами ролевого поведения.
В семье тоже есть свои роли: мать отец, муж, жена, дочь, сын, брат и т. д. У каждой роли свой социально заданный шаблон поведения, свои функции, права и обязанности. Они связаны с целями и задачами социальной группы, а не с личными качествами отдельных ее членов.
Поэтому социальные отношения тоже не связаны с личностями как уникальными и неповторимыми индивидами, ведь содержание социальной роли не меняется в зависимости от того, кто эту роль играет. Разве что яркая индивидуальность окрашивает роль, но не меняет ее.
Межличностные отношения
Иное дело межличностные отношения, которые складываются между личностями, поэтому отличаются рядом особенностей:
- В основе их чувства и эмоциональные оценки партнерами друг друга.
- Личности в них выступают как неповторимые индивидуальности со своими уникальными особенностями характера и эмоциональной сферы.
- Межличностные отношения формируются постепенно в процессе взаимодействия людей.
- Они динамичны и могут меняться с течением времени даже на совершенно противоположные.
Человек может выступать одновременно субъектом и ролевых, и межличностных отношений, причем с одними и теми же партнерами. Это делает систему социальных взаимодействий необычайно сложной и интересной.
На чем строятся процессы взаимодействия людей
Основа процессов взаимодействия людей в обществе – общение. Оно формируется на базе рефлекторных нейронных реакций (с задействием зеркальных нейронов). Нельзя, к примеру, готовиться к выступлению и не думать о том, как слушатель или зритель вас воспримет.
Под межличностным взаимодействием понимают обоюдное стремление участников к совместному сотрудничеству. Общения не получится, если кто-то один имеет неблаговидные мысли в отношении другой стороны и не считает допустимыми компромиссы.
На основе каких процессов строится межличностное общение? По сути это всегда обмен некой символикой, знаками. Любая транзакция предполагает наличие двух участников, того, кто начал общение, и его адресата. Первый процесс – это отправка знаков инициатором, а второй – получение информации адресатом.
И тут очень важно отсутствие барьеров в коммуникации, иначе послания не поддадутся корректной расшифровке. Кроме того, имеет большое значение принадлежность сторон к одинаковому социальному слою и наличие общих культурных точек соприкосновения. Между разными культурными слоями осуществлять передачу информации крайне трудно.
Социальное общение
Оно включает в себя взаимодействие юношей и девушек в группе: с одноклассниками и однокурсниками. В отличие от общения по интересам, социальные контакты не выбирают. Находясь в коллективе, приходится взаимодействовать с абсолютно разными людьми, и такой навык существенно пригодится в будущем. Зрелый и состоявшийся человек должен уметь эффективно общаться с разными людьми, выносить что-то полезное для себя из каждой встречи.
Нередки конфликты и непонимание среди подростков на почве разности интересов. В таких ситуациях неприязнь и отторжение развиваются очень быстро. Подростки предпочитают активно выражать свою позицию, стремятся проявлять себя как только возможно.
Почему другие на нас влияют?
Мы каждый день познаем новую информацию и обмениваемся ею с другими людьми. Вся коммуникация построена на взаимовыгодном обмене информацией. Человек боится быть изгоем, поэтому, даже неосознанно, стремится соответствовать требованиям его социальной группы.
Путешествие, встреча с новыми людьми в поезде или самолете дает нам новые ощущения, новый опыт общения. Человек может кардинально изменить предпочтение в еде, если подружится с представителем другой культуры и проведет с ним много времени. А подружившись с компанией курильщиков, человек может начать курить, поскольку психологически некомфортно в коллективе быть белой вороной. И этому есть вполне рациональное биологическое объяснение — для построения новых контактов у нас в мозгу есть зеркальные нейроны, которые помогают нам имитировать действия окружающих, понимать тем самым их «язык», и казаться «своим» в коллективе.
Особенности и виды межличностных отношений
Особенности межличностных отношений:
- В основе межличностных отношений заложены эмоциональные и чувственные оценки партнеров.
- Личность каждого участниками межличностных отношений выступает как отдельная и уникальная единица.
- Формирование межличностных отношений проявляется постепенно в ходе взаимодействия людей.
- Межличностные отношения динамичны и меняются на протяжении всего времени существования. Смена характера межличностных отношений может быть кардинальной «с положительных – на отрицательные».
Межличностные отношения принято делить на две основных группы: отрицательные и положительные (позитивные).
Определение 2
Положительные (позитивные) межличностные отношения — это отношения, которые основаны на взаимном доверии и уважении.
К данной группе межличностных отношений относятся:
- симпатия;
- привлекательность;
- товарищеские отношения;
- взаимный интерес;
- дружба;
- взаимная привязанность;
- любовь.
Основной особенностью данных межличностных отношений является то, что вначале своего развития они не всегда основаны на общих интересах и целях, зачастую они совершенно противоположны взаимной симпатии. То есть, люди начинают общаться между собой в ходе трудовой или учебной деятельности. Постепенно появляется симпатия, людям нравится общаться друг с другом, выявляются общие интересы.
Определение 3
Негативные (отрицательные) межличностные отношения – это отношения, которые основаны на неприятии определенных личностных качеств человека, особенностей его характера или поведения.
Довольно часто неприязнь может быть необоснованной, то есть человек не способен объяснить, почему он испытывает к другому негативные чувства. Основными причинами данных чувств являются: различные противоречия, которые возникли во время общения.
К данной группе межличностных отношений относятся:
- антипатия;
- неприязнь;
- недоверие;
- агрессия;
- ненависть;
- чувство мести.
В настоящее время в практической психологии стали выделять и третью группу межличностных отношений – нейтральные. Выделение данной группы вызывает множество споров среди исследователей в области психологии. Это обусловлено тем, что если человек не испытывает по отношению к другому человеку никаких чувств, то и об отношениях не может быть речи.
Определение
Взаимодействие в психологии – это процесс непосредственного или косвенного влияния людей друг на друга в результате общения, который порождает их взаимосвязь или обособленность. Такое определение понятия является самым распространенным в современной психологии, но не единственным.
Революция в способах изучения человеческой психики позволила науке об отношениях выйти на новый уровень и разграничить понятия души и тела, как отдельные области изучения. Проблема их соотношений приобрела особую остроту. Определение взаимодействия менялось в зависимости от влияния времени и трактовки различных психологических школ.
- Рене Декарт, французский философ, описывал взаимодействие, как полную зависимость живого тела от влияния внешних сил.
- Научный деятель и мыслитель из Нидерландов, Бенедикт Спиноза, определял психическое начало в человеке, как результат взаимодействия организма и природы, которое также является влиятельным фактором на это взаимодействие.
- Согласно теории Парсона, американского социолога, взаимодействие между личностями лежит в основе построения индивидуальной человеческой деятельности. При таком подходе все многообразие социальной деятельности строится из психологии индивида.
- Социальные психологи, американцы Тибо и Келли предъявили теорию взаимодействия в диаде. Такой подход подразумевает, что взаимодействием следует считать любые межличностные отношения, которые характеризуются реальным обменом поведенческими рефлексами в рамках конкретной ситуации. Взаимодействие будет продолжаться до той поры, пока оба участника получают взаимную выгоду от взаимодействия.
- Польский социолог Я. Щепанский предложил иную модель определению взаимодействия, согласно которой взаимодействие характеризуется не отдельными актами, а делится на последовательные этапы.
- Согласно концепции Г. Мида взаимодействие – исходный пункт каждого социально психологического исследования. В ситуации взаимодействия происходит становление личности. Индивидуум осознает себя, как личность в совместной деятельности с другими.
- Отечественная психология также рассматривает различные схемы ситуаций взаимодействия. По определению Галины Андреевой, взаимодействие определяется, как форма организации конкретной человеческой деятельности.
Психология общения
Контакт между людьми считается самым важным моментом в общественной жизни. Без него попросту не сформировались бы многие аспекты человеческого бытия. Именно поэтому изучение данного психического феномена, который имеет сложную ступенчатую структуру, считается актуальным для всей современной науки.
Суть межличностного общения заключается в контакте человека с другим человеком. Этим люди удовлетворяют свое желание в обмене информации. К примеру, когда 2 человека обсуждают спорную ситуацию или влюбленные люди шепчутся на лавочке, происходит тот самый контакт. Проще говоря, существующая проблема или вопрос в текущем случае разрешается благодаря общению.
Межличностное общение считается не только нужным компонентом совместной деятельности людей, воплощение которой подразумевает их сотрудничество, но и неотъемлемым условием обычного функционирования их общностей. В частности, рассмотрим студенческую группу или строительную бригаду. При сопоставлении стиля и манеры общения в данных объединениях выявляется как схожесть, так различие. Схожесть — это то, что общение предстает требуемым условием их существования в данной среде. К слову, на общение вышеупомянутых структур воздействует не только род их деятельности, но и иные значимые факторы. Допустим, в студенческой группе требуется знать, каким образом все собрано, проверить коллективность группы, а также то, что там главенствует, и остальные немаловажные аспекты. В бригаде же, в свою очередь, присутствуют совершенно другие особенности, которые отличаются от студенческих.
Специфика межличностного взаимодействия везде зависит от того, как все внутри обустроено, то есть как люди реагируют друг на друга, какое у них отношение, как понимают друг друга и так далее. Общности, к каковым принадлежит индивид, вырабатывают эталоны общения, задают стандарты поведения, которым индивид приучается следовать ежедневно при взаимодействии с иными людьми. Данные общности прямо влияют на развитие у него оценок, каковые формируют восприятие им остальных людей, отношение к ним и манеру общения с ними. При этом насколько эффективнее само воздействие, настолько же авторитетнее становится общность в глазах самой личности.
Контактируя с другими людьми, индивидуум может единовременно выступать в роли и субъекта, и объекта общения. Как субъект он постигает собственного партнера, обусловливает к нему свое отношение (интерес или наоборот), влияет на него с целью решения какой-то четкой задачи. Тем временем он сам представляется объектом познания для того, с кем разговаривает. Партнер адресует ему свои эмоции и пытается на него воздействовать.
Механика межличностных отношений
Психология межгрупповых отношений
Сложная психология отношений матери и взрослого сына: советы
Физиологическая основа социального взаимодействия
В 90-е годы XX века группа ученых-нейробиологов под эгидой итальянца Джакомо Риззолатти обнаружила у обезьян группу зеркальных нейронов. Группа особенных нервных клеток активируется в мозге, когда обезьяна видит, как кто-то другой берет в руку еду, например, орешек.
Как выяснилось позже, у человека они тоже есть, причем реагируют не только на движения тела в пространстве, но и на эмоции. Межличностное взаимодействие — это во многом работа этих нейронов. Это и есть биологическое обоснование нашей общественной природы; обоснование эмпатийности, заложенной в нас изначально.
Благодаря этим нейронам человек обучается говорить и действовать через подражание. А также учится воспринимать эмоции и строить длительные межличностные взаимодействия; поведение другого нужно себе как-то объяснить, особенно если этот человек другой культуры. Получается, чтобы построить отношения с другим, нужно увидеть в другом себя, и дать ему понять, что мы его понимаем.
Межличностное общение в молодежной среде
Подростковый и юношеский возраст — это критический период в процессе межличностной эволюции. С 14 лет идет формирование межличностных отношений, в которых разную роль играют отношение к субъектам действительности: к пожилым людям, к родителям, к одногруппникам, к преподавателям, к друзьям, к собственной личности, к представителям другой религии и национальности, к больным и наркоманам.
Психологический мир подростка зачастую обращен к внутренней жизни, молодой человек часто задумчив, фантазирует. Этот же период отмечается нетерпимостью, раздражительностью, склонностью к агрессии. К 16 годам наступает этап самопознания и самоутверждения, что отмечается в повышенной наблюдательности. Постепенно у молодых людей степень неприемлемого, а также непринимаемого принимает тенденцию к увеличению. Это происходит от того, что молодежь становится очень критичной в отношении реальности.
Проблемы межличностного общения в молодежной среде проявляются в виде конфликтов среди студентов, которые дестабилизируют эмоциональный фон в коллективе, в группе. Зачастую конфликты, ссоры в молодежной среде происходят из-за неумения или из-за отсутствия сострадания и нежелания уважать окружающих. Нередко протесты происходят из-за отсутствия степени воспитанности, а также нарушения культуры поведения. Зачастую протест носит адресный характер, т.е. направлен против виновника конфликтной ситуации. Как только конфликт разрешается, молодой человек успокаивается.
Для того чтобы избежать подобных ситуаций, взрослым рекомендуется придерживаться спокойного, вежливого тона в общении. Следует отказаться от категорических суждений в адрес подростка, особенно это касается вопросов моды и музыки.
Взрослым необходимо стараться идти на компромисс, уступать в споре, избегая синдрома красной тряпки. Особенно болезненно, если скандал будут наблюдать друзья или сверстники молодого человека, поэтому взрослым следует уступать и не язвить, ведь только добрые отношения способствуют налаживанию отношений.