Свобода личности – довольно многогранное понятие. Сложно сказать однозначно, что оно собой представляет. Понятно только одно: это полное отсутствие зависимости от окружающих, обстоятельств, привычек. Это возможность заниматься той деятельностью, которая приносит наибольшее удовлетворение. А также исполнение любых желаний без оглядки на общественное мнение и устои.
Свобода или ответственность
Определение свободы человека менялось на протяжении веков. В современном понимании о нем впервые заговорили в период Ренессанса. Именно тогда людей стали считать высшей ценностью, а их свободу — неотъемлемым правом.
Во времена господства протестантской реформации слово «свобода» немного изменило свое значение. Оно подразумевало возможность найти свой путь к Богу и по-своему трактовать Библию.
Начиная с 19 века, свобода личности стала синонимом самовыражения. Под ней подразумевалась экономическая стабильность, возможность самостоятельно выбирать религию, манеру поведения, круг общения.
Ничего не изменилось и в наши дни. Свобода личности занимает важное место в устройстве общества. Индивид волен сам расставлять приоритеты, выбирать цели и методы их достижения. Но есть одно условие. Ваша свобода должна гармонично сосуществовать со свободами других людей. Это называется ответственностью. Более свободный — равно более ответственный человек. Обратная ситуация называется произволом.
Теория основы
Известные общественные и культурные деятели описывали свободу личности по-разному:
- Возможность действовать в согласии со своими интересами и целями. Белинский.
- Отсутствие политического и экономического гнета, ограничений в политической и общественной жизни и деятельности класса или общества в целом. Добролюбов.
- Отсутствие рабства и крепостной зависимости. Чернышевский.
- Личная независимость, самостоятельность. Отсутствие зависимости или стесняющей связи. Возможность поступать так, как хочется. Достоевский.
- Легкость, отсутствие затруднений. Л. Толстой.
Часто свободу личности связывают с волюнтаризмом и фатализмом. Первое слово действительно имеет отношение к свободному человеку. Это стремление достичь поставленных целей, не обращая внимания на объективные обстоятельства и последствия. Фатализм – прямо противоположное волюнтаризму понятие. По мнению фаталистов, личная свобода каждого индивида – это не что иное, как утопия. Жизнь человека заранее предопределена внешними факторами. Изменить их нельзя. Как обстоят дела на самом деле?
Введение
Отношения между личностью и государством как основным социальным институтом всегда были в центре внимания мировой политической и правовой мысли. Более того, содержание, формы и характер этих отношений в решающей степени формируют основу для оценки состояния обеспечения и гарантий прав и свобод человека в конкретном обществе, конкретном государстве. Анализ методологических основ познания этих составляющих, всего комплекса отношений между государством и личностью чрезвычайно важен для более обоснованной оценки прав человека.
Актуальность данного вопроса заключается в том, что государство, личность и общество тесно взаимосвязаны. Вопрос о соотношении этих категорий достаточно обширен и изучается целым рядом дисциплин, таких как философия, политология, социология и другие.
Из вышесказанного понятна практическая значимость научных работ и исследований, посвященных реализации прав и свобод личности. Проблема прав личности и их соотношения в государстве с его различными институтами и другими субъектами политической системы является центральной для науки теории государства и права.
Бывает ли безусловная свобода
В рамках идеального мира да. Никто не способен ограничить полет мысли. Однако к реальной жизни это понятие неприменимо. Абсолютная или безусловная свобода личности, конечно, заманчива. Но сама идея имеет ряд недостатков. К примеру, невозможность стать свободным от своего тела, совести, дисциплины или ответственности. Такие состояния могут причинить вред и самому человеку, и тем, кто его окружает. В любом случае свобода наделена конкретикой и определенностью. Поэтому она не безусловна, а относительна. Но это не значит, что постоянно есть какие-то ограничения. Часто они не более, чем расширение возможностей. Получается, нет необходимости стремиться к абсолютной свободе личности. Это иллюзия.
Формы взаимодействия общества и личности: ретроспективный анализ
Общий обзор истории предыдущих «перемен жизненных центров» и соответствующих изменений в развитии национального духа позволяет выделить их одну общую черту, которая касается взаимодействия с западноевропейской традицией, культурой и системой ценностей. Допетровская Русь развивалась вне каких-либо значительных контактов с Западом и больше ориентировалась на Византию. Когда возникла необходимость в индивидуализации общественной жизни, эти контакты осуществлялись через «окно в Европу», прорубленное Петром I. Россия вернулась от индивидуализации к приоритетам общинности и коллективизма, к главенству государства над частной жизнью своих граждан.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в центре истории развития нашей национальной идеи до сих пор находятся периоды колебаний между организацией жизни на принципах индивидуальной свободы (характерной для европейской традиции) и духом общинности, понимаемой как соборность и коллективизм. В этом контексте полезно попытаться более внимательно рассмотреть основы этих принципиально разных систем ценностей, которые, тем не менее, диалектически взаимодействуют в рамках единой социальной системы, основанной на понятии интереса.
Можно сказать, что интерес, понимаемый как набор долгосрочных желаний и стремлений, лежит в основе любой социальной системы человеческого общества. Кроме того, интерес общества в целом, государства складывается из сочетания разнородных интересов социальных классов и групп, и все, в конечном счете, сводится к фундаменту, в основании которого лежит интерес отдельного человека или индивида.
Из чего состоит эта первоначальная, но очень сложная по своей внутренней структуре структура? Даже в самых простых стремлениях — к продолжению рода, к свободе, к счастливой жизни, человек не может разобраться, пока он существует, потому что не только разные, но и одни и те же люди со временем начинают так по-разному понимать, в чем счастье, за счет чего свобода, во имя чего продолжать род.
Любой интерес, выходящий за рамки личного, не только соотносится с личным, но и в какой-то мере противостоит ему. В таком случае она как бы даже имеет природу, совершенно отличную от личной; она не вытекает из личной, а задается извне, поддерживается действием объективного закона, не зависящего от воли индивида.
Соответственно, каждый человек существует в двух ипостасях:
- В самом себе, когда он обитает только в своей душе и личных интересах;
- В мире, когда он осознает себя в своих отношениях с социальной средой, с окружающей его действительностью.
Общество, основанное на приоритете индивидуальной свободы, имеет в своей основе человека, который отличается от человека, составляющего основу общинного, коллективистского общества. Разница не в том, что у первого есть ярко выраженная индивидуальность, тогда как у второго она растворяется в общинных формах. Индивидуальность и свобода ее выражения, прежде всего, являются врожденными для каждого человека. Но индивидуальная свобода предполагает более высокую степень независимости индивида от окружающей социальной среды, более высокую степень изоляции, выделения своей жизни из жизни общества. На Западе, существуя в своей собственной духовной сущности, человек не ограничивает собственные стремления, желания, мечты, они могут принимать самый смелый, самый дерзкий характер. Здесь границы возможного определяются объективными законами существования данной среды, здесь личный интерес индивида встречается с интересами других людей, и из этого взаимодействия (на Западе — на чисто рационалистической, прагматической основе) возникает определенная социальная роль личности.
Как стать свободной личностью
Для начала осознайте, что настоящая свобода идет изнутри. Она зависит от установок, заложенных глубоко в сознании и подсознании. Свободный человек обладает рядом отличительных признаков:
- Управляет своими инстинктами и рефлексами. Благодаря этому ведет себя в обществе корректно.
- Не устанавливает себе рамки, не расписывает жесткий режим. Свободные личности тонко чувствуют сигналы организма. Они знают, когда нужен отдых, когда наступает лучшее время для работы или приема пищи.
- Свободная личность не имеет комплексов. Особенно это касается неуверенности в себе и низкой самооценки. Эти отрицательные качества забирают жизненную энергию, съедают изнутри. Поэтому свобода от них развивается так долго.
- Не находится во власти эмоций. Зависящий от чувств и ощущений человек часто совершает необдуманные поступки. После он о них жалеет, но ничего не может изменить. В результате развивается еще один комплекс. Независящая от эмоций свободная личность легко принимает решения, может со стороны оценить свои поступки и осознанно исправить ошибки.
Еще один признак свободного человека – детская непосредственность наряду со взрослым мышлением.
Как понять собственную свободу
Задайте себе 4 вопроса:
- Самостоятельный ли я человек? На ваше мнение и поступки не должны влиять внешние факторы. Учитесь, развивайтесь, смело идите вперед. Останавливаться на достигнутом никак нельзя.
- Есть ли у меня любимое занятие или хобби? Человека, который не любит работу, вряд ли можно назвать свободным и счастливым. Поэтому задумайтесь, можно ли ваше хобби сделать постоянным источником дохода.
- Много ли времени я уделяю чтению? Начните с книг, посвященных саморазвитию и самопознанию. Свободы они, может, и не прибавят. Но вы точно будете знать, куда двигаться дальше.
- Могу ли я управлять своими эмоциями? Это, наверное, самый сложный навык.
Свободный человек обладает всеми перечисленными умениями. Он живет так, как считает нужным. Ориентируется только на свои ценности и приоритеты, оставляя позади мнение окружающих. Вы действуете точно так же? Значит, вас можно поздравить. Вы – свободная личность.
Отличия внешней и внутренней свободы
Человек свободен внешне, когда он беспрепятственно действует так, как ему хочется. Никакие материальные ограничения, типа замков на дверях, решеток на окнах не могут ему помешать.
Если говорить о внутренней свободе, то это понятие намного тоньше. Допустим, вы зашли в пекарню и выбираете себе нечто вкусненькое, ориентируясь исключительно на свои желания, никто не оказывает на вас воздействия, не склоняет к выбору. Или последний кусочек пирога. Только вам дан шанс решить, что же с ним сделать – оставить ближнему или съесть самому. Но случается и так, что вежливость изрядно портит жизнь воспитанному человеку.
Психологи уверяют – возможность выбора у человека есть всегда. Вспомните старика Фрейда. Именно он установил зависимость людей от своих удовольствий, и эту теорию никто не опроверг. По аналогии с этой точкой зрения можно говорить о моральных ограничениях, которые идут рядом с понятием внутренней свободы. Люди должны сами решать – съесть кусок пирога или показать свою воспитанность. Каждый человек волен поступать, как пожелает, поэтому когда кажется, что какое-то решение вам навязали, – копните глубже в своем подсознании, оцените настоящие желания.
Далее поговорим о понятии внутренней свободы личности.
Практические рекомендации
Следование простым, но действенным советам поможет обрести внутреннюю свободу и уверенность в себе.
Поймите, что мешает быть свободным
Сделать это нужно в самом начале пути к внутреннему освобождению. Существует 7 факторов, делающих личность зависимой:
- страх, неуверенность в себе, комплексы;
- мнение общества, стереотипы;
- зависимость от денег;
- неумение делать выбор самостоятельно.
После того, как вы определите причину несвободы, решительно действуйте. Искореняйте перечисленные факторы один за другим.
Победите свои внутренние барьеры
К ним относятся все те же страхи и комплексы. Обычно это следствие прошлых неудач. Бывает и так, что родители, потерпев крах в каком-то деле, неосознанно программируют на него детей. Это первый и самый главный барьер.
Будьте искренними перед самими собой
Вокруг есть люди, которые знают, как вам жить. Не спешите проявлять бунтарский дух и противоречить им. Спокойно выслушайте их мнение, но действуйте так, как считает нужным.
Помните, у каждого человека своя жизнь. И распоряжаться ею каждый волен по-своему.
Но есть одно но. Прежде, чем учиться отстаивать свое мнение, его нужно найти. Искренне расскажите себе, что вы думаете по тому или иному поводу, определитесь с желаниями и целями. Станьте индивидуальностью. Это прямой путь к свободе личности.
Научитесь самостоятельно принимать решения
Отсутствие этого навыка делает людей зависимыми. Но почему они так боятся самостоятельности? Есть 2 причины:
- Невежество. Человек не знает, что делать дальше, не уверен в правильности принятых решений, боится последствий. Изменить ситуацию легко. Изучайте окружающий мир. Здесь речь не идет о биологии, ботанике и других науках. Получайте информацию о своих правах и возможностях. Выделяйте время на саморазвитие.
- Отсутствие практики. Как можно стать независимым и свободным, если не практиковаться в принятии решений? Конечно, никто не защищен от неудач и ошибок. Но и бездействие свободу не подарит. Поэтому не бойтесь делать самостоятельный выбор. Рискуйте.
Главное в вопросе самостоятельности – хотеть измениться. Если такого желания нет, прогресса тоже не будет.
Освободитесь от материальной зависимости
Деньги дают множество возможностей и определенную свободу действий. Но при неправильном их использовании берут человека в рабство. Именно поэтому финансовое благополучие нельзя делать целью всей своей жизни.
Не нужно становиться отшельником. Лучше пересмотреть свое отношение к работе. Если есть возможность, занимайтесь тем, что приносит доход и одновременно дарит положительные эмоции. Это и есть свобода личности.
Постоянно пробуйте новое
Этот совет можно перефразировать: освободите разум от сдерживающих его оков. Свобода личности подразумевает отсутствие ограничений и стереотипов. Их наличие называется рабством. Избавиться от него легко. Откройте себя навстречу новым ощущениям, знаниям, эмоциям. Пробуйте новые занятия, изучайте иностранные языки, знакомьтесь с интересными людьми. В кратчайшие сроки вы почувствуете небывалую свободу. Освободиться помогут и путешествия. Выделяйте время на посещение новых мест. Не обязательно отправляться на другой континент. Можно в ближайший выходной съездить в соседний город или даже исследовать неизученные уголки своего.
Читайте
Особенное внимание стоит уделять биографиям известных людей, сумевших стать независимыми. Их пример будет мотивацией, стимулом развиваться, идти вперед. Результат – свобода личности, хорошее настроение, уверенность в себе.
Научитесь управлять собственной жизнью
Иначе это будет делать кто-то другой. Постоянно сомневающийся в себе человек легко становится жертвой манипуляторов. Поэтому берите ответственность за себя в свои руки. Не идите на поводу у других. Не делайте то, что вам не нравится. Научитесь жить, согласно своим желаниям и взглядам.
Окружите себя достойными людьми
Важно, чтобы вокруг были те, кому хочется подражать. Жизнь – это своеобразная ролевая игра. И, скорее всего, в ней есть персонаж, на которого вы хотите быть похожими. Не нужно бездумно копировать его манеру поведения и поступки. Это уже некая доля рабства. Учитесь на примере успешных людей целеустремленности, упорству и независимости.
Ни в коем случае не сравнивайте себя с окружающими. С одной стороны, конкуренция побуждает становиться лучше. А с другой, часто является причиной депрессии и неуверенности в себе.
Разрешите себе действовать импульсивно
Запомните, не обязательно жить по устоявшемуся графику. День – это не только овсянка и кофе с молоком на завтрак, работа и легкий ужин. Прежде всего, это новые эмоции. Вам хочется сегодня «Мохито» и морепродукты на ужин? Почему бы и не позволить себе такое отступление от правил? Или, может быть, вы хотите внести немного ярких цветов в повседневный офисный костюм? Действуйте!
Отсутствие монотонности в жизни равно свободе личности.
Философио.Ру
Свобода человека — это возможность и способность действовать в направлении реализации собственных интересов. Человек, как уже отмечалось выше, может не только приспосабливаться к окружающей его действительности, но и изменять саму эту действительность, приспосабливать её «под себя». При этом свобода человеческой воли неизбежно наталкивается на природную и социальную необходимость. Существует три модели разрешения этой коллизии свободы и необходимости: 1. Человек пытается безоглядно и безусловно навязать свою волю окружающему миру, во что бы то ни стало претворить в жизнь свои цели. При этом он игнорирует действие объективных природных и социальных законов. Как правило, подобные попытки завершаются крахом. К примеру, человек пытается вырастить в зоне рискованного земледелия, в северных широтах, растения, требующие много тепла и солнечного света. Или насаждает институты либеральной демократии в стране, находящейся на стадии феодализма. Такая модель поведения получила название волюнтаризма. 2. Стремясь реализовать на практике свои идеи, человек сталкивается с суровыми реалиями жизни, которые кажутся непреодолимыми и парализуют его волю. Из этого он делает вывод, что против законов природы идти невозможно и отказывается от первоначальных замыслов. Такая позиция называется фатализмом (от лат. fatum — судьба). 3. В своей деятельности человек исходит из того, что законы природы и общества имеют объективный характер, то есть действуют независимо воли, желания и интересов человека. Поэтому оптимальным решением является познание этих законов и использование их в своих целях. Согласно закону всемирного тяготения, всякое тело, тяжелее воздуха, подброшенное вверх, обязательно упадет на землю. Но человек, не оспаривая этого закона, тем не менее, создал летальные аппараты, способные преодолевать земное притяжение и передвигаться в воздушном пространстве. Свобода в данном случае проявляется в способности человека действовать не вопреки необходимости, а в согласии с ней, в использовании закона в интересах свободы. Ф.Энгельс обобщил такое понимание свободы следующим определением: «Свобода есть познанная необходимость»36. Свобода человека проходит испытание не только в столкновении с необходимостью, но и в соприкосновении со свободой другого человека. Тот факт, что в одном жизненном пространстве проживает множество людей, каждый из которых имеет собственные представления о том, какой должна быть жизнь, неизбежно приводит к конфликтам. Томас Гоббс, один из авторов теории общественного договора, назвал это состояние изначальной свободы «войной всех против всех». Единственно разумным выходом из ситуации столкновения свободных воль является достижение согласие, в основе которого должно лежать ограничение свободы. Для надзора за соблюдением этого ограничения были учреждены институты государства и права, которые, посредством принуждения, обеспечивают среднюю меру свободы в обществе. Необходимость, на этот раз в общественной форме, становится на пути свободы воли. По этому поводу существует довольно избитая сентенция: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Те знания о человеке, которыми мы располагаем на сегодняшний день, дают основания усомниться в том, что абсолютная свобода воли, понимаемая как способность и возможность человека действовать в соответствии со своими представлениями о жизни, реально существует. Имеется масса объективных факторов, которые извне детерминируют поведение людей, делая его несвободным. Это: климат и другие природные явления; идеологическая пропаганда; влияние родителей; воздействие рекламы; общественные предрассудки и т.д. Наши поступки и мысли в значительной мере находятся под влиянием биологического потенциала, социального окружения, воспитания и образования. Данное обстоятельство порождает не только теоретические коллизии, но и практические сложности. К примеру, солдат на войне, выполняя приказ, убивает людей и уничтожает вещи. Делает это он не по собственной воле и желанию, а подчиняясь приказу свыше. Он несвободен, то есть, по сути, не принадлежит самому себе. Границы вооруженного насилия на войне довольно размыты, и это создает проблему чрезмерного, избыточного применения силы, граничащего с военным преступлением. Насколько нравственно и законно обвинять в подобных преступлениях военных, если они не свободны в своих действиях? Еще одно обстоятельство, заставляющее усомниться в возможности свободы воли, объясняет теория и практика психоанализа. Исследования психоаналитиков доказывают, что человеческие оценки, суждения и действия в той или иной степени предопределены факторами, которые не сознаются людьми, образуя сферу так называемого «бессознательного». Поэтому, даже тогда, когда человек поступает, как он сам считает, свободно, его поведение все равно детерминировано. Часто человеку предоставляется свобода в выборе того или иного варианта действий, но правила, которыми он руководствуется в этом свободном выборе, устанавливаются не им, а даны извне. Он не может влиять на содержание этих правил и нести за них ответственность, и поэтому выбранное им действие не является свободным. Философская позиция, утверждающая, что человеческой свободы не существует, называется детерминизмом. Позиция индетерминизма, напротив, допускает в той или иной степени свободу человеческой воли. В истории философии накопилось множество доводов в пользу как первой, так и второй точки зрения. Наиболее острые дискуссии между последователями детерминизма и индетерминизма ведутся в сфере теологии. Все мировые религии исходят из того, что жизнь человека во всех деталях предопределена Божьим промыслом. Бог, будучи Абсолютом, обладает всезнанием, всемогуществом и всеблагостью и поэтому без его воли ничто не происходит. В противном случае он не был бы Абсолютом. В дополнение к теологическому обоснованию детерминизма существует философское, которое вытекает из утверждения: «У каждого события должна быть причина». Английский философ Дэвид Юм, больше других уделявший внимания проблеме философского обоснования причинности, утверждал, что в актах волеизъявления можно найти такую же последовательность и чередуемость, какая существует в природных событиях. И поэтому можно с достаточной точностью предсказать, каким окажется выбор человека в той или иной ситуации. В пользу детерминизма свидетельствуют факты, зафиксированные в различных отраслях научного знания: в психологии, нейрофизиологии, биохимии сделаны открытия, позволяющие утверждать, что человеческое поведение контролируемо на всех стадиях, начиная от замысла и заканчивая его практической реализацией. Однако, несмотря на убедительность аргументов, выдвигаемых партией детерминизма, доводы оппонентов не менее впечатляющи и убедительны. Сторонники доктрины свободы воли исходят из того, что человек свободен настолько, насколько он сознает свою свободу. Поэтому человек может быть свободным, даже находясь в заточении и напротив, будет несвободным, живя в самом демократическом обществе. После создания квантовой механики индетерминисты пытаются использовать в своих интересах принцип неопределенности Гейзенберга, согласно которому даже в природе, на уровне элементарных частиц, не существует жесткой причинной заданности событий. Если такое возможно в природе, то тем более это возможно применительно к человеку. Весомым аргументом в пользу свободы воли является наличие у человека совести. Чувства стыда и раскаяния за совершенный поступок могут быть поняты лишь исходя из того, что люди свободны, то есть, они могли и не совершать того, что совершили. О том, что свобода воли существует, свидетельствует привлечение людей к ответственности за совершенные поступки. Если свободы воли нет, то как можно наказывать человека за совершенное им преступное деяние? Ведь мы не подвергаем судебному преследованию волка, зарезавшего овцу, или оползень, похоронивший под собой горное селение, поскольку не считаем эти объекты свободными и ответственными за свои действия. Чем же тогда от них отличается человек, если полагать его несвободным? Свободу не следует воспринимать как некий дар человеку со стороны природы или бога, предназначенный для того, чтобы обеспечить ему спокойную и комфортную жизнь. Свобода — это всегда выбор, а значит — и ответственность за результаты данного выбора. Редко когда выбор оптимального варианта действия осуществляется на основании знания всех особенностей ситуации и возможных последствий. Всегда существует вероятность риска. Не рискует только животное, ибо оно не выбирает, а следует велению закона — инстинкта самосохранение. Это самый надежный проводник в мире, где все подчинено необходимости. Ответственность, сопровождающая свободу, является причиной феномена, который получил название «бегства от свободы».37 Этот феномен объясняется противоречием между внешней свободой, которая предоставляется индивиду социальными и государственными институтами, и его неспособностью осознать эти возможности и выявить для себя перспективы, которые открываются с ними. А.И.Герцен говорил по этому поводу, что человека нельзя освободить внешне в большей мере, чем он свободен внутренне. Если человек не сознает, что такое свобода, он, естественно, начинает её бояться. Наглядным подтверждением реальности феномена «бегства от свободы» можно считать отношение среднего российского гражданина к политическим, экономическим и социальным преобразованиям, начавшимся в стране с момента распада СССР и образования России как суверенного государства. Отказ от плановой, регулируемой государством экономики и курс на создание рыночного хозяйства, натолкнулись на психологическую неготовность людей жить в обществе, где каждый является «кузнецом своего счастья и благополучия». Тема свободы тесно сопряжена с проблемами военной службы. Во всех странах и у всех народов военная служба считается одним из самых напряженных видов деятельности, связанных со значительными лишениями и тяготами. Как правило, специфику военной службы усматривают в том, что она непосредственно связана с риском и опасностью для жизни, с тем, что военный человек в любой момент должен быть готов идти в бой. Это действительно так. Однако подлинная трагичность военной службы заключаются вовсе не в опасностях, сопровождающих её. Шахтер, каждый день спускающийся в забой, рискует жизнью и здоровьем не меньше, чем военный. Милиционер, патрулирующий опасный в криминогенном отношении район, может в любой момент подвергнуться нападению и погибнуть, а пожарный, несколько раз в течение смены выезжающий на пожар, испытывает воздействие множества таких опасных факторов, которые не всегда встречаются в бою. Опасность — это удел не только военного человека. Но только военный, в силу специфики своей профессии, ограничен в самом ценном для человека праве — свободе. Причем, это ограничение носит добровольный и сознательный характер. Главная добродетель военного человека — способность подчиняться приказу и умение эти приказы отдавать. Первое предполагает подчинение своей воли воле вышестоящего командира, а второе сопровождается навязыванием своей воли подчиненным. Если приказ не выполняется, то невозможен успех в бою или в специальной операции, которые являются главной стихией войны. Профессиональным военным никогда не станет человек, не сознающий необходимости и важности самоограничения воли, проявляющейся в безусловном подчинении приказу. Обзор различных аспектов свободы как сущностного признака человека позволяет сделать вывод о том, что свобода присуща каждому человека в качестве возможности проецировать во внешний мир свои субъективные намерения. Однако реальное бытие свободы предполагает её осознанность человеком. Иными словами, человек свободен настолько, насколько он сознает, что такое свобода, какие возможности и какие последствия связаны с ней. Поэтому развитие человека означает не появление у него каких-то качественно новых способностей или признаков, а связано с развитием сознания свободы. Человек будет считаться полностью развитым человеком тогда, когда он, наконец, сознает, что значит — быть свободным. Но пока он находится только в начале этого пути. Чтобы понять особенности и перспективы развития человека, необходимо разобраться с существующими в настоящее время концепциями антропогенеза.