Значение идентификации в психологии и криминалистике

Идентификация личности — это понятие в психологии, которое рассматривается, как отождествление индивида с другим, более значимым или целой группой, персонажем из литературного произведения, фильма и т. д. Часто психологи под словом “идентификация” имеют в виду защитный механизм, при котором человек бессознательно уподобляется тому, кто вызывает страх, тревогу.

Идентификация в психологии

Идентификация в психологии

рассматривается, как процесс естественный, бессознательный или осознаваемый только частично. Идентификация позволяет быстро и успешно адаптироваться в социуме, способствует развитию личности и позволяет легко общаться.

Как механизм психологической защиты, идентификация происходит на бессознательном уровне. Человек прибегает к использованию проекций, связанных с другой, значимой личностью. Реализуется идентификация через присвоение чувств, личностных качеств, присущих другому человеку.

Описание внешности человека

Для отождествления человека используются ана­томические и антропологические признаки, характеризующие внешний облик человеческого организма в целом и отдельные его части, а так­же некоторые функциональные признаки и анатомо-патологические изменения (особые приметы). Исследуются различного рода приметы одежды и других вещей и предметов, которыми человек постоянно или часто пользуется.

Описание анатомических признаков

Пол. Мужской, женский.

Возраст. Устанавливается на основании достоверных данных, а при их отсутствии приблизительно, «на вид». Различают следующие возрастные периоды: детский — до 12 лет; подростковый — 13—16 лет; юношеский — 1721 год; молодой — 22—35 лет; средний — 36—60 лет; пожилой — 61—75 лет и старческий.

Национальность (тип лица). При отсутствии достоверных данных допускается сравнительное определение типа лица. В криминалистике выделяются европейский, монгольский, кавказский и среднеазиатский типы лица.

Рост. Определяется, как правило, по трехчленной градации. Для мужчин: низкий — до 160 см; средний — до 170 см; высокий — до 180 см и выше. Для женщин эти пределы уменьшаются на 8—11 см.

Телосложение. Определяется путем сопоставления роста, ширины плеч, длины туловища, ног, развития грудной клетки и мышц плечево­го пояса с учетом подкожного жирового слоя. Различают людей с ат­летическим, коренастым, средним и слабым телосложением. С точки зрения жировых отложений человек может характеризоваться худоща­вым, нормального питания, полным.

Голова. По отношению к туловищу голова может быть малой, средней и большой; по форме теменной части — плоская, куполообраз­ная, яйцевидная. Затылок по положению относительно вертикали быва­ет скошенным, вертикальным, выступающим. Лицо в целом описывает­ся по общей конфигурации: округлое, овальное, треугольное, квадратное, пря­моугольное, ромбовидное.

Волосы. При описании волос отмечают их наличие, конфигура­цию, линию роста волос, длину, вид прически (стрижки) или степень облысения. Затем составляется описание растительности на лице (усы, борода, бакенбарды).

Лоб. Описание лба делается в профиль и в фас. В профиль отмеча­ется его наклон (положение) от вертикали: вертикальный, наклонен­ный вперед и отклоненный назад (рис.13.3.). По ширине лоб может быть широкий, средний и узкий, а по высоте — высокий, средний и низкий. Фиксируется также значительное выступание надбровных дуг и наличие лобных бугров.

Брови. Относительно горизонтали брови различают на косовнут-ренние, горизонтальные и косонаружные. Критерием при этом (как и в других случаях) служит отклонение от горизонтали более чем на 5°. По поло­жению относительно глаз брови бывает высокие, средние и низкие. По кон­туру верхнего края брови могут быть прямые, дуго­образные, извилистые, ло­маные, треугольные.

Глаза. При опреде­лении признаков глаз выделяются: строение глазной щели, выступа­ние глазных яблок в ор­битах, цвет радужной оболочки. Глазная щель описывается по ее кон­туру (овальный, круг­лый, треугольный, щеле­видный) (рис. 13.4.); сте­пени раскрытия (сред­няя, большая, малая); взаимному положению углов глаз (горизонталь­ное, косовнутреннее, ко-сонаружное). По поло­жению глазных яблок в орбитах различают глаза выпуклые и впалые.

Ресницы. Отмечаются: длина (длинные, средние, короткие), кон­тур (прямые, загнутые).

Нос. Относительно других элементов лица нос может быть боль­шой, средний и малый. Общая величина носа зависит от его высоты, ширины и выступания. Высота определяется в про- филь по расстоя­нию от самого глубокого места переносья до нижнего края носовой перегородки. Нос бывает средний, большой (длинный) и малый (ко­роткий). Ширина носа определяется между крайними точками его крыльев. По этому параметру различают нос узкий, широкий и сред­ний. По выступанию нос может быть сильно-, средне- и слабовыступа­ющий. Контур спинки носа запо­минается очевидцам достаточно хорошо. К криминалистике при­нято называть контур спинки но­са прямым, выпуклым, вогнутым и извилистым. Основание носа может иметь три положения от­носительно горизонтали: припод­нятое, горизонтальное, опущен­ное.

История открытия и изучения

Понятие “защитные механизмы” и “идентификация” ввел в психологическую науку Зигмунд Фрейд. Согласно его трактовке, идентификация является:

  • защитной реакцией, возникающей на фоне страха наказания за агрессивное поведение или сексуальное влечение;
  • бессознательным отождествлением субъкта с другим на фоне страха потери любви.

В психоаналитическом учении идентификация рассматривается как единственный механизм, способствующий формированию личности. Через бессознательную идентификацию ребенок воспроизводит родительский образ.

В бихевиоризме идентификацию рассматривают, как механизм формирования социальных ролей. Его связывают с необходимостью подкреплять вторичные потребности.

Механизм развития

Идентификация развивается в несколько этапов. Первый происходит в возрасте около 3 лет, когда ребенок начинает понимать, что он и мама — не одно целое, что на внимание мамы претендует еще один человек — отец. Соревноваться с ним за мать ребенок не может, поэтому ему необходимо развить в себе отцовские качества. Это позволит позже, уже во взрослом возрасте завоевать “мать” — женщину, которая станет спутницей.

Второй этап развития идентификации происходит в подростковом возрасте. Период сепарации — это время, когда подросток все больше отдаляется от родителей и остается один на один с большим миром. Чтобы найти внешнюю опору, ему нужен другой человек или группа, с которой можно идентифицироваться.

В процессе идентификации человек получает новый опыт, приобретает качества, которые позже помогают ему определить собственный вектор развития. У маленького ребенка с помощью идентификации формируются личностные характеристики и поведенческие шаблоны, он начинает понимать свою половую принадлежность. Ориентир на значимый образ помогает преодолеть ощущение собственной слабости и неполноценности.

2.2. Идентификационная политика

Идентификация человека (персональных данных человека) может проводиться разными способами:

— единый, несменяемый в течение всей жизни номер

— номер, изменяемый в связи с переменой данных человека

— использование совокупности номеров для идентификации

Вопросы выбора способов идентификации имеет определяющее значение для разработки любой информационной системы, учитывающей персональные данные граждан и другую информацию, дающую человеку возможность получать любые услуги как государственные, так и коммерческие.

Структура и функции

Идентификация происходит постепенно. В структуре формирования этого механизма психологической защиты выделяют такие этапы:

  1. возникает связь с важным объектом на эмоциональном уровне, происходит “примерка” ощущений другого человека на себя;
  2. восприятие важного объекта, как себя самого — в личность интегрируются самые яркие черты другого (объекта для подражания), его стиль поведения, манера говорить, духовные ценности, убеждения, жизненные ориентиры, интересы;
  3. собственные личностные характеристики присваиваются значимому объекту. Дорогому человеку приписываются свои желания, чувства.

Идентификация выполняет адаптационную функцию — индивид “забирает” себе черты другого человека (или группы) чтобы быть похожим на него, почувствовать свою принадлежность к клану.

Идентификация — средство, помогающее погрузиться в мир другого человека, понять его мысли и чувства.

Виды

Согласно психоаналитическому подходу, у человека может сформироваться идентификация положительная или отрицательная. В первом случае объектом является тот, к которому субъект испытывает, преимущественно, положительно окрашенные эмоции.

В случае, когда происходит отрицательная идентификация себя, объект, чьи характеристики присваивает субъект, рассматривается как агрессор, человек, заставляющий испытывать страх и тревогу.

Существует также идентификация первичная и вторичная. Первичная формируется при взаимодействии человека в раннем возрасте с родителем того же пола. У девочки объектом становится мама, у мальчика — отец.

Вторичная идентификация формируется на базе взаимодействия ребенка с другими людьми, которые присутствуют рядом.

В психологии рассматриваются еще несколько подтипов идентификации.

Ситуативная

У взрослых это вид идентификации актуализируется при взаимодействии с другими, более значимыми взрослыми, например, во время рабочих совещаний у подчиненных или в момент знакомства с новым человеком. Дети задействуют этот защитный механизм во время совместной игры со сверстниками чтобы стать похожими на них. Функция этого вида идентификации — максимально походить на значимого в данный момент человека.

Групповая

Этот вид психологической защиты считается очень устойчивым. Он характеризуется тем, что человек разделяет моральные ценности, взгляды и устои референтной группы, находясь в ней и за ее пределами.

В некоторых случаях групповая идентификация проявляется только в отдельных ситуациях — когда человек находится внутри группы. Если он вне группы, его взгляды, поведения меняются, преобладают собственные.

Культурная

Идентификация происходит через отождествление с культурой определенного общества. Человек хорошо осознает собственный потенциал и принимает требования социума, частью которого он является.

Социальная

Человек осознает, что является важным элементом общества. Он считает, что его принадлежность к определенной группе очень важна, что он может репрезентировать ценности и защищать интересы сообщества.

Личностная

Человек отождествляет себя только с собой. Он осознает собственную уникальность и не боится демонстрировать ее. Этот тип идентификации отличается от других наличием у человека единой системы взглядов, убеждений, целей и интересов. Принадлежность индивида к какой-либо социальной группе не отменяет его устойчивых представлений о себе и не меняет набор его личностных характеристик.

Коллективистская

Защитный механизм формируется у члена коллектива. Когда коллеги занимаются совместной деятельностью, они передают эмоции друг другу. Постепенно в коллективе формируется общий эмоциональный фон, взаимовыручка, сочувствие. Участники коллективного процесса стараются помогать коллегами, разделяют радость от достигнутых успехов и тяготы,связанные с неудачами друг друга

Половая

Формируется в первые годы жизни. В возрасте 2-3 лет малыш начинает проявлять интерес к собственному телу и соотносить себя с определенным полом.

Гендерная

Проявляется через осознавание гендерной принадлежности (она не всегда идентична половой). Гендерная идентификация дает возможность человеку понять, кем он себя чувствует (женщиной или мужчиной).

3.2. Базовые информационные ресурсы

В переходный период (до создания единого базового информационного ресурса) допустимо использование нескольких базовых информационных ресурсов, которые накопили уже достаточно большой объем информации о гражданах и продолжают осуществлять это накопление при выполнении своих функций ( в России – это ФМС, ФНМ, ПФР, Росреестр, МВД и ряд других ресурсов). При использовании нескольких базовых информационных ресурсов возникает необходимость решения ряда достаточно серьезных вопросов:

— определение базовых идентификаторов

— установление соответствия базовых идентификаторов друг другу

— определение первичных (master) ресурсов, которые послужат эталоном для всех остальных

— определение процедуры исправления ошибок и введение изменений в базовые ресурсы при обнаружении таковых

При наличии большого количества таких ресурсов работа с ними будет весьма затруднительна, также как и риск возникновения ситуации с неправильно идентифицированными персональными данными граждан.

Стадии

Первый этап формирования идентификации, который происходит в раннем возрасте, очень важен для развития личности. На этом настаивал не только З.Фрейд, но и другие психологи-классики. В первые годы жизни идентификация протекает в условиях высокой эмоциональной нагруженности, но она же становится необходимым условием для дальнейшего отчуждения и формирования собственных представлений о себе, как о личности.

В процессе дифференциации ребенком себя и обособления от других, растет его самостоятельность, он начинает лучше понимать себя, как источник активности. Ребенок учится действовать не так как другие.

Юнг считал, что идентификация необходима для развития личности на том этапе, когда индивидуального пути еще нет. Как только появляется возможность идти по пути индивидуального развития, идентификация из фактора, стимулирующего развитие превращается в преграду для него. Идентификация на этапе, когда личность должна стать на собственный путь, провоцирует диссоциацию и мешает обрести целостность. Юнг считал, что идентификация — очень важный этап, предшествующий индивидуации.

По мере того, как человек взрослеет, значимость идентификации снижается, а отчуждения — наоборот, повышается и достигает максимального уровня в зрелые годы. Исключением становятся периоды, когда человек проходит кризис идентичности.

4.2. Создание информационного (информационных) ресурсов

После нормативно-правового закрепления основ идентификации необходимо определить основные принципы разработки информационной системы (систем), позволяющих проводить идентификацию граждан. Данная система (системы) должны не только обеспечивать накопление информации о гражданах, но и иметь всю инфраструктуру. Которая позволит пользоваться данным информационным ресурсом, причем не только в программной части, но и в техническом обеспечении. Использование этого ресурса повсеместно должно предполагать наличие разветвленной сети передачи данных, доступ к которой должен быть обеспечен из любой точки страны (и из других стран также), должны быть определены все принципы защиты информации, обеспечение защиты от несанкционированного доступа как изнутри, так и извне. Кроме этого, также должны быть решены вопросы обеспечения достаточной производительности данного информационного ресурса, поскольку информационный обмен с базовым информационным ресурсом выше на несколько порядков, чем с ресурсами, используемыми для какой-либо одной отрасли деятельности.

Получить текст

Методы

Экспериментальные способы исследования в большинстве случаев акцентируют внимание на конкретных аспектах — социальных ролях, гендерной или групповой принадлежности, особенностях личности. Подобные исследования позволяют выявить особенности проживания определенных идентичностей, поиска значимого объекта для идентификации в разных ситуациях и сферах деятельности.

Трудности появляются, когда необходимо изучить не частные характеристики, а составить целостное представление о личности и ее идентичности.

Чтобы исследовать максимально широкий спектр проявлений идентичности, понять с кем, чем и насколько идентифицирует себя человек, применяется несколько диагностических направлений:

  • Опросники для выявления уровня отношения к себе и удовлетворенности собой. Они просты в использовании, их легко стандартизировать и валидировать на репрезентативной выборке. Ограничением для получения объективных результатов опроса могут быть когнитивные искажения, связанные с восприятием себя, а также социально желательные ответы.
  • Психосемантические методы исследования — в них оценка собственной личности рассматривается через соответствие определенному набору критериев, не всегда социально одобряемых.
  • Проективные методики — они дают возможность исследовать идентичность и самосознание.

3.1. Единый базовый информационный ресурс

Для организации межведомственного взаимодействия при оказании любых услуг населению в электронном виде могут использоваться различные способы ведения ресурсов, содержащих идентификационные данные человека. Как идеальный вариант наличие единого базового информационного ресурса. Ресурс, который является первичным для любых других информационных ресурсов, содержащих и накапливающих данные при осуществлении своих функций.

В случае использования единого базового информационного ресурса любое изменение идентификационных данных о гражданине вызывает изменение этих данных во вторичных ресурсах, то есть информация, хранящаяся в едином базовом информационном ресурсе является единственно верной для всех остальных. Это идеальная ситуация.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]