Психологические типы по К.Г. Юнгу (краткая типология Юнга)

У многих людей оценка информации (и принятие решений) базируется на чувственном отношении к ней, она субъективна. Например, что-то может нравиться или не нравиться, быть приятным или неприятным, любимым или нелюбимым, нравственным или безнравственным и т.д. Обычно такой способ оценки информации сопровождается эмоциональными проявлениями и связан с преимущественным развитием функции чувствования. Таких людей относят к чувствующему типу личности.

Это мягкосердечные, милосердные люди, принимающие всё очень близко к сердцу. Их основным качеством, их показательной чертой является чувствительность и отзывчивость к нуждам других людей. Они часто ставят себя на место других людей, входят в их положение, разделяют чужую боль, поэтому и решения принимают с помощью чувств. Они готовы сделать почти всё, чтобы помочь окружающим, даже за счет собственного комфорта, и порой оказываются в ситуации, когда им приходится откладывать собственные дела, дабы помочь всем, кто нуждается в их помощи.

Люди чувствующего типа очень не любят участвовать в том, что может задеть чувства других людей…….

Психологические типы по К.Г. Юнгу (краткая типология Юнга)

В своей книге «Психологические типы» К.Г. Юнг выделяет 8 типов людей на основе признаков вертности (интроверсия и экстраверсия), рациональности и иррациональности, а также 4 функций психики (мышление, чувство, интуиция и ощущение). Две из этих функций являются строго рациональными (мышление и чувство), т.е. воспринимающими информацию извне в соответствии с предварительной установкой на определённое восприятие, и две — иррациональными (интуиция и ощущение), воспринимающими информацию непосредственно, без предварительной установки. Но каждая из четырёх функций психики может быть как экстравертной, так и интровертной, исходя из чего, типов выделяется 8, и каждому из них соответствует определённая базовая функция психики.

Для чего нужна типология Юнга?

В процессе своей психологической практики и наблюдения за практикующими коллегами Юнг обнаружил, что есть различия между спецификой теорий и практической работы его коллег (Адлера и Фрейда) в зависимости от разных личностных особенностей, и предположил, что разные установки сознания обусловливают разное восприятие действительности и разное взаимодействие с ней. Юнг пришёл к выводу, что необходимо систематизировать типологические намётки его предшественников, чтобы наметить границы индивидуальных различий между людьми. Понимание и принятие этих различий важно для индивидуального подхода к каждой уникальной личности и формирования уважения к типологическим особенностям каждого человека. Кроме того, типология является своего рода картой личности, по которой можно сориентироваться в сильных, сознательных и хорошо управляемых функциях психики и выделить те функции, которые являются слабо контролируемыми, архаичными и нуждающимися в особом внимании человека.

Экстраверсия и интроверсия

Согласно К.Г. Юнгу, в зависимости от установки сознания и её направленности либо на внутренний процесс, либо на объекты внешнего мира, людей можно разделить на интровертов и экстравертов. В отличие от Айзенка, Юнг не считал общительность или необщительность главным показателем экстраверсии и интроверсии соответственно, т.к. выделял более существенный отличительный признак — куда направлено сознание и внимание человека, вовне или внутрь, что для него важнее — объекты внешнего мира или внутренние процессы души.

Экстраверты характеризуются направленностью сознания на объекты и процессы внешнего мира. Внутренний процесс для такого человека всегда остаётся на втором плане, в тени, и он уделяет ему куда меньше внимания, за счёт чего в меньшей степени контролирует его, чем происходящее во внешнем мире. Экстраверта, словно магнитом, притягивает к объектам внешнего мира, и они довлеют над ним, всегда имея большую власть и ценность, чем то, что происходит в его душе. Т.е. экстраверт является человеком, который всегда ставит на первый план обстоятельства и изменения внешнего мира при выборе стратегии своих действий. Объективное для него превыше субъективного, а коллективное нередко преобладает над индивидуальным по ценности.

Интроверты, наоборот, отличаются обращённостью своей психики к своим внутренним процессам. Таким людям с трудом даётся внимание к внешним объектам и процессам, поскольку субъективное для них превыше объективного, а внутренний мир всегда реальнее и важнее внешнего. Интроверт — это человек, который всецело погружён в созерцание происходящего в его душе и который преломляет все внешние события сквозь призму такого восприятия, акцентируя внимание на ценности их субъективной интерпретации. Интровертную установку сознания нередко ошибочно считают эгоцентричной, однако, при внимательном рассмотрении это мнение оказывается ошибочным, т.к. субъективность в наиболее чистой форме представляет собой Самость, которая гораздо шире индивидуального Эго.

Рациональность и иррациональность

К рациональным типам относятся мыслительный и чувствующий, поскольку при восприятии внешнего объекта или внутреннего процесса они всегда руководствуются заранее предопределённой установкой сознания, т.е. пропускают своё восприятие сквозь призму заранее сформированного предубеждения или сетки восприятия. Рациональные люди опираются на ценности благоразумия и последовательности, как в обработке информации, так и в процессе принятия решений.

К иррациональным типам Юнг относит интуитивный и ощущающий, восприятие и действия которых характеризуются непосредственной реакцией на изменения внешних и внутренних процессов. Эти типы обладают особой чувствительностью к непосредственному восприятию и реагированию, т.е. они живут вне рамок понятия рассудка, как бы выходя за его пределы и опираясь на собственные актуальные переживания.

Иерархия функций (ведущая, вспомогательная, третичная и подчинённая функции)

В человеческой психики всего существует 8 функций сознания — экстравертные и интровертные мышление, чувство, ощущение и интуиция, но расположены они иерархично. У Юнга были описаны 4 функции в их соотношении, описание остальных 4 разрабатывались его последователем Дж. Биби.

По иерархии и условному месту расположения на карте психики Юнг выделял следующие функции:

  1. Ведущая функция, которая представляет собой наиболее развитую, сознательную и дифференцированную функцию, на наполнение и адаптацию которой человек тратит большую часть собственных ресурсов в течение первой половины жизни.
  2. Вспомогательная функция, которая, как и ведущая, попадает в сферу сознания, достаточно хорошо дифференцирована и управляема со стороны субъекта, однако эта функция уже является чуть более смазанной в осознании, в сравнении с ведущей. Вспомогательная функция является противоположной ведущей по вертности и параметру рациональности/иррациональности.
  3. Третичная функция является второй вспомогательной по отношению к ведущей, и её можно сравнить с левой рукой у правши, т.к. она лишь в малой степени поддаётся осознанию и управлению, если не было целенаправленного её развития. Третичная функция противоположна вспомогательной по вертности, но совпадает с ней по критерию рациональности/иррациональности.
  4. Подчинённая функция представляет собой наименее дифференцированную и управляемую, но самую архаичную функцию психики. Она уходит корнями в глубины коллективного бессознательного и никогда не может быть до конца интегрирована, поскольку полная её интеграция привела бы к затоплению сознания бессознательным и психозу. Она противоположна ведущей по вертности, но совпадает с ней по параметру рациональности/иррациональности.

Функция чувства — экстравертное и интровертное чувство

Функция чувства отвечает за распознание, интеграцию и реализацию актуальных для такого человека ценностей, источник которых определяется вертностью.

Экстравертное чувство в качестве ведущей функции можно распознать по способности человека считывать главные ценности окружающего его социума и выражать их, соответствовать им, а также следить за тем, чтобы этим ценностям соответствовали другие люди. То, что является традиционно ценным для большинства, тонко улавливается человеком с экстравертным чувством, для которого эти ценности являются значимыми, как его собственные. Сильной стороной такого человека является умение быстро улавливать скрытые намерения других людей и определять их социальную ценность, а также координировать людей между собой, в зависимости от их целей и ценностей. Слабой стороной является глубокое и структурное мышление, умение вникать в суть окружающих явлений с точки зрения ответа на вопрос — «чем является данный данный предмет, что он представляет собой?».

Для человека с интровертным чувством наиболее значимой оказывается ценность возникающих в его психике и переживаемых им внутренних образов. Этот человек отличается чутким художественным восприятием окружающей действительности при трудностях выражения своеобразия и красоты такого мировоззрения. Индивид с ведущим интровертным чувством характеризуется глубиной и чрезвычайно высокой интенсивностью внутренних переживаний, несмотря на сдержанность внешних эмоциональных проявлений. При этом объект, от которого отталкивается такое чувство, оказывается вторичным по отношению к той реакции, которую он вызывает. За счёт глубины переживаний интровертно чувствующий человек тесно связан с архетипами коллективного бессознательного в возникающих у него чувствах, а слабой стороной такой личности является нехватка контроля и беспристрастности в ведении дел, связанных со внешним миром.

Функция мышления — экстравертное и интровертное мышление

Функция мышления отвечает за поиск ответа на вопрос «что это?» при столкновении с предметами и явлениями внешней и внутренней действительности, и вся деятельность мыслительного индивида преломляется сквозь такой процесс поиска.

Экстравертное мышление в восприятии информации и продуктивной деятельности придаёт высокое значение объективным фактам, которые считает базисом любого стоящего внимания процесса. Такой человек пытается свести всё, с чем он сталкивается, к единой схеме, с помощью которых в дальнейшем объясняет все остальные явления. Если по каким-то причинам нечто не вписывается в данную схему, он до последнего старается изменить окружающий мир так, чтобы он укладывался в созданную им схему, поскольку, как экстраверт, игнорировать внешний мир он не может. Сильной стороной такого человека является умение организовывать общественные процессы и деятельность с глобальными перспективами, а слабой стороной — недоучёт индивидуального и уникального в своих теоретических построениях.

Интровертное мышление ориентируется в своём логическом процессе интерпретации действительности на возникающие изнутри его психики идеи, которые изначально являются очень субъективными, и лишь затем применяются по отношению к процессам внешнего мира, выстраиваясь в целостные концепции. Для такого человека не столь важно, насколько объективный мир соответствует его теоретическим конструкциям, но важно дойти в них до глубины, сути или ядра вопроса. При несовпадении его построений с реалиями мира объектов он, скорее, предпочтёт проигнорировать внешний мир, разрабатывая свои концепции дальше, чем пытаться изменить его. Сильной стороной такого человека является глубина и оригинальность его теоретической мысли, направленность на вскрытие фундаментальных законов происходящего при смелости выражения результатов этого анализа, а слабой стороной — нехватка социальных навыков и чувства этической ситуации окружающего его социума, что порой ставит его в неловкое положение.

Функция ощущения — экстравертное и интровертное ощущение

Ощущение представляет собой функцию, которая в качестве базиса для адаптации выделяет то, что происходит в окружающем мире и собственные физическе переживания, т.е. предметы, события и явления в их предельной фактичности, конкретности и осязаемости.

Экстравертное ощущение представляет собой функцию, которая направлена на внимательную оценку фактов и предметной стороны действительности окружающего мира. Восприятие мира такого человека является преимущественно эмпирическим, и чтобы заметить нечто и поверить в его существование, ему необходимо, чтобы была возможность это нечто ощутить собственными органами чувств. Экстравертно-ощущающий тип внимательно подмечает детали окружающей его обстановки, как бы фотографируя то пространство, в котором он находится. Именно с помощью органов чувств он наиболее отчётливо переживает свою связь с миром, благодаря чему он может стать мастером своего дела в сфере, связанной с материальным производством. Слабой стороной такой личности является риск погружения в разрушительно-гедонистичный образ жизни в грубых его формах.

Интровертное ощущение характеризуется концентрацией индивида на собственных внутренних ощущениях, отталкивающихся от внешнего объекта. Эти физические ощущения, интерпретациях внешних объектов и явлений с помощью органов чувств носят у интровертно-ощущающего типа исключительно субъективный характер и могут полностью отрываться от специфики вызвавшего их объекта, наполняясь своеобразием индивидуального восприятия и меняясь до неузнаваемости в процессе интерпретации. Внешне такой человек выглядит спокойным, созерцательным и даже несколько пассивным, поскольку энергия его психики направлена на детальную обработку внутренних ощущений, которые он регистрирует. Такой человек живёт в потоке своих субъективных ощущений, сохраняя пристальное внимание к их тонкостям, а его слабой стороной является неумение своевременно выделять возможности и перспективы из явлений окружающего его мира, что делает его уязвимым перед непредвиденными событиями.

Функция интуиции — экстравертная и интровертная интуиция

Функция интуиции направлена на выделение и созерцание неуловимой, невидимой, нематериальной и неочевидной стороны действительности. Восприятие интуитивной функции выходит за пределы доступного органам чувств физического мира, концентрируясь на той реальности, которая находится за его покровом.

Экстравертная интуиция характеризуется бесконечным поиском новых и многообещающих возможностей во внешних объектах и событиях. Такой человек может впадать в зависимость от тех возможностей и перспектив, которые он видит вокруг себя, но его увлечённость порой отличается непостоянством и перепрыгиванием с одной возможности на другую, поскольку объект представляет для него ценность только до тех пор, пока в нём видится эта возможность. Если же она уже осуществлена, либо есть весомые препятствия к её осуществлению, либо появилась более притягательная возможность, экстравертно-интуитивный тип легко может потерять всякий интерес к такому объекту и отправиться на поиски того, что пестрит головокружительными перспективами. Сильной стороной такого типа является умение легко находить новое и необычное, а также вдохновлять и заряжать этим других людей, а слабой стороной является неумение заботиться о себе и своём здоровье, что может привести его к истощению в бесконечном бегстве и поиске.

Интровертная интуиция — это функция, которая направлена на созерцание глубоко субъективных внутренних образов объектов, которые отталкиваются от внешних, но доходят в своём развитии до степени абсолютного несоответствия миру вещей. Это человек, который воспринимает неуловимое, то, чему нет физических аналогов в мире, поэтому нередко он сталкивается с непониманием, пытаясь выразить свои прозрения и видения необычным и иррациональным языком. Ему не хватает логичности и последовательности, чтобы обосновать свои видения, и он вещает о них, как об откровении. Из всех типов он наиболее приближён к ощущению чистых образов коллективного бессознательного, при нахождении способа выражения которых он может стать провидцем или художественным выразителем своей эпохи. Его слабой стороной является недостаточная связь с собственными ощущениями, что затрудняет его адаптацию.

В завершение, хочу предложить вам вопросы, ответив на которые, вы сможете лучше определить свои склонности. Удачной вам работы над собой!

  1. Экстраверсия и интроверсия — куда в большей мере обычно натравлено ваше сознание и восприятие, на внутренние процессы или на объекты внешнего мира?
  2. Рациональность и иррациональность — к каком типу восприятия вы больше склонны?
  • К рациональным типам относятся мыслительный и чувствующий, поскольку при восприятии внешнего объекта или внутреннего процесса они всегда руководствуются заранее предопределённой установкой сознания, т.е. пропускают своё восприятие сквозь призму заранее сформированного предубеждения или сетки восприятия. Рациональные люди опираются на ценности благоразумия и последовательности, как в обработке информации, так и в процессе принятия решений.
  • К иррациональным типам Юнг относит интуитивный и ощущающий, восприятие и действия которых характеризуются непосредственной реакцией на изменения внешних и внутренних процессов. Эти типы обладают особой чувствительностью к непосредственному восприятию и реагированию, т.е. они живут вне рамок понятия рассудка, как бы выходя за его пределы и опираясь на собственные актуальные переживания.
  1. Какая у вас Функция чувства — экстравертная или интровертная? Приведите примеры из жизни.
  2. Какая у вас Функция мышления — экстравертная или интровертная? Приведите примеры из жизни.
  3. Какая у вас Функция ощущения — экстравертная или интровертная? Приведите примеры из жизни.
  4. Какая у вас Функция интуиции — экстравертная или интровертная? Приведите примеры из жизни.
  5. Найдите свою Ведущую функцию. Которая представляет собой наиболее развитую и сознательную. На наполнение и адаптацию, которой вы тратите большую часть собственных ресурсов.
  6. Найдите свою Вспомогательную функцию. Которая, как и ведущая, попадает в сферу сознания, достаточно хорошо дифференцирована и управляема, но которая уже является чуть более смазанной в осознании, в сравнении с ведущей. Вспомогательная функция является противоположной ведущей по вертности (то есть у экстраверта она будет интровертной, а у интроверта — экстровертной) и параметру рациональности/иррациональности.
  7. Найдите свою Третичную функцию. Которая является второй вспомогательной по отношению к ведущей, и её можно сравнить с левой рукой у правши, т.к. она лишь в малой степени поддаётся осознанию и управлению, если не было целенаправленного её развития. Третичная функция противоположна вспомогательной по вертности (то есть у экстраверта она будет интровертной, а у интроверта — экстровертной), но совпадает с ней по критерию рациональности/иррациональности.
  8. Найдите свою Подчинённую функцию. Которая представляет собой наименее дифференцированную и управляемую, но самую архаичную функцию психики. Она уходит корнями в глубины бессознательного и никогда не может быть до конца интегрирована. Она противоположна ведущей по вертности (то есть у экстраверта она будет интровертной, а у интроверта — экстровертной), но совпадает с ней по параметру рациональности/иррациональности.

Источник энергии

Главное, что отличает интроверта от экстраверта, — источник энергии. Экстраверты заряжаются энергией от внешнего мира — действий, людей, мест и вещей. Они расточители энергии. Длительные периоды бездействия, внутреннего созерцания, одиночества или общения только с одним человеком лишают их ощущения смысла жизни. Тем не менее экстравертам необходимо чередовать время, когда они особенно активны, с интервалами просто бытия, иначе они потеряются в круговерти лихорадочной деятельности.

Экстраверты легко самовыражаются, нацелены на результат, обожают толпу и действие. Большинство из них любят общаться, заниматься какой-то деятельностью, работать с людьми, быть в гуще дел и событий. Вопреки распространенному мнению, у них вовсе не обязательно легкий и веселый характер, просто фокус их внимания всегда находится вне их личности.

Экстраверты легко тратят энергию и часто не могут остановиться. Они быстро восстанавливают силы, занявшись чем-то вне дома, организовав активный досуг.

Экстраверты могут испытывать одиночество и чувствовать себя опустошенными, когда не контактируют с людьми или внешним миром. Им часто трудно расслабиться и дать своему организму отдохнуть.

Интроверты, со своей стороны, источник энергии находят в своем внутреннем мире идей, эмоций и впечатлений. Вопреки сложившемуся о них мнению, это вовсе не обязательно тихие или замкнутые люди. Просто фокус их внимания — внутри собственной личности. Им нужно спокойное место, где можно тщательно все обдумать и зарядиться энергией.

Они консервируют энергию. Внешний мир быстро вводит их в состояние перевозбуждения, и у них появляется неприятное ощущение, будто чего-то «чересчур много». Это может проявляться в нервозности или, наоборот, апатии. Поэтому интровертам необходимо ограничивать социальные контакты, чтобы не оказаться полностью опустошенными. Тем не менее им нужно дополнить время, проведенное в одиночестве, временем пребывания в социуме, иначе они могут потерять видение перспективы, отношения с окружающими и вообще связи с внешним миром.

Интроверты, способные уравновесить свои энергетические потребности, обладают стойкостью и упорством, умеют смотреть на вещи независимо, глубоко сосредоточиваться и креативно работать.

Ширина и глубина взаимодействия

Третье различие между экстравертами и интровертами — восприятие понятий широты и глубины. В целом экстраверты предпочитают широкий размах: иметь много друзей, впечатлений, разбираться во всем понемногу, быть универсалами. То, что они познают из окружающей среды, как правило, не углубляется при переработке полученного опыта.

Интроверты предпочитают глубину и ограничивают впечатления, зато в каждом доходят до самых истоков. У них обычно мало друзей, зато очень близких. Их ум поглощает информацию из окружающей среды, а затем анализирует и расширяет ее. Интровертам нравится исследовать предмет, доходя до самых корней, они ищут «богатства» немногих впечатлений, а не разнообразия. Им достаточно обсуждать в разговоре одну две темы, иначе им начинает казаться, что они переполнены мыслями.

Интересные факты об интра- и экстраверсии

Ниже приведены некоторые сведения об интровертности и экстравертности с точки зрения научных исследований.

  • У экстравертов больше проблем с законом, они чаще разводятся, меняют работу, быстрее приобретают и теряют друзей, в целом у них больше конфликтов, чем у интровертов.
  • Интроверты лучше справляются с задачами, требующими повышенного внимания, например с теми, которые стоят перед авиадиспетчерами.
  • Экстравертам быстро наскучит смотреть на экран: «Линия, еще один 747-й».
  • Экстраверты лучше успевают в начальной школе и получают более высокие оценки на экзаменах, а интроверты лучше учатся в колледже и аспирантуре.
  • Во время исследований болевой чувствительности экстраверты чаще жаловались, несмотря на то что, по-видимому, имеют более высокий болевой порог, чем интроверты.
  • В тестах на память интроверты показывают лучшие результаты, чем экстраверты, независимо от того, получали они позитивную, негативную обратную связь или вообще никакой. Показатели экстравертов улучшались, если они получали позитивную обратную связь.
  • У интровертов, как правило, больше проблем со сном.
  • Исследование, проведенное с группой из 258 студентов, показало, что у экстравертов самооценка гораздо выше, чем у интровертов.
  • Дети-интроверты и дети-экстраверты, учащиеся средних классов, обсуждают всевозможные темы по-разному. «Внешники» чаще возражают и приводят примеры обратного, в то время как «внутренники» склонны сотрудничать для выработки творческих решений.
  • Экстраверты быстрее адаптируются к смене часовых поясов, чем интроверты.
  • Экстравертам кажутся смешными абсурдные ситуации, а интроверты предпочитают юмор, основанный на противоречии.

Экстравертный и интровертный мыслительный процесс

В голове интровертов множество мыслей, а в душе — чувств. Они постоянно предаются размышлениям, сравнивая старые и новые впечатления. Постоянно ведут внутренний диалог. Поскольку им столь хорошо это удается, то им и в голову не приходит, что мозг других людей устроен иначе.

Некоторые интроверты даже не осознают, насколько много думают и что им нужно время, чтобы их идеи или решения созрели. Им следует порыться в хранилище долгосрочной памяти, чтобы обнаружить там информацию. Эти размышления требуют времени и не терпят спешки.

Интровертам также необходимо пространство, чтобы позволить своим чувствам и впечатлениям всплыть на поверхность, подобно пузырькам газа. Во время быстрой фазы сна, или фазы сновидений, этот путь объединяет дневные впечатления и складирует их в долгосрочную память, где они хранятся в нескольких зонах мозга. Интроверты находятся в постоянном процессе дистилляции впечатлений, требующем больших затрат «внутренней энергии».

Немого истории

Типология личности в психологии трактуется как система индивидуальных установок и поведенческих стереотипов, образованная с целью объяснения разницы между людьми.

Еще в древние времена ученые, писатели и философы классифицировали людей по различным признакам. Аристотель ввел понятие «добродетель». Так он обозначил внутренний порядок и склад души. Добродетели, по мнению философа, разделяются на нравственные (этические) и мыслительные (разумные).

Этические добродетели представляют середину между двумя крайностями: избытком и недостатком. Им присуще мужество, величавость, дружелюбие, честолюбие, правдивость, любезность, мудрость и т.д. Что касается нравственной добродетели, Аристотель говорил, что это «способность поступать наилучшим образом во все, что касается удовольствий и страданий, а порочность — это ее противоположность».

Этические добродетели характера, по мнению философа, формируются в процессе жизнедеятельности и по мере приобретения опыта человеком, а разумные добродетели – благодаря обучению [А. Чанышев, 1987].

В 314 году до н.э. свою типологию предложил Теофраст. Для него человеческий характер – это совокупность душевных свойств, которые проявляются в поступках и словах. Он разделил людей на 30 типов, которые подробно описал в своем труде «Характеры». Названия типов говорят сами за себя: притворщик, льстец, сплетник, болтун, невежливый человек, скряга, хвастун и т.д. [О. Фрейденберг, 1941]

Гиппократ создал учение о внутренних соках человека. Он выделял:

  • желтую желчь;
  • черную желчь;
  • кровь;
  • слизь.

В зависимости от того, какая жидкость доминирует в человеке, он выделил следующие типы темперамента: холерики, флегматики, сангвиники и меланхолики [Б. Петровский, 1977].

Эта одна из древнейших типологий личности, которая, несмотря на обобщенность характеристик, применяется по сей день. К ней мы еще вернемся.

Примерно в середине 20 века изучению личности стали придавать особое значение. Появились различные варианты классификации людей по их отличительным признакам. Среди них были:

  1. Типологии личности Эрнста Кречмера и Уильяма Шелдона: они объясняют взаимосвязь телосложения и темперамента.
  2. Типы переживаний: интровертные, экстравертные, амбиэквальные, коартивные, дилаторные. Такую классификацию выдвинул Герман Роршах.
  3. Типы представлений Эриха Рудольфа Энша: цельные, дифференцированные.
  4. Формы жизнедеятельности, которые, по мнению Эдуарда Шпрангера, разделяются на эстетическую, религиозную экономическую, социальную, властную, теоретическую и т.д. [Org, 2017].

Большая часть типологий, предложенная в тот период, имеет историческую ценность и практически не применяется в сегодняшнее время. Но есть среди них и те, которые стали фундаментом для развития психологии. Предлагаем рассмотреть их и более современные классификации типологий личности далее.

Вместо резюме

Итак, основные отличия между экстравертом и интровертом следующие.

Экстраверт:

  • Любит быть в гуще событий.
  • Любит разнообразие, одно и то же ему надоедает.
  • Знаком со многими людьми, считает их друзьями.
  • С удовольствием болтает с людьми, даже с чужими.
  • Действие заряжает его, с нетерпением хватается за следующее дело.
  • Говорит или действует, не испытывая необходимости сначала подумать.
  • В целом это довольно энергичный человек.
  • Склонен больше говорить, чем слушать.

Интроверт:

  • Предпочитает расслабляться в одиночестве или в узком кругу близких друзей.
  • Друзьями считает только тех, с кем сложились глубокие отношения.
  • Нуждается в отдыхе после какой-то деятельности, даже если это развлечение.
  • Кажется спокойным, уравновешенным, любит наблюдать.
  • Как правило, сначала думает, а потом уже говорит или действует.
  • Чувствует пустоту в голове, находясь в группе людей или в состоянии стресса.
  • Не любит чувствовать себя перегруженным работой.

Реакция на внешние раздражители

Следующее различие между интровертами и экстравертами — их ощущение внешнего возбуждения и реагирование на внешние раздражители. Экстравертам комфортно в атмосфере постоянного действия. Экстраверты любят испытывать больше эмоций и новых впечатлений, интроверты же любят больше знать о том, что они испытывают. Для интровертов характерна высокая степень внутренней активности, и все, что исходит из внешнего мира, очень быстро повышает уровень их напряжения.

Интроверты, нередко даже не понимая почему, пытаются регулировать чувство напряжения посредством ограничения поступления информации извне. Интровертов не пугают сложности, когда они могут сосредоточиться на одном-двух видах деятельности и не должны работать в состоянии стресса. Но если наваливается слишком много разных дел, они быстро испытывают чувство перегруженности.

Само нахождение среди других людей уже перевозбуждает интровертов. Энергия уходит из них, когда они находятся в толпе, учебной аудитории или в шумной, давящей на нервы обстановке. Люди могут им очень нравиться, но, поговорив с одним человеком некоторое время, интроверты обычно испытывают острое желание уйти, сделать перерыв, «глотнуть воздуха».

Экстравертам тоже нужны перерывы, но по другим причинам. Например, если они отправляются в библиотеку, то очень недолго пребывают в состоянии познания (внутренний процесс) и вскоре начинают испытывать потребность прогуляться между стеллажами, подойти к торговым автоматам, поговорить с людьми (внешний процесс). Перерывы в общении могут усилить возбуждение у экстравертов и уменьшить его у интровертов. Экстраверты чувствуют потребность зарядиться тем больше, чем больше чувствуют недостаток возбуждения внутри.

Как научиться слушать себя?

Если прислушаться к себе, то можно услышать свой внутренний монолог. И не всегда наше мнение о себе действительно наше. «Я такой рассеянный» думает человек только потому, что так говорила учительница. Или «Я не умею ладить с людьми, поэтому не смогу добиться чего-то большого» считает тот, кому в детстве эти слова повторяла мама. Все это – осознанные или неосознанные попытки других людей втиснуть нас в придуманные кем-то рамки.

Когда мы не слышим свой внутренний голос, а живем чужими убеждениями, представлениями о счастье или неудаче, это приводит к внутреннему конфликту. Понадобится кропотливая внутренняя работа, чтобы разграничить свои и чужие установки. Эти усилия окупятся. Потому что все, что мы говорим сами себе, дает или отбирает энергию. Как только мы научимся прислушиваться к внутреннему голосу, мы сможем изменить внутренний диалог и построить такую жизнь, какую захочется.

Итак, шаги, которые помогут приблизиться к своему «Я»:

Шаг 1. Прислушаться к своему телу.

Наше тело – тонкий инструмент, который может сказать нам намного больше, чем ожидается. Малейшее напряжение в шее, боль в виске или в животе – следствие приглушенного чувства или нерешенной проблемы. Мы привыкли обращать внимание на боль только тогда, когда она стает невыносимой. Незначительные симптомы чаще заедаем таблетками или игнорируем.

Чтобы распознать сигналы своего тела, нужно признать свои чувства – принимать, проживать их, а не гасить. Признать свое право на страх, неуверенность, недовольство, грусть – тогда будет проще научиться чувствовать сигналы тела.

Практика 1. Расслабиться перед сном. Для этого нужно лечь на спину, распрямить руки и ноги. Мысленно пройтись по каждой части тела, каждому органу от мизинцев на ногах до макушки. Отдельно пройтись по левой и правой ноге (руке), каждому пальцу, каждому позвонку. Эта техника помогает не только снять мышечные зажимы, но заменяет «счет баранов» для тех, кому тяжело заснуть.

Практика 2. Побыть своим пальцем (глазом, желудком). Для этого нужно сесть удобно и представить орган, который беспокоит – например, колено правой ноги. Потом мысленно переместиться в колено, поговорить от его имени. Рассказать, почему оно болит (возможно, приходится носить на себе большой вес), о чем предупреждает (не хочет идти на нелюбимую работу), в каком внимании нуждается. Техника помогает узнать о себе что-то интересное, получить новый опыт.

Но нужно помнить, что телесные практики не заменяют поход к врачу. Если что-то действительно беспокоит, лучше пройти обследование и только потом беседовать с внутренним голосом.

Шаг 2. Прислушаться к своей лени.

Лень, которую мы привыкли порицать и преодолевать, на самом деле является индикатором нашей энергии. Например, у спортсменов есть правило: если сборы перед тренировкой даются тяжело, значит, вы делаете что-то не так: неправильно выбрали нагрузку, упражнения, рабочие веса. В жизни все не так показательно, но срабатывает тот же механизм: лень возникает не из-за отсутствия сил, а из-за отсутствия смысла. Никто не станет лениться, если занятие вызывает искренний интерес, приближает к ощущению гармонии с самим собой. Как только включаемся в увлекательное дело – глаза горят, усталость испаряется, энергия берется будто ниоткуда.

Иногда лень действительно сигнализирует о чрезмерной усталости. Бороться с ней, значит, вгонять себя в еще больший стресс. Поэтому если лень не была пожизненным качеством – лучше принять сигнал бедствия и хорошенько отдохнуть.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]