Беспокойные эмоции, испытываемые человеком, который сожалеет о своих прошлых действиях.
Эта статья об эмоциях. За эпизод сериала жилой дом, видеть Раскаяние (Дом).
Раскаяние Орест
(1862), автор Вильям-Адольф Бугро
Часть серия на |
Эмоции |
|
|
Угрызения совести
огорчает эмоция испытанный человеком, который сожалеет действия, которые они совершили в прошлом[1] что они считают постыдный, обидно, или неправильный. Раскаяние тесно связано с чувство вины и самостоятельный негодование. Когда человек сожалеет о предыдущем действии или бездействии, это может быть из-за раскаяния или в ответ на различные другие последствия, включая наказание за действие или бездействие. Люди могут выражать раскаяние, извиняясь, пытаясь исправить причиненный ущерб, или самостоятельно налагая наказания.
В юридическом контексте воспринимаемое раскаяние преступника оценивается западными системами правосудия во время судебных процессов, вынесения приговора, слушаний по условно-досрочному освобождению и восстановительное правосудие. Однако есть эпистемологический проблемы с оценкой уровня раскаяния преступника.[2]
Человеку, неспособному раскаяться, часто ставят диагноз: антисоциальное расстройство личности, как это описано в DSM IV-TR. В общем, человеку нужно не чувствовать страх, а также раскаяние, чтобы развить психопатический черты. Юридические и бизнес-профессии, такие как страхование, провели исследования в отношении выражения раскаяния в виде извинений, в первую очередь из-за потенциальных судебных разбирательств и финансовых последствий.
Исследования по извинениям
Два исследования, посвященные извинениям, — это «Пять языков извинений» Гэри Чепмена и Дженнифер Томас.[3] и «Об извинениях» Аарона Лазара.[4] Эти исследования показывают, что эффективные извинения, выражающие раскаяние, обычно включают подробный отчет о правонарушении; признание причиненного вреда или ущерба; принятие на себя ответственности и прав собственности за действие или бездействие; объяснение, которое признает свою роль. Кроме того, извинения обычно включают заявление или выражение сожаления, смирения или раскаяния; запрос на прощение; и выражение надежного обязательства измениться или обещание, что этого больше не повторится. Извинения может также включать некоторую форму реституции, компенсации или символического жеста в соответствии с причиненным ущербом. Джон Клифельд заключил это в «четыре рупии», которые обычно предполагают полностью эффективное извинение: раскаяние, ответственность, решение и возмещение.[5] Когда извинение откладывается, например, если с другом обидели, а обидчик не извинился, восприятие оскорбления может со временем усугубиться. Иногда это называют раскаянием. Под угрызениями совести понимается акт активного выражения раскаяния, обычно требующий от раскаявшегося человека физически приблизиться к человеку, которому он выражает сожаление.
Как бороться с муками совести?
Оказывается, к так называемому голосу разума можно даже не прислушиваться, игнорировать его. Наш мозг так и делает в некоторых случаях. К примеру, когда в голове человека есть мысли поважнее самобичевания по поводу того или иного курьеза. Как избавиться от мук совести? Нужно всего-то научиться себя уважать. Ведь если человек имеет низкую самооценку, он будет бояться сделать что-то неправильно. Следовательно, индивид будет постоянно невольно напоминать себе о проколах.
Некоторые имеют особенность выдумывать себе ложные оправдания, которые, по их мнению, могли бы избавить их от угрызений. Но не тут-то было! Ведь тот, кто ищет оправдания, никогда не оказываются правым в итоге. Следовательно, нужно исключить выдумки причин невиновности и как следует поругать себя за содеянное.
Фальсифицированные выражения
В исследовании, проведенном Леэнн тен Бринке, профессором Университет Британской Колумбииподлинные и фальсифицированные эмоции участников были изучены, чтобы исследовать поведенческие и мимические сигналы. Бринке и другие обнаружили существенную разницу в выражении лица при реальном и ложном раскаянии. С фальсифицированными эмоциями раскаяния они обнаружили, что участники испытали более широкий спектр эмоций, близких к искренним чувствам, в то время как обманчивые описания раскаяния были связаны с положительными эмоциями, такими как счастье и удивление.[6] Положительные эмоции, испытываемые участниками, демонстрирующими обманчивое описание раскаяния, скорее всего, связаны с утечкой подлинных чувств из-за неполного обмана. Бринке и другие установили, что участники выглядели удивленными, потому что они могли только поднимать брови, пытаясь казаться грустными, что затем заставляло участников чувствовать себя смущенными, чувствовать подлинное счастье и позволять улыбаться.[6] В отличие от обманных и фальсифицированных рассказов, подлинные рассказы были выражены с меньшим количеством эмоций. Участники, демонстрирующие обманчивые или фальсифицированные эмоции, чрезмерно компенсировали свои эмоциональные характеристики. Подлинные негативные чувства раскаяния, просочившиеся из нижней части лица, были немедленно прикрыты нейтральным выражением лица. Бринке записала небольшое количество языка тела и словесных сигналов для вводящих в заблуждение участников; вместо этого она записала большое количество речевых колебаний, которые послужили поводом для ложных и фальсифицированных сообщений о раскаянии.[6] Текущие данные об обманчивых и фальсифицированных раскаяниях имеют практическое применение для измерения правдивости раскаяния судей, присяжных, офицеров по условно-досрочному освобождению и психологов при вынесении приговора преступникам.
Психопатия
Основная статья: Психопатия
Психопаты известны своим вопиющим пренебрежением к Социальное и моральные нормы. Психопаты имеют дисфункциональные личные отношения, характеризующиеся насилием, эксплуатация, и разврат. Эмоционально они неспособны чувствовать чувство вины или сочувствие, они ненормально реагируют на страх и боль, и другие эмоции поверхностны по сравнению с нормой населения.[7] Психопаты отказываются принимать социальные и моральные нормы, потому что на них не влияют эмоции, такие как вина, раскаяние или страх возмездия, которые влияют на других людей.[7]
Человеческие общества склонны ценить раскаяние; и наоборот, человека, не проявляющего угрызений совести, часто воспринимают в негативном свете. Широко признано, что раскаяние — это правильная реакция на проступок. Раскаяние может быть вызвано как действительным, так и надуманным сожалением о проступке, в результате которого был пойман или причинен вред.[8] Исследования показали, что выражения лиц обвиняемых в суде влияют на отношение присяжных и, в свою очередь, на вынесение приговора. В то время как раскаяние может представлять собой чувство вины, которое может повлиять на решение жюри, отсутствие раскаяния влияет на жюри еще больше, потому что это одна из черт психопатии.
Психопатия представляет собой набор черт, которые отсутствуют в личности человека, например, отсутствие сочувствие и раскаяние. Было показано, что знание психопатических качеств влияет на то, как присяжные воспринимают взрослых и несовершеннолетних правонарушителей. Оценки психопатии вводятся для решения относительно широкого круга вопросов в правовой системе, поэтому исследователи начали изучать эффекты свидетельств психопатии.[9] С помощью моделирования в исследованиях Джона Иденса, который психология профессор в Техасский университет A&M, данные показывают, что приписывание психопатических качеств взрослым и несовершеннолетним правонарушителям может иметь заметный негативный эффект на то, как эти люди рассматриваются другими.[9] Беспощадность, ключевая особенность психопатии, оказывается сильным предиктором отношения присяжных.[9] В исследовании Джона Иденса группа правонарушителей была отмечена как имеющие «расстройство» или «отсутствие расстройства». Тем, кто был назван «беспорядком», присяжные вынесли смертный приговор.[9] В исследовании такие черты, как черствость, безжалостность и поверхностное очарование, были сильным предсказателем негативных последствий для правонарушителей. Это исследование показало, что безжалостность оказывает наибольшее влияние на мнение присяжных, имитирующих «беспорядки», и объясняет поддержку смертного приговора.[9] Результаты этого исследования показывают, что без свидетельских показаний о психическом здоровье восприятие личных качеств обвиняемого может иметь серьезные последствия для вынесения приговора по делу о смертной казни.[9]
И у литературных героев есть совесть…
Муки совести в судьбе известных литературных героев – достаточно частое явление. Многие из них в той или иной степени задумывались о правильности своих поступков, оправдывались перед самими собой или же продолжали себя грызть. Самым совестливым персонажем русской литературы по праву считается Раскольников. Стоит только вспомнить, как поначалу он бредил тем, что его хотят схватить, посадить, уличить. Герою даже не было стыдно. Мол, старуха-процентщица сама виновата. Раскольников не считал себя «тварью дрожащей». Он уверял себя, что «право имеет» на убийство тех, кто якобы мешает жить порядочным людям. Но после содеянного все изменилось. Муки совести загнали его в угол до такой степени, что он буквально начал сходить с ума. И не успокоился до тех пор, пока не получил по заслугам за убийство старушонки.
Анна Каренина – еще одна совестливая героиня. Вот только она корила себя не за убийство, а за измену мужу. Женщина самостоятельно выбрала себе наказание – бросилась под поезд.
Так, в своих произведениях, основанных на психологизме, авторы показывают, какая же все-таки страшная штука – совесть. Ее упреки способны свети с ума, довести до самоубийства. Поэтому не нужно совершать тех поступков, за которые вам было бы мучительно стыдно.
Прощение
Восприятие раскаяния необходимо для извинения, и чем сильнее ощущение раскаяния, тем эффективнее извинение. Эффективное извинение уменьшает негативные последствия и способствует когнитивным и поведенческим изменениям, связанным с прощением.[10] С сочувствием как посредником между извинениями и прощением и раскаянием как существенной частью извинения, можно ожидать, что сочувствие опосредует воспринимаемое прощение раскаяния. Раскаяние может сигнализировать о том, что человек психологически страдает из-за своего негативного поведения, что приводит к сочувствию со стороны жертвы, которая затем может выразить прощение.[10] В исследовании Джеймса Дэвиса и Грега Голда 170 студентов университетов заполнили анкеты о прощении в межличностных отношениях. Выводы Дэвиса и Голда предполагают, что, когда жертва воспринимает извинения как раскаяние, она полагает, что отрицательное поведение больше не повторится, и с большей готовностью простит преступника.[10]
Объективная оценка
Когда муки совести мешают жить, нужно осознать причины этого. Часто даже малейший проступок у особо совестливых людей вызывает бурную реакцию. Хоть совесть – это и голос внутренней нравственности, все же быть главным он не должен, а слепое следование ему – это распространенная ошибка. Все-таки совесть затрагивает какие-то моменты из прошлого, которое, к сожалению, изменить нельзя. Постоянно возвращаясь к своему прошлому, человек сам себе мешает строить будущее.
Вообще стоит помнить, что внезапно проснувшаяся совесть – это даже хороший знак. Знак, что у человека еще не потеряно что-то доброе, светлое и вечное.
Против самоосуждения
Раскаяние тесно связано с готовностью смириться и раскаяться в своих проступках. Раскаяние не само по себе, когда его определяют через самоосуждение.[11] Говорят, что самоосуждение в большей степени, чем раскаяние, связано с плохим психологическим благополучием. Сожаление отражает чувство вины, сожаления и печали. Прощение не устраняет все негативные чувства, но оно может повлечь за собой уменьшение горьких и гневных чувств, но не чувства разочарования, сожаления или печали. Исследование Мики Фишер показало, что люди, прощающие себе серьезные проступки, могут продолжать испытывать угрызения совести или сожаления.[11] В отличие от раскаяния, самоосуждение отражает более глобальное, негативное, суровое отношение к себе. Раскаяние может выражать чувство печали, в то время как самоосуждение предполагает отвращение и желание наказания, которые характерны для межличностных обид. Фишер предполагает, что самопрощение не обязательно требует избавления от чувств, сожаления или раскаяния.[11] Согласно исследованию Фишера, самопрощение, похоже, больше связано с самоосуждением, а не с раскаянием. Пытаясь убедить людей простить себя, крайне важно не стирать потенциально адаптивные чувства раскаяния вместе с более разрушительным самоосуждением.[11] Люди могут расти и испытывать просоциальное поведение, если они принимают на себя ответственность за свои проступки. Для подлинного самопрощения нужно сначала принять ответственность за свои обиды, а не торопиться избавляться от чувства вины.
Что это такое
Удивительным свойством человеческого сознания является совестливость. Её невозможно пощупать, нельзя купить, а также продать, невозможно принести в дар, но она существует. Её видят окружающие, она может спать спокойным сном либо мучить человека.
Некоторые считают совесть бесполезным атрибутом или атавизмом. Ведь такой «аксессуар» лишь препятствует нормальной жизнедеятельности, мешает «кайфовать» от бытия. Совестливость словно сгрызает душу человека изнутри, он не может отпустить собственный дурной проступок, его изводит чувство вины, что намного хуже, нежели упрёки окружающего социума. Слова чужих легко можно пропустить мимо, а глас совести заглушить невозможно.
Поэтому понимать выражение угрызения совести следует как некое средство самоконтроля, вроде внутреннего голоса, гасящего, что раз наворотил дел, то неплохо бы их исправить, иначе будет хуже.
Таким образом, муки совести являют собой душевный дискомфорт, который испытывает любой индивид после нанесения обиды, совершения дурного поступка, оскорбления кого-либо. Оценку собственному поступку либо думам сам страдающий даёт себе. Если поступки идут вразрез с собственным внутренним цензором, то следствием становится душевный дискомфорт.
Все неприятные переживания, а также угрызения совести обычно спровоцированы либо несоответствием в собственных глазах существующих моральных установок произведённым действиям, либо предвкушением неприятных воспитательных «актов» со стороны порицания, осуждения. Ведь каждому хочется считать себя достойной личностью, каждому нравится думать о собственной персоне хорошо.
Душевные муки являются прямо пропорциональными достоинствам, добродетелям, которые привиты человеку и живы в нём, а не людским порокам.
Таким образом, человеческие субъекты могут чувствовать угрызение совести вследствие совершенного деяния, произнесённого слова либо даже мысли, но это присуще взрослой созревшей личности.
Раскаяние покупателя
Основная статья: Раскаяние покупателя
Покупки можно разделить на две разные категории: материальные и экспериментальные. Материальный товар предназначен для того, чтобы он оставался во владении покупателя, в то время как экспериментальный товар дает покупателю жизненный опыт. Материальный товар доставляет покупателю более продолжительное удовольствие по сравнению с приобретением опыта, поскольку эти две покупки также приводят к разным видам сожаления.[12] В то время как эмпирические покупки вызывают сожаление об упущенной возможности, материальные покупки вызывают раскаяние покупателя, что означает, что человек думает о том, как его материальная покупка соотносится с другими покупками, которые он мог бы сделать, и как она сравнивается с покупками других людей. Эти сравнения уменьшают удовлетворение от первоначальной цели.[12] Предыдущие исследования объясняют, что сожаления о действиях сильны, но только в краткосрочной перспективе, в то время как сожаления о бездействии со временем усиливаются и доминируют в опыте людей. Основные жизненные выборы, такие как брак, работа и образование, часто вызывают сожаление. Повседневный опыт подсказывает, что повседневные решения являются наиболее частой причиной сожаления.[12] Директора по маркетингу знают о последствиях угрызений совести покупателя и используют их в своих интересах при планировании маркетинговых стратегий. Сожаление о выборе материала вместо покупки на собственном опыте зависит от болезненных факторов, лежащих в основе покупки. Согласно исследованию Томаса Гиловича и Эмили Розенцвиг, покупка материалов с большей вероятностью вызовет сожаление, в то время как экспериментальные покупки приносят покупателю большее удовлетворение даже со временем.[12]
Почему людей терзает совесть
Если совесть – это инструмент самоконтроля и оценки своих поступков, то именно она и помогает человеку осознать, что одно из совершенных им действий не соответствует его понятию о морали. Индивид устраивает суд над собой и выносит себе приговор. В данному случае все зависит от черт характера. Кто-то, даже совершив объективно негативный поступок, не будет долго переживать по этому поводу и его моральные муки быстро сойдут на нет.
Другие, наоборот, склонны драматизировать. Они сознательно накручивают себя и мысленно раздувают масштабы своей ошибки. Нравственные терзания постепенно перерастают в депрессию и чувство ненависти к самому себе.
Рекомендации
- угрызения совести, Кембриджский словарь.
- О’Хир, Майкл М. (1996–1997), Раскаяние, сотрудничество и принятие ответственности: структура, реализация и реформа раздела 3E1.1 Федерального руководства по вынесению приговоров
,
91
, Nw. U. L. Rev., стр. 1507, г. в архиве из оригинала 18.12.2013 - Гэри Чепмен, Дженнифер Томас (2006). Пять языков извинений. Капризный. ISBN 1-881273-57-1. См. Также Гэри Чепмен (2007). Теперь вы говорите на моем языке: честное общение и более глубокая близость для более крепкого брака. B&H. ISBN 978-0-8054-4460-5.
- Аарон Лазар (2004). Об извинениях. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-1951-7343-7.
- Джон Клифельд (2007). «Мыслить как человек: Британская Колумбия Закон об извинениях
«Юридический обзор Университета Британской Колумбии
40
(2): 769–808, 790. https://ssrn.com/abstract=1937545. - ^ абc
Бринке, L; Макдональд, S; и другие. (2012), «Крокодиловы слезы: лицевое, вербальное поведение и язык тела, связанные с подлинным и сфабрикованным раскаянием»,
Закон и человеческое поведение
,
36
(1): 51–59, Дои:10,1037 / ч0093950, PMID 22471385 - ^ аб
Майбом, H (2005), «Моральная неразумность: случай психопатии»,
Разум и язык
,
20
(2): 237–257, Дои:10.1111 / j.0268-1064.2005.00284.x - Маклин, М; Даунс, C; и другие. (2009), «Влияние выражения лица обвиняемого на принятие решения присяжным: сила раскаяния», Североамериканский журнал психологии
,
11
(2): 323–332 - ^ абcdеж
Эденс, Дж; Дэвис, К; и другие. (2012), «Отсутствие сочувствия к дьяволу: приписывание психопатических качеств убийцам со столицы также предсказывает поддержку для их казни»,
Расстройства личности: теория, исследования и лечение
,
1
(2): 175–181, Дои:10.1037 / a0026442 - ^ абc
Дэвис, Дж; Gold, G (2011), «Исследование эмоциональной эмпатии, атрибуции стабильности и связи между воспринимаемым раскаянием и прощением»,
Личность и индивидуальные различия
,
50
(3): 392–397, Дои:10.1016 / j.paid.2010.10.031 - ^ абcd
Exline, Дж; Фишер, М. (2006), «Самопрощение против оправдания: роль раскаяния, усилия и принятия ответственности»,
Я и идентичность
,
5
(2): 127–46, Дои:10.1080/15298860600586123 - ^ абcd
Гилович, Т; Розенцвейг, E (2012), «Раскаяние покупателя или упущенная возможность? Различное сожаление по поводу материальных и экспериментальных покупок»,
Журнал личности и социальной психологии
,
102
(2): 215–223, Дои:10.1037 / a0024999, PMID 21843013
Зачем грызет совесть?
Совершенно ясно, что сожаление мы испытываем после того, как совершим проступок и пока не услышим заветного: «Я прощаю тебя». Но зачем человеку оправдываться перед самим собой? Почему нельзя просто забыть о конфликте как о страшном сне и не забивать голову всякой ерундой? Все объясняется легко: муки совести – это не оправдания, которые мы выдумываем сами для себя, дабы успокоиться. Речь идет про ответственность перед теми, кто был обижен.
Мозг человека устроен так, что ему нужно обязательно во всем убеждаться, даже в правоте своего «хозяина». Поэтому мысли по поводу произошедшего – это не что иное, как способ избавиться от надоедливых и порой таких занудных упреков совести. К сожалению, оправданиями и поисками доказательств собственной невиновности не спастись.