Психология конфликта — виды, причины, способы разрешения

Определение конфликта, причины возникновения, для чего он нужен, как развивается и что делать, чтобы его разрешить — эти явления исследует психология конфликта. Изучение её основ помогает не только выходить из противоборства с минимальными психоэмоциональными потерями, но и учит избегать или предупреждать разногласия.

Понятие конфликта в психологии

Под конфликтом понимают противостояние двух и более оппонентов, имеющих разные точки зрения на какую-то ситуацию. Конфликт (conflictus) с латыни — столкновение. Понятие конфликта в психологии подразумевает столкновение интересов, разногласие во мнениях, противостояние в достижении целей. Вся жизнь человека проходит в решении этих споров. Чарльз Ликсон в своей книге «Конфликт. Семь шагов к миру» с долей сарказма подметил: если в вашей жизни нет конфликта, проверьте пульс. Психология конфликта подтверждает, что разногласия между людьми происходят постоянно и являются неотъемлемой частью их существования. Так ли это плохо, попробуем разобраться. Конфликт — это противопоставление желаний, успешное разрешение напряжённой ситуации принесёт пользу конфликтующим сторонам, в психологии спора нужно чувствовать грань, на которой выяснение отношений происходит в созидательном ключе. Нарушение этой границы негативно отражается на обеих сторонах конфронтации.

Структура конфликта в психологии включает в себя:

  • объект (то из-за чего произошёл спор);
  • субъекты (те, между кем возникли разногласия — отдельные лица, группы или организации);
  • условия протекания;
  • масштаб;
  • стратегию и тактику поведения субъектов ситуации;
  • заключительный этап конфликта (разрешён, не разрешён).

Формы завершения конфликта

Конфликт может быть разрешен, урегулирован, затушен, устранен или трансформирован в другой конфликт.

Разрешение

Возникает при условии, что участники настроены на полное решение проблемы и устранение противодействия. Проходит в несколько этапов:

  1. Определение конфликтующих сторон.
  2. Выявление личностных особенностей, мотивов, целей и интересов каждой из них.
  3. Выявление истиной причины.
  4. Определение намерений сторон и их понимания ситуации.
  5. Сбор мнений лиц, не задействованных непосредственно в конфликте, но заинтересованных в его благополучном разрешении.
  6. Выбор оптимальной стратегии для решения конфликта. При выборе важно учитывать характер причины, особенности участников, нацеленность на улучшение взаимоотношений.

Урегулирование

Предполагает включенность в процесс завершения конфликта независимого третьего лица. При этом ему важно быть максимально беспристрастным. В результате урегулирования удается повысить доверие сторон, наладит между ними прямой контакт, организовать совместное спокойное обсуждение, действовать в интересах урегулирования конфликта. Процесс также протекает в несколько этапов:

  1. Выяснение причин, а не поводов конфликта.
  2. Определение полномочий третьей стороны.
  3. Выяснение мотивов конфликтующих сторон (зачем они конфликтуют).

Затухание

Предполагает переход открытого конфликта в скрытый, то есть это прекращение противодействия, но сохранение напряжения. Конфликт может затухнуть из-за:

  • истощения сторон;
  • потери мотива, значимости объекта;
  • отвлеченность сторон (возникли другие проблемы, конфликт отошел на второй план).

Устранение

Предполагает устранение конфликтной ситуации (условий, социальной ситуации, предрасполагающей к конфликту) и инцидента (действий оппонентов). Например, работника могут перевести в другой цех.

Трансформация

В процессе взаимодействия меняются мотивы и интересы сторон, от чего возникает новый объект конфликта. Иногда трансформация появляется на фоне не полностью решенного конфликта.

Причины конфликтных ситуаций

Самые распространенные предпосылки к развитию конфликта:

  1. Первопричиной возникновения разлада, может послужить банальное недовольство чем-нибудь или кем-нибудь. Усугубляется ситуация, когда неприязнь имеет накопительный характер. Человек трамбует неудовольствие в себе, затем срывается и выплёскивает весь негатив. Обычно в такой ситуации эмоции берут верх над разумом.
  2. Неуверенность в себе является ещё одной причиной психологии конфликта. Это зерно внутренних разногласий, не позволяющее человеку проявить себя самодостаточной личностью. Иногда такое состояние приводит к депрессии.
  3. Ещё одной причиной возникновения непримиримых разногласий, является затрагивание чужих интересов, усугубляют ситуацию публичные столкновения. Такие споры распространены в обществе, особенно в небольших коллективах.

Типы внутриличностных конфликтов

Классификацию внутреннего противоборства по типам предложил К. Левин. Он выделил 4 типа, а именно эквивалентный (первый тип), витальный (второй), амбивалентный (третий) и фрустрирующий (четвертый).

Эквивалентный тип – конфронтация зарождается, когда субъекту необходимо выполнить две или более значимые для него функции. Здесь обычной моделью разрешения противоречия будет компромисс, то есть частичное замещение.

Витальный тип конфликта наблюдается тогда, когда субъекту приходится принимать одинаково непривлекательные для него решения.

Амбивалентный тип – столкновение появляется, когда аналогичные действия и результат в равной степени прельщают и отталкивают.

Фрустрирующий тип. Особенности внутриличностного конфликта фрустрирующего типа заключаются в неодобрении социумом, расхождении с принятыми нормами и устоями, нужного результата и соответственно действий, необходимых для достижения вожделенного.

Кроме вышеприведенной систематизации существует классификация, базисом которой является ценностно-мотивационная сфера личности.

Мотивационный конфликт наступает, когда в противоречие вступают две одинаково положительные тенденции, бессознательные стремления. Примером данного вида конфронтации служит «буриданов осел».

Нравственное противоречие или нормативный конфликт зарождается при расхождениях между стремлениями и долгом, личными привязанностями и моральными установками.

Столкновение желаний индивида с действительностью, блокирующей их удовлетворение, провоцирует возникновение конфликта нереализованных желаний. Например, он появляется, когда субъект вследствие физического несовершенства не может осуществить свое стремление.

Ролевой внутриличностный конфликт является треволнениями, вызванными невозможностью одновременно «играть» несколько ролей. Также он наступает вследствие расхождений в понимании требований, предъявляемых личностью к реализации одной роли.

Адаптационный конфликт характеризуется наличием двух смыслов: в широком понимании он представляет собой противоречие, обусловленное нарушением баланса между личностью и окружающей действительностью, в узком – столкновение, обусловленное нарушением социального или профессионального адаптационного процесса.

Конфликт неадекватной самооценки зарождается вследствие расхождения между личностными притязаниями и оценкой собственного потенциала.

Виды конфликтов в психологии

Для более глубокого изучения сути противостояния, принято разделять его по категориям. Виды конфликтов в психологии выделяют, ссылаясь на следующие факторы:

  • что предшествовало разладу;
  • какой масштаб противоборства;
  • тактика, выбранная конфликтующими;
  • имеются ли социальные последствия;
  • в какой форме происходит противостояние.

Различают внутренний, при котором возникает противостояние желаний отдельной личности, и внешний — противоречие между человеком и окружающими факторами. Внешнее столкновение тоже имеет свою структуру и состоит из:

  • межличностных разногласий;
  • межгрупповых коллизий;
  • происходящий между группой и личностью.

Межличностные разногласия наиболее распространённый вид выяснения отношений, когда затрагиваются различные интересы субъектов. Межгрупповые коллизии встречаются в сферах, где подразумевается скопление группы людей, занятых общим делом (работа, институт, школа). Конфронтация личности и группы, характерна для деловой сферы, при которой потребности организации противостоят интересам отдельно взятого человека.

Психология конфликта различает семейные, подростковые конфликты. Отдельной строкой идёт столкновение поколений — противостояние отцов и детей.

Для повышения уверенности в себе рекомендуем прослушать аудиотранс от психолога Никиты Валерьевича Батурина:

Когда конфликт считается трудноразрешимым и неуправляемым

Конфликт считается трудноразрешимым, когда:

  • участники воспринимают его как борьбу;
  • участники считают интересы сторон взаимоисключающими;
  • у участников изначально расходятся ценности или интерпретация конфликта, от чего и возникают разногласия;
  • сторонами выступают социальные институты (например, семья и школа).

Конфликт считается неуправляемым, когда:

  • стороны настроены на поддержание конфликта;
  • конструктивное взаимодействие невозможно в силу эмоционального накала или особенностей участников;
  • возникший конфликт – часть обширного непринятия субъектами друг друга.

Функции конфликта в психологии

Отсутствие навыка предупреждения конфронтации или правильного её разрешения, приводит к ситуации, когда столкновение носит разрушительный характер и может затянуться надолго. Если ситуация находится под контролем, то противостояние приводит к развитию отношений между конфликтующими сторонами или полностью решает проблему.

Противоборство может быть созидательным, когда конфликтный процесс предполагает сохранение взаимодействия в рамках сотрудничества или соревнования. Когда противостояние выходит за рамки цивилизованных отношений, такой конфликт имеет разрушительный эффект. Исходя из этого, функции конфликта в психологии разделяют на конструктивные и деструктивные.

Конструктивные функции:

  • появление понимания между конфликтующими сторонами;
  • налаживание коммуникативно-информационных связей;
  • желание социальных изменений;
  • участие в поддержании гармонии;
  • переоценка ценностей и устоявшихся норм;
  • проявление лояльности к членам коллизии.

Деструктивные функции:

  • недовольство и раздраженность;
  • нарушение коммуникационных связей;
  • снижение уровня сотрудничества;
  • бессмысленное соперничество;
  • виденье противостоящей стороны в качестве врага;
  • восприятие своих целей, как единственно возможных;
  • отказ от взаимодействия;
  • враждебный настрой, перерастающий во взаимную неприязнь;
  • неправильная расстановка акцентов: победа в противоборстве важнее разрешения спора;
  • насильственные методы разрешения проблемных ситуаций.

Не всегда есть возможность провести чёткую границу между конструктивными и деструктивными функциями, так как основная масса противостояний характеризуется присутствием позитивных и негативных функций одновременно.

Личностные причины возникновения конфликтов

Во время взаимодействия с окружающим миром мы реагируем на него согласно заданным конфигурациям психики — векторам, обусловливающим наше мировосприятие и мироощущение. Одни из нас ищут изменений, жаждут богатства и материального превосходства, другие не мыслят жизни без семьи, детей, уютного дома и уважения коллег, третьи целиком отдаются поискам любви и ярким впечатления, четвертые погружены в глубины своего «Я» и не замечают, как зиму сменяет лето, а день — ночь.

Через свои системы ценностей мы пытаемся отличать и других людей, видя в них «себя» и «не себя»: если «себя», то оправдываем, видим родственную душу, а если «не себя» — обвиняем. Эти процессы происходят бессознательно. И пока мы не раскрываем психику других людей (вектора), мы не способны понять, а кто же перед нами на самом деле, чем живет наш сосед по лестничной площадке, о чем молчит наш лучший друг, к каким высотам устремлен начальник, о чем мечтает жена.

Мы так же наощупь выбираем себе профессию, находим работу, место жительства. Редко кому удается идти по зову сердца и реализовать себя в мире, в социуме, в семье. Нереализованный человек больше несчастен, подавлен, взвинчен, чем счастлив. Наши состояния накладывают оттенки на восприятие мира, и мы уже видим в каждом человеке врага, на которого готовы сбросить напряжение, чтобы стало хоть чуточку легче.

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает возможность улучшить уровень социальной адаптации, повысить психологическую устойчивость, видеть других людей такими, какие они есть, и не завышать ожидания. Мы учимся понимать самих себя, объективно видеть свои сильные и слабые стороны, свой потенциал. Нам больше не о чем спорить, не нужно ничего доказывать, не хочется ввязываться в пересуды. Мы просто знаем, кто мы такие, понимаем людей вокруг и осознаем, куда мы движемся.

«…Каждого, с кем общаюсь, анализирую по векторам. Это помогает мне строить взаимоотношения с людьми, избегать конфликты через понимание, кто передо мной и какие его основные ценности и потребности…»

«…Я стала на порядок лучше понимать других, причины их поступков и перестала обижаться по каждому поводу… Обиды и «пережевывание» их — это то, что отравляло мне жизнь многие годы. Чудесным образом люди, с которыми у меня были серьезные конфликты, ко мне потянулись. Искренне потянулись. Я увидела в их глазах желание находиться в моем обществе, чего НИКОГДА не было раньше…»

Бесплатный цикл онлайн-лекций тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана раскрывает причины и условия возникновения конфликтов, а также дает универсальный и математически точный инструмент по их урегулированию.

Автор Юлия Лисицкая, филолог

Редактор Тамара Ткаченко

Корректор Наталья Коновалова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Метки: жизнь, общество, системно-векторная психология Предыдущая статья Как наладить отношения с мужем Следующая статья Если любимый мужчина не любит: как вернуть любовь в отношения

Управление конфликтами: психология

Конфликтующие стороны могут длительный срок находиться в конфронтации и даже привыкают к этой ситуации. Как показывает практика, в таких отношениях срабатывает детонатор, который провоцирует открытое противостояние сторон.

Или же наоборот, выяснение отношений происходит цивилизованным путём, но из-за непрофессионализма участников столкновения, выход из ситуации происходит некорректно и приводит к негативным последствиям.

Регулирование отношений сводится к способности им управлять. Причём не всегда управление конфликтом является его решением. Иногда важнее сохранить добропорядочные отношения между конфликтующими, чем разрешить противоборство.

История понятия

Существует обыденное представление, что конфликт — это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Представители ранних научных школ управления тоже считали, что конфликт — это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. Однако в настоящее время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях сотрудников не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Можно найти множество различных определений конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Способы разрешения

Психологический конфликт имеет несколько способов разрешения.

  1. Избегание столкновения или уход от него. В этой ситуации одна сторона не реагирует или делает вид, что ей безразличен возникший разлад.
  2. Смягчение разногласий. Один из конфликтующих соглашается с претензиями либо ищет себе оправдание.
  3. Договорённость. Обе стороны находят компромисс, с целью уладить создавшуюся ситуацию.
  4. Применение силы. В такой ситуации одну сторону конфликтующих принуждают к принятию условий, способствующих разрешению разногласий.
  5. Лучший способ решения конфликта в психологии, его предупредить. Для этого нужно учиться строить диалог, слушать оппонента, научиться проговаривать свои желания, не рассчитывая на то, что партнёр сам догадается, чего вы хотите.
  6. Не вступайте в ссору в возбуждённом состоянии. В состоянии аффекта можно причинить оппоненту непоправимую психологическую травму, а иногда и физическую, о которой в дальнейшем будете жалеть.
  7. Проанализируйте ситуацию, найдите причину столкновения, поведайте о своём открытии собеседнику. Сделайте это, сохраняя спокойствие.
  8. Совместно обсудите выход из сложившегося противостояния.

Чаще всего избежать противоборства мешает лишняя эмоциональность. Если цель – предупреждение столкновения интересов, придётся научиться контролировать свои внутренние порывы. Благодаря этим качествам, человек способен адекватно оценить ситуацию, в которую попал. А умение держать свои эмоции под контролем, помогает донести доводы до оппонента с максимальной эффективностью. Ещё одним хорошим качеством становится осознание права каждого индивидуума на самостоятельное решение некоторых ситуаций.

Сложнее ситуация состоит, когда речь идёт о внутриличностном разладе. Человек один на один сталкивается со своими проблемами, иногда не понимая их сути. Для успешного разрешения ситуации нужно найти первопричину внутренней конфронтации. Только потом можно искать пути её решения. Зачастую человеку приходится принять как должное своё состояние и тогда разлад сведётся к минимуму. Не всегда получается решить этот вопрос самостоятельно, так как докопаться до истины довольно сложно.

Какими бы ни были предпосылки противоборства, в которое вы оказались вовлечены, старайтесь вести себя достойно. Ведите разговор, не повышая голоса. Не позволяйте эмоциям перечеркнуть ваши отношения. Как говорят, худой мир лучше доброй ссоры. Если столкновения не удаётся избежать, приложите максимум усилий, чтобы ситуация не задела ваших глубинных переживаний. Когда речь идёт о семейном разладе, не пытайтесь замалчивать разногласия, проговаривайте вслух, что именно вас беспокоит, учитесь находить компромисс и любой конфликт поможет выйти вашим отношениям на новый созидательный уровень.

Как управлять конфликтом

Если вы хотите стать третьим лицом, посредником в решении конфликта, то вот вам 16 простых шагов для управления конфликтом:

  1. Исходя из имеющейся у вас информации, представьте общую картину конфликта и определите суть, оцените потребности и интересы обеих сторон.
  2. Проведите беседу с тем участником, чья позиция вам кажется более оправданной. Узнайте его видение причин, опасения и желания. Составьте с его слов его видение интересов, желаний и опасений оппонента.
  3. Побеседуйте так же со вторым оппонентом.
  4. Проведите беседу с друзьями первого оппонента. Они помогут составить более точную картину интересов, страхов и стремлений.
  5. То же проведите с друзьями второго оппонента.
  6. Обсудите видение конфликта (причины, способы регулирования и возможные последствия) с неформальными лидерами группы.
  7. Обсудите с формальными лидерами.
  8. Выявите истинную причину и абстрагируйтесь от участников.
  9. Определите их подсознательные мотивы.
  10. Обозначьте, в чем каждый оппонент прав, а в чем нет.
  11. Опишите возможный наилучший и наихудший исход ситуации при каждой позиции. Выясните, возможен ли компромисс.
  12. Оцените все возможные, в том числе скрытые последствия вашего вмешательства.
  13. Подготовьте и предложите примерно четыре варианта совместных усилий оппонентов для решения проблемы. Притом программу-максимум и программу-минимум.
  14. Обсудите программы с друзьями и лидерами, внесите изменения при необходимости.
  15. Придерживайтесь выбранного плана, старайтесь задействовать друзей оппонентов.
  16. Оцените положительные и отрицательные стороны вашего опыта.

Как вы могли заметить, это общий план решения конфликта, универсальный для разных видов. Конечно, нужно его корректировать с учетом конкретной ситуации и типа конфликта. В чистом виде он больше пригоден для решения организационных конфликтов.

Разрешение психологических проблем с Дарьей Милай

Внутриличностные переживания— это конфликт между эмоциями и разумом, разрешить это противостояние не так легко. Личность формируется до пятилетнего возраста, на этой стадии у ребенка развиваются комплексы, которые влияют на внутренние психологические расстройства. Чтобы от них избавиться, записывайтесь на мою консультацию я помогу вам:

  • эффективно выстраивать межличностные отношения;
  • бороться с недостатками и неуверенностью;
  • избавиться от страхов и депрессии;
  • не допустить присутствия алкоголя и наркотиков в вашей жизни;
  • развить собственный потенциал.

Признаки внутреннего конфликта

Существует несколько симптомов такого недомогания:

  • апатия;
  • депрессивность;
  • замкнутость;
  • низкая самооценка и отсутствие уверенности в себе;
  • тревожность;
  • раздражительность;
  • потеря концентрации;
  • равнодушие к жизни.

Симптоматика меняется, изменения зависят от степени тяжести заболевания. При легкой конфронтации личность старается отвлечь себя различными делами, например:

  • уборкой;
  • раскладыванием книг в алфавитном порядке;
  • профессиональной деятельностью.

Тяжелой форме недомогания свойственны следующие симптомы: упадок сил, апатия. Когда индивид не может сосредоточиться на своем выборе, его преследуют навязчивый поток мыслей, возникает тревожность, рассеянность, отсутствие сосредоточенности.

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях

Кеннет Томас совместно с Ральфом Киллменом выделяют пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях:

Стратегии поведения участников конфликта

  • Борьба (принуждение)
    , когда участник конфликта пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересуют мнения и интересы других. Обычно такая стратегия приводит к ухудшению отношений между конфликтующими сторонами. Данная стратегия может быть эффективной, если она используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей.
  • Уход (уклонение)
    , когда человек стремится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет большой ценности или если сейчас нет условий для продуктивного разрешения конфликта, а также тогда, когда конфликт не является реалистическим.
  • Приспособление (уступчивость)
    , когда человек отказывается от собственных интересов, готов принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Такая стратегия может быть целесообразной, когда предмет разногласий имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной. Однако если данная стратегия станет для руководителя доминирующей, то он скорее всего не сможет эффективно руководить подчинёнными.
  • Компромисс
    . Когда одна сторона принимает точку зрения другой, но лишь до определённой степени. При этом поиск приемлемого решения осуществляется за счёт взаимных уступок.

Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Однако компромиссное решение может впоследствии привести к неудовлетворённости из-за своей половинчатости и стать причиной новых конфликтов.

Сотрудничество, когда участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что даёт им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. При этом установку на сотрудничество обычно формулируют так: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы».

Последствия внутриличностных конфликтов

Считается, что внутриличностный конфликт является неотделимым элементом формирования психики индивида. Поэтому последствия внутренних конфронтаций могут нести положительный аспект (то есть быть продуктивными) для личности равно как и отрицательный (то есть разрушать личностные структуры).

Положительным считается противостояние, которое имеет максимальное развитие противоборствующих структур и характеризуется минимальными личностными издержками на его разрешение. Одним из инструментов гармонизации личностного развития является конструктивно преодолеваемая внутриличностная конфронтация. Субъект способен распознать свою личностью лишь при помощи разрешения внутреннего противостояния и внутриличностных конфликтов.

Внутриличностное противоборство может помогать выработке адекватной самооценки, которая, в свой черед, способствует личностной самореализации и самопознанию.

Деструктивными или негативными считаются внутренние конфликты, которые обостряют расщепление личности, переходят в кризисы либо способствуют формированию реакций невротического характера.

Острые внутренние конфронтации зачастую ведут к разрушению имеющегося межличностного взаимодействия на работе или отношений в семейном кругу. Как правило, они становятся причинами повышения агрессивности, беспокойности, тревоги, раздражительности при коммуникативном взаимодействии общении. Длительное внутриличностное противостояние в себе скрывает угрозу эффективности деятельности.

Кроме того, внутриличностные конфронтации характеризуются тенденцией перерастания в невротические конфликты. Свойственные конфликтам треволнения могут трансформироваться в источник заболевания, если станут занимать в системе личностных взаимоотношений центральное место.

Конфликт — результат неудовлетворенной потребности

Если понять механизм возникновения конфликтов, все встанет на свои места. А суть на самом деле проста.

Каждый человек ежедневно удовлетворяет множество своих потребностей. Мы устроены так, что эти потребности неотъемлемы, поэтому мы сознательно (а еще чаще — бессознательно) ищем способы их удовлетворить. И если найти способ не удается, мы чувствуем себя плохо и ищем возможность восполнить нужду за счет кого- или чего-либо.

Естественно, мир не подписывался удовлетворять все наши запросы, а самим решить эту проблему не так-то просто. Вот тут-то и возникают конфликты.

При этом причины конфликтов бывают как здоровыми, так и невротическими.

Объективные причины возникновения конфликтов

Начнём наше рассмотрение причин конфликтов с объективных факторов.

1

Распределение ресурсов

Неравномерное распределение ресурсов – очень распространённая причина конфликтов. Это и ненависть бедных к богатым, и обида на брата, которому отрезали кусочек торта побольше. Если у кого-то есть то, чего нет у другого, – ждите зависть, ждите озлобленность, ждите конфликт.

И даже если ресурсы будут распределены равномерно, это всё равно вызовет негодование: «я ведь заслужил больше него!»

2

Различия в целях

У каждого человека есть свои индивидуальные цели, которые далеко не всегда полностью совпадают с целями других людей. И когда, как в басне Крылова, начинают тянуть воз в разные стороны, грядёт неизбежный конфликт: достичь всех целей сразу не получится, кому-то придётся остаться не у дел.

Или возьмём более простой пример: группа людей играет в волейбол. Но часть команды очень хочет победить, а другая часть играет ради самого процесса и особо не старается вырвать победу. Конечно же, старающиеся игроки разозлятся на тех, кто подводит команду.

3

Различия в представлениях о перспективах

Допустим, компания друзей едет в лес. Одни предвкушают обилие зелени и грибов, рисуют в воображении белок, прыгающих с ветки на ветку. А другие думают о комарах, грязи и т.д. У них разные представления о перспективах поездки, некоторые члены компании будут недовольны тем, что они туда едут, а другие будут горячо с ними спорить и убеждать, что поездка в лес – отличная затея. Кто бы ни оказался прав, вероятность конфликта достаточно высока.

4

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]