Бихевиоральное направление и его применение в психологическом консультировании — Основные методы в бихевиоризме


Основные методы в бихевиоризме

Основными методами в бихевиоризме являются:

  • Наблюдение (за поведением).
  • Метод устной записи.
  • Метод условных рефлексов.

Ватсон полностью отрицал существование наследственных черт и инстинктов и отстаивал решающее значение влияния образования и окружающей среды на развитие ребёнка.

Что касается эмоций, то, по словам Ватсона, эмоции — это реакция организма на определённые стимулы. Эти стимулы вызывают как внутренние изменения в организме, так и те внешние реакции, которые возникают в процессе обучения. Эта теория не предполагает сознательного осознания эмоций и ощущений.

Взгляд Ватсона на процесс мышления органично вписывается в общее понятие бихевиоризма. В частности, он пытался свести мышление к неявному двигательному поведению. Он утверждал, что мышление — это сенсомоторное поведение определенного рода (мышечные движения гортани). Следовательно, мышление становится своего рода молчаливым внутренним разговором.

Другой видный представитель поведенческой психологии — Скиннер, который сосредоточил свои исследования на таком аспекте, как оперантское поведение.

Как радикальный бихевиорист Скиннер отверг все представления о том, что люди автономны и их поведение определяется предполагаемым существованием внутренних факторов (бессознательных импульсов, архетипов, личностных черт). Такие идеи, по его мнению, зародились в примитивном анимизме и сохраняются, потому что условия окружающей среды, определяющие поведение, игнорируются.

Теория Скиннера не делает попыток поставить под сомнение или спекулировать процессами внутреннего состояния человека. Это считается неприменимым к научному объяснению поведения. Чтобы избежать замечания о том, что описание равнозначно объяснению, Скиннер утверждал, что человеческое тело — это «черный ящик», содержимое которого (мотивы, побуждения, конфликты, эмоции и т.д.) должно быть исключено из сферы эмпирического исследования. Переменные величины тела ничего не вносят в наше понимание человеческой деятельности и служат только тормозом для развития научного анализа поведения.

Скиннер признал, что поведение может быть надежно подтверждено и спрогнозировано условиями окружающей среды. Понять поведение — значит контролировать его и наоборот. Скиннер считал, что при анализе поведения человека можно использовать данные, полученные в экспериментах на животных. Подобно тому, как наука развивается от простого к сложному, можно экстраполировать данные от простых животных к человеку. Поэтому Скиннер сосредоточил свои исследования на изучении ответного и оперного поведения, а также на изучении типов усиления и наказания.

К. Л. Халл и И. Р. Гатри также внесли свой вклад в изучение процесса обучения. В частности, Гатри ввел понятие «обучение одной попыткой» (для установления связи достаточно одной комбинации стимула и реакции). Халл также ввел понятия первичного и вторичного усиления.

Дальнейшие исследования в рамках бихевиоризма постепенно начали учитывать наличие внутренних интервенционных переменных между стимулом и реакцией. Это включает в себя Э. К. Толмана с его представлениями о «промежуточных переменных» (факторах, определяющих поведение). Несмотря на то, что промежуточные переменные наблюдались в исследованиях Толмана, он одним из первых проявил интерес к этим переменным. Также заслуживает внимания его концепция «латентного обучения» (это действительно когнитивная концепция).

Понятие

Когнитивные методы в психотерапии работают с моделью мышления пациента.

Цель когнитивной терапии — осознание и коррекция деструктивных паттернов (мысленных схем).

Результатом лечения является полная или частичная (по желанию больного) личностная и общественная адаптация человека.

Люди, сталкиваясь с непривычными или тягостными для себя событиями в разные периоды жизни, зачастую реагируют негативно, создавая напряжение в теле и центрах мозга, ответственных за прием и обработку информации. В кровь при этом выбрасываются гормоны, причиняющие страдание и душевную боль.

В дальнейшем подобная схема мышления закрепляется повторением ситуаций, что приводит к нарушению психики. Человек перестает жить в мире с самим собой и окружающим миром, создавая сам себе собственный ад.

Когнитивная терапия учит более спокойно и расслабленно реагировать на неизбежные перемены в жизни, переводя их в позитивное русло созидательными и спокойными мыслями.

Преимущество метода — работа в настоящем времени, не зацикливаясь на:

  • событиях в прошлом;
  • влиянии родителей и других близких людей;
  • чувстве вины и сожаления об утраченных возможностях.

Когнитивная терапия позволяет взять судьбу в свои руки, освобождаясь от пагубных зависимостей и нежелательного влияния окружающих.

Для успешного лечения желательно этот метод сочетать с бихевиоральным, то есть поведенческим.

Что такое когнитивная терапия и как она работает? Узнайте об этом из видео:

Для чего нужен тест на когнитивные способности? Читайте об этом здесь.

Преимущества и ограничения бихевиорального подхода

Поведенческий подход имеет много уникальных особенностей (включая аспекты, которые в первую очередь когнитивно-поведенческие). Вот список уникальных и сильных сторон бихевиористского подхода.

  • Прямое обращение к симптомам. Поскольку большинству клиентов требуется помощь в решении конкретных проблем, консультанты, которые непосредственно обращаются к симптомам, часто могут оказать клиентам немедленную помощь. Кроме того, подход поведенческой терапии подходит для консультирования клиентов с расстройствами внимания, расстройствами поведения, расстройствами питания, наркоманией, психосексуальными расстройствами, импульсивным поведением и фобическими расстройствами (Seligman, 1997).
  • Сосредоточься на «здесь и сейчас». Клиенту не нужно исследовать прошлое, чтобы получить помощь в настоящем. Поведенческий подход экономит время и деньги.
  • Наличие различных методик для использования в консультировании. В период с 1969 по 1976 год количество методов поведенческой терапии увеличилось более чем в два раза, и эта тенденция продолжается и сегодня. Консультанты могут применять методы поведенческой терапии в различных условиях. Существует ряд журналов по поведенческому консультированию, таких как «Журнал прикладного поведенческого анализа».
  • Основой является изучение теории, которая хорошо объясняет процесс изучения новых моделей поведения (Krumboltz & Thoresen, 1969, 1976). Теория обучения продолжает развиваться и создавать практические приложения для использования во многих областях (Rescorla, 1988).
  • Поддержка Ассоциации продвижения поведенческой терапии (AAVT), которая публикует этические руководящие принципы для своих членов (Azrin, Stuart, Risely & Stolz, 1977). AABT способствует практическому применению и разъяснению методов консультирования по вопросам поведения в попытке защитить общественность от недобросовестных практикующих врачей.
  • Подкреплено достоверными исследованиями о влиянии методов поведенческой терапии на процесс консультирования. Начинающие консультанты могут использовать один из многочисленных планов исследований в качестве модели. Общей чертой всех подходов к поведенческой терапии является приверженность объективности и использование оценок.
  • Объективность в определении и решении проблем. Таким образом, процесс консультирования демистифицируется, и клиенты и независимые «оценщики» имеют возможность определить уровень своей ответственности (Gilliland et al, 1998).

Поведенческий подход также имеет некоторые ограничения.

  • Он рассматривает только внешнее поведение человека, не обращаясь к нему как к личности. Критики утверждают, что многие бихевиористы, такие как Скиннер, «отсоединили» человека от личности и заменили его изучением законов, которые регулируют действия при определенных условиях. Этот подход может быть слишком упрощенным, чтобы объяснить сложные человеческие взаимодействия (Hergenhahn, 1994).
  • Иногда применяется механически. Гольдштейн (1973) указывает на то, что «самая распространенная ошибка, совершаемая новообращенными психотерапевтами поведения, — это слишком поспешное применение методов» (р. 221). Несмотря на то, что большинство специалистов по поведенческой терапии стараются установить контакт с клиентами и проводить консультации совместно, некоторые из них изначально недооценивают важность отношений клиент-консультант, тем самым нанося ущерб репутации подхода.
  • Он лучше всего подходит для контролируемых условий, которые трудно воспроизвести в обычных консультационных ситуациях. За этим наблюдением стоит соображение, что многие из поведенческих теорий были разработаны на основе исследований поведения животных — крыс и голубей. Многие консультанты задаются вопросом, эффективен ли поведенческий подход при работе с клиентами в условиях, далеких от идеальных.
  • Использование методов, опережающих теорию (Thoresen & Coates, 1980). Быстрое распространение новых методов было инициировано консультантами по поведению, но теория, которая должна лежать в основе этих методов, не поспевала за ними.
  • Игнорируя историю клиента и его подсознание. Несмотря на то, что подход поведенческой терапии может быть очень полезен для клиента, у которого есть особая поведенческая проблема, он не может помочь тем, кто хочет решить свои прошлые проблемы или привести к бессознательному прояснению.
  • Этапы развития не рассматриваются (Sprinthall, 1971). Скиннер (1974) указывает на то, что внутренний мир ребенка развивается, но он и многие другие бихевиористы считают, что стадии развития дают мало информации для объяснения внешнего поведения. Вместо этого они утверждают, что процесс приобретения знаний имеет универсальные особенности.

Сферы применения

Когнитивный подход можно применять всем людям, которые чувствуют себя несчастными, неуспешными, непривлекательными, неуверенными в себе и пр.

Приступ самоистязания может случиться с каждым. Когнитивная терапия в этом случае может выявить модель мышления, которая послужила пусковой кнопкой для создания плохого настроения, заменив ее на здоровую.

Также этот подход применяют для лечения следующих расстройств психики:

  • депрессии;
  • склонности к суициду;
  • панических атак, тревожности, мнительности;
  • различного рода зависимостей, в том числе и алкогольной;
  • социофобии (страха общения с людьми);
  • беспричинных страхов;
  • пищевых нарушений (анорексии, булимии);
  • синдрома дефицита внимания и гиперактивности;
  • маниакально-депрессивного психоза;
  • антисоциальной модели поведения (ложь, клептомания, садизм).

Когнитивная терапия может убрать трудности в отношениях с родными и близкими, а также научить устанавливать и поддерживать новые связи, в том числе и с противоположным полом.

Что изучает наука когнитивистика? Ответ узнайте прямо сейчас.

Структура процесса консультирования

Ни одна из теоретических ориентаций или школ психологического консультирования не отражает все возможные ситуации взаимодействия консультанта и клиента. Поэтому рассмотрим наиболее общую модель структуры консультационного процесса, так называемую эклектическую модель (W. E. Gilland and associates; 1989). Эта системная модель, включающая шесть тесно связанных между собой этапов, отражает универсальные особенности психологического консультирования или психотерапии любой направленности.

  • Исследование проблем. На этом этапе советник устанавливает контакт (рапорт) с клиентом и достигает взаимного доверия: Необходимо внимательно прислушиваться к клиенту, когда он говорит о своих трудностях, и проявлять высочайшую степень искренности, сочувствия и заботы, не прибегая к оценке или манипуляции. Необходимо побуждать клиента к глубокому взгляду на свои проблемы и осознанию своих чувств, содержания высказываний и невербального поведения.
  • Двухмерная постановка проблемы. На этом этапе консультант пытается точно охарактеризовать проблемы клиента и охватить как эмоциональные, так и когнитивные аспекты. Проблемы выясняются до тех пор, пока клиент и консультант не будут иметь одинаковое понимание; проблемы конкретно определяются. Точное определение проблем позволяет понять их причины и иногда указывает на пути их решения. В случае возникновения трудностей или двусмысленности в определении проблем, мы должны вернуться к исследовательской фазе.

Определение альтернатив. На этом этапе определяются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Задавая открытые вопросы, консультант призывает клиента назвать все возможные альтернативы, которые он считает подходящими и реалистичными, помогает ввести другие альтернативы, но не навязывает решения. Во время обсуждения можно составить письменный список альтернатив, чтобы было легче их сравнивать. Должны быть найдены альтернативы для решения проблемы, которые клиент может использовать непосредственно.

  • Планирование. На этом этапе проводится критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту определить, какие альтернативы уместны и реалистичны в свете прошлого опыта и текущей готовности к переменам. Создание реалистичного плана решения проблемы также должно помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени, другие могут быть решены только частично путем уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведения. План решения проблемы должен включать в себя средства и способы, с помощью которых клиент будет проверять осуществимость выбранного решения (ролевые игры, «репетиции» действий и т.д.).

5-ое мероприятие. На этом этапе происходит последовательное выполнение плана решения проблемы. Консультант помогает клиенту структурировать деятельность, принимая во внимание обстоятельства, время, эмоциональные усилия, а также возможность недостижения поставленных целей. Клиент должен понять, что частичный отказ не является катастрофой, и что необходимо продолжать реализацию плана решения проблемы и увязывать все действия с конечной целью.

  • Оценка и обратная связь. На этом этапе клиент вместе с консультантом оценивает степень достижения цели (степень решения проблемы) и суммирует достигнутые результаты. При необходимости можно доработать план решения. Если возникают новые или глубоко скрытые проблемы, необходимо вернуться к предыдущим этапам.

Эта модель, зеркально отражающая процесс консультирования, только помогает лучше понять, как работает конкретный процесс консультирования. Фактический процесс консультирования намного более обширен и часто не следует этому алгоритму. Разделение стадий является условным, поскольку на практике одни стадии пересекаются с другими, и их взаимозависимость более сложна, чем в этой схеме.

Выберите ближайший к вам город

Москва
Санкт-Петербург
Аахен Абакан Абан Авимор Алма-Ата Алматы Алушта Амстердам Анапа Анталия Апшеронск Армавир Архангельск Астана Астрахань Афины Баку Балаково Балашиха Балашов Бангкок Барановичи Барнаул Барселона Белгород Беломбр Бердск Бийск Благовещенск Благовещенск (Амурская обл.) Борисоглебск Братск Брно Брянск Будапешт Буденновск Бургас Буштына Варна Вена Видное Витебск Владивосток Владикавказ Владимир Волгоград Волгодонск Волжский Вологда Волчиха Воронеж Воскресенск Воткинск Геленджик Георгиевск Гомель Горячий Ключ Денвер Джексонвилль Динская Дмитров Днепропетровск Долгопрудный Домодедово Донецк Дорогобуж Дрезден Екатеринбург Ессентуки Железногорск Железнодорожный Житомир Жуковский Запорожье Звенигородка Зеленоград Зимовники Иваново Иерусалим Ижевск Иркутск Йошкар-Ола Казань Калач-на-Дону Калининград Калуга Каменск-Уральский Кандалакша Кемерово Керчь Киев Кинешма Киров Кировоград Кишинев Климовск Ковров Коломна Комсомольск-на-Амуре Королев Костанай Котка Красноармейск Красногорск Краснодар Красноярск Кременчуг Кривой Рог Кузнецк Курган Курск Лазаревское Ленинск-Кузнецкий Лесной Лиман Липецк Лисичанск Лиски Лобня Лондон Луганск Луцк Львов Люберцы Магнитогорск Манчестер Марганец Марокко Марсель Махачкала Мегион Мелитополь Мензелинск Миасс Миллерово Минеральные Воды Минск Минусинск Могилев Можайск Москва Мурманск Мценск Мытищи Набережные Челны Назарово Нальчик Нахабино Находка Не указано Нефтеюганск Нижневартовск Нижнекамск Нижний Новгород Николаев Ницца Новокузнецк Новороссийск Новосибирск Новоузенск Новочеркасск Новошахтинск Ногинск Нью-Йорк Обнинск Одесса Одинцово Омск Орел Оренбург Орехово-Зуево Павлоград Париж Пенза Пермь Петрозаводск Подольск Полоцк Прага Протвино Псков Пушкин Пушкино Пятигорск Раменское Ревда Реутов Рига Ростов-на-Дону Рыбинск Рязань Салават Сальск Самара Сан-Матео Санкт-Петербург Саранск Саратов Сватово Севастополь Северодвинск Семипалатинск Сергиев Посад Серпухов Симферополь Смела Смоленск Солигорск Сосновый Бор Сочи Ставрополь Старый Оскол Стерлитамак Ступино Сумы Сыктывкар Тамбов Ташкент Тбилиси Тверь Тель-Авив Тимашевск Тирасполь Тихвин Тихорецк Тольятти Томск Торонто Туапсе Туймазы Тула Тюмень Ужгород Улан-Удэ Ульяновск Усолье-Сибирское Уссурийск Усть-Кут Уфа Ухта Франкфурт-на-Майне Фролово Хабаровск Хайфа Харьков Хельсинки Херсон Химки Хмельницкий Цюрих Чара Чебоксары Челябинск Череповец Чита Шахты Шымкент Щелково Электросталь Энгельс Ялта ЯНАО Правохеттинский Ярославль Ярцево Ясиноватая

Заболевания, при которых применяется

Арт-терапия — что это такое, определение

В академических сообществах когнитивно-поведенческую психотерапию признали наиболее эффективной методикой лечения различных расстройств психического и невротического характера.


Расстройство личности

Важно! Главенствующими принципами подхода являются безусловное принятие индивидуальных черт личности, хорошее отношение к каждому индивиду с сохранением здоровой критики к его негативным поступкам.

Использование когнитивно-бихевиоральной терапии проводится при лечении следующих заболеваний:

  • депрессий и тревожных расстройств;
  • шизофрении и психозов;
  • расстройств, которые связаны с употреблением психотропных и наркотических веществ;
  • психологических зависимостей (например, игромании);
  • суицидальных мыслей у подростков;
  • дисморфофобии;
  • расстройств пищевого поведения (булимии, анорексии, ожирении).

КБТ используется при психотерапии детей и взрослых. Применение методики обязательно должно быть скорректировано под возраст клиента.

Упражнения

Большая часть упражнений рассчитана на работу в паре «психотерапевт-пациент» либо в группе. Но есть и такие, которые можно выполнять самостоятельно. Если это не касается серьёзных психических расстройств и цель — лишь восстановить внутреннюю гармонию и привести свою жизнь в порядок, можно попробовать позаниматься в домашних условиях.

«-» и «+»

Разделить лист бумаги на 2 колонки. Наверху в левой написать знак «-», в правой — «+». Расписать по этим столбикам свою проблему. Например, что хорошего и что плохого в том, что вас уволили. Заполняйте бумагу в течение всего дня. Вечером, перед сном, левая часть листа отрезается, сжигается и забывается. Правая перечитывается ежедневно в течение 3 недель.

«Улыбка»

Ежедневно сразу после пробуждения и перед сном подходите к зеркалу и улыбайтесь, даже если вам плохо и не хочется этого делать. Время выполнения упражнения — 2 минуты.

«Кнут»

Надеть на запястье тугой резиновый браслет или сделать кошачий маникюр с тонко заточенными ноготками. Как только нарушили правило, совершили плохой поступок, подумали в негативном ключе — сделайте себе больно. Оттяните резинку и отпустите. Вонзите ноготь в ладонь. Противопоказания для выполнения данного упражнения — пережитое ранее насилие.

«Пряник»

После достижения определённой цели (встали в 6 утра и отправились на пробежку, не курили целый день, не побоялись подойти к начальнику) вознаградить себя. Это может быть шопинг, поход в кафе, просмотр любимого сериала.

«Лягушка»

Начинать день с нелюбимого дела или фобии: составить отчёт, сходить к начальнику, сделать неприятный звонок, выяснить напрягающие отношения.

«Стоп»

Частично техника выполнения данного упражнения уже была описана выше. Представить в своей голове большую красную кнопку «Стоп». Начали думать о том, как вас унизил бывший, — нажали и переключились на что-то позитивное и конструктивное. Во время работы рука потянулась к телефону, чтобы поиграть, — нажали и продолжили работать.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]