Вебинар «Жизненный кризис как ступень к психологической зрелости»

Объективное взросление нашего организма сказывается и на нашем психологическом самочувствии. Но возрастные кризисы – это не только страдания и опасности, но и отличная возможность «апгрейда».

Наверное, многие знают любопытный факт, что с китайского языка слово «кризис» переводится неоднозначно. Оно состоит из двух иероглифов – один переводится как «опасность», а другой – «возможность».

Любой кризис, будь он на государственном или на личностном уроне, является своеобразным новым стартом, площадкой-перевалочным пунктом, где можно постоять, задуматься и определить для себя новые цели, проанализировать все, что мы умеем, и все, чему хотим научиться.

Иногда это происходит осознанно, иногда – бессознательно. Кризисы не всегда очень точно привязаны к определенному возрасту, у некоторых они наступают раньше или позже на полгода-год и протекают в разной степени интенсивности. Но в любом случае важно понимать причины их возникновения и типичные сценарии, чтобы пережить их с минимальными потерями и максимальной выгодой для себя и своих близких.

Детский возраст – проблемы и ориентиры

У детей кризисы также связаны с определенными изменениями в мироощущении, приобретением новых умений, познанием мира вокруг него. Самыми популярными возрастными кризисами в детском возрасте Лев Выготский [1], советский психолог и основатель культурно-исторической школы в психологии, называл:

  • кризис новорожденного – отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
  • кризис 1 года – отделяет младенчество от раннего детства;
  • кризис 3 лет – переход к дошкольному возрасту;
  • кризис 7 лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
  • кризис подросткового возраста (13 лет).

Получается, что маленький человек, только родившись, уже переживает кризис. Но по поводу дальнейших кризисов у детей мнения психологов расходятся. Так, А. Леонтьев утверждает, что «В действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. […] Кризиса вовсе может не быть, потому что психическое развитие ребенка является не стихийным, а разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием» [2].

Кризисные периоды у детей больше привязаны к возрасту, чем у взрослых, так как связаны в развитием когнитивных способностей и индивидуальных черт характера.

У детей до 7 лет кризисы связаны преимущественно со стремлением к самостоятельности, связанным с развитием когнитивных потребностей, и сопутствующими ему запретами взрослых.

А вот в возрасте примерно 7,5-8,5 лет у ребенка появляется так называемое чувство психологической автономии (позже похожее часто переживает молодежь студенческого возраста). Самое сложное для родителей – определять необходимую меру самостоятельности для детей во время этих возрастных кризисов. Грубые нарушения личных границ ребенка, жесткие ограничения его попыток познания мира и самостоятельных решений имеют, как правило, печальные последствия во взрослой жизни.

По словам психологов, из таких детей вырастают, как правило, очень нерешительные, неинициативные и застенчивые люди, которые оказываются неконкурентными на рынке труда и неприспособленными ко взрослой жизни, а также избегают ответственности за свои поступки. Поэтому основной совет – поиск компромиссов с ребенком, развитие умения договариваться, обосновывать запреты, а главное – проявление уважения и внимания к детям, их желаниям и выбору.

Для чего нужны кризисные моменты

Как мы уже знаем, прожить жизнь без проблемных периодов ну никак невозможно. Но не стоит относиться к ним столь остро, стоит понимать, что они нам нужны. Не нужно по каждому поводу восклицать «Господи, за что мне это!». Если случился кризис – значит, есть за что.

Мы льстим себе и полагаем, что мы мягкие и пушистые, а вокруг одни авантюристы, агрессоры, жадины, злюки, клеветники и т.д. Нам следует принимать все проблемы как наказание, и как урок, благодаря которому дальше на такие «грабли» наступать уже не будем. Для того, чтобы понять сказанное, нужно изучить наши кризисы как бы со стороны.

Подростки – переход во взрослую жизнь

Первым более-менее «взрослым» кризисом считают подростковый. Эрик Эриксон, автор эго-теории личности, называет возраст 12-18 лет наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний [3]. Перед юношами и девушками становится выбор – профессии, идентификации себя в какой-то социальной группе.

Типичный пример из истории – различные неформальные движения (хиппи, панки, готы и многие другие), мода на которые периодически меняется, но какая-то часть остается постоянной, либо группы по интересам (разные виды спорта, музыка).

Подростковый кризис – это период, сопровождается чрезмерной опекой и контролем со стороны родителей. А еще запретами, ссорами, возникающих из-за попыток их обойти и многое другое. Все это мешает ребенку познать себя и выявить особенности, присущие только ему – как отдельной личности.

В этот период увеличивается риск потребления наркотиков и алкоголя – для подростков это не только способ стать «своим» в компании, но и ослабить постоянное эмоциональное напряжение. Ведь из-за гормональных «качелей» и других физиологических изменений в организме молодые люди постоянно испытывают зашкаливающие эмоции, когда настроение изменяется по сто раз в день.

Именно в этот период также приходят мысли о будущем, которые подвергают юношей и девушек дополнительному стрессу. Кем я хочу стать и чем заниматься во взрослой жизни? Как найти свое место под солнцем? Школьная система, к сожалению, не особо помогает найти ответы на эти вопросы, а только усугубляет кризис выбора, так как задает определенные дедлайны процесса.

Среди зарубежного опыта любопытными являются примеры подростков в Южной Корее и США. Правда, в первой стране они довольно неоптимистичны. Там считается, что хорошие перспективы трудоустройства есть только у выпускников всего нескольких самых престижных университетов. Потому довольно распространены случаи, когда подростки доводят себя до истощения и нервных срывов (а нередко – и до суицида) из-за предстоящего выпуска и подготовки на курсах. Эта проблема заставила медиков забить тревогу и поднять вопрос на государственном уровне.

А вот среди американских подростков и их родителей распространен более здравый подход – в этом возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Потому немало тинейджеров после окончания школы берут себе год перерыва на раздумья (так называемый gap year) – чтобы попутешестовать, поработать, получить новый опыт и принять правильное для себя решение без давления извне.

На постсоветском же пространстве до сих пор нередкими являются случаи, когда родители сами определяют, в какой университет и на какую специальность будет поступать ребенок.

Итог предугадать несложно – навязанная профессия может оказаться вовсе не той, о которой мечтал абитуриент. Дальнейших сценариев может быть масса, но для подростка большинство из них не помогут провести студенческие годы с пользой для себя и самоопределиться.

В США составили список самых популярных кризисных причин, по которым подростки бросают школу: алко- и наркозависимость, беременность, потеря интереса к учебе, финансовые трудности, запугивание сверстниками, сексуальные домогательства, расстройства психики, проблемы/жестокость в семье.

С кризисом самоидентификации также связано принятие тинейджером своей внешности. Для девушек этот момент может стать особенно острым – сравнение себя с кумирами, моделями из глянцевых журналов угнетает и может послужить причиной нарушения пищевого поведения. К сожалению, самые частые пациенты специализированных отделений для анорексиков – именно молодые девушки.

Потому так важно в период взросления для подростка ощутить поддержку своей семьи, которая готова принять его выбор. Так же, как и в детском возрасте, не рекомендуется жестко обрывать стремление ребенка к независимости. Основные советы психологов родителям сводятся к одной простой сентенции – вспомните себя в бытности подростком, свои мечты и стремления, конфликты со взрослыми, и поставьте себя на место ребенка.

К слову, подростковый кризис все-таки стоит на грани между детскими кризисами, которые более-менее регламентированы по возрасту, и взрослыми, которые привязаны скорее не к определенному времени, а к процессу выбора.

Детские кризисы означают крах существующей ранее в сознании ребенка системы, а взрослые подразумевают уже самостоятельное построение этой самой системы определенным индивидом. Первый серьезный выбор для подростка (университета, профессии) и является тем самым символом перехода во взрослую жизнь.

Сдвиг базовой парадигмы

Сейчас в науке широко применяется термин Томаса Куна «сдвиг базовой парадигмы». Многие уверены, что он определяет время, в которое мы живем. «Парадигма» — слово греческого происхождения и в переводе означает «пример, образец или модель».

Сам Томас Кун ввел этот термин для описания структуры научных революций, но очень скоро им стали описывать любые революционные изменения сознания, в частности смену базовых представлений о жизни.

Сегодня мы являемся свидетелями именно такого процесса — сначала в области естественных наук, а потом и в самых фундаментальных представлениях о природе реальности. Мне нравится называть это переходом от парадигмы эго мира к целостному, духовному мировосприятию — парадигме души.

Структуру внутреннего мира человека графически можно представить как иерархию уровней разума, но каждый человек воспринимает свой внутренний мир по-разному в зависимости от своего мировоззрения.

Хотя мировоззрение каждого во многом уникально, можно выделить два типа мировоззрений — духовное и материалистическое. Различия между этими типами настолько кардинальны, что их следует считать двумя разными парадигмами жизни. Я называю их парадигмой души и парадигмой эго.

В эго-модели, лишенной связи с основой — Высшим Я, безопасность должна быть достигнута исключительно за счет личных усилий, а поэтому тождественна предсказуемости и возможности как можно более полного контроля.

Если же предсказуемости нет, а контроль невозможен, эго воспринимает такое состояние как опасность для жизни. Поэтому, попадая в состояние опустошения в процессе кризиса, эго, настроенное на борьбу, ищет возможности, как это состояние победить. Это, конечно, усиливает стресс, а стресс усиливает напряжение, опустошение и страх.

Таким образом, человек, живя в парадигме эго, а поэтому и отождествляя себя с ним, регулярно попадает в воронку стресса со всеми вытекающими последствиями.

«Четверть века» и новые вопросы

Следующий возрастной кризис ученые относят к возрастному периоду примерно в 20-25 (по другим классификациям – 30) лет. Уже упомянутый Эрих Эриксон [3] называет его «ранней зрелостью», так как в это время молодые люди уже начинают задумываться о дальнейших судьбоносных решениях в своей жизни – построении карьеры, создании семьи, а также подводят первые итоги.

Главными остаются все те же вопросы самоопределения, самоактуализации, возникает потребность в самоуважении. Известный американский психолог, основатель гуманистической психологии, Абрахам Маслоу, считал движение в сторону самоактуализации залогом психологического здоровья [4].

В целом он описывал самоактуализацию и как процесс роста и развития личности, и как способ этого роста, и как результат этого роста. Последнее он считал привилегией людей зрелого возраста, но старт самого процесса психолог относил как раз к молодому возрасту.

Кризис 30 лет сегодня «переполз» на более ранний возраст, но нынешнее поколение 30-летних окрестили «поколением Питера Пена» за нежелание вырастать, тогда как 25-летние переживают кризис самоактуализации в полной мере.

Поиски себя в этот период неизбежны без сравнений с другими – будь то окружение человека, либо герои любимых фильмов и сериалов того же возраста. Но тут появляется соблазн – найти модель для подражания, либо же наоборот отрицать все общепринятые нормы. В обоих случаях конструктивного решения быть не может, ведь рано или поздно придется сделать собственный выбор, и чем позже, тем больше вероятность, что кризис затянется.

Четвертьвековая отметка в сегодняшних реалиях сдвинула проблемы бывших 30-летних в свою сторону. Многие жизненные ценности и возможности потерпели существенные изменения за последние 15-20 лет.

До 25 молодые люди успевают поработать на нескольких работах, ведь традиция не менять работодателя десятилетиями замята в прошлом (если не считать, например, японскую модель общества). Но при этом они остаются потерянными – на чем они все-таки хотели бы остановиться? В этом случае может помочь составление списков и расставление приоритетов – в жизни в целом и в отдельных ее сферах. Таким образом будет проще поставить конкретные задачи и определиться с шагами на пути к их воплощению. Это и будет тот самый важный шаг на пути к самоактуализации.

Кроме того, в этот период часто обостряется ощущение одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции, которые связаны с вышеописанными проблемами самоактуализации и самоопределения. Главный совет, который психологи дают 25-летним – не сравнивайте себя с другими.

В этом аспекте придется постичь дзен, так как в эру соцсетей, где все выкладывают только самую лучшую сторону своих жизней, такое умение впору считать суперспособностью. Важнее всего понять и выделить, что нужно и интересно именно вам, а не навязано окружением, друзьями, родными. Это поможет упорядочить мысли и определить дальнейший вектор движения – от пересмотра своих хобби и привычек до покорения карьерной лестницы.

Кризис четверти жизни – это чаще всего переоценка ценностей и подведение первых итогов, которые не приводят к клинической депрессии, а являются площадкой для новых стартов и начинаний.

Опустошение или целительная пустота?

Если пользоваться геометрической метафорой, то жизненный путь человека мало похож на прямую. Скорее его можно сравнить с серией резких скачков, разделенных плавными плато. Обычно периоды подобных скачков мы воспринимаем как кризисные, потому что плато, то есть стабильность, — это основное, что дает нашему эго чувство безопасности, предсказуемости и возможности контроля над ходом событий. А в такие периоды это невозможно.

Тем не менее кризисы неизбежны и даже необходимы, так как человек — развивающееся существо. А любое развитие происходит не плавно, а скачками: освоил нынешний уровень — переходи на следующий. На каждом таком уровне все новое: новые требования и новые задачи. А навыки хоть и есть, но старые, с прежнего уровня. Поэтому вначале ощущение такое, что все в хаосе.

В такие периоды ум человека, будучи неспособным уложить происходящее в какую-либо знакомую схему, чаще всего сначала уступает место бурным эмоциям, а потом просто отключается: прошлое ощущается выгоревшим полем, ничего не хочется, жизнь кажется потерявшей смысл и направление, а свое состояние человек чаще всего определяет как опустошение. Состояние не плохое и не хорошее, скорее никакое. Эмоции и мысли остались в воспоминании. Пустота.

Как справляться с этим состоянием?

Если помочь человеку почувствовать поддержку Высшего Я и возможность опоры на него, благодаря этому расширить представление о самом себе, то порочный круг разрывается. Стресс постепенно снижается, и возникает возможность воспринять неведомое не со страхом, а как источник возможностей. Тогда кризис позитивно разрешается переходом в состояние сотворчества.

Это можно осуществить с помощью определенных методов, которые в целом можно охарактеризовать как медитации на пространство.

В доминировавшей тысячелетия парадигме эго человек отождествлял себя с телом, которое при этом ощущалось не живым существом, а механизмом (отсюда механистический подход медицины к его лечению), в то время как сознательный ум сосредоточивался в основном в голове. Пространство же воспринималось как объективная данность, среда обитания.

Однако в действительности сознательному уму доступны лишь 5% ресурсов человека, и он им не ограничен. Большая часть разума относится к сфере подсознания и осознается не напрямую, а через эмоции и ощущения тела (то есть мы его не осознаем, а чувствуем, ощущаем).

Но есть еще более масштабный разум, сверхсознательный, и он проявляется как раз через пространство. Поэтому его часто называют Космическим или Высшим.

Сознательный ум эго замкнут внутри себя, поэтому проживает жизненные ситуации, воспринимая их как «то, что случилось», и не имеет возможности осознать их обучающий смысл (который иногда умом даже отрицается). Компенсирует это ум тем, что создает смыслы искусственно, опираясь на сознательные цели (получить должность, звание, добиться богатства и статуса и т.п.). Когда же иллюзии рассеиваются и обнаруживается, что смыслы эти были иллюзорными, как в упоминавшейся выше «депрессии достижения», вот тогда и наступает опустошение. Эго-ум остается без цели и смысла существования.

Выход в осознание тела — мы поучимся это делать в процессе выполнения упражнения, приведенного в конце статьи, — открывает доступ к подсознанию, что дает возможность проработки эмоций и ощущений. Но в еще большей степени доступ к истинным смыслам открывается через расширение осознанности в пространство.

С позиций нейрофизиологии, осознание пространства позволяет мозгу переключиться с бета-волн, характерных для сознательной деятельности, и даже высокочастотных бета-волн, характерных для состояния стресса, на альфа-волны, соответствующие состоянию расслабления, и даже тета-волны, соответствующие глубокому погружению во внутренний мир. Поэтому тысячелетиями медитация и молитва служили главными средствами постижения высших смыслов и воссоединения с Высшим Я, с душой.

Понятно, что в одной статье невозможно охватить столь обширную тему. Я лишь проиллюстрирую, как это работает, на примере сеанса с одной талантливой женщиной.

В чём смысл жизни без кризиса.

Видимо в этом и состоит смысл жизни. Причина прихода нас на эту Землю. Приобретение опыта. И это будет продолжаться до того периода пока вы не поумнеете. Формируется разумность сущности? Представляю какие глупые мы сюда пришли. Нашим Душам, наверное, по 5 лет, по земным меркам.

Какой вывод можно вынести из всех этих знаний о кризисе в жизни. Если человек подготовлен и в принципе понимает, что это и для чего даётся. То ему будет гораздо легче найти выход из любой жизненной ситуации. Не нужно впадать в отчаяние. Нужно просто подумать и сопоставить. А потом выбрать путь выхода из кризиса в жизни.

Например, вам изменила жена (муж), которую вы очень любите. Даже подумать не могли что это произойдёт с вами. Затем развод. И вот вы один. Разбитый, униженный, оскорблённый. Это жесточайший удар. На этой стадии ломаются жизни очень многих.

  • Вы можете уйти в запой, лишиться работы, статуса, денег, здоровья. Что приведёт вас к 4 стадии.
  • Вам удастся уговорить жену остаться, сохранить семью.
  • Но есть и другой вариант. Если понять, что это всего лишь испытание и его можно преодолеть.

Роль кризисов в жизни любого человека — как избежать повторения.

В жизни появляется новый смысл. Он выходит на новый уровень развития. Кризис полностью меняет его жизнь. Она становится интереснее, насыщеннее. Может именно для этого Бог даёт нам испытания в виде этих жизненных испытаний? Сильные становятся ещё сильнее. Слабые погибают.

Вспомните, как проходили кризисные ситуации у вас. По какой стадии шли. Как вы из них выходили? После чего вы узнаете на каком уровне вы находитесь сейчас.

  • Вы сломались, но не погибли. Живёте по инерции. Вкус и радость жизни утеряны.
  • Вы нашли выход из своего кризиса в жизни, но вышли с потерями и глубокой психологической и душевной раной. Жизнь потеряла краски.
  • Правильное решение всё же было найдено и вы на новом уровне жизни и развития.

Если вы на 1 и 2 ступени, ждите новых кризисов. Вы не прошли испытания. Вам назначат новые. Они не будут сильнее чем прежнее. Возможно такое же, или слабее. Но не сильнее точно. Это будет повторятся до тех пор, пока вы не найдёте правильное решение и не выйдете на новый уровень развития и жизни.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]