Эмоционально зрелый человек чувствует радость жизни и умеет создавать ее в соответствии со своими устремлениями и идеалами, раскрывать и реализовывать потенциал на всю мощь. Эмоциональная зрелость – это взрослая позиция, из которой человек перестает обвинять внешние обстоятельства или других людей в собственных неудачах. Как же достичь эмоциональной зрелости?
Эмоционально зрелый человек полностью принимает ответственность за всё, что с ним происходит, тем самым получая возможность управлять собой и своей жизнью.
Знание себя, своих реакций на внешние события, умение описать свои чувства и эмоции, а также осознание почему они возникают и что за ними стоит – также качества эмоционально зрелого человека. Он может осознанно и свободно вместо разрушительных негативных эмоций и автоматических неосознанных реакций выбирать красивые, позитивные и созидательные состояния. Умеет чувствовать и понимать других людей и выстраивать с окружающими гармоничные взаимоотношения.
Кажется, что этого невозможно достичь. Да, это не так уж просто, но под силу каждому, кто этого захочет.
Структура личности – множественность ролей
За свою жизнь человек усваивает, исполняет и развивает здесь и сейчас множество ролей. На основе этой простой идеи (Я.Л. Морено [3], А. Блатнер [7]) о том, что повседневное поведение — результат доминирования одной или нескольких из множества ролей, мы делаем ряд самоочевидных, на наш взгляд, допущений:
- Каждая роль имеет свою идентичность – восприятие, осознание и оценка человеком самого себя в разных областях жизни и в различных отношениях. 1.1. Идентичность проявляется в четырёх отношениях: «Я» (в роли) – в отношениях с собой, «Ты» — я (в роли) в отношениях с партнёром, «Мы» – я (в роли) в отношениях с другими/обществом…», «Пра-Мы» – я (в роли) в отношениях со смыслом и миром. 1.2. Каждое из этих отношений разыгрывается в четырёх областях, которые становятся местом (locus nascendi) и образом (status nascendi) действия: тело/сенсорный (физическое ощущение, внешний вид, двигательные и реактивные паттерны и т.д.), контакты/эмоциональный (открытость, способность ощущать ценность), достижения/логический (способность осознавать границы, принимать решения, планировать и осуществлять действия и т.д.), смысл/будущее/фантазийный (способность видеть связи, понимать значение, последствия и ощущать причастность).
- Каждая роль обладает своей компетентностью – способностью наблюдать, осознанно оценивать ситуацию, создавать энергию, принимать решения и конструктивно действовать, понимая смысл и последствия действий. 2.1. Источниками и способами применения энергии (спонтанности) для любой роли являются 4 основных потребности/способности развивающиеся последовательно в процессе взросления: а. потребность ощущения и признания факта собственного существования/способность принимать и чувствовать опору б. потребность любви – переживания единства, полноты существования и собственной ценности/способность любить [1] открытость, способность ценить себя и другого и чувствовать ценность. в. потребность познания, понимания/знания себя, других и целесообразности/способность познавать, понимать и уважать себя, другого, разграничивать своё и то, что принадлежит другим, соблюдать справедливость. г. потребность/способность понимания смысла и принадлежности к чему-то большему 2.2. Энергия создаётся в ответ на внешние и/или внутренние стимулы, соответствующие четырём видам потребностей/способностей. Стимуляция может быть а) спонтанной, не контролируемой и б) осознанной, индуцированной. 2.3. Энергия каждой роли проявляется в фантазии и в реальности. Степень соотношения в нутренней и внешней реализации зависит от условий возникновения роли и степени сознательного овладения ей 2.4. Новый опыт усваивается путём инверсии новой роли или её аспектов и таких феноменов как имитация, идентификация, проекция и перенос [3]. Универсальная матрица развития состоит из пяти последовательных стадий и закладывается на ранних стадиях развития. 2.5. Роли могут вступать в конфликт в любом измерении жизни (тело, достижения, контакты, будущее) и в любой области идентичности (Я, Ты, Мы, Пра-Мы)
- Эмоциональная зрелость характеризуется осознанностью роли (идентификация) и контролируемостью ролевого репертуара (компетентность), позволяющей активно выбирать роль адекватно ситуации и расширять спектр ролевого выбора.
Зрелая эмоциональная идентичность проявляется равномерным интересом, чувствительностью и активностью в четырёх областях жизни (тело, деятельность, контакты, будущее) и в четырёх типах отношений («Я»; «ТЫ»; «МЫ»; «ПРА-МЫ»). Рассмотрим стадии/области развития идентичности:
Стадия: первичной матрицы. Область: тело/чувства. Идентичность: физическая. Способность: обуславливающая, физическая
Обуславливающая (физическая) и две базовых (любить и познавать) способности пробуждаются к жизни базовой спонтанностью, иницируемой на этом этапе
доминантой выживания (питаться, расти, рождаться, дышать, переваривать и т.д.). Энергия активируется изменчивыми условиями жизни в утробе, рождением, сменой среды, первым вдохом, первыми внешними контактами (грудь, кормление, др.).
На этой стадии основой действия и научения являются ощущения и рефлексы2, закладывающие модель физических и психологических процессов. Это чистый тренинг
«здесь-и-сейчас» до появления навыков самонаблюдения, оценки и управления.
Пассивная потребность/способность этого этапа – жить и страх – не быть, не жить, не получать опыт жизни, отсутствовать в ней, уравновешиваются активным намерением/способностью – обретать опыт (развивать рефлекторные связи, позволяющие воспринимать пространство и время, формировать образы);.
Неуверенность относительного главного вопроса этой стадии по В. Франклу [4]:
«Я здесь, но могу ли я (как интегрированное существо) быть здесь?» – может быть результатом недостаточной поддерживающей физической стимуляции, отторжения, травматичного физического опыта (насилия, травмы) или другого расщепления и проявляться симптомами страха и психологическими проявлениями шизофрении.
Приняв своё существование, ребёнок учится принимать существование других, готовясь к переходу на следующую стадию. Благодаря такой готовности энергия, проявляемая тревогой, не чрезмерна и может быть успешно канализирована в русло адаптации.
Стадия: вторичной матрицы. Область: контакты/эмоции. Идентичность: эмоциональная. Способность: базовая – любить
По мере развития чувствительности и обретения ясности зрения ребёнок понимает, что его мир и мир матери не одно и тоже. Этот шок перехода от универсальной к дифференцировано универсальной (субъекты и объекты разделены) матрице идентичности активирует энергию эмоций как способ преодоления фрустрации разделения. Реальность совместного бытия заменяется эмоциональным единением. Отсутствие на этой стадии разделения между объектами фантазии и реальности позволяет активировать энергию не только реальными, но и виртуальными (фантазия) стартерами. Поэтому «Я»-идентичность интернализирует практически не фильтруя отношение родителей и других близких, включённых в реальность как модель самоотношения.
Основным инструментом создания энергии, приобретения опыта и научения на этой стадии являются ещё не осознанные и не названные эмоции первичных отношений которые моделируют будущие паттерны отношений с «другими».
На этом этапе пассивная потребность/способность – быть любимым и страх – не быть любимым, быть одиноким, не испытывать радость единства/объединения компенсируются активным намерением/способностью – любить;
Не внятный или отрицательный ответ на вопрос: «Достаточно ли я ценю свою собственную жизнь, чтобы насладиться всей её полнотой, делая то, что мне на самом деле хочется?» В. Франкл [4] считает причиной пограничных расстройств и депрессии.
Принятие своей ценности позволяет ценить спонтанные проявления других, демонструя искренний интерес и внимание. Такая открытость даёт чувство безопасности, позволяет запросить и использовать внешнюю помощь, когда дифференцированно универсальный мир, к которому он только что приспособился, распадётся на два.
Стадия: третичной матрицы. Область: достижения/логика
Идентичность: Интенционная/культуральная. Способность: базовая – познавать
2 для лучшего понимания этих механизмов рекомендуем обратиться к труду Л.М. Веккера «Психика и реальность. Единая теория психических процессов.» (2000 г.)
Следующий критический переход к осознанию отличия реальности от фантазии, к расщеплению до сих пор неделимого внутреннего мира вызывает сильную тревогу и, в то же время, предоставляет возможность наблюдать себя, в своих действиях и чувствах, называть и запоминать, а значит – вспоминать и интегрировать опыт различий и чувств. Появляется способность понять причинно-следственные связи и предсказать последствия, осознанно направлять свою активность на достижение чего-то приятного и/или избежание неприятного, создавая энергию ясных намерений
Основным инструментом создания энергии на этой стадии являются слова, мысли, образы, ассоции и логика. Пассивная потребность/способность этого этапа – быть понятым и получать соответствующее отношение и страх – не быть понятым, ошибиться, потерпеть поражение и неудачу нейтрализуются активным намерением/способностью – понимать других и относиться к ним в соответствии с этим пониманием;.
В.Франкл [4] называет эту стадию духовной, мы скорее склонны назвать её культуральной, т.к. она отражает природу именно групповой, культурной идентичности (социально обусловленная шкала ценностей и оценок, устремлений и дисциплины действий). По Франклу [4], неотвеченность вопроса: «Есть ли у меня право быть таким, какой я есть, хорошо ли это для других, какова моя роль и ценность в обществе?» – проявляется истерическими чертами, возможно расстройствами личности и тревогой.
Самоуважение, доверие к своим намерениям и решениям даёт возможность уважать других людей (с их иным опытом, видением, стилем принятия решений и действий) и доверять им. Это позволяет задать себе вопрос о смысле, который вряд ли может быть самостоятельно распознан, сформулирован, приоритезирован и решён, если отсутствует социальная осознанность, приятие, самоуважение и открытость.
Стадия: зрелости. Область: будущее/интуиция. Идентичность: Духовная. Способность: спонтанность развитая в креативность (осмысленное творение)
Если все три способности адекватно активированы и развиты, первичная спонтанность осознаётся и проявляется как креативность: способность интегрировать, идентифицировать, понимать взаимосвязь и динамику, принимать решения и поддерживать энергетически их выполнение. Энергия этой стадии создаётся вдохновением3, видением и мужеством доверять им и принимать на их основе решения.
Пассивная потребность/способность – быть определённым (идентифицированным кем/чем-то большим, более значимым, чем сам индивид), быть наделённым смыслом и перспективой и страх бессмысленности преодолеваются на этой стадии активным намерением/способностью – осознать, понять и определить общий и частный (собственный и других) смысл, ощутить вечное/вселенское/духовное одиночество.
Отсутствие ответа на вопрос: «Что изменит в этом мире моя жизнь? Для чего я живу? С чем большим и великим я связан?» – В. Франкл [4] ассоциирует с симптомами зависимости (как компенсации недостатка собственного смысла заимствованным).
Развитию осмысленности способствуют выбор и действия, основанные на ценностях, причастность к объединённой идеей группе, движению религии. Осознание смысла несёт радость гармоннии и единства с миром, возможность свободного действительно творческого развития в сотрудничестве с другими и самой Вселенной.
Гипотетически обретение смысла способно модулировать развитие нижестоящих стадий/способностей. Известны случаеи, когда примитивно развитые люди и целые народы, обретая смысл, изменяли свою жизнь, демонстрируя миру вдохновляющие
3 термин «вдохновение», похоже, даёт нам некоторое представление о человеческой природе.
примеры раскрытия потенциала, заложенного в самой природе человеческого существа.
Внутренняя и внешняя стимуляция в спонтанном и осознанном разогреве
Столкновение внутренних потребностей (нервные импульсы, эмоциональные нужды, сознательные желания, спонтанные и интегративные/духовные потребности) сталкиваются с условиями внешнего мира(среда и время, отношение/ чувства других людей, ожидания других, законы вселенной/ценности) приводит к стрессу, мобилизующему ресурсы организма, создающему энергию для приспособления.
Встречаясь с реальностью, ребёнок связывает все события со своими спонтанными действиями логикой: «я причина всего». Образовавшийся в результате комплекс действие-результат, удовлетворяющий основные нужды/потребности будет воспринят как желательный и наоборот. Так, на основе соотношения степени удовлетворения выстраивается модель шкалы приоритизации/оценки/предпочтения действий/результатов. По мере развития, возрастает способность осознанно создавать энергию на основе принятых решений (см. табл. 1).
Таблица 1. Примеры спонтанного и осознанного создания энергии
СПОНТАННЫЙ, НЕ КОНТРОЛИРУЕМЫЙ РАЗОГРЕВ | ||||
Тело/сенсорный | Контакты/ эмоциональный | Достижения/ Логический | Будущее/ фантазийный | |
Внутренни й | Голод | Стремление к эмоциональном у единству | Стремление быть понятым | Не осознанные ожидания |
Внешний | Отсутствие еды | Безразличие | Не понимание | Новая ситуация |
ОСОЗНАННО ИНДУЦИРОВАННЫЙ РАЗОГРЕВ | ||||
Внутренний | Идея здорового питания | Активная эмпатия | Осознание и разьяснение | Гибкое планирование |
Внешний | Диета и режим приёма пищи | Дружба | Обсуждение | Ролевая игра |
Созданная энергия реализуется в зависимости от соотношения и осознанности внутренних и внешних стимулов в четырёх основных областях (табл.2):
1. Конструктивная модель – компенсация, адаптация, аутентичность, равноправие/сотрудничество
Сбалансированность нормальной внутренней стимуляции адекватной внешней стимуляцией (поощрение/ фрустрация) со стороны базового окружения приводит к преимущественно адекватному и осознанному самомотивируемому поведению, соответствующему ценностям и устремлениям индивида, направленному на развитие его самого и его отношений с действительностью. Такое поведение характеризуется способностью в равной степени видеть, понимать, ценить и принимать во внимание внешние требования и внутренние потребности, заключать взаимовыгодные соглашения.
2. Деструктивная модель – гиперкопенсация, доминирование/конкуренция
Если недостаточная внешняя стимуляция (реакции поощрения/подавления со стороны базового окружения) не способна уравновесить нормальную или аномально высокую внутреннюю стимуляцию, формируется тенденция игнорировать внешние условия, нужды и ожидания, ведущая к гиперреакции в тех случаях, когда реальность не
Таблица 2. Реакции и идентичность в 4-х основных моделях
Конструктивная | Деструктивная | Зависимая | Дефицитарная | |
Реакции | ||||
Тело | нежность, осознанная свобода, пластичность, комфорт | симпатические реак- ции, аллергии, астма, неугомонность, быстрая речь, панические атаки | Парасимпатически е реакции, хронические заболевания, истеричность | фетиго, апатия, депрессия, аутизм, снижения метаболизма и реакций |
Достижения | проактивность, понимание, учтивость, открытость, честность | гиперрационализаци я, подавляющая активность, работоголизм, действия ради действий | реактивное поведение, лень, отсутствие независимой инициативы, безответственност ь | амбивалентность, безинтентность, бездействие |
Контак-ты | любовь, | Конкуренция, | зависимость, | безразличие, |
уважение, | подавление, | конкуренция, | ощущение | |
сотрудничеств | гиперреактивность, | манипуляция, | эмоциональной | |
о, поощрение. | эксплозивность, | виктимизация | опустошённости | |
агрессия. | ||||
Смысл | этичность, осмысленность и видение, креативность | компульсивность, фиксированность, непостоянство, фанатизм | чувство вины, амбивалентность, драматическое несчастье | индефферентност ь, бесполезность, обречённость, безвыходность |
Идентичность | ||||
Я | «Я – цельный, ценный, осознанно активный и органичный в развивающемс я мире» | «Я – господин, который должен доказать и сохранить свою целостность и ценность вопреки этому миру, поняв и покорив его» | «Я – жертва мира, целиком зависящая от провидения, выживающая и оправдывающаяся » | игнорирование своих интересов и/или отрицание их значимости |
Ты | свои интересы учитываются наравне с интересами партнера | Игнорируются и подавляются интересы партнера | свои интересы игнорируются в пользу партнера, ему же передаётся ответственность | игнорирование и/или отрицание интересов партнера, и значимости партнёрства |
Мы | Интересы группы влияют на решения, и могут определять их | – интересы группы игнорируются или рассматриваются как конкурентные | интересы и оценки группы предпочитаются совоим интересам и суждениям | игнорирование своих и общественных интересов |
Пра-мы | Осознанная система ценностей и осмысленность опрделяеет все действия. | Сиюминутные желания предпочитаются долгосрочным перспективам | неуверенность в своих ценностях компенсируется фанатичным следованиям чужим смыслам | отрицание смысла и целесообразности своего существования и реальности |
соответствует ожиданиям. Такие мало осознанные проявления заряжены больше энергией внутренних конфликтов, нежели реальным отношением личности и действительности. В отношениях это приводит к соглашениям типа «ВЫИГРАЛ- ПРОИГРАЛ».
3. Зависимая/пассивная модель – гипокомпенсация/конкуренция
Избыточная внешняя стимуляция (поощрение/ подавление) со стороны базового окружения подавляет спонтанность, что приводит к капитуляции, ощущению себя жертвой, зависимому (от сильно заряженных внешних отношений/конфликтов)
/реактивному поведению, построению отношений по типу «Проиграл-Выиграл».
4. Дефицитарная модель – истощение, декомпенсация
Дефицит намерений и ргии может быть вызван 1. физическим расстройством внутренней стимуляции и рефлексии; 2. истощением спонтанности под воздействием недостаточной внешней стимуляции (поощрение/подавление) со стороны базового окружения, регулярных амбивалентных и/или фрустрирующих реакций/стимулов; 3)
«параличом» спонтанности под воздействием шокирующего события/ряда событий. В этом случае человек не может распознать, понять, ценить и реализовать ни свои, ни чужие интересы, формируя соглашения типа «Проиграл-Проиграл».
Способность любить
Открыться любви, будь то романтическая, платоническая или семейная, — это акт храбрости. Сделать себя уязвимым как для отказа, так и для взаимности — верный признак зрелости. Вот почему подростки часто закрываются для любви. Они боятся потерять или получить отказ. Когда большинство людей достигнет зрелого возраста, они будут страдать бесчисленное количество раз.
Только эмоционально зрелый человек сможет принять эти отказы и боли как реальность и продолжать открываться и приглашать в свою жизнь к близости и любви.
Базовые способности и потребности
Носсрат Пезешкиан [1] описывает две базовые способности: познавать и любить. Очевидно, что они проявляются в материальном мире только через телесность со всеми её конституциональными возможностями и ограничениями. Таким образом, жизнь тела
может и должна рассматриваться как обуславливающая способность. Кроме того, мы выделяем спонтанность как интегративную (см. ниже) способность.
Неудовлетворённость каждой из этих способностей может привести к определённой степени дизадаптации.
Каждая способность моделируется физическими, химическими, биологическими и социальными условиями и развивается во множество физических (характер нейрохимических процессов, метаболизма, двигательных стереотипов, физическое развитие и т.д.), эмоциональных (любовь, нежность, терпение, чувство времени и т.д.), когнитивных (усердие, аккуратность, целостность, пунктуальность и т.д.) и креативных (осмысленность, творчество и т.д.) актуальных способностей.
Матрица развития
Усвоение новых ролей/навыков определяется универсальной матрицей развития, закладываемой на ранних этапах развития. Осознание и направленное использование этой стадийности процессов предложено Н. Пезешкианом [1] и позволяет проводить терапию, осознанно развивать себя, отношения с партнером, социальным окружением и фантазией/духовностью. Эта матрица состоит из следующих пяти стадий:
- Наблюдение основано на способности переживать внутренний и внешний опыт как часть своей жизни. Эта способность берёт начало во вселенской идентичности младенца и описывается Морено как «стадия другого». Осознанное использование этой ступени предполагает способность к когнитивному овладению/осознанию и регулированию своего поведения в различных ситуациях и сферах своей жизни.
- Инвентаризация/понимание – стадия концентрация внимания на другом. Предполагает и развивает способность определять содержание, историю, динамику и возможности жизненных ситуаций. Обеспечивается аналитико-логическими ресурсами таких способностей как справедливость, точность, порядок, открытость умение видеть за эмоциональными проявлениями содержание конфликта.
- Ситуативное поощрение/приятие/мотивация – стадия превознесения другой части опыта, упуская из внимания всё остальное, включая себя, предполагает способность доверять и находить ресурсы, и создавать условия их использования за счёт поддержки и комбинации необходимых способов мотивации себя и окружающих.
- Вербализация/решение/действие – стадия активного помещения себя на место другого и апробация роли нового опыта. Способность принять на себя ответственность за достижение изменений. Открытость и честность, терпение и учтивость в разрешении конфликтов баланс открытости и осознанной ответственности за проявление эмоциональных реакций. Способность принимать решение.
- Расширение целей, перспектива – взаимодействие в новой роли с кем-то другим, способность видеть цель, прогнозировать результаты
Введение
Понятия «Эмоциональная зрелость/интеллект/компетентность/образованность» — широко используются обозначая ряда мотивационных, коммуникативных, эмпатических и поведенческих способностей, расцениваемую социумом и неизбежно окрашенную культурально, как успешность. Увы, ни одно из доступных нам определений не обосновано в рамках какой-либо теории личности.
Первые упоминания о «социальном интеллекте» (Robert Thorndike, David Wechsler [4]) появились в конце 30-х ХХ в., в 1943 году Уэшлер [5] предположил, что успешность определяется в первую очередь не когнитивными способностями. Truax and Carkhuff (1967) [5] установили три шкалы эффективности терапевта: (1) позитивное отношение к пациенту, (2) точная эмпатия, и (3) конгруэнтность. Richard E. Boyatzis et al. (1977 – 1981 гг.) [5]описали 8 шкал: вера в способность к изменению, эффективность, навыки понимания, стремление к личностному росту, зрелость Эго, эмпатия, использование ресурсов и подлинность. В начале 90-х Mayer и Salovey [5] определили «эмоциональную компетентность», Дэниел Големан [8;9] выделил «эмоциональные способности»: самопонимание (самосознание), распознавание собственных эмоций и их следствий, точная самооценка, самоуважение, самоуправление, самоконтроль, доверительность, осознанность, адаптивность, ориентация на достижения, инициатива, понимание другого, эмпатия, организационное понимание, ориентация на служение, социальные навыки, развитие других, лидерство, влияние, коммуникация, катализация, управление конфликтами, построение связей, воспитание инструментальных отношений, работа в команде и сотрудничество.
Предложенная нами в 2002 г. концепция эмоциональной зрелости была существенно доработана и проверена в многочисленных исследованиях, публикациях и дебатах. Результаты этой работы предлагаются вашему вниманию и обсуждению.
Открытость
В наше время многое говорят о своей открытости и готовы ко всему. Однако эта черта, которой на самом деле обладают немногие. Потому что настоящая непредвзятость сводится к одному: готовности признать свою неправоту.
Зрелость разрушает ментальные барьеры и открывает в человеке чувство либерализма. Вы больше не делите вещи на черно-белые, правильные и неправильные. Ваш разум открыт для многих идей и мнений. Вы не осуждаете тех, кто думает иначе или предпочитает жить не так как вы.
Вы также позволяете своим убеждениям смягчаться, чтобы допускать возможность того, что временами вы можете ошибаться. Вы не так высоко цените факты, но вместо этого понимаете, что в мире существует множество неизвестного.
Признаки
На протяжении всего своего бытия личность постоянно меняется вследствие естественного процесса развития либо деградации. У одних лиц данный процесс выражается более ярко, у иных – скрытно.
Путь к эмоциональной зрелости часто нелёгок, некоторые индивиды так и не достигают её, оставаясь инфантильными или эмоционально незрелыми личностями.
Несозревшие в эмоциональной сфере личности характеризуются неуверенностью, стремлением к самоутверждению за счёт сторонних людей, склонностью к грубости, зависти, осуждению. Они пристрастны к пагубным слабостям (алкоголю, наркотикам). Вследствие неудовлетворённости собственным бытием они стараются утешиться, погрузившись в окружающие легкодоступные соблазны.
Эмоциональная зрелость личности характеризуется нижеприведёнными признаками:
– гибкостью (способность адекватным образом приспосабливаться к уникальным обстоятельствам, событиям, ситуациям);
– ответственностью (зрелый индивид принимает ответственность за собственное бытие, он осознаёт, что сиюминутные обстоятельства являют собой следствие принятых им решений, он не обвиняет окружение, если произошла неудача);
– стремлением к саморазвитию (решение задач будущего вынуждает людей развиваться сегодня, зрелая личность испытывает потребность образовываться, получая новую информацию);
– поиском альтернативных мнений (ведь зрелый индивид осознает, что любую деятельность, умение, процесс можно совершенствовать, поэтому он охотно ищет иные мнения, рассматривает воззрения окружающих лиц и с радостью следует им, если понимает, что предложенный путь эффективнее либо менее затратный);
– непредвзятостью (несогласие с воззрениями окружения не является поводом к их критике, поскольку каждый вправе иметь собственные убеждения);
– устойчивостью (зрелый субъект осознаёт, что всегда будут разочарования, неуспехи, будут появляться проблемы и нерешённые задачи, поэтому неуспех сегодня не выбивает его на неделю из колеи, а позволяет наметить дальнейшие шаги, дабы нормализовать ситуацию);
– уравновешенным поведением (естественно, невозможно сохранять спокойствие и невозмутимость постоянно, но в 80% случаев вполне реально);
– реалистическим оптимизмом (зрелые индивиды не склонны к самообману, они осознают, что успешность обусловлена терпением и приложением усилий, и все это понимание подкреплено у них адекватным оптимизмом);
– открытостью (с такими индивидами легко взаимодействовать, люди в их присутствии ощущают себя комфортно);
– верой в собственную личность;
– юмором (зрелые индивиды не воспринимают собственную персону излишне серьёзно, они способны искренне над собой посмеяться вместе с товарищами или коллегами).
Каждый человек имеет различный уровень эмоциональной зрелости. Данный показатель является тем, над чем следует работать, постоянно совершенствуя его.
Самоконтроль
После того, как вы установили твердое осознание себя, у вас будет больше возможностей для проявления некоторой степени самоконтроля. Вы можете определить побуждения, которые накапливаются в вашем уме. Можете противостоять искушению действовать в соответствии с ними.
В этом, например, может заключаться разница между гневом и спокойствием, когда кто-то делает что-то, что вам не нравится. Зрелый человек лучше приспособлен к тому, чтобы проявлять сдержанность по отношению к вещам, которые могут нанести ущерб его краткосрочному или долгосрочному благополучию. Они могут одержать победу над некоторыми из наиболее саморазрушительных форм поведения, узнав их такими, какие они есть.
Что отличает эмоционально зрелого человека?
1. Осознание, признание своей главенствующей роли во всем, что происходит в его жизни, другими словами — ответственность. Такой человек управляет своей реальностью, он осознает стопроцентную причастность ко всему, что с ним случается. «У Бога нет других рук, кроме Ваших». Эта фраза очень точно отражает принцип ответственности.
Взрослого человека ответственность наделяет силой, свободой, помогает обрести ему «невидимые крылья», потому что он сам управляет своей жизнью, и что самое главное, — это ему по душе. Человек волен выбирать свои мысли, слова, поступки, намерения, цели. Совокупность этих элементов создает тот или иной жизненный сценарий.
У Бога нет других рук, кроме Ваших
2. Знание себя, своих реакций, а также умение идентифицировать и принимать свои эмоции, анализировать причины, которые их вызывают, умение корректировать свои состояния, направляя их в созидательное русло.
3. Способность к выстраиванию экологичных отношений не только с самим собой, но и с окружающим миром. Здесь важны эмпатия, сочувствие, уважение, принятие, умение слышать другого человека и развиваться через него. Ведь именно такая позиция является выигрышной и дарует нам мудрость. Если мы воспринимаем каждого человека как учителя, то это открывает нам поистине грандиозные возможности.
4. Благодарность. Конечно, все мы прекрасно знаем как важно и ценно выражать благодарность. Когда происходит что-то радостное, то, что с первых секунд дарит нам позитив, это довольно просто и приятно делать. Но я бы особенно отметила умение ценить и благодарить за те эпизоды и жизненные ситуации, которые видятся, на первый взгляд, причиняющими боль и разочарование. Открытость и доверие миру, убежденность, что все происходит не просто так, во всем есть свой смысл и благо для нас. Оно может быть завуалировано и казаться нам чем-то отрицательным, но это только потому, что мы порой не сразу можем увидеть картину целиком.
Выстраивают и отстаивают границы
Личные границы — воображаемая линия, отделяющая нас от окружающих физически и эмоционально; она показывает, где заканчиваемся мы и начинается другой, как с нами можно, а как нельзя обращаться. Правильно выстроенные границы помогают снизить уровень стресса и защитить себя, психическую и физическую целостность.
Но устанавливать и тем более поддерживать границы очень нелегко, особенно когда дело касается отношений с близкими. Если вы привыкли всем угождать, то понимать, что отказ их обидит или разочарует, особенно больно. Но оно того стоит, ведь границы возвращают нам чувство безопасности, благодаря им мы остаемся собой.
Список литературы:
- Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг в воспитании партнёрства и самопомощи: пер. с нем. – М.: Медицина, 1995. – 336 с.
- Пезешкиан Х. Основы позитивной психотерапии. – Архангельск: Издательство АГМИ, 1993. — 116 с.
- Морено Я.Л. Психодрама: Пер. с англ. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 522 с.
- Руководство по клинической детской и подростковой психиатрии/ под ред. Кеннет С. Робинсон: пер. с англ. – М.: Медицина, 1999 – 488 с.
- Фролов П. Некоторые аспекты эмоциональной компетентности психотерапевта//Позитум . – 2002. — №3. – С. 26-40
- Хетчер Вильям. Научное доказательство существования Бога: пер. с англ. – Киев, 1992.
- Adam Blatner, Role Dynamics: an Integrative Approach to Psychology and User-Friendly Language – https://www.blatner.com/adam/level2/roletheory.htm, 2004
- Cary Cherniss and Daniel Goleman “An EI-Based Theory of Performance” From the book “The Emotionally Intelligent Workplace” – https://www.eiconsortium.org/research/ei_theory_performance.htm
- Boyartzis, R.E. Goleman, D., & Rhee, K. (1999). Clustering Competence in Emotional Intelli- gence: Insights from the Emotional Competence Invenotry (ECI) – https://www.eiconsortium.org/research/eci_clsters.htm
- Remmers A. Five Capacities of the Psychotherapist// The First World Conference of Posi- tive Psychotherapy. – Wiesbaden, Germany, 1997. – P. 211-214.
Что же определяет уровень эмоциональной зрелости?
Уровень эмоциональной зрелости зависит от нашего жизненного опыта. У каждого из нас он уникальный. Однако даже если опыт двух людей схож, каждый из них по-своему трактует и использует его, делая свои выводы.
Здесь следует отметить второй не менее значимый показатель, а именно – уровень интеллекта человека. Чем он более образован, развит интеллектуально, тем более качественно он извлекает уроки из всего, с чем он сталкивается. Это касается и глубины, и прозрачности его выводов, на которые он может опираться в будущем.