Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Любая ситуация, событие, впечатление у человека сопровождаются эмоцией. Психологи понимают под этим словом переживание своего отношения к происходящему, прошедшему или тому, что может произойти. В обычной речи слово «эмоция» трактуется более широко: психический компонент – переживание, дополняется физиологическим – сопутствующими изменениями в организме. Есть люди, которые от природы испытывают слабые эмоции, однако при желании можно развить эмоциональность.

Эмоция выполняет важные функции:

  • она побуждает к действию, регулирует поведение. Бывает, что под воздействием эмоций отключается мышление – тогда вы действуете, не осознавая, что делаете. Это мотивационная функция;
  • выраженная эмоция позволяет понять человека, не зная его языка. Это коммуникативная функция;
  • выразительные движения, мимика, отражающие эмоцию, позволяют сообщить окружающим о своих потребностях, предупредить их об ожидающей опасности или, наоборот, удовольствии. Это сигнальная функция;
  • защитная функция позволяет человеку спастись от опасности. Под воздействием эмоции в кровь выделится тот или иной гормон и человек замрет или побежит. Эти механизмы вырабатывались тысячелетиями эволюции и до сих пор сильны.

Что такое эмоциональность

В психологии эмоциональность характеризует качество, содержание и динамику эмоций. Она может быть сильной, когда эмоции ярко выражены, а может быть слабой, когда событие не оставляет следа в душе человека или когда этот след не заметен окружающим.

Люди, далекие от психологии, под эмоциональностью понимают эмоции, выраженные ярко, заметно для окружающих. Эмоциональным называют человека с непосредственным, живым, восприятием.

Шизофреногенная семья

Одним из самых неблагоприятных способов воспитания, которое подавляет эмоционально-личностное развитие ребенка, является контроль и гиперопека. Главный действующий герой в разрушающемся мире маленького человека – так называемая «шизофреногенная мать». В кавычки это определение заключено потому, что на самом деле мать не страдает никаким психическим расстройством – этот термин был введен для обозначения особого вида поведения, при котором мать общается с ребенком при помощи «двойных посланий». Например, мать говорит ребенку, чтобы выбирал себе игрушку. В то же время она уже сделала выбор за него – на какую игрушку он бы не показал, его выбор будет назван неуместным и глупым. Или же мать может обвинять дочь в том, что она уделяет ей мало внимания. Но когда дочь попробует ее обнять, то она назовет ее «прилипалой».

Установлено, что такой тип общения может серьезно повлиять на психическое развитие ребенка и стать причиной развития шизофрении. Обычно это очень тревожная и властная мать, которая стремится до мелочей контролировать жизнь сына или дочери. Она воспринимает ребенка как собственность. Критичность к своему поведению практически отсутствует – ребенок должен есть тогда, когда она хочет, носить вещи по ее распоряжению, и даже чувствовать то, что приемлемо.

Психолог Э. Кречмер называл шизоидных детей «радостью для любой матери». Такой ребенок всегда будет послушен, следовать в своих поступках указанием родителей. В 1976 году ученый Эидемиллер исследовал эмоционально-личностное развитие в подростковом возрасте у больных шизофренией. Оказалось, что около 70% страдающих от шизофрении подростков росли в семьях, которые были названы псевдосолидарными. В них общение происходило при помощи «двойных посланий». Параллельно в исследовании принимали участие здоровые семьи. Оказалось, что в семьях здоровых подростков матери практически не использовали в общении контроль и гиперопеку, отличались критическим восприятием реальности, а также воздерживались от двойных посланий. Эмоционально-личностное развитие таких детей протекало гармонично.

Особенности развития эмоций у детей

Человек не рождается с готовым набором эмоций – в течение жизни происходит развитие эмоций, они превращаются из простых в сложные, увеличивается их количество. Самое глобальное эмоциональное развитие случается в раннем детстве.

Первые эмоции появляются у младенца в связи с удовлетворением или не удовлетворением его начальных потребностей. Он испытывает удовольствие, когда сыт, когда ему комфортно. Если ребенку холодно или жарко, если он не может уснуть или голоден, то он испытывает недовольство.

Когда ребенок становится старше, его эмоции усложняются, они развиваются в процессе игры и исследовательского поведения. На первой ступени развития эмоций малыш получает удовольствие при достижении результата. Потом доставлять радость начинает сама игра – здесь эмоции связаны с протеканием процесса деятельности, но не с его завершением.

Ребенок растет и учится предвосхищать эту эмоциональную палитру. В таком варианте развития эмоции зарождаются в начале действия, и уже результат и процесс выполнения не являются главными для него. Это момент соединения эмоции и интеллекта, в этом случае у будущего поступка оцениваются и последствия с результатами, и его общий смысл с предполагаемыми переживаниями.

К школьному возрасту эмоции усложняются, они обретают более широкий смысл, разные переживания объединяются или борются друг с другом. Это развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста и младших школьников приводит к возникновению внутренней стороны жизни ребенка. Эмоции по-прежнему возникают из ситуаций, отношений, существующих во внешнем мире. Но их интерпретация в сознании, описательные «картинки» о них формируются под воздействием уровня желаний ребенка. От этой внутренней логики также зависит, в какие события ребенок включается, а какие оставляет без внимания, и как он себя ведет.

Разделение внутренней и внешней жизни – признак готовности ребенка к школе. Общение с учителем и коллективом на уроках, учебная деятельность требуют сдерживать свои чувства, не выплескивать их на окружающих. Первое время ребенку это трудно, потому что дошкольник обычно сопровождает свои эмоции мимикой, движениями тела, междометиями. Для него это одно из средств общения, ведь роль эстетических эмоций в развитии личности ребенка огромна. А в начальной школе эти моторные реакции начинают постепенно заменяться речевыми. К концу младших классов речь ребенка становится заметно выразительнее, интонации обогащаются. Младший школьник учится справляться с волнением – держать его в себе. Он уже может отложить свои желания, подчиниться требованиям учителя и сконцентрироваться на занятиях.

Эмоциональное и душевное развитие личности

Эмоциональное (душевное) развитие — это развитие способности чувствовать, переживать, откликаться на эмоциональное состояние других людей, испытывать эмпатию. Эмпатия связана с эмоциональностью не напрямую: есть люди с развитой эмпатией, но вовсе не эмоциональные. При этом развитие эмпатии имеет обычным следствием развитие и эмоциональности. Эмпатия даёт больше поводов для чувств и эмоций — отсюда и большая эмоциональность. К тому же, тонко чувствующий, эмпатичный человек чаще удостаивается звания «эмоциональный», хотя на самом деле он просто тонко чувствующий и отзывчивый, а не эмоциональный. Поэтому я предпочитаю говорить о душевном, а не об эмоциональном развитии. Это хоть и близкие, но не тождественные понятия. К эмоциональному развитию эмпатийность прямого отношения не имеет, а в душевном развитии занимает одно из центральных мест. Душевный человек — это человек, умеющий ставить себя на место других людей, отзывчивый к их состоянию.

Таким образом, можно выделить две составляющие душевного развития:

  • эмпатийность;
  • развитие добрых эмоций.

Именно добрых, а не злых. Деление эмоций на положительные и отрицательные в данном случае не отражает суть того, что следует развивать. Если я испытываю страх за судьбу близких или ненависть к тем, кто мешает нам нормально жить и развиваться — это хоть и отрицательные, но в то же время добрые эмоции, такие, которые и должны быть у нормального, душевного человека, а если я испытываю радость при виде страданий другого человека — это злые эмоции, не имеющие ничего общего с душевным развитием личности.

Как развить в себе эмпатию, если изначально её у вас не хватает? Учитесь понимать сначала свои чувства, анализируйте их, задавайте себе вопросы, почему вы испытываете ту или иную эмоцию. Лучше это делать вечером, вспоминая прошедший день. Будьте внимательнее к своим партнёрам, учитесь подмечать их эмоциональные реакции на ваши слова и действия. Можно потренироваться в этом, просматривая фильмы и анализируя чувства героев и их внешние проявления. Старайтесь ставить себя на место своего партнёра, друга, коллеги и постарайтесь проникнуться его проблемой, почувствовать его эмоции. Думайте, что лично вас расстроило бы, а что обрадовало? Но в то же время помните, что все люди разные, и что может обрадовать одного, вполне способно огорчить другого. Поэтому старайтесь «вживаться» в образ другого человека, постарайтесь понять, что его может огорчить, а что — обрадовать?

Теперь поговорим о развитии собственно эмоциональности. Если упрощённо, эмоции — это отношение к воспринимаемому. Как в этом направлении развиваться? Если вы чувствуете, что с вашей эмоциональностью всё плохо — начните с простого. Цвет, вкус, запах, звук — базовая сенсорика. Какой у вас любимый цвет? Обычно этот вопрос ни у кого не вызывает затруднения. Каждому нравится какой-то цвет больше других. Разумеется, речь идёт не о том, какой цвет подходит в одежде, а о том, какой цвет нравится. Мне, например, нравится ярко-красный, хотя я избегаю его в одежде, понимая, что, особенно в нашем сибирском климате, это будет смотреться чересчур экстравагантно.

Вообще, если вы собираетесь заниматься развитием эмоций, то привыкайте сразу ко всему формировать отношение. На какой цвет приятнее смотреть? Какой оттенок вызывает состояние радости? Окружите себя этим цветом. Здесь, конечно, нужно следовать здравому смыслу, потому что не у каждого есть возможность покрасить, например, потолок в чёрный цвет без конфликтов с близкими, которые могут неправильно понять ваши усилия по развитию эмоций. Когда смотришь на любимый цвет, то различаешь именно это восприятие — «нравится«. Это искомая эмоция — старайтесь её запомнить максимально точно. Аналогично со вкусами, запахами, звуками. Напишите себе список своих любимых ощущений и возвращайтесь к ним регулярно для тренировки эмоциональности. Эмоции тренируются так же, как и мышцы — чем более регулярно вы испытываете приятную эмоцию, тем сильнее способность её испытывать, и тем больше вещей начинает нравиться вокруг. Если делать это регулярно, то увидите, что ваши симпатии расширились. Ведь вам нравится не один единственный цвет. Наверное, есть и другие любимые цвета и оттенки. И вы можете составить иерархию того, что нравится больше, а что — меньше. Аналогично можно поступать со вкусами и запахами.

Это первый шаг в развитии эмоций. Когда вы чётко составили список того, что нравится в жизни из базовых цветов, вкусов, запахов и звуков, переходите к вещам и предметам. Вот приятный диван, а этот стул тоже ничего, но нравится меньше. Когда вы сформируете у себя привычку, вы заметите, что мир начинает раскрашиваться в новые цвета, и эмоций в жизни постепенно становится всё больше. Дальше можно переходить к эмоциям от общения с людьми. Но люди транслируют на нас свои эмоции, и если стол и стул можно созерцать достаточно «чисто», то общение с человеком постоянно будет накладывать отпечаток от его эмоций.

Поэтому к формированию отношения к людям подходите гораздо более внимательно, чтобы различить, где ваши эмоции, а где их. Как только выдастся свободная минутка, делайте простое упражнение — смотрите вокруг, отмечайте, что вы видите, и формируйте эмоциональное отношение. Если этого покажется вам не достаточным для развития эмоциональности, можно 10–15 минут в день делать специальную эмоциональную гимнастику. Эмоциональная гимнастика — это отработка различных эмоций, эмоциональных состояний — восхищение, удивление, радость, гнев, печаль и т.д. Каждая эмоция должна быть как можно более искренней и правдоподобной. Разумеется, стремиться надо к позитивным переживаниям, поэтому начните формировать свою жизнь и окружение таким образом, чтобы окружать себя приятными вещами и людьми. Одной из самых позитивных эмоций является благодарность. Она может полностью изменить внутреннее состояние человека и привлечь в жизнь ещё больше того, за что он благодарен. Эта эмоция способна помочь стать счастливым, богатым и успешным. К сожалению, чаще всего люди думают о том, чего им не хватает, и не умеют быть благодарными за то, что им подарила судьба. Быть благодарным нужно не только за всё хорошее, что случается, но и за горький опыт и жизненные уроки. Когда вы чем-то недовольны, вы испытываете негативные эмоции, тем самым ещё больше привлекая их в свою жизнь. И, наоборот, когда благодарность занимает почётное место в вашей жизни, хорошее настроение и достаток становятся её частью. Если вы будете признательными, то станете получать от судьбы больше подарков, этому способствует закон притяжения. Будьте благодарны за всё, но не останавливайтесь на пути к достижению новых вершин. Обязательно благодарите (хотя бы мысленно) за мелочи. Ведь они и есть наша жизнь. Научитесь получать удовольствие от самых простых вещей. Выполняйте свои простые обязанности с удовольствием. Заведите себе специальную тетрадку и записывайте в неё то, за что вы признательны судьбе, окружающим, родным, близким и т.д., а также то, за что вы хотите быть им признательны в будущем. Каждый день возвращайтесь к этому списку. В скором времени вы начнёте замечать, как дела пойдут в гору, начнёте концентрироваться на хорошем, перестанете жалеть себя и жаловаться на жизнь. Живя благодарностью, вы притягиваете в свою жизнь достаток и изобилие. Поменьше думайте о том, чего не достаёт, а благодарите за то, что имеете и желаете иметь. Испытывая искреннюю благодарность снова и снова, вы станете более счастливым, окрылённым и весёлым. Это чувство поможет в достижении успеха. Если вы хотите, чтобы ваши желания сбывались и жизнь наладилась, общайтесь с миром на языке благодарности!

Но есть ещё один нюанс. Мы говорили, что следует развивать в себе, в первую очередь, положительные эмоции, позитивные переживания. Но, допустим, я вижу, как мужчина избивает женщину. Попробовать, как советуют некоторые психологи, изменить своё восприятие и выработать позитивное отношение к происходящему? Вряд ли. Во-первых, негативные эмоции здесь наиболее уместны, а, во-вторых, следует не ограничиваться негативными эмоциями, а вмешаться и прекратить безобразие. Теперь более мягкий пример: кто-то курит в неположенном месте, кто-то перешёл улицу в неположенном месте и т.п. Вмешиваться, пожалуй, не стоит (хотя при желании можно вмешаться и в этих случаях), но негативные эмоции будут уместнее и здесь. А вот теперь пример, вроде бы похожий, а вроде бы, и не похожий на предыдущие. Вижу парня на ярко-красной машине, женщину, покрасившую волосы в неестественный цвет, молодёжь, одетую экстравагантно и, на мой взгляд, неприлично. Многие скажут, что негативные эмоции уместны и здесь: «На красных тачках только бабы ездят, ни один уважающий себя пацан на красной тачке не поедет!», «Ты бы ещё полголовы выбрила, дура!», «Выдрать бы вас всех ремнём и в армию!» Стоп! Видите разницу с предыдущими примерами? Я вижу. Поэтому вот здесь, действительно, меняем настроение на позитивное. «Какой молодец, не живёт стереотипами, порадуюсь за него и сам буду брать с него пример!», «Вот умница, не боится экспериментировать с внешностью, даже если эксперимент неудачный, не попробовав, не узнаешь!», «Были и мы молодыми и тоже любили взрослых провоцировать, это нормальное поведение для молодёжи». Хотя есть и ещё кое-что в приведённых примерах, если разобраться с ними совсем уж глубоко. Вспомним, что мы только что говорили про эмпатию. Эмпатичный человек наверняка почувствует, что красный автомобиль, яркие и экстравагантные цвета в причёске и в одежде, скорей всего, свидетельствуют о том, что человек хочет привлечь к себе внимание, а это может происходить от одиночества, от недостатка общения, от комплексов, от проблем, от неуверенности в себе. Такому человеку следует посочувствовать, как минимум, про себя, а как максимум — словами, делами, поступками, возможно, ему правда требуется ваша помощь.

Таким образом, начиная с развития эмоциональности, следует расширяться и переходить к развитию эмпатийности, а ещё шире — к развитию душевности — умения чувствовать других людей, понимать их и помогать им по мере сил и возможностей.

Упражнения для детей

Детство – время, когда закладывается основа гармоничного развития эмоциональности. Для становления личности важно осознавать свои чувства. Для общения необходимо понимать состояние собеседника. Как и языку, ребенок учится этому самостоятельно, схватывая буквально из воздуха. Но все же не стоит пускать на самотек развитие эмоциональной сферы.

Чтобы помочь ребенку развить эмоциональную сферу:

  • в первую очередь не отгораживайтесь от ребенка гаджетами, больше разговаривайте с ним обо всем;
  • пока ребенок совсем маленький, проговаривайте его эмоции за него, рассказывайте, как с ними можно справляться;
  • когда ребенок подрос, регулярно спрашивайте его, что он чувствует в данный момент, что понравилось ему сегодня в садике, а что огорчило;
  • поощряйте сюжетные игры на разные темы и дидактические игры на развитие эмоций;
  • вместе слушайте музыку и обсуждайте ее с малышом;
  • сообща читайте литературу, обсуждайте поведение героя, его мотивы, переживания;
  • не ограничивайте контакты ребенка со сверстниками;
  • следите, чтобы чувства ребенка не заключались сугубо пределами личных переживаний, но могли быть реализованы в конкретных действиях;
  • поощряйте труд, который может быть полезен для окружающих;
  • развивайте у ребенка эмпатию.

Конец привязанности для родителя и ребЁнка

Первый этап отделения от матери происходит в трехлетнем возрасте – на этом этапе ребенок совершает значительный скачок в развитии, он отделяется от первоначального младенческого единства с матерью. Но эта сепарация еще не является окончательной. Эмоционально-личностное развитие в подростковом возрасте, напротив, включает в себя полное психологическое отделение от родительского гнезда. Отношения с родителями являются для ребенка жизненно важными, но в подростковом возрасте происходит сепарация, окончательное разочарование во всемогуществе отца и матери. Говорят, что «быть взрослым – значит поступать, как считаешь нужным, даже если то же самое советуют родители».

Личностной зрелости предшествует этап, на котором подросток во всем стремится поступать вопреки авторитету родителей. Понятие «подростковый возраст» возникло относительно недавно – впервые слово «подросток» упоминается в одноименном романе Достоевского. В древнем обществе человек, достигший половой зрелости, становился полноправным членом общества – он получал право голоса, сам принимал жизненно важные для себя решения, трудился. Во многих культурах половое созревание сопровождалось обрядом инициации, после которого «подросток» не возвращался в родительский дом.

Эмоционально-личностное развитие в подростковом возрасте ускоряется: ребенок внезапно приходит к осознанию, что он и его родители – разные люди с разными вкусами и жизненными позициями. Свое мнение подросток считает единственно правильным, а мнение родителей – безнадежно устаревшим. Несмотря на то, что сепарация от родителей – болезненный процесс для подростка, матери и отцу также приходится несладко. Ведь до этого они жили только «ради детей». Теперь же они могут обнаруживать себя в совершенно пустом месте – с работой трудности, брак разрушается, а теперь теряется и родительская роль. Главная рекомендация, которую можно дать родителям ребенка в «трудном возрасте» — уделить внимание собственной жизни. Дети выросли, и теперь сделать это намного легче – можно учиться новому, реализовывать себя в разных сферах.

Ребёнок в приёмной семье

Приемные дети – как и все другие – могут быть разными по характеру. Одни – подвижные и активные, другие – тихони; одни вредные и непослушные, другие – покладистые. Но их всех объединяет одно: биография приемного ребенка всегда начинается с трагедии. Потом эта трагедия может быть заменена на приятные воспоминания. Но в начале истории всегда лежит расставание с самыми близкими людьми. Эта травма значительно предопределяет дальнейшее психическое развитие приемного ребенка.

Родители мучаются одними и теми же вопросами: стоит ли раскрывать ему тайну или нет? Как объяснить малышу тот факт, что самые близкие люди отказались от него? Стоит ли затевать такой разговор вообще? Не разлюбит ли он нас? Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Исторически в России всегда было много детей-сирот. Их брали на воспитание родственники, в крайних случаях – соседи. В одной семье приемные дети росли окруженными заботой и любовью. В другой – были объектом презрения. Но от них никогда не скрывался факт усыновления (удочерения). Лишь в некоторых случаях приемность держалась в тайне – к примеру, когда от ребенка хотели утаить наследство. Некоторые культуры известны тем, что у них существуют различные ритуалы усыновления, особое отношение к усыновленным. Многие из героев различных легенд часто бывают «чужаками», потомками неизвестных духов.

Среди подростков существует достаточно жесткая игра под названием «Правда или последствия». Один из участников, которому достался жребий, должен выбрать из двух вариантов. Он либо честно отвечает на любой поставленный членами компании вопрос – а вопросы подростков обычно провокативны, ведь они любят экстремальные переживания; либо безоговорочно выполняет любой приказ. В такую игру постоянно приходится играть приемным родителям. Сироты, которые не знали тайны своего происхождения, и которые никогда не ступали в кабинет психолога, часто описывают свое эмоционально-личностное развитие одними и теми же метафорами: «Я всегда чувствовал будто бы что-то потерял, но не могу понять, что», «Не понимаю, откуда начинается моя жизнь», «Не чувствую себя счастливым со своим ребенком».

Сиротство: социальная ситуация раньше и теперь

Но в последние два столетия мир начал меняться, а вместе с ним и отношение к сиротству. Судьба брошенного ребенка больше не интересовала общину. Ею стали заниматься другие общественные организации – церковь, политики, государство. Появились дети, которые не пристроены к семье – «ничьи». Это были те, чьи родители обанкротились в большом городе и не имели возможности вернуться в деревню, в свой дом; незаконнорожденные и дети осужденных за преступления. Если раньше жизнь осиротевшего ребенка была для окружающих «злым роком», его несчастьем, то теперь появилось понятие «плохих корней». Сиротство стало постыдным фактом, постоянным источником чувств стыда и вины.

Изменился и институт брака. Современная среднестатистическая семья имеет жизненную философию «Одна семья – один дом», она называется нуклеарной. Когда-то одинокая, бездетная женщина имела возможность реализовать свой материнский инстинкт – она нянчилась с племянниками, детьми других семей. При этом она была уважаема обществом. Теперь ситуация изменилась, и у одиноких женщин совершенно другие интересы. Не менее смутным стало и положение мужчин. Если раньше он трудился на благо рода, то теперь бездетному мужчине непонятно – кому останется все нажитое им богатство. И нужно ли вообще трудиться, чтобы его наживать – ведь заработанное не унесешь с собой в могилу?

Городская реальность породила ощущение собственной «неполноценности» у тех семей, которые оставались бездетными. Оно усиливалось тем, что вокруг были «нормальные», нуклеарные семьи. Таков был эмоциональный фон, на котором стала происходить процедура усыновления. На одной чаше весов были внутренние сомнения, на другой – «позорные» предки сироты. Поэтому неудивительно, что зародилась идея о тайне усыновления. Такое положение вещей достигло своего максимума в послевоенные годы – ведь тогда число детей-сирот и незаконнорожденных было огромным. В том числе велико было количество внебрачных детей «от противников», появившихся на свет из-за насильственных контактов. Несмотря на то, что СССР считался светским, свободным от предрассудков государством, факт происхождения от «врагов народа» скрывался от таких детей.

Единственный ребенок в семье

Большинство тех взрослых, которые когда-то выросли были единственными детьми своих родителей, ощущают надежность и защищенность на своем жизненном пути. Единственный ребенок получает все внимание родителей – но и требования к нему более высоки. Отец и мать ждут от него, что он исполнит их лучшие надежды.

Также единственный ребенок более восприимчив к тем стандартам, которые демонстрируются родителями – очень быстро происходит индивидуализация приобретенных качеств. Сын стремится перенять отцовские манеры, держит слово не хуже родителя. Единственный ребенок всегда может рассчитывать на помощь со стороны родителей, и с удовольствием пользуется ею. Но в этом же заключается и минус воспитания единственного ребенка. Он будет требовать помощи, когда нужно и когда нет, манипулировать своей слабостью. Быстрее происходит умственное и эмоционально-личностное развитие ребенка – ведь он очень много общается со взрослыми.

Ребёнок, растущий без братьев и сестер, ощущает себя солнцем, вокруг которого стройно вращаются планеты – другие члены семьи. Попадая в школьную среду, он впервые начинает сравнивать себя с другими, что нередко оказывается болезненным. Единственный ребенок, окруженный гиперопекащими взрослыми, рискует либо вырасти слишком застенчивым, либо так и остаться эгоистичным деспотом.

Таким детям в действительности крайне необходимо общение с другими родственниками своего возраста – например, с двоюродными братьями и сестрами. С раннего возраста необходимо воспитывать в нем умение уважительно относится к старшим – бабушке, дедушке. Как бы ни хотелось оградить «любимца семьи» от всех бед окружающего мира, единственного ребенка нельзя растить в «тепличных условиях». Это касается как маленьких детей, так и подростков . Детям необходимо диалог с внешним миром без постоянной оглядки на родителей. Гармоничное эмоционально-личностное развитие в подростковом возрасте предполагает еще большее предоставление родителями свободы своему ребенку. Ведь подростковый возраст является тем периодом, когда взрослеющий ребенок должен научиться делать свой выбор и нести за него ответственность.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]