Ведущая деятельность детей в разных возрастных периодах

Ведущая деятельность – это определенное направление деятельности, выполняемой ребенком, определяющее наиболее важные моменты становления психики и развития ее процессов и особенностей. В ведущей деятельности происходит преобразование, перестройка психических процессов, способов ранее выполняемой деятельности, развитие личности.

Ведущая деятельность это в психологии категория, которая не обязательно является занимающей основное время в жизни ребенка, но она определяет процесс развития основных требующихся качеств и новообразований в каждом периоде. Смена акцентов деятельности происходит с возрастом, однако не ограничена строгими рамками, т.к. ориентировано на смену мотивации, которая изменяется в ходе выполняемой деятельности.

Психологический возраст относительно данной концепции рассматривается в сочетании критериев социальной ситуации и потребности основных новообразований, сочетание этих моментов учитывает ведущий вид деятельности. Не только количество прожитых человеком дней, но и социальная ситуация раскрывает типичные отношения ребенка с людьми, через что можно проследить особенности личностного индивидуального построения отношений с реальностью. Формирование новых процессов может быть доступно ребенку только через выполняемую деятельность, которая налаживает контакт ним и элементами действительности. Кроме данного внешнего свойства, ведущая деятельность перестраивает и формирует новые процессы, основные для определенного возраста ребенка.

Возникновение нового ведущего типа не отменяет выполнение важной на предыдущем этапе деятельности, скорее это похоже на процесс преобразования и развития ранее выполняемых деятельностей, для удовлетворения нового появившегося интереса.

Ведущая деятельность это в психологии теория, имеющая много последователей, а также критиков. Так, подчеркивается, что несмотря на то, что выполняемая деятельность опосредует процессы развития, она не четко фиксирована и определена для возрастных промежутков. Большее, нежели временное течение событий, влияние оказывает уровень развития и ориентированность социальных групп, куда включен ребенок. Соответственно ведущей будет становиться наиболее актуальная сложившейся социальной ситуации деятельность. Действительна данная теория исключительно в рамках детской психологии и не распространяется на дальнейшее существование. Концепцию не целесообразно использовать для иллюстрации и изучения механизмов и компонентов целостного и адекватного развития личности, а лишь для одной ее стороны – развития когнитивного компонента.

Что такое ведущая деятельность

Ведущая деятельность – это вектор, определяющий осуществление деятельности ребенка, который характеризует важнейшие моменты в психологии и развитии всех его процессов и особенностей.

Ведущая деятельность (англ. leading activity) – деятельность, которая формирует основы психологических новообразований ребенка на определенной ступени его развития и формирования личности.

Советский психолог и основоположник термина «ведущая деятельность Л. Выготский глубоко проник в основы человеческого (детского) сознание и объяснил, что человеческое мышление возникает в результате ведущей практической деятельности.

Стоит отметить, что при смене ведущей деятельности, в связи с изменением возраста, навыки, полученные от предыдущей ведущей деятельности, не исчезают, а продолжают совершенствоваться.

Понятие ведущей деятельности в отечественной психологии

Термин «ведущая деятельность», введенное отечественным психологом Львом Выготским лег в основу «Теории деятельности», разработанной его учеником и последователем российским психологом Алексеем Леонтьевым.

Теория деятельности — это концептуальная основа, берущая свое начало в социокультурной традиции русской психологии. Основополагающим понятием структуры является «деятельность», которая понимается как целенаправленное, преобразующее и развивающееся взаимодействие между акторами («субъектами») и миром («объектами»).

Проще говоря, теория деятельности посвящена тому — кто что делает, почему и как.

Иногда ее называют теорией культурно-исторической деятельности.

Теория деятельности дает объектив, с помощью которого можно выявить и

лучше понять человеческую деятельность. Выготский оспаривал модель стимула-реакции своего более широко известного современника Павлова, и продвигал

идею о том, что, в отличие от животных, деятельность человека целенаправленна и осуществляется набором действий с использованием «инструментов», которые могут быть физическими или психологическими.

К таким психологическим «инструментам» относится язык, как наиболее важный инструмент совместной человеческой деятельности.

Ведущая деятельность главным образом характеризуется не количественным, а временным показателем и обладает рядом признаков:

Кроме того, следует отличать деятельность от действия. Действие – это слово, указывающее на то, что человек что-то делает, действует (добровольно или непроизвольно, мысленно, словом или делом), что обычно подразумевает движение или изменение состояния, положения или ситуации и влияет на человека.

Деятельность же, соответствуя психологическому ряду (мотив > цель > задача), включает в себя три уровня: деятельность > действие > операция. Таким образом происходит развитие деятельности.

От рождения до года

В свой первый год жизни человек очень сильно зависит от других людей. По большому счету без родителей или других опекающих его взрослых он не выживет. Специалисты по детскому развитию считают, что к детям, не достигшим двухмесячного возраста, некорректно использовать само понятие «ведущая деятельность». Это неправильно, потому что такие крохи в принципе не в состоянии как-либо проявлять себя. Но преодолевая этот рубеж, они начинают первый этап своего развития, на котором они должны наладить эмоциональную и коммуникативную связь с близкими

В это время человек учится дифференцировать свои чувства, концентрировать внимание, адекватно воспринимать окружающую среду, у него развиваются зачатки речевых навыков и логического мышления, с осознанием причинно-следственных связей

Структура и виды ведущей деятельности

В дальнейшем, наряду с «Теорией деятельности», психологом А. Леонтьевым была разработана структура ведущей деятельности:

Выделяются следующие виды ведущей деятельности, различающиеся своими характерными особенностями и возрастной спецификой:

Не исключены и нежелательные случаи перескакивания через определенные этапы, что, как правило, приводит к весьма негативным последствиям: неврозы, плохой адаптации, отсутствие интереса и любознательности к окружающему миру, а также к трудностям в установлении постоянных или длительных тёплых и доверительных отношений.

Периодизация ведущей деятельности в развитии ребенка

Российским психологом Д.Б. Элькониным были представлены две модели систем периодизации ведущей деятельности:

  • «ребенок — социальный взрослый»

  • «ребенок — социальный объект»

Д.Б. Эльконин утверждал, что в деятельности, относящейся к типу «ребенок — социальный объект», существует различие между естественным и культурным (искусственным) действием, а механизм различения — это специально организованное пробное действие с особым культурно сконструированным объектом.

В деятельности типа «ребенок — социальный взрослый» механизм развития представляет собой полную реконструкцию жизненных ситуаций, в которой ребенок обнаруживает собственные чувства.

Исходя из того, очевидно, что деятельность каждого этапа многогранна и одновременно присутствует мотивационный и операционный компонент.

С точки зрения периодизации ведущей деятельности, в развитии ребенка стоит учитывать влияние на человека (ребенка) 3 основных фактора:

  1. Влияние окружающей среды: образование, климатические условия.
  2. Внутренние биологические условия: врожденные состояния, воздействия, действующие на человека в период пренатального, перинатального и послеродового периода.
  3. Индивидуальная активность личности: деятельность человека (работа, отдых, досуг).

Ведущая деятельность в раннем возрасте

В конце младенчества ребенок еще не понимает сути окружающих предметов и их функции. Ведущая деятельность раннего возраста (от 1 до 3 лет) характеризуется преобладанием предметно-орудийной (манипулятивной) деятельности, принимающей социальный контекст, т.е. подразумевает именно социальный способ овладения предметом. Происходит множество экспериментов с качественными особенностями предметов.

Деятельность делится на три этапа:

  1. Переход от неспецифического к специфическому использованию предмета с помощью взрослого наставничества. Пример:

Знает, что это чашка > приходит понимание для чего она нужна > использует по назначению.

  1. Этап переноса действия с одного предмета на другой. Пример:

Освоил кружку (поильник) > может начать осваивать стакан.

  1. Этап переноса действия с данным предметом в игровое русло

Научился пить из чашки > чаепитие для игрушек.

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте

С наступлением младшего школьного возраста (7 — 11 лет) – ведущей деятельностью становится деятельность учебная. Причем рассматривается любая учебная деятельность, позволяющая усваивать новые знания и умения. Благодаря этому происходит массированное увеличения словарного запаса, с возможностью придумывания собственных языков. В этот период происходит активный рост и как результат происходит дисгармония в развитии и дополнительная нагрузка на нервную систему. Этот период может отмечаться быстрой утомляемостью, повышенной активностью и возбудимостью. В процессе обучения происходит усвоение и структуризация не только теоретических знаний, но и систем оценки, контроля и дисциплины. Укрепляется понятие иерархии.

Ведущая деятельность в юношеском возрасте

Юность (от 16 до 18 лет) характеризуется учебно-профессиональной деятельностью, где происходит установление новых задач и систем ценностей, оттачивание необходимых навыков. Учебная деятельность приобретает профессиональную перспективную окраску, а с ней и область интересов. Речь пока не идет о самоопределении, но уже можно говорить о готовности к ней.

В этом периоде созревает готовность к принятию решений и понятие ответственности за них. А также возможность и необходимость внесения собственного вклада в развитие общества.

В этом возрасте нередки случаи «примеривание» на себя роль взрослого кумира – реального человека или литературного героя. Психологические и физиологические процессы замедляются, а кризисные временные промежутки становятся длиннее.

Зачем родителям знания о ведущей деятельности

Знание и понимание родителями законов возрастного развития детей, приводит к упрощению понимания и принятия того, что особую роль играют понятия ведущей деятельности и ведущего вида общения, так как они определяют развитие познавательных процессов у ребенка и формируют основные черты личности.

И хотя с изменением возраста ребенка ведущие виды общения и деятельности меняются, но увеличивается их разнообразие.

Кроме того, следует учитывать, что игра является ключевым видом деятельности практически на любом этапе и ее можно рассматривать и использовать как посредника, способствующего когнитивному развитию детей и выстраиванию отношений.

Литература

  • Бурменская Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков — Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М.: Издательский , 2002. — 416 с.
  • Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций М.: Айрис-пресс, 2005. — 238 с.
  • Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — Издание 3-е, стереотипное. — М.: Тривола, 1998.— 352 с.
  • Терехина Н.В. Ведущая деятельность подросткового возраста с точки зрения основных задач развития — Московский городской психолого-педагогический университет, 2010
  • Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского) М.:Тривола, 1994 — 168 с.
  • Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский , 2007. — 384 с.

Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте

Культурно-историческая психология определяет игру как ведущую деятельность в дошкольном развитии. В основополагающей работе Выготского (1967-1978гг) были выделены две категории ведущих влияний: игра вносит фундаментальный вклад в развитие семиотической медиации и включает активное присвоение социальных ролей и правил, а также других неотъемлемых аспектов социальной организации.

Игра — это деятельность, в которой происходят наиболее важные изменения в развитии. По словам Выготского, игра имеет решающее значение и является неотъемлемой частью развивающего роста, потому что она помогает подготовить ребенка к следующему развивающему занятию — школе.

Через игру начинают проявляться творческие способности и воображение. Игра развивает когнитивные навыки символического представления, которые помогают формировать абстрактное мышление, которое превращается в символизм.

В процессе игры дети переходят от конкретной деятельности, связанной с предметной игрой, к симуляции игры. Их развитие переходит от социальной деятельности к когнитивно-абстрактной деятельности.

Игра под руководством детей часто требует от воспитателей проворства, умения и опыта преподавания.

Игра является не только основным видом деятельности в дошкольном образовании, но и важным средством развития у детей саморегуляции, развития языковых, когнитивных и социальных навыков.

Согласно мнению психологов, игру можно разбить на пять основных элементов:

  • Создает хорошее настроение.
  • Не ставит перед собой никаких целей.
  • Сюжет спонтанен и доброволен.
  • Вовлекает в активное участие.
  • Способствует развитию фантазии.

Некоторые виды лучших видов игры:

  • Песок — черпание, копание, насыпание и просеивание учит детей принципам работы, а также укрепляет их мышцы и координацию.
  • Игра с водой – знакомит с базовыми понятиями такими, как объем. Игра в воде отлично подходит для изучения последствий действий, развития зрительно-моторной координации и физической силы.
  • Лепка — укрепляет пальцы, готовит руку к письму, развивает мелкую моторику, творчеству и зрительно-моторную координацию.
  • Переодевание и ролевые игры — переодевание помогает детям начать понимать взрослый мир, роли и интересы, а также способствует социальному взаимодействию. Переодевание помогает укрепить аспекты самообслуживания, которые необходимы в начальной школе.
  • Игровые персонажи и куклы — персонажи в виде мини-фигурок и кукол позволяют девочкам и мальчикам развивать свою социальную игру, развивает воображение и учит выражению чувств.
  • Рисование — позволяет детям ощутить свой мир чувственным образом и развивать самовыражение с помощью красок, карандашей или пастели, знакомит с цветами и их смешиванием, а также развивает навыки подготовки к письму.
  • Лего, мозаика, сортеры — закладывает основы пространственного мышления, логических рассуждений, упорядочивания и распознавания различных форм, размеров и цветов.
  • Музыка, танцы, пение — помогают развивать чувство ритма, язык и формируют основу навыков грамотности, а также основных математических понятий, таких как счет. Танцы помогают развить силу, гибкость и координацию.
  • Бег, прыжки, лазание, качели – развивают крупную моторику, повышают уверенность, развивают сопротивляемость за счет принятия рисков.
  • Игры на природе — полезно для здоровья, учит бережному отношению к окружающей среде и истокам биологии, помогает стать более независимыми и любознательными.
  • Сенсорная игра — это любая игровая деятельность, которая включает осязание, обоняние, вкус, зрение и слух. Его можно снабдить тарелкой с желе, водными бусинами, льдом, рисом или даже небольшими емкостями с песком. Сенсорная игра стимулирует исследования и строительные навыки.
  • Настольные игры — в дополнение к темам чисел, цветов, форм и ранней фонетики, эти игры жизненно важны для обучения детей определению очередности и общению.
  • Кулинария и воображаемая кулинария — приготовление пищи или воображаемая кулинария, сервировка и магазины — отличные игровые сценарии для детей. Сама по себе кулинария сочетает в себе элементы сенсорной игры, математических идей и концепций, безопасности дома и следования процессов, а также социальному взаимодействию и тому, как быть внимательными к другим.
  • Творческая игра – необходимо: случайный набор предметов, время и место для творческой игры. Это развивает воображение, что важно для навыков грамотности и интеллектуального мышления, увеличивает чувство собственного, а также понимание мира вокруг них, а также способность справляться со скукой.
  • Картонная коробка – она может быть домом, машиной, дом для приятелей и кукол. Эта игра позволяет исследовать свой мир, развивая воображение и начиная думать как инженер.

В своих трудах Выготский поясняет, что игра — это познавательное действие и аффективное действие, которые непосредственно способствуют развитию детей. Игра создает зону ближайшего развития, давая детям понимание ценностей и правил их социокультурного мира. Кроме того, игра помогает развивать и совершенствовать мелкую и крупную моторику, улучшать физическую форму, устанавливать социальные роли, строить союзы, улучшать навыки решения проблем и повышать физиологическое, эмоциональное и психологическое благополучие и устойчивость.

Наталья Шахова

Раннее детство — 1-3 года

После года дети начинают активно интересоваться окружающим их миром. Чтобы стать «похожими» на взрослых, они во всем им подражают, пытаясь использовать в качестве орудий труда различные заменители. Так, ложку им заменяет палочка, чашку — ведерко для песка, игрушки они лечат папиными наушниками, а машинку чинят с помощью своего же пальца, представляя его отверткой. Таким образом у детей развивается образное мышление, они изучают различные свойства предметов. Со временем игра эволюционирует и становится более интеллектуальной, разносторонний, в ней появляется несколько персонажей, каждый из которых имеет свою роль.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]