Самосознание — что это такое
Самосознание личности тесно связано со с глубоким знанием себя и пониманием процессов, которые происходят в психической сфере, в теле. Понятие самосознание также включает осознанность — способность понимать причины и следствие происходящих событий.
Самосознание — многокомпонентное понятие. Оно включает:
- самооценку;
- понимание собственной ценности;
- самоуважение;
- умение помочь самому себе;
- склонность к самоанализу;
- самореализацию.
Самосознание базируется на глубоком понимании себя, принятии своих сильных и слабых сторон, осознании собственной уникальности. Наличие всех этих характеристик позволяет человеку развиваться в личностном плане, ставить перед собой задачи и достигать задуманного.
Самосознание личности в разных науках о человеке трактуется очень схоже. Обществознание объясняет самосознание, как глубокое понимание человеком собственных мотивов, мыслей, действий, а также своего места в обществе. В таком трактовании делается акцент на способности самостоятельно принимать решения отвечать за их последствия.
Философский взгляд на самосознание раскрывает его, как понимание личностью своих знаний, нравственных принципов и мотивов каждого совершаемого действия. В этой интерпретации самосознание — свойство, присущее глубоко чувствующему и способному критически мыслить человеку.
Структура самосознания
Самосознание личности включает несколько компонентов:
- понимание самого себя (когнитивная составляющая) — глубокое знание о самом себе, построение Я-концепции. Она включает представление о себе реальном, идеальном, фантастическом, таком, каким видят окружающие;
- отношение к себе на уровне эмоций — способность принимать себя со всеми недостатками и достоинствами, уверенность в собственных силах или ее отсутствие. Самооценка формируется с первых лет жизни под влияние отношения к ребенку родителей, других значимых взрослых, позже она укрепляется или, наоборот, слабеет при сравнении себя и других;
- способность к саморегуляции (поведенческая составляющая) — проявляется через стремление к принятию в обществе, к соответствию выставляемым им требованиям, желание добиться уважения;
- самоактуализацию — стремление к максимальному раскрытию своих способностей. Проявляется в умении не откладывать задуманное на потом, в занятии делами, которые приносят удовольствие, постоянном развитии, способности принимать новшества и адаптироваться к ним, осознанности по отношению к жизни, уверенности в собственных силах;
- степень притязаний — в стремлении добиваться большего, умении ставить перед собой цели, находящиеся за пределами зоны имеющихся компетенций.
В некоторых источниках составляющие самосознания выглядят так (см. таблицу):
интеллектуальная | включает способность к самонаблюдению, устойчивую самооценку |
саморегуляция | формируется под влиянием самооценки. Чем она устойчивее, тем больше способность к самоконтролю |
самосовершенствование | глубокое понимание и принятие образов “Я” |
Самосознание личности — не статичное образование, но процесс, требующий постоянного развития и совершенствования. Если на каком-либо этапе жизни человек перестает развиваться, степень его осознанности снижается.
Функции самосознания
Личностное самосознание выполняет несколько функций, основной из которых считается саморегуляций. Человек, хорошо знающий себя, свои возможности и потенциал, понимает свои потребности. Такое знание дает ему возможность в любой ситуации действовать осознанно и работать над созданием своего желаемого образа.
Неправильное понимание своих нужд, неадекватная оценка ресурсов приводит к тому, что при больших усилиях человек не добивается желаемого результата. Он либо тратит силы впустую, либо много работает, но не достигает успеха. В обоих случаях возникает разочарование, выгорание, снижается самооценка. Саморегуляция позволяет избежать бессмысленных действий.
Другая функция самосознания — формирование идентичности. Каждый человек уникален, второго точно такого же нет. Только он точно знает, какие усилия ему пришлось приложить, чтобы добиться чего-либо, в чем его сила и слабость, что для него приемлемо, а что — недопустимо ни при каких условиях.
Любой человек имеет право воспринимать жизнь по-своему. Он имеет право на собственное мнение, на самостоятельное принятие решений и ответственность за них. Очень часто такое понимание приходит не сразу, а многим приходится всю жизнь бороться за собственную индивидуальность.
И еще одна функция самосознания заключается в четком понимании собственных личностных границ и их защите. Человек, осознающий свои границы, способен уважать и границы других людей. Он не допускает в свой адрес того, что приносит ему дискомфорт и не отказывается от своей индивидуальности. С одной стороны, это может вызвать непонимание и неприятие окружающих. С другой, умеющий отстаивать свои границы, выстраивает защиту так, чтобы испытывать покой и уверенность в себе. Он не боится порвать связи с теми, кто не уважает его границы.
ХХ-ХХ1
Самоидентификация человека включает как составляющие все прежние этапы. Теперь, чтобы стать идеальным, «Я»-человек должен утвердится как «я-клан», «я-функция» и «я-государство», и «я-религия», чем больше довлеющих определений, тем полнее будет это «я». А вообще данное время тупиковое в некоторых отношениях. Тотальное поклонение железу привело к двум глобальным войнам, провозглашенная свобода создала кучу нерешаемых проблем, количество которых постоянно увеличивается. Инстинкт самосохранения, доходящий до химерных форм, толкает все время на назревание конфликтности, на постоянный поиск врагов, а не находящая выхода агрессия закупоривает сознание на однобокости оценок. Тысячелетиями человечество ожидает конца света, в сознании поколений закрепляются прототипы армагеддона, каждый вынашивает в себе частичку страшного суда. И не надо удивляться, третья мировая война уже началась, началась незаметно, по кабинетам и в масс-медиа. Но эта война уже идет, и война эта не стандартная, не такая, к которым уже привыкли и натренированные успокаиваем себя, что повторения ошибок больше не будет. Война с терроризмом, со скрытым в подсознании кошмаром ожидаемой беды, к которой все время готовишься и никогда не бываешь готов.
Дата создания: 2001-2002.
Дата последней редакции 12.08.03.
Формы самосознания
Существует 4 вида самосознания. Они проявляются по-разному.
- Самопознание — умение идентифицировать себя, понять собственные физические и психологические особенности, осознать свой потенциал. Самопознание реализуется через:
- самонаблюдение — отслеживание процесса деятельности и общение с другими людьми, понимание результатов и их соответствие нормам, принятым в обществе;
- осознание, какие оценки личности дают окружающие, каково их отношение;
- анализ собственных эмоций, чувств, нужд, умение их трансформировать.
Самопознание становится базой для формирования представлений о собственной личности.
- Самоконтроль — умение регулировать собственное эмоциональное состояние, действия, если они не совпадают с внутренними установками, не дают необходимого результата или конфликтуют с требованиями внешнего мира.
- Самооценка — уровень принятия человеком своих качеств, личностных характеристик, любовь и уважение к себе. Уверенный человек обладает устойчивой адекватной самооценкой. Он способен принимать взвешенные решения, нести за них ответственность. Низкая самооценка проявляется в зависимости от чужого мнения, она сопровождается выраженным чувством вины и другими проблемами. Обладатель завышенной самооценки демонстрирует надменность и высокомерие.
- Принятие себя и своей уникальности, отказ от постоянной критики собственных поступков, самоуничижения. Самопринятие включает также уважение к себе, оно формируется, когда человек ставит перед собой цели и достигает их.
Личность достаточно зрелая, если все 4 вида самосознания у нее достаточно развиты.
Особенности формирования самосознания
Зарождение самосознания начинается с первых дней жизни и в дальнейшем оно углубляется, совершенствуется по мере того, как человек накапливает знания о себе. Условно процесс формирования самосознания подразделяют на несколько этапов:
- от рождения до 1 года — ребенок получает первые знания о себе. Они заключаются в осознании физиологических потребностей в пище, уходе. Также младенец улавливает отношение к себе матери или другого значимого взрослого;
- 2-3 года — ребенок начинает воспринимать себя, как отдельную личность, проявляет самостоятельность в пределах возрастных возможностей;
- 4-7 лет — знание о собственном теле и эмоциях усложняются, ребенок может распознать и понять истоки своих эмоций, физических реакций;
- 8-18 лет — знания о себе усложняются и трансформируются под влиянием собственных достижений, а также в сравнении себя со сверстниками, человек приобретает устойчивые знания о собственной личности.
На протяжении всей дальнейшей жизни знания о себя могут видоизменяться. На самосознание оказывает влияние соотношение представлений о себе идеальном и реальном, оценка со стороны окружающих, уровень притязаний и достижений, социальный статус.
Список литературы
- Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. — Москва: Издательство Московского государственного университета, 1983. — 144 с.
- Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возраста: Дис. к.п.н. — М., 1985. — 20 с.
- Божович Л.И., Славина Л.С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. — Москва: Знание, 1979. — 96 с.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. — Москва: Просвещение, 1967. — 360 с.
- В мире подростка / Под редакцией А.А. Бодалева. — Москва: Медицина, 1981. 293 p.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений, в шести томах, под ред. А.В. Запорожца. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984. — 433 с.
- Драгунова Т.В. Психологические особенности. — Сов. педагогика, 1972, N 8, с. 79-93.
- Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. — Москва: Дом педагогики, 1996. — 208 с.
- Кон И.С. Открытие «Я.»- М.: Политиздат, 1978 г. -367 с.
- Кон И.С. В поисках себя.-М.: Политиздат, 1984. -335с.
- Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. — Москва: Просвещение, 1965. — 316 с.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. -М.: Издательство РОСУ, 1996. — 180 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы психического развития. — Четвертое изд. — Москва: Издательство Московского университета, 1981. — 584 с.
- Лозоцева В.Н. Особенности отношения подростка к сверстнику как образцу: Автореф. дис. ….cand. психол. наук. М., 1978. — 20 с.
- Малахова А.И. Сознание и самосознание личности. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. -Л., 1972. — 23 с.
- Олейник Л.Д. Самосознание личности и пути его формирования. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. — Л., 1975. — 25 с.
- Психологический словарь.
- Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы формирования личности. — М.: Мир, 1994 г. _ 320 с.
- Рогов Е.И. Справочник практического психолога в образовании. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
- Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике. — Москва: Дидакт, 1992. — 256 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. — Москва: Издательство Московского университета, 1983. — 288 с.
- Учителям и родителям о психологии подросткового возраста / Под ред. Г.Г. Аракелова. — Москва: Высшая школа. 1990. — 304 с.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — Москва: Международная педагогическая академия, 1995. — 368 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. — М.: Знание, 1978. — 54 с.
- Философская энциклопедия.
- Учебник возрастной психологии. Учебное пособие для студентов / Сост. Семенюк Л.М., под ред. Д.И. Фельдштейна. — Москва: Международная педагогическая академия, 1994. — 256 с.
- Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания человека. М., 1966, с. 228 — 239.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. — 144 с.
Этапы развития самосознания
Самосознание развивается постепенно. На первом этапе человек научается выделять себя из окружающего мира. Он начинает осознавать себя, как отдельный организм, индивидуальность. Затем формируется способность к самоконтролю и умение влиять на свои действия. Взрослея, человек учится сначала контролировать физиологические реакции, а позже — сознание.
На завершающем этапе формируется самопринятие, умение точно оценивать собственные возможности, положительные и негативные стороны личности.
Человек проходит от стадии отделения себя от другого (матери) до полной автономии.
Психологи предлагают такую периодизацию процесса развития самосознания в онтогенезе:
- 0-8 месяцев — происходит активное знакомство ребенка с собственным телом;
- 8-12 месяцев — ребенок активно изучает людей из ближайшего окружения, посторонних, у него появляются первое понимание, что он — другой;
- после 1 года — малыш стремится к автономии, у него параллельно с самостоятельностью возрастает ответственность. В деятельности ребенок принимает позицию субъекта, понимая, что он может манипулировать предметами, управлять их положением в пространстве;
- с 3 до 6-7 лет — ребенок активно изучает собственные реакции и реакции других людей во время взаимодействия. Он формирует поведенческие шаблоны, которыми пользуется в схожих ситуациях;
- 6-7 лет — возникает понимание своей роли в обществе, ребенок учится следовать принятым нормам, руководствуется при этом уже собственными убеждениями;
- 8-12 лет — активно формируется самосознание, возникает понимание собственных возможностей;
- с 13 до 18 лет — подросток стремится глубоко изучить свою индивидуальность, а также сопоставляет представления о себе с тем, как он видит других людей. Формируется личностная направленность;
- с 18 до 20 лет активно формируется воля, совершенствуется способность к самоконтролю, человек строит планы на жизнь. Он становится более независимым и объективным в суждениях, испытывает потребность в реализации своего потенциала.
Взрослость — время активной реализации задуманного. Личность проходит через кризисные периоды, во время которых становится еще сильнее или ослабевает. В старости происходит оценка достигнутого.
Нарушения самосознания
Неправильное разрешение личностных кризисов приводит к неадекватному восприятию себя. Специалисты выделяют несколько вариантов аномалий, которые возможны в ходе формирования самосознания. Они проявляются в самоощущении человека, а также влияют на его отношения с окружающими, восприятие мира в целом.
К нарушениям самосознания причисляют:
- стремление избежать тесных межличностных взаимоотношений;
- ощущение тревоги и страха перед будущим, взрослением, течением времени;
- непродуктивные и хаотичные действия, трата потенциала и ресурсов впустую, неумение концентрироваться на конкретной цели и следовать плану для ее достижения;
- нежелание определиться и лучше узнать себя, выбор деструктивных образцов для подражания.
Если представление человека о себе формируется по неблагоприятному сценарию, то это негативно отражается на личности. Человек становится неуверенным в себе, он боится отказа, имеет низкую самооценку. Такой тип самосознания опасен тем, что человек:
- недостаточно уважает себя, это влияет на отношение к нему в социуме;
- проявляет агрессию, асоциальное поведение;
- не способен на решительные действия;
- в трудных ситуациях занимает позицию приспособленца, может стать участником асоциальной группы или подвергнуться чужому влиянию;
- неадекватно воспринимает внешность, не может дать объективную оценку себе и своим поступкам.
Сбои в развитии самосознания также могут стать причиной зависимого поведения, искаженного восприятия себя. Нередко проблема приводит к эгоцентризму, а также становится базой для формирования психических расстройств.
Ирина Шербул
В психологии
В психологии самосознание
понимается как психическийфеномен, сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».
Ребёнок далеко не сразу осознаёт себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. |
Рубинштейн С. Л.
Основы общей психологии. — М., 1946.
Развитие самосознания
Основная статья: Развитие самосознания
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трёх лет, когда ребёнок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
Стадии
(или этапы) развития самосознания:
- Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
- К двум — трём годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко сознаёт себя как деятеля.
- К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
- Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.
На формирование самосознания влияют:
- Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
- Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
- Оценка результатов своей деятельности.
Компоненты самосознания
Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:
- сознание своей тождественности;
- сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
- сознание своих психических свойств и качеств;
- определённая система социально-нравственных самооценок.
Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.