Логическое мышление представляет собой особую форму интеллектуальной активности человека. В отличие от прочих форм подобной деятельности, которые имеют определенную долю стихийности и спорадичности, эта основана на строгих законах и принципах. То есть тот, кто желает думать таким образом, должен освоить определенный инструментарий и свободно им пользоваться.
Логическое мышление отличается по своему характеру от абстрактного, хотя часто эти термины смешивают. Так или иначе, подобный путь интеллектуальной деятельности присущ человеку как думающему существу. Но степень развитости отличается. Врожденным навыком назвать его нельзя. Можно ли развивать логическое мышление? Да, этот вывод напрашивается сам собой. Вопрос только в упорстве и затраченном времени.
Вопреки возможному представлению, развиваться в этом направлении лучше в более поздние годы. У подростка скорость развития выше, чем у дошкольников и младших школьников. Это обусловлено особенностями работы головного мозга, его формирования и развития. Для детей 6-7 лет нужно подбирать адаптивные программы. Не утомительные и не слишком сложные, чтобы у ребенка формировалась культура правильной умственной активности. В будущем это поможет встать на правильный путь становления и ускорит прогресс.
Какие виды логического мышления существуют
В психологии выделают несколько типов названного навыка (или, вернее, группы навыков и подходов). Исходя из основного способа восприятия и воспроизведения информации.
Абстрактно-логическое мышление
Это основа названного концепта. Когда говорят о логике, имеют в виду именно эту часть деятельности. В ее фундаменте лежит способность невербально, с большой скоростью и эффективностью выстраивать сложные связи, находить отношения, подмечать малозаметные факты, классифицировать их. Также, человек с высокой культурой подобного рода способен быстро отсеивать «шелуху», находить неявные связи, приходить к нетривиальным выводам. Самостоятельное выдвижение сложных гипотез, формулирование собственных теорий также относится к важным навыкам в рамках названного способа умственной активности.
Важное качество, о котором не стоит забывать — это непротиворечивость. То есть отдельные аспекты, выводы, должны согласоваться между собой и с общей канвой рассуждения. В противном случае это «псевдологика» и толку от нее мало. Возможные собственные огрехи в рассуждениях также нужно подмечать и вовремя устранять. Ошибки возможны даже при развитом навыке.
Отличие между степенями развития заключается в способности их найти и устранить. Абстрактная разновидность требует долгого развития, составляет основу для всех прочих видов. При достаточном освоении, проблем уже не возникает.
Словесно-логическое мышление
Подвид, основанный на вербальных способностях. То есть способностях облекать свою мысль в речь и доводить ее до аудитории. В том числе и письменно. Навык играет огромную роль в деле ораторов, писателей и публицистов, литераторов. Не обойтись без способности непротиворечиво формулировать мысли ученым, работникам образовательной среды.
Существует и важный парный навык. Уметь оценивать речь другого, подмечать все неточности и противоречия. То же самое касается и текста. Незаменимым умение анализировать чужие мысли оказывается при составлении рецензий, работы публичным оратором (например, адвокатом). Парадоксально, но хорошо развитый абстрактный вид логического мышления не означает, что человек автоматически будет достаточно эффективен в вербальной форме.
Чтобы стать компетентным в названной сфере необходимо обладать широким словарным запасом, обязательны навыки грамотный речи. Способность точно передавать мысли рождается с опытом и с ним же развивается. Поэтому все можно поправить при должном количестве часов практики. Другое название этой группы навыков — вербально-логическое мышление. Конкретные примеры, когда требуется понимание подобного подхода – выступление в судебном заседании. Адвокат — эталонный пример. Он должен с одной стороны суметь подготовить собственную речь, отстоять позицию, если у второй стороны или суда будут вопросы. С другой же — обнаружить неточности в выступлении оппонента, подловить его на двусмысленных формулировках и прочем. Такой человек должен обладать обширным арсеналом навыков: от системного анализа на месте и до грамотной аргументации, умения дискутировать, быстро ориентироваться в ситуации.
Зрительно-логическое мышление
Требуется при ситуативном анализе. Большую роль играет в работе криминалистов, судмедэкспертов, врачей разных специальностей. Работники подобных профилей имеют дело в основном со зрительным, наглядным материалом: будь то место следственных действий, рентгенография (снимок), картинка на экране аппарата УЗИ или что-то другое в том же духе. Задача специалиста — отследить важные визуальные данные и правильно их интерпретировать, встроить в общую картину и создать непротиворечивую концепцию. В случае с врачами, это может выглядеть так. Специалист лучевой диагностики делает снимок, расшифровывает его и дает общие сведения о состоянии легких (как вариант). Он не занимается постановкой диагнозов. Его лепта заключается в оценке характеристик органа, поиске аномалий. Это требует развитого логического мышления. Терапевт или пульмонолог на основе данных рентгена и прочих объективных исследований уже делают выводы по диагнозу. Что требует навыков систематизации и глубокого анализа.
Не всегда нужно, чтобы все три разновидности были развиты в равной, высокой мере. Здесь все зависит от самого человека, его желания, профессиональной деятельности, опыта. Все решают навыки и готовность к практике. Без логического мышления в любом случае не обойтись. Оно лежит в основе познания. Тем более не добиться успехов в академической, научной деятельности, если не освоить столь богатый инструментарий.
Мышление: что это такое
Прежде, чем рассказывать о видах мышления и их характеристиках, давайте разберёмся, что называют мышлением:
Мышление — это психический процесс, во время которого происходит познание и отражение объективной действительности через представления, суждения и понятия. Это высшая форма творческой деятельности человека.
У мышления есть несколько важных характеристик:
- оно помогает человеку познавать мир косвенно, через опосредованный опыт;
- всегда опирается на информацию, полученную через органы чувств;
- действует через обобщение, которое позволяет выделять существенные качества предметов и явлений.
«Я мыслю, следовательно, существую», — Рене Декарт, математик и философ XVII века, считал мышление самой главной способностью человека.
Прошло время, а эта идея не утратила свою актуальность. Ведь от мышления, а точнее от качества мыслительных процессов зависит многое: умение решать жизненные задачи, видеть причинно-следственные связи, ставить и достигать цели, а также добиваться успеха.
О формах логического мышления. Инструментарий интеллектуальной деятельности
Изучением форм логического мышления занимается одноименная наука, часть общей философии — логика. Если опустить скучные академические моменты, всего существует три базовых формы.
Понятие
Понятие представляет собой некое определение объекта, явления, с указанием его наиболее существенных характеристик и признаков. Понятие — это квинтэссенция явления, отражающая его неповторимые свойства и те качества, которые отграничивают объект от прочих. Люди знают, почему яблоко — это яблоко, а не груша и чем эти фрукты отличны. Или же понимают, что представляет собой машина, дерево, стол, часы. Список можно продолжать.
Огромное значение этой логической формы мышления обнаруживается при работе с абстрактными явлениями. То есть такими, которые не имеют материального, реального выражения и эквивалента. Их нельзя ни потрогать, ни увидеть, но они есть. Это идеальные материи: жизнь, смерть, любовь, вечность и другие. Не обязательно философские категории. Например, тепло, холод. Их нельзя увидеть, но можно прочувствовать опытным путем. Эти явления — нечто среднее между абстракцией и конкретикой. С помощью понятия можно вводить в оборот самые разные явления, работать с ними как с реально существующими. Даже если они идеальны и не имеют реального эквивалента.
Из этого можно сделать вывод: логическое мышление направлено на максимальную степень абстрагирования. Грубо говоря, не важно, какого цвета яблоко. Важно, что это фрукт, округлой формы, обладающий определенным вкусом, растущий на дереве под названием яблоня и тому подобное. Только существенные сведения. Конкретика привлекается по потребности, если это необходимо для целей исследования.
С понятиями можно работать как с отдельными объектами. Их можно суммировать, сравнивать. Сравнение обычно проводится с использованием наглядного материала. Для построения отношений применяются так называемые круги Эйлера. Понятия сравнивают по объему. Возможна группа отношений.
- Полное совпадение. Обычно речь идет о синонимах. Поскольку русский язык и вообще славянские языки богаты на синонимы, таких вариантов будет множество.
- Частичное совпадение. Когда объемы частично совпадают, пересекаются. Обычно подобные варианты рассматриваются в конкретном контексте. Например, музыканты, играющие на скрипке. И музыканты, которые играют на виолончели. Частичное совпадение будет там, где присутствуют люди, играющие сразу на двух этих инструментах.
- Некоторые понятия шире по объему и включают в себя группы других понятий. Это частый случай при анализе. Например, вагоны и товарные вагоны. Понятно, что товарные вагоны — меньшее по объему понятие. Поскольку существуют вагоны и других видов: пассажирские и др. Тем же образом можно построить отношения между людьми и европейцами, яблонями и садовыми культурами, солнцем/звездами/небесными телами (это более сложное отношение) и так далее.
- Несовпадение понятий. Когда точек пересечений нет. Звери и футбольные мячи, ручки и карандаши. Иногда бывает непросто разграничить объем понятий, особенно, если они близки, но не идентичны по смыслу. Важно придерживаться терминологической точности. Тогда проблем в определении соотношений не будет.
Понятие как отдельная форма и одновременно инструмент применяется как базовая структурная единица для более широких типов – суждения и умозаключения. Отдельные признаки при сравнении не учитываются. Оценку проводят по объему понятия.
Суждение
Суждение представляет собой некое высказывание, в котором что-либо утверждается относительно предмета или же отрицается. Это стандартное определение, его можно найти в любом академическом учебнике по логике. Что это значит на самом деле?
Суждение — это некое отношение между предметом и тем, что о нем утверждается или отрицается. В качестве базы используются понятия, различные категории.
Например. Все люди — живые существа.
Это утверждение. Люди — понятие, о котором утверждается некое явление. В данном случае утверждается, что люди — живые существа. Такие высказывания имеют собственные принципы построения и структуру. Субъект, то есть то, относительно чего дается утверждение/отрицание называется в формальной логике так же — субъект (обозначается как S). А то, что утверждается или отрицается — предикат (обозначается как P). Это не случайные термины, они используются для достижения еще большей степени абстракции. Можно построить это и любое другое утверждение по определенной схеме. В данном случае она будет такой: Все S суть (или в переводе на русский — есть или являются) P. Возможны и другие варианты:
- ни одно S не суть P (персики — не овощи);
- некоторые S суть P (некоторые первоклассники играют в футбол);
- некоторые S не суть P (некоторые женщины не пользуются косметикой).
Построения схемы суждения происходит автоматически после определенной практики. Формализация с четким описанием нужна только при работе со сложными материалами, проведении комплексного исследования.
Суждения могут быть и неполными, но это частный случай.
Далее суждения применяются для получения некоторого нового знания. В контексте более широкой структуры, умозаключения, суждения называются посылками. То есть тем, что используется в качестве исходного материала.
Умозаключение
Наиболее общая форма, представляет собой новое знание, полученное из двух или более посылок (больше — редко, обычно логика строится по цепи, от одного к другому без смешивания всего в одну кучу). Классический способ умозаключения — силлогизм.
Он также имеет собственное строение. Основывается на двух посылках и выводе. В качестве наглядного варианта: все люди любят уток → некоторые утки — желуди → следовательно, все люди любят желуди.
Пример бессмысленный с точки зрения содержания. Но ясный с точки зрения формы. Косвенным путем через известное человек получает неизвестное ранее знание. Для работы с умозаключениями используются формализованные виды суждений:
- все S суть P;
- некоторые S суть P;
- все S суть P.
По такой структуре строится этот силлогизм. Есть некоторые правила получения информации по этому принципу. Они называются фигурами силлогизма. Всего их 4, по возможному сочетанию исходных посылок.
Существуют умозаключения неявного вида, когда в одном предложении что-либо утверждается или отрицается дважды (дилеммы). Правила решения и получения новых знаний в этом случае будут другими.
Помимо собственно трех форм логического мышления, в распоряжении исследователя и другой инструментарий:
- Анализ. Разложение сложного явления на части. При разборе сложной научной статьи исследователь ищет главную мысль, тезисы, аргументацию, то есть те элементы, из которых и складывается текст. Анализировать можно и сложные понятия. Выискивая признаки, свойства предмета, определяя наиболее существенные. Анализ — один из основных инструментов логического мышления.
- Синтез. Обратное явление. Классический вариант — выведение собственного определения предмета. Чтобы понять, что включить в дефиницию, исследователь работает с его свойствами. Определяет наиболее общие и важные. Компонует их и встраивает в определение. Эта работа относится к мыслительному соединению нескольких важных факторов. Синтез возможен при исследовании прочих явлений, когда отдельные факты складываются воедино и составляют общую картину. Анализ и синтез идут рука об руку.
- Аналогия. К логическим операциям мышления относят и аналогию. Перенесение свойств одного объекта на другой. Не всегда допустимы подобные вольности. Однако это эффективный способ сменить точку зрения и подробнее рассмотреть ранее неизвестное явление. Таким способом были сделаны многие открытия в аэродинамике. При наблюдении за птицами, насекомыми люди получили возможность лучше понять ее принципы.
- Дедукция. Способ логического мышления от общего к частному. Разновидность умозаключения. Типичный пример. Все фрукты — сладкие. Следовательно, и абрикос — сладкий. В этом случае вывод делается на том основании, что абрикос — фрукт, следовательно, обладает свойствами всех фруктов. Как правило, такое знание истинно. Не считая некоторых случаев. Возможно применение дедукции и в более сложных, тонких ситуациях. Широко распространен дедуктивный метод в медицине, сферах, связанных с интенсивным анализом обстоятельств.
- Индукция. Обратное явление. Движения от частного к общему. Абрикос — сладкий. Следовательно, и все фрукты сладкие. Это утверждение явно ложное. При использовании подобного инструмента нужно быть осторожнее. Логики придерживаются закона достаточного основания. Тут он нарушен. Поскольку некое свойство необоснованно переносится на целый класс объектов. Часто индуктивное знание дает ложные умозаключения. Двигаться от частного к общему можно при выдвижении гипотез. Это позволяет взглянуть на объект или явление с другой стороны.
Определение инструментария неполное. Возможно применение и других операций логического мышления. Чем выше уровень развития мыслительных способностей, тем эффективнее и проще применять названные инструменты. При достаточной практике мыслитель перестает замечать промежуточные операции, они проводятся легко и органично.
В сложных ситуациях число операций может достигать сотен и даже тысяч. В зависимости от сути предмета исследования.
Основные виды
Они разделяются по функциям и возможностям. Классификация включает в себя три последовательные ступени развития мышления. Они созданы на основе генетического принципа
Наглядно-действенный тип
Характеризуется наблюдением за реальными объектами и их взаимоотношениями в действительности. Такое познавательное действие является основополагающим элементом любых мыслительных процессов. Этим типом умственной активности активно пользуются дети до 3 лет. Постепенно развиваясь, они:
- сравнивают вещи между собой, кладя один на другой;
- проводят опыты, разламывая пополам свою любимую игрушку;
- синтезируют, строя из «Лего» различные элементы;
- составляют классификацию, прибирая кубики по цветам.
Малыш ничего не планирует и не задается целью, он размышляет во время действия, так как оно опережает его мысли. Но у взрослых людей этот вид также проявляется при перестановке мебели или при использовании техники, которой никогда не пользовались. В этих случаях нельзя все предусмотреть и проконтролировать, что-нибудь может точно выйти из под контроля.
Наглядно-образный тип
Опирается на представление и образы. Оно способствует анализу, сравнению и обобщению. Этот тип тесно связан с воображением. Он проявляется у детей в возрасте от 4 до 7 лет, они способны познавать вещи, не применяя практический опыт, им необязательно определять предмет на ощупь, они воспринимают и запоминают его визуально. К примеру, наглядность проявляется в том, что на вопрос: «Почему машина едет?» – ребенок может ответить: «Потому что она зеленая».
Также это вид проявляется и во взрослой жизни при планировании ремонта. Человек заранее представляет себе дизайн интерьера, как бы он хотел расположить мебель, какого цвета обои выбрать или покрасить стены. Наглядно-образное мышление дает возможность продумать все вещи до мелочей, однако они являются невидимыми.
Словесно-логический тип
Это более поздний вид развития умственной деятельности. Он характеризуется применением различных терминов и составлением логических конструкций. Благодаря этому человек способен устанавливать общие связи, предсказывать развитие процессов в природе или обществе. Такой вид протекает по конкретной последовательности: сначала задействуется суждение, затем к нему добавляется другое, и при их соединении возникает умозаключение.
Как проверить степень развитости логического мышления
Диагностикой логического мышления занимаются психологи. В некоторых случаях оценкой навыков и степени зрелости интеллектуальной активности могут заниматься педагоги. Выявить уровень довольно сложно. Потому как возможны погрешности. Скидку делают на новые условия, в которых находится испытуемый, на сложность дидактического материала и прочие факторы. Потому как не все формы логики у одного человека в одинаковой степени развиты. Особенно, если он не проходил специального обучения и не тренировался. Усредненные показатели фиксируются письменно, чтобы после определенного развития сравнить исходный и конечный результаты.
Задачи и задания подбирает психолог. Обычно для целей тестирования достаточно выборочно скомпилировать материал из опросников Айзенка и подобных же. Также включаются вопросы из опросника Уондерлика (Вандерлика), в обработке на русском языке.
Задача — исследовать, насколько испытуемый способен применять инструментарий формальной логики. Без специальных занятий его используют хаотично, без системы.
В качестве эффективного материала психологи используют логические задачи. В сети их много, но не многие проверяют собственно логику. Поэтому к материалу на сайтах лучше относиться с достаточной долей скепсиса.
Хорошие результаты показывают беседы. В ходе рассуждений испытуемого уже видны неточности, стройность утверждения и аргументации, особенности движения и траектории мыслей. Не все психологи достаточно компетентны чтобы с ходу беседовать и оценивать рассуждения своих пациентов. Потому по потребности привлекают специалистов, знакомых с формальной логикой и свободно использующих ее методы на практике.
В некоторых случаях целесообразно использовать текстовые материалы, несложные публицистические статьи, научно-популярные тексты. Это позволит оценить степень эффективности работы с написанным.
В распоряжении психологов еще множество методов. Например, наглядный материал на карточках. В качестве стимулирующего материала пациенту предоставляют ряд карточек с картинками. На них изображены ситуации. Задача — выстроить в точной последовательности отображенные события. Затем рассказать историю, которая получилась.
На обследование может потребоваться немало времени. Зависит от того, какие аспекты логического мышления оценивает специалист. В среднем, диагностика занимает от 60 до 180 минут. Плюс-минус.
Тесты на логическое мышление проводятся и в рамках выявления психических расстройств. Но здесь достаточно ограничиться методиками «исключи лишнее» и работой с карточками. Как это описано выше. У пациентов с шизофренией и психозами наблюдается расщепление процессов интеллектуальной деятельности. Потому они не способны даже к элементарному логическому мышлению. Нарушения логического мышления встречаются и у здоровых людей. Но не в такой грубой форме. Они носят характер, скорее, неточностей. Но в целом, характер рассуждений верный.
Если человек не имеет возможности обратиться к психологу, можно протестировать себя самостоятельно. Для этого на помощь придут ресурсы с тестами Айзенка, Вандерлика. Часто проходить диагностику не стоит. Возможно выборочное развитие отдельных аспектов интеллектуальной активности. Получится так, что задачи решаются без проблем, в остальных же ситуациях испытуемый беспомощен или находится на том же уровне, что и был. Информативность подобной самодиагностики минимальная.
Свойства мыслительного процесса
- Направленность – главная особенность мыслей. Это свидетельствует о том, что у всякого высказывания и размышления есть своя завершенность и цель.
- Направление как в будущее, так и в прошлое – человек может думать о том, что произошло с ним вчера, или, наоборот, анализировать, как стоит поступить в той или иной ситуации.
- Формирование понятия при помощи умственной активности. Она пытается характеризовать, упорядочить, определить сходства и отличия вещей.
- Логичность – обязательный элемент рассуждений.