Память – это навык, который является жизненно необходимым для каждого человека. Без нее мы никогда не были бы самими собой, не умели бы разговаривать и вообще не смогли бы мыслить. Но память является не только незаменимым навыком, а еще и важным элементом нашего образования и интеллекта.
Развитие памяти, внимания и мышления часто представляет собой смежные задачи. От того, как развита наша память, напрямую зависят многие наши ментальные характеристики. Например, без памяти не обойдется процесс овладения навыками скорочтения, ораторского мастерства или устного счета. Поэтому умение запоминать информацию является универсальным навыком.
В данном курсе представлены онлайн-уроки, направленные на развитие памяти и способности целенаправленного запоминания материала. Он идеально вам подойдет, если вы только недавно задумались о том, чтобы улучшить свою память. Если же у вас уже есть определенные познания и вы хотите разобраться в теме максимально подробно, записывайтесь на нашу программу «Мнемотехники».
Впрочем, этот курс окажется полезным и тем, и другим. А чтобы понять, что конкретно будет рассматриваться, предлагаем узнать о нем детальнее.
Цели и задачи курса
В не таком далеком еще 2011 году в Колумбийском университете было проведено исследование под названием «Эффект Google», в результате которого ученые пришли к выводу, что сегодня люди не используют свою память, ведь они всегда знают, что можно положиться на Интернет. И это касается не только какой-то сложной информации, а даже простейших вещей, например, правил орфографии.
И все же хорошая память все так же необходима в жизни, работе и обучении. Этот факт сложно оспаривать, и вряд ли что-то поменяется в течение ближайших лет. Исходя из этого, мы и разработали наш курс, который поможет вам:
1 | Лучше разбираться в информации. Сегодня буквально отовсюду на нас обрушиваются потоки самых разных данных, в которых легко запутаться. Хорошая память способствует развитию навыка выявления полезной и нужной информации и отброса всего ненужного и недостоверного. |
2 | Эффективнее обучаться. Отменная память пригодится в любой области независимо от того, учитесь вы в школе, заканчиваете аспирантуру или повышаете квалификацию. Чем более развита ваша способность к запоминанию, тем больше вы можете знать и применять на практике, что уже само по себе повышает вашу эффективность. |
3 | Развивать мышление. Качество мышления зависит от количества и качества нейронных связей в головном мозге. Постоянные восприятие, обработка, запоминание и воспроизведение данных благотворно сказываются на здоровье мозга, делают интеллект более подвижным и живым. |
4 | Предупредить болезни. Как известно, с возрастом мозг человека неизбежно претерпевает изменения, вследствие чего ухудшается кратковременная память, снижаются когнитивные способности, развиваются опасные недуги типа болезни Альцгеймера. Регулярные занятия по развитию памяти помогают обойти все это стороной. |
5 | Больше помнить. Это самое очевидное преимущество развитой памяти. Однако благодаря ей вы сможете не только помнить важную информацию или прочитанные книги, а надолго сохранять в голове яркие моменты жизни, приятные эмоции и радостные впечатления, и «выглядеть» они при этому будут четче самых классных фотографий. |
Без развитой памяти человек просто не сможет полноценно функционировать в мире. Конечно, можно довольствоваться тем, что есть сейчас, но почему бы не подумать наперед и не заняться своим интеллектом и развитием своего потенциала уже сегодня? Поверьте, потраченные на гармоничное развитие время и силы окупятся с лихвой!
Виды
Человеческая память классифицируется по двум основным показателям: по сроку хранения информации и преобладающему анализатору.
- Мгновенная – длится до 0,5 секунды, а ее суть – в отражении данных органами чувств без какой-либо обработки.
- Кратковременная – существует для непродолжительного хранения главных элементов воспринятого. Ее продолжительность равна приблизительно 20-ти секундам.
Считается, что объем кратковременной памяти в среднем – 5-9 единиц информации. Именно столько слов, цифр, образов способен воспроизвести человек через несколько десятков секунд после однократного знакомства с ними.
- Оперативная – разновидность, рассчитанная на хранение материала в течение заданного периода. После решения поставленной задачи информация может стираться из оперативной памяти.
- Долговременная – способность хранить информацию практически неограниченное количество времени и воспроизводить в любой момент.
Генетическая память – передача информации, хранящейся в генотипе, по наследству. Таким образом, у представителей последующих поколений с рождения есть комплекс бессознательных действий, к примеру, безусловные рефлексы. Это единственный вид памяти, на который человек не может повлиять посредством обучения и воспитания.
В зависимости от главного анализатора данных, поступающих из внешней среды, выделяют такие виды:
- Зрительная – сохранение и воспроизведение зрительных образов, возможность видеть «перед глазами» (в воображении) детальную картину воспринятого, даже когда оно уже не действует на органы чувств. Без развития этого вида памяти нельзя стать инженером или художником.
- Слуховая – способность запоминать и воспроизводить разнообразные звуки. Она особенно присуща музыкантам, филологам, людям, которые изучают иностранные языки. Любой ученый, лектор, учитель в школе должен уметь быстро воспринимать смысл услышанного и прочитанного текста, выделять порядок логических цепочек в рассуждении и пересказывать достаточно точно своими словами.
- Эмоциональная – ее еще называют памятью на переживания. Имеет практическое значение для хорошего запоминания материала, ведь более прочно в мозгу закрепляется то, что связано с эмоциональными переживаниями индивида.
- Двигательная – особенно нужна спортсменам и танцорам, чтобы сформировать сложные двигательные навыки.
Что такое память и запоминание?
Память – это одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная для сохранения, накапливания и воспроизведения информации.
Таким образом, под памятью понимается система, состоящая из нескольких элементов:
1 | Запоминание– процесс памяти, посредством которого происходит восприятие новой информации и запись этой информации в общую систему мышления и ассоциативных связей. Ключевой функцией запоминания является создание смысловых связей как результата работы нашего мышления и интеллекта над содержанием запоминаемого материала. Запоминание – очень важный процесс, развитию которого будет уделено ключевое внимание в нашем курсе. Однако этот процесс не является единственным. |
2 | Хранение– процесс системного накапливания информации в памяти, включающий переработку и усвоение этой информации. Без хранения информации в памяти невозможно обучение человека. Кроме того, именно от этого процесса напрямую зависят такие важнейшие способности, как мышление и речь. |
3 | Воспроизведение– это процесс репрезентации и узнавания хранимой в памяти информации, которая также называется воспоминаниями. Воспроизведение бывает непроизвольным и произвольным. В нашем курсе будет уделено особое внимание произвольному (специальному, осознанному) воспроизведению. |
Также можно выделить забывание. Оно тоже является процессом памяти, а точнее проблемой ее развития. Потеря возможности воспроизводить выученную информацию может быть частичной (воспроизведение не полностью или с искажением) или полной (невозможность воспроизведения и узнавания). Подробнее о решении проблемы забывания вы тоже узнаете из этого курса.
Развивающие игры для памяти
Игра 1 «Числовой охват революция»
Игра «Числовой охват революция» развивает память.
Главная суть игры запомнить цифры на экране и правильно их набрать.
В этой игре на экране, на несколько секунд высвечиваются по очереди цифры, эти цифры надо запоминать, затем вы должны набрать эти цифры в пустом окошечке по порядку.Смотрите внимательно, какие цифры будут на экране, сначала высвечиваются по порядку две цифры, затем три цифры, потом четыре цифры, потом снова могут быть две цифры.Внизу под картинкой нарисовано табло с цифрами, при помощи мышки, вы можете прокликать нужные вам цифры.Если вы цифры запомнили правильно, то продолжаете играть дальше и набираете очки, но если вы три раза не правильно набрали цифры, игра заканчивается.
Играть сейчас
Игра 2 «Быстрое сложение перезагрузка»
Игра «Быстрое сложение перезагрузка» развивает мышление, память и внимание.
Главная суть игры выбрать правильные слагаемые, сумма которых будет равна заданному числу.
В этой игре в верхней части экрана написано задание сложите число и указана цифра. Ниже, расположены еще три числа. Вам надо сложить сумму из этих трех чисел, чтобы получилось заданное число.Игра начинается с простого числа и с каждой следующей игрой это число увеличивается, сначала счет идет до двадцати, затем до тридцати и так далее.С помощью мышки, вы можете нажать на выбранные вами числа и ответить.Если вы ответили правильно, то вы продолжаете набирать очки и играете дальше.
Играть сейчас
Игра 3 «Буквенный охват»
Игра «Буквенный охват» развивает память и внимание.
Главная суть игры запомнить буквы и правильно написать их.
В этой игре на экране расположено черное табло на этом табло на несколько секунд высвечиваются разные буквы, вам надо запомнить эти буквы и когда буквы исчезнут написать их на черном табло.Буквы расположены внизу на экране, при помощи мышки кликните на нужные буквы, и они появятся на черном табло.Игра начинается с меньшего количества букв, сначала появляются на экране две буквы, затем три буквы, потом четыре и так далее.Если вы ответили правильно, то вы продолжаете набирать очки и играете дальше.
Играть сейчас
Игра 4 «Номер 3 назад»
Игра «Номер 3 назад» развивает память.
Главная суть игры запомнить последовательность цифр и сравнить цифру на последней карточке с предыдущей карточкой.
В этой игре на экране даны карточки с цифрами, цифры на карточках открываются на несколько секунд, затем исчезают и появляются другие цифры.Надо запомнить всю последовательность цифр, которая была показана на экране и сравнить, цифру последней карточки с предыдущей карточкой. Читайте внимательно вопрос на экране.Внизу на экране расположены две кнопки «да» и «нет». С помощью мышки вы можете нажать нужную вам кнопку.Если вы ответили правильно, то вы продолжаете набирать очки и играете дальше.
Играть сейчас
Игра 5 «Бриллианты»
Игра «Бриллианты» развивает память.
Главная суть игры запомнить порядок зажигающихся фигур на экране и повторить его.
На экране расположены фигуры, они загораются по очереди, надо запомнить порядок зажигания этих фигур, и повторите его. С каждой следующим этапом игры, игра усложняется, добавляются новые фигуры и в большем количестве.Смотрите внимательно за порядком зажигания фигур. При помощи мышки или клавиатуры, вы можете прокликать по порядку все фигуры. Если вы ответили правильно, то вы продолжаете набирать очки и играете дальше.
Играть сейчас
Игра 6 «Скоростное сравнение»
Игра «Скоростное сравнение» развивает память и внимание.
Главная суть игры запомнить предыдущий предмет и сравнить с текущим, на экране.
В этой игре на экране на несколько секунд высвечивается предмет, вам надо запомнить этот предмет и сравнить его с следующим предметом. В нижней части игры расположены две кнопки «да» и «нет». С помощью мышки вы можете выбрать правильный ответ и кликнуть на него.Если предмет одинаковый, то вы отвечаете «да», если разные предметы отвечаете «нет». Игра закончится, если вы ответите три раза неправильно.Если вы ответили правильно, то вы продолжаете набирать очки и играете дальше.
Играть сейчас
Игра 7 «Сложное скоростное движение»
Игра «Сложное скоростное движение» развивает память и внимание.
Главная суть игры запомнить предыдущий предмет и сравнить с текущим, на экране.
В этой игре на экране на несколько секунд высвечивается рисунок, вам надо запомнить этот рисунок и сравнить его с следующим предметом. Внизу на экране находятся три кнопки «да» «нет» «частично совпадает».Если предмет одинаковый то вы отвечаете «да», если разные предметы отвечаете «нет», если предметы похожи отвечаете «частично совпадает».Эта игра рассчитана на увеличение скорости.Если вы ответили три раза неправильно, то игра заканчивается.При правильных ответах вы продолжаете набирать очки и играете дальше.
Играть сейчас
Игра 8 «Запоминай и прокликай»
Игра «Запоминай и прокликай» развивает память и внимание.
Главная суть игры запомнить числа в таблице и прокликать их по возрастающей.
В этой игре дана таблица с числами, сначала цифры показываются на несколько секунд на экране, их надо запомнить, затем цифры закрываются.Вспомните, где расположено самое маленькое число и нажмите эту ячейку, затем нажмите ячейку, где идет следующее число по возрастающей. С каждой следующей игрой таблица будет увеличиваться и чисел в ней тоже будет больше. Смотрите внимательно порядок цифр. Ответить вы можете с помощью мышки, кликнув на нужную ячейку.Если вы ответили правильно, то вы продолжаете набирать очки и играете дальше.
Играть сейчас
Игра 9 «Числовой охват»
Игра «Числовой охват» развивает память и внимание.
Главная суть игры запомнить предыдущую цифру и сравнить с текущей, на экране.
В этой игре на экране на несколько секунд открываются цифры их надо запомнить. Внизу на экране расположены цифры от 0 до 9. С помощью мышки вы можете нажать нужные вам числа.Игра начинается с двух цифр, затем цифр становится три, четыре и так далее, чем больше вы играете, тем больше усложняется игра.Если вы цифры набрали правильно, то переходите играть дальше и набираете очки, но если вы три раза не правильно набрали цифры, игра заканчивается.
Играть сейчас
Игра 10 «Пространственное скоростное сравнение»
Игра «Пространственное скоростное сравнение» развивает память и внимание.
Главная суть игры на экране ряд рисунков их надо сравнить с предыдущим рисунком и ответить повторяется он или нет.
В этой игре на экране, на несколько секунд появляется фигура, вам надо ее запомнить, затем она исчезает и появляется другая фигура. Сравните фигуру на экране с предыдущей фигурой.Внизу на экране расположены две кнопки «да» и «нет». Ответить можно с помощью мышки кликнув на нужную кнопку.Если вы правильно отвечаете, то вы продолжаете набирать баллы и играете дальше.
Играть сейчас
Особенности памяти человека
Все мы обладаем разной способностью запоминать. Кому-то это дается проще, кому-то сложнее. Кроме того, разные вещи запоминаются нами по-разному. Например, один человек может хорошо запоминать имена людей и черты их лиц, но плохо помнить, куда положил какую-то вещь в доме. А другой, наоборот, прекрасно помнит, где что лежит, но не помнит, как зовут его соседа. Одни предпочитают использовать слуховую и музыкальную память, другие – зрительную, а кто-то лучше запоминает тактильные ощущения.
Память – это способность, обладающая индивидуальными для каждого человека характеристиками. Но существуют закономерности памяти, универсальные для всех людей. И именно об этих закономерностях памяти и методах ее развития, а также о техниках и приемах запоминания и пойдет речь в данном курсе.
Тренировка памяти у пожилых людей
В преклонном возрасте работа мозга заметно ослабевает. Это связано с тем, что снижается способность нервных клеток реагировать на внешние и внутренние возбудители, вследствие чего деятельность головного мозга уменьшается. Кроме ухудшения запоминания, наблюдается и потеря концентрации внимания. Но это не означает, что эти процессы являются следствием болезни, или ситуацию нельзя улучшить. Рассмотрим способы как натренировать память у пожилых людей:
- Собирайте пазлы. Подберите понравившуюся картинку и вперед! Только не начинайте с больших и сложных, потому что они могут оказаться тяжелыми в сборке, а такое занятие вам надоест.
- Перед тем как лечь спать разберите по полочкам события своего дня: вспомните дела, которые вы делали, с кем вы встретились, о чем говорили. Чем детальнее вспомните, тем лучше.
- На каждую букву алфавита придумайте по 5–10 слов. На это упражнение придется затратить время, но зато по его окончании вы почувствуете активную работу мозга!
- Играйте в настольные игры — шахматы или шашки. Особое значение уделите концентрации внимания, когда придумываете ходы. Отгадывайте кроссворды, сканворды. Играя каждый день по 30 минут, вы активизируете ваше внимание и процесс запоминания.
Как развить память?
Если подходить к этому вопросу комплексно, то можно выделить целый арсенал приемов и действий, помогающих человеку развивать, тренировать и улучшать свою память. Вот что позволяет это делать:
создание ассоциаций; |
игры со словами (например, произношение наоборот); |
решение головоломок и пазлов; |
разгадывание сканвордов, кроссвордов и т.п.; |
занятия творчеством; |
регулярное чтение разной литературы (в том числе и вслух); |
культурно-познавательная деятельность (посещение музеев, выставок, кружков чтения); |
систематическое повторение важной информации; |
писательство и поэзия; |
придумывание и рассказывание историй; |
игры и задания на внимательность и концентрацию; |
необычные виды деятельности (например, письмо двумя руками); |
изучение иностранных языков; |
использование специальных приложений (Peak, Brain+, Brain Wars, Elevate и другие). |
Безусловно, для развития памяти (и мышления в целом) огромнейшее значение имеет и соблюдение правил здорового образа жизни. Сюда относятся правильное питание, отказ от вредной пищи, достаточное количество чистой воды, здоровый сон, занятия спортом, минимизация стрессовых ситуаций. Все это играет свою роль, ведь от общего качества нашей жизни зависит и эффективность функционирования нашего организма, в особенности мозга.
И в дополнение ко всему в развитии памяти превосходно помогают направленные на это методики, такие, к примеру, как метод Айвазовского, мнемотехники, таблицы Шульте и т.д. Сюда же можно включить и особые курсы, зачастую оказывающиеся не только не менее, но и более эффективными, чем отдельное применение каких-либо методов. К таким курсам относится и наш курс, и далее мы хотим познакомить вас с тем, что же вы будете изучать.
А перед этим предлагаем вам оценить, насколько хорошо вы запоминаете информацию, с помощью нашей игры. Примерьте роль метрдотеля ресторана и попробуйте запомнить лица, имена и предпочтения многочисленных посетителей, чтобы получить максимальный балл за свою работу. Вы можете использовать эту игру также и для тренировки памяти:
Cтатистика На весь экран
Советы для улучшения работы мозга
Именно в мозге хранится вся информация. От его работы зависит, как быстро мы сможем запомнить нужные сведения и как легко потом воспроизведем их.
Чтобы улучшить память, я советую делать следующее:
- Включить в рацион продукты, улучшающие работу мозга. В ходе научных исследований были выявлены продукты, стимулирующие память. Лидером здесь оказался зеленый чай. Такими же свойствами обладают омега-3 жирные кислоты, содержащиеся в морской рыбе, оливковом масле и орехах. Кроме того, большую пользу для работы мозга приносят куркума, шалфей, ваниль и розмарин.
- Периодически употреблять жевательную резинку. В процессе активного жевания улучшается приток крови к мозгу, а это активизирует его работу и помогает вспомнить забытую информацию.
- Спать не менее семи часов. Хронический недосып очень плохо отражается не только на общем самочувствии человека, но и на работе мозга. Человек, который не высыпается, становится рассеянным и забывчивым. А ведь именно во сне мозг анализирует полученную за день информацию и фильтрует ее. Поэтому полноценный и здоровый сон – залог хорошей памяти.
- Медитировать. Медитация помогает расслабиться, успокоиться, снять стресс. В таком состоянии гораздо проще вынимать нужные воспоминания из своей памяти. Если вам нужно что-то срочно вспомнить, сядьте в удобное положение, закройте глаза, глубоко дышите. Вокруг не должно быть никакого постороннего шума и прочих отвлекающих факторов. Так вы сможете извлечь необходимую информацию даже из самых глубинных слоев памяти. Регулярные занятия медитацией улучшают общее настроение и заряжают энергией.
- Разбавлять серые будни. Мы очень хорошо запоминаем те события, которые происходят неожиданно, внезапно и не вписываются в картину нашего обычного дня. Поэтому меняйте маршрут, когда идете на работу или в магазин. Позавтракайте в кафе вместо привычной домашней кухни. Вносите разнообразие в свою жизнь. Мозг отреагирует на это интенсивной работой.
Уроки по развитию памяти
В уроках нашего курса вы найдете полезные приемы, правила и техники, направленные на повышение уровня развития памяти и способности целенаправленного запоминания информации. Методика обучения способам запоминания очень проста и заключается в системном развитии навыков запоминания по нескольким основным направлениям:
Урок 1. Внимание и впечатление
Память и внимание являются взаимосвязанными функциями мышления человека. Без умения сконцентрироваться на объекте запоминания и получить эмоциональную отдачу от изучения этого объекта невозможно качественно выучить необходимый материал. По сути, внимательность и заинтересованность человека являются главными факторами его кратковременной памяти. В данном уроке представлена информация о том, как тренировать и развивать внимание и память при помощи специальных техник и упражнений, а также предложены рекомендации по получению яркого впечатления от изучаемого материала.
Урок 2. Ассоциации
Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Чтобы построить хорошую ассоциацию, нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами, а также развивать свое ассоциативное мышление и творческое воображение. Не менее важно научиться строить ассоциативные ряды и связи для стимулирования образной памяти. В данном уроке будет показано, как использовать метод построения ассоциаций для запоминания информации.
Урок 3. Структурирование
При запоминании большого количества информации нам необходимо ее структурировать. Структурирование информации заключается, во-первых, в делении информации на группы и подгруппы по определенному критерию. Во-вторых, в умении строить логические связи между выделенными группами информации, чтобы структура надежно хранилась в нашей памяти. В этом уроке вы узнаете принципы, критерии и методы структурирования информации для ее наилучшего запоминания.
Урок 4. Повторение
Память человека, в отличие от памяти компьютера, имеет свойство модифицироваться со временем. Другими словами, память – это динамический процесс. То, как долго мы хотим хранить определенную информацию у себя в памяти, связано с повторным воспроизведением этой информации в нашем сознании. В данном уроке будут даны специальные методики улучшения запоминания информации путем повторения изученного.
Урок 5. Мнемотехники
Мнемотехники – это специальные методы запоминания определенных видов информации, основанные на особенностях человеческой психики, а также на тех четырех правилах запоминания, которые были даны в предыдущих уроках. Знание и использование специальных мнемотехник позволит лучше запомнить цифровую информацию, специфические тексты и термины, имена, лица и фамилии, иностранные слова, выражения и многое другое. В этом занятии будут разобраны основы мнемоники, а также будут описаны основные приемы и методы запоминания различных типов информации.
Урок 6. Тренировка памяти
Несмотря на то, что понимание законов человеческой памяти может улучшить запоминание нужной информации, без специальных упражнений сложно достичь высоких результатов. Как в спорте, музыке, скорочтении, ораторском и актерском мастерстве, для развития памяти нужна правильная тренировка. В данном уроке будет рассказано, как можно эффективно тренировать способность к произвольному запоминанию, а также будут даны упражнения, техники, программы, бесплатные онлайн-игры, методики и приемы по развитию зрительной и слуховой памяти.
Кроме того, в нашем курсе вы найдете и вспомогательные инструменты, которые помогут вам лучше освоить тему развития памяти, разобраться в наиболее заинтересовавших темах и добиться еще более впечатляющих результатов:
Книги и учебники
В этом разделе мы рассмотрим одни из самых лучших работ, рассчитанных на тренировку и улучшение изучаемого навыка. Они представляют собой предельно эффективные, действенные и полезные книги на развитие памяти, т.к. содержат в себе огромное количество всевозможных приемов, техник, примеров и упражнений для тренировки способности запоминать информацию. Все они будут полезны тем, кто заинтересован в работе над собой и стремится улучшить показатели своей личной продуктивности.
Развивающие игры
Как спортсмен ежедневными тренировками должен совершенствовать свое мастерство, так и каждый желающий иметь отличную память должен искусно оттачивать этот полезный навык. В этом разделе собран специфический материал – онлайн- и другие игры для детей и взрослых, которые помогут развивать и поддерживать в тонусе внимание, способность к запоминанию и воспроизведению информации.
Дополнительные материалы
Наш курс сравнительно невелик, и, кончено же, уместить в него всю важную и нужную информацию очень проблематично. Но она, несомненно, нужна, и поэтому мы предлагаем углубить свои знания по рассматриваемой теме. В этом разделе вы найдете небольшую подборку полезных материалов (а именно эффективных обучающих программ и статей), которые помогут вам лучше изучить отдельные вопросы и во всем разобраться.
И теперь несколько слов о том, как правильно проходить этот курс.
Изучать скорочтение – абсолютно не мучение
Обучение техники скорочтения базируется на серьезной научной основе. Ее разработали с участием психолингвиста В. Леонтьева и психолога Л. Гримаки.
Эта действительно эффективная техника, где участвует наука и методология, существенно повышает принцип скорочтения и развития памяти.
Специалисты утверждают, что в традиционном методе чтения есть пять недостатков, которые мешают людям освоить скорочтение, и развитие памяти при этом значительно снижается:
- Как развить память и внимание, если пользователи традиционного способа чтения часто используют возвратное движение глаз (регрессию), для повторного прочтения не совсем понятного текста? Какое может быть развитие памяти и внимания в таком ритме?
- Отсутствие гибкой программы чтения, когда тексты читаются одинаково медленно, даже если некоторые из них требуют быстрого прочтения.
- Главная преграда быстрого чтения − артикуляция, то есть звучание текста в то время, когда человек его читает про себя. Многие мысленно проговаривают текст в то время, когда читают. Этот дефект слишком много времени забирает у читателя. Это самый трудно исправимый недостаток, но благодаря программе скорочтения он со временем исправляется.
- К четвертому недостатку относится то, что люди при чтении захватывают малое поле зрения. Это тот участок, который воспринимается глазами на этапе фиксации (остановки).
- Отсутствие внимания, которое является катализатором процесса чтения. Без внимания нет быстрого чтения. Поэтому развитие памяти и скорочтение так взаимосвязаны. Ведь память без внимания тоже не может существовать.
Как проходить курс?
Представленный курс построен таким образом, что в нем постепенно рассматриваются все более сложные темы. Поэтому, даже если вы уверены в себе и своих способностях, мы рекомендуем не пропускать ни одного урока и проходить их именно в той последовательности, в которой они представлены. От этого будут зависеть ваши результаты.
Как вы уже знаете, курс состоит из шести уроков. Как показывает практика, наиболее эффективно проходить один урок в 1-2 дня. Это способствует полноценному восприятию, анализу и пониманию материала. А практические задания помогут вам начать практиковаться уже с самого первого дня. Не забывайте уделять достаточное время и внимание упражнениям и задачам. В целом же в курсе нет ничего сложного, поэтому нам остается лишь пожелать вам удачи.
Другие интересные задания
Учить детей новым словам будет проще с визуальными играми. Нередко подобные способы используют и для изучения иностранных языков. На небольших листочках пишут незнакомые малышу слова и расклеивают их по дому на соответствующих вещах. Так ребёнок запомнит названия объектов и научится их распознавать в дальнейшем.
Есть и другой эффективный способ, который помогает быстро выучить иностранные слова. Их следует записывать несколько раз на листке. Ежедневно нужно заучивать новые слова, увеличивая их количество. Такая тренировка поможет ученикам разных классов школы учить иностранный язык.
Развитие полушарий мозга: упражнения для мозга
Watch this video on YouTube
Есть ещё несколько оригинальных упражнений для развития памяти:
- Пары. Повысить концентрацию внимания и улучшить процесс запоминания и сохранения информации помогут игры с поиском одинаковых иллюстраций. На столе раскладывают 16−20 карточек. Их по очереди переворачивают и запоминают, чтобы найти пары одинаковых и отложить в сторону. Такие тренажёры можно найти в интернете онлайн или скачать на компьютер для ежедневных тренировок.
- Пиктограммы. Такие значки и иконки встречаются в нашей жизни повсюду: в телефонах, книгах, логотипах марок. Пиктограммы служат отличным средством для запоминания информационных данных и укрепления памяти. Следует выбрать какое-нибудь предложение и нарисовать к каждому слову значок. Например, глагол «видеть» можно изобразить в виде глаза, а «вдохнуть» — в виде носа и струйки пара. Такая игра подойдёт как для развития ребёнка, так и для взрослого.
- Mind maps. Ещё эту методику называют «ментальными картами» или «флеш-картами». Задание напоминает пиктограммы, поскольку их тоже надо рисовать. Однако оно эффективнее и помогает запоминать даже целые книги. В центре листа бумаги изображают задачу или проблему. В стороны отводят в виде толстых веток главные разделы с нумерацией. Раскрывают детали задач на тонких ветках с помощью пиктограмм, ключевых слов и цветовых отметок.
Нарушения долговременной памяти
Неумение кодировать входящую информацию правильным способом — нарушение долговременной памяти человека, которое поддается коррекции. Более сложное нарушение — амнезия. Эта патология ухудшает работу гиппокампа и возникает на фоне очень сильного эмоционального потрясения либо черепно-мозговой травмы.
Причины нарушения памяти
Нарушается долговременная память на фоне проблем физиологического характера:
- острой или хронической интоксикации — алкогольной, наркотической, медикаментозной (или отравления другими ядами);
- нарушения мозгового кровообращения при атеросклерозе, инсульте;
- опухоли мозга;
- болезни Альцгеймера;
- умственной отсталости на фоне генетических аномалий, патологий беременности.
К психическим причинам ухудшения памяти относится:
- длительный стресс;
- невротическое состояние;
- переутомление, нарушение сна;
- интенсивные эмоциональные, интеллектуальные нагрузки;
- психологические травмы;
- депрессия.
Физическое или эмоциональное истощение тоже могут вызвать трудности с запоминанием информации, провалы в памяти.
Симптомы
Заподозрить нарушение долговременной памяти позволяют характерные симптомы:
- человек с трудом запоминает — ему сложно сохранять и вспоминать даты, стихи, другой материал;
- не удается вспомнить, что происходило в прошлом — не слишком давно и много лет назад, в памяти есть провалы;
- сознание спутанное, причинно-следственные связи нарушенные;
- возникает забывчивость в привычных ситуациях (человек забывает сделать запланированное);
- снижаются интеллектуальные способности и падает работоспособность;
- заметна невнимательность, есть сложности с концентрацией и удержанием внимания;
- возникает растерянность в привычных ситуациях.
Проявления нарушений долговременной памяти могут возникать изолированно от других и нарастать в течение долгого времени, но иногда возникает сразу несколько симптомов в короткий промежуток времени.
Проблемы с долгосрочной памятью отражаются на всех ключевых аспектах жизни человека. Забывчивость приводит к непониманию с близкими, проблемам на работе из-за некачественного выполнения заданий и неспособности сконцентрироваться. При амнезии человек не может вспомнить важных фактов о себе, собственной жизни, на фоне этого возникает социальная дезадаптация.
Метод Цицерона или римской комнаты
Специалисты зачастую применяют способ под названием «Римская комната», который использовал Цицерон. Он заключается в разучивании чего-либо в домашней обстановке. При воспроизведении человек вспоминает помещение с его элементами, а вместе с тем всплывают факты и события. Простой способ привязки информационных понятий к предметам комнаты состоит из ряда этапов.
- Создание матрицы, включающей основные образы. Для этого можно взять любое помещение: квартиру, офис, магазин, а также часть города. Важна последовательность прохождения через сознание тех предметов, к которым привязываются элементы информации.
- Закрепляем маршрут, чтобы исключить хаос из процесса, сделать запоминание логичным, имеющим смысл.
- Привязка к хорошо известным образам информации, из которой можно сделать связное повествование.
- Применяем правила запоминания.
- Новые образы связываем со светлыми местами, делая их четкими.
- Превращаем большое в маленькое и наоборот.
- Придаем динамику, шевелим образ.
Рекомендации по развитию памяти с использованием метода Цицерона даются тренингами в первую очередь. Ведь это простое и эффективное средство, которого некоторым людям будет достаточно. Тренировку можно осуществить в любом месте.
Медитация
Еще одним методом улучшения функций долговременной памяти является медитация. Она позволяет одновременно расслабиться и сконцентрироваться. Благодаря ей не только совершенствуются внимание, наблюдательность и запоминание, но и снижается уровень стресса, укрепляется иммунитет, проходят депрессивные состояния, значительно уменьшается риск развития заболеваний сердечно-сосудистой системы.
Помощником по части медитации является приложение Nimbus Mind. В нем можно найти множество программ расслабления, музыку, звуки природы. Это прекрасная инвестиция в здоровый сон и расслабление.
Немного истории
Процессы формирования и закрепления воспоминаний интересовали ученых издавна. Еще Аристотель в Древней Греции выдвинул гипотезу о том, что объекты испускают материальные частицы, затем они проникают в голову и оставляют отпечаток на мозге, как на глине.
Активным изучением нейрофизиологических основ памяти ученые занялись в начале 20 века. И.Павлов выявил основные механизмы формирования и закрепления новых связей. Физиолог описал условия возникновения связей, предпосылки для их удержания в учении о высшей нервной деятельности.
Механизмам перемещения информации из кратковременного хранилища в долговременное нейрофизиологи уделяли много внимания в середине 20 века, но до сих пор это вопросу остается дискутабельным.
В 2011 году американские ученые воссоздали цепь нейронов, которая является основой долговременной памяти. Проведенные исследователями эксперименты показали, что входящий сигнал в течение 10 минут формирует прочные соединения, которые долго не распадаются и сохраняются в мозговых структурах всю жизнь.