Эффекты феномены и механизмы межличностного восприятия

Познание одним человеком другого всегда сопровождается эмоциональной оценкой партнера, попыткой понять его поступки, прогнозом изменений в его поведении и моделированием собственного поведения. Так как в этом процессе участвуют минимум два человека и каждый из них является активным субъектом, в построении стратегии взаимодействия каждый должен учитывать не только мотивы и потребности другого, но и его понимание мотивов и потребностей партнера. Процесс межличностного восприятия также называют социальной перцепцией.

Механизм межличностного восприятия – это способ, посредством которого человек интерпретирует и оценивает другого. Таких способов может быть довольно много. Сегодня мы с вами рассмотрим основные механизмы межличностного восприятия: идентификацию, эмпатию, эгоцентризм, аттракцию, рефлексию, стереотип и каузальную атрибуцию.

Механизмы и эффекты межличностного восприятия

— С чего начинается общение? Конечно, «с первого взгляда», т. е. общение начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, манерой поведения. Психологи по этому поводу говорят, что происходит восприятие одним человеком другого. Эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки и взаимопонимания партнеров. Теперь мы поговорим о том, что же влияет на наше восприятие других людей, каковы механизмы межличностного восприятия. Проанализируем, как возникающие в процессе общения эффекты восприятия могут стать причиной ошибок в оценке человека, с которым общаемся.

Итак, познание и понимание людьми других и себя происходит в соответствии с психологическими механизмами восприятия. Рассмотрим эти механизмы:

1) Идентификация

— это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление себя другому. Идентификация представляет собой процесс почти полного отождествления человека с собеседником во время общения.

(Это помогает, образно говоря, «влезть в шкуру» другого человека, почувствовать, понять и пережить все, что чувствует, понимает и переживает он).

Примеры.

Близким к идентификации механизмом восприятия является эмпатия .

Это не рациональное осмысление проблем другого человека, а способность к глубокому эмоциональному контакту и сопереживанию другому человеку, помогающая глубже понять его и откликнуться на его нужды и проблемы. Данный механизм восприятия является наиболее желательным как в общении с коллегами, так и в общении с пациентами.

2) Рефлексия

— это процесс логического анализа проблем, поступков и состояний собеседника, приводящий к определенным обобщениям и выводам о человеке. Рефлексия означает также способность человека к осознанию того, как он воспринимается партнером по общению. Примеры.

3) Стереотипизация

— это способ понимания другого человека с помощью классификации форм поведения и интерпретации их причин путем отнесения к уже известным социальным образцам. Стереотип — это сформировавшийся образ человека, которым мы пользуемся, как штампом. Стереотип складывается на основе обобщения личного опыта и тех сведений, которые из книг, кинофильмов. При этом знания могут быть не только сомнительными, но и вовсе ошибочными. Примеры.

Между тем сформировавшиеся на основе этих знаний стереотипы являются очень стойкими и популярными. Так, мы, не задумываясь, говорим о точности математика, дисциплинированности военного. О том, что все коммерсанты — спекулянты, а все чиновники — бюрократы.

Стереотипное восприятие усиливается за счет хорошего или плохого самочувствия, настроения. Так, при плохом самочувствии люди и события воспринимаются в более негативном свете.

Изучая процессы восприятия, психологи выявили типичные искажения представлений о другом человеке. Они получили название эффектов.

«Эффект ореола

». Этот эффект проявляется в том, что в начале знакомства общее впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестных качеств: общее благоприятное впечатление, оставленное человеком, приводит субъекта к положительным оценкам и тех качеств, которые в восприятии не даны, а значит не наблюдаемы. Вместе с тем общее неблагоприятное впечатление порождает соответственно отрицательные оценки. Таким образом, ореол мешает видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

«Эффект проекции».

Сущность этого эффекта проявляется в том, что приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои достоинства, а неприятному — недостатки.

Эффект «первичности и новизны»

(Эффект первого и второго порядка) Этот эффект появляется тогда, когда мы сталкиваемся с противоречивой информацией о человеке. Если мы имеем дело с незнакомым человеком, то мы склонны, больше доверять той информации, которая поступила первой. При общении с хорошо знакомым человеком мы склонны отдавать предпочтение той информации, которая поступила последней.

— Безусловно, полностью избежать ошибок не может никто, но в наших силах разобраться в особенностях восприятия и, зная о возможных искажениях, научиться корректировать свои ошибки.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Виды эмпатии

Эмпатические переживания могут быть адекватными и неадекватными. К примеру, у одного чужое горе вызывает грусть, а у другого – радость.

Кроме того, эмпатия может быть:

  1. Эмоциональной. Основывается на механизме проекции и подражания эффективным и моторным реакциям собеседника.
  2. Когнитивной. Базируется на интеллектуальных процессах.
  3. Предикативной. Выражает способность человека к предсказыванию реакций собеседника в той или иной ситуации.

Важной формой эмпатии выступает сопереживание – переживание одним индивидом чувств, эмоций и состояний, которые испытывает другой. Происходит это через отождествление с собеседником и сочувствие ему.

Технология развития перцепции

Перцепция создает картину реальности на основе деятельности целой системы анализаторов головного мозга. Процесс восприятия – физиологический. Советские психологи Л. Выготский, А. Запорожец говорят о моторике и о зрении, как о важных факторах развития перцепции. В развитии зрительного восприятия немаловажную роль играет движение глаз.

Неподвижный глаз не может воспринимать предметы в комплексе. При кинестетической перцепции возникают связи, в том числе пространства и времени. При таком виде восприятия происходит обратный процесс, обеспечивающий контроль над руками, которые совершают разнообразные действия: от микродвижений до моделирующих.

Для человека первые существенные изменения в восприятии мира и перцептивных действий происходят в первые годы жизни. Одну из решающих ролей несет сенсорное восприятие, с детства начинается накопление представлений о цветовой палитре, форме, свойствах и размере окружающих предметов.

Технологии развития могут быть самыми разнообразными. Обучающие игры, доводящие до автоматизма действия, например, сравнение величины путем игровых манипуляций, в которых усваивается новая информация. Постепенно сопоставление фигур переходит в зрительное восприятие, а движение рук становится более сложными, подключается осязание.

Активные поисковые действия и формирование связей между зрением, слухом и осязанием дает возможность воспринимать сложные сигналы, различать их, строить связи, узнавать и интерпретировать.

Таким образом, перцептивное развитие важно не только само по себе, но и является примером поведенческой и нейронной пластичности — мощных механизмов, которые могут поддержать изменения в развитии во многих областях, начиная с раннего возраста

Стереотип

Это очень важный и довольно емкий механизм межличностного восприятия. Стереотип в контексте межличностной аттракции – процесс формирования мнения о человеке, на основе личных предубеждений (стереотипов).

В 1922 году для обозначения представлений, связанных с неточностью и ложью, В. Лимпан ввел такой термин, как «социальный стереотип». Как правило, формирование устойчивых образцов какого-либо социального объекта, происходит незаметно даже для самого индивида.

Есть мнение, что именно из-за слабой осмысленности стереотипы прочно закрепились в форме устойчивых эталонов и получили власть над людьми. Стереотип возникает в условиях недостатка информации или является плодом обобщения собственного опыта индивида. К опыту часто добавляется информация, полученная из кинематографа, литературы и прочих источников.

Благодаря стереотипу человек может быстро и, как правило, надежно, упрощать социальное окружение, оформлять его в определенные эталоны и категории, делать его более понятным и прогнозируемым. Когнитивную основу стереотипизации формируют такие процессы, как ограничение, селекция, и категоризация крупного потока социальной информации. Что касается мотивационной основы данного механизма, то ее формируют процессы оценочной популяризации в пользу той или иной группы, которые дают человеку ощущение принадлежности и защищенности.

Функции стереотипа:

  1. Селекция информации.
  2. Формирование и поддержка позитивного образа «Я».
  3. Создание и поддержка групповой идеологии оправдывающей и объясняющей поведение группы.
  4. Формирование и поддержка позитивного образа «Мы».

Таким образом, стереотипы являются регуляторами общественных отношений. Их главными признаками являются: экономия мышления, оправдание собственного поведения, удовлетворение агрессивных тенденций, устойчивость и выход группового напряжения.

Механизмы социальной перцепции

Инструменты, которыми пользуется социальная перцепция, обеспечивают налаживание коммуникации между личностями и заключаются в следующих понятиях:

  • Идентификация;
  • Эмпатия;
  • Аттракция;
  • Рефлексия;
  • Стереотипизация;
  • Каузальная атрибуция.

Метод идентификации заключается в том, что психолог пытается поставить себя на место собеседника. Чтобы познать человека, необходимо усвоить его шкалу ценностей, нормы поведения, привычки и вкусовые пристрастия. Согласно этому методу социальной перцепции, человек ведёт себя таким образом, каким, по его мнению, мог бы повести себя собеседник.

Эмпатия – сопереживание другому лицу. Копирование эмоционального настроя собеседника. Только отыскав эмоциональный отклик, можно составить правильное представление о том, что творится на душе у собеседника.

Аттракция (привлечение) в понятии социальной перцепции рассматривается как специальная форма познания партнера при сформированном устойчивом чувстве к нему. Такое понимание может иметь форму дружбы или любви.

Рефлексия – осознание себя в глазах собеседника. При проведении беседы человек как бы видит себя со стороны партнера. Что о нем думает другой человек и какими качествами наделяет его. Познание себя в понятии социальной перцепции невозможно без открытости к другим людям.

Каузальная атрибуция от слов «кауза» – причина и «атрибут» – ярлык. Человека наделяют качествами, сообразно его поступкам. Социальная перцепция определяет следующие типы каузальной атрибуции:

  • Личностная – когда причина исходит от самого человека, совершившего тот или иной поступок;
  • Объектная – если причиной поступка послужил объект (субъект), на которого было направлено то или иное действие;
  • Обстоятельственная – условия, при которых был совершен тот или иной акт.

В процессе исследований, согласно социальной перцепции, было выявлены закономерности, которые влияют на формирование каузальной атрибуции. Как правило, человек приписывает успех только себе, а неудачу – окружающим, либо обстоятельствам, которые сложились, увы, не в его пользу

При определении тяжести действия, направленного против человека, потерпевший игнорирует объектную и обстоятельную каузальную атрибуцию, принимая во внимание только личностную составляющую. Немаловажную роль при восприятии играет установка человека, либо сведения, относительно воспринимаемого субъекта

Это было доказано экспериментом Бодалева, который показывал фотографию одного и того же человека двум разным социальным группам. Одни сказали, что перед ними отъявленный преступник, другие определили его как величайшего ученого.

Социальный стереотип – это восприятие какого-либо собеседника, основанное на базе личного жизненного опыта. Если человек принадлежит к какой-либо социальной группе, его воспринимают как часть некоего сообщества, со всеми его качествами. Клерка воспринимают иначе, чем сантехника. Социальная перцепция разделяет следующие виды стереотипов:

  • Этнические;
  • Профессиональные;
  • Гендерные;
  • Возрастные.

При общении людей из разных социальных групп могут возникнуть противоречия, которые сглаживаются при решении общих задач.

Рефлексия

Рассматривая психологические механизмы межличностного восприятия, нельзя не упомянуть о рефлексии. Рефлексией называют осознание человеком того, как его оценивают и воспринимают другие индивиды. То есть это представление человека о том, какого мнения о нем собеседник. Этот элемент социального познания, с одной стороны, означает познание человеком собеседника через то, что он думает о нем, а с другой – познание самого себя через это. Таким образом, чем шире круг общения индивида, тем больше представлений о том, как его воспринимают другие, и тем больше человек знает о себе и окружающих.

Виды и уровни общения.

Выделяют следующие виды общения:

А) Внутриличностное общение

. Это внутренний диалог человека с самим собой, обдумывание проблем, различных вопросов, анализ ситуаций, построение планов и т. п.

Б) Межличностное общение

. Это общение двух и более людей между собой. Включает в себя все разнообразие форм и стилей общения.

В) Социальное общение

. Это общение человека с группой людей, коллективом, большой аудиторией.

— Вы не раз наблюдали, что в различных жизненных ситуациях перед вами стоят разные цели, раскрываются разные ваши личностные качества. В зависимости от ситуации, вы выбираете тот или иной стиль (уровень) общения.

Различают следующие уровни (стили) общения:

А) Примитивный уровень

На данном уровне общения другой человек оценивается с точки зрения нужности или ненужности, полезности или бесполезности. При «нужности», «полезности» с человеком вступают в контакт, при «ненужности» — не вступают или грубо отталкивают, если он мешает достижению какой-либо цели. В данном случае человек используется фактически, как вещь, так как после получения желаемого результата к нему, как правило, быстро исчезает интерес (при общении с пациентом данный вариант общения недопустим).

Б) Манипулятивный уровень.

Данный уровень общения близок примитивному, так как тоже направлен на получение какой — либо выгоды от собеседника. При этом истинная цель всячески скрывается от человека. В таком общении активно используются самые разнообразные способы психологического воздействия на человека и управления им. Например: лесть, запугивание, проявление расположения, обман, «пускание пыли в глаза» и т. д.

7 стр., 3014 слов

Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, проявление дружбы и любви

… является главным определяющим фактором общения между людьми, представляя совокупность тех или иных кодов, сформированных культурным багажом данного уровня, облегчающих или затрудняющих общение, но всегда определяющих …

Данный вариант общения также недопустим в процессе взаимодействия с пациентом.

В) Формально-ролевой уровень.

На данном уровне общения каждый участник действует строго в соответствии со своей социальной ролью и положением. В нем фактически не учитываются индивидуальные личностные качества, внутренний мир человека, его проблемы ит. п. Этот стиль общения допустим лишь в редких экстремальных условиях, когда пациенту необходимо оказать срочную помощь и нет возможности изучать его личность.

Г) Деловой (профессиональный) уровень.

Деловое общение возникает у людей, как правило, в связи с их участием в определенной совместной деятельности и имеет целью достижение общего результата. Поэтому на данном уровне общения, учитываются индивидуальные особенности личности собеседника, но интересы дела преобладают, и даже возможные расхождения во взглядах или мнениях, как правило, уходят на второй план. Данный стиль общения встречается довольно часто между людьми.

Д) Дружеский уровень.

Данный уровень общения характеризуется максимальной открытостью людей друг другу, искренностью, доверием; эмоциональным переживанием другому человеку, сочувствием его проблемам, а также готовностью к взаимной поддержке и взаимопомощи. Данный уровень общения приемлим в общении с коллегами, с близкими друзьями.

Е) Общение на уровне «контакта масок».

Это уровень формального общения, при котором у собеседников нет потребности и стремления к глубокому пониманию другого человека, когда используется набор стандартных социально-психологических «масок»: вежливости, участливости, почтительности, строгости и т. п. В этом случае под «маской» подразумевается определенный набор жестов, мимики, слов, интонаций. Все это позволяет человеку, во-первых, скрыть истинное отношение к собеседнику; во-вторых, защититься от нежелательного вторжения других в свой внутренний мир, и в-третьих, при необходимости «сгладить острые углы» в отношениях между людьми.

7 стр., 3353 слов

Хигир. Как узнать тайные мысли по жестам

… ситу­ации вам более подошли бы жесты открытых рук и рас­стегнутой одежды. Жесты прихорашиваний и ухаживания Исследования, проведенные … при ухаживании, явля­ясь главной «лакмусовой бумагой». Общение с сексуаль­но привлекательным партнером заставляет зрачки непро­извольно … в функционировании все­го аппарата управления важен культурный уровень руководителя, его стиль деятельности, которому дол­жны …

Ж) Светский уровень

Для этого уровня характерна поверхностность и беспредметность. Люди обмениваются фразами, словами, знаками внимания в строгом соответствии с общепринятыми в данном обществе правила

Способы воздействия в процессе общения

Общение включает в себя определенные способы воздействия индивидов друг на друга; основные из них — это заражение, внушение, подражание.

Заражение — это бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Заражение выступает как форма спонтанно проявляющегося внутреннего механизма поведения человека. Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся между собой людей.

Особой ситуацией, в которой усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние. Непосредственной причиной паники является появление какого-либо известия, способного вызвать своеобразный шок.

Внушение есть целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется воздействие на другого, основанное на некритическом восприятии сообщения или информации. В отличие от заражения, которое носит, как правило, невербальный характер (танцы, игры, музыка, эмоции и т. п. ), внушение носит, напротив, вербальный характер, т. е. осуществляется посредством речевого сообщения. С особой силой внушение действует на лиц впечатлительных и вместе с тем не обладающих достаточно развитой способностью к самостоятельному логическому мышлению, не имеющих твердых жизненных принципов и убеждений, неуверенных в себе. Подражание как способ воздействия проявляется в следовании какому-либо примеру, образцу посредством его воспроизведения. Особое значение подражание имеет в процессе психического развития человека.

Эффект аудитории

Человек по-разному делает одни и те же вещи в одиночестве и в присутствии других людей. Причём наблюдатели могут влиять как положительно, так и отрицательно. Например, человек будет лучше справляться с хорошо знакомой ему работой и хуже выполнять новые поручения, когда рядом с ним находится кто-то ещё.

Психолог Роберт Зайонц считал, что наблюдатели становятся причиной возбуждения, ведь их реакция на действия человека непредсказуема. Когда человек делает то, что умеет и знает, ему легче справиться с психологическим стрессом и страхом оценки, чем если он берётся за совершенно новую незнакомую задачу.

Свежие записи

  • 1. Особенности психологии как науки, ее задачи
  • Виды деятельности студентов
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Доктор Фрейд и его учение
  • Социальная экология — наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1−3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2

Лекция № 1. Психология общения

Человек немыслим без людей.

Гете

Цель: Изучить тему «Общение». Раскрыть значение понятия «общение»; рассмотреть виды и уровни общения. Познакомить учащихся с различными средствами общения, раскрыть приемы невербального общения

Уделить особое внимание механизмам межличностного восприятия и понимания людей в процессе общения. Дать представление об основных феноменах межличностного общения; проанализировать причины, ведущие к искажению информации в процессе восприятия людьми друг друга

Сформировать навыки интерпретации невербальных средств в общении. Развивать способность более глубокого восприятия и понимания других людей в процессе общения.

План:

1. Понятие общения.

2. Виды и уровни общения.

3. Средства общения.

4. Механизмы и эффекты межличностного восприятия.

Эмпатия

Второй механизм межличностного восприятия тесно связан с первым. Эмпатией называют эмоциональное стремление откликнуться на терзающие другого человека проблемы, сочувствовать ему и сопереживать.

Также эмпатию трактуют как:

  1. Постижение состояний другого индивида.
  2. Психический процесс, направленный на идентификацию чужих переживаний.
  3. Действие, помогающее индивиду построить общение особым образом.
  4. Способность проникать в психическое состояние другого человека.

Способность к эмпатии возрастает в случае схожести собеседников, а также при обретении индивидуумом жизненного опыта. Чем выше эмпатия, тем красочнее человек представляет себе влияние одного и того же события на жизнь разных людей, и тем больше он осознает факт существования разных взглядов на жизнь.

Индивида, склонного к эмпатии, можно узнать по таким признакам:

  1. Терпимость к эмоциям других людей.
  2. Способность вникнуть во внутренний мир собеседника, не раскрывая при этом своего мировоззрения.
  3. Адаптация своего мировосприятия к мировосприятию другого человека с целью достижения взаимопонимания.

Суть межличностного восприятия

Межличностная перцепция – это сторона общения, включающая в себя обмен информацией и взаимодействие, на которое влияют такие факторы: активность субъекта, ожидания, намерения, прошлый опыт, ситуация и другое.

Механизмы межличностной перцепции

Восприятие другого человека позволяет личности формировать себя, потому что во время этого происходит соотношение личности с оппонентом. Для достижения цели необходима длительная совместная деятельность между ними.

Развития самосознания через процесс анализа себя через другого осуществляется через механизмы:

  1. Рефлексии – переосмысления своих действий, ощущений.
  2. Каузальной атрибуции – понятие своих ошибок через достижения другого.

Мы устроены так, что процесс изучения окружающего мира не заканчивается никогда. Появляются новые предметы, технологии, которые нужно проанализировать. Мы встречаем новых людей, складываем о них определенное мнение. Процесс самоанализа и самокопания протекает всю нашу жизнь. Мы меняемся, меняется устройство мира

Все эти аспекты указывают на важность правильного понимания всего, что нас окружает

Надеюсь, эта статья будет Вам полезна. Если начальник Вас не возлюбил, то это зависит только от эффекта гипервзыскательности, а не от того, что в Вас нет положительных качеств.

Условия эффективности межличностной коммуникации

Предмет:Этика
Тип работы:Курсовая работа
Язык:Русский
Дата добавления:16.04.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по этике:

Много готовых курсовых работ по этике

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Особенности невербальной коммуникации в различных национальных культурах
Внутригрупповое взаимодействие
Коммуникативные конфликты и способы их разрешения
Способы манипуляции в межличностной коммуникации

Введение:

Чтобы создать положительный имидж организации, необходимо создать благоприятную среду внутри организации, то есть создать сильную корпоративную культуру. Именно поэтому руководители организаций и PR-специалисты обеспокоены эффективностью межличностного общения в корпоративной среде. Это актуальность нашей работы.

Коммуникация действует как взаимодействие субъектов, порожденных потребностями сосуществования. В процессе общения происходит взаимный обмен типами и результатами деятельности, идеями, чувствами, отношениями и т. д. Именно общение организует общество и позволяет человеку жить и развиваться в нем, согласовывая свое поведение с действиями и поведение других людей.

Объектом исследования в данной работе является межличностное общение между промоутерами .

Предметом данной работы является определение критериев эффективности межличностных коммуникаций.

Целью является оценка эффективности межличностного общения в корпоративной среде.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • выявить сущность и функцию межличностного общения.
  • определить особенности межличностного общения в малых группах.
  • выявить способы влияния в межличностном общении.
  • определить механизмы и условия, обеспечивающие эффективность межличностного общения.
  • Определить характеристики корпоративной среды фабрики качества.

Раскройте эффективность межличностного общения в корпоративной среде по результатам анкетирования среди промоутеров фабрики качества.

Теория межличностного общения

Сущность и функции межличностного общения

Межличностное общение — это процесс передачи информации определенным источником — другому конкретному целевому объекту или членам идентифицируемой группы. Эти коммуникации обычно осуществляются через личные контакты, но они также могут осуществляться с использованием почты, телефона или других электронных средств.

Функции межличностного общения:

  1. Информационный. Информация — это как обмен между людьми разных видов знаний и информации. В этом случае общение играет роль посредника и представляет собой обмен сообщениями, мнениями, идеями, решениями, который происходит между коммуникаторами. Обмен информацией может осуществляться как ради достижения какой-то практической цели, решения проблемы, так и ради самого процесса общения, поддержания отношений между людьми.
  2. Соц. Он заключается в формировании и развитии культурных навыков человеческих отношений. Эта функция формирует наше мнение, мировоззрение, реакцию на определенные события. Благодаря этой функции всем членам общества обеспечивается приобретение определенного уровня культурной компетенции, с помощью которого становится возможным их нормальное существование в этом обществе.
  3. Выразительный. Это означает желание партнеров по общению выражать и понимать эмоциональные переживания друг друга. Итак, межличностное общение всегда начинается с установления контакта между партнерами. В то же время важно не только предоставить информацию, необходимую для общения (представиться), выбирая для этого стереотипные словесные высказывания, но и дополнить их невербальными средствами (улыбка, рукопожатие), которые должны показывать наше расположение ( нежелание связываться. Плохое первое впечатление может разрушить амбициозные планы партнеров. Выражение эмоций очень важно в дальнейшем общении, когда намеченные связи между людьми укрепляются, осуществляется своего рода совместный проект. Это проявляется в выражении чувств, эмоций в процессе общения через вербальные и невербальные средства. Они связаны с выбранным стилем речевого общения, используемым невербальными средствами общения. В зависимости от того, какой способ передачи чувств и эмоций выбран, экспрессивная функция может значительно усиливать или ослаблять информационную функцию общения.
  4. Прагматичный. Эта функция позволяет регулировать поведение и деятельность участников общения, координировать их совместные действия. Он может быть направлен как на себя, так и на партнера. В ходе осуществления этой функции возникает необходимость прибегнуть как к побуждению партнера к выполнению какого-либо действия, так и к запрещению некоторых действий.
  5. Толковательный. Служит для понимания вашего партнера по общению, его намерений, отношений, опыта, состояний. Это связано с тем, что различные средства коммуникации не только отражают события окружающей действительности, но и интерпретируют их в соответствии с определенной системой ценностей и политическими ориентирами (т.е. они оцениваются с разных позиций). Эта функция также используется для передачи конкретных видов деятельности, оценок, мнений, суждений и т. д.

Особенности межличностного общения в малых группах

Коммуникация в небольших группах — это также связь информации с системами управления предприятием и процессом управления в целом. Их можно рассматривать не только как единое целое, охватывающее все функции управления, но и для отдельной функциональной управленческой работы, такой как прогнозирование и планирование, учет и анализ. Это позволяет выделить конкретные моменты, присущие информационной поддержке функционального управления, раскрывая при этом его общие свойства, что позволяет направлять исследования вглубь.

В современных условиях важной областью стало эффективное внедрение и использование каналов связи, заключающееся в сборе и обработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Передача информации о положении и деятельности компании на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми взаимосвязанными подразделениями компании осуществляются на основе современных электронных компьютеров и других технических средств связи.

Система каналов связи — это совокупность физических движений информации, которая позволяет осуществлять процесс, реализовывать решение. Наиболее общей системой информационных потоков является сумма информационных потоков, которая позволяет предприятию осуществлять финансово-хозяйственную деятельность.

Пути влияния в межличностном общении

Выше было отмечено, что межличностное общение осуществляется в различных формах, которые имеют свою специфику, определяемую ситуацией временного и пространственного характера, количеством участников, их социально-ролевым статусом и коммуникативным отношением. Неформальный разговор между двумя коммуникантами — идеальный пример межличностного общения — характеризуется: частой сменой предмета, доминированием одной стороны как более активной с точки зрения инициативы и аргументации, изменением коммуникативного отношения (сознательного и бессознательного), расплывчатостью самой структуры дискурса, которая позволяет вернуться к предыдущим темам и аргументации, необязательный заключительный этап, поскольку разговор может быть прерван случайными обстоятельствами.

Для более структурированных форм межличностного общения характерно более последовательное использование общепринятых норм общения, причем не только с точки зрения выбора средств коммуникации, но и при построении дискурса, который предполагает определенную последовательность высказываний: введение тема интервью, дебатов и т. д., объясняющая или расширяющая предыдущие утверждения, обобщающая или обобщающая сказанное, уводящая от обсуждаемой проблемы либо в связи с переходом к другой теме, либо в поисках новой аргументации. Этот стереотип последовательности высказываний может быть нарушен в диалогическом дискурсе, для которого импровизация, вызванная получением новой или дополнительной информации, является вполне приемлемой.

Механизмы и условия, обеспечивающие эффективность межличностного общения

Степень эффективности межличностного общения определяется по результатам актуализации двух основных социально значимых функций — взаимодействия и воздействия. Эти результаты зависят от трех основных условий, определяющих характер речевого общения: а) тип коммуникативных личностей, 6) восприятие семантической и оценочной информации, и в) целенаправленное воздействие друг на друга. Для эффективности межличностного общения наиболее оптимальными вариантами для этих условий являются: а) совместимость партнеров в качестве коммуникативных личностей, б) адекватное восприятие семантической и оценочной информации, в) воздействие через убеждение.

Совместимость партнеров как общительных личностей подразумевает совместимость по всем трем параметрам. Наличие коммуникативных потребностей, даже при разнице в коммуникативных установках, способствует установлению контакта, что важно для начальной стадии общения. Как вербальные, так и невербальные средства могут служить сигналом для контакта. Здесь очень важно, чтобы их актуализация соответствовала общепринятым социальным нормам речевого поведения. Это значительно облегчает речевое взаимодействие. Наибольшую роль здесь играет совместимость когнитивных параметров, которые организованы в определенном когнитивном пространстве в виде блоков идентификации, рефлексии, знаний о средствах вербального и невербального общения и т. д. Несмотря на то, что каждый индивид имеет разный объем этих блоков и их структура, поскольку они формируются на основе не только социального познавательного опыта, но и личного, несмотря на то, что они зависят от особенностей работы полушарий головного мозга, которые различаются по асимметрии, Наличие готовых блоков позволяет оперировать ими с достаточной эффективностью, чтобы воспринимать и оценивать информацию и формулировать свою реакцию.

Отмечается, что уже на начальном этапе межличностного общения оба партнера, опираясь на свой познавательный опыт, решают одновременно несколько проблем: 1) Что я думаю о себе — кто я? 2) Что я думаю о своем партнере — кто он? 3) Что я думаю о том, что мой партнер думает обо мне? 4) Что партнер думает о себе? 5) Что партнер думает обо мне? 6) Что думает партнер о том, как я его себе представляю. Он включает в себя блоки идентификации, самопознания, рефлексии, прогнозирования развития имиджа партнера — всего, что помогает «настроиться» на межличностное общение.

Функциональный параметр также играет значительную роль в успешной актуализации функции речевого взаимодействия, но не является решающим, за исключением тех случаев, когда допускается грубое нарушение общепринятых норм социальной дифференциации и ситуативной изменчивости средств общения.

Восприятие в контексте социально-психологического исследования интерпретируется как понимание и оценка человека человеком; и не только и не столько его качества, сколько его отношения с другими людьми. Наиболее изученными механизмами межличностного восприятия являются: а) идентификация — понимание другого человека путем отождествления себя с ним; б) рефлексия — понимание другого через мышление для него; в) сочувствие — понимание другого человека через эмоциональное сочувствие; г) стереотипирование — восприятие и оценка другого путем передачи ему общепринятых характеристик социальной группы или ее представителя.

В контексте межличностного общения восприятие — это, прежде всего, сложный процесс получения и обработки семантической и оценочной информации, необходимое условие для актуализации межличностного общения. Эффективность межличностного общения зависит от степени адекватности семантического восприятия, поскольку это связано с правильной интерпретацией информации, коммуникативным отношением партнера и прогнозированием последующих этапов общения.

Среди объективных факторов, определяющих восприятие, отмечаются особенности речевого сообщения (высказывание, дискурс), которые могут различаться по типу (описание, повествование, аргументация и т. д.), Структуре (последовательность высказываний — уточняющие, обобщающие и т. д.). .) или о композиции дискурса (введение, основная часть, заключение). Также важно постоянство восприятия — его относительная независимость от сопутствующих ситуационных факторов.

Субъективные факторы включают в себя функциональные особенности процесса восприятия, обусловленные когнитивными характеристиками человека: осмысленность восприятия, дискретность этого процесса, обусловленность восприятия прошлым опытом человека, опережающий характер восприятия. Способность предвидеть, как показали исследования российских психологов, носит вероятностный характер и является одной из важнейших характеристик процесса восприятия.

Эффективность межличностного общения в корпоративной среде (на примере сотрудников )

Корпоративная среда

Корпоративная культура Fabrika Kachestva является отличным примером организации совместной работы и отдыха сотрудников компании, правил и традиций делового общения, а также системы социальной защиты.

Организация комфортного и эстетичного рабочего пространства, материальное и информационное обеспечение рабочего процесса, создание благоприятной психологической атмосферы способствуют успешному решению текущих бизнес-задач.

Для развития и поддержания неформального общения и дружеских отношений между сотрудниками в отдельных офисах и в компании в целом организуются регулярные корпоративные мероприятия.

Надежная материальная поддержка, выраженная в достойной заработной плате и расширенном социальном пакете, позволяет сотрудникам полностью посвятить себя своей работе и чувствовать уверенность в будущем.

Оценка эффективности межличностного общения в корпоративной среде

Чтобы определить, как новые сотрудники влияют на результат работы и организацию компании, мы решили провести опрос среди промоутеров . Для получения объективных данных в опросе было задействовано 100 сотрудников. Для этих же целей проведенный опрос был анонимным.

Анкета направлена ​​на выявление эффективности межличностного общения в корпоративной среде. Анкета состоит из 5 вопросов. Первые два вопроса анкеты направлены на создание среднего портрета работника: возраст, пол. Третий вопрос: «Каким образом вы установили отношения с командой?» был введен в анкету с целью определения функций межличностного общения. Ответы на четвертый вопрос: «Чувствуете ли вы конкуренцию в новой команде?» покажет, насколько амбициозен человек. Пятый вопрос: «Как вы думаете, как деятельность новых сотрудников влияет на компанию?» раскрывает нам мнение сотрудников об их значении в команде.

После составления анкеты мы связались с отделом маркетинга Фабрики Качества, чтобы получить полный список промоутеров, включая штатных, временных и недавно уволенных. В этот список вошли 107 человек.

После изучения списка и проведения поиска в социальных сетях мы отправили вопросники в электронном виде с просьбой ответить на эти вопросы в течение трех дней. Ответы на анкету начали поступать с первого дня, через 3 дня было получено 101 ответ. 6 человек проигнорировали нашу просьбу ответить на анкету. Для удобного анализа полученных данных за основу были взяты ответы 100 человек.

При анализе полученной информации было выявлено следующее:

  • По возрасту преобладают работники в возрасте 19-20 лет (67%). Работники в возрасте 17-18 лет — 20%, а в возрасте 21-23 лет — 13%.
  • По полу преобладают работающие женщины: 85% составляют женщины и 15% — мужчины.

Для построения отношений с командой респонденты используют все средства коммуникации. 97% выбрали выражение эмоций, поэтому у команды будет дружеская и спокойная атмосфера. 82% выбрали регулируемое поведение — это помогает координировать совместные действия при выполнении работы. 60% выбрали понимание коллег — что используется для передачи конкретных видов деятельности, оценок, мнений, суждений. 30% выбрали обмен знаниями, что положительно сказывается на общей интеллектуальной среде в коллективе. 15% выбрали культурные навыки — что обеспечивает приобретение определенного уровня культурной компетенции.

60% респондентов чувствуют конкуренцию в команде и стремятся к лидерству, что способствует динамичному развитию организации. 40% не чувствуют конкуренции, они являются рабскими членами команды.

Оценивая влияние деятельности новых сотрудников на организацию, 53% респондентов отметили положительное влияние на организацию, а именно идеи новых сотрудников. 31% — негативное влияние из-за неопытности в работе. 16% не заметили никакого влияния.

Суммируя все данные, мы можем составить портрет среднего статистического промоутера фабрики качества. Она женщина 19-20 лет, которая стремится к лидерству в команде и строит отношения в команде, используя выразительные, прагматичные и интерпретирующие функции межличностного общения.

Вывод:

Эффективность межличностного общения зависит от степени адекватности семантического восприятия, поскольку это связано с правильной интерпретацией информации, коммуникативным отношением партнера и прогнозированием последующих этапов общения. В межкультурном общении каждая культура представляет собой систему кодов, которая распространяет свое действие на повседневные отношения, социальные и культурные нормы и т. д. Эти системы кодирования культур, как правило, несопоставимы друг с другом или, в лучшем случае, они сравнимы только в ограниченной степени. В связи с этим в процессе связи проблема кодирования и декодирования информации становится актуальной. Противоречия таких разных представлений могут легко привести к конфликту.

В разных культурах существуют разные правила обмена информацией. Разница в национальных культурах и поведении проистекает из истории формирования национального сообщества и традиций, сложившихся на протяжении веков среди разных народов. Это отражается в обычаях и навыках коммуникативного поведения, а также в определенной логике и стереотипе поведения среди представителей определенной культуры. Таким образом, в деловых и личных контактах большое значение имеет способность представителей разных культур учитывать особенности культуры, с представителем которой происходит общение.

Анализируя данные анкетирования сотрудников Фабрики Качества, мы достигли цели нашей работы и выявили влияние новых промоутеров. В целом это влияние положительное. Новые сотрудники приносят новые идеи, они не боятся их реализовывать, они стараются создать гостеприимную атмосферу в коллективе, что также способствует достижению высоких результатов.

Уровни и разновидности перцепции

Существует несколько уровней перцепции, которые в свою очередь делятся на восприятие и осознание:

  1. Обнаружение. Первый уровень, на котором происходит обнаружение стимула.
  2. Различение или перцепция. Происходит формирование образа.
  3. Идентификация. Начинается этап осознания, образ, хранящийся в памяти, сличается с предметом.
  4. Опознание. В конце концов происходит классификация и соотнесение объекта в группу.

В процессе перцепции участвуют разного вида анализаторы, но, как правило, они работают в комплексе.

Это:

  • зрительные;
  • слуховые;
  • обонятельные;
  • осязательные;
  • вкусовые.

Кроме того, в зависимости от предмета перцепции, который обладает некими точками отсчета, выделяют восприятие:

  • Времени. Его перцепция не является врожденной и зависит от суммы факторов, это отражение действительности в рамках последовательности происходящих явлений. Восприятие времени может быть необъективным, например, под воздействием лекарств, которые могут возбуждать, менять или тормозить процессы.
  • Движения. При возбуждении стимулов в сетчатке глаз воспринимается движение, которое происходит на каком-то фоне, однородном или нет, или при его отсутствии, например, в темноте. Движение глаз мозгом воспринимается и как движение предметов.
  • Пространства. Умение ориентироваться в пространстве является одним из самых важных качеств человека при взаимодействии с внешней средой. Перцепция включает в себя систему координат самого человека, то, как он занимает свое место в этом пространстве, обладающем рельефом и направлением.

Перцепция классифицируется также на произвольную и непроизвольную. Произвольная или преднамеренная формируется в виде наблюдательности, которая, в свою очередь, складывается из опыта человека и его знаний об объекте наблюдения.

Классификация стереотипов

Существует сразу несколько имеющих место быть классификация стереотипов. По классификации В. Панферова, стереотипы бывают: социальными, антропологическими, и этнонациональными.

Подробнее остановимся на классификации А. Реан, согласно которой, стереотипы бывают:

  1. Антропологическими. Проявляются в случае, когда оценка психологических качеств человека и его личности зависит от особенностей внешнего вида, то есть антропологических признаков.
  2. Этнонациональные. Актуальны в том случае, когда на психологическую оценку человека влияют его принадлежность к той или иной этнической группе, расе или нации.
  3. Социально-статусные. Имеют место быть в том случае, если оценка личностных качеств индивида происходит в зависимости от его социального статуса.
  4. Социально-ролевые. В данном случае, оценка личности подчинена социальной роли и ролевым функциям индивида.
  5. Экспрессивно-эстетические. Психологическая оценка личности опосредована внешней привлекательностью человека.
  6. Вербально-поведенческие. Критерием для оценки личности служат его внешние особенности: мимика, пантомимика, язык и прочее.

Есть и другие классификации. В них, кроме предыдущих, рассмотрены такие стереотипы: профессиональные (обобщенный образ представителя той или иной профессии), физиогномические (черты внешности связаны личностью), этнические и прочие.

Наиболее изученными считаются национальные стереотипы. Они иллюстрируют отношения людей к тем или иным этническим группам. Такие стереотипы часто служат частью менталитета нации и ее самосознания, а также имеют четкую связь с национальным характером.

Возникающая в условиях недостатка информации стереотипизация, как механизм межличностного восприятия, может выполнять консервативную и даже реакционную роль, формируя у людей неправильное представление о других и деформируя процессы межличностного взаимодействия и взаимопонимания. Поэтому определять истинность или ошибочность социальных стереотипов нужно сугубо на основании анализа конкретных ситуаций.

Эффекты социальной перцепции

Определенные особенности, которые препятствуют адекватному восприятию друг друга взаимодействующими партнерами, называются эффектами социальной перцепции. К ним относят: эффект ореола, проекции, первичности, новизны, средней ошибки.

Межличностная перцепция предполагает взаимное оценивание участниками коммуникативного взаимодействия, но по прошествии времени наблюдается отсутствие изменений в оценочных суждениях партнеров. Это происходит вследствие естественных причин и именуется эффектом ореола. Другими словами, сложившееся однажды суждение одного участника о другом не видоизменяется, несмотря даже на то, что новая информация о субъекте коммуникации накапливается и возникает новый опыт.

Эффект социальной перцепции может наблюдаться в ходе формирования об индивиде первого впечатления, когда общее хорошее впечатление ведет в целом к позитивному оцениванию и, наоборот, неблагоприятное впечатление провоцирует преобладание негативных оценок.

С подобным социальным эффектом имеют тесную связь такие эффекты, как первичность и новизна. Во время восприятия незнакомого индивида преобладает эффект первичности. Противоположным данному эффекту считается эффект новизны, состоящий в том, что информация полученная последней, является более значимой. Эффект новизны работает при восприятии ранее знакомого индивида.

Также выделяют эффект проекции, который являет собой приписывание приятному собеседнику собственных достоинств, а неприятному – собственных недостатков, другими словами наиболее отчетливо выявлять у собеседников именно те качества, которые ярко выражены у воспринимающего индивида. Эффект средней ошибки выражается в тенденции смягчать оценивание наиболее ярко выраженных черт партнера в сторону среднего.

Перечисленные эффекты следует рассматривать в качестве выражения особого процесса, сопутствующего восприятию индивида индивидом. Такой процесс носит название стереотипизация.

Таким образом, понятие перцепция представляет собой отражение вещей и ситуаций действительности во время их воздействия на органы чувств людей. При этом важную роль играет возрастной период, в котором находится воспринимающий индивид.

Получение первого впечатления о человеке

Повседневная жизнь человека полна новых знакомств, и во многих ситуациях человека приходится оценивать на основе краткосрочного восприятия — это первые впечатления, и на их основе формируется соответствующее поведение.

Первое впечатление — это сложный психологический феномен, включающий в себя логическую, эмоциональную и чувственную составляющие. Первое впечатление может быть сформировано как при конкретном намерении оценить человека, так и при отсутствии такого намерения.

Решающими для впечатления о человеке, с которым встречаешься впервые, являются особенности его внешности и поведения. Сам человек, его поведение и внешний вид очень ярко отражаются на первой встрече.

Ситуация, в которой прошла встреча, также оказывает значительное влияние на формирование впечатления о незнакомом человеке.

Впечатление также зависит от личных характеристик человека, который судит о незнакомце, его психического строения и отношения к различным аспектам реальности.

Эти факторы являются глобальными и тесно взаимосвязаны.

Исследования, проведенные психологами, говорят о том, что при формировании мнения о личностных качествах человека, с которым встречаешься впервые, большое значение имеет его общее эстетическое выражение. Например, в какой степени внешний вид человека соответствует установленному идеалу красоты.

Используя метод компетентных судей, А. Миллер провел эксперимент, в ходе которого он отобрал красивые лица с точки зрения судей и обычные лица из большого количества фотографий. Две группы фотографий были показаны женщинам и мужчинам в возрасте от 18 до 24 лет. Задачей субъектов было рассказать что-то о внутреннем мире каждого человека на основе фотографий.

Фотографии с более красивыми лицами описывались как уверенные в себе, искренние, счастливые, умственно богатые люди. Оценка второй группы фотографий показала значительные расхождения с первой группой.

Это исследование позволяет предположить, что физическая привлекательность вызывает «сдвиг» в личности, когда цель является личностной чертой и когда ценится конкретный результат деятельности или поступка.

Гендерные особенности перцепции

Перцепция в психологии – это принятие людей разного пола и гендера, их особенностей внешности, взглядов на жизнь, опыта и знаний. Понятие гендер описывает статус человека, его социальную перцепцию, это своего рода социальный пол.

В обществе широко распространены гендерные стереотипы, которые по сути своей признаются как социальные нормы для обоих полов. Идет разделение и на эмоциональном уровне, считается, что мужчины более склонны к логике и самоорганизации, в то время как женщины исключительно эмоциональны.

При этом женщины на своих плечах сейчас несут и построение карьеры, и воспитание детей, и ведение домашнего хозяйства. Но и на мужчину распределение гендерных ролей может влиять негативно.

Заставлять быть успешным – подавить личность и привести к депрессии мужчину. Личность должна развиваться индивидуально исходя их своих психофизиологических особенностей. Чувство долга также не должно мешать при раскрытии индивидуального потенциала.

Понятие общения.

С момента своего рождения и до конца жизни, человек находится в процессе постоянного общения и взаимодействия с другими людьми. Статистики некоторых стран подсчитали, что до 70% времени в жизни большинства людей занимают процессы общения. В общении мы передаем, друг другу разнообразную информацию; обмениваемся знаниями, мнениями, убеждениями; заявляем о своих целях и интересах; усваиваем практические навыки и умения, а также нравственные принципы, правила этикета и традиции.

Однако общение не всегда протекает гладко и успешно. Часто мы сталкиваемся с критическими ситуациями: кто-то нас не понял; кого-то не поняли мы; с кем-то мы разговаривали слишком резко, грубо, хотя этого и не хотели. Нет человека, который ни разу в жизни не испытывал трудностей в процессе общения. В частной жизни мы вправе выбирать тех, с кем нам приятно общаться, тех, кто нам импонирует. Однако на службе мы обязаны общаться с теми, кто есть, в том числе с людьми, которые нам малосимпатичны

В этой ситуации очень важно уметь научиться устанавливать контакт, поскольку от этого умения зависит успех профессиональной деятельности. Многочисленные исследования психологов доказали, что между качеством общения и эффективностью любой деятельности существует прямая связь, т

е. практически все зависит от умения контактировать с людьми

5 стр., 2482 слов

Механизмы восприятия человека человеком и взаимопонимание в процессе общения

… . то, каким вас видит партнер по общению. Механизмы восприятия человека человеком и взаимопонимание в процессе общения Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания …

— Как вы думаете, ваша будущая профессиональная деятельность в качестве медицинской сестры (фельдшера) как-то зависит от вашего умения общаться, добиваться взаимопонимания?

Еще Авиценна, великий врач и мыслитель Средневековья, говорил о трех средствах помощи больному человеку — о «ноже, траве и слове», тем самым, подчеркивая важность человеческого слова, а по сути — психологии общения в исцелении от недуга. Любая деятельность возможна только при условии установления психологического контакта и взаимопонимания между людьми

Однако помнить надо о том, что успешность общения достигается не только знаниями, приемами и техникой. Основой общения является искреннее, доброжелательное отношение к человеку.

Каждый из нас представляет, что такое общение. Из него строится наша жизнь, оно лежит в основе человеческого бытия, поэтому общение стало объектом социально-психологического анализа. В литературе встречается немало определений общения. Мы будем использовать наиболее обобщенное понятие.

Общение — это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, а также восприятие, сопереживание и взаимное понимание друг друга.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, в развитии и становлении разумного культурного поведения. Через общение человек приобретает высшие познавательные способности и качества, через общение человек превращается в личность (примеры — дети-маугли)

Общение всегда двусторонний процесс, в который вовлечены все его участники, приводящий к взаимной связи людей друг с другом.

Изучение процесса общения показало, насколько это сложное, многообразное явление. Общение осуществляется в единстве трех его функций:

1) Коммуникативная функция —

проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, мнений, чувств;

2 стр., 915 слов

ВОПРОС ╣ 25 Общение со сверстниками ведущий вид деятельности в подростковом возраст

… Во второй половине подросткового возраста общение со сверстниками превращается в самостоятельный вид деятельности. Подростку не сидится дома, … кодексе товарищества», включающем в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на … , которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют …

2) Интерактивная функция —

заключается в организации межличностного общения. Когда участники общения обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями, опытом, поступками;

3) Перцептивная функция —

проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.

Чтобы лучше понять, что представляет собой общение, надо подробно рассмотреть его виды, уровни, особенности и препятствия.

Средства общения

В общении выделяют вербальные и невербальные средства

общения.

К вербальным относятся речевые (словесные) средства общения. К невербальным – позы, жесты, мимика.

— Как вы думаете, какую роль играют те и другие средства общения?

По данным А. Мейрабиана, в процессе общения только 7% информации передается вербальными средствами общения (словами), 38% информации передается за счет интонации, тембра голоса и 55% информации передается за счет невербальных средств (жестов, мимики, пантомимики).

Научиться понимать язык невербального общения очень важно.

— Как вы думаете почему?

Любой из невербальных компонентов общения может помочь убедиться в истинности сказанного словами, понять, что думают люди в действительности.

Однако для правильной трактовки невербального общения специалисты рекомендуют руководствоваться следующими правилами:

— «читать» следует не отдельные жесты (они, как и некоторые слова, могут иметь несколько значений), а их совокупность;

— жесты следует трактовать в контексте их проявлений («руки скрещены на груди», при общении этот жест выражает недоверие, закрытость; при холодной погоде человек попросту замерз);

— необходимо учитывать национальные особенности (так, по данным английского психолога, на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции один раз, итальянец – 80, француз – 120, мексиканец – 180 раз)

— при «прочтении» жестов не следует приписывать свой опыт и свое состояние другому человеку

— Итак, рассмотрим некоторые виды невербального общения.

Важнейшим средством невербального общения является мимика

. Мимика тесно связана с эмоциями и позволяет человеку догадаться о переживаемых собеседником чувствах радости, печали, напряжения или покоя. Мимика помогает человеку передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит. Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции. Это могут быть:
страдание, гнев, радость, страх и т.д.
Причем легче распознать положительные эмоции. Основную познавательную нагрузку при распознавании истинных чувств несут брови и губы (согласно другим исследователям это губы и подбородок).

Так, сдвинутые к переносице брови выражают злость. Поднятые вверх брови могут передавать удивление, недоумение или восхищение. Опущенные уголки губ говорят о печали, горе или грусти. Крепко сжатые губы свидетельствуют об обиде.

Что объединяет эти рисунки?

Универсальным средством невербального общения является улыбка.

Как вы думаете, медсестре нужна улыбка? Почему?

Лицо медсестры должно быть доброжелательным и открытым, выражать искреннюю симпатию. Именно улыбка позволяет установить с пациентом доверительный контакт, помогает справиться с негативными эмоциями, которые испытывает больной. Подробнее мы поговорим об этом в курсе медицинской психологии. Улыбка снимает настороженность первых минут, способствует спокойному, уверенному общению и создает положительный настрой. Улыбка означает доброжелательность, потребность в одобрении. Улыбка помогает чувствовать себя увереннее и быть счастливее. Психологи рекомендуют слова приветствия и благодарности сопровождать улыбкой. (Американцы любят повторять: «улыбайтесь». Однако необходимо помнить, что улыбка должна соответствовать ситуации и не должна раздражать собеседника.)

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

… соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст… Сон – малая смерть Как утончить … с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. …

Первый шаг к собеседнику – это взгляд

. Взгляд очень красноречив и выражает самые различные чувства и состояния. Он может быть жестким, колючим, добрым, радостным, открытым, враждебным, блуждающим, застывшим т.д. Взгляд выражает отношение к собеседнику. Замечено, если человек пытается скрыть какую-то информацию (или лжет), его глаза встречаются с глазами партнера менее одной трети времени разговора. Зрительный контакт помогает регулировать разговор. Когда человек говорит, он обычно реже смотрит на собеседника, чем, когда он его слушает. Взгляд в сторону или искоса воспринимается как выражение подозрения и сомнения. (Статистики подсчитали, что в произведениях Л. Н. Толстого описано 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки.)

Мимические выражения лица можно сознательно контролировать для того, чтобы «скрыть» информацию о психологическом состоянии. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если наблюдать за телом человека, за его движениями. Следующее средство невербального общения – жесты

. В беседе мы часто сопровождаем слова действиями, в которых главную роль играют руки, причем даже простое рукопожатие несет информацию о собеседнике. Так, рука для рукопожатия, поданная ладонью вниз, как правило, означает превосходство партнера, рука, поданная ладонью вверх, — согласие на подчинение, а рука, поданная вертикально, — партнерское рукопожатие. (Каждый жест человека подобен слову в языке, он неразрывно связан с ходом мысли и с движением чувств.)

В общении чаще всего встречаются следующие виды жестов:

А) жесты оценки

, при которых человек оценивает информацию: почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание

Б) жесты самоконтроля

: руки сведены за спину, при этом одна сжимает другую или когда человек, сидящий на стуле, вцепился руками в подлокотники

В) жесты доминирования

: жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, а также резкие взмахи сверху вниз

Г) жесты расположения

: прикладывание руки к груди, означающее честность, и прерывистое прикосновение к собеседнику

Большое значение имеет положение тела в процессе общения. От умения держаться и двигаться в значительной степени зависит и наш внешний вид. Наша манера стоять, ходить и сидеть является дополнительным источником информации.

Например, когда собеседник сидит, слегка наклонившись вперед, то но выражает внимание и сосредоточенность; если же он откинулся назад и положил ногу на ногу, то его вид «говорит» о незаинтересованности, «выключении» из разговора.

В ходе общения можно наблюдать наиболее «читаемые» позы:

А) открытую

, характеризующую искренность и правдивость: открытые ладони рук, развернутых навстречу собеседнику; ноги не скрещены; расстегнутый пиджак

Б) закрытую

, или защитную, означающую реакцию на возможные угрозы или конфликтные ситуации: скрещенные руки; посадка на стуле верхом, при этом спинка стула является щитом, защитой; а также когда человек сидит на стуле, закинув ногу на ногу или скрестив их

28 стр., 13511 слов

Место общения в системе отношений человека

… (экспрессивной) и внутренней (импрессивной) сторон. Импpессивная (внутренняя) сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт. Главное здесь … того, структуру ситуации общения составляют время, место, среда и контекст общения, а также нормы, регулирующие общение. Субъект общения — человек, являющийся инициатором общения, а также тот, …

В) поза готовности

, характеризующая желание активных действий: руки лежат на бедрах; туловище наклонено вперед, руки опираются на колени, а ноги опираются о пол так, что одна нога выступает чуть-чуть вперед, оставляя другую позади

Другим важным фактором в общении является межличностное пространство

– то, как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг другу:

Выделяют четыре пространственные зоны или дистанции в общении:

1) интимная зона

(от 0 до 45 см).

Это расстояние соответствует интимным отношениям и характерна для родственников, влюбленных и друзей. Эта зона является самой важной и охраняемой человеком;

2) личная зона

(от 45 см до 120 см).

Это расстояние используется в повседневном общении среди знакомых людей (соответствует неформальным социальным и деловым отношениям);

3) социальная зона

(от 120 см до 400 см) Это дистанция официальных встреч с посторонними людьми, которых мы не очень хорошо знаем (соответствует формальным и официальным отношениям);

4) общественная или публичная зона

(от 400 см до 750 см) Это общение с большим количеством людей, с группой, с аудиторией (например, лектору, удобнее передавать информацию, а слушателям – воспринимать).

Обычно люди чувствуют себя удобно и производят благоприятное впечатление, когда стоят или сидят на расстоянии, соответствующем указанным видам взаимодействия. Чрезмерно близкое, как и чрезмерно удаленное положение отрицательно сказывается на общении.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]