Особенности психологического наблюдения — достоинства и недостатки


Психологическое наблюдение: определение понятия

Наблюдение в психологии — один из основных методов познания особенностей объекта эмпирическим путем. Метод предполагает обязательный прееход от описания фактов к объяснениею их сути, формированию психологической характеристики наблюдаемого.

На результат применения научного метода могут влиять такие факторы:

  • уровень знаний в исследуемой области;
  • профессиональный опыт, квалификация наблюдающего;
  • личный опыт, эмоциональные и мыслительные стереотипы, ценностные ориентации психолога.

Наблюдение предполагает невмешательство субъекта в исследуемый процесс или ситуацию.

Метод дает возможность получить полную картину происходящего, отразить ее через записи, таблицы. Особенностью процедуры является сложность, а часто невозможность точно повторить ситуацию наблюдения.

Условия, необходимые для наблюдения

Короткий период времени, чтобы изменения в окружающей среде не повлияли на изучаемое поведение или явление

Необходимо также записать наиболее характерные особенности условий и ситуаций, в которых происходит наблюдение.

Наблюдаемые события должны быть по своей природе доступны для наблюдения и происходить публично (открытое поведение). Например, в магазине, на улице, в офисе.

Наблюдение можно использовать для изучения не только поведения покупателей в магазине или сотрудников, оказывающих услуги потребителям, но и других процессов. Например, как люди используют определенные продукты (укладывают волосы, готовят завтрак, стригут газон и т.д.). Результаты могут быть использованы для создания новых модификаций продукции, улучшения сервиса, дистрибуции и рекламы (новые темы для рекламных кампаний).

Наблюдение является довольно гибким методом сбора информации, поскольку может проводиться исследователями в различных формах. Для группировки различных способов проведения наблюдения можно использовать следующие классификационные признаки:

  • Характер окружающей среды;
  • Место исследователя в исследуемом процессе;
  • способ, которым объект воспринимается наблюдателем; и
  • Степень стандартизации наблюдения;
  • степень открытости процесса наблюдения;
  • Характер наблюдаемых событий;
  • Регулярность наблюдения.

Необходимость контролировать внешние условия наблюдения определяет форму наблюдения в зависимости от характера окружающей среды. Наблюдение в лаборатории позволяет исследователям полностью контролировать условия проведения исследования, а также предоставляет больше возможностей для использования специализированного оборудования. Создавая наиболее благоприятные условия для наблюдения, исследователи сокращают время и стоимость наблюдения. Однако приглашение испытуемых в определенное помещение для наблюдения и предоставление им новой обстановки может повлиять на их естественное поведение, тем самым искажая информацию и снижая ее объективность. Например, они тратят гораздо больше времени на выбор марок товаров, чем в естественной ситуации. Или, наоборот, те, кто считает «неприличным» изучать образцы продукции, или те, кто не хочет показаться слишком дотошным и назойливым при консультировании продавцами, сокращают процесс выбора марки. Поэтому более целесообразным может быть проведение исследования в полевых условиях; преимуществом в этом случае является естественность наблюдаемого поведения. К сожалению, у полевых наблюдений есть серьезный недостаток — на участников исследования могут влиять различные внешние факторы, в том числе случайные по своей природе и не имеющие прямого отношения к изучаемому процессу. Например, в торговом зале может не быть товаров в определенное время, когда изучается поведение потребителей. Высокая интенсивность движения в магазине в оживленное время может помешать покупателям изучить весь ассортимент товаров или проверить упаковку нового бренда; покупатели, которые не выносят толпы, скорее всего, ограничат свой выбор наиболее знакомыми вариантами. В реальном мире также возможно, что в магазине (кафе или другом заведении, где проводится исследование) в течение некоторого времени могут вообще отсутствовать предполагаемые клиенты. Чтобы сбалансировать недостатки полевой и лабораторной форм, можно использовать комбинированный вариант — лабораторно-полевое наблюдение. В этом случае исследование проводится в естественных условиях, и принимается ряд мер для поддержания их стабильности в течение некоторого времени. При проведении лабораторно-полевого наблюдения исследователи должны заручиться поддержкой администрации организации, где планируется проведение наблюдения, например, обеспечить наличие необходимого количества товаров в торговом зале или иным образом обеспечить стабильность условий наблюдения.

Суть метода

Наблюдение в психологической науке, в отличие от бытового, базируется на определенном замысле, продуманной заранее программе, требует фиксации фактов, их анализа и интерпретации.

Отслеживанию доступны только внешние (речевые, двигательные) проявления. Например, невозможно наблюдать:

  • интеллект, но исследователю доступно слежение за процессом решения задач;
  • общительность, но можно увидеть факт общения с другими людьми.

Наблюдаемые ситуации, явления, поведение объектов обязательно регистрируются в протоколах, дневниках. Замеченные характеристики излагаются максимально описательно, без объяснений. Форма протокола отражает предмет, задачу, гипотезу и основные критерии исследования.

Достоверность результатов наблюдения повышается, если исследователь имеет возможность применять метод длительное время, наблюдать объекты в разных ситуациях, ролях. Повышается надежность исследования и в случае, если за ситуацией следят несколько наблюдателей.

Качественное наблюдение возможно только, если ролевые отношения между объектом и субъектом отсутствуют. Например, школьник по-разному ведет себя в присутствии родителей, учителя и друзей. Поэтому характеристики, которыми наделяют его разные люди, отличаются.

Психологическое наблюдение не дает возможности субъекту вмешиваться в изучаемую ситуацию. Результаты наблюдения в обязательном порядке подкрепляются данными других методов исследования.

Классификация наблюдений.

Наблюдения классифицируются в социологии по различным аспектам:

  • По степени формализации процедуры.
  • По степени участия наблюдателя в исследовании.
  • По месту проведения наблюдения
  • Судя по регулярности наблюдений.

Давайте рассмотрим типы наблюдений более подробно.

В зависимости от степени формализации мы различаем неконтролируемое (или нестандартное, неструктурированное) наблюдение и контролируемое (стандартизированное, структурированное) наблюдение.

При нестандартизированном наблюдении большинство наблюдаемых элементов не предопределены. Данный вид наблюдения требует солидной теоретической подготовки в области социологии, психологии, социальной психологии и разрешения конфликтов, умения наблюдать не менее 5-7 параметров ситуации с равным вниманием, умения быстро переключать внимание. То есть исследователь использует только общий принципиальный план, согласно которому результаты записываются в свободной форме непосредственно во время наблюдения или позже из памяти.

Стандартизированное наблюдение, с другой стороны, характеризуется четко формализованными процедурами и инструментами, что, в свою очередь, требует от наблюдателя большей способности к ориентации в деталях и самоконтролю, а также пунктуальности, усердия и педантичности. В этом случае необходимо иметь заранее составленный список событий и знаков, подлежащих наблюдению; определение условий и наблюдательных ситуаций; инструкции для наблюдателей; единообразные кодировщики для регистрации наблюдаемых явлений.

В зависимости от позиции наблюдателя проводится различие между совместным наблюдением (или участием) и простым наблюдением. В первом случае исследователь имитирует вход в социальную среду, приспосабливается к ней и анализирует события как бы «изнутри». Наблюдение участника, в свою очередь, может быть открытым и закрытым. На открытом воздухе наблюдаемые знают о присутствии исследователя среди них и знают цели исследователя. Такой наблюдатель нуждается в способности быстро и эффективно устанавливать контакты с незнакомыми людьми, коммуникабельность, дружелюбие, тактичность, сдержанность и терпимость (совместимость с другими людьми).

Конфиденциальное наблюдение, которое проводится инкогнито (скрытно), означает, что наблюдатели ничего не знают о наблюдателе и думают, что он один из них. Здесь наблюдателю нужны не только вышеперечисленные качества, но и артистизм, умение реагировать на множество сигналов одновременно, систематизировать их быстро и запомнить надолго (точнее, до момента завершения соответствующей методической документации), умение не терять исследовательскую позицию под влиянием различных обстоятельств, сохранять нейтралитет в конфликтах между наблюдателями и многие другие качества, близкие к качествам скаута.

В простом наблюдении наблюдатель регистрирует события «извне». Идеальный наблюдатель, не наблюдающий, старается быть невидимым. Поскольку этот идеал недостижим, он должен вести себя так, чтобы его как можно меньше замечали, чтобы уменьшить помехи, которые он причиняет наблюдаемому феномену. Ему противопоказаны яркая (вычурная) одежда, экстравагантные манеры, чрезмерная демонстрация его интереса к изучаемым событиям. Он должен иметь стабильную психику, флегматичный темперамент, способность к самоконтролю при резких изменениях ситуации, терпение и стабильность в отношении внешнего наблюдателя.

В зависимости от условий организации, наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и лабораторные (в экспериментальной ситуации). Эти виды наблюдений предъявляют также особые требования к профессиональным знаниям и навыкам социолога, а также к его личным качествам: Лабораторное наблюдение, проводимое в искусственно созданных условиях, повышает значимость способности исследователя регулировать эти условия и контролировать их влияние на наблюдаемое, а также таких качеств, как соблюдение принципов и точность, техническая компетентность (за счет использования аудиовизуальных средств наблюдения). В полевых наблюдениях, проводимых в обычной социальной жизни и предоставляющих более объективную информацию, знание смысла невербальных реакций людей (улыбки, жесты), оперативная память, аналитическое мышление наблюдателя, его умение отличать отдельные черты изучаемого объекта друг от друга, распределять свое внимание на всех них и переключать его на одну из них, играть особую роль.

Существуют также систематические, эпизодические и случайные наблюдения (последние два иногда подсуммируются термином «несистематические»).

Случайные наблюдения, которые не предусмотрены программой исследований и в которых единицы наблюдения не жестко регламентированы, могут стать эвристически ценными только в том случае, если теоретическое мышление, научное воображение и интуиция социолога хорошо развиты.

Однако в систематическом наблюдении, целью которого является регулярная фиксация (по жесткому графику и в четко регламентированных методических документах) наблюдательных подразделений, определяемых не самим наблюдателем, а директором исследования, эти качества не являются обязательными.

Социологические школы, ориентированные на качественные методы социальных исследований, используют метод наблюдения как один из центральных независимых методов. Классическим примером в социологии является изучение Н. Андерсоном жизни чикагских бродяг посредством интегративного наблюдения. История знает о многих других исследованиях этого типа, таких как исследование Трашера о городских бандах (Чикаго, 1928 г.). Относительно недавним примером такого подхода является исследование М. Боровой, профессора социологии Калифорнийского университета в Беркли, который провел несколько лет, работая заводским рабочим в разных странах (в том числе и в России).

Обратимся к одному из классических примеров использования наблюдений участников для получения базовой информации: работе Уильяма Уайта (1936 — 1939), который ввел этот метод наблюдений в научную практику.

Во время обучения в Гарвардском университете Уайт поселился в трущобах американского города, чтобы изучать образ жизни проживающих там итальянских иммигрантов (он дал этому району название Корневилль). Белых интересовали привычки эмигрантов, оказавшихся в чужой культуре, их ориентация и взаимоотношения. Район Клорневилля был известен как опасное итальянское гетто для посторонних, полное подозрительных банд. Белый вошел в местное сообщество, якобы студент-историк, который хотел описать происхождение Клорневилля. Исследователь исследовал особый жаргон итальянского языка, используемый в обществе. В течение трех лет он жил бок о бок с этими людьми, подружившись с лидерами двух соперничающих групп мошенников и узнав о местных обычаях, карточных играх и игре в мяч. В течение 18 месяцев он жил в одной и той же семье иммигрантов, в конце концов, его приняли как одного из них. Сначала он тайно записывал свои впечатления, но по мере того, как он обретал уверенность в себе, не стеснялся делать заметки в самых, казалось бы, неподходящих местах; все привыкли видеть его с записной книжкой в руке.

Объект и средства наблюдения

Объектами наблюдения становятся отдельные люди или сразу много участников. Они могут относиться к одному или разным социальным группам. Предметом наблюдения становятся особенности поведения тех, за кем следят:

  • вербальные проявления — содержание разговоров, интенсивность, продолжительность речи, экспрессивность, лексика, грамматические структуры;
  • невербальные проявления — выражение лица, направление взгляда, движения глаз, мимика, жестикуляция;
  • перемещения — соблюдение или отсутствие дистанции, скорость движения или состояние неподвижности;
  • физические воздействия на других — удары, толчки, касания, совместные усилия.

Объектом наблюдения становится только то, что можно зарегистрировать. Исследователь во время слежения за объектом не наблюдает за собственной психической реальностью, а регистрирует те факты, которые видит и может зафиксировать. Психика проявляется в поведении — этот постулат дает возможность исследователю строить предположения о психических свойствах объекта. Основой для гипотезы являются данные наблюдения.

Средством наблюдения может быть как сам исследователь, так и выбранные им вспомогательные элементы:

  • звукозаписывающая аппаратура;
  • видео- и фотокамера;
  • специальные карты наблюдения.

Выбор оснащения для фиксации ситуации определяется тем, в каких условиях оно проводится — в изолированном помещении, общественном месте.

Психологическое наблюдение: применяемая классификация

В психологии метод наблюдения применяется в случаях, когда исследователю необходимо получить информацию о поведении конкретного человека или группы людей в максимально естественных для них условиях, без вмешательства в ситуацию. Само наблюдение никак не должно отражаться на естественном развитии событий.

Различают несколько типов психологического наблюдения:

  • лабораторное;
  • полевое (в условиях естественной жизни);
  • явное;
  • скрытое;
  • опосредованное;
  • косвенное;
  • включенное (открытого либо закрытого типа);
  • не включенное;
  • прямое;
  • косвенное;
  • сплошное;
  • выборочное.

В ходе сплошного слежения исследователь фиксирует все нюансы и признаки психической деятельности объекта на протяжении определенного времени. При выборочном исследовании принимаются во внимание исключительно те проявления, которые прямо или косвенно относятся к изучаемой тематике.

В классификации имеется также и понятие систематического и несистематического наблюдения. В первом случае исследование проводится в соответствии с четко обозначенным планом. Наблюдатель фиксирует поведенческие особенности, регистрирует и классифицирует внешние условия.

При несистематическом наблюдении фокус внимания исследователя удерживается на обобщенной картине поведения субъекта или группы людей в определенных внешних условиях. При этом не стоит цель зафиксировать причины поведенческих проявлений, анализировать их взаимосвязь и строго описывать явления.

Полевые наблюдения осуществляются в естественных для объекта или группы условиях. Основным требованием является невмешательство исследователя в ситуацию. Наблюдение в естественных условиях дает возможность изучить поведение объекта без существенных искажений. Но проблема проведения такого исследования состоит в трудоемкости, а также в том, что исследователь не может контролировать ситуацию. Зачастую полевое слежение несистематично, проводится с применением выжидательной тактики.

Лабораторное слежение для исследователя более удобно, но искусственная среда может не лучшим образом повлиять на результат исследования.

По длительности исследования различают:

  • лонгитюдные — проводятся в течение долгого времени (нескольких лет, десятилетий), предполагает постоянное контактирование исследователя с объектом изучения. Результат наблюдения фиксируется в дневниках, максимально широко представляет поведение, стиль жизни, привычки и другие проявления со стороны объекта;
  • периодические — самая распространенная разновидность хронологической структуры слежения. Оно осуществляется на протяжении нескольких коротких временных отрезков.

Единичные, однократные наблюдения — их представляют, как описание отдельных случаев. Исследования носят уникальный характер, но могут быть представлены и уже известными проявлениями психологического процесса, феномена.

Опираясь на формы проведения исследований, различают осознанные и неосознанные, внутренние и внешние наблюдения.

Неосознанное внутреннее психологическое наблюдение

Этот тип наблюдения характеризуется тем, что объект не знает о слежке за ним. Исследователь сам становится частью ситуации. Например, нередко психологи внедряются в специфическую компанию, чтобы максимально подробно изучить особенности поведения ее участников. В ходе исследования наблюдатель вступает в тесный контакт с объектом или их группой, но о цели взаимодействия испытуемые не догадываются.

Зачастую применяется метод неосознанного внутреннего наблюдения с целью изучения особенностей небольших социальных групп. Естественное поведение психолога способствует успешному исследованию. При соблюдении этого условия работа в группе не влияет на ход исследования и поведение его участников.

Проблемы этического характера могут усложнить работу. В ходе слежения могут возникнуть трудности с аудио- и видеозаписью, особенно, если учесть, что фиксация результатов должна происходить в тайне от участников.

Само наблюдение не влияет на поведение субъекта, предписанное протоколом. Максимальное количество полезной информации он получает, если удается установить непосредственный контакт с исследуемыми. Но еще одной проблемой может стать то, что психолог начинает разделять моральные ценности исследуемых, у специалиста возникает моральный конфликт.

Осознанное внутреннее психологическое наблюдение

Осознанное внутреннее наблюдение характерно тем, что объект знает, что за ним следят. Исследователь вступает в контакт с наблюдаемым, еще до начала работы знакомит с поставленной задачей, рассказывает о своем статусе.

Иногда субъекту предоставляют неправильную информацию. Это делается чтобы была возможность зафиксировать особенности поведения в конкретной ситуации. Подобные действия исследователей противоречат требованиям этического кодекса и грозят серьезным наказанием, а эксперимент часто имеет неблагоприятный исход. Сама ситуация создает стресс для наблюдаемого, а ее последствия могут негативно отразиться на дальнейшей его жизни.

Внешний тип

Главное условие проведения внешнего неосознанного наблюдения заключается в том, что наблюдаемый не знает о слежении за ним. Психолог не вступает в контакт с объектом или исследуемой группой, а только фиксирует получаемую информацию, находясь в отстраненной позиции.

Так, врачи в психиатрических клиниках следят за пациентами через небольшое окно. Со стороны доктора оно прозрачное, больной же видит вместо окна зеркало. Такая особенность организации слежения дает возможность наблюдать за действиями объектов, не стесняя и не смущая их.

В ходе наблюдения внешнего типа удается собрать максимум объективной информации об объекте, его поведении или психических проявлениях. Плюсом такого наблюдения является и то, что уставшего исследователя можно заменить другим, также появляется возможность принять участие в эксперименте сразу нескольким специалистам.

Во внешнем исследовании ситуация разворачивается естественно, без давления со стороны, у специалиста есть возможность использовать технические средства для фиксации фактов.

  • 2.1. Характеристика наблюдения как метода психологического исследования
  • 2.2. Организация психологического наблюдения
  • 2.3. Программа наблюдения
  • 2.4. Использование наблюдения в психолого-педагогических исследованиях
  • Тема 2. Метод наблюдения

    2.1. Характеристика наблюдения как метода психологического исследования

    Наблюдение

    – это целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта. Задача наблюдателя, как правило, не связана с вмешательством в «жизнь» путем создания специальных условий для проявления наблюдаемого процесса или явления.

    От пассивного созерцания окружающей действительности наблюдение отличается тем, что оно: а) подчинено определенной цели; б) проводится по определенному плану; в) оснащено предметными средствами для осуществления процесса и фиксации результатов.

    Наблюдение – активная форма чувственного познания, дающая возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об объектах или проверять исходные предположения, связанные с ними. Наблюдение исторически является первым научным методом психологических исследований.

    Термин «наблюдение» используется в трех разных значениях: 1) наблюдение как деятельность; 2) наблюдение как метод; 3) наблюдение как методика.

    Наблюдение как деятельность

    относится к некоторым областям общественной практики. Оператор энергосистемы наблюдает за показаниями приборов, дежурный смены проводит осмотр оборудования по определенному плану, врач осматривает больного, следователь наблюдает за поведением подозреваемого и т. п. В отличие от наблюдения как научного метода наблюдение как деятельность направлено на обслуживание практической деятельности: наблюдение необходимо врачу для постановки диагноза и уточнения процесса лечения; следователю – для выдвижения и проверки версий и раскрытия преступления; оператору энергосистемы – для принятия решения о распределении потоков электроэнергии.

    Наблюдение как метод

    науки включает в себя систему принципов познавательной деятельности, положений о сущности и специфике психологического наблюдения, о его возможностях и ограничениях, об орудийном оснащении и разновидностях деятельности человека в роли наблюдателя. Наблюдение как метод психологии отличается универсальностью, т. е. применимостью к изучению широкого круга явлений, гибкостью, т. е. возможностью по мере необходимости менять «поле охвата» изучаемого объекта, выдвигать и проверять по ходу наблюдения дополнительные гипотезы. Для проведения исследования методом наблюдения необходимо минимальное аппаратурное обеспечение.

    Специфика наблюдения как научного метода психологии состоит в типе отношения к объекту изучения (невмешательстве) и наличии прямого визуального или слухового контакта наблюдателя с наблюдаемым. Основными характеристиками наблюдения как метода психологии являются целенаправленность, планомерность, зависимость от теоретических представлений наблюдателя.

    Наблюдение как методика

    (методика наблюдения) учитывает конкретную задачу, ситуацию, условия и орудия наблюдения. Под методикой наблюдения понимается социально фиксированная, изложенная понятно для других, предметно представленная система сбора и обработки эмпирических данных, которая адекватна четко очерченному кругу задач. В зарубежной психологической литературе синонимом «методики наблюдения» является «техника наблюдения». Методика наблюдения содержит самое полное описание процедуры наблюдения и включает: а) выбор ситуации и объекта для наблюдения; б) программу (схему) наблюдения в виде перечня признаков (аспектов) наблюдаемого поведения и единиц наблюдения с подробным их описанием; в) способ и форму фиксации результатов наблюдения; г) описание требований к работе наблюдателя; д) описание способа обработки и представления полученных данных.

    Объект и предмет наблюдения.
    Объектом
    внешнего наблюдения может быть отдельный человек, группа людей или общность. Объект наблюдения характеризуется уникальностью, неповторяемостью, очень малой или очень большой длительностью психических явлений.

    Главная проблема, возникающая при проведении наблюдения, – воздействие присутствия наблюдателя на поведение наблюдаемого. Чтобы минимизировать это воздействие, наблюдатель должен «примелькаться», т. е. чаще присутствовать в окружающей среде, заниматься каким-либо делом, не акцентировать внимание на наблюдаемом. Кроме того, можно объяснить присутствие наблюдателя какой-либо приемлемой для наблюдаемого целью, либо заменить человека-наблюдателя регистрирующей аппаратурой (видеокамерой, диктофоном и т. п.), либо вести наблюдение из смежного помещения через стекло с односторонней проводимостью света (зеркало Гезелла). Скромность, такт, воспитанность наблюдателя ослабляют неизбежное влияние его присутствия.

    Существует также прием включенного

    наблюдения, когда наблюдатель является реальным членом группы. Однако этот прием влечет за собой этическую проблему – двойственность позиции и невозможность проводить наблюдение за собой как членом группы.

    Предметом

    наблюдения могут быть только внешние, экс-териоризированные компоненты психической деятельности:

    – моторные компоненты практических и гностических действий;

    – движения, перемещения и неподвижные состояния людей (скорость и направление движения, соприкосновения, толчки, удары);

    – совместные действия (группы людей);

    – речевые акты (их содержание, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического, фонетического строя);

    – мимика и пантомимика, экспрессия звуков;

    – проявления некоторых вегетативных реакций (покраснение или побледнение кожи, изменение ритма дыхания, потоотделение).

    При проведении наблюдения возникает сложность однозначного понимания внутреннего, психического через наблюдение внешнего. В психологии существует многозначность связей внешних проявлений с субъективной психической реальностью и многоуровневая структура психических явлений, поэтому одно и то же поведенческое проявление может быть связано с различными психическими процессами.

    Позиция наблюдателя

    по отношению к объекту наблюдения может быть открытой или скрытой. Включенное наблюдение также можно отнести к разряду открытого или скрытого в зависимости от того, сообщает наблюдатель о факте наблюдения или нет.

    Человек-наблюдатель обладает избирательностью восприятия, которая обусловливается его установками, общей направленностью деятельности. Определенная установка активизирует восприятие, обостряет чувствительность к значимым воздействиям, однако излишне фиксированная установка приводит к предвзятости. Общая направленность деятельности может послужить стимулом к переоценке одних фактов и недооценке других (учителя обращают внимание на познавательную деятельность, тренеры – на особенности телосложения, ловкость движений, портные – на покрой одежды и т. п.).

    Существует также феномен проекции собственного «Я» на наблюдаемое поведение. Интерпретируя поведение другого человека, наблюдатель переносит на него собственную точку зрения. Индивидуальные характеристики наблюдателя (преимущественная модальность восприятия – зрительная, слуховая и др., способность к концентрации и распределению внимания, объем памяти, когнитивный стиль, темперамент, эмоциональная устойчивость и т. п.) также оказывают значительное влияние на результат наблюдения. Хорошему наблюдателю необходима специальная тренировка наблюдательности, которая позволяет несколько уменьшить влияние индивидуальных характеристик.

    В зависимости от ситуации выделяют полевое наблюдение, лабораторное наблюдение и спровоцированное наблюдение в естественных условиях. Полевое

    наблюдение проводится в естественных условиях жизни наблюдаемого, искажения поведения в этом случае минимальны. Данный вид наблюдения очень трудоемок, так как ситуация, интересующая исследователя, мало поддается контролю и поэтому наблюдение чаще всего носит выжидательный характер.
    Лабораторное
    наблюдение проводится в более удобной для исследователя ситуации, однако искусственные условия могут сильно исказить поведение человека.
    Спровоцированное
    наблюдение осуществляется в естественных условиях, однако ситуация задается исследователем. В возрастной психологии это наблюдение сближается с естественным экспериментом (наблюдение в процессе игры, в ходе занятий и т. п.).

    2.2. Организация психологического наблюдения

    По способу организации

    выделяют несистематическое и систематическое наблюдение.
    Несистематическое
    наблюдение широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя здесь важно создание некоторой обобщенной картины изучаемого явления, поведения индивида или группы в определенных условиях.
    Систематическое
    наблюдение проводится по плану. Исследователь выделяет некоторые особенности поведения и фиксирует их проявление в различных условиях или ситуациях.

    Выделяют также сплошное и выборочное наблюдение. При сплошном

    наблюдении исследователь фиксирует все особенности поведения, а при
    выборочном
    обращает внимание только на определенные поведенческие акты, фиксирует их частоту, продолжительность и т. п.

    Различные способы организации наблюдения имеют свои преимущества и недостатки. Так, при несистематическом наблюдении могут быть описаны случайные явления, поэтому предпочтительнее организация систематического наблюдения в изменяющихся условиях. При сплошном наблюдении невозможна полная запись всего наблюдаемого, поэтому в данном случае желательно использовать аппаратуру или привлечь нескольких наблюдателей. При выборочном наблюдении не исключается влияние на его результат установки наблюдателя (видит только то, что хочет увидеть). Для преодоления такого влияния возможно привлечение нескольких наблюдателей, а также поочередная проверка как основных, так и конкурирующих гипотез.

    В зависимости от цели

    исследования можно выделить поисковые исследования и исследования, направленные на проверку гипотез.
    Поисковое
    исследование проводится в начале разработки какой-либо научной области, ведется экстенсивно, имеет целью получить наиболее полное описание всех присущих данной области явлений, охватить ее целиком. Если в таком исследовании используется наблюдение, то оно, как правило, сплошное. Отечественный психолог М.Я. Басов, автор классического труда по методике наблюдения, обозначает цель такого наблюдения как «вообще наблюдать», наблюдать все, чем проявляет себя объект, без отбора каких-либо определенных проявлений.[28] В некоторых источниках такое наблюдение называют
    выжидательным.
    Примером поискового исследования, проведенного на основе наблюдения, может служить работа Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой.[29] Общая цель данного исследования состояла в том, чтобы получить описание всех проявлений новообразований психического развития ребенка в подростковом возрасте. Систематическое, длительное наблюдение проводилось для выявления фактического поведения и деятельности подростков во время уроков, подготовки домашних заданий, кружковой работы, различных соревнований, особенностей поведения и взаимоотношений с товарищами, учителями, родителями, фактов, связанных с интересами, планами на будущее, отношением к себе, претензиями и стремлениями, общественной активностью, реакциями на успех и неуспех. Регистрировались оценочные суждения, беседы ребят, споры, реплики.

    Если цель исследования конкретна и строго определена, наблюдение строится иначе. В данном случае оно называется исследующим,

    или
    выборочным.
    При этом производится отбор содержания наблюдения, расчленение наблюдаемого на единицы. Примером может послужить исследование стадий познавательного развития, проведенное Ж. Пиаже.[30] Для изучения одной из стадий исследователь выбрал манипулятивные игры ребенка с игрушками, имеющими полость. Наблюдения показали, что способность вкладывать один предмет в другой возникает позднее, чем необходимые для этого моторные навыки. В определенном возрасте ребенок не может сделать это, потому что не понимает, каким образом один предмет может находиться внутри другого.

    По использованию средств наблюдения

    различают непосредственное и опосредованное (с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов) наблюдение. К средствам наблюдения относятся аудио-, фото– и видеоаппаратура, карты наблюдения. Однако технические средства не всегда доступны, а применение скрытой камеры либо диктофона представляет этическую проблему, поскольку исследователь в данном случае посягает на внутренний мир человека без его согласия. Некоторые исследователи считают их использование недопустимым.

    По способу хронологической организации

    различают лонгитюдное, периодическое и единичное наблюдение.
    Лонгитюдное
    наблюдение проводится в течение ряда лет и предполагает постоянный контакт исследователя и объекта изучения. Результаты таких наблюдений обычно фиксируются в виде дневников и широко охватывают поведение, образ жизни, привычки наблюдаемого человека.
    Периодическое
    наблюдение проводится в течение определенных, точно заданных промежутков времени. Это наиболее распространенный вид хронологической организации наблюдения.
    Единичные,
    или
    однократные,
    наблюдения, как правило, представлены в виде описания отдельного случая. Они могут быть как уникальными, так и типичными проявлениями изучаемого феномена.

    Фиксация результатов наблюдения может проводиться в процессе наблюдения или по прошествии некоторого времени. В последнем случае, как правило, страдают полнота, точность и надежность в регистрации поведения испытуемых.

    2.3. Программа наблюдения

    Программа (схема) наблюдения включает в себя перечень единиц наблюдения, язык и форму описания наблюдаемого.

    Выбор единиц наблюдения.

    После выбора объекта и ситуации наблюдения перед исследователем встает задача проведения наблюдения и описания его результатов. Прежде чем наблюдать, необходимо из непрерывного потока поведения объекта вычленить определенные его стороны, отдельные акты, доступные прямому восприятию. Выбранные единицы наблюдения должны быть согласованы с целью исследования и давать возможность интерпретации результатов в соответствии с теоретической позицией. Единицы наблюдения могут значительно различаться по величине и сложности.

    Часто исследователь не может заранее предусмотреть все варианты проявлений наблюдаемого объекта, и тогда он указывает наиболее адекватные цели исследования категории,

    в соответствии с которыми осуществляется запись наблюдаемой активности. (Категории – это понятия, обозначающие определенные классы явлений.) Они должны иметь одинаковую степень общности, не пересекаться, по возможности исчерпывать все проявления активности. Наиболее высокий уровень концептуализации имеет место в том случае, если категории образуют систему, которая охватывает все теоретически возможные проявления изучаемого процесса. Наблюдение, опирающееся на систему категорий, называется
    систематизированным.
    В качестве примера можно привести структуру категорий для описания взаимодействия членов малой группы при совместном решении задачи, предложенную американским психологом Р. Бейлзом.[31] Все поведение человека в указанной ситуации Бейлз разделяет на 12 категорий, распределенных на три социально-эмоциональные области: позитивную, негативную и нейтральную. Например, первая категория: «выражает солидарность, повышает статус другого человека, оказывает помощь, вознаграждает», девятая категория: «просит дать совет о направлении, возможном способе действия». Подведение единицы наблюдения под определенную категорию – начальный этап интерпретации—может проводиться в процессе наблюдения.

    При использовании категоризированного наблюдения возможна количественная оценка наблюдаемых событий. Существуют два основных способа получения количественных оценок в ходе наблюдения: 1) оценка наблюдателем интенсивности (выраженности) наблюдаемого свойства, действия – психологическое шкалирование;

    2) измерение длительности наблюдаемого события –
    хронометраж.
    Шкалирование в наблюдении осуществляется методом балльных оценок. Обычно используются трех-, десятибалльные шкалы. Балл может быть выражен не только числом, но и прилагательным («очень сильный, сильный, средний» и т. д.). Иногда применяется графическая форма шкалирования, при которой оценка выражается величиной отрезка на прямой, крайние точки которого отмечают нижний и верхний баллы. Например, шкала наблюдений за поведением ученика в школе, разработанная Я. Стреляу для оценки индивидуальных характеристик человека, предполагает оценку по пятибалльной шкале десяти категорий поведения и очень точно определяет реактивность как свойство темперамента.[32]

    Для хронометража в процессе прямого наблюдения необходимо: а) уметь быстро вычленять из наблюдаемого поведения искомую единицу; б) заранее установить, что считать началом, а что – концом поведенческого акта; в) иметь хронометр. Следует, однако, помнить, что хронометрирование деятельности, как правило, неприятно человеку, мешает ему.

    Способы записи наблюдений.

    Общие требования к записи наблюдений сформулированы М.Я. Басовым.[33]

    1. Запись должна быть фактологична, т. е. всякий факт должен быть зафиксирован в том виде, в каком он реально существовал.

    2. Запись должна включать описание ситуации (предметной и социальной), в которой происходит наблюдаемое событие (запись фона).

    3. Запись должна быть полной, чтобы в соответствии с целью отражать изучаемую реальность.

    На основе изучения большого числа записей М.Я. Басовым было предложено различать три главных способа словесной фиксации поведения: истолковательная, обобщающе-описательная и фотографическая записи. Использование всех трех видов записей позволяет собрать наиболее подробный материал.

    Запись нестандартизированных наблюдений.

    В поисковом исследовании предварительные знания об изучаемой действительности минимальны, поэтому задача наблюдателя – фиксировать проявления активности объекта во всем их многообразии. Это
    фотографическая
    запись. Однако в нее необходимо включение элементов истолкования, так как отразить ситуацию «беспристрастно» практически невозможно. «Одно-два метких слова исследователя лучше потока длинных описаний, где „за деревьями не видно леса“», – писал А.П. Болтунов.[34]

    Обычно в ходе поисковых исследований используется форма записей наблюдений в виде сплошного протокола.

    В нем обязательно указываются дата, время, место, ситуация наблюдения, социальное и предметное окружение, при необходимости – контекст предшествующих событий. Сплошной протокол – это обычный лист бумаги, на котором запись ведется без рубрикаций. Чтобы запись была полной, необходимо хорошее сосредоточение наблюдателя, а также использование условных сокращений или стенографии. Сплошной протокол используют на фазе уточнения предмета и ситуации наблюдения, на его основании может быть составлен перечень единиц наблюдения.

    В длительном полевом исследовании, проводимом методом нестандартизированного наблюдения, формой записи является дневник.

    Он ведется при многодневных наблюдениях в тетради с пронумерованными листами и большими полями для последующей обработки записей. Для сохранения точности наблюдений на протяжении длительного времени следует соблюдать точность и единообразие терминологии. Дневниковые записи также рекомендуется вести непосредственно, а не по памяти.

    В ситуации скрытого включенного наблюдения регистрацию данных обычно приходится вести постфактум, поскольку наблюдатель не должен раскрывать себя. Кроме того, как участник событий он не может что-то записывать. Поэтому наблюдатель вынужден перерабатывать материал наблюдений, суммируя и обобщая однородные факты. Следовательно, в дневнике наблюдения используются обобщающе-описательные

    и
    истолковательные записи.
    Однако при этом некоторые наиболее яркие факты воспроизводятся наблюдателем относительно фотографично, без обработки, «как таковые и единственные» (М.Я. Басов).

    Каждая запись в дневнике наблюдений должна содержать небольшое введение, позволяющее лучше понять поведение, ставшее предметом фиксации. В нем отражаются место, время, обстановка, ситуация, состояние окружающих и т. п. Наряду с введением к записи может прилагаться и заключение, в котором отражаются изменения обстановки, произошедшие за время проведения наблюдения (появление значимого человека и т. п.).

    Сохраняя полную объективность при фиксации данных, наблюдатель затем должен высказать свое отношение к описываемым явлениям и свое понимание их смысла. Такие записи должны быть четко отделены от записей наблюдения и поэтому делаются на полях дневника.

    Запись стандартизированных наблюдений.

    Для категоризированных наблюдений используются два способа записи – запись в символах и стандартный протокол. При
    записи в символах
    каждой категории могут быть присвоены обозначения – буквенные, пиктограммы, математические знаки, что сокращает время записи.

    Стандартный протокол

    применяется в тех случаях, когда количество категорий ограничено и исследователя интересует только частота их появления (система для анализа вербального взаимодействия учителя и ученика Н. Фландерса). Такая форма записи результатов наблюдения имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести точность и полноту фиксации проявлений, к недостаткам – потерю «живой ткани взаимодействия» (М.Я. Басов).

    Результатом наблюдения является «поведенческий портрет». Такой результат очень ценен в медицинской, психотерапевтической, консультативной практике. Основные параметры при составлении поведенческого портрета на основе наблюдения таковы:

    1) отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека (стиль одежды, прически, насколько он стремится в своем внешнем облике «быть таким, как все» или же хочет выделиться, привлечь к себе внимание, равнодушен ли он к своей внешности или придает ей особое значение, какие элементы поведения это подтверждают, в каких ситуациях);

    2) пантомимика (осанка, особенности походки, жестикуляции, общая скованность или, наоборот, свобода движений, характерные индивидуальные позы);

    3) мимика (общее выражение лица, сдержанность, выразительность, в каких ситуациях мимика значительно оживляется, а в каких остается скованной);

    4) речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм, стилистические особенности, содержание и культура речи, интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи);

    5) поведение по отношению к другим людям (положение в коллективе и отношение к этому, способы установления контакта, характер общения – деловое, личностное, ситуативное общение, стиль общения – авторитарный, демократический, с ориентацией на себя, с ориентацией на собеседника, позиции в общении – «на равных», сверху, снизу, наличие противоречий в поведении – демонстрация различных противоположных по смыслу способов поведения в однотипных ситуациях);

    6) поведенческие проявления (по отношению к себе – к внешности, личным вещам, недостаткам, преимуществам и возможностям);

    7) поведение в психологически трудных ситуациях (при выполнении ответственного задания, в конфликте и т. п.);

    8) поведение в основной деятельности (игра, учеба, профессиональная деятельность);

    9) примеры характерных индивидуальных вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт.

    2.4. Использование наблюдения в психолого-педагогических исследованиях

    Широкое применение метода наблюдения для изучения психического развития детей обусловлено особенностями объекта исследования. Маленький ребенок не может быть участником психологических экспериментов, не в состоянии дать словесный отчет о своих действиях, мыслях, эмоциях и поступках.

    Накопление данных о психическом развитии детей младенческого и раннего возраста позволило свести их в определенные системы.

    Таблицы развития А. Гезелла

    охватывают четыре основные сферы поведения ребенка: моторику, язык, адаптивное и личностно-социальное поведение. Данные, полученные посредством прямого наблюдения за реагированием детей на обычные игрушки и другие объекты, дополняются информацией, сообщаемой матерью ребенка. Американский психолог А. Анастази[35] в своем авторитетном руководстве по психологическому тестированию отмечает недостаточную стандартизованность этих таблиц развития, но указывает на их полезность в качестве дополнения к медицинским обследованиям, осуществляемым педиатрами и другими специалистами.

    Методика Э. Фрухт

    [36] фиксирует развитие ребенка в возрасте от 10 дней до 12 месяцев по следующим категориям: 1) зрительные ориентировочные реакции; 2) слуховые ориентировочные реакции; 3) эмоции и социальное поведение; 4) движения руки и действия с предметами; 5) движения общие; 6) понимание речи; 7) активная речь; 8) навыки и умения.

    Для каждого возраста даются перечень категорий (от двух до семи) и описание реакций, характерных для данного возраста. Например, для возраста 1 месяц: движения общие – лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову (в течение 5 с); сразу поднимает голову после поглаживания спины, удерживает ее в течение 5 с и опускает. Для возраста 3 месяца: движения общие – лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (в течение 1 мин), сразу высоко поднимает голову, опираясь на предплечья, грудь приподнята, ноги спокойно лежат, сохраняет это положение 1 мин; удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого); удерживает голову прямо в течение 30 с. При поддержке под мышки крепко упирается в твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе; при прикосновении к опоре выпрямляет ноги в коленном суставе и упирается обеими ступнями.

    Данная схема не направлена на постановку диагноза, а лишь позволяет распознать общую картину развития и обратить внимание на некоторые тревожные симптомы.

    Карточки развития Д. Лешли

    .[37] Автор предлагает использовать в карточке развития следующие структурные рубрики:

    1) физическое развитие, которое охватывает и общие движения, такие как ходьба, лазанье, и более тонкие, например координация движений глаза и руки при рисовании и лепке;

    2) общение и развитие речи. Сюда относятся выразительная речь и понимание; 3) социальное развитие и игра – включают отношения со взрослыми и детьми, то, как ребенок играет, его интересы, возможность концентрироваться на этих занятиях; 4) самостоятельность и независимость – наличие умений обходиться без помощи взрослых во время приема пищи, одевания, пользования туалетом, а также умений помогать взрослым, участвовать в групповых занятиях и выполнять текущие поручения; 5) поведение. Иногда включается в рубрику 3 (социальное развитие) или 4 (самостоятельность), однако данный раздел необходим для фиксации трудностей и проблем ребенка.

    Структура карточки развития – это перечень пунктов по каждому направлению развития. Если умение или навык сформированы, то в карточке ставят значок», если данные неопределенные – «?». Итоги в конце не подводятся. Это способ «сфотографировать» малыша в какой-то точке развития для планирования дальнейших мер по его воспитанию, а также для сравнения с будущими «снимками» этого же ребенка.

    Психологи и логопеды используют результаты развития ребенка с целью сравнения со средними показателями для детей данного возраста. Воспитатели склонны сравнивать более поздние результаты развития с более ранними. Если у ребенка имеются отклонения в развитии, то они, как правило, выражаются в снижении темпа развития. Для таких детей нужны специальные карточки развития, где указываются более дробные этапы и ступени, которые ребенок проходит до того, как усвоит определенные навыки. Они не всегда отмечаются в качестве пройденных этапов для здоровых детей.

    При выборе карточки развития не стоит стремиться найти совершенный образец – таковой вряд ли существует. Точно сформулированные пункты в карточке менее важны, чем систематическое наблюдение за ребенком. Регулярность наблюдений названа Д. Лешли «методом повременных проб» и означает проведение наблюдений по заранее отмеченным временным отрезкам. Все записи, относящиеся к одному «срезу», должны быть внесены в карточку в течение одной недели. Если это оказывается невозможным, следует отложить наблюдение.

    Методика наблюдения за «трудным» поведением Д. Лешли

    .[38] Автор считает, что для понимания проблемы ребенка следует провести наблюдение и после этого сделать вывод, насколько она серьезна. Довольно легко определить три основных аспекта наблюдения: 1) частота – как часто проявляется проблема; 2) продолжительность – как долго длится «трудное» поведение в каждом случае или в течение какого времени за день такое поведение выглядит типичным; 3) интенсивность – проблема несложная, довольно серьезная или весьма серьезная. Отдельно следует сказать о частоте наблюдений. Можно наблюдать за ребенком в течение нескольких дней, а можно просто сосчитать число проявлений «трудного» поведения. Частотный счет применительно к такому поведению порой приносит и неожиданные результаты. Взрослые могут решить, что ребенок шалит большую часть дня, а после наблюдения оказывается, что бывают длинные периоды в течение дня или даже целые дни, когда ребенок вовсе не «трудный».

    Таким образом, на основе наблюдения возможно проведение как фундаментальных исследований в области детского развития, так и огромного числа прикладных изысканий, помогающих вскрыть и объяснить различные феномены детского развития. Овладение навыками психологического наблюдения очень значимо для педагога, так как позволяет ему глубже понять своих воспитанников.

    Оглавление

Психологическое наблюдение: преимущества и недостатки

Достоинства и недостатки у такого метода исследования, как наблюдение, следует оценивать заранее, на этапе планирования.

К положительным сторонам наблюдения относят возможность:

  • выявить мельчайшие детали изучаемого вопроса, раскрыть его многогранность;
  • увидеть и зафиксировать события, поведенческие проявления непосредственно во время совершения;
  • осуществлять контакт между наблюдателем и исследуемым, что позволяет получить максимально достоверную, объективную и актуальную информацию социального характера;
  • в полной мере понять мотивы, смысл определенных поведенческих проявлений в разных ситуациях, выявить их влияние на текущие события;
  • сохранять независимость исследователя от наблюдаемого объекта, при сборе информации опираться не только на умение, но и желание устанавливать контакт.

Наблюдение — относительно недорогой эмпирический метод. Он позволяет быстро получить необходимую информацию. Исследование несложно организовать независимо от готовности участвовать в нем одного или группы объектов.

Недостатки психологического наблюдения подразделяют на 2 группы — объективные, не зависящие от наблюдателя, и субъективные. Они сопряжены с личностными характеристиками, профессиональными качествами исследователя, а также установками участников эксперимента.

К объективным недостаткам наблюдения в психологии причисляют такие:

  • невозможность достаточно часто использовать слежение при необходимости участия большого количества наблюдаемых;
  • ограниченное число исследуемых процессов и связанных с ними психических явлений, что приводит к сужению возможности широко обобщать полученные результаты;
  • сложность, а часто невозможность, полностью повторить исследование;
  • возможность сделать только качественный, но не количественный вывод;
  • частое возникновение сложностей с фиксацией и описанием исследуемых феноменов, необходимость проделывать эту часть работы уже по окончании наблюдения;
  • недостаточно широкую возможность для получения сведений о целях и причинах зафиксированного поведения;
  • временное ограничение по времени разворачивания события;
  • трудоемкость метода, часто — необходимость привлекать к исследованию большое количество специалистов высокой квалификации;
  • дороговизна в случае использования специальной звуко- и видеозаписывающей аппаратуры.

Еще одним недостатком наблюдения психологи считают то, что метод не позволяет непосредственно исследовать все факты, многие области недоступны для исследования таким способом.

В числе субъективных недостатков:

  • возможность исследователя повлиять на ситуацию;
  • риск привнесения субъективного мнения или установок во время интерпретации полученного материала, что влечет за собой неверное трактование, расхождение полученного результата с реальной ситуацией;
  • неодинаковый социальный статус, культурное различие, несхожесть поведенческих стереотипов и жизненных позиций исследователя и исследуемого могут отразиться на интерпретации, исказить результат;
  • особенности личности исследователя могут сказаться на его восприятии наблюдаемой ситуации, что снижает качество и достоверность метода. Например, при появлении у специалиста чувства снисходительности к объекту возможно получение преувеличенно положительного результата. Если психолог неосознанно склонен видеть контрастность участников эксперимента, то он может игнорировать свойственные им черты характера, поведенческие проявления и замечать только те, которые совпадают с его восприятием.

Психолог в определенный момент может выйти из позиции наблюдателя и включиться в ситуацию. Это чревато тем, что он утратит возможность объективно оценивать происходящее.

Если у исследователя еще до начала эксперимента есть четко сформированное мнение относительно предмета исследования, это может стать причиной формирования определенной точки зрения на ситуацию. Ожидание зачастую возникает, если исследователь до начала эксперимента контактировал с наблюдаемым. В такой ситуации возможно смещение акцентов при наблюдении.

Во время наблюдения психологи могут допустить ошибки. Они, как и перечисленные выше проблемы, возникают при отсутствии у специалиста личной терапии и супервизии. Самыми частыми ошибками считаются:

  1. Усреднение — боязнь вынести крайнее суждение. Она базируется на том мнении, что экстремальные поведенческие проявления встречаются намного реже, чем низко- и средне интенсивные. Избегая полярных оценок, исследователи усредняют их, делают результаты однотипными. Избежать подобного помогает закладывание большого диапазона оценок при изучении интенсивности поведенческих проявления. Психологу, склонному к усреднению, требуется выявить в себе причину излишней снисходительности (она может быть спровоцирована неуверенностью в себе, слабым знанием предмета исследования).
  2. Неправильное моделирование, при котором исследователь применяет дедукцию, уверен в том, что некоторые личностные признаки взаимосвязаны или противоречат друг другу. К ошибочному результату приводит выстраивание “логического” вывода по типу: приветливый человек добродушен, добродушный — доверчив или красноречив, красноречивый — хорошо воспитан и образован, образованный — красноречив.

Настроение психолога во время наблюдения может наложить отпечаток на его восприятие ситуации, а также исказить результат эксперимента.

Недостатки психологического слежения возможно преодолеть, тщательно продумав программу, основательно подготовившись к работе по сбору необходимой информации. Также помогает справиться с трудностями контроль за ходом работы со стороны организаторов исследования.

Ирина Шербул

Метод наблюдения: особенности и характерные недостатки

Преимущества наблюдения как метода маркетингового исследования по сравнению с опросом заключаются в следующем:

  • Независимость от готовности объекта к сотрудничеству, от способности исследуемого словесно выразить суть дела;
  • Возможность обеспечить более высокую объективность;
  • Способность воспринимать бессознательное поведение (выбор товара на полках в магазине)
  • Возможность учитывать окружающую обстановку, особенно при наблюдении с помощью приборов.

Однако наблюдение имеет и недостатки:

  • Трудно обеспечить репрезентативность;
  • Субъективность восприятия наблюдателя;
  • Поведение объектов может отклоняться от естественного поведения при открытом наблюдении (эффект наблюдения).

Как правило, наблюдение никогда не является единственным методом в процессе исследования. Чтобы получить наиболее объективную и достоверную картину, его используют вместе с другими известными методами. Если наблюдение выполняет контрольную функцию и используется для проверки уже полученных в ходе исследования данных, его структура должна быть максимально четкой и строгой. В этом случае условия наблюдения должны быть такими же, как и те, которые используются для сбора информации, подлежащей мониторингу.

Как и другие методы, наблюдение не является совершенным. Она имеет ряд недостатков. Результаты наблюдения всегда вызывают вопрос — насколько репрезентативны полученные данные? Это связано с тем, что в большинстве случаев прямое наблюдение проводится в рамках довольно ограниченной количественной группы, что ставит под сомнение репрезентативность результатов. Кроме того, не следует забывать, что человеческое восприятие ограничено. Это означает, что исследователь склонен терять бдительность и упускать из виду важные аспекты и нюансы рассматриваемой ситуации. Практика показывает, что в большинстве случаев исследователям не удается развить знания о мотивах, установках и интересах, лежащих в основе той или иной модели поведения. Однако в некоторых случаях это серьезное ограничение может быть преодолено.

Следует также помнить, что присутствие наблюдателя может оказать непосредственное влияние на исследуемую ситуацию и повлиять на результаты. Каждый, кто проводит такое наблюдение, должен понимать, что это сложный метод и чрезвычайно трудоемкий процесс. Еще более трудоемким может быть документирование результатов наблюдения, которое иногда занимает больше времени, чем само наблюдение.

Ключом к успеху любого исследования является оптимальное сочетание количественных и качественных методов. Чтобы получить наилучшие результаты, исследователь должен помнить о соблюдении разумного баланса. Главное — не быть слишком амбициозным и не извлекать всю возможную и невообразимую информацию из нерепрезентативных наблюдений и избегать ненужного использования количественных характеристик. Это два наиболее распространенных недостатка современных исследователей.

Природа окружающей среды также играет важную роль. Наблюдение, проводимое в естественной обстановке (например, в торговом . Если ситуация создана искусственно, то наблюдение считается «лабораторным». Результаты обоих исследований фиксируются с помощью современного технического оборудования или записываются в блокнот по усмотрению исследователя.

Все трудности, связанные с применением метода наблюдения, делятся на объективные и субъективные. Объективные не зависят от наблюдателя. Субъективные проблемы включают те, которые связаны с личностью наблюдателя. Среди объективных трудностей эксперты выделяют прямую зависимость возможного времени наблюдения от времени наблюдаемой ситуации. Факты, представляющие интерес и важность, не всегда находятся в поле зрения наблюдателя. Кроме того, личность самого наблюдателя, его присутствие в месте наблюдения и его возможная реакция на происходящее могут повлиять на поведение группы, изменить стандарты поведения наблюдаемых.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]