Этапы психологического консультирования и их особенности

Записываясь к психологу на прием, большинство людей хотят сразу понять, как будет проходить психологическая консультация, сколько будет встреч и когда им станет лучше. Но, прикасаясь к внутреннему миру других людей, психолог не может заранее дать ответы на все эти вопросы. Ведь неизвестно, с чем связана проблема, насколько глубоко она укоренилась в душе. Работа с каждым человеком проходит определенные этапы психологического консультирования. О каждом из них ты сейчас узнаешь.

В этой статье:

Знакомство и установление доверияОпределение проблемыУточнение цели и дополнительных моментовЗаключение контрактаКонсультационная работаЗавершение

Знакомство и установление доверия


Фото автора Alex Green: Pexels
Первый этап психологического консультирования направлен на установление контакта между психологом и человеком, нуждающимся в поддержке или помощи. Контакт этот должен быть доверительным, таким, чтобы позволил снять у клиента страхи, напряжение, открыться психологу.

Любая консультационная работа начинается с запроса. Ты звонишь или пишешь консультанту, представляешься, записываешься на прием, возможно, вкратце озвучиваешь проблему. То, как тебя приняли на этом этапе, какое создалось впечатление, уже может настроить тебя на дальнейшее сотрудничество или, наоборот, заставит искать помощи в другом месте.

Кстати, не ты одна переживаешь перед встречей с психологом. В ожидании тебя он также много времени проводит, размышляя, какой будет консультация, сможет ли он тебе помочь.

Непосредственное знакомство происходит во время первой встречи. Ты видишь глаза человека, его улыбку, поведение. Чувствуешь, что сейчас он занят только тобой, отключил звонки, мессенджеры, компьютер. Его взгляд, тело направлено на тебя. Возможно, он повторяет за тобой некоторые фразы, уточняет моменты, иногда шутит или пытается сделать так, чтобы ты расслабилась.

И ты действительно чувствуешь, что тебя слушают и стараются понять. Это – основное чувство, которое, как ключик, открывает дверь доверию.

В настоящее время много консультаций проводится онлайн. Из-за этого коммуникация может быть более бедной – исчезнет часть жестов, движений. Однако благодаря принципам активного, эмпатийного слушания, поведению психолога ты все равно будешь чувствовать, что ему можно доверять.

Основные этапы психологического консультирования

Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности. В зависимости от того, какой из аспектов психологического консультирования становится главным для клиента, психологическое консультирование приобретает диагностическую, исследовательскую, информационную (просветительскую), развивающую, коррекционную, обучающую или психотерапевтическую направленность.

Как мы отмечали выше, каждый из этих аспектов, если он становится главным мотивом психологического консультирования, формирует определенную направленность психологического консультирования, тогда как другие аспекты становятся его подчиненными моментами. В то же время в любом психологическом консультировании присутствуют все его стороны, более или менее выражено, иногда латентно. Проиллюстрируем, какие этапы выделяют исследователи, ориентируясь на различные аспекты психологического консультирования.

Информационно-рекомендательный характер носит, на наш взгляд, модель консультирования, предлагаемаемая Р.С. Немовым, в которой выделяются следующие основные этапы проведения психологического консультирования (Р.С. Немов, 2001):

1. Подготовительный этап. На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации, выполняя практически все то, о чем шла речь в предыдущем разделе данной главы. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин.

2. Настроечный этап. На данном этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом. То же самое со своей стороны делает клиент. В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, может занимать от 5 до 7 мин.

3. Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6–8 ч.

4. Рекомендательный этап. Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проблеме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение этого этапа психологического консультирования, составляет от 40 мин до 1 ч.

5. Контрольный этап. На данном этапе психолог-консультант и клиент договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться и оцениваться практическая реализация клиентом полученных им практических советов и рекомендаций. Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и клиент в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного этапа, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и клиент могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз. В среднем работа на данном, завершающем этапе психологического консультирования проходит в течение 20–30 мин.

Если суммировать все, сказанное выше, то можно установить, что на прохождение всех пяти этапов психологического консультирования в среднем может понадобиться (без времени, отводимого на психологическое тестирование) от 2–3 до 10–12 ч.

Психотерапевтическую направленность психологического консультирования можно отметить в модели консультирования, предложенной М.К. Тутушкиной и ее коллегами, отмечающими, что независимо от того, проводится ли разовая консультация или осуществляется пролонгированная работа в виде ряда психотерапевтических сессий, консультирование может рассматриваться как диалектический процесс, включающий в себя ряд стадий (Тутушкина М.К., 2001):

1. Заключение контракта между клиентом, от которого поступает добровольный заказ на консультацию, и консультантом, дающим согласие оказать помощь, обеспечивая безопасность и поддержку в ходе консультирования.

2. Прояснение запроса и анализ проблемной ситуации. На этой стадии консультанту необходимо сориентироваться в проблеме клиента, внимательно слушая его, используя открытые вопросы перефразирование и переспрашивание для получения достоверной информации. В то же время консультант рефлексирует свои чувства и чувства клиента, помогая ему глубже погрузиться в проблему и подойти к постановке психотерапевтической цели.

3.Переформулирование проблемы и постановка психотерапевтической цели, уточнение контракта. На данной стадии по мере выяснения условий и ситуации возникновения проблемы, анализа чувств и отношений клиента к ней определяется суть проблемы, то есть та психологическая трудность, которая мешает клиенту найти выход из сложившейся ситуации, При этом главным является осознание самим клиентом сути проблемы с психологической точки зрения.

4. Поиск способов решения проблемы. На данном этапе необходимо согласие клиента на исследование собственных психологических трудностей, поиск и принятие на себя ответственности за выбираемые решения.

В процессе консультирования у клиента происходят изменения, которые могут в той или иной мере повлиять на его личность и жизнь в целом. В любом случае клиенту предоставляется возможность получить новый опыт, и чем глубже он осознает это, тем благоприятнее для него окажутся последствия консультации, следовательно, ее эффективность.

Обучающий и коррекционный характер направленности психологического консультирования можно отметить, на наш взгляд, в подходе, предлагаемом А.Ф. Бондаренко, в связи с этим на каждом этапе процесса консультирования психолог решает соответствующие задачи (Бондаренко А.Ф., 2000):

Начальный этап. Этап вхождения в ситуацию психологической помощи.

Главные задачи психолога на этом этапе, основополагающем для установления рабочих отношений, заключаются в следующем:

— поддержка мотивации клиента к совместной работе;

— разъяснение истинных (реалистичных) возможностей психологической помощи и коррекция нереалистичных ожиданий;

— выражение готовности понять, принять клиента и оказать ему возможную психологическую помощь;

— пробная постановка целей психологической помощи и определение ориентировочных сроков и результатов работы;

— проработка, при необходимости, собственных затруднений в работе, связанных с возможным контрпереносом или возникающими проекциями.

Этап действования и проживания ситуации психологической помощи.

Включает в себя работу с личностным материалом клиента: переживаниями, отношениями, чувствами, снами, ценностными смыслами.

Возможные задачи психолога вытекают из логики его действий и феноменологии переживаний клиента, среди них:

— обеспечение эмоционального отреагирования;

— проработка и символическое удовлетворение тех или иных фрустрированных потребностей;

— создание условий для инсайта и катарсиса;

— подкрепление желаемого направления действий (переобучение);

— обеспечение условий для личностной рефлексии и проживания ситуации свободного и ответственного выбора.

Этап вхождения в новый опыт.

Это – стадия личностных трансформаций и попыток приобщения к иному способу проживания жизни, свободному от прежних заблуждений и проблем.

Отсюда вытекают следующие возможные задачи в деятельности психолога:

— эмоциональная и экзистенциальная поддержка;

— подкрепление тенденций к личностным переориентациям и трансформациям;

— помощь в совладании с личностной и ситуативной тревогой, вызванной изменениями жизненного мира;

— проработка ценностно-смысловых или поведенческих препятствий, блокирующих осуществление необходимых действий.

Этап вхождения в повседневность с обогащенным новым опытом.

Это – заключительный этап работы.

Его значимость отражают специфические задачи, стоящие перед психологом:

— подбадривание клиента и подчеркивание временных границ как травмировавшей проблематики, так и конца консультативного процесса;

— анализ элементов зависимости в поведении клиента и помощь в достижении самостоятельности и самодостаточности;

— переопределение и переосмысление ситуации психологической помощи как предоставленной возможности человеку понять собственные мотивы, ценности, цели и выборы;

— нахождение “золотой середины” между тенденциями гиперопеки, покровительства и эмоциональной отстраненности от клиента.

Каждый из этапов имеет свою длительность. Последствия консультирования можно рассматривать с точки зрения изменений, происходящих в личности клиента, и степени его удовлетворенности результатами консультирования.

Р. Кочунас, ссылаясь на В. Е. Gilland, предлагает структуру процесса психологического консультирования в виде системной модели, в которой делается акцент на исследовательском и обучающем характере психологической помощи (Кочунас Р., 2000):

Эта системная модель, охватывающая шесть тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации.

1. Исследование проблем. На этой стадии консультант устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.

2. Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.

3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.

4. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия. В плане решения проблем следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения (ролевые игры, «репетиция» действий и др.).

5. Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача — еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.

6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

Эта модель, отражающая консультативный процесс, помогает лишь лучше понять, как происходит конкретное консультирование. Реальный процесс консультирования значительно обширнее и нередко не подчиняется данному алгоритму. Выделение стадий условно, поскольку в практической работе одни стадии смыкаются с другими, и их взаимозависимость сложнее, чем в представленной схеме.

Как видим, направленность психологического консультирования определяется не только структурными характеристиками (целями, предметом, ведущими видами деятельности клиента и консультанта, ролевой позицией психолога), но и процессульными, одной из которых является последовательность осуществления его этапов.

Определение проблемы

Следующий этап психологической консультации связано с пониманием проблемы. Клиент, пришедший к психологу, рассказывает о том, что его беспокоит. Психолог задает уточняющие вопросы. Это один их самых долгих этапов; иногда он может растянуться на несколько встреч.

Связано это с тем, что у любой проблемы обычно длинные корни. Не стоит этого бояться. Раскрытие причин играет огромную терапевтическую роль, позволяет понять, как и почему возникла проблема, определить пути ее решения.

Для психолога этот этап значит столько же, сколько составление истории болезни для любого другого врача.

Анализ техник и приемов, использованных психологом во время сессии

На сегодняшней сессии я применил следующие приемы:
Приемы

Да/нет
  • Активное слушание клиента
  • Прояснение потребностей и желаний клиента
  • Поддержка клиента
  • Интерпретация проблемы клиента
  • Конфронтация с клиентом
  • Директивные указания
  • Дыхательные упражнения
  • Выявление искажений в схемах мышления клиента
  • Концентрация на проблеме
  • Упражнения, направленные на осознание клиентом своего тела
  • Активное воображение
  • Предоставление клиенту важной для него информации
  • Проработка сновидения клиента
  • Установление связи между теперешней проблемой и событиями прошлого
  • Проработка отношений «клиент-психолог»
  • Облегчение выражения клиентом испытываемых им чувств словами (вербализация)
  • Упражнения, направленные на повышение «социальной компетентности» клиента
  • Упражнения на расслабление
  • Упражнения на десенсибилизацию
  • Создание атмосферы, облегчающей клиенту проявление эмоций
  • Обсуждение иррациональных мыслей и установок
  • Обсуждение домашних заданий
  • Целенаправленное стимулирование активности клиента
  • Ролевая игра
  • Психодраматизация с участием значимых для клиента людей
  • Проработка сопротивления, оказываемого клиентом происходящим в нем изменениям
  • Проработка ситуаций, которые могут вызвать рецидивы
  • Прочие приемы

Уточнение цели и дополнительных моментов

Как только проблема раскрыта, формулируются цели консультирования. Даже если человек пришел с одним вопросом, по мере беседы раскрываются и другие, а потому целей консультирования может быть несколько. Среди них выделяют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Например, к психологу пришла молодая женщина и пожаловалась, что она не может организовать свой день. Она постоянно занята, переживает, что ничего не успевает, тревожится о мелочах. Выяснилось также, что она ссорится с мужем, не может найти контакт с ребенком.

Целей у работы с этой женщиной будет несколько, причем каждая займет свой отрезок времени:


Психологическое консультирование

  • Определить собственные ресурсы – не всегда клиентка не справлялась со своей жизнью. Когда-то были светлые, счастливые моменты. Помимо этого, и сейчас в ее силах совершить то, что может только она.
  • Нормализировать эмоциональное состояние. Определяются причины беспокойства, тревожности, обсуждается режим, который позволит больше отдыхать, распределить обязанности в семье.
  • Восстановить отношения с семьей через более разумное распределение обязанностей, упорядочивание семейных связей и интересов. На каком-то этапе может потребоваться проведение семейной консультации.
  • Улучшить самооценку, в том числе через обсуждение прошлых успехов и определение собственных интересов.

На этом же этапе целесообразно определить место проведения консультаций, частоту. Если психолог, к которому пришел клиент, чувствует, что вопрос находится не в его компетенции, лучше предложить посещение другого специалиста.

Схема сбора психологического анамнеза

Выделяют три основных блока информации о клиенте: 1. Демографическая информация: возраст клиента; семейное положение; профессия; образование. 2. Актуальные проблемы и нарушения: возникновение, развитие и продолжительность затруднений; события в жизни, обусловленные возникновением, обострением и разрешением проблем; возраст, в котором возникли проблемы; изменение отношений личности (особенно к значимым людям), изменение интересов, ухудшение физического состояния (сон, аппетит), обусловленные возникновением проблем; непосредственная причина обращения клиента; предшествующие попытки разрешения проблем (самостоятельно или с помощью других специалистов) и результаты; употребление лекарств; семейный анамнез (особенно психические болезни, алкоголизм, наркомания, самоубийства). 3. Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения): раннее детство (обстоятельства и очередность рождаемости, основные воспитатели, отношения в семье);дошкольный период (рождение братьев и сестер, другие значительные события в семье, первые воспоминания); младший школьный возраст (успехи и неудачи в учебе, проблемы с учителями и ровесниками в школе, отношения в семье); отрочество и юность (отношения с ровесниками, лицами другого пола, родителями, успехи и неудачи в школе, идеалы и устремления); взрослый возраст (социальные отношения, удовлетворенность работой, браком, отношения в семье, половая жизнь, экономические условия жизни, утрата близких людей, возрастные изменения, употребление алкоголя, наркотиков, психологические и экзистенциальные кризисы, планы на будущее).

Консультационная работа

Как только все вопросы и условия будут определены и приняты, начинается непосредственно консультационная работа. Используемые методы и техники зависят от проблемы, ее остроты, актуальности:

  • В процессе может использоваться арт-терапия, драматерапия, нарративная практика. Эти способы актуальны для выяснения глубинных проблем и их безболезненного разрешения.
  • Применяется беседа, обсуждение позиций разных сторон в конфликтах.
  • В работе с проблемным поведением, агрессией отрабатываются новые способы реагирования на сложные ситуации.
  • При страхах, неуверенности в себе, тревожности актуально разобраться с прошлым клиента – какие отношения складывались с родителями, были ли сложности с адаптацией.
  • При проблемах во взаимоотношениях в семье, со сверстниками, коллегами могут применяться групповые тренинги, семейные консультации.
  • Вопросы смысла жизни эффективно обсуждать с позиций экзистенциальной терапии.

Виды консультирования

Чаще всего, оказавшись на приеме, человек не представляет действительных причин своих трудностей. Психолог-консультант помогает ему прояснить ситуацию, осознать положение во всех взаимосвязях.

В зависимости от характера трудностей и особенностей клиента, консультирование возможно в разных формах:

  1. Производственное. Направлено на мотивацию персонала, повышение эффективности управления, устранение конфликтов и улучшение взаимодействий в трудовом коллективе.
  2. Профессиональное. Относится к вопросам профориентации. Оценки предрасположенности субъекта к тому или другому роду деятельности, наличие у него необходимых качеств.
  3. Семейное. Сюда входят вопросы отношений в добрачный период, работа с парами во время совместной жизни, помощь в ситуации развода. К специалисту могут обратиться родители по проблемам с детьми, супруги, не нашедшие взаимопонимания с родственниками жены или мужа.
  4. Личностное. Индивидуальные интимные вопросы – сложности во взаимодействии с окружающими, межличностные конфликты, повышенная тревожность, потеря смысла жизни.

По другим признакам можно дополнительно выделить следующие типы консультирования:

  • заочное (дистанционное) и контактное (очное);
  • групповое и индивидуальное;
  • психолого-педагогическое и деловое;
  • проблемное и кризисное.

Завершение

Идеальный итог психологического консультирования – полностью счастливый, свободный от проблем и готовый к новой жизни клиент. Чтобы хотя бы приблизиться к такому идеалу, в рамках консультационного процесса нужно формулировать промежуточные результаты.

Такой подход позволяет вовремя внести корректировки в процесс консультирования, выявить актуальные проблемы, уточнить многие вопросы, изменить тактику работы.

Этапы психологической консультации – шаги, совершая которые, человек в сотрудничестве с психологом решает внутренние проблемы, приходит к ощущению благополучия, успешности.

Условия результативности консультаций у психолога

Специфика психологического консультирования состоит в том, что оно становится действенным, если сочетаются ряд факторов:

  1. Специалисты рассматривают проблему всесторонне, не делают акцент на решении сиюминутных задач, которое чаще всего имеет временный эффект. Психолог должен ориентироваться на разрешение глубоких внутренних конфликтов.
  2. Квалификация консультантов позволяет создать атмосферу доверия и установить отношения, которые позволяют получить всю требуемую информацию о проблемах и внутреннем мире клиента, использовать методы воздействия, которые требуются для достижения нужного результата.
  3. Обратившийся за помощью человек ведет себя благоразумно и дисциплинированно: посещает все встречи, выполняет самостоятельную работу в нужном объеме, выдает достоверную информацию о своих состояниях.
  4. Методики воздействия и структура консультации построены в расчете на индивидуальные особенности личности клиента.
  5. Психолог не в состоянии выполнить работу за клиента. Поэтому мотивировочная часть остается наиболее важной для всей консультационной работы.

Билет 13, 14. Психология горя

Реакции горя — это нормальная реакция человека на любую значимую потерю. Самыми большими потерями объективно и субъективно для личности являются те, которые связаны с осознанием собственной смертности и смертью близкого человека. Процесс горевания в литературных источниках (Василюк, 2002) часто называют работой горя. Это и есть, по сути, большая внутренняя работа, огромный душевный труд по переработке трагических событий. Итак, горевание — это естественный процесс, необходимый для того, чтобы отпустить потерю или оплакать смерть. Условно выделяют «нормальное» горевание и «патологическое».

Этапы «нормального» горевания:

1. Стадия шока

. Трагическое известие вызывает ужас, эмоциональный ступор, отстраненность от всего происходящего или, наоборот, внутренний взрыв. Мир может казаться нереальным: время в восприятии горюющего может ускоряться или останавливаться, пространство — сужаться.

Обычно комплекс шоковых реакций истолковывается как защитное отрицание факта или значения смерти, предохраняющее горюющего от столкновения с утратой сразу во всем объеме.

2. Стадия отрицания

(поиска) характеризуется неверием в реальность потери. Человек убеждает себя и других в том, что «все еще изменится к лучшему», что «врачи ошиблись», что «он скоро вернется» и т.д.

В это время человеку бывает трудно удержать свое внимание во внешнем мире, реальность воспринимается как бы через прозрачную пелену, сквозь которую сплошь и рядом пробиваются ощущения присутствия умершего: лицо в толпе, похожее на родного человека, звонок в дверь — мелькнет мысль: это он. Отрицание — это естественный защитный механизм, поддерживающий иллюзию о том, что мир будет меняться, следуя за нашими «да» и «нет», а еще лучше — оставаться неизменным. Но постепенно сознание начинает принимать реальность потери и ее боль — как будто до того пустое внутреннее пространство начинает заполняться эмоциями.

3. Стадия агрессии

, которая выражается в форме негодования, агрессивности и враждебности по отношению к окружающим, обвинении в смерти близкого человека себя, родных или знакомых, лечившего врача, и др.

11 стр., 5341 слов

Эмоции и их роль в жизни человека

… нему свое поведение. В третьей части будут обозначены основные функции эмоций, их роль в жизни человека. 1.Природа эмоций. Теории эмоций Психологи в течение длительного времени пытались решить вопрос о … и субъективное качество. Вопрос о роли эмоций в жизни человека пронизывает всю психологию эмоции. Чаще всего исследователи склоняются к тому, что эмоции выполняют роль как внутренних сигналов, так …

Находясь на этой стадии столкновения со смертью, человек может угрожать «виновным» или, наоборот, заниматься самобичеванием, чувствуя свою вину в произошедшем.

Картину переживаний существенно дополняют реакции клинического спектра. Вот некоторые из возможных переживаний данного периода: Изменения сна. Панический страх. Изменения аппетита, сопровождающиеся значительной потерей или приобретением веса. Периоды необъяснимого плача. Усталость и общая слабость. Мышечный тремор. Резкие смены настроения. Неспособность сосредоточиться и/или вспомнить. Изменения сексуальной потребности/активности. Недостаточная мотивация. Физические симптомы страдания. Повышенная необходимость говорить об умершем. Сильное желание уединиться.

Спектр переживаемых в это время эмоций также достаточно широк; человек остро переживает утрату и плохо контролирует себя. Однако какими непереносимыми ни были бы чувства вины, ощущения несправедливости и невозможности дальнейшего существования, все это — естественный процесс переживания утраты. Когда злость находит свой выход и интенсивность эмоций снижается, наступает следующая стадия.

4. Стадия депрессии (

страдания, дезорганизации) — тоски, одиночества, ухода в себя и глубокого погружения в правду потери.

Именно на эту стадию приходится большая часть работы горя, потому что человек, столкнувшийся со смертью, имеет возможность сквозь депрессию и боль искать смысл произошедшего, переосмысливать ценность собственной жизни, постепенно отпускать отношения с умершим, прощать его и себя.

В фазе острого горя скорбящий обнаруживает, что тысячи и тысячи мелочей связаны в его жизни с умершим («он купил эту книгу», «ему нравился этот вид из окна», «мы вместе смотрели этот фильм») и каждая из них увлекает его сознание в «там-и-тогда», в глубину потока минувшего, и ему приходится пройти через боль, чтобы вернуться на поверхность (Василюк, 2002).

Как это ни парадоксально, боль вызывается самим горюющим: феноменологически в приступе острого горя не умерший уходит от нас, а мы сами уходим от него, отрываемся от него или отталкиваем его от себя. И вот этот, своими руками производимый отрыв, этот собственный уход, это изгнание любимого: «Уходи, я хочу избавиться от тебя…» и наблюдение за тем, как его образ действительно отдаляется, претворяется и исчезает, и вызывают, собственно, душевную боль. Боль острого горя — это боль не только распада, разрушения и отмирания, но и боль рождения нового. Бывшее раздвоенным бытие соединяется здесь памятью, восстанавливается связь времен, и постепенно исчезает боль (Василюк, 2002).

Предыдущие стадии были связаны с сопротивлением смерти, а сопутствующие им эмоции носили, в основном, разрушительный характер.

5. Стадия принятия произошедшего

. В литературных источниках (см. Дж. Тейтельбаум, Ф. Василюк) эту стадию подразделяют на две:

5.1. Стадия остаточных толчков и реорганизации.

На этой фазе жизнь входит в свою колею, восстанавливаются сон, аппетит, профессиональная деятельность, умерший перестает быть главным средоточением жизни.

Эта стадия, как правило, длится в течение года: за это время происходят практически все обычные жизненные события и в дальнейшем начинают повторяться. Годовщина смерти является последней датой в этом ряду. Может быть, именно поэтому большинство культур и религий отводят на траур один год.

7 стр., 3060 слов

Боль: защита или страдание?

… и чем именно для человека является боль: помощником или убийцей, невозможно выработать единый подход в медицине для избавления человека от страдания. Объект и предмет исследования. … Объект исследования – боль. Предмет исследования – физиологические и патологические аспекты боли. Цель исследования. На основании …

5.2. Стадия «завершения». Описываемое нами нормальное переживание горя приблизительно через год вступает в свою последнюю фазу. Здесь горюющему приходится порой преодолевать некоторые культурные барьеры, затрудняющие акт завершения (например, представление о том, что длительность скорби является мерой любви к умершему).

Одним из самых больших препятствий при нормальной работе горя является часто неосознанное стремление горюющих избежать сильного страдания, связанного с переживанием горя, и уклониться от выражения эмоций, с ним связанных. В этих случаях происходит «застревание» на каком-либо из этапов и возможно появление болезненных реакций горя.

Примеры похожих учебных работ

Реферат — Психологическое консультирование при переживании горя (потери, утраты)

… Это также процесс, при помощи которого человек работает с болью утраты, вновь обретая чувство равновесия и … стать причиной болезни и смерти скорбящего человека. Рядом с горем часто идет депрессия. КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПОМОЩЬ: Консультативная …

Проблема человек-техника на современном этапе

… процессах рационализации в техническую эпоху, когда человек занимается машиной, техника заменяет органически-иррациональное … удары гуманизму, гуманистическому миросозерцанию, гуманистическому идеалу человека и культуры. Машина о природе своей …

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

… трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, … интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить …

Этапы исследования методом наблюдения

… распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости …

14.Этапы возникновения психических и поведенческих расстройств

… ориентировки и габитуации5 определяют то, что выбирает человек из непрерывного потока раздражителей в качестве специфических … или токсическое), но ведущую роль на этом этапе начинают играть социально-психологические факторы: характер отношений с …

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]