Творческая личность – кто это в психологии. Особенности, признаки, психологический портрет

Человеческая цивилизация – это продукт творчества, поэтому творческие личности всегда находятся в центре внимания. Не только философы и психологи, но и далекие от мудрствований люди задумывались над тем, кто же все эти создатели шедевров и талантливые ученые, и чем они отличаются от обычных людей. Может, это гении, наделенные божественным даром, или безумцы, мозг которых работает с серьезными отклонениями? А возможно, они обычные люди, и способность к творчеству доступна каждому?

Несмотря на серьезные исследования в области психологии творчества, которые проводились в течение всего XX века, однозначного ответа на эти вопросы нет. Но я постараюсь познакомить вас с наиболее распространенным подходом к пониманию сути творческой личности.

Творческие люди – кто они?

Когда речь заходит о людях, занимающихся творчеством, то обычно сразу вспоминают о художниках, музыкантах, поэтах, писателях, реже об ученых. И так как эти виды деятельности в силу специфических способностей доступны не всем, то создается впечатление, что творчество – какой-то уникальный дар.

Но так ли это? Попытайтесь сами ответить на вопрос: возможно ли творчество в других видах деятельности? Например, в педагогике. Разве не может быть творческим учитель? А кулинар? А менеджер, инженер, сантехник? Согласитесь, что творчество возможно в самых разных видах деятельности, причем доступно оно каждому. Вопрос в другом: каждый ли воспользуется возможностью быть творческой личностью? Для понимания этого стоит разобраться в том, что такое творчество.

Психологическая характеристика творчества

В психологии творческая деятельность определяется очень просто. Это созидание чего-либо нового: картин, музыки, научных теорий, зданий, механизмов, кулинарных рецептов, методики преподавания, приемов деятельности и т. д. То есть творчество – это не особая деятельность, а ее форма или уровень. Есть деятельность репродуктивная – тиражирование, выполнение операций по образцу, усвоенному человеком в процессе обучения. А если человек изобретает что-то свое, делает по-новому, то это уже творчество.

Да, есть художественное творчество, связанное со специфическими видами деятельности, которые объединяются общим понятием «искусство». Но и музыкант может играть в строгом соответствии с партитурой, написанной совершенно другим человеком – композитором. И живописец может виртуозно делать копии картин. И это не считается творчеством.

Но, будучи возможным в любой сфере деятельности, творчество требует от человека особых качеств и способностей. В первую очередь эти способности связаны с когнитивной, познавательной сферой, особенно с мышлением.

Познавательная сфера творческой личности

Вопрос о своеобразии творческого мышления интересовал психологов и философов давно. Но только в XX веке его стали изучать серьезно. Это было связано с острой потребностью общества в творческих личностях. Такая потребность существовала всегда, то лишь к началу прошлого века общество осознало, что творчество можно эффективно использовать не только в сфере искусства и науки, но и во всех других областях жизни, в том числе в маркетинге, создании новых товаров и услуг, в сфере управления и т. д.

Итогом этого возросшего интереса стало развитие психологии творчества и разработка теории творческого мышления. Благодаря исследованиям таких ученых, как Дж. Гилфорд, Э. де Боно, Г. Альтшуллер, С. Медник, Т. Бьюзен, Я. Пономарев и др., были выявлены основные характеристики этого необычного вида мышления.

  • Дивергентный характер. С точки зрения Дж. Гилфорда, дивергентность (направленность в разные стороны) – главный признак творческого мышления. Это его отличает от конвергентного, однонаправленного логического мышления.
  • Образность. Творческая мысль рождается в форме образа, на что обратил внимание еще А. Эйнштейн. В слова творческие идеи облекаются только в процессе разработки и сообщения их другим людям. Поэтому наиболее ярко творчество проявляется в сфере искусства, которое оперирует образами.
  • Ассоциативность. Ассоциации – это связи, которые возникают в мозге между различными элементами или блоками информации. Они помогают подключить к мышлению самые разные сферы нашего опыта, знаний, представлений. Чем больше возникает таких ассоциаций, тем более интересные и оригинальные мысли рождаются.
  • Спонтанная активность воображения. Творческий человек не только мыслит образами, у него в мозгу они рождаются спонтанно, без особых усилий, благодаря развитому воображению.

Кроме особенного мышления, в познавательной сфере творческой личности важную роль играет образная память, помогающая сохранить массу полезной информации, и способность сосредотачиваться на своей деятельности. Хорошо управляемое, развитое внимание в сочетании с воображением позволяет творческим людям замечать необычное, удивительное в мире, то, чего не видят остальные.

Роль волевой сферы

Наряду с понятием «творческая личность», часто используют термин «креатив». Само это слово происходит от английского существительного creativity – креативность, творческая одаренность. Несмотря на очевидное родство этих двух понятий, между ними есть отличие. Креативами называют людей, проявляющих творческую активность, деятельных, а не просто наделенных способностью к творчеству.

Для людей даже с высоким творческим потенциалом такая активность не всегда характерна. Часто процесс творчества протекает на уровне сознания, а его результаты не всегда реализуются на практике. Так можно придумать оригинальный, увлекательный сюжет, но книгу так никогда и не написать. Лежа на диване, можно разработать проект собственного бизнеса, но так никогда его и не реализовать. И если бы вы знали, сколько гениальных идей, изобретений и художественных шедевров так и остались «на диване»!

Чтобы стать креативом, активной личностью, одного творческого мышления недостаточно, нужны еще и волевые качества. Ведь гениальную идею нужно разработать, проявить упорство в ее доказательстве, высокую работоспособность в ее реализации, не бояться трудностей, не опускать руки перед неудачами и быть готовыми к критике, к недоброжелателям и завистникам. Воля в творческом процессе часто играет даже большую роль, чем способности, уровень креативности и интеллекта.

Сфера интересов

Как рождаются новые идеи и находятся новые решения сложных задач? По сути дела, наш мозг ничего абсолютно нового придумать не может, например, мы не можем представить то, что никогда не видели, если нет описания этого. Творчество – это комбинаторная деятельность, то есть преобразование и комбинирование элементов прежнего опыта, имеющихся в памяти знаний, представлений и т. д. Информация, хранящаяся в нашей памяти – это строительный материал, и чем ее больше и она разнообразнее, тем лучше условия для творчества.

Для творческой личности важен не только объем, но и разнообразие знаний. Это позволяет подключать их для решения самых разных задач. А если еще и ассоциативное мышление хорошо развито, то комбинирование информации создает практически неограниченные возможности для созидания нового. Таким образом, креативов отличают не только творческие способности, но и разносторонние интересы, эрудированность.

Сейчас наступило такое время, когда, казалось бы, отпала необходимость запоминать и хранить большие объемы информации. Ведь есть же колоссальные базы данных интернета, где можно найти все. Да, но они находятся за пределами нашего мозга, значит, и не участвуют в процессе творчества, которое во многом спонтанно и неосознанно. А это значит, что эрудированность и разносторонние интересы не утратили своего значения. Если, конечно, вы хотите быть творческой личностью.

Бессознательное начало в творчестве

Творческие мыслители отличаются от людей, способных лишь усваивать знания и выполнять привычную, упорядоченную работу, богатством, тонкостью и глубиной своего внутреннего опыта. Высокоразвитая эмоциональная сфера помогает таким людям обращаться к подсознательным образам в сложных ситуациях и получать от них решения своих задач.

Однажды во сне к нему явился священник и объяснил, что найденное им — это черепки цилиндрического сосуда и что для того, чтобы их можно было прочитать, необходимо сложить их правильным образом. Утром профессор сложил черепки вместе, как ему сказал священник, и смог прочитать надпись.

Нильс Бор, работая над структурой атомного ядра, увидел во сне, что он находится на солнце, а все планеты прикреплены к солнцу нитями, на которых они вращаются. Этот образ вдохновил великого датского ученого на создание планетарной теории атома.

Во сне итальянский композитор Тартини предложил сыграть на своей скрипке для дьявола. К его изумлению, дьявол сыграл восхитительную мелодию, которую Тартини тут же записал, проснувшись, и назвал свою сонату «Дьявольская трель».

Известно, что Франц Шуберт оставлял на ночь возле своей кровати нотную бумагу и карандаш, чтобы записывать мелодии, которые являлись ему во сне. Дж. Россини также написал увертюру к своей опере «Шелковая лестница» во сне.

Элвис Хоу, изобретатель швейной машины, долгое время бился над задачей соединения иглы, нитки и ткани. Он уснул, измученный безуспешными попытками решить свою проблему, и во сне ему приснилось, что его схватили каннибалы, связали и положили в большой котел, висящий над костром, который вот-вот вспыхнет.

Внезапно он понял, что его съедят, если он не разгадает секрет швейной машинки, и пока каннибалы танцевали на его кровати, он представил, что за ним охотится группа существ-отступников, которые вступили в союз с огнем. Пока огры танцевали вокруг него, он присмотрелся к их копьям, в острых концах которых были отверстия. И тут изобретателя осенило, что нужно сделать отверстие в свободном конце иглы, и тогда машина будет работать. И это то, что он сделал.

Менделеев также мечтал о периодической таблице элементов.

Очень часто психологи связывают решение проблем и поиск творческого решения с бисоциацией. Если обычная ассоциация объединяет только идеи, находящиеся на одном уровне (в матрице мысли), то бисоциация объединяет разные матрицы, то есть, в конечном итоге, связывает разные уровни существования личности. Так, открытия французского ученого Л. Пастера были основаны на сочетании идей из разных областей знаний. Механизм ферментации винограда привел его к разгадке механизма мясистой гнили.

Немецкий физик Ф.А. Кекуле открыл формулу бензольного кольца, когда ему приснилась змея, кусающая себя за хвост.

Эти два образа — змея, кусающая собственный хвост, и углеродное кольцо — относятся к двум разным сферам жизни. Их сближение сделало возможным рождение новой научной идеи. Это стало возможным благодаря тому, что в подсознании одновременно обрабатывается несколько потоков информации, на пересечении которых принимается творческое решение.

Биологическое и социальное в структуре творческой личности

Спор о том, что определяет способность к творчеству – врожденные особенности или социальная среда – не утихает до сих пор. И это не простое любопытство. Ведь если решающее значение имеет биологический фактор, то творческие люди, действительно, избранные, и воспитание не играет существенной роли. А если на первом месте социальный фактор, то каждый человек в любом возрасте может развить у себя творческие способности, главное, чтобы условия были подходящими.

Вторая точка зрения мне нравится больше, но я не могу не признать очевидной связи творчества с врожденными, генетически заданными особенностями работы мозга и организма в целом.

Биологические предпосылки для творчества

Исследования биологических особенностей творческих личностей проводились серьезными учеными и научными коллективами. Изучались и высшая нервная деятельность, и биохимия мозга, и обмен веществ, и многое другое. На основе этих исследований были выделены следующие биологические особенности креативов:

  • Своеобразие деятельности мозга, которое выражается в преобладающей активности правого полушария, отвечающего за образное мышление. Правда его повышенная активность характерна именно для периодов творческого подъема.
  • Выработка клетками головного мозга повышенного количества определенных веществ, которые улучшают работоспособность, повышают тонус нервной системы, стимулируют память, внимание и т. д. Например, к ним относятся гормоны ацетилхолин, глутамат, дофамин.
  • Повышенное содержание в организме мочевой кислоты, действие которой схоже с известными стимуляторами умственной активности, такими как кофеин.
  • Особенности темперамента. Подвижность и чувствительность нервной системы, что обеспечивает творческим личностям восприимчивость к внешним раздражителям, способность к быстрому переключению внимания и гибкость мышления. С другой стороны, эта же особенность является причиной частой смены настроения, повышенной эмоциональной возбудимости и, как следствие этого, опасности профессионального выгорания.

Эти биологические особенности креативов имеют и оборотную сторону. Они не только обеспечивают высокую творческую активность и работоспособность, но и приводят к тому, что человек плохо контролирует свою деятельность, забывает про сон, отдых, а иногда и еду. Поэтому творческие личности нередко страдают от психических и физических перегрузок и повышенной эмоциональности. Для креативов характерны и различные болезни, не связанные непосредственно с творчеством, потому что, поглощенные процессом творчества, эти люди часто не обращают внимания на свое физическое состояние.

Социальные факторы

И все же невозможно утверждать однозначно, что способности к творчеству биологически заданы. Тем более изменения в организме креативов могут быть и не причиной, а следствием повышенной творческой активности. За исключением, конечно, врожденных черт темперамента.

Социальная среда и влияние общества играют не меньшую, а возможно, и большую роль в формировании креативности. Прежде всего речь идет о воспитании, но на воспитании творческой личности мы останавливаться не будем, так как это тема отдельного разговора. Большинство детей рождается с отчетливо выраженной потребностью к творчеству, которую они удовлетворяют даже вопреки запретам социума. Например, раскрашивают обои фломастером, подстригают кота или разбирают игрушки, чтобы узнать, как они устроены. А вот сохранится ли эта потребность и дальше, будут ли развиты способности малышей, зависит от их родителей, воспитателей, учителей.

Но и для взрослых социальное окружение тоже важно. Творчество вообще социально, оно требует оценки, поддержки общества или хотя бы критики. А в забвении, при отсутствии внимания окружающих потребность в творчестве и желание развивать свои способности быстро угасают. Недаром же в последнее время такое распространение получили разнообразные виды творчества, причем не только вполне демократичное декоративно-прикладное искусство. Интернет дал возможность всем попробовать себя в роли художников, скульпторов, писателей, творцов миров и сумасшедших идей. Ведь теперь мы можем поделиться результатами своего творчества с огромным количеством людей, даже проживающих от нас за тысячи километров.

Видео

Саморазвитие
Ты – творец. Твоя жизнь – Творчество. Твое предназначение – Творить новое! Возможно, тебе об этом никто не говорил. Теперь настало время узнать кто ты на самом деле. Как капля воды по своей структуре выражает в себе весь мировой океан, так и человек может выражать в себе все качества Высшего Творца. Он — самая развитая творческая личность. Ты лишь ученик, который познает азы творчества, проживая бесконечное число жизней. Через раскрытие своего творческого потенциала по познаешь себя и в тоже время ты познаешь его. Получается, что ты познаешь его в себе.

Психологический портрет творческой личности

Подводя итоги этой непростой темы, хочу обобщить все сказанное и представить своеобразный психологический портрет творческой личности. Конечно, креативы все разные и отличаются друг от друга больше, чем среднестатистические обыватели, но все-таки общие черты у них есть:

  • Потребность в творчестве, которая во многом управляет жизнью творческого человека: выбором профессии, хобби, круга друзей и т. д. Эта потребность первостепенна и часто удовлетворяется даже в ущерб другим жизненно важным нуждам.
  • Стремление к самореализации. Это другая, не менее значимая потребность, побуждающая креатива искать себя в разных видах деятельности, а найдя сферу приложения своего таланта, все свое время отдавать любимому делу.
  • Высокая активность и работоспособность. Активность эта связана с областью творчества и не всегда социальна, так как творческие личности часто плохо адаптируются к обществу.
  • Особый тип мышления позволяет креативу видеть необычное в обычном, находить нестандартные решения и добираться до цели своими, оригинальными путями. Это не может не вызывать недоумение у окружающих, поэтому творческие личности часто слывут чудаками.
  • Высокий уровень воображения и творческое мышление делают креативов желанными членами любой команды, но они же и мешают социуму принять творческую личность, вызывают чувство отчуждения по отношению к «выскочке», «странному человеку», «самому умному» и т. д.
  • Упорство, стремление к цели и увлеченность творчеством позволяют креативу развивать специальные способности в разных видах деятельности и становиться Мастером. И это тоже выделяет его из общей массы.

Кажется, что креатив противостоит обществу, большинство членов которого не стремится к творческой активности. До последнего времени это было очень заметно. Но XX век с его ориентацией на динамичное и творческое развитие буквально всех областей жизни заставил изменить отношение к креативам. Они стали не только необходимыми в любой команде, но и самих творческих личностей стало значительно больше, чем это было 100 и даже 30 лет назад.

Часы активности

Творцы часто имеют нестандартный распорядок дня. Например, общение Владимира Набокова с музой происходило обычно ранним утром. Он просыпался до 6 утра и садился работать. У Н. М. Карамзина был достаточно традиционный режим. Он вставал рано утром, обязательно выходил на утреннюю прогулку. После этого завтракал и шел в кабинет. Беспокоить его в эти часы категорически запрещалось, исключение составляли жена и дети.

Некоторые творческие личности работают по ночам, днем отдыхают. Часто вдохновение приходит неожиданно, тогда они бросают все дела и погружаются в работу. Поэты иногда просыпаются ночью и хватаются за ручку, чтобы записать сложившиеся во сне строки. Кто-то работает «запоями» по несколько недель, а потом в голову месяцами не приходят никакие идеи. Случаются и творческие кризисы.


Творческая активность

Чтобы творить, человеку нужно погрузиться в состояние отвлеченности от повседневных забот, достичь уровня повышенной концентрации. Рядом с творческими личностями находятся люди, готовые создавать им условия для работы. Они берут все рутинные обязанности на себя.

Творческий процесс характеризуется особенным состоянием, когда человек испытывает вдохновение, удовлетворенность, подъем

Размытие гендерных границ

Увлеченные любимым делом люди нередко смотрят свысока на общественное мнение и расхожие стереотипы. Они часто отходят от гендерных норм поведения.

Среди творческих людей нередко можно встретить как сильных девушек, умело управляющихся с напильниками, рубанками и паяльными лампами, так и чувственных утонченных парней, прекрасно разбирающихся в изысканных ароматах и винтажных пуговицах.

Речь вовсе не идет о мужеподобии женщин и женоподобии мужчин. Просто любимое дело откладывает свой отпечаток на личность. А в наш продвинутый век, к счастью, перед каждым человеком стоит широчайший выбор увлечений и занятий, среди которых он может выбрать то, что ему по душе. Девушке уже не обязательно ограничивать круг интересов игрой на клавесине и плетением кружев. Она может позволить себе влюбиться в барабаны и стеклодувное ремесло. Да и среди мужчин-крафтеров немало представителей ремесел и искусств, которые раньше считались исключительно женскими. Сегодня уже никого не удивляют украшения, куклы, игрушки, вязаные и валяные вещи, созданные мастерами-мужчинами.

Повелитель хаоса

Если вам однажды захочется сделать любимому человеку сюрприз в виде наведения идеального порядка в его мастерской, скорее откажитесь от этой безумной идеи! Ни в коем случае не пытайтесь систематизировать и облагородить то, что кажется вам бардаком. Вполне возможно, что пестрая куча – и не куча вовсе, а идеально рассортированный материал.

Только владелец творческого беспорядка может найти в нем все самое нужное и понять, является ли тот или иной лоскутик ценным артефактом, либо его пора спровадить в мусорное ведро.

Но к качествам творческого человека неаккуратность и неряшливость не относятся. Просто его представления об организации рабочего пространства могут быть весьма своеобразными.

Руководствуясь сердцем

Мышление творческих людей необычно. Они больше слушают песнь сердца, чем спокойный голос разума. Нередко их упрекают в отсутствии рационализма и практичности, но на самом деле они умеют решать бытовые задачи не хуже остальных. Просто находят для этого неординарные методы, руководствуются странной логикой. Это не недостаток и не достоинство: они просто другие. Нередко их образ мышления помогает им находить совершенно неожиданные ответы на простые вопросы.

Прагматикам стоит иногда прислушиваться к витающим в облаках романтикам. Необычный взгляд на проблему может значительно расширить рамки поиска путей ее разрешения.

Коктейль из гордыни и скромности

Творческие люди – необычайно противоречивые натуры. В них прекрасно уживаются совершенно противоположные качества: наивность и недоверчивость, любовь к людям и стремление к одиночеству.

Бывает так, что творческий человек жаждет признания, однако не дает миру ни малейшего шанса, складывая свои творения в потаенный сундук и ни с кем ими не делясь. В душе же практически каждый крафтер амбициозен, горд собой, уверен в своей гениальности. Однако это не мешает ему порой считать себя полной бездарностью, а свои произведения – полной ерундой.

ПОПУЛЯРНЫЕ ПОСТЫ НА БЛОГЕ

Как создать пассивный доход в 30 000 рублей, чтобы послать работу на три веселые буквы!12 главных лидерских качеств или как стать лидером по жизниТОП-7 НЛП-техник на каждый день для манипулирования людьми50 лучших мотивирующих фильмов, которые стоит посмотреть каждомуТрансерфинг реальности или 78 принципов управления жизнью100 лучших книг для саморазвития. Прокачай себя по-полной!10 лучших книг про бизнес для начинающих предпринимателейТОП-10 самых высокооплачиваемых профессий в России и Москве100 лучших мотивирующих цитат великих людейИспользуемые источники:

  • https://psychologist.tips/4216-tvorcheskaya-lichnost-kto-eto-v-psihologii-osobennosti-priznaki-psihologicheskij-portret.html
  • https://srazu.pro/teoriya/tvorcheskie-lyudi.html
  • https://niksy.net/stati/samorazvitie/10-priznakov-togo-chto-tyi-tvorcheskaya-lichnost
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]