Сообщество людей, занятых разработкой психологических техник (психотехник), состоит из тех, кто разрабатывает новые процедуры и подходы, тех, кто отвечает за обучение студентов и выпускников в области работы с ними, а также тех, кто использует их в исследованиях. Но для того чтобы качественно развить эту тему, нужно разобраться с терминологией и перечислить основные виды этих техник.
Психологические приемы и техники
Психотехники — это особые приемы и методы, позволяющие менять психологическое состояние человека, добиваться личностных изменений и решать психологические проблемы. Можно выделить несколько основных видов (направлений) психологических техник:
- Процессинг (одитинг, ПЭАТ и т. д.).
- Нейролингвистическое программирование.
- Трансовые техники (гипноз, аутогенная тренировка, медитация).
- Юнгианские техники работы с бессознательным.
В большинстве случаев под психотехниками подразумевают именно процессинг, и именно он (а точнее — различные его формы) чаще всего используется при консультировании.
Особенности консультирования детей у психолога
Задачи и цели консультирования взрослых и детей похожи, но в связи с незрелостью и несамостоятельностью подрастающего поколения методики нуждаются в трансформации.
Отличия при работе с детьми:
- Отклонения в развитии, которые служат причиной обращения к психологу, замечаются педагогами или родителями, а не самими детьми. Инициатива обращения за помощью, соответственно, тоже исходит не от них.
- Детская психика изменяется быстро, поэтому важно, чтобы коррекционное воздействие имело скорый эффект. Задержка может привести к накоплению отрицательных последствий.
- Ответственность за результаты не может быть возложена на субъект, так как его самосознание и мыслительная активность не сформированы в полной мере, и близкое окружение имеет большое влияние.
Психологические методы для влияния на детей имеют поведенческую природу и основаны на игровых методиках. Большое количество информации консультант получает от родителей ребенка, чаще всего матери.
Нередко работа с ребенком превращается в семейную терапию, т. к. семья играет существенную роль в обучении и воспитании.
Метод Седона
Метод Седона (Sedona Method) — это уникальная, простая, мощная, легкая в освоении психологическая техника, которая показывает вам, как выявить ваши естественные способности и отпустить любое болезненное или нежелательное чувство в текущий момент.
Что делает Sedona Method мощным инструментом? Прежде всего то, что это процесс, который вы можете использовать в любое время и в любом месте, чтобы улучшить любую сферу своей жизни.
Тонкости Седоны
Есть три способа приблизиться к процессу освобождения, и все они приводят к одному и тому же результату: освобождение вашей естественной способности отпустить любые нежелательные эмоции на месте и позволить некоторой подавленной энергии в вашем подсознании рассеяться.
Первый способ — это отпустить нежелательное чувство. Второй способ — приветствовать это чувство, чтобы позволить эмоции просто быть. Третий способ — погрузиться в самое сердце эмоций.
Вы обнаружите, что когда вы работаете с методом Седона, он даст вам гораздо больше, чем вы рассчитывали или даже мечтали.
Преимущества
По мере того как вы продолжаете использовать метод Sedona, вы станете более искусным в его использовании, и результаты значительно ускорятся с течением времени. Вы быстро достигнете точки, где высвобождение становится вашей второй природой.
Независимо от обстоятельств, Sedona Method покажет вам, как вы можете достичь богатства и успеха, улучшить отношения, обрести мир и счастье, здоровье и благополучие.
Это поможет вам создать жизнь, которую вы сами выбираете в настоящий момент. Это означает, что вы будете буквально свободны иметь, быть и делать все, что пожелаете или желаете. Этот процесс опирается на массу научных исследований, одобрения знаменитостей и успех сотен тысяч людей, которые достигли потрясающих результатов в каждой сфере своей жизни.
Точное определение проблемы
После того, как психолог во время консультации собрал информацию и факты по делу, он сразу же начинает формировать рабочие гипотезы для точного определения проблемы. Гипотеза — это попытка психолога понять ситуацию ребенка. При этом психолог может опираться на опыт предыдущих случаев, интерпретацию ситуации ребенка (подростка), информацию о структуре семьи. Проверка рабочих гипотез — основное содержание работы психолога на третьем этапе психологической консультации. Психолог побуждает ребенка (подростка) взглянуть на ситуацию в новом свете.
Адлерские (индивидуальные) психологи при индивидуальном консультировании детей (подростков) используют метод конфронтации для определения проблемы — «Может ли это быть…?». Целью прямого целенаправленного противостояния является проверка рабочей гипотезы психолога и раскрытие ребенку (подростку) его истинного намерения или цели в поведении. Часто этого достаточно, чтобы действительно повлиять на поведение. Кроме того, в рамках К. необходимо проводить различные психокоррекционные мероприятия, направленные на гармонизацию личности ребенка. Важно, чтобы психолог был уполномочен раскрывать самые сокровенные цели ребенка (подростка). Во время курса СиБ психолог внимательно наблюдает за появлением реакции распознавания на лице ребенка. Ребенку почти всегда интересно узнать точку зрения психолога. Самый эффективный способ проверить гипотезу — спросить: «Может ли это быть…?» и сделать соответствующий вывод, в зависимости от того, является ли рассматриваемое поведение ошибочным или нет. Итак, психолог задает четыре вопроса: «Может ли это быть…?», по одному на каждую неправильную цель. Психолог может изменить вводную фразу «Может ли это…?» на «Интересно, это…?» или что-то в этом роде. Примерами конфронтационных вопросов являются:
1) Первая цель — внимание, «Может ли это быть так…» «…ты хочешь, чтобы твоя мать всегда была с тобой?»; 2) Вторая цель — власть: «Возможно ли, что…» «…ты хочешь показать маме и папе, что ты главный?»; 3) Третья цель — месть: «Возможно ли, что…» «…все тебе доставляют неудобства, так что ты им просто отплатишь?»; 4) Четвертая цель — симулированная некомпетентность: «Возможно ли, что…» «…как бы ты ни старался, ничего хорошего из этого не выйдет, и поэтому бессмысленно пытаться?»
Адлерский (индивидуальный) психолог настоятельно рекомендует психологу раскрыть ребенку (подростку) цели, потому что, повторяя свое мнение о причинах проступка, родители вводят элемент вины, а ребенок перестает их слушать.
История метода
Он был создан психологом по имени Лестер Левенсон после сердечного приступа в 1952 году. Доктор отправил его домой, сказав Левенсону, что он умрет в возрасте около 42 лет. Проверив, есть ли у него таблетки, чтобы покончить с этим и свести счеты с жизнью, Левенсон сел и подумал над глубокой философией всех идей, которые он узнал в своей жизни, и пришел к выводу, что все они в настоящий момент бессильны. Он заметил, что чувствовал себя счастливым, когда вспоминал времена в своей жизни, связанные с любовью к другим людям. Он сосредоточился на этом и начал чувствовать себя лучше, физически и эмоционально. Через несколько месяцев он почувствовал себя совсем хорошо и в конце концов придумал систему взглядов на негативные чувства, и позволил им, по крайней мере некоторым, пройти. Позже эта психологическая техника по работе с воспоминаниями стала называться методом Седона. Левенсон жил еще сорок два года, никогда не посещая врача, о чем он рассказал группе своих учеников в 1990 году. Лестер заболел раком брюшной полости и умер в 1994 году.
После смерти Левенсона его движение по «освобождению от стресса через освобождение негативных чувств» разделилось на две ветви, которыми управляют его ученики Ларри Крейн и Гейл Двоскин.
Крейн — бывший агент звезды Голливуда Джоан Коллинз, очень самоуверенный человек. Он основал свою выпускную школу в Южной Калифорнии, сосредоточил ее в основном на развитии сознания процветания и назвал метод Седона «Техникой выпуска», фактически изменив оригинальное название.
Двоскин в большей степени консультант, чем гуру. Он продолжает дело своего учителя Левенсона в Финиксе. Позже Двоскин перенес свою школу в Седону и сейчас обучает психологов. Он является генеральным директором Sedona Training Associates.
Процессинг
Основная идея процессинга как психологической техники заключается в том, что память — это именно то, что появляется в результате обработки информации. Память является лишь побочным продуктом глубины обработки информации, и нет четкого различия между краткосрочной и долгосрочной памятью.
Поэтому, вместо того чтобы концентрироваться на задействованных магазинах/структурах (т. е. краткосрочной и долговременной памяти), эта теория концентрируется на процессах, связанных с памятью.
Общая схема процессинга:
- Вспоминание травмирующего события и/или неприятной эмоции.
- Фокусирование на этом событии и/или эмоции, их дотошное воспроизведение.
- Максимальное усиление неприятных ощущений, чувств и эмоций, связанных с травмирующим событием.
- Отпускание всех негативных чувств и ощущений, которые перед этим были искусственно усилены.
На этой схеме построены все техники и приемы психологического консультирования в рамках процессинга, и читатель может применить ее к самому себе либо разработать на ее основе какие-то свои методы работы (если он является практикующим психологом). На ней же построен и описанный ниже одитинг — скандально известная техника еще более скандальной «Церкви саентологии».
Сбор необходимой информации
На втором этапе психолог приступает к сбору информации, которая поможет ему понять ребенка и его проблемы. Психолог должен сосредоточиться на том, что больше всего беспокоит ребенка (подростка) в данный момент.
Психолог собирает информацию о проблеме ребенка с помощью различных методов, наиболее эффективным из которых является художественный метод, включающий обязательные дополнительные вопросы на основе рисунков или творческих композиций, выполненных ребенком из различных материалов. Художественные методики также помогают психологу оценить эффективность К и изучить динамику поведения ребенка, его взаимоотношения с родителями, сверстниками и социальным окружением.
Информация о проблеме подростка собирается в ходе интервью. Во время интервью психолог использует вопросы и высказывания, основанные на возрасте и интеллектуальном потенциале подростка. Аффирмации подростка объясняют или выявляют некоторые проблемы и вопросы, а вопросы раскрывают его внутриличностный опыт. На этапе сбора информации о проблеме психолог формулирует рабочую гипотезу, которая существенно определяет суть задаваемых психологом вопросов. Традиционно в процессе психологического консультирования выделяются четыре группы вопросов: линейные, циркулярные, стратегические и рефлексивные.
Основным параметром для различения вопросов является континуум локуса изменения за вопросом. На одном полюсе этого континуума находится преимущественно предварительная (диагностическая) цель, а на другом — вмешательство, обеспечивающее достижение перемен в подростке или семье. Вторая основная ось дифференциации вопросов связана с изменением предположений о содержании психических явлений. Тогда один полюс будет преимущественно линейными (причинно-следственными) целями, а другой — круговыми (системными) целями. психологическая консультация деструктивного поведения.
Большинство интервью в индивидуальной психологической С. подростков с расстройствами поведения обычно начинаются с линейных вопросов, которые ориентируют психолога на ситуацию подростка и помогают выяснить конкретную причину проблемы. Например, «Как вы можете объяснить возникновение проблемы?», «Почему эта проблема возникла сейчас?».
Циркулярные вопросы основаны на круговой природе психических явлений. Они сформулированы для оценки цепочки взаимодействия до, во время и после проблемного поведения подростка. Мотивом круглых вопросов является исследование-просветление. Предполагается, что одно явление каким-то образом связано с другим: «Какая проблема беспокоит вас сейчас?», «Кто еще беспокоится об этом?».
Целью стратегических вопросов является коррекция поведения подростка. Задавая стратегические вопросы, психолог пытается заставить подростка измениться. Психолог занимает директивную позицию, но косвенно спрашивает, например: «Что ты решил делать?», «Какое решение ты принял, когда твои родители удерживали у тебя деньги, сотовый телефон и компьютер?».
Отражательные вопросы направлены на изучение системы убеждений, которая лежит в основе проблемы и способствует личностному росту подростка. Например, «Когда вы начали думать таким образом?», «Кто еще знает, кто реагирует на проблемы подобным образом?». В рефлексивной группе также есть вопросы, которые помогают отделить проблему от личности подростка. Эти вопросы ориентируют подростка на то, что он может преодолеть трудности, которые он испытывает в данный момент, и дать ему решимость преодолеть их. Например, «Как развиваются между вами проблемы? «и так далее.
Например, психолог может задавать ориентированные на будущее, рефлексивные вопросы, так называемые гипотетические вопросы: «Как вы думаете, могут ли ваши родители беспокоиться о вашем возможном употреблении алкоголя или наркотиков? Они боятся даже упоминать о своих страхах, потому что полагают, что это может вас оскорбить?»
Язык психолога имеет большое значение при проведении психологической К. с детьми и подростками. Следует помнить, что не все фразы и выражения взрослого языка могут быть понятны ребенку, поэтому необходимо учитывать возраст, пол, социальные условия, этническое происхождение, культурный и интеллектуальный уровень ребенка.
В процессе К. детей и подростков очень важно правильно задать вопрос. Умение задавать вопросы является необходимым профессиональным навыком психолога.
Одитинг
В Церкви саентологии одитинг — это процесс (процессинг), в ходе которого одитор принимает человека, известного как «преклир», который под его руководством избавляется от любых негативных ситуаций, связанных с воспоминаниями. Одитинг в свое время возник как неотъемлемая часть движения дианетики и с тех пор, применяясь в паре с Э-метром, стал основной практикой в саентологии. Одитинг определяется сектой саентологов как применение процессов и процедур дианетики или саентологии для улучшения жизни и способностей человека. Одно формальное определение одитинга — это действие, при котором человеку задают вопросы, которые он может понять и ответить на них. Одитинг считается технической операцией, которая, согласно Церкви, поднимает обремененного человека, «преклира», от уровня духовного бедствия до уровня понимания и внутренней самореализации. Этот процесс предназначен для того, чтобы индивидуум мог очистить свою душу.
Этапы психологической техники одитинга:
- Преклир принимает удобное положение и по команде одитора вспоминает травмирующее событие.
- Одитор задает преклиру наводящие вопросы, помогающие полностью «перепроживать» событие с помощью воспоминания и находить в нем заряженные травматические элементы памяти (т. е. инграммы).
- Преклир доходит до конца события, после чего либо ему становится легче и он освобождается от инграмм, либо процесс повторяется заново до тех пор, пока преклир не ощутит явного облегчения.
Другие подробности
По словам ученого Эрика Ру, одитинг является одной из основных практик саентологии. Основная цель этой психотехники в доктрине саентологии заключается в том, чтобы вновь открыть природные способности человека, понимая, что он является духовным существом.
В контексте дианетики или саентологии одитинг — это деятельность, в которой одитор, прошедший подготовку по вопросам коммуникации, слушает и дает команды аудита субъекту, который упоминается как «преклир» или чаще как «компьютер». Хотя одиторские сессии являются конфиденциальными, заметки, сделанные одитором во время сессий, хранятся в архиве секты. Некоторые считают, что одитинг является техникой психологического воздействия и своеобразной формой директивного гипноза. Так или иначе, различные ее модификации вполне успешно используются некоторыми практическими психологами.
Саентология проводит различие между одиторами — теми, кто практикует одитинг, и общественностью (публикой) — теми, кто получает учение, но не получает обучения, чтобы выполнять практику на других. Одиторы считаются в саентологии высшими церковными лицами, поскольку они рассматриваются как более ориентированные на достижение целей религии или «очищение планеты» в саентологической терминологии.
Основы консультирования
Психологическая консультация основана на принципах гуманистической философии и интегральном восприятии личности.
Законы и правила, цели и ценности индивидуальной системы координат клиента, его убеждения и картина мира являются тем материалом, с которым работает консультант-психолог.
Результатом, подтверждающим истинность выбранной методики, считают: отсутствие эмоциональных симптомов напряжения и дискомфорта, исчезновение психологических трудностей в межличностных отношениях и деятельности субъекта, который обратился за помощью.
Отношения с окружающими, особенности поведения личности в недалеком прошлом и сейчас, ее непосредственное психическое состояние служат источниками данных для психодиагностики.
Работая с человеком, психолог:
- чаще всего проводит с клиентом небольшое время – 5-6 встреч;
- влияет на поведение субъекта прежде всего через изменение его установок на других людей, характер и формы взаимоотношений с ними;
- целью консультаций является устранение укоренившихся в мышлении вредных стереотипов обработки информации, восприятия и реагирования;
- отношения клиент-консультант представляют собой осознанное взаимодействие, когда субъектом принимаются самостоятельные решения, чтобы изменить собственную личность;
- для осуществления своих функций по исследованию проблемной сферы человека психологу требуется атмосфера доверия.