Паравербальная коммуникация: назначение и основные средства


Введение

В процессе коммуникации произнесенное слово никогда не является нейтральным. Смысл высказывания может меняться в зависимости от того, какая интонация, ритм, тембр, фразовые и логические ударения были использованы для его передачи. Все эти звуковые элементы передачи информации получили название паралингвистических средств.

Исследователи выделяют следующие акустические средства, сопровождающие, дополняющие и замещающие звуки речи: темп, высота, громкость, скорость, ритмичность, паузы, интонацию, покашливание, вздохи, стоны, тембр и др.

Актуальность темы данного реферата обусловлена уникальной ролью паравербальной коммуникации в межкультурной коммуникации.

Предмет – назначение паравербальной коммуникации и ее основные средства.

Цель реферата – определить назначение паравербальной коммуникации и обозначить ее основные средства.

Для того, чтобы достичь вышеуказанной цели, были поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть содержание понятия: средства паравербальной коммуникации.
  2. Обозначить основные средства паравербальной коммуникации.

Фактический уровень общения


Фото автора SHVETS production: Pexels
Помимо прочего, люди, естественно, передают чистую информацию. Например, обмениваются контентом и вербализуют наблюдения. Это также необходимо в повседневной жизни: таким образом создаётся ориентация для себя и других, поскольку сообщения работают в обоих направлениях.

Все идет нормально. Если бы это было все, то, вероятно, больше не было бы нервных встреч или споров с коллегами. Давай рассмотрим пример: в машине сидит супружеская пара, женщина за рулем, мужчина на переднем пассажирском сиденье. Муж говорит: «Светофор зеленый». Как жена могла понять это утверждение

? Конечно, на фактическом уровне делается заявление о том, какой цвет показывает светофор. Но сказано это совершенно иначе. Можно подумать, что сам прибор зелёного цвета.

Средства паравербальной коммуникации.

Паравербальные средства — совокупность звуковых сигналов, сопровождающих устную речь, привнося в нее дополнительные значения. С помощью голоса можно передавать основные эмоции — страх, гнев, радость, удивление и эмоциональные состояния — доброжелательность, тревожность, уверенность, заинтересованность. Например, эмоция печали выражается в медленном нарастании и спаде силы и высоты голоса, увеличенной длительностью слогов, падением силы и звонкости голоса.[3. c. 9] Быстрая речь вызывает представление о человеке активном, энергичном, а низкий глухой голос связывают с человеком целеустремленным, волевым, решительным и т.п. Назначение паравербальной коммуникации заключается в том, чтобы вызвать у партнера соответствующие эмоции, ощущения, переживания, которые необходимы для достижения определенных целей и намерений. Паравербальная коммуникация основывается на тональных и тембровых особенностях языка и их использовании в культуре.

Паравербалика в продажах.

Паравербалике, как и невербальному общению с клиентом не всегда уделяется должное внимание при обучении продавцов. Хотя эти через эти способы коммуникации человек получает около 90% информации. Многие управленцы замечают падение результатов многих продавцов через 2 месяца после трудоустройства, основная причина это падение мотивации продавца и как следствие продавец передаёт меньше положительных эмоций клиенту. У многих продавцов очень сильно изменяется интонация голоса, работа начинает тяготить продавца и эти эмоции он передаёт покупателю. Поэтому при работе с опытными продавцами нужно больше внимания уделять мотивации и стимулировании на работу и обучению паравербалике и невербальному общению.

Виды средств паравербальной коммуникации.

К видам средств паравербальной коммуникации относится скорость речи. [4. c. 22] Скорость речи может быть очень медленной, немного замедленной, быстрой и очень быстрой. От скорости речи зависит степень восприятия говорящего партнерами по коммуникации. Оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствуют об импульсивности собеседника, его уверенности в своих силах. Напротив, спокойная медленная манера речи указывает на невозмутимость, рассудительность, хорошее настроение собеседника, богатство его чувств. Заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость. Считается, что нормальная скорость речи человека составляет 140—150 слов в минуту.

Культурно специфические особенности паравербальной коммуникации находят свое выражение и в скорости речи. [5. c. 63.] Например, финны говорят относительно медленно и с длинными паузами. Эта языковая особенность создала им имидж людей, которые долго думают и неторопливо действуют. В культуре североамериканских индейцев нормальными считаются паузы, длящиеся несколько минут в рамках одного речевого сообщения. К быстро говорящим культурам относятся носители романского языка (французы, румыны, молдаване, цыгане), которые практически не делают паузы между отрезками речи. По этому показателю немцы занимают среднее положение, но скорость речи больше в Берлине и медленнее на севере Германии

Другим видом средств паравербальной коммуникации является громкость речи, которая является выразителем чувств человека [6. c. 20]. По показателю громкости речь человека изменяется в диапазоне от очень тихой до крика. Громкая речь обычно свидетельствует об искреннем побуждении либо кичливости и самодовольстве, а тихая указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека. Заметные изменения в громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседника. Как показывает коммуникационная практика, усилению эмоциональности речи в иных случаях способствует отсутствие логических доводов. В обычной обстановке общения следует говорить с нормальной громкостью, поскольку спокойный и солидный голос снимает напряжение и пробуждает интерес к общению.

На этом основании можно выделять тихие и громкие культуры. Например, в Европе американцев осуждают за их манеру говорить слишком громко. Эта их черта рождена тем обстоятельством, что очень часто для общительных американцев не имеет значения, слушают ли их речь или нет. Для них гораздо важнее показать свою компетентность и открытость. В отличие от них англичане придерживаются совершенно другой точки зрения: они считают, что не следует вмешиваться не в свои дела. [2. c. 16] Поэтому у них особенно развита способность направлять свою речь прямо на нужного партнера и при этом учитывать не только уровень шума, но и расстояние. Как ни парадоксально, весьма важную роль в коммуникации играет молчание. В разных культурах представление о том, сколько молчания необходимо для адекватного общения, имеет свою национальную специфику. Считается, что американцы не выносят длительных пауз и изо всех сил пытаются заполнить их говорением. Поэтому, когда иностранные журналисты или бизнесмены едут в США, чтобы получить необходимую информацию, их инструктируют: делайте затяжные паузы — и американцы вам сами все расскажут.

Следующим видом средств паравербальной коммуникации является артикуляция [1. c. 105]. Ясное и четкое произношение слов свидетельствует о внутренней дисциплине говорящего, его потребности в ясности. Неясное, расплывчатое произношение говорит об уступчивости, неуверенности, вялости воли;

К видам средств паравербальной коммуникации относится также высота голоса. [7. c.38] Голоса различаются и по способности оказывать влияние на других людей. Высота голоса зависит от возрастных, половых и индивидуально-личностных особенностей человека. У женщин и детей голосовые связки короче и тоньше, чем у мужчин, поэтому высота голоса у них выше примерно на октаву. Фальцет зачастую присущ человеку, у которого мышление и речь больше основываются на интеллекте. Грудной голос является признаком повышенной естественной эмоциональности. Высокий пронзительный голос является признаком страха и волнения;

Говоря про виды средств невербальной коммуникации, нельзя не упомянуть режим речи. Ритмическое говорение означает богатство чувств, уравновешенность, хорошее настроение. Строго циклическое говорение указывает на сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность. Угловато-отрывистая манера речи служит выражением трезвого, целесообразного мышления.

В межкультурной коммуникации важное значение имеет интонация речевого общения, которая зачастую определяет смысл и содержание передаваемой информации [8, c. 40]. Например, в европейских языках значимая информация выделяется при помощи контрастного ударения. В южно-азиатских языках, наоборот; новая информация сообщается тише, чем уже известная. В некоторых арабских и африканских культурах громкость говорения используется как средство регулирования смены ролей говорящий — слушающий. В европейских культурах громкое и одновременное говорение означает спор или ссору.

Еще одно средство паравербальной коммуникации — манера: в некоторых культурах говорят много, а в других — лаконично, не используя слишком много слов. В ряде культур часто содержание сказанного имеет второстепенный характер. Например, высоко ценится такая манера у арабов, в языке и литературе которых содержание и значение сказанного не являются главными. Там предпочтение отдается игре слов. Разные слова могут употребляться в одном и том же значении. Арабы очень любят выражать одну и ту же мысль разными словами.

Грудной голос.

Грудной голос заслуживает отдельного внимания в тренировке своей речи. Грудной голос звучит намного ниже и сильнее, обладателей такого голоса люди начинают ассоциировать с успехом и силой, к таким людям относятся с большим уважением и иногда даже страхом. Людей с тонким, слабым голосом наоборот многие не воспринимают в серьёз. Для продавца грудной голос это прекрасный инструмент воздействия на клиентов, по опыту можно сказать, что грудной голос помогает увеличить продажи на 20-30%, а при наработке навыков использования голоса продажи можно поднять в несколько раз.

Важно отметить, что грудной голос это не «дар божий», его можно спокойно натренировать. Причем сделать это можно самостоятельно без использования, каких то сложных методик. Продавцам для увеличения личных продаж, рекомендуется ежедневно проводить короткие тренировки по наработке голоса. Так же замечено что с утра голос всегда более низкий чем вечером, это отмечают даже профессиональные певцы, поэтому старайтесь важные переговоры проводить в первой половине дня.

Невербальный уровень

То, как люди что-то понимают, не обязательно зависит от содержания того, что они говорят. Затем есть вещи, которыми мы общаемся на невербальном уровне. Это означает все то, о чем не говорится, но все равно передается. К ним относятся:

  • взгляд
  • выражения лица
  • жест


5 золотых правил общения

  • тактильность
  • пространственное расстояние (межличностное пространство),
  • вокальные характеристики (тон голоса, скорость речи, интонации, паузы и т. д.)

Давай снова вспомним пример с парой в машине и то, как утверждение «светофор зеленый» может отличаться от невербальных сигналов:

  • Муж сдвигает брови, резким движением руки указывает на светофор и говорит: «Светофор зеленый».
  • Муж гладит жену по бедру, кивает в сторону светофора и с улыбкой говорит: «Светофор зеленый».

В первом примере муж выражает свое раздражение из-за того, что его жена не заметила, что светофор зеленый, и, возможно, даже предполагает, что она постоянно невнимательна во время вождения. Однако во втором примере муж любезно указывает, что его жена, возможно, слишком глубоко задумалась, чтобы заметить, что светофор зеленый.

Как использовать невербальное и паравербальное общение

К счастью, это не тот случай, когда ничего нельзя изменить. Невербальный и паравербальный уровни общения на самом деле очень важны, чтобы люди могли ясно дать понять, что пытаются сказать.


Giphy

Это помещает слова в правильный контекст. Но что на самом деле делать, если тебя систематически неправильно понимают?

Когда есть общение, всегда есть место недопониманию. Это связано не только с тем, как говорящий что-то говорит, какой у него тон и т.д. Это в основном связано с тем, что общение всегда происходит между людьми, каждый из которых привносит в разговор свои собственные убеждения. Становится легче, когда понимаешь, что на самом деле происходит при общении.

Примером этого может быть женщина, которой не нравится, что у нее короткие волосы. К сожалению, ее парикмахер слишком коротко их постриг. Так что, если подруга говорит ей:

– Красивая прическа, намного короче, чем в прошлый раз!

Тогда может легко случиться так, что она воспримет это как критику. В конце концов, она оценивает «короче», как что-то отрицательное, тогда как ее подруга не обязана так оценивать.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]