Доклад «Вербальные и невербальные средства коммуникации»

Человек не может жить нормально без контактов с другими людьми. Наряду с физическими потребностями (есть, пить и спать), организм нуждается в психологической пище – общении. Без него происходит изменение умственного состояния. Мозг, лишённый возможности получить, выбрать и выдать информацию, расстраивает подсознание. Без поступления сведений извне мозг пытается создать свою фантастическую реальность. Начинаются слуховые и визуальные галлюцинации, тревожные и панические атаки. Человек со слабой психикой может сойти с ума.

Вербальное общение

Как общаются между собой люди?

Общение осуществляется при помощи вербальных и невербальных средств. Конечно, люди общаются между собой непосредственно и используют для этого язык и речь, а также сигналы, передаваемые нашим телом, в частности, голос и его интонацию, движения рук, пальцев, позы тела.
С развитием информационных технологий люди могут общаться, находясь на далеком расстоянии друг от друга как в реальном времени, так и тогда, когда им удобно. Кроме того, общение между людьми может происходить опосредованно благодаря, например, листам, книги, рисункам.

Видео


Дрель-шуруповерт DEKO GCD12DU3 Li-ion,1х1.5Ач, Сменный аккумулятор, 12 В, 32 Нм, 1 АКБ

1697 ₽ Подробнее


Дрель-шуруповерт DEKO DKCD16FU Li-ion в кейсе + 63 аксессуара, 2х1.5Ач, Сменный аккумулятор, 16 В, 32 Нм, 2 АКБ

3168 ₽ Подробнее

Дизайн ногтей

С помощью каких средств они общались?

Немец использовал слова, а венгр — жесты, телодвижения. И одно средство общения, и второй занимают много места в нашей жизни.

А какой средства общения люди предпочитают? Есть такая скандинавская сага об общении, которую пересказал академик А.А. Белецкий. В ней рассказывается, как однажды между мудрецом-богословом и глазом викингом состоялся диспут. Богослов показал один палец, на что одноглазый викинг ответил. показав два пальца.

Богослов показал три пальца, после чего викинг показал кулак, тогда богослов съел вишню и выплюнул косточку. Викинг нашел в кармане крыжовник и съел его.

Здесь богослов признал себя побежденным. «О чем вы спорили?» — Спросили члены жюри в богослова. — «Я показал один палец, указав тем, что Бог в мире один. Он возразил двумя пальцами, кроме Бога-Отца есть еще Бог-Сын. Я тогда показал три пальца, имея в виду, что если быть точным, то есть еще и Дух Святой. На это он показал кулак, отвечая, что все равно Троица едина.

Я почувствовал, что победить его в богословии не смогу, и сменил тему диспута.

Съев вишню, я сказал, что жизнь сладкая. Но и здесь он ответил мне очень метко: съев крыжовник, он подтвердил, что надо жить даже тогда, когда жизнь кисленькое «,» А о чем вы спорили? » — Спросили у одноглазого викинга. — «Я и не думал с ним спорить на богословские темы. Этот наглец показал, что у меня один глаз. Я ему ответил, что мое один глаз стоит его двух.

Он далее продолжал: у меня и у него вместе три глаза. После этого я сказал, что таких наглецов, как он, надо учить не научными спорами, а кулаком. Поэтому я съел крыжовник, чтобы показать, что жизнь у него после этого будет кислым «.

Структуру речевого (вербального) общения составляют:

  1. Значение и смысл слов, фраз. Важную роль играет точность употребления слова, его доступность и выразительность. Фразы должны быть построены правильно, быть доходчивыми для слушателя. Звуки и слова должны правильно произноситься; интонация должна быть выразительной и отвечать смыслу сказанного.
  2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный); модуляция высоты голоса (плавная, резкая); тональность голоса (высокая, низкая); ритм речи (равномерный, прерывистый); тембр голоса (раскатистый, хриплый, скрипучий); интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является спокойная, плавная, равномерная речь.
  3. Выразительные качества голоса. К ним относятся характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, вздохи, шепот, плач; разделительные звуки — кашель, чихание; нулевые звуки — паузы; звуки назализации — «э-э-э», «хм-хм» и т. п.

Однако слова, звуки и интонации в ежедневном общении человека составляют (по данным исследований) всего 45%, а остальные 55% приходятся на неречевое взаимодействие.

Невербальные средства общения изучают различные науки:

  1. Кинестика — занимается изучением внешних проявлений чувств и эмоций человека, к которым относятся: мимика (изучает движение мышц лица); жестика (исследует жестовые движения отдельных частей тела); пантомимика (изучает моторику всего тела — позу, осанку, походку, поклоны);
  2. Такесика — изучает прикосновения в ситуации общения (рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и т. п.);
  3. Проксемика — исследует расположения людей в пространстве при общении.

В человеческом контакте выделяются следующие зоны дистанции: 1. Интимная зона (15-45 см друг от друга), в нее допускаются близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, прикосновения. Преждевременное вторжение в интимную зону посторонних людей в процессе общения воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет за собой некоторые физиологические изменения в организме человека: учащается биение сердца, повышается выделение адреналина, наблюдается прилив крови к голове и пр. В последнее время появилось много публикаций о воздействиях биополей всего живого на людей и, в том числе, людей друг на друга. Однако многое о таких воздействиях не доказано наукой; 2. Личная или персональная зона (42-120 см) — для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагающая только визуально-зрительный контакт между партнерами, участниками беседы; 3. Социальная зона (120-400 см) — обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, служебных помещениях, как правило, с теми, кого знают не достаточно хорошо; 4. Публичная зона (свыше 400 см) — должна быть соблюдена при общении с большой группой людей: в лекционной аудитории, на митингах и др.

Мимика — это движение мышц лица, которое отражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Она способна дать истинную информацию о том, что человек переживает. Мимика несет в себе до 70% информации о человеке. Глаза, взгляд, лицо человека способны рассказать больше, чем произнесенные слова. Так, например, человек, пытающийся скрыть информацию (или дающий ложную информацию), старается отвернуться, не встретиться глазами с собеседником. Замечено, что в таких случаях он смотрит прямо в глаза партнеру менее 1/3 времени разговора.

По своей специфике взгляд может быть: деловой (фиксируется в области лба собеседника); светский (взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника, до уровня его губ) способствует созданию непринужденного светского общения; интимный (взгляд направлен не в глаза собеседника, а на другие части тела до уровня груди) говорит о большей заинтересованности собеседника в общении; взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Отдельные части тела — лоб, брови, рот, нос, глаза, подбородок— выражают основные эмоции человека: страдание, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление, радость, счастье и пр. Положительные эмоции распознаются легче, чем отрицательные. Основную познавательную нагрузку в определении истинных чувств человека несут брови и губы. Доказано, что левая сторона лица чаще выдает эмоции человека, так как правое полушарие головного мозга, контролирующее эмоциональную жизнь человека, отвечает за левую сторону лица. Положительные эмоции отражаются на обеих половинах лица более или менее равномерно, а отрицательные — ярче выражены на левой.

Жесты в общении несут очень большую информацию. В языке жестов, так же как и в речи, есть слова и предложения. Все огромное разнообразие жестов можно разделить на пять групп:

  1. Жесты-иллюстраторы (жесты сообщения) — указывание, изображение картины с помощью рук и движения телом, жесты-отмашки; движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.
  2. Жесты-регуляторы (жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо) — улыбка, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.
  3. Жесты-эмблемы (заменители слов, или фраз в общении), например сжатые вместе руки на манер рукопожатия на уровне груди означают «здравствуйте», а сжатые и поднятые над головой — «до свидания».
  4. Жесты-адапторы (движения рук, связанные с привычками человека) — почесывания, подергивания, касания, поглаживания, переби-рание предметов, находящихся под рукой.
  5. Жесты-аффекторы (жесты, выражающие определенные эмоции через движение тела и мышц лица) — сгорбленная фигура с вялой, спотыкающейся походкой, опущенным вниз лицом; летящая походка с высоко поднятой головой и т. п.

Существует и множество микрожестов: покраснение щек, движение глаз, подергивание губ, увеличение количества миганий глазами в минуту.

Наиболее часто при общении возникают следующие виды жестов, относящихся к разным группам:

  1. жесты оценки (почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание, прохаживание и др.);
  2. жесты уверенности (раскачивание на стуле, соединение пальцев в купол пирамиды);
  3. жесты нервозности и неуверенности (постукивание пальцами по столу, переплетение пальцев рук, сутулость);
  4. жесты отрицания (сложенные на груди руки, отклоненный назад корпус);
  5. жесты расположения (прикладывание руки к груди, прерывистое прикосновение к собеседнику);
  6. жесты доминирования (выставление больших пальцев на показ, резкие взмахи сверху вниз, долгий пристальный взгляд в глаза собеседника);
  7. жесты неискренности (бегающий взгляд, поворот корпуса в сторону от собеседника, прикосновение к носу как замаскированная форма прикрытия рта и др.)..

Умение замечать, понимать и трактовать жесты людей, а также делать соответствующие выводы позволяет лучше разбираться в людях и ориентироваться во внешней среде.

Вы буквально не расстаетесь со своим смартфоном, КПК или другим подобным карманным устройством

Вы все время очень внимательно на него смотрите, практически не отрываете своего взгляда от экрана, а партнер считает, что тема беседы вам абсолютно не интересна, не говоря уже о том, что такое поведение является актом элементарного неуважительного отношения к собеседнику.

Если вы реально заинтересованы в положительном результате переговоров, то любое устройство, которое вас отвлекает, нужно немедленно выключить и убрать.

Кроме того, не надо его использовать также в качестве электронной записной книжки для собственных записей в течение переговоров, поскольку со стороны всем присутствующим кажется, что вы в данный момент с кем-то оживленно переписываетесь.

Для записей все же лучше использовать традиционные предметы – блокнот и ручку. Даже если в блокноте вы будете рисовать портрет партнера или цветочное поле, сохраняя при этом умный и сосредоточенный вид, выглядеть это будет гораздо эффектнее и предпочтительнее, чем реальное использование электронного блокнота в смартфоне.

Интерактивная сторона общения

Источник: Андреева И.В., Социальная психология

Интерактивная сторона общения — условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Общение всегда должно предполагать некоторый результат — изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общение и выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлиянии людей, складывающихся в их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга: поступок индивида А, изменяющий поведение индивида В, вызывает со стороны последнего ответные реакции, которые, в свою очередь, воздействуют на поведение А.

В интерактивной стороне общения рассматривается характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

В социальной психологии сложилось специальное направление, где интерактивная сторона общения взята за исходный пункт всякого социально-психологического анализа. Это направление — символический интеракционизм — связано с именем Г. Мида.

Выясняя социальную природу человеческого «Я», Мид пришел к выводу, что становление «Я» происходит в ситуациях общения, которые понимаются не как совокупность реакций людей на мнения друг друга, а как совместная деятельность. В процессе совместной деятельности формируется личность, осознавая себя, причем не просто смотрясь в других людей как в зеркало, но действуя совместно с ними.

О возможностях и типологии совместной деятельности писали К. Томас и Р. Килменн, выделяя следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:

  • приспособление, уступчивость;
  • уклонение;
  • конкуренция, противоборство;
  • сотрудничество;
  • компромисс.

Основу классификации составили два независимых параметра:

  1. Степень реализации собственных интересов, достижения своих целей.
  2. Мера, в которой учитываются и реализуются интересы другой стороны. Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса — Килменна (см. схему), позволяющую проанализировать конкретный конфликти выбрать рациональную форму поведения.

Стили поведения

Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. При таком стиле предполагается тенденция ухода от ответственности за решения. Данное поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, либо если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.

Конкуренция (противоборство) характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей власти, принуждения, иных средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения: предполагаются жесткая позиция по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.

Приспособление (уступчивость). Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти.

Сотрудничество означает, что индивид проявляет активность в поисках решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывает при этом и свои интересы. Предполагаются открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех важное значение, то при таком подходе возможны всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.

При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особенно никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, если оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.

При конкуренции и сотрудничестве конфронтация является необходимым условием выработки решения. Учитывая то, что при разрешении конфликта предполагается устранение причин, его породивших, можно сделать вывод: только стиль сотрудничества поможет реализовать данную задачу полностью. При уклонении и приспособлении разрешение конфликта откладывается, а сам конфликт переходит в скрытую форму. Компромисс может принести лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так как остается достаточно большая зона взаимных уступок, а полностью причины не устранены.

В некоторых случаях считается, что конфронтация в разумных, контролируемых пределах более продуктивна с точки зрения разрешения конфликта, чем сглаживание, избегание и даже компромисс, хотя данного утверждения придерживаются не все специалисты. Вместе с тем встает вопрос о цене победы и о том, что представляет собой поражение для другой стороны. Это крайне сложные вопросы при управлении конфликтами, так как важно, чтобы поражение не явилось базой для формирования новых конфликтов и не привело к расширению зоны конфликтного взаимодействия.

Идеальной же является стратегия окончательного разрешения конфликта, суть которой состоит в поиске и устранении его причин в рамках добровольного сотрудничества сторон. Такая стратегия выгодна всем. Во-первых, она превращает оппонентов в партнеров. Во-вторых, проблема не загоняется вглубь, а перестает существовать вообще. В-третьих, приобретаемые сторонами выгоды превышают те, которые могли быть получены при любой другой стратегии. В основе этой стратегии лежит отношение к конфликту как к нормальному явлению.

Вы периодически потираете руки или сжимаете их

Подобные жесты «говорят», что вам в данную минуту очень некомфортно, и вы из-за чего-то сильно нервничаете. Некоторые люди могут воспринять ваше потирание рук как сигнал о том, что вы уже не сомневаетесь в полнейшем успехе сделки и практически подсчитываете прибыль. Подобное поведение создает у вашего собеседника не самое лучшее впечатление о вас.

Старайтесь держать руки в обычном, естественном положении, которое зависит от вашей позы – сидите ли вы или стоите: ваши руки должны располагаться либо на коленях, либо вдоль тела. Не нужно надавливать на суставы пальцев, добиваясь их хруста – это типичный жест желающего обратить на себя внимания мачо.

Основным средством человеческого общения считается язык.

Назначение языка быть механизмом общения именуется его коммуникативной функцией. Взаимодействуя друг с другом, индивиды транслируют собственные мысли, мировоззрения, эмоции и душевные волнения, влияют взаимно в определенной направленности друг на друга, достигают общего взаимопонимания. При помощи языка субъекты межличностного взаимодействия понимают друг друга. Он дает возможность им наладить коллективную работу во всех областях людской деятельности. Язык – эта та сила, которая обуславливает существование, развитие индивидов и социума в целом. А коммуникативная функция является ведущей социальной функцией языка. Однако она далеко не единственная его функция. К его специализированным функциям относят познавательную, экспрессивную, номинативную и аккумулятивную.

Умение выражать информацию, транслировать ее и воздействовать на собеседника, называется экспрессивной функцией языка. Данную функцию рассматривают в качестве единства выражения и трансляции данных, чувств и эмоциональных переживаний, волеизъявления говорящего.

Познавательная функция взаимосвязана с присутствием в языковых знаках человеческого сознания. Язык является своеобразным инструментом сознания, отображающим результаты когнитивной деятельности личности. Лингвистические препирательства о том, что первично, мыслительная деятельность или язык, не прекратятся, наверное, никогда. Единственным верным суждением является утверждение, что язык имеет неразрывную связь с мышлением, так как человечество не только выражает словами собственные соображения, но и мысли формулируются в виде слов – личность мыслит словами. Когнитивная функция психики предназначена для фиксации следствий мыслительной деятельности и применения их в общении. Данная функция способствует познанию мира и его вербализации.

Личность мыслит при помощи категорий, и в ходе познания она открывает и называет новые для себя феномены и понятия, что является номинативной функцией языка. Она имеет тесную связь с познавательной, так как все изведанное должно обязательно иметь свое название. Также она имеет связь с умением языковых знаков давать обозначение вещам. Именно данная способность позволяет индивиду создавать мир символов. Однако в современном мире существует множество вещей, которые не имеют названий.

Аккумулятивная функция имеет тесную связь со сбором и сохранением информации. Ведь ни для кого не является тайной, что язык существует гораздо дольше людей и народа. Ярким примером этому служат мертвые языки, пережившие своих носителей. Язык независимо от того, существует ли он сегодня или нет, хранит память поколений и многовековую историю человечества. Ведь даже при потере устной речи можно овладеть древними письменами и произвести определенные выводы о минувшей жизни нации.

Язык также бывает звуковым и письменным. Ведущей формой языка является его звуковая составляющая. Бесписьменные языки также могут существовать. Когда есть только письменная фиксация, а нет ее озвучивания, то язык становится мертвым.

Вербально — это наше отличие от другого живого мира

Слова, которые составляются в речь – это единица нашего с вами общения. Используем их как в устном произношении, так и при письме. Или печатании (набивании на клавиатуре), если говорить о реалиях, которые ближе к нам. Такое общение делится в зависимости от того, кто какую роль исполняет: говорить – слушать, писать – читать.

Для того чтобы поддерживать речевое вербальное общение на высоком уровне, нужно развивать его компоненты. Это, в первую очередь, лексика (что это?). Чтение книг, прослушивание лексики, разговор с интеллектуально развитыми людьми – всё это значительно помогает пополнять и расширять словарный запас.

При письменном общении очень важно знать правила пунктуации, чтобы грамотно подавать информацию. Часто, неправильно расставив точки и запятые, можно исказить смысл или сделать акцент на чём-то не том. Все мы помним мультик, где нужно было поставить знак препинания верным образом и спасти себе жизнь: «Казнить нельзя помиловать».

Речевое и письменное общение решает сразу несколько задач:

  1. Коммуникативная – обеспечивает взаимодействие между людьми в масштабных его проявлениях.
  2. Познавательная – человек получает знания и новую информацию.
  3. Аккумулятивная – отображение накопленных знаний (написание конспектов, книг).
  4. Эмоциональная – можно выразить своё отношение к миру, чувства с помощью слов.
  5. Этническая – объединение населений разных стран (по используемому языку).

Невербальные средства общения

Язык нашего тела, по сравнению с другими вербальными (речевыми) средствами общения, является уникальным. Если представить, что именно он несет от 60 до 80 процентов передаваемой собеседнику информации, легко понять необходимость в интерпретации этого способа контакта. Если мы желаем быть уверенными, что точно поняли человека, мы должны соединить в одну общую картину информацию от тела и словесные выражения.

Кто из нас не сталкивался с ощущением неясной тревоги при общении с человеком, когда он утверждал одно, однако подсознательно вы чувствовали его фальшь. Вы скажете, что это интуиция и хорошо тем, кто ее имеет. На самом деле, интуицию легко развить, наблюдая за собеседником и, зная конкретное значение жестов, сделать верные выводы.

Главная фишка

Особенность применения невербальной коммуникации заключается в том, что ее необходимо использовать скрытно и умело. Многие сегодня стремятся к саморазвитию, читают те же книги, что и «манипулятор». Если эти приемы будут использоваться чрезмерно, неумело или слишком очевидно, собеседник поймет, что им пытаются манипулировать. Результативность таких переговоров будет неудовлетворительной.

Каждое невербальное средство имеет свою собственную функциональность и эффективность, поэтому использовать его надо с учетом рекомендаций специалистов и конкретной ситуации.

Пример невербального общения

В одном университете на занятиях психологии провели эксперимент. Аудиторию, которая состояла из женатых пар, разделили на две группы по половому признаку и давали просмотреть видеозаписи различных вариантов плача младенцев. Затем попросили объяснить их значение. Большинство женщин, у которых были дети, безошибочно расшифровали их (голод, мокрые пеленки, боль и т.д.), в то время как мужчины не видели в вариантах плача особого различия. Это позволило сделать вывод, что женщины, как более чувствительные и наблюдательные, легче интерпретируют невербальные жесты. Мужчинам это сделать труднее, им нужна конкретика, а не всякие там сентиментальные переживания. Конечно, встречаются и исключения.

Этот случай еще объясняет тот факт, почему сильному полу бывает сложно сказать неправду своей жене, которая будто читает по глазам реальное положение вещей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]