Обновлено 23 июля 2022 622 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Не открою вам Америку, если начну с того, что человек – биосоциальное существо. Люди не могут жить как без природы, так и без общества.
Человек рождается, воспитывается в семье, идет в детский сад, потом в школу, в университет, на работу и т.д. Всюду его окружают такие же люди, с которыми – хочешь ты того или нет, – он вынужден контактировать.
От качества этих контактов порой зависит очень многое, и в первую очередь – комфортность эмоционального фона.
В современном обществе крайне важно уметь разговаривать на соответствующем уровне.
Способность привлекать людей, добиваться от них того, что благоприятствовало бы продвижению своих (или чьих-то) интересов, навыки правильного общения – это не только насущная необходимость, но и то, что всегда и везде высоко ценится.
Так что теме коммуникаций отнюдь не напрасно отводится столь существенное место.
Ну а нам с вами – тем, кого это непосредственно касается, – будет весьма нелишним узнать, что такое коммуникация, и хоть немного разобраться в том, при каких условиях коммуникацию можно назвать эффективной и какое значение в нашей жизни имеет эта эффективность.
Коммуникация – это не просто общение…
Корни основного понятия восходят к латинскому слову «communication», которое появилось благодаря другому слову – «communicare». Первое означает «сообщение, связь», а второе – «сообщать, связывать, делать общим».
Общий смысл, казалось бы, понятен, однако вот это первоначальное значение по ходу времени и развития общественного взаимодействия неизбежно изменилось. Изменилось и приобрело несколько иную окраску, послужившую базой для дополнительных толкований.
Так, в частности, исходя из определения «communicare» (сообщать, связывать), коммуникация подразумевает процесс передачи сообщений и иных сигналов, а в современном понимании – передачу информации либо обмен знаниями и сведениями между объектами любой природы (как естественной, так и искусственной).
С другой стороны, есть этимология «communication», восходящая к понятиям сообщества, объединения, занимающим особое место в системе социально-философских теорий и гуманитарных дискурсов (это как?). В этом ракурсе объединения, общества и сообщества рассматриваются либо как цель, либо как условие для удавшейся коммуникации.
Что касается философии, то вопросы коммуникации становятся особо актуальными лишь в начале XX века. Такая «запоздалая, но последовавшая» реакция общества на эту тему объясняется резким обострением социальных проблем и необходимостью их решения. И как раз в этот период происходит конкретизация смысла рассматриваемого термина.
В сухом остатке получаем простой и понятный тезис:
коммуникация – это конструктивный процесс взаимодействия между людьми или их группами с целью передачи информации либо обмена сведениями.
Такое определение наиболее точно отражает суть коммуникации и считается официальным, однако с учетом различных ракурсов существуют и другие формулировки, среди которых самыми распространенными являются только две.
В первой коммуникация трактуется как основной механизм, позволяющий создавать общественные связи и совершенствовать социальную культуру, а во второй – как законы межличностного взаимодействия, управляющие отношениями людей.
Кодирующее устройство
Кодирующее устройство, или кодировка представляет собой вид преобразования информации коммуникатором. Существует письменная и устная кодировка.
Устная состоит в том, что передача информации осуществляется посредством вербальных либо невербальных методов (гораздо большее значение очень часто приобретают тон, мимика, жесты, нежели обычные слова). В качестве примера устной кодировки можно привести перевод сообщения для глухих людей. В этом случае обычные слова кодируются специальными знаками, передающимися адресату именно невербальным способом.
Письменная кодировка бывает следующих видов:
- электронная, когда буквы преобразуются в символы (0 и 1);
- специальная, когда буквы преобразуются в звуки (к примеру, азбука Морзе).
Основная модель коммуникации
Специфика обмена информацией традиционно зависит от особенностей социума, что и обуславливает содержание в этом понятии широкого спектра социокультурных смыслов. Но в любом случае термин «коммуникация» характеризуется наличием пяти компонентов, необходимых для успешного процесса взаимодействия:
- источник (тот, кто желает донести свою мысль до другого человека) – по сути это адресант, выступающий в роли генератора сообщения для передачи;
- проводник или преобразователь (то, что преобразует информацию в сигналы) – то есть обычный передатчик, посылающий сообщения по какому-либо каналу связи;
- непосредственно канал связи (средство, путь передачи информации);
- приемник информации (то, что адаптирует и расшифровывает сигнал источника) – то же самое, что декодировщик, переводящий сигналы в «удобоваримое» сообщение;
- получатель (тот, до кого должна была дойти информация) – конечный адресат, для которого предназначалось сообщение.
Согласно этой модели коммуникационного акта, адресант генерирует и кодирует определенную информацию, используя знаковые средства, применяемые в знаковой системе соответствующего канала связи.
Адресат же, чтобы усвоить полученную информацию, проделывает то же самое, только в обратном порядке (результат его усилий – декодирование).
Целостный процесс коммуникации (адекватной передачи информации) имеет, как правило, многослойную структуру, состоящую из множества последовательных актов.
При этом основной единицей коммуникации может быть только сообщение (сигнал, посыл), выполняющее какую-либо одну или одновременно несколько функций, как то:
- информативно-коммуникативные (обмен информацией);
- интерактивные (общение);
- гносеологические (познание);
- аксиологические (обмен духовными и культурными ценностями);
- нормативные (закрепление или передача норм);
- социально-практические (передача знаний, умений, навыков).
От этих функций зависит в основном и содержательность коммуникации, и ее направленность, что одновременно служит предпосылками для процесса взаимообмена информацией.
При этом соблюдаются и необходимые условия для успешной коммуникации, начиная с наличия каналов передачи и механизмов восприятия и заканчивая минимумом структурных компонентов, в который непременно входят:
- участники коммуникационного акта;
- ситуация или случай, требующие обсуждения;
- содержание сообщения (текст, сигнал);
- мотивы и цели что-то донести до собеседника посредством сообщения;
- материальная передача информации.
Для осуществления любой коммуникации необходимы адекватные целям знаковые системы (в каждой культуре они различные).
Чаще всего такой системой служит язык, который используется как в форме устной речи, так и в форме письменной.
Коммуникационный процесс и его роль
Коммуникационный процесс представляет собой обмен информацией, осуществляемый между двумя или более индивидами. Цель его состоит в обеспечении понимания и передачи сведений, которые являются предметом обмена.
Мы передаем и получаем информацию для того, чтобы:
- информировать других людей о чем-либо (например, пресс-релиз или телетекст);
- предупреждать других (крик или дорожные знаки);
- объяснять что-либо (учебник);
- развлечь (художественный фильм или анекдот);
- убедить кого-либо (призывающий к чему-либо плакат);
- описать что-либо (устный рассказ или документальный фильм).
Это и есть цели коммуникации. В рамках одного процесса, чаще всего, их бывает несколько. К примеру, фильм может и информировать, и развлекать, и предупреждать, и описывать, и объяснять.
Виды коммуникации
Первое, что здесь важно отметить: общение и коммуникация – не одно и то же. По крайней мере, эти понятия не могут быть тождественными и не должны использоваться как синонимы.
Если общение – это неглубокое, легкое и чаще всего бытовое взаимодействие, то коммуникация – это взаимодействие профессиональное, интерактивное, с осознанными целями и предварительно подготовленными скриптами.
Участниками общения могут стать абсолютно любые собеседники, а участниками коммуникации – лишь те, кто ставит перед собой задачу оказать влияние на партнера, те, кто осознает, что перед его собеседником стоит точно такая же задача.
В отличие от общения, коммуникациям совершенно не свойственны ни чувства, ни эмоции (что это?), а если таковые и проявляются, то непременно с прагматичной целью – то есть с пониманием того, что сейчас это необходимо, чтобы решить ту или иную ситуативную задачу.
Существуют самые разные классификации относительно видов коммуникации. Представим лишь несколько из них:
- познавательная – преследует цель расширить круг познаний партера, его информационный фонд. Ожидаемый результат – освоение новообретенной информации и последующее применение новых знаний в своей практической деятельности;
- убеждающая, основная цель которой – вызвать у собеседника определенные чувства, необходимые для формирования ценностных ориентаций и нужных инициатору установок. Ожидаемый результат – сделать собеседника единомышленником, привлечь его на свою позицию, изменить его личностные ориентиры и затем использовать его интеллектуальные возможности;
- экспрессивная – преследует цель сформировать у собеседника особый психоэмоциональный настрой, чтобы затем побудить его к совершению необходимого вам действия. Ожидаемый результат – изменение эмоционального фона партнера, его вовлечение в конкретные акции и выгодные инициатору действия.
Таким образом, каждый из участников коммуникации – это своего рода манипулятор, обладающий способностью оказывать влияние на партнеров с определенной целью либо же имеющий перед собой такую задачу.
Канал и декодирующее устройство
Необходимо рассмотреть и такое понятие, как канал. Это средство передачи информации (совещания, письменная передача, устная передача, телефонные переговоры, отчеты, служебные записки, компьютерные сети, электронная почта и т. д.).
Декодирующее устройство (декодировка) представляет собой вид преобразования сообщения получателем. Это те же средства и методы, что применяются при кодировке, только в данном случае они используются в обратном направлении.
Понятие эффективной коммуникации
Так же, как и с определением общения, здесь важно усвоить один основополагающий тезис: успешная коммуникация и эффективная коммуникация – это разные вещи.
Упрощенно говоря, успешная – это состоявшаяся (независимо от того, чем закончилось общение), а эффективная – это свершившийся коммуникационный акт, когда в результате взаимодействия достигаются определенные цели.
Для эффективной коммуникации крайне необходим специальный набор навыков эффективного общения. И речь идет не только о легкости установления контакта и умении поддерживать любой разговор, в какие трущобы он ни завел, – здесь нужны специфические способности, которые обычно относят к навыкам синтонного общения.
Синтоны – это психологически позитивные элементы общения, своеобразные эмоциональные поглаживания, помогающие установить контакт и способствующие взаимопониманию.
С этой точки зрения эффективная коммуникация – высший уровень общения, в процессе которого не передаются сухие факты. Здесь главным образом задействуются чувства и эмоции человека, чтобы добиться от него ожидаемого результата. От коммуникатора же требуется не только способность понимать цели и мотивы собеседника, но и умение играть на его волнениях.
Есть еще такое понятие, как неэффективная коммуникация – это крайне неприятное общение, несущее непонимание, противостояние и разногласия, что может привести не только к обычным ссорам, но и к глубоким (непримиримым) конфликтам с некомпенсируемыми последствиями.
Удовлетворение потребностей человека в процессе коммуникации
Основной причиной, по которой все мы нуждаемся в коммуникации, являются социальные потребности индивида или группы. Человек вступает в процесс общения в целях удовлетворения своих насущных нужд. Следовательно, приведенные выше цели коммуникации служат для удовлетворения основных потребностей человека. Среди них выделяются следующие:
- выживание;
- личные потребности;
- сотрудничество с другими;
- поддержание отношений;
- убеждение кого-либо думать или действовать определенным образом;
- объединение организаций и обществ в единое целое;
- осуществление власти над людьми (в частности, пропаганда);
- проявление воображения и творческой натуры;
- осознание окружающего мира и нашего опыта в нем (что мы думаем о себе, во что верим, как относимся к другим, что является истинным).
Методы эффективного общения
Способы достижения эффективного общения напрямую зависят от типа общения, в котором они применяются. Например, в межличностном общении для собеседников для достижения эффективности процесса общения очень важно достичь определенного уровня восприятия друг друга.
Есть много способов достичь высокого уровня эффективности вербального общения. Во-первых, вам нужно оформить свои сообщения таким образом, чтобы они были понятны собеседнику. Здесь следует обратить внимание на содержание сообщения (исходя из знаний, квалификации собеседника), дикцию, интонацию и другие элементы общения. Учитывая, что наиболее эффективной формой общения является диалог, коммуниканты также должны развивать навыки слушания.
Невербальное общение происходит одновременно с вербальным общением. Смотрим на своего собеседника, изучаем его внешность, жесты, мимику. При прослушивании обращаем внимание на такие элементы, как интонация, тембр голоса и другие признаки, которые адресат посылает сознательно или нет.
Однако невербальные знаки могут выступать как средство дополнения речи, а также как единственный способ общения.
Наиболее распространенные методы достижения эффективного общения, затрагивающие паралингвистические компоненты невербального общения, включают:
- Изменение громкости голоса (например, громче произносятся те фразы, на значение которых адресат хочет обратить особое внимание)
- Расстановка интонационных акцентов
- Расстановка пауз (для предоставления собеседнику права говорить, для закрепления определенных слов и фраз и т. д.)
Психологи выделяют несколько способов невербального общения. Самый известный из них — метод зеркального отражения поз и жестов собеседника. Цель этого метода — развить чувство взаимодействия с партнерами.
Также существуют методы невербального общения, влияющие на элементы мимики и жестов человека. Один из этих методов — метод сосредоточения взгляда на том или ином слушателе во время публичной речи. Как показывает практика, этот прием в большей степени помогает заинтересовать публику.
Невербальные средства также широко используются в массовой коммуникации. Например, в рекламе, транслируемой по телевидению, радио и другим электронным каналам, используются всевозможные визуальные, слуховые эффекты, графические символы и т. д.
Существует множество методов достижения эффективности коммуникативного процесса, предлагаемых представителями разных научных областей (психологами, политологами, социологами и т. д.). Знание основных методов и правил позволит комфортно и с высокой эффективностью участвовать в коммуникативных процессах.
Функции коммуникации по Якобсону
В соответствии с моделью Якобсона, можно выделить следующие шесть функций:
- экспрессивная (эмотивная), связанная с адресантом, выражающая его отношение к содержанию своей речи;
- конативная, отражающая ориентацию на адресата, выражающая воздействие на собеседника;
- референтивная (когнитивная, денотативная), ориентированная на контекст и являющаяся отсылкой к тому смысловому объекту, который представлен в сообщении;
- поэтическая (риторическая), направленная главным образом на сообщение, делая бытовую речь человека образцом словесного искусства;
- метаязыковая, которая связана с кодом передаваемого сообщения, его пониманием собеседником, правильным толкованием;
- фатическая, которая направлена на контакт, на непрерывное поддержание данного контакта, а не на новизну сообщения или на его передачу.
Передача информации влияет на поступки и действия человека, на его поведение, на состояние его внутреннего мира и его организованность. На это указывают и некоторые функции коммуникации. Специфика интересующего нас процесса заключается в том, что с его помощью психические миры людей взаимодействуют друг с другом.
Однако только ли люди способны вступать в этот процесс? Как мы отметили выше, в нескольких смыслах можно рассматривать понятие коммуникации. Функции ее, описанные выше, присущи человеческому общению. Однако это не означает, что коммуникация может осуществляться лишь в мире людей. Предлагаем вам познакомиться с ее многообразием.
Виды и техника аудирования
В процессе вербального взаимодействия происходит передача информации от одного партнера к другому, что можно выразить следующей схемой: Передача информации — (говорящий кодирует информацию в словах) — (слушающий декодирует слова, извлекает информацию) Понимание информации.
Реакция слушателя, техника слушания следующие:
- Оглушительная тишина (похоже, ответа нет).
- Кивание («ага», «угу», «да-да», «хорошо», кивок подбородком).
- «Эхо-ответ» — повторение последнего слова собеседника.
- «Зеркальное отражение» — повторение последнего предложения собеседника с изменением порядка слов.
- «Перефразирование» — воспроизведение содержания высказывания собеседника другими словами.
- Побуждение («Итак… Что теперь?»).
- Уточняющие вопросы («Что вы имеете в виду?»).
- Наводящие вопросы (Что? Где? Когда? Почему? Зачем? Почему?).
- Оценки, советы.
- Продолжение (когда слушатель включается в речь и пытается закончить предложение, подсказывает слова).
- Эмоции («ух», «ах», «здорово», смех, грустное лицо).
- Нерелевантные заявления (не относящиеся к делу или имеющие лишь формальное значение).
- Логические выводы из высказываний партнера, например, предположение о причине события.
- «Нелепые ответы» («чепуха», «это все чепуха!»).
- Вопрошание (задавать вопрос за вопросом, не объясняя цели).
Пренебрежение партнером (не обращать внимания на то, что говорит партнер, не слушать, игнорировать партнера, его слова). Обычно существует три тактики слушания: Поддержка — Разъяснение — Комментарий.
Можно выделить следующие виды слушания: пассивное слушание, активное слушание, эмпатическое слушание.
Активное слушание — это тип слушания, который фокусируется на отражении информации. Активное слушание незаменимо в деловых переговорах, в ситуациях, когда ваш партнер равен вам или сильнее вас, а также в конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно или демонстрирует свое превосходство.
Все основные категории средств общения формируются в жизни человека в процессе реальных контактов с окружающими людьми. Каждая категория средств имеет свои специфические возможности, которые определяют ее функцию и роль во взаимодействии.
При общении с окружающими человек использует средства всех категорий в сумме, отдавая предпочтение той или иной в зависимости от задачи, которую необходимо решить в данный момент, и своих индивидуальных особенностей.
Байрон Льюис, основываясь на работах Вирджинии Сатир и Бэндлера и Гриндера, создал модель четырех основных категорий общения. Эта модель организована вокруг четырех предпочтительных репрезентативных систем. Это визуальная система, кинестетическая система, слуховая система и логическая система.
Исследователь выявил определенные модели поведения, соответствующие каждой из категорий общения, особенно в стрессовых ситуациях. Визуальный человек уделяет больше внимания визуальным аспектам взаимодействия. Сюда входят мимика и жесты, а также внутреннее визуальное воображение человека. Для того чтобы правильно соотнестись с собеседником, визуалу важно расположиться так, чтобы четко видеть окружающую обстановку. По этой причине визуалы, как правило, держатся на расстоянии от других.
Люди, работающие в кинестетической категории общения, в значительной степени полагаются на свои органы чувств, чтобы понять, что происходит вокруг них. Скорее всего, они неизбежно, если это возможно, займут такое пространство, которое позволит им буквально прикоснуться к собеседникам.
Средства связи
Самый распространенный тип общения между людьми — вербальное общение.
Как известно, средством речевого общения является язык, который представляет собой систему знаков и реализуется посредством речи. Человеческая речь — универсальный способ передачи информации.
При общении с помощью речи искажения информации могут быть вызваны лингвистическими, экстралингвистическими и акустическими причинами произношения или графическим оформлением сообщения в письменной речи.
Лингвистические искажения связаны с недостаточной резкостью фразы, чрезмерной сложностью сообщения, неправильным синтаксическим оформлением и др. Внеязыковые помехи возникают из-за знания получателя сообщения.
В свою очередь невербальное общение — это обмен информацией без слов. Средствами невербального общения являются жесты, мимика, интонационные акценты голоса и другие.
Психологи считают, что чтение невербальных сигналов необходимо для эффективного общения. Во-первых, это связано с тем, что примерно 70% информации люди воспринимают через визуальный канал. Во-вторых, правильная расшифровка невербальных сигналов собеседника помогает лучше понять его эмоции и мысли, и, как следствие, сообщения, которые он отправляет. Невербальные сигналы особенно ценны, потому что они чаще всего являются спонтанными и бессознательными, а значит, искренними.
Как было сказано выше, основными средствами невербального общения являются интонация, жесты и мимика.
Интонация относится к паралингвистической невербальной коммуникации, такой как объем, темп, ритм и высота звука. Помимо паралингвистических, существуют экстралингвистические компоненты. К ним относятся нетипичные индивидуальные особенности произношения — паузы в речи, смех, кашель, вздохи, плач, заикание и другие.
Также средствами невербального общения являются мимика и взгляд. Мимикрия — согласованные движения мышц лица, отражающие состояние, чувства, эмоции. Выражение лица включает в себя все изменения, которые можно наблюдать на лице человека, включая психосоматические процессы, например, покраснение или бледность.
Говоря о точности восприятия мимики, следует отметить, что отдельные мимические зоны лба, глаз, рта, левой и правой половины лица выступают звеньями одной цепи, в результате чего имеет смысл рассматривать не только их особенности, но и целостная мимическая активность.
При общении невербальные средства коммуникации способствуют лучшему восприятию информации, помогают выражать эмоции и регулируют процесс общения.
Факторы, снижающие эффективность коммуникации
Есть ряд факторов, снижающих эффективность общения. Эти факторы обычно называют коммуникационными барьерами.
Таких преград несколько.
- Барьер восприятия.
- Семантический барьер
- Невербальные барьеры
- Препятствие для плохого прослушивания
- Логический барьер
- Эмоциональный барьер
Понятие барьер восприятия связано с тем, что человек реагирует не на происходящие события напрямую, а на то, как эти события воспринимаются. Здесь избирательность источников информации, избирательное внимание, искажение, запоминание. Барьеры восприятия включают такие понятия, как первое впечатление, предубеждение, стереотипы, эффект проекции и эффект порядка.
Здесь стоит объяснить эффект проекций и эффект порядка. Первый предполагает наделение собеседника отрицательными или положительными качествами, характерными для коммуниканта. Этот эффект возникает, когда один из участников коммуникативного процесса наделяет оппонента своими качествами.
Эффект порядка состоит в том, что при общении с незнакомцами они больше доверяют и запоминают информацию, которая приходит первой, а при общении с друзьями — информацию, которая приходит последней.
Семантический барьер возникает в вербальной форме общения.
Семантические вариации часто являются источником недопонимания. Значение символов, используемых в общении, раскрывается на опыте и варьируется в зависимости от контекста. Это касается как отдельных слов (особенно иностранного происхождения или характеризующих человека, например, порядочность), так и фраз (как можно скорее, как только представится возможность).
Барьеры невербального общения включают визуальные барьеры, акустические барьеры, обонятельные барьеры и тактильную чувствительность.
Визуальные барьеры проявляются в особенностях тела, походке, движениях рук, кожных реакциях, психологической дистанции и т. д.
Тактильная чувствительность зависит от способности каждого человека воспринимать прикосновения (рукопожатие, похлопывание, поцелуи и т. д.).
Нельзя забывать, что невербальная форма общения — это общение на языке, предоставленном человеку природой, а это значит, что невербальное общение в большинстве случаев имеет бессознательную основу и свидетельствует о реальных эмоциях участников общения. Ей сложно манипулировать и трудно скрыть в любом межличностном общении.
Логический барьер возникает, когда логика рассуждений, предлагаемая коммуникатором, кажется его партнеру по общению неверной, противоречит присущей ему манере доказательства или слишком сложна для него.
Эмоциональный барьер проявляется в том, что слова имеют сильный эмоциональный заряд и порождают ассоциации, вызывающие эмоциональную реакцию.
Проблема преодоления коммуникационных барьеров обычно носит личный характер. Однако способность избегать и преодолевать их способствует установлению успешного и эффективного общения.
Показатели и факторы эффективности коммуникации
Как уже было сказано, эффективным или успешным следует считать коммуникационный процесс, который привел к достижению цели, из-за чего этот коммуникационный процесс был запущен. Если цель сообщения была реализована, это означает, что информация была правильно расшифрована и понята адресатом.
Однако успешность общения определяется рядом показателей, наиболее важными из которых являются прагматические и социально-психологические аспекты. В первом случае эффективность общения определяется достижением поставленной цели и успешностью преодоления препятствий, возникших в процессе ее достижения. С социально-психологической точки зрения наиболее важным является удовлетворение от самого процесса общения. Это позволяет избежать таких трудностей, как натяжение, жесткость и жесткость. Другими словами, это субъективное ощущение, связанное с ощущением полноты и стабильности межличностных отношений при отсутствии страхов, подозрительности и чувства одиночества.
В вербальном общении показателями эффективного общения являются: насколько участники общения поняли друг друга, как они отреагировали на слова и поведение собеседника, какие действия подтвердили правильность восприятия в обратной связи.
Например, эффективность деловой беседы зависит не только от профессиональной компетенции участников, но и от манеры поведения, культуры речи и навыков слушания.
В целом, к основным показателям эффективности межличностного общения можно отнести достижение коммуникантами определенного уровня межличностного восприятия.
Важным показателем успешности межкультурного общения является понимание культуры, мировоззрения и системы ценностей собеседника. В том случае, когда представители разных культур также являются носителями разных языков, необходимо помнить, что языковой барьер будет способствовать тому, что собеседники будут уделять больше внимания невербальным знакам. Важно помнить, что значение некоторых из них может отличаться от культуры к культуре.
В случае массовых коммуникаций универсальной характеристикой эффективности данного вида коммуникаций считается размер аудитории, которая охвачена информационным воздействием. Также для оценки эффективности массовых коммуникаций используются следующие индикаторы: доведение информационных сообщений до аудитории в контексте, составленном коммуникаторами; освещение событий с особой точки зрения, представляющей прежде всего позицию коммуникатора; создание особого морально-психологического состояния в определенных социальных группах или среди всей аудитории; формирование психологической готовности социальных групп к действиям и др.