Сущность общения и его основные виды — Концепция и суть коммуникации


Концепция и суть коммуникации

Если мы рассмотрим образ жизни различных высших животных и человека, то обнаружим, что он имеет две стороны: контакт с природой и контакт с живыми существами. Первый вид контакта, который мы называем активностью. Второй тип контакта характеризуется тем, что взаимодействующие стороны являются живыми существами, которые обмениваются информацией от организма к организму. Этот тип внутривидового и межвидового контакта называется коммуникацией.

Общение характерно для всех высших живых существ, но на человеческом уровне оно принимает наиболее совершенные формы, будучи сознательным и опосредованным языком. В коммуникации выделяются следующие аспекты: Содержание, цель, средство.

Содержание — это информация, передаваемая от одного живого существа другому в межличностных контактах.

В человеке содержание общения гораздо более обширно, чем в животном. Люди обмениваются друг с другом информацией, которая представляет собой знания о мире, богатый, пожизненный опыт, знания, навыки и способности. Человеческое общение является многосубъектным, оно наиболее разнообразно по своему внутреннему содержанию.

Целью общения является причина, по которой человек занимается этим видом деятельности. У животных целью общения может быть побуждение другого существа к выполнению определенных действий, предупреждение о необходимости воздержания от действий. Например, мать предупреждает ребенка об опасности своим голосом или движением: некоторые животные в стаде могут предупреждать других животных, когда они воспринимают жизненно важные сигналы.

У людей увеличивается число целей коммуникации. В дополнение к упомянутым выше, они включают в себя передачу и получение объективных знаний о мире, обучение и образование, координацию значимых действий людей в их общей деятельности, установление и прояснение личных и деловых отношений и многое другое. Если у животных цели общения, как правило, не выходят за рамки удовлетворения реальных биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения множества различных потребностей: социальных, культурных, когнитивных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Не менее существенными являются различия в средствах коммуникации. Последнее можно определить как способы кодирования, передачи, обработки, декодирования информации, передаваемой от одного живого существа к другому в процессе коммуникации.

Кодирование информации — это способ ее передачи от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться при непосредственном физическом контакте: прикосновение к телу, рукам и т.д. Информация может передаваться через органы чувств (наблюдение за движениями одного человека другим или восприятие вырабатываемых им сигналов) и восприниматься людьми на расстоянии.

Помимо всех этих естественно данных средств передачи информации, у человека есть целый ряд таких, которые он сам придумал и усовершенствовал. Это языковые и другие системы знаков, пишущих в различных видах и формах (тексты, схемы, чертежи, планы), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеоаппаратура; механическая, магнитная, лазерная и другие формы записи). Люди превзошли всех других живых существ на Земле по своей изобретательности в выборе средств и методов внутривидового общения[3].

Коммуникация представляет собой сложный, многоаспектный процесс установления и развития контактов и связей между людьми, регулируемый потребностями сотрудничества и предусматривающий обмен информацией и разработку общей стратегии взаимодействия.

Коммуникация обычно включается в практическое взаимодействие людей (совместная работа, совместное обучение, совместные игры и т.д.) и используется для планирования, осуществления и контроля их деятельности.

Если отношения определяются термином «общение», то под общением понимается процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый посредством вербального и невербального воздействия, направленный на достижение изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах лиц, вовлеченных в общение. Во время общения его участники обмениваются не только своими физическими действиями или продуктами, результатами своей работы, но и мыслями, намерениями, идеями, опытом и т.д.

В повседневной жизни человек учится общаться с детства и овладевает различными способами общения, в зависимости от среды, в которой он живет, людей, с которыми он общается, и это происходит спонтанно, в повседневном опыте. В большинстве случаев этого опыта недостаточно, например, для овладения конкретными профессиями (педагог, актер, диктор, следователь), а иногда просто для продуктивного и цивилизованного общения.

По этой причине необходимо совершенствовать знание их закономерностей, приобретать навыки и умения их учитывать и использовать.

Каждая община людей имеет свои собственные средства влияния, которые используются в различных формах коллективной жизни. В них сконцентрировано социально-психологическое содержание образа жизни. Все это проявляется в обычаях, традициях, обрядах, ритуалах, фестивалях, танцах, песнях, рассказах, мифах, в изобразительном, театральном и музыкальном искусстве, в художественной литературе, кино, радио и телевидении. Эти конкретные формы массовой коммуникации обладают мощным потенциалом воздействия друг на друга. В истории человечества они всегда служили средством образования, вовлечения человека через общение в духовную атмосферу жизни.

Проблема человека занимает центральное место во всех аспектах общения. Занятие чисто инструментальной стороной коммуникации может выровнять ее духовную (человеческую) сущность и привести к упрощенному толкованию коммуникации как информационно-коммуникационной деятельности. При неизбежном научно-аналитическом расчленении коммуникации на составляющие ее части важно не потерять человека как духовную и активную силу, трансформирующую себя и других в процессе.

Общение — самая сложная психологическая деятельность партнеров.

  1. Понятие и специфика общения.
  2. Умеете ли вы общаться? Уверен, что все скажут: «Да, конечно». Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор, обмен информацией. В тоже время, всем известно, что понятие “общение” намного обширнее, чем наше обычное: «Привет!» — «Пока».

    Если заглянуть в прошлое, то нам, считающим себя людьми современными, станет просто стыдно. Ведь люди, уже начиная с XVI-XVII веков, общались на таком высоком уровне, что нам и не снилось. Сейчас мы оправдываемся перед самими собой, мол «бешеный век, нам и присесть-то некогда, не то что поговорить». И, утешая себя этой мыслью, продолжаем общаться на том же низком уровне.

    Предполагая, что «умею общаться» – означает: «умею правильно общаться», а только так и надо понимать поставленный вопрос, то ответ на него можно посчитать, как недостаточно скромный. Хотя речь и играет огромную роль в общении людей, но ведь все прекрасно знают, что люди, например, любящие, не нуждаются в словах, чтобы выражать свои чувства, мысли. Им вполне достаточно видеть друг друга. Этот факт имеет свое подтверждение в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина», в сцене объяснения Кити и Левина, когда они, не произнося ни слова, пишут мелком на зеленом сукне столика для карточных игр лишь начальные буквы слов, составляющих весьма сложные по синтаксису и содержанию предложения.

    Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, формирование и развитие личности. Общение сопровождает все эти процессы, способствует их осуществлению. Общение многогранно прежде всего потому, что оно реализуется на разных уровнях: общаться могут страны и народы, партии коллективы и отдельные личности, соответственно этому и взаимодействие между сторонами в этом процессе будет различно по своей социальной значимости. Кроме того, общение может проявляться по-разному: быть непосредственным или опосредованным, различаться по видам и, наконец, в процессе него люди могут обмениваться мыслями, чувствами, опытом, трудовыми навыками и т.п.

  3. Функции общения.
  4. Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими функциями, которое оно выполняет. Во-первых, в общении осуществляется обмен информацией между людьми. Информационно-коммуникативная функция в той или иной форме и степени связана со всеми формами деятельности людей. Даже мыслительные процессы, по мнению некоторых ученых, протекают более результативно при условии непрекращающегося информационного общения.

    Общение выполняет так называемую регуляционно-коммукативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается своеобразная иерархия ценностей. Не удивительно, что именно в общении человек познает и переживает свою значимость.

    Общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку и в конечном счете формирует тот эмоциональный фон, на котором осуществляется наша деятельность и который в немалой степени определяет само мироощущение. Эта функция общения в социальной психологии получила название аффекно-коммуникативной. В реальном общении все его функции органически сливаются, независимо от его формы.

  5. Сущность процесса общения.
  6. Итак, процесс общения, коммуникации. Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, т.е. общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять «считывать» со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, сообщение характеризуется каким-то содержанием, какой-то формой и каким-то смыслом. Это не одно и то же. Допустим, что некто (скажем, молодой человек) преподносит кому-то (скажем, знакомой девушке) букет желтых тюльпанов. И делает он это необычно: без улыбки, с отчужденным выражением лица. По форме (допустим, что произносится: «Возьми, пожалуйста, цветы от меня») здесь все стилистически, грамматически и по этикету корректно. Содержание — «передача или подношение цветов» — ясно и вполне может быть, в общем оценено положительно. Но смысл особый: «юноша расстается с девушкой». Вспомните, что лицо его было серьезным, а тюльпаны были желтые (издавна желтый цвет — символ расставания, разлуки). Разумеется, истинный смысл реального коммуникативного акта такого рода может быть и иным, если юноша смог достать только желтые тюльпаны или вообще не знал, что желтый цвет — это символ. Неприветливое выражение лица может определяться обстоятельствами, не имеющими никакого отношения к свиданию. Важно было только привести пример возможного вообще в этой ситуации смысла, показать, чем смысл может отличаться и от содержания и от формы конкретного коммуникативного акта. Необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухословесном) канале, проще — о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие — способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) нам никто ничего не сообщал.

    В качестве важного компонента коммуникативного акта выступают мотивы участников общения, т.е. их цели и намерения. Преподаватель, допустим, хочет в лекции сообщить нечто студентам, чтобы они это нечто усвоили. Бывает, что кое-кто из студентов не хочет в это же время усваивать это нечто. Тогда говорят о «ножницах в интенциях» (намерениях). Общение в таких случаях либо затрудняется, либо приходит к нулевому результату.

    Наконец, всем хорошо известно, что человек во время акта коммуникации может говорить одно, а думать другое, т.е. лжет или просто о чем-то умалчивает из каких-то (не обязательно плохих) побуждений. В целом ряде случаев (а с помощью научных методов — всегда) можно обнаружить диссоциацию (т.е. рассогласование) формы и содержания сообщения. Криминалисты, например, хорошо знают, как важно наблюдать во время дачи показаний за выражением лица и внешним видом допрашиваемого. Да и мы с вами, не будучи специалистами, часто говорим что-нибудь вроде: «по глазам вижу, что неправда», «говорит о веселом, а сам все ходит, места себе не находит — что-то его тревожит. Спросишь — «все в порядке», а на деле…»

    Следовательно, если мы хотим, чтобы нас поняли правильно, надо, чтобы и форма, и содержание, гармонично сливались бы друг с другом, не внося элементов диссоциации. И каналы связи при этом должны быть свободны от «шума» (так специалисты называют любые, не только звуковые, помехи). Разговаривая, не хорошо отворачиваться, заниматься посторонними делами (например, листать книгу), нельзя, одним словом, «зашумлять» канал связи. Естественно, что надо выбрать оптимальную громкость голоса – говорить достаточно громко, но не оглушать, держать оптимальную дистанцию общения (об этом даже есть специальные интересные исследования). Плохой подчерк — не такой уж безобидный недостаток, если подумать, что он может помешать адресату легко и правильно понять написанное письмо. А Вы сами разве не испытывали раздражения, разбирая с трудом чьи-то каракули?

  7. Формы общения и их культура.
  8. Общения между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными формами межличностного общения являются анонимное, функционально-ролевое, в котором особое место занимают служебные отношения, неформальное и интимно-семейное общение. Приведенная классификация, конечно, условна. Она не исчерпывает все возможные формы общения, в которых может участвовать человек.

    Рассмотрим основные формы поподробнее.

    Анонимное общение представляет собой взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми. Под ним понимают любые временные связи между людьми, в которых они выступают как граждане, жители города или населенного пункта, пассажиры поезда, самолета или городского транспорта, зрители кинотеатра или спортивного матча, посетители музея или выставки и т.п. Имеется виду их предварительное и, как правило, последующее незнакомство. Они встречаются, вступают во взаимоотношения друг с другом и расходятся. Они анонимны, безымянны по отношению друг к другу.

    Формально-ролевое общение предполагает различной продолжительности связи между людьми, которым присущи определенные роли. Участники такого общения выполняют определенные функции по отношению друг к другу: покупатель – продавец, пассажир – проводник, официант – клиент, врач – больной и т.п. Служебные отношения тоже носят функционально-ролевой характер, но им присуща значительная длительность, они, как правило, имеют большое значение в жизни людей. Их участники знают друг друга в большей или меньшей степени, по крайней мере, как работников, членов одного коллектива.

    Неформальное общение представляет собой всевозможные личностные контакты за пределами официальных отношений сослуживцев, членов каких-либо организаций. Разумеется, неформальное общение возможно и с товарищами по работе, но лишь в том случае, если оно выходит за рамки служебных отношений. Примерами могут быть неслужебные контакты с товарищами по работе, знакомыми, встречи с друзьями, товарищами по спортивным и иным увлечениям и т.п. Особая область неформального общения – общение между близкими людьми или членами семьи.

  9. Классификация коммуникативных актов.
  10. Если рассмотреть сами коммуникативные акты по их видам и типам, то в зависимости от разных критериев классификации мы получили бы и различные разновидности: по содержанию: производственные, практически-бытовые, межличностно-семейные, научно-теоретические; по форме контактирования: прямые, опосредованные. Скажем, переписка является опосредованной формой контактирования коммуникантов, а личная беседа — прямой формой контактирования; по типу связи: двунаправленные и однонаправленные. Например, чтение книги, или просмотр кинофильма, или выполнение роли зрителя на спектакле — однонаправленный коммуникативный акт. Но если Вы аплодируете актерам, или пишете автору пьесы, книги или кинорежиссеру письмо, или награждаете певцов аплодисментами — связи становятся двунаправленными, взаимными; по степени взаимосоответствия коммуникантов: высокая, удовлетворительная, незначительная, неудовлетворительная, отрицательная. При неудовлетворительной степени взаимосоответствия (в таких случаях и о коммуникабельной несовместимости и даже о полной психологической несовместимости) уместно констатировать: «говорят на разных языках». Хотя имеют при этом в виду вовсе не разные национальные языки, а, например, совершенно несовмещающиеся пристрастия, интересы, манеры разговаривать и общаться в целом; по результатам: от негативного («совершенно превратно меня понял, извратил мою мысль») через нулевой («никак не можем понять друг друга») к позитивному («он меня понимает, а я — его»). Шкала негативного и позитивного результатов достаточно растянуты: мы можем понять кого-то так, что он будет в восторге, а можем вызвать просто кивок одобрения. Непонимание может граничить и с извращением понимания. Именно по этому и необходимо стремиться к максимальному успеху в общении.

    Есть люди, которые не очень разговорчивы. Они могут слушать Вас с вниманием, но в тоже самое время Вы этого не увидите. Вам кажется, что Вас просто не хотят слушать, а на самом деле у Вашего собеседника такая привычка и для него это норма общения. Часто так ведут себя люди, которые имеют либо уважаемое положение в обществе, либо высокий рост и большие размеры. Часто при разговоре с такими людьми мы чувствуем себя неуютно, смущаемся, а иногда и останавливаемся, т.к. нам кажется, что нас не совсем внимательно слушают или просто игнорируют. Этому часто способствует наша собственная установка перед разговором. Если нам кто-то сказал нечто, не делающее собеседнику чести, до разговора, то у нас появляется отчуждение, и при том не всегда правомерное.

  11. Понятие установки.
  12. Установка — очень неприятная вещь. Она может помешать началу разговора или привести к конфликту в процессе общения. В гоголевском «Ревизоре» есть тому подтверждение:

    «Городничий… Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.

    «Хлестаков. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть в тюрьму! Да какое вы имеете право? Да как вы смеете?.. Да вот я… Я служу в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я…

    Городничий (в сторону). О, господи ты боже, какой сердитый! Все узнал, все рассказали, проклятые глупцы!

    Городничий (вытянувшись и дрожа всем телом). Помилуйте, не губите! Жена, дети маленькие… не сделайте несчастным человека.

    Хлестаков. Нет, я не хочу! Вот еще! мне какое дело? От того, что у вас семья и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно!.. Нет, благодаря покорно, не хочу».

    При всей вымышленности и условности комедийной ситуации она отличается глубоким пониманием очень важного психологического явления, которое специалистами называется «установка». В данном случае у городничего и у Хлестакова выявляются при встрече свои установки, т.е. свои собственные содержательные представления о том, что может произойти, что, по мнению персонажей должно произойти. Ведь городничий ждал приезда ревизора, поверил Бобчинскому и Добчинскому, что ревизор уже здесь, что он, городничий, разговаривает с ревизором, которого надо смягчить, привлечь на свою сторону, «подмазать» и тем самым избежать краха карьеры. А Хлестаков знал, что он задолжал в гостинице, и его, поэтому, ожидают неприятности, причем не исключен и арест, так как расплатиться с долгами он не сможет. Именно поэтому городничий не сомневается в силе Хлестакова — ревизора, а Хлестаков в намерениях городничего арестовать его. При этом они оба не замечают признаков другой реальности, истолковывают реплики друг друга исключительно на фоне собственных установок.

    Установки всякого рода играют чрезвычайно важную роль в теоретической и практической деятельности человека и ярко выступают в процессах общения. Чтобы не попасть впросак самому и не поставить в неловкое положение собеседника, надо знать, что такое установка, как она развивается в условиях общения, как ее можно изменить и как ею следует управлять. Проделайте мысленно (можно и на практике!) такой эксперимент. Вы с приятелем находитесь в кинозале. Погас свет, началась демонстрация фильма. Все (и Вы со своим приятелем тоже) внимательно следят за происходящим на экране. Неожиданно Вы спрашиваете приятеля (шепотом, конечно, но так, чтобы Вас было слышно): «Вспомни, пожалуйста, как называется яйцекладущее млекопитающее. Утконос, что ли?» Если фильм тематически никак не связан в данный момент с Вашим утконосом и зоологией вообще, можете не сомневаться, что Ваш вопрос не будет даже расслышан. Вас обязательно переспросят. Но ведь если Вы спросите что-нибудь уместное, касающееся сюжета фильма, характеристики актера и т.п., Вам ответят. Даже если Вы зададите свой вопрос тише, чем первый. Почему? Да потому, что «уместно», «понятно» то, что относится к наиболее вероятному в данной ситуации, о чем принято в данной ситуации говорить, что входит в «установку на восприятие данного фильма». Все остальное оказывается за пределами поля внимания, а поэтому и не узнается, не понимается.

    В условиях повседневного общения нередко кто-нибудь вдруг (именно «вдруг», т.е. неожиданно) начинает рассказывать случай из своей жизни или, скажем, анекдот, в то время, как ни того, ни другого от него не ждут. Некоторые люди начинают разговор, как бы продолжая развивать свои собственные мысли, которыми они были поглощены сами, а никто из присутствующих о них не имел никакого понятия. Вот, например: «Вы думаете это правильно?!» — раздраженно спросил однажды пожилой человек женщину, стоящую рядом с ним в автобусе. Та растерялась: «Простите, но я Вас не понимаю… Мы, кажется, не знакомы с вами…». Оказалось, что пожилой разгневанный мужчина хотел оказать растерявшейся женщине услугу: стоящая рядом с ней сердобольная мама посадила на освободившееся место свою здоровенькую и жизнерадостную дочь лет восьми-девяти. Вот вместо этой девочки и должна была сесть, как полагал разгневанный, женщина, не обратившая на происшедшее никакого внимания. Своим возгласом, продолжившим ход его мыслей, мужчина как бы приглашал осудить неверный поступок матери девочки. Но разве можно понять его намерения по его возгласу? Пришлось разъяснить, тратить нервные усилия, зря терять время…

    Бывает, что человеку весело, у него хорошее настроение, ему хочется поделиться им с окружающими. Разве это плохо? И уже рассказывается веселый анекдот или поясняется причина радостного состояния. Но при этом человек может и не заметить, что другие-то настроены «на другую волну». Их может что-то огорчить. Они могут скорбеть о потере друга или родного человека. Как на фоне такой установки может прозвучать шутка? Как выглядит при этих условиях широкая улыбка? Мы назовем их по праву проявлениями бестактности. Значит, начиная разговор, проверьте, уместно ли вообще начинать говорить, надо-ли говорить то, что Вам захотелось. Одним словом, вступая в общение, начинайте с «ориентировки» в ситуации общения: всегда ответьте сами себе на мысленные вопросы о том, кто перед вами, о чем и как можно (и нужно ли вообще) говорить.

    Очень часто нам приходится сталкиваться с ситуацией, когда наша собственная шутка не вызывает ожидаемой реакции, будь то смех или хотя бы улыбка. А если мы сами не находим ничего смешного в шутке приятеля? Как поступать тогда? Тем более, если кто-то подшутил над кем-то, и этот второй обиделся. Обычно те люди, у которых прекрасное чувство юмора, прекрасно начинают общение, а у кого это столь важное чувство отсутствует — затрудняются начать разговор, познакомиться. «Не понимает человек шутки — пиши пропало! И знаете: это уже не настоящий ум, будь человек хоть семи пядей во лбу!» — это слова Антона Павловича Чехова. С этим можно согласиться, можно и не соглашаться, но факт остается фактом и не каждый из нас обладает чувством юмора. Трудность обнаружения у самого себя слаборазвитого чувства юмора заключается в том, что вообще не существует людей, которые бы не смеялись, которым бы не бывало смешно. Но смех может вызываться разными причинами. Если эти причины ничтожны или вообще не могут быть, строго говоря, причинами веселья, то здесь уместна поговорка: “Смех без причины — признак дурачины”. Например, нельзя считать уместным смех при виде упавшей полной женщины, которая шла по улице, неся тяжелую сумку с продуктами. Но есть люди, которым это смешно, и тем смешнее, чем больше разных вещей выкатится из сумки упавшей, чем больше будет грохота. Человек, способный рассмеяться при этом, вероятно, не способен придумать ничего смешнее, как убрать стул из-под садящегося на него человека. Можно почти с полной уверенностью сказать, что такой «шутник» еще не дорос до понимания действительно смешного и плохо знает или не знает лучших образцов юмора. Но это не значит, что чувство юмора нельзя развить. Ведь развить можно (и это доказано экспериментально) и музыкальный слух. Как это сделать? Для этого придется немного потрудиться, хотя труд в последствии будет вознагражден сверх меры добрым смехом. Надо будет почитать, наверно, юмористические очерки, романы, например, не забыв про «Похождения бравого солдата Швейка».

  13. Язык как вид общения.
  14. Самым частым видом общения является разговор. Во время разговора мы используем язык, будь он наш родной или иностранный, в любом случае он необходим.

    Язык — бесценный дар, которым наделен человек. «Языком не расскажешь, пальцами не растычешь» — говорят в народе. С помощью слов можно рассказать обо всем. «Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается в нем: отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающаяся страсть», — писал А.П. Герцен. Язык — орудие человека. Он необходим, чтобы люди могли полноценно общаться. Верно, конечно, поется в старой песне, «ведь порою и молчание нам понятней многих слов». Но ведь это порою. А в повседневном общении нам чаще всего не хватает именно слова, и мы «корчимся, безъязыкие», пытаясь найти его, это единственно нужное, правильное, точное. «Изводишь, единого слова ради, сотни тонн словесной руды…» Это не только о поэтах и поэзии. Это и в каждом, кто ценит высказанное, стремится взвешивать свое слово, понимая, что оно является сильнейшим раздражителем, может оказать огромное воздействие на человека»: слово может убить, слово может спасти».

    Общение с помощью речи обеспечивает успех совместной деятельности. Когда мы хотим выразить свое отношение к царящей вокруг неразберихе, мы говорим: «Вавилонское столпотворение!» Истоки этих крылатых слов — в библейской легенде о сооружении в древнем Вавилоне башни до неба («столпа творение»), окончившемся неудачей, так как бог разгневался, смешал языки людей, и они перестали понимать друг друга. «Говорим с тобой на разных языках, не можем найти общего», — с горечью заключаем мы, когда нет взаимопонимания, и отношения не складываются. Общение посредством слова (речевое общение) закрепляет и сохраняет опыт человечества, передавая его от поколения к поколению, потому что язык — это орудие культуры.

    В более чем 3,5 тысячах языков мира многогранно отражаются все достижения науки, техники, искусства. Интерес к родному языку, стремление к совершенному владению его письменной и устной формами всегда характеризуют культурного человека. Нет такой сферы общения, где бы ни требовалось хорошее владение языком и умение пользоваться этим бесценным даром, завещанным нам предками.

    Знаем ли мы родной язык? «Конечно, — ответят многие. Ведь с детства им пользуемся. Да и в школе всякие там склонения, спряжения изучали. Вот чужой, незнакомый язык, другое дело. «Но оказывается, что «склонения-спряжения», да и вся грамматика — только составная часть языка. Да и не только в ней суть. Главное в том, что язык — важнейшее средство общения.

  15. Соотношение общения с этикетом.
  16. Слово “этикет” французского происхождения и означает “ярлык”, “этикетка”. В европейских языках в т.ч. и в русском, оно стало общепринятым, употребляется для обозначения внешних форм культурного поведения.

    Этикет – это “установленный порядок поведения, формы обхождения в каком-либо общении”. Первоначально этикет обозначал правило дворцового церемониала при французском королевском дворе, затем распространился в аристократических кругах.

    Этикет в современном обществе имеет ряд разновидностей: дипломатический, военный, деловой, повседневного неформального общения. Этикет – это формализованные, согласованные, принятые в данном обществе или социальной группе правила поведения, посредством которых выражается уважительное отношение к личности, ее достоинству, создается удобство общения, обеспечивается его соответствие эстетическим вкусам.

    Содержание этикета охватывает правила поведения в массовых, повторяющихся ситуациях: приветствия при встречах и прощаниях, поведение за столом, в общественных местах и т.д.

    Этикет позволяет нам не только совершать правильные поступки в массовых, повторяющихся ситуациях, но и предписывает им определенные нормы речевого общения.

    Этикет определяет и правила поведения в особых обстоятельствах жизни. Так, на похоронах недопустимо веселье, но необходимо выразить родным и близким сочувствие, соболезнование. На свадьбе, вечеринке принято быть веселым, дружелюбным, общительным и не портить другим настроение скорбным видом.

    Во все времена и во всех сложившихся обществах поведение людей регламентируется правилами, которые соответствуют конкретной ситуации общения. Когда произносят слово «этикет», хочется добавить: «придворный», так часто встречается словосочетание «придворный этикет». И сразу в памяти всплывают пышные картины церемоний, блестящие наряды придворных дам с веерами и вельмож со шпагами, и с перьями на шляпах. Кавалеры низко склоняются в замысловатых поклонах и совершают сложные и ловкие движения шляпами, подметая перьями сверкающий пол; дамы приседают, склоняя головы в париках. Слышится музыка неторопливых менуэтов и обращения: «О, сударыня, если бы мне было позволено высказать свое восхищение!…» Понятно, что и вызов на дуэль должен был быть обставлен эффектным швырянием перчатки к ногам обидчика со словами вроде: «Имею честь предложить вам, сударь, скрестить вашу шпагу с моей, завтра же на рассвете у левой стены монастыря Сен-Жермен!» А вызываемый должен был подобрать брошенную перчатку, что означало бы: «вызов на дуэль принят», и ответить так, например: «Я всегда мечтал об удобном случае, сударь, чтобы преподнести вам урок фехтования именно в том месте и в то время, которые вы сами изволили назначить».

    Но мы сейчас поговорим не об этикетах давно минувших дней, знакомым по романам Дюма или Вальтера Скотта, не будем останавливаться и на церемонии раскуривания трубки мира в североамериканских племенах индейцев. Существует много книг, рассказывающих нам о правилах хорошего тона, о поведении в общественных местах, о том, как надо правильно сервировать стол, обращаться с вилкой и ножом, и т.д., как пригласить на танец, и уступить место в трамвае. Совокупность всех правил поведения и словесного обращения и составляет то, что называется этикетом. Каждое действие, каждое обращение необходимо, как Вы знаете, сопровождать уместными к случаю ритуалами: «волшебными словами»: пожалуйста, благодарю вас и т.д. Можно, конечно, забыть (если уж так случилось) о той или иной словесной формуле, сопровождающей услугу, найдя что-нибудь другое, не менее подходящее. Важно лишь всегда помнить, что сущность и значение этикета определяются внутренней готовностью одного человека помочь другому и тем, что называется деликатностью, тактичностью. Другими словами, не навязывать своего общества, оставаясь вежливым; стремление не мешать другим, оставаясь свободным в совершении собственных действий. А это значит, в конце концов, что нельзя шуметь и перебивать в разговоре других. Желая высказать свое мнение (в том числе и возражение, несогласие со словами или действиями других), надо предварительно осведомиться, сказал ли собеседник все, что он хотел, готов ли он выслушать Вас. Этикет, как вы уже догадываетесь, включает в себя не только словесные формы выражения вежливости, сочувствия. Этикет слова и действия не должны вступать в противоречие с внешним видом человека, его одеждой. Иными словами, этикет полностью не соблюден, если при всей правильности и вежливости поведения, молодые люди являются в театр в джинсах и пестрых майках. Еще хуже, если в яркой экстравагантной одежде кто-нибудь присоединится к похоронной процессии.

    Даже одеваясь (и еще раньше, приобретая одежду), надо иметь в виду, что одежда, походка, манера стоять, сидеть, даже смеяться, образуют своеобразную знаковую систему; так или иначе одетый человек о чем-то заявляет, что-то сообщает о себе другим. Например, свадебное платье, праздничный костюм — знаки предстоящего торжества; спортивный костюм, теннисная ракетка в руках «говорят», что человек — спортсмен; небрежная прическа и неопрятные джинсы — о том, что человек пренебрегает эстетическими чувствами других. Грязь под ногтями и запачканная одежда вовсе не сигнализирует о принадлежности человека к рабочему классу. Это просто признаки неряхи, которому недоступны ни правила личной гигиены, ни понятия об эстетике внешнего вида. Громкие переговоры во время киносеанса, неснятая в помещении шапка — признаки невоспитанности и эгоизма.

    «По одежде встречают, по уму провожают», гласит русская народная мудрость. Иными словами, в общении важны и внешний вид, и сказанные Вами слова. Этикет, как мы уже говорили, регулирует общение, взаимодействие людей. Надо серьезно, с умом относится к этикету, к умению общаться. Правило довольно простое: то, что может быть неприятно Вам, неприятно окружающим.

    Итак, что же все-таки необходимо, чтобы правильно общаться? Надо, в первую очередь уважать собеседника, слушать его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться, не «зашумлять» каналы связи. Необходимо, так же, выглядеть соответствующим образом, чтобы не было рассогласования, стараться говорить только то, что думаем, дабы не вносить диссоциации. Все это если не универсальные способы общения, то, по крайней мере, они помогут правильнее общаться и находить общий язык с людьми.

    Пренебрежительное отношение к этикету, нежелание следовать ему – показатель недостаточного культурного развития человека, затрудняющего его взаимоотношения с другими людьми. Соблюдение же этикетных правил создает атмосферу дружелюбия, уважительности, доверия, теплоты, особого психологического климата, преодолевающего отчужденность людей.

  17. Список используемой литературы:

Характеристики связи

Коммуникация обычно проявляется в единстве ее пяти сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информативной, эмоциональной и конативной.

Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с его непосредственным окружением: с другими людьми и сообществами, с которыми он связан на протяжении своей жизни.

Познавательная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него ожидать и многие другие, связанные с личностью партнера.

Коммуникативно-информативная сторона — это обмен между людьми с различными восприятиями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.д.

Эмоциональная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроений в личных контактах между партнерами.

Конвариантная (поведенческая) сторона коммуникации используется для координации внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров.

Коммуникация выполняет определенные функции. Их шесть:

  1. прагматическая функция коммуникации отражает ее необходимость-мотивацию и реализуется во взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. В то же время, сама коммуникация очень часто является самой важной необходимостью.
  2. функция образования и развития отражает способность коммуникации оказывать влияние на партнеров, а также развивать и совершенствовать их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек учится универсальному опыту, исторически сложившимся социальным нормам, ценностям, знаниям и способам действия, и формируется как личность. В широком смысле, общение можно определить как универсальную реальность, в которой человеческие умственные процессы, состояния и поведение рождаются, существуют и проявляются на протяжении всей жизни.
  3. функция подтверждения дает людям возможность признать, подтвердить и подтвердить себя.
  4. функция ассоциации-диссоциации людей, с одной стороны, путем установления контактов между ними, способствует передаче необходимой информации друг другу и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, тем самым объединяя их в единое целое, а с другой стороны, может стать причиной дифференциации и изоляции личностей в результате общения.
  5. функция организации и поддержания отношений служит интересам установления и поддержания достаточно стабильных и продуктивных связей, контактов и отношений между людьми в интересах их совместной деятельности.
  6. Внутриличностная функция коммуникации реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную на природе диалога).

Типы связи

Коммуникация чрезвычайно универсальна. Она может быть представлена в своем разнообразии по типам.

Проводится различие между межличностным и массовым общением. Межличностное общение ассоциируется с непосредственным контактом между людьми в группах или парах, постоянным в составе участников.

Массовая коммуникация — это совокупность прямых контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Кроме того, проводится различие между межличностным общением и ролевым общением. В первом случае участниками общения являются определенные люди с определенными индивидуальными особенностями, которые проявляются в процессе общения и организации совместных действий. В ролевой коммуникации ее участники выступают в качестве носителей определенных ролей (покупатель-продавец, учитель-ученик, начальник-подчиненный).

В ролевой коммуникации человек лишается определенной спонтанности своего поведения, поскольку его шаги и действия предопределены выполняемой ролью.

В процессе такого общения человек раскрывается не как личность, а как конкретная социальная единица, выполняющая определенные функции.

У человека есть выбор между доверительной и конфликтной коммуникацией, первая из которых характеризуется передачей особо ценной информации. Доверие — неотъемлемая черта любого вида общения, и без него мы не сможем вести переговоры или решать интимные проблемы. Конфликтное общение характеризуется противостоянием людей, выражением недовольства и недоверия.

Общение может быть как личным, так и деловым. Личное общение — это обмен неофициальной информацией.

Деловое общение — это процесс взаимодействия между двумя людьми в рамках общей ответственности или деятельности. Наконец, коммуникация является прямой и косвенной. Прямая (косвенная) коммуникация исторически является первой формой общения между людьми. На ее основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованной коммуникации.

Медиативное общение — это взаимодействие с помощью дополнительных средств (письменные, аудио- и видеоматериалы).

Некоторые из видов связи на диаграмме не комментируются, и смысл понятен даже без объяснения причин.

Функции общения

Хотя мы и понимаем важность взаимосвязи с другими людьми, но не всегда удаётся уловить все функции общения. Учёный-психолог В.Н.Панферов выделял 6 основных пунктов:

  1. коммуникативная – взаимодействие людей на разных уровнях – от индивидуального до общественного;
  2. когнитивная – понимание переданной информации;
  3. информационная – обмен данными между друг другом;
  4. креативная – формирование новых связей между людьми, их развитие;
  5. конативная – руководство и исполнение ролей по отношению друг к другу;
  6. эмотивная – эмоциональный контакт между людьми.

В других источниках можно увидеть классификацию на 4 функции:

  1. синдикативная – объединение людей;
  2. инструментальная – передача информации, способ управления обществом;
  3. трансляционная – передача сужденный, оценок, способов деятельности;
  4. самовыражение – возможность показать и представить себя другим, для взаимопонимания.

Или более краткое и обобщённое разделение:

  1. социализация – образование навыков взаимодействия в социуме (что это такое?); усвоение правил и норм;
  2. контроль общества – организация поведения и работы людей;
  3. экспрессивная функция – понимание эмоций, чувств, переживаний других.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]