Когда ты на кого-то в обиде, это подразумевает снятие с себя ответственности за свое эмоциональное реагирование, а также за принятые тобой решения, приведшие в конечном счете к обиде.
Когда ты систематически снимаешь с себя ответственность в различных сферах жизни, то это менталитет жертвы. Как я ранее писал, чтобы выявить в себе менталитет жертвы, достаточно ответить на вопрос, за что ты отвечаешь в своей жизни.
Сейчас я напишу о том, почему вообще так происходит, что ты снимаешь с себя ответственность и перекладываешь ее на других, будь то отдельные люди, группы лиц, организации, правительство, вселенная, Господь Всемогущий или что бы то ни было.
Источник статьи здесь.
В основе перекладывания ответственности лежит такой механизм, как психологическая проекция.
Что такое виктимблейминг?
Виктимблейминг – это обвинение жертвы, перекладывание на пострадавшего человека ответственности за случившееся с ним несчастье или даже за преступление, совершенное против него. Этот термин пришёл в русский язык из английского. Он образован от слов victim (жертва) и blaim (винить).
Автором термина считается американский психолог Уильям Райан, опубликовавший в 1971 году книгу «Blaming the victim». В ней автор подробно рассматривает тему перекладывания вины или её части на жертву в контексте такой проблемы как расизм.
Виктимблейминг встречается во всех сферах человеческих отношений, но чаще с ним сталкиваются жертвы домашнего насилия и женщины, пережившие изнасилование. Самое страшное, что осуждение в их адрес часто звучит от школьных учителей, чиновников, депутатов, омбудсменов и других людей, являющихся для многих моральными авторитетами.
Стандарты для управления документами
Результаты работы организации зависят от системы управления, а создание документов и управление ими – неотъемлемая часть любого делового процесса организации. Персонал, работающий с документами, должен быть квалифицированным, знать свои обязанности и понимать ответственность за их недобросовестное выполнение. Об этом написано в международных стандартах, содержащих требования к системам менеджмента (например, в часто внедряемом на российских предприятиях ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования»). Не секрет, что в нашей стране принятие принципов, зафиксированных в этих стандартах, дается непросто – многие воспринимают их как изложенную непростым языком теорию, не имеющую ничего общего с действительностью. Но положения этих документов на самом деле очень полезны.
Вопросу управления документами посвящены следующие стандарты:
1. ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информация и документация. Управление документами. Часть 1. Понятия и принципы» (далее – ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019);
2. ГОСТ Р 7.0.101-2018/ИСО 30301:2011 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информация и документация. Системы управления документами. Требования» (далее – ГОСТ Р 7.0.101-2018/ИСО 30301:2011).
В ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019 распределению ответственности между работниками уделено особое внимание. Так, установлено, что ответственность должна быть определена для:
- всех участников процесса создания документов;
- лиц, участвующих в управлении документами;
- всех пользователей документных систем.
Согласно ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019 ответственность распространяется на всех сотрудников, которые создают и используют документы, и должна быть определена, установлена и доведена до их сведения (Таблица 1).
В соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 15489-1-2019 в организации необходимо закрепить ответственность в ряде документов (Схема 2).
Для эффективного управления документами следует распределить ответственность между работниками. ГОСТ Р 7.0.101-2018/ИСО 30301:2011 регламентирует реализацию системы управления документами (далее – СУД), которая связывает управление документами с успешной деятельностью организации и подотчетностью путем создания структуры, включающей политику, цели и руководства для документов. Положения этого стандарта используют те организации, которые приняли решение о разработке и внедрении СУД.
Примеры виктимблейминга
Один из самых распространенных и циничных примеров виктимблейминга – осуждение изнасилованной женщины. Обычно её сразу начинают обвинять в том, что она слишком откровенно одевается, ведёт себя распутно, поздно возвращается домой. Всё сводится к тому, что с порядочной женщиной подобного случиться не могло. И никто не задумывается, что ей и без всеобщего осуждения нелегко.
Также с виктимблеймингом часто сталкиваются жертвы домашнего насилия. В их адрес звучат фразы в стиле «Почему же она это терпит и не уходит от него?», «Наверное, сама заслужила!» или даже «А что ты сделала, чтобы он тебя не бил?!».
К сожалению, обвинение жертвы – это настолько распространенное явление, что массу примеров каждый из нас может наблюдать вокруг себя. Наверняка вы тоже можете вспомнить пример, когда кто-то произносил фразу «Сам виноват!» в ваш адрес или в адрес вашего знакомого. Обвинения в адрес пострадавшего обычно звучат примерно так:
- У человека вытащили кошелёк в автобусе? Сам виноват! Свой кошелёк надо беречь и следить, чтобы карманнику не так просто было до него добраться.
- Знакомого обсчитали в магазине? Сам виноват! Нужно быть внимательнее, а лучше вообще доставать в магазине калькулятор, демонстрируя продавцу, что обман не пройдёт.
- Пьяный сосед поздно возвращался домой, и его избили? А нечего пьяным ночью разгуливать (наверняка ещё и сам «нарывался»).
- Кто-то попал в аварию? Так сам и виноват – с осторожным водителем такого не произошло бы!
Интересно, что осуждающие не могут оставаться в стороне. Они считают своим долгом продемонстрировать собственное отношение к данной ситуации, чтобы раскрыть всем глаза на то, что жертва сама виновата в том несчастье, которое свалилось на её голову.
Нормативные и методические документы по делопроизводству об ответственности
Основным нормативным актом организации, регламентирующим вопросы работы с документами, является инструкция по делопроизводству. При ее составлении мы традиционно рекомендуем организациям всех форм собственности ориентироваться на положения трех документов:
1. Правила делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления[1] (далее – Правила делопроизводства).
2. Методические рекомендации по разработке инструкции по делопроизводству в государственных органах, органах местного самоуправления[2] (далее – МР по разработке ИД).
3. Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях[3] (далее – Примерная инструкция по делопроизводству).
В указанных нормативных актах между должностными лицами распределена ответственность за организацию документооборота (Таблица 2). В п. 3.1 МР по разработке ИД сказано, что аналогичные положения необходимо предусмотреть в разделе «Общие положения» локальной инструкции по делопроизводству.
Права, обязанности и ответственность должностных лиц следует зафиксировать в их должностных инструкциях. Чтобы нормативные и организационно-правовые документы организации были «рабочими» (иными словами – исполнялись всеми сотрудниками), необходимо обеспечить согласованность их положений. Так, в нашем случае в должностных инструкциях должны быть зафиксированы обязанности по работе с документами, предусмотренные инструкцией по делопроизводству для разных категорий должностей. Они должны быть зафиксированы в должностной инструкции руководителя структурного подразделения хотя бы кратко (Пример).
Чтобы задача по обеспечению согласованности положений организационных и нормативных документов была успешно реализована, целесообразно разработать и закрепить единые формулировки для их включения в проекты должностных инструкций. Сделать это можно в нормативном документе, устанавливающем требования к структуре и тексту должностных инструкций в организации (если он есть), или же разместить информацию в общем доступе на корпоративном портале. Контроль за включением тех или иных обязательных положений в должностную инструкцию осуществляется в ходе согласования ее проекта. Делать это может как специалист по управлению документацией (начальник службы делопроизводства), так и работник, координирующий деятельность по разработке должностных инструкций в организации (например, начальник отдела кадров).
Ответственных за делопроизводство в подразделениях, как правило, назначают персонально (пофамильно) приказом руководителя, при этом их должностные инструкции (с соблюдением норм трудового права) включают обязанность по ведению делопроизводства в структурных подразделениях. Обычно детализация этой задачи в должностной инструкции не предусматривается. Перечень операций, вменяемых ответственному за делопроизводство в подразделении, удобно оформить отдельным пунктом приказа.
Причины виктимблейминга
Анализируя различные ситуации и пытаясь понять, что такое виктимблейминг, психологи обнаружили, что данное явление по сути является защитной реакцией человеческой психики. Человеку хочется верить, что с ним и его близкими ничего плохого произойти не может. Поэтому он считает, что несчастья происходят только с теми людьми, которые так или иначе их заслуживают.
В психологии существует понятие «Вера в справедливый мир» или «Гипотеза справедливого мира». Это особенность восприятия, свойственная большинству людей. Она заключается в том, что людям окружающий мир кажется справедливым и уравновешенным. Им кажется, что зло всегда будет наказано, а добро – награждено. Обратите внимание, что речь здесь не о религиозных взглядах, а о подсознательном ожидании справедливости.
Когда у кого-то случается несчастье, человек сразу ищет этому объяснение. Просто он не готов принять тот факт, что кто-то незаслуженно пострадал. Ведь если подобное возможно, значит аналогичная неприятность может произойти с ним самим или с кем-то из его близких. Поэтому человек перекладывает вину на жертву, чтобы сохранить веру в то, что подобное несчастье не может быть незаслуженным.
Таким образом, виктимблейминг – это защитная реакция психики, позволяющая нам сохранять «веру в справедливый мир». Глядя на то, как кто-то другой переживает несчастье, человек неосознанно пытается найти причину произошедшего, чтобы убедить себя, что пострадавший заслужил это. Такая особенность восприятия позволяет человеку и дальше смотреть на мир через «розовые очки», веря, что с ним и его близкими ничего подобного случиться не может.
Исследуя данный феномен, психологи обнаружили, что склонность к виктимблеймингу напрямую зависит от нравственности человека и его моральных ценностей. Люди с социалистическими взглядами (ориентированными на благо всего общества), более склонны винить жертву. Тем же, кто ставит превыше всего права и свободы каждой личности, виктимблейминг обычно не свойственен.
Почему мы проецируем свои чувства на других?
Проекция — это заученное поведение.
Будучи детьми, мы видели как родители и/или воспитатели проецировали свои чувства, и просто копировали их — учились, что так себя и надо вести. Что это естественное, нормальное человеческое поведение.
Вторая, и очень важная причина — желание защититься от негативных эмоций.
Чаще всего ты проецируешь на других, потому что в тебе настолько много подавленных негативных эмоций, которых ты стыдишься и предпочитаешь не видеть, что ты подсознательно
, на уровне инстинктов, пытаешься разгрузить эти эмоции, перенеся их на другого, в попытке избавиться от них и облегчить свое состояние.
И здесь мы вплотную подходим к обидам. Твое детство было переполнено ими. И ты продолжаешь носить в себе непрощенные обиды, которых ты стыдишься, потому что считаешь, что обиды — это “детский сад”.
И незаметно для себя ты вымещаешь груз прошлых обид на других людей, портя себе жизнь и отношения.
Откуда в людях столько подавленных эмоций?
Вероятно, один из твоих родителей не был полностью доступен для тебя эмоционально в твоем раннем детстве. Итогом этому стало то, что ты научилась прятать определенные эмоции, которые раздражали твоего родителя, побуждая его отстраняться от тебя и не уделять тебе внимание, которое тебе было необходимо. Фактически, ты всю жизнь практиковала сокрытие и подавление некоторых эмоций, и сейчас этот процесс происходит на автомате, неосознанно.
Еще одна возможная причина — детская травма. Травмирующие события очень эффективно учат человека, что определенные сильные эмоции, такие как грусть, гнев, обида или даже сексуальное желание — неприемлемы.
Негативные последствия виктимблейминга
Жертвы преступлений, особенно когда речь идёт о сексуальном насилии, обычно стыдятся того, что с ними произошло. Общество же посредством виктимблейминга способствует усилению чувства стыда. Это приводит к тому, что жертвы не ждут поддержки, не обращаются в полицию и скрывают произошедшее с ними, боясь подвергнуться клеймлению и позору.
Таким образом обвинение жертвы не только наносит ей моральный ущерб, но и в целом ухудшает ситуацию в обществе. Это развязывает руки преступникам, поскольку раскрытие преступлений затрудняется из-за того, что сами жертвы молчат о произошедшем. Поэтому виктимблейминг представляет собой серьезную проблему современного общества. И если мы хотим повысить уровень всеобщего благополучия, необходимо активно бороться с данным явлением.
Распределение ответственности за работу на разных этапах жизненного цикла документа
В организации, которая провела глобальное распределение ответственности, служба делопроизводства (или секретарь) обеспечивает методическое руководство и контроль соблюдения порядка работы с документами. А пишут письма и выполняют поручения исполнители – сотрудники структурных подразделений. И кто же виноват, если документ содержит ошибки, а поручение не исполнено вовремя?
На практике вопрос разграничения обязанностей и ответственности приобретает особую остроту именно тогда, когда речь заходит о конкретных действиях тех или иных сотрудников на разных этапах работы с документами. Разберем два направления работы, по которым чаще всего возникают споры между секретарем и исполнителями: создание документов (документирование) и исполнение документов (поручений).
Создание документов (документирование)
Критериями для оценки эффективности процесса работы над проектом документа (документирования) можно считать:
- качество документа – документ прошел оценку (согласование) всеми заинтересованными сторонами; текст и композиция соответствуют нормам официально-делового стиля и требованиям к конкретному виду документа;
- своевременность выполнения операций – соблюдены сроки, установленные для каждого этапа работы: создания, согласования, подписания, регистрации, рассылки документа.
Различные упущения в ходе работы над проектом документа могут повлечь за собой неприятности. Например:
- документ оформлен с нарушениями и не принят к регистрации организацией-адресатом, в результате чего руководителю придется подписать его повторно;
- в документе обнаружены ошибки (от грамматических до фактических), что нанесло ущерб репутации компании и ее первого лица;
- между подписанием документа и его регистрацией или отправкой прошло длительное время (руководитель думал, что письмо отправлено, но выяснилось, что нет, и началось внутреннее разбирательство) и т.д.
Действующие нормативные акты по делопроизводству возлагают максимальную ответственность за качество документа на исполнителя (Таблица 3).
В зависимости от специфики организации, особенностей и формы организации делопроизводства в локальной инструкции по делопроизводству предусматривают дополнительные положения по разграничению обязанностей и ответственности. Так, документ может содержать требования, связанные с особенностями взаимодействия между секретарем и исполнителями на этапах регистрации документа и подготовки к отправке (например, требование заполнять поля регистрационной карточки документа в системе электронного документооборота на разных этапах работы). Учтите следующие советы:
1. В п. 4.4 Примерной инструкции по делопроизводству определен перечень подразделений и лиц, с которыми необходимо согласовывать проекты документов. В их числе – служба делопроизводства. И если, например, для юридической службы очерчен круг рассматриваемых документов (проекты ЛНА, проекты приказов), то согласно этому нормативному документу служба делопроизводства должна согласовывать все документы организации. По крайней мере те, требования к которым регламентированы в третьем разделе Примерной инструкции по делопроизводству. Одновременно с этим лишь для одной группы документов (а именно для распорядительных документов) оговорен обязательный контроль за правильностью оформления со стороны службы делопроизводства (см. п. 3.17 Примерной инструкции по делопроизводству). Рекомендуем в локальной инструкции по делопроизводству однозначно определить, какие виды документов согласовывает служба делопроизводства (секретарь) и что является предметом согласования.
2. Действующие нормативные акты по делопроизводству содержат требования к срокам выполнения тех или иных процедур. Так, например, согласно п. 5.36 Примерной инструкции по делопроизводству регистрация исходящих документов осуществляется в день их подписания или, в некоторых случаях, на следующий рабочий день. За регистрацию документов, как известно, отвечает служба делопроизводства или секретарь. Одновременно с этим в п. 7.11 Примерной инструкции по делопроизводству указано, что после подписания документа исполнитель передает его на регистрацию в порядке, установленном в локальной инструкции по делопроизводству. Кто будет виноват в срыве сроков и как обосновать это, если исполнитель забудет о подписанном документе на несколько дней? Рекомендуем обращать особое внимание на нюансы при разработке локальной инструкции по делопроизводству, продумать и описать единый порядок работы на тех этапах, которые в Примерной инструкции по делопроизводству не освящены и зависят от специфики организации. Как организован процесс передачи документов на подпись руководителю? Что происходит с документами после подписания? Как организовано взаимодействие исполнителя и службы делопроизводства (секретаря) на этом этапе? Ответы на эти вопросы желательно закрепить документально.
3. В соответствии со своими трудовыми обязанностями секретарь руководителя обеспечивает организацию работы с документами в приемной руководителя. Это, как правило, установлено в его должностной инструкции. А вот в действующих нормативных актах, устанавливающих требования к инструкциям по делопроизводству, о работе приемной как таковой не сказано. Рекомендуем подумать о регламентации работы приемной при регламентации делопроизводства вашей организации.
Исполнение документов (поручений)
В рамках организации исполнения документов нормативными актами по делопроизводству обязанности и ответственность распределены между разными категориями должностных лиц (Таблица 4). Если говорить обобщенно, то основная задача подразделений – исполнять документы в срок или своевременно уведомлять руководителя о необходимости эти сроки скорректировать. Довольно большой объем задач, объединенных понятием «контроль сроков исполнения», делегирован службе делопроизводства. «Досталось» и руководителю – вполне логично, что именно он осуществляет контроль «по существу».
Рекомендуем в локальной инструкции по делопроизводству в разделе, посвященном организации контроля исполнения, предусмотреть следующие нюансы:
1. В соответствии с п. 6.8 Примерной инструкции по делопроизводству служба делопроизводства осуществляет проверку своевременности доведения документов, подлежащих исполнению, до работников. Однако практика показывает, что неправильно концентрировать всю ответственность в одном месте. В ЛНА целесообразно установить обязанность работников по регулярной проверке новых задач в СЭД, электронной почты, забору документов на бумажном носителе из ячеек структурных подразделений.
2. С учетом специфики компании и ее документооборота (традиционный или электронный) следует тщательно описать работу службы делопроизводства (или секретаря) по предварительной проверке и регулированию хода исполнения документов (поручений), чтобы все действующие лица понимали допустимую степень вмешательства контролера, а ответственность за неисполнение не перекладывалась на его плечи из-за отсутствия конкретики во внутренних нормативных актах. Это касается и взаимодействия службы делопроизводства (или секретаря) с руководителем: подумайте о том, какая информация и в какие сроки необходима руководителю для осуществления контроля по существу рассматриваемых вопросов и своевременного вмешательства.
Как избежать виктимблейминга?
Как было отмечено выше, жертвы преступлений стыдятся произошедшего с ними и часто действительно чувствуют вину. Они подолгу рефлексируют, продумывая различные сценарии событий, в которых они могли бы благополучно избежать того, что произошло. В итоге они и сами часто приходят к выводу, что пострадали из-за собственной ошибки или даже по своей вине.
Нередко бывает так, что даже люди, прекрасно понимающие, что такое виктимблейминг и почему его нужно избегать, ненароком задают неудачные вопросы, давящие на жертву и заставляющие её почувствовать себя виноватой. Поэтому если ваш близкий человек пострадал из-за несчастного случая или стал жертвой преступления, обсуждая с ним эту ситуацию крайне важно правильно подбирать слова.
Нельзя употреблять фразы в стиле «Как ты умудрился?», «А я тебя предупреждал» или «Надо было …» – такие высказывания только усугубляют ситуацию. Лучше просто выразить сочувствие и поддержку, выслушать человека, не пытаясь толковать произошедшее. Если это будет уместным, можно предложить сходить куда-нибудь, чтобы развеяться.
Я ИЛИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА?
Когда речь идет о самооправданиях, нельзя не вспомнить о теории локуса контроля (Джулиан Роттер). Локус контроля – понятие, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи либо внутренним, либо внешним факторам. Склонность приписывать результаты деятельности внешним факторам называется «внешним локусом контроля», или экстернальностью. Такие люди любят оперировать понятием «судьба», в случае успеха (особенно чужого) склонны считать, что «это просто везение», а в случае неудачи как раз активно ищут самооправдания из серии «кто же мне помешал».
Те, кто привык принимать и успехи, и неудачи как результат своей собственной активности (как действия, так и бездействия), называются интерналами и имеют внутренний локус контроля. Достижениями они гордятся, считая, что сделали очень много, чтобы достичь такого результата. Предположение, что им «просто повезло», может их сильно задеть: «Это не везение, это большая работа!» В случае неудачи они склонны брать ответственность на себя, критически оценивать свое поведение и делать выводы на будущее. Интернал с большей вероятностью не будет оправ-дываться, он постарается объяснить ситуацию, не снимая с себя ответственности.
Конечно, позиция интерналов выглядит более зрелой. Ведь даже если ошибка очевидна другим и влияет на общий результат, открытое признание своей неправоты означает, что чело¬век обдумал ситуацию и вряд ли допустит ее повторение. В этом случае даже деловые партнеры могут не отказаться от сотрудничества, дав «второй шанс». Такая позиция хороша и в семье, когда одному супругу есть в чем обвинить второго и тот открыто признает: «Был неправ, исправлюсь».
Таким образом, можно сделать важный вывод: цель оправданий – обелить наш образ, не допустить ухудшения отношения со стороны других. Но, оправдываясь, мы не достигаем этой цели. Напротив, в наш образ добавляются новые, не слишком светлые краски.
Уход от ответственности
Постепенно, вырастая, ребенок все больше начинает понимать, что если обвинить кого-то в своих неудачах, плохих оценках в школе, в неумении дружить, то можно легко уйти от ответственности и не пытаться исправить то, что было совершено, а значит можно делать все, что заблагорассудиться.
Чтобы этого не случилось, родителям важно внимательно следить за тем, что они говорят друг другу или как отзываются о своих друзьях, родственниках, коллегах по работе, как реагируют на действия ребенка, всегда ли выясняют причину произошедшего и как часто поощряют придуманные малышом истории. Ведь ребенок не имеет своего жизненного опыта и полностью перенимает то, что он видит и слышит вокруг.
Гиперопека
Еще один вариант – это гиперопека над ребенком. Когда малыш спотыкается и падает, то очень часто слышит такие слова: «Это камушек виноват, давай его накажем, чтобы он тебе больше под ноги не попадался». Если вдруг на ребенка залаяла собака, это совсем не значит, что виновата именно она, возможно, ребенок ее дразнил или замахнулся рукой, а после возникшей агрессии со стороны животного заплакал, испугался и побежал жаловаться, что собака на него залаяла. И вместо того, чтобы сначала узнать, а не он ли причина такого поведения животного, чаще всего родители встают на сторону ребенка и начинают причитать: «Ой, какая плохая собачка, давай ее прогоним». У ребенка формируется модель поведения, когда вину за собственные действия он легко может переложить на кого-то.
Детские фантазии
Например, когда ребенок увлечен игрой и представляет себя в роли какого-то животного, чаще кота или собаки, он начинает совершать какие-то действия и поступки, характерные для этого животного, совершенно не отделяя себя от его образа. И когда кто-то из родителей заходит в комнату и видит разбросанные вещи, разорванную бумагу или раскиданные книги, то чаще всего на вопрос: «Кто это сделал?», малыш отвечает: «Это не я, это кот».
Что делать родителям в этом случае? Прежде всего, не стоит паниковать и думать, что ребенок вам врет. Если это случилось в первый раз, то от того, какая реакция родителей последует за его поступком, будет зависеть и дальнейшее поведение ребенка. Если мама или папа обвинит ребенка во лжи, значит в следующий раз правды от него родители могут уже не дождаться, и постепенно ребенок начнет перекладывать ответственность за все свои не очень хорошие поступки на кого-то, кого он себе в этот момент представляет.
Для того чтобы этого не произошло, достаточно внимательно выслушать ребенка, иногда даже поддакивая ему или кивая головой в знак того, что вы внимательно и серьезно слушаете его рассказ, а затем сказать, что его история очень интересная, но теперь нужно вместе навести порядок.
Тем самым родители покажут малышу, что ему не нужно бояться говорить правду, а за его фантазии наказывать его никто не собирается, но нужно взять ответственность за свой поступок и навести порядок, и ему в этом готовы помочь самые близкие для него люди.